https://doi.org/10.30853/manuscript.2020A41
Беккер Альберт Оттович, Дубровин Михаил Феликсович Уточнение атрибуции именника в виде надписи "Д*Н*Д"
В статье представлены результаты исследования и атрибуции оклада иконы. В процессе изучения клейм, проставленных на окладе, было установлено и доказано, что именник в виде надписи "Д^Д" в прямоугольном щитке принадлежит не Д. Н. Дубинину, как указано в литературных источниках, а мастеру Дехтярёву Дмитрию Николаевичу. Кроме того, доказано, что мастера Д. Н. Дехтерёв, Д. Н. Дехтярёв и Д. Н. Дегтярёв - это одно и то же лицо, просто в различных источниках фамилию этого мастера пишут по-разному. Результаты проведённого анализа позволят правильно атрибутировать предметы декоративно-прикладного искусства. Адрес статьи: www .gramota. net/m ate rials/9/2020/4/41.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 4. C. 208-212. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/4/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
Visual, Decorative and Applied Arts and Architecture
УДК 7.021.3; 7.025.4 Дата поступления рукописи: 17.01.2020
https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.4.41
В статье представлены результаты исследования и атрибуции оклада иконы. В процессе изучения клейм, проставленных на окладе, было установлено и доказано, что именник в виде надписи «ДНД» в прямоугольном щитке принадлежит не Д. Н. Дубинину, как указано в литературных источниках, а мастеру Дехтярёву Дмитрию Николаевичу. Кроме того, доказано, что мастера Д. Н. Дехтерёв, Д. Н. Дехтярёв и Д. Н. Дегтярёв - это одно и то же лицо, просто в различных источниках фамилию этого мастера пишут по-разному. Результаты проведённого анализа позволят правильно атрибутировать предметы декоративно-прикладного искусства.
Ключевые слова и фразы: атрибуция; клейма пробирного надзора; клейма-именники; фамилия мастера; период работы мастера; экспертиза предметов декоративно-прикладного искусства; сравнительный анализ клейм.
Беккер Альберт Оттович
Фонд апостола Андрея Первозванного, г. Москва alb ertb ekker@mail. ru
Дубровин Михаил Феликсович, к. техн. н.
Государственный научно-исследовательский институт реставрации, г. Москва info@gosniir. ru
Уточнение атрибуции именника в виде надписи «Д^Н^Д»
В настоящее время при определении подлинности клейм, проставленных на изделиях декоративно-прикладного искусства (ДНИ) из драгоценных металлов, одной только «наглядности» и «знаточества» уже недостаточно. Клейма, особенно именники, могут иметь значительное разнообразие [3-6].
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Государственный научно-исследовательский институт реставрации» (далее - ГОСНИИР) - одно из немногих организаций Министерства культуры Российской Федерации, имеющее лицензию на проведение экспертных исследований, в том числе предметов ДНИ из драгоценных металлов. На первых этапах этой деятельности нашим сотрудникам неоднократно приходилось сталкиваться с ситуацией, где на один и тот же предмет имелись взаимоисключающие экспертные заключения. Нри этом аргументированный спор о подлинности клейм был крайне затруднён из-за отсутствия достоверной информации о клеймах [2]. Стало ясно, что для разрешения спорных вопросов по клеймам требуется достоверная доказательная информационная база по клеймам на изделиях ДНИ из драгметаллов.
Для решения этой актуальной задачи - возможности делать аргументированные выводы о подлинности клейм - в ГОСНИИР создана и постоянно пополняется База данных «Российские клейма на изделиях ДНИ из драгоценных металлов (конец XVII - начало XX в.)» (далее - База данных). Более подробно о создании Базы данных, её научной новизне и возможностях использования можно прочесть в работах М. Ф. Дубровина [3-7; 11].
Цель данной статьи - показать возможности использования Базы данных на конкретном примере исследования оклада иконы «Св. Благоверный князь Александр Невский и Преподобный Иосиф Песнописец», представленного их владельцем на атрибуцию в ГОСНИИР.
Актуальность данной статьи состоит в том, что мы исправляем ошибки предыдущих исследователей [9; 13]. Результаты нашего исследования позволят правильно атрибутировать изделие ДНИ из драгоценного металла в плане установления имени мастера-изготовителя.
