Научная статья на тему 'Уточнение сущности понятия «Бизнес-процесс»'

Уточнение сущности понятия «Бизнес-процесс» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1930
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уточнение сущности понятия «Бизнес-процесс»»

УТОЧНЕНИЕ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «БИЗНЕС-ПРОЦЕСС»

Д.Ю. Астанин, магистрант Воронежский государственный технический университет

Одними из самых современных теорий организационных изменений являются сегодня Всеобщее управление качеством (TQM) и реинжиниринг бизнес-процессов (РБП). Эти и другие теории, основанные на процессном подходе, вызвали к себе значительный интерес со стороны ученых, консультантов и менеджеров. Появилось множество статей, книг, выступлений на конференциях, предложений консультационных фирм и других материалов. Однако до сих пор в научных кругах нет единого толкования как самого процессного подхода, так и его основных понятий. Появление международных стандартов ISO серии 9000 хотя и дало серьезный импульс к развитию методик процессного управления, но проблему различных толкований понятия «бизнес-процесс» не решило. Целью настоящей статьи является анализ имеющихся подходов к определению понятия «бизнес-процесс» и уточнение его сущности.

Важность концептуального определения бизнес-процесса определена тем фактом, что построить любую систему управления можно только на основе однозначно определенных объектов, входящих в эту систему. В системе процессного управления организацией объектом управления и является бизнес-процесс.

Для понимания сущности термина «бизнес -процесс» необходимо определить предпосылки его появления. Изначально человек создавал предприятия для того, чтобы выполнять сложную или трудоемкую работу, которую он не смог выполнять в одиночку. По мере увеличения сложности работ и численности людей в организациях появлялись самостоятельные отделы. Такое объединение работников облегчало управление и давало определенные преимущества (например, повышение профессиональных навыков ввиду специализации). Однако по мере роста связь между структурой предприятия и характером производственного процесса ослабевает. При этом связи между отделами затрудняются, и каждый отдел неизбежно стремится расширить область своего влияния и оптимизировать собственные показатели. В результате несогласованность целей и действий отделов может привести к тому, что повышение эффективности деятельности отделов не вызывает повышения эффективности деятельности организации в целом (а иногда и снижает ее). Процессный подход позволяет устранить несогласованность между целями, отдельными работами и подразделениями посредством анализа

бизнес-процессов организации. Акцент смещается от управления отделами к управлению бизнес -процессами.

Так что же все-таки представляет собой бизнес-процесс? Рассмотрим некоторые из определений.

1. Бизнес-процесс - совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя [1].

2. Бизнес-процесс - набор логически взаимосвязанных действий, выполняемых для достижения определенного выхода бизнес-деятельности [2].

3. Процесс - совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы [3].

4. Бизнес-процесс - сгруппированные и взаимодействующие функции хозяйственной деятельности, создающие продукт или группы продуктов, ориентированные на конкретного потребителя [4].

5. Бизнес-процесс - совокупность взаимосвязанных функций (операций), выполняемых для удовлетворения потребности клиентов в продукции и услугах различными подразделениями предприятия и управляемых организационно из одного процессного подразделения [5].

При анализе определений необходимо учитывать, что существует пять разных типов клиентов процесса (рисунок) [6]. Понимание некоторыми авторами под термином клиент только внешнего потребителя также искажает сущность понятия «бизнес-процесс». Отличие вторичных выходов процесса от первичных состоит в том, что они не являются его главной целью. Вторичные выходы обычно служат входом для других процессов. Представленные на рисунке категории могут пересекаться или отсутствовать.

Необходимо отметить, что определение понятия должно отличать его от всех других и раскрывать существенным образом его содержание. Однако приведенные выше 1,2 и 5 определения понятия «бизнес-процесс» (с учетом уточнения понятия «клиент») формально можно отнести к любым процессам, происходящим в организации. Так, логическая взаимосвязанность действий и наличие входов и выходов не отличает бизнес-процессы от других процессов. Используемое же в некоторых определениях выражение «вид деятельности» в современной управленческой

литературе означает поле (сферу) бизнеса, что обусловливает некорректность его использования в определении.

Множество авторов не выделяют различий между терминами «бизнес-процесс» и «процесс» или вообще отказываются от использования термина «бизнес-процесс». Так, в международном стандарте ISO 9000:2000 принят термин «процесс». В литературе существует тенденция использования этих понятий как синонимов. Даже основоположники РБП М. Хам-мер и Дж. Чампи в своей работе [1] не делают акцент

на различиях между этими терминами. На наш взгляд, подобная ситуация возникла вследствие проблемы перевода англоязычного понятия «business process». Некоторые авторы пытаются перевести это выражение путем перевода каждого слова в отдельности (как «деятельность» и «процесс»), а затем, видя неадекватность полученного, заключают, что «... иных процессов, кроме процессов деятельности, в организациях не существует» [7].

