Научная статья на тему 'Уточнение математического описания движения гидрообъемного привода представлением гидромагистралей как элементов с распределенными параметрами'

Уточнение математического описания движения гидрообъемного привода представлением гидромагистралей как элементов с распределенными параметрами Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
75
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Ключевые слова
ГИДРООБЪЕМНАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРУБОПРОВОДА / РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ / ГИДРОПНЕВМОАК-КУМУЛЯТОР / HYDROVOLUME TRANSMISSION OF THE PIPELINE / THE DISTRIBUTED PARAMETRES / HYDRO AIR-POWERED ACCUMULATOR

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Ревин Юрий Григорьевич

Предложен уточняющий прогноз нагрузок в гидроприводе на основе представления гидромагистралей как элементов с распределенными параметрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Ревин Юрий Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specification of the mathematical description of movement of a hydro volume drive by representation of hydromains as elements with the distributed parametres

The specifying forecast of loadings in a hydrodrive on the basis of representation of hydromains as elements with the distributed parametres is offered.

Текст научной работы на тему «Уточнение математического описания движения гидрообъемного привода представлением гидромагистралей как элементов с распределенными параметрами»

УДК 626.822; 626/627.002.5

Ю.Г. Ревин, канд. техн. наук, профессор

ФГОУ ВПО «Московский государственный университет природообустройства»

уточнение математического описания движения гидрообъемного привода представлением гидромагистралей как элементов с распределенными параметрами

Всем землеройно-мелиоративным машинам с активными рабочими органами свойственны значительные динамические нагрузки, которые определяются в основном технологическими и режимными характеристиками рабочего процесса, а также конструктивными особенностями всей машины в целом и ее исполнительных органов.

В этих условиях все большее значение приобретают масс-инерционные и жесткостные характеристики систем привода рабочих органов и механизма поступательного перемещения машины. Изменяя эти характеристики, можно в определенной степени корректировать характер и уровень динамических нагрузок в приводе.

В этом плане гидрообъемная передача обладает большими потенциальными возможностями, которые заключаются в основном в значительном влиянии податливостей напорных и сливных магистралей на динамическую нагруженность привода и которые можно изменять довольно простым способом.

Податливость магистралей можно изменять подключением к магистралям одного или нескольких специальных устройств, называемых гидроаккумуляторами (ГПА).

Гидравлический аккумулятор — устройство, способное накапливать энергию колебаний давления рабочей жидкости за счет упругого элемента с последующим возвращением саккумулированной потенциальной энергии в систему. Эффективность снижения динамических нагрузок (давлений в напорных и сливных магистралях) определяется не только параметрами аккумуляторов, но и местом их подключения к магистралям.

В связи с этим необходимо сформировать математическую модель магистрали как элемента с распределенными параметрами.

В упрощенном виде связь между давлением Р1 и Р2 и расходом Q1 и Q2 на входе и выходе гидромагистрали (рис. 1а) может

быть представлена в форме уравнений четырехполюсника (рис. 16):

Рі ап аі2 Р2

а $21 а22 02

где aij — параметры четырехполюсника.

Как показано в работах [1, 2], для гидромагистралей небольшой длины (до 5...6 м) их передаточные функции могут быть аппроксимированы рациональными алгебраическими функциями от оператора при сосредоточении параметров.

Это сосредоточение по длине гидромагистрали может быть произведено по Т-образной или П-образной схеме.

При Т-образной схеме емкость гидромагистрали и инерционность жидкости сосредоточены в середине. При П-образной схеме половины емкости и инерционности сосредотачивается на концах гидромагистрали.

Для Т-образной схемы (рис. 2а) значения комплексных сопротивлений Zi равны:

^1 = Z2 = 0,5Lтs + 0,5гг; Z3 = 1 / в^,

l Fl 2apl

где Ь = р—, e =—, г =-------- — гидравлические инг F Е---------F

дуктивность, податливость и сопротивление трубопровода соответственно; р — плотность жидкости; I, F — длина и площадь поперечного сечения трубопровода; а — коэффициент.

Ql

Q2

р

Рис. 1. Гидравлический трубопровод как четырехполюсник:

а — принципиальная схема; б — схема замещения

і

б

Ql

-► 2 ■ ГУЧ 1-ГН 1—0

I

о

I

р

Ql

Q2

о-с

р

2.

Р

о-

б

Рис. 2. Схемы замещения трубопровода в сосредоточенных параметрах:

а — простого; б — с подключенным ГПА (в конце магистрали); — операторные сопротивления (импедансы); / — потоки в контурах

Используя в дальнейшем Т-образную схему замещения трубопровода определяем параметры четырехполюсника с помощью теории цепей.

Для простого трубопровода (см. рис. 2а) имеем

ег 5( ьт 5 + Г )

аи = а22 = 1+ "

а12 = (Ьт 5 + Гг ) +

а21 = ег5.

2

ег х( Ьг 5 + Гг )2

4

Для трубопровода с ГПА, установленным в его середине, схема замещения трубопровода такая же, что и в предыдущем случае. Только изменяется операторное сопротивление 23:

23 = 23 + 2а,

где 2^ — операторное сопротивление аккумулятора, 7 = 1 / ех е = V / Е ; V — объем аккумулятора; е —

а а ' а ага ± ^ а

его гидравлическая податливость.

Для определения параметров четырехполюсника используем уравнения узлов и контуров (в соответствии с законами Кирхгофа): уравнения контуров

Р1 = 0121 + 1з2з;

Р2 = 14 2а;

1323 = 1222 + 142а,

уравнения узлов

[01 = 12 + 13; 1^2 = 02 + 14.