Научная новизна нашей статьи состоит в том, что мы не только исправляем ошибки предыдущих исследователей, но и вводим в научный оборот ранее не публиковавшееся клеймо-именник.
Следует специально отметить, что и дальнейшие наши статьи будут наряду с научной новизной также показывать конкретные примеры применения Базы данных в процессе проведения различных экспертных исследований.
Теперь непосредственно к теме статьи.
Процесс атрибуции клейм на предметах декоративно-прикладного искусства (ДНИ) из драгоценных металлов порой ставит перед экспертом ряд сложных вопросов. Скудный и устаревший тематический материал и недостаточное количество научных исследований в этой теме не позволяют в ряде случаев правильно атрибутировать предмет. Поэтому наличие на одном предмете как развернутого, так и сокращенного клейма -это всегда большая удача для исследователя и возможность проведения максимально полной и развернутой атрибуции предмета и установления авторства. Именно таким образом Т. Н. Мунтян и И. А. Комаров [12] доказали, что клеймо в виде инициалов «Э.К» в прямоугольном щитке (см. Илл. 1) принадлежит не петербургскому златокузнецу Эрику Аугусту Коллину - главному мастеру фирмы «Фаберже» в период 1872-1886 гг. [1, с. 438], а Э. И. Кортману - владельцу мастерской золотых и серебряных изделий в Санкт-Петербурге [9, с. 327].
1441 00 Коллин Эри1; Аугуст. См. №ЛН585, 1586.
Иллюстрация 1
В 2019 году в ГОСНИИР на атрибуцию поступил оклад иконы «Св. Благоверный князь Александр Невский и Преподобный Иосиф Песнописец». По результатам комплексной экспертизы, включающей в себя исследование состояния сохранности, следов бытования, технологии изготовления, конструктивных особенностей и проставленных на нём клейм, оклад был признан подлинным. Согласно пробирным клеймам, он был изготовлен в Санкт-Петербурге. На венцах оклада, кроме клейм пробы, стояли клейма-именники (см. Илл. 2).
Иллюстрация 2
Для атрибуции этого именника мы обратились к работе «Золотое и серебряное дело ХУ-ХХ вв.» [13]. На странице 181 под № 1271 опубликована прорисовка такого клейма и указано, кому оно принадлежит.
Иллюстрация 3
Эта информация подтверждается в работе А. Н. Иванова [9, с. 249, № 1380]. Здесь следует заметить, что автор не указывает на точки между буквами, которые присутствуют как в клейме, так и в его прорисовке (см. Илл. 2, 3), но такие небрежности вполне характерны для этого исследователя.
В нижней части фона исследованного нами оклада, наряду с пробирными клеймами, стоит развёрнутое (полное) клеймо-именник, ранее не публиковавшееся в литературных источниках (см. Илл. 4).
Иллюстрация 4
Значит, нам необходимо выяснить, кому же на самом деле принадлежит именник в виде надписи «Д^Н>Д» в прямоугольном щитке (см. Илл. 2).
Так как по результатам исследования венцы и оклад были признаны единовременно изготовленными, мы сделали вывод, что клеймо «Д^Н^Д» принадлежит не Д. Н. Дубинину, а Д. Н. Дехтяреву. Но в архивных источниках упоминается три человека с похожей фамилией и инициалами. Далее мы попробуем установить, кто из них автор оклада.
В интернет-блоге В. В. Скурлова [15] приводится информация по двум мастерам:
«- Дегтярев Дмитрий Николаевич, известен 1867-1874 годах. Владелец мастерской золотых и серебряных изделий, основанной в 1851 году и проживавший по адресу: Владимирский проспект, дом 14, кв. 30. По архивным данным, приводимым в источнике, мастер в 1864 г. имел 22 рабочих и выработал изделий на 18300 руб., а в 1865 году экспонировал свои изделия на V Московской выставке русских мануфактурных изделий;
- Дехтерев Дмитрий Николаевич, известен в 1851-1865 годах. Золотых и серебряных дел мастерская основана в 1851 г. В 1864 г. выработано изделий на 18300 руб. В 1865 г. имел рабочих 22 чел.; экспонировал свои изделия на СПб выставке в 1861 г. и на V-й Московской выставке русских мануфактурных изделий в 1865 г. Проживал по адресу: Владимирская ул., дом Селичевой».