6

5

1 - Первичный клиент

2 - Вторичный клиент

3 - Косвенный клиент

4 - Внешний клиент

5 - Потребитель

6 - Первичный поставщик

7 - Вторичный поставщик

Входы и выходы процесса

Однако необходимо учитывать, что слово «business» в выражении «business process» имеет атрибутивное употребление (в качестве определения) и переводится как «деловой» или «практический». Отсутствие понятия «деловой процесс» в русском языке заставило переводчиков использовать прием калькирования и получить новый термин «бизнес-процесс». Однако в русском языке существует понятие хозяйственного процесса, которое, на наш взгляд, является наиболее близким по значению к термину «business process». В сферу производственно-хозяйственной деятельности предприятия включаются процессы

производства (освоение новой продукции, изготовление продукции), воспроизводства (обновление фондов, подготовка кадров) и обращения (процессы снабжения и сбыта). На наш взгляд, добавив слово «business» к слову «process» зарубежные авторы просто хотели подчеркнуть, что имеются в виду процессы, происходящие в организации и связанные с ее хозяйственной деятельностью. Очевидно, что выражение «реинжиниринг процессов» не определяет, каких именно. Поэтому в русском языке приходится добавлять «реинжиниринг процессов в организации (на предприятии и т.п.)». Точно такую же роль и иг-

рает атрибутивное слово «business», которое лишь уточняет, что речь идет о процессах в «коммерческой фирме». В текстах же нет необходимости постоянно употреблять выражение «хозяйственный процесс» или «процесс в организации», что и обусловило одновременное использование слова «процесс» и «бизнес-процесс» зарубежными авторами.

Таким образом, можно рассматривать эти слова как синонимы. Однако здесь можно упустить важный аспект значения слова «business», а именно нацеленность на финансовую выгоду.

В то же время, по мнению автора, отказ от термина «бизнес-процесс» и его замена терминами «хозяйственный процесс» или «процесс» имеет свои недостатки, вызванные тем, что данные понятия устоялись. Говоря о бизнес-процессах, понимают, прежде всего, их межфункциональный характер. Термин «хозяйственные процессы» в отечественной литературе понимается как совокупность различных видов процессов, разделенных по функциональному признаку. Также, говоря о бизнес-процессе, подразумевается определенность его границ, предполагается его выделение и описание (определение входов и выходов, набора взаимосвязанных операций).

Использование понятия бизнес-процесса также необходимо, чтобы отличить их от остальных процессов, протекающих на предприятии. К остальным относятся те, которые не приносят финансовой выгоды (либо оценить ее сложно), но важны для деятельности организации. Такое различие необходимо, на наш взгляд, для того, чтобы акцентировать внимание на эффективность работы основных хозяйственных процессов (бизнес-процессов). Например, можно описать и провести реинжиниринг процессов управления или процесса внедрения информационных технологий, используя те же инструменты, однако в первую очередь необходимо выявить, как это повлияет на эффективность работы хозяйственных процессов, которые в конечном итоге создают ценность для потребителя. Известный факт, что сам процесс автоматизации существующих хозяйственных процессов оставляет их в неприкосновенности и использует компьютеры, чтобы просто их ускорить. Однако ускорение процессов не может исправить фундаментальный недостаток производительности. Точно так же и формальный учет всех требований стандарта ISO серии 9000 для сертификации, простое описание сложившихся процессов организации без их анализа, изменения и оценки эффективности в будущем, как показывает практика, редко приводит к эффективности внедрения Системы менеджмента качества.

Исходя из вышесказанного, можно предложить следующее определение. Бизнес-процесс - это относительно постоянный цикл взаимосвязанных операций, непосредственно относящихся к осуществлению

хозяйственной деятельности и выполняемых для достижения определенной финансовой выгоды.

Данное определение отличает бизнес-процессы от всех остальных наличием непосредственной связи с хозяйственной деятельностью, сущность которой рассмотрена выше, а также наличием относительного постоянного цикла операций, включенных в бизнес-процесс. Наличие у бизнес-процесса определенной финансовой выгоды является важным его атрибутом, поскольку главной целью выделения бизнес-процессов является оценка их эффективности. Определенный результат имеется у всех организационных процессов, однако бизнес-процесс отличает наличие оценки его финансовой выгоды. Это утверждение часто упускается отечественными авторами, однако в зарубежной литературе отмечается, что «бизнес -процесс - это способ достижения коммерческого результата» [8], причем «коммерческий» в английском языке означает «имеющий финансовую выгоду как основную цель» (Pocket Oxford Dictionary, 1994).

В то же время, определение является достаточно широким, что позволяет отнести к бизнес-процессам большинство процессов организации и относительную свободу их выделения в каждой организации. Это является важным моментом, поскольку не существует стандартного перечня бизнес-процессов, и организации должны разрабатывать свои собственные. Это помогает более глубокому пониманию их собственной ситуации и отражает конкретные задачи, решаемые каждым предприятием.

Следует обратить внимание читателя на тот факт, что процессный подход предполагает возможность рассмотрения всех или большинства процессов организации. Уточнение же сущности понятия «бизнес-процесс» необходимо для устранения путаницы и его подмены более широким понятием «процесс».

Литература

1. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе: Пер. с англ. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. — 332 с.

2. Davenport T. H., Short J. E. The New Industrial Engineering: Information Technology and Business Process Redesign// Sloan Management Review, 1990, (Summer), 11—27.

3. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2001 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" (с изменениями от 7 июля 2003 г.).

4. Кутелев П.В. Организационный инжиниринг: Технологии реинжиниринга бизнеса. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 224 с.

5. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. — М.: Финансы и статистика, 2003.— 256 с.

6. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов: Пер. с англ. - М.: Аудит. ЮНИТИ, 1997. - 224 с.

7. Рубцов С.В. Уточнение понятия «Бизнес -процесс» // Менеджмент в России и за рубежом, 2001. - № 6.

8. Энциклопедия Wikipedia. http://en.wikipedia.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.