Найдем значения потоков / и 0;, а также давления Р.:

/4=р2; Ь — 02 +тт; 73=+

Р

2

= р2 + 0222 + Р222 .

01 = 13 + 12 = 02 =

1 + 22 . 23 У

2а 23

1 1 22

------1-------1-------

\2а 23 2а 23У

Р1 = Р

'1+21+21+22+2^ 2а 23 2а23 2а

+ 02

21 + 22 +

2221 23

Окончательно получим:

21 22 21 22

а,, = 1 + — + — + — +

11 2а 2а 23 2а 23

а12 — 21 + 22 +

1

а21 — ^Г + ~

2 а ‘ 22

а22 = 1 + 7 .

23

3

2122 .

2а 23

Для получения конкретных значений был проведен анализ предполагаемых динамических нагрузок применительно к фрезерной машине типа МТП-44.

Система дифференциальных уравнений, описывающих движение трехмассовой системы привода с представлением гидромагистралей в виде элементов с распределенными параметрами, может быть представлена в следующем виде:

31р1 + с(Ф1 - Ф3) + я( Р1— Рс1) = М№;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■2^р 2 — Ц( Р2 — Рс2) — М;

33ф 3 — с(Ф1 — Ф3) = км;

М — к1(р 2 + к2р 3 + к3Н + т;

А — ЯРЬ( х);

<?(р 1 — г1р1 — 01;

Яф 2 + Г2 Р2 — 02;

Р1 — А Р2

01 02

^(р 2 г2 рс1 — 03;

Я •(Р 1 + Г1Рс2 — 04;

Рс1 — 5 Рс2

03 04

Мдв — —6<Р 1 + аф^

где Р1, Р2, 01, 02 — соответственно давление и расход в начале и в конце напорной магистрали; Рс1, Рс2, 03, 04 — соответственно давление и расход в начале и в конце сливной магистрали; |А| — матрица параметров напорной магистрали в виде четырехполюсника; |5| — матрица

2

I

3

3

3

а

2

I

I

2

4

3

2

параметров сливной магистрали в виде четырехполюсника; фр ф2, ф3 — обобщенные координаты динамической системы (относительные углы поворота соответствующих масс во вращательном движении, рад); ^ — рабочий объем насоса, м3; и1 и п2 — коэффициенты внешней нагрузки на фрезе, Нм-с; п3 — коэффициент влияния глубины канала на внешнюю нагрузку, Нм-м/м; Н — неровности поверхности трассы, м; к — неровности обработанной поверхности, м; Рь($) — передаточная функция фрезерной машины в целом; г2 — коэффициенты внешних утечек насоса и гидромотора соответственно, м5-Н/с; Ь — коэффициент жесткости регуляторной характеристики дизеля, Нм-с; а — коэффициент, учитывающий динамические характеристики системы двигатель-регулятор.

В результате расчетов в соответствии с системой уравнений (1), получены следующие оценки.

Средняя амплитуда переменной составляющей нагрузки момента двигателя равна примерно 120.. .130 Нм, для упругого момента в трансмиссии привода фрезерного рабочего органа средняя амплитуда равна примерно 100.120 Нм. Для сравнения: средняя амплитуда момента двигателя при использовании механического привода для разных рабочих скоростей равна примерно 160.190 Нм.

Меньшее значение амплитуды переменной составляющей нагрузки в приводе фрезерной машины типа МТП-44 при использовании гидрообъемной трансмиссии по сравнению с механической трансмиссией говорит о многом. Сам по себе этот результат очень показателен и свидетельствует еще раз о безусловном преимуществе гидрообъемного привода. Это преимущество, как правило, закладывается при проектировании машины.

Более того, управление уровнем динамических нагрузок в трансмиссии в случае применения гидропривода может быть распространено для периода эксплуатации машины, т. е. появляется возможность оперативного регулирования динамикой машины при выполнении технологического процесса.

Список литературы

1. Селиванов, С.А. Исследование и выбор параметров компенсационно-демпфирующих элементов для рабочего режима гидросистем горных машин: автореф. дис. ... канд. техн. наук / С.А. Селиванов. — М., 1973.

2. Бердников, В.В. Прикладная теория гидравлических цепей / В.В. Бердников. — М.: Машиностроение, 1977. — С. 192.

УДК 629. 114. 2. 001. 24

Е.Н. Власов, канд. техн. наук, доцент В.П. Антипин, канд. техн. наук, доцент А.Я. Перельман, доктор физ.-мат. наук, профессор Л.А. Маслова, студент М.В. Раух, студент

ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С.М. Кирова»

использование сплайн-аппроксимаций для анализа зависимости расхода топлива от передаточных чисел и радиуса звездочки

Расход топлива В=В(іт, ^з) зависит от передаточного числа іт и параметра — радиуса звездочки Я3 Кривые часового расхода топлива В(/'т, ^з) — для типичного набора значений параметра Яз [1] изображены на рис. 1. Математическая обработка экспериментальных кривых, представленных на рисунках, дается с помощью сплайн-аппроксимации. В данном случае используется сплайн-аппроксимация порядка 3 и дефекта 2, которая дает адекватную модель, удовлетворительно сглаживающих данные опытов.

Положим ^(д) = ^11(^)Р(^1) + ^2ів(^і+1) +

В(іт, яз) = 5(д, Яз)(-1 < Д < 1) + + ^4і(^)Р'(^і+1), (1)

и выберем декомпозицию

-1 = До < Д Д < ••• < Дп = 1 с переменным шагом

п—1

А = Д;+1 - = 0 1 •, N — ^ X А — 2

о

На каждом сегменте [д;, д;+1] (' = 0,1, ., N - 1) сплайн-аппроксимация расхода топлива имеет вид [2, 3]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.