В адресной книге 1867-1868 годов [14, с. 239] упоминается «Дехтерев Дмитрий Николаевич, купец второй гильдии, владелец магазина серебряных изделий, проживавший по адресу: Владимирский проспект, д. 14, кв. 30».
В результате поиска в открытых источниках [8; 16] нами было установлено, что Владимирский проспект с конца XVIII века часто именовался Владимирской улицей, а дом 14 по Владимирскому проспекту, согласно табели домов Санкт-Петербурга на 1875 год, принадлежал Семичеву. Он же указан владельцем по табели на 1891 г. В 1894 году владелицей значится Евлампия Николаевна Семичева, а в 1896 году уже указаны ее наследники [17]. На основании этой информации мы можем сделать вывод, что Владимирский проспект 14 и Владимирская улица, дом Селичевой - это одно и то же место, а Селичева/Семичева - неточность записи. Таким образом, у нас совпали имена, род занятий, адрес и годы работы Дехтяревых/Дегтяревых, что говорит о том, что это один и тот же человек, а разница в написании фамилии - неточность архивной записи.
В работе А. Н. Иванова [9, с. 242, № 1316] опубликована информация о Дехтяреве Дмитрии Николаевиче, владельце мастерской золотых и серебряных изделий, основанной в Санкт-Петербурге в 1851 году. В 1864 году имел 22 рабочих и выработал изделий на 18300 рублей. В 1865 году экспонировал свои изделия на 5-й Московской выставке русских мануфактурных изделий. В работе не указан адрес мастерской, но по остальным данным все совпадает с первыми двумя случаями. Это дает нам основания предполагать, что все три мастера Дехтярев (Дехтерев, Дегтярев) являются одним и тем же человеком, работавшим с 1851 по 1874 гг., а правильное написание фамилии мастера (на момент изготовления оклада) - Дехтярев, что следует из развернутого клейма на предмете.
В принципе такое разночтение фамилий является достаточно распространённым явлением в то время, например, Фенд (Фент) Карл Иосифович [13, с. 219, № 2603], Брицын (Брицин) Иван Савельевич [9, с. 145, № 557]. Этот список можно продолжить.
В нашем случае время изготовления оклада по пробирному клейму однозначно установить сложно, т.к. год не читается (можно увидеть только остатки цифр 18...), но читаются инициалы пробирного мастера: «В С» (см. Илл. 5).
Иллюстрация 5
Согласно источнику «Пробирное дело в России» (1700-1946) [10, с. 726], это клеймо Санкт-Петербургского пробирного мастера Смирнова Владимира Степановича, который работал с 1866 по 1871 год включительно. По информации из «Указателя клейм» [13, с. 179, № 1179, 1180], это клеймо принадлежит неизвестному пробирному мастеру, работавшему с 1866 по 1870 гг. В Базе данных клейм ГОСНИИР представлены фотографии клейм В. С. Смирнова за период с 1865 по 1871 годы [11], что расширяет, относительно литературных источников, временные рамки его работы. Это уточнение еще раз показывает возможности Базы данных ГОСНИИР в процессе атрибуции предметов ДПИ из драгоценных металлов. Период работы пробирного мастера В. С. Смирнова хорошо согласуется с годами работы Д. Н. Дехтярева.
Для более точной датировки оклада был исследован знак удостоверения (клеймо с гербом города Санкт-Петербург) (см. Илл. 6).
Иллюстрация 6
В результате поиска в Базе данных клейм ГОСНИИР нами была обнаружена идентичность знака удостоверения на исследуемом окладе со знаками удостоверения на двух других окладах икон, представленных в Базе данных. Ниже, на Иллюстрации 7, приведена сводная фотография всех трех знаков удостоверения.
Иллюстрация 7
1. Городское клеймо на исследуемом нами окладе № 3360 с иконы «Св. Благоверный князь Александр Невский и Преподобный Иосиф Песнописец».
2. Городское клеймо на окладе № 3150 с иконы «Св. Николай Чудотворец», пробирный мастер Павел Илларионович Михайлов, 1867 год.
3. Городское клеймо на окладе № 2787 с иконы «Св. Николай Чудотворец», пробирный мастер Владимир Степанович Смирнов, 1865 год.
