УДК 377.5.02: 372.8
УТОЧНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ «ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА» (ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
© 2012 С. В. Арзамасцев
преподаватель специальных дисциплин аспирант каф. методики преподавания технологии e-mail: [email protected]
Курский железнодорожный техникум (филиал Московского государственного университета путей сообщения)
В статье рассмотрены опыт и особенности преподавания дисциплины «Технология ремонта подвижного состава» в Курском железнодорожном техникуме - филиале МИИТ. Учитывая практическую направленность подготовки техников специальности 190304 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», предлагается корректировка содержания дисциплины «Технология ремонта подвижного состава», приближенная к потребностям производства и представленная в форме оригинального учебного плана.
Ключевые слова: технология ремонта подвижного состава, железные дороги, практические занятия, нагруженные детали, ремонт колесных пар.
Содержание дисциплины «Технология ремонта подвижного состава» определяется государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Учитывая специфику учебного заведения предприятий города Курска, содержание дисциплины может быть скорректировано с учетом требований, предъявляемых к выпускникам Курского железнодорожного техникума (КЖДТ) [ГОС 2002].
Обучение в КЖДТ проходит в тесном взаимодействии с предприятиями железнодорожного транспорта, в частности локомотивным депо ТЧ - 29 Орловско-Курского отделения Московской железной дороги. Большая часть практических занятий по дисциплине «Технология ремонта подвижного состава» проводится непосредственно на предприятии [Рабочая программа... 2009].
Железные дороги являются одним из основных потребителей металла и металлорежущего инструмента в нашей стране. За последнее десятилетие из-за недостаточной замены изношенного подвижного состава и проблем со снабжением запасными частями, трудоемкость и себестоимость ремонта увеличились более чем в 3,5 раза. Ремонт подвижного состава на предприятиях Российских железных дорог приобрел характер крупносерийного производства.
Одна из самых затратных составляющих технологического процесса ремонта подвижного состава - механическая обработка восстанавливаемых деталей. Анализ данных предприятий железных дорог и последних публикаций показал, что за прошедшие десять лет объем механической обработки при восстановлении изношенных деталей вырос в 1,6 раза, так как в результате различного рода повреждений в эксплуатации они по трудоемкости механической обработки и затратам на режущий инструмент приравниваются к труднообрабатываемым [ Антиповский 2009].
В процессе эксплуатации тяжелонагруженные детали приобретают свойства обрабатываемости резанием, резко отличающиеся от обрабатываемости новых. Поэтому в ремонтном производстве имеет место различное взаимное сочетание переменных параметров механической обработки как при переходе от одной однотипной детали к другой, так и в пределах обработки одной детали. Это обусловливает сложность при-
менения известных в машиностроении методик оптимизации режимов резания и параметров инструмента. По этим причинам производительность механической обработки при ремонте этих деталей в 6.. .8 раз ниже, а расходы на режущий инструмент в 4.. .6 раз выше, чем в транспортном машиностроении, и составляют более 40% себестоимости механической обработки [Брунчуков 2008].
Наиболее высокие затраты на механическую обработку имеют место при восстановлении изношенного профиля обода колес, наплавленных поверхностей деталей тележки грузового вагона и автосцепного устройства. Ориентировочно в России на эти цели расходуется более 90 тонн дорогостоящего твердого сплава в год. Приобретать новые узлы взамен отработанных в условиях сложившейся экономической ситуации в нашей стране бывает крайне невыгодно. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что экономически выгодно заниматься восстановлением изношенных деталей, нежели приобретать новые [Алифанова 2009].
С целью увеличения производительности процесса обработки металлов резанием все более широкое распространение получают станки с числовым программным управлением (ЧПУ). В соответствии с этим возрастают требования к режущему инструменту, рассматриваются различные пути его совершенствования. В настоящее время наибольшее распространение за счет своих конструктивных качеств получил сборный инструмент, оснащенный сменными многогранными пластинами (СМП). В свою очередь совершенствование сборного инструмента с СМП идет по трем направлениям:
- повышение экономической эффективности методов применения инструмента;
- создание и применение новых высокопроизводительных материалов;
- совершенствование геометрии инструмента.
Благодаря изучению раздела «Технология ремонта механической части. Ремонт колесных пар» студенты имеют возможность закрепить ранее полученные знания по изучаемой дисциплине, приобрести практические навыки в определении неисправностей колесных пар, в измерении колесных пар с помощью специального измерительного инструмента и научиться восстанавливать профиль бандажа колесной пары [Рабочая программа. 2009].
Предлагается включить в процесс обучения дисциплины «Технология ремонта подвижного состава» вместо одной практической работы, касающейся измерения колесных пар локомотивов, четыре. В результате выполнения этих работ студенты получат полный объем информации по восстановлению изношенных поверхностей колесных пар, как наиболее ответственного узла, отвечающего за безопасность движения поездов.
Преподавание дисциплины «Технология ремонта подвижного состава» в Курском техникуме железнодорожного транспорта имеет практическую направленность и проводится во взаимосвязи со следующими дисциплинами: физика, химия, техническая механика, инженерная графика, материаловедение, электрические машины, электротехника и электроника, конструкция подвижного состава, электрические аппараты и цепи электроподвижного состава, охрана труда, неразрушающий контроль узлов и деталей подвижного состава. Одновременно сосредоточивается внимание студентов на конкретных вопросах, которые будут рассматриваться в других учебных дисциплинах на основе данного материала, указывается область применения полученных знаний и умений в предстоящей работе.
Дисциплина «Технология ремонта подвижного состава» относится к циклу специальных дисциплин в структуре основной профессиональной образовательной программы. В ней предусматривается изучение методов обеспечения надежности работы электроподвижного состава, а также видов и методов технического обслуживания и
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 2 (2 2)
Арзамасцев С. В. Уточнение содержания обучения по курсу «Технологияремонта подвижного состава»
(для учреждений среднего профессионального образования)
ремонта в соответствии с технологическими процессами [Находкин 1989; Петропавлов 2006].
В учебном плане выделены следующие темы:
1. «Обмер колесной пары с использованием шаблона ДО - 1, абсолютного шаблона, штангенциркуля (ЦКК), штрихмасса и толщиномера».
2. «Обмер колесной пары с использованием универсального шаблона (модель УТ-1), специального шаблона и бандажного штангенциркуля».
3. «Ознакомление с технологией восстановления профиля бандажа колесной пары».
4. «Ознакомление с технологией восстановления бандажей колесной пары на колесофрезерном станке КЖ20ТФ1».
Как показал опыт проведения занятий по данному учебному плану, качество подготовки студентов, обучающихся по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», повышается, и данные предложения можно рекомендовать учебным заведениям железнодорожного транспорта.
Библиографический список
Алифанова Ю. С. Ориентир на все // Гудок, 2009. № 120. С. 6.
Антиповский С.В., Исакаев Э.Х. и др. Плазменное упрочнение как способ увеличения ресурса колесных пар // Локомотив. 2009. № 6. С. 26-27.
Брунчуков Г.И., Марков Д.П., Сухов А.В. Эксплуатационные испытания бандажей повышенной твердости // Локомотив. 2008. № 5. С. 33-35.
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 1707 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». М., 2002.
Находкин В.М., Яковлев Д.В., Черепашенец Р.Г. Ремонт электроподвижного состава: учеб. для техникумов железнодорожного транспорта / под ред. В. М. Находкина. М.: Транспорт, 1989. 295 с.
Петропавлов Ю.П. Технология ремонта электроподвижного состава: учеб. для техникумов и колледжей железнодорожного транспорта. М.: Маршрут, 2006. 432 с.
Рабочая программа учебной дисциплины «Технология ремонта подвижного состава» по специальности 190304 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», для специализации «Устройства и электрические аппараты электроподвижного состава. Курск: Курский ж.д. техникум филиал МИИТ, 2009. 30 с.