В результате сравнительного анализа изображений (наложения фотографий в программе "Photoshop") было установлено полное совпадение всех трех образцов клейм по графике и размерам. Так как на двух других окладах присутствует отчетливое пробирное клеймо с годом, а городские клейма других годов уже не совпадают по рисунку и размеру, можно с большой долей вероятности предположить, что исследуемый нами оклад был апробирован в период с 1865 по 1867 гг.
Выводы
В результате проведённого нами исследования в научный оборот вводится ранее неизвестное клеймо-именник в виде надписи «Д^Н^ДЕХТЯРЕВЪ» в прямоугольном щитке. Нами уточнена атрибуция клейма в виде надписи «Д^№Д» в прямоугольном щитке. Доказано, что клеймо «Д^Н^Д» в прямоугольном щитке также принадлежит мастеру Дмитрию Николаевичу Дехтяреву. Разночтения в орфографии фамилии мастера (Дегтярев, Дехтерев, Дехтярев) и адреса его проживания являются разночтениями в архивных источниках.
Список источников
1. Габсбург Геза ф., Марина Лопато. Фаберже: придворный ювелир. Вашингтон - СПб.: Государственный Эрмитаж, Фонд искусства Фаберже, 1993. 476 с.
2. Дубровин М. Ф. База данных «Российские клейма на изделиях декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов» // Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства ХУ1-ХХ веков: материалы V Научно-практической конференции (г. Москва, 25-27 октября 2017 г.) / сост. М. В. Ворожбитова, Д. В. Шполянская. М., 2019. Вып. 212. Труды Государственного Исторического музея. С. 199-204.
3. Дубровин М. Ф. Использование Базы данных по клеймам для атрибуции изделий из драгоценных металлов (на примере исследования и атрибуции двух окладов икон) // Манускрипт. 2019. Т. 12. Вып. 11. С. 315-321.
4. Дубровин М. Ф. К вопросу атрибуции российских изделий из драгоценных металлов // Антикварное обозрение.
2001. № 2. С. 12-14.
5. Дубровин М. Ф. К вопросу атрибуции российских изделий из драгоценных металлов // Антикварное обозрение.
2002. № 3. С. 38-40.
6. Дубровин М. Ф. К вопросу атрибуции российских изделий из драгоценных металлов // Антикварное обозрение. 2004. № 1-2 (10-11). С. 69-72.
7. Дубровин М. Ф. Методические рекомендации по фотографированию клейм на изделиях из драгметаллов в исследовательских целях // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2007. № 12 (86). Ч. 3. С. 49-53.
8. Жаров С. Владимирский проспект // Блокнот агитатора. 1979. № 23. С. 41-49.
9. Иванов А. Н. Мастера золотого и серебряного дела в России (1600-1926): в 2-х т. М.: Русский национальный музей, 2002. Т. 1. 461 с.
10. Иванов А. Н. Пробирное дело в России (1700-1946). М.: Русский национальный музей, 2002. 751 с.
11. Исследование и анализ клейм пробирного надзора в Москве и Санкт-Петербурге с 1840-1896 года. Отчёт по НИР (заключительный): утвержден Ученым советом ГОСНИИР 11.12.2018 г. / отв. исполнитель НИР М. Ф. Дубровин. 97 с. // Научно-технический архив Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР).
12. Мунтян Т. Н., Комаров И. А. Кортман или Коллин? К вопросу о расшифровке клейма «Э.К» // Антикварное обозрение. 2005. № 2. С. 58-61.
13. Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. М.: ЮНВЕС; ТРИО, 1995. 374 с.
14. Рынкевич И. И. Всеобщая адресная книга Санкт-Петербурга, с Васильевским островом, Петербургской и Выборгской сторонами и Охтой [Электронный ресурс]: в 5-ти отделениях / предисл. Г. Гоппе и Г. Корнфельда. СПб.: Гоппе и Корнфельд, 1867-1868. 987 с. URL: http://vivaldi.nlr.ru/bx000050217/view (дата обращения: 10.11.2019).
15. Список золотых, серебряных дел мастеров и ювелиров Санкт-Петербурга-Петрограда, 1849-1917 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://skurlov.blogspot.com/2013/05/1849-1917.html (дата обращения: 10.11.2019).
16. Федорова Л. Владимирский проспект [Электронный ресурс]. URL: http://www.encspb.ru/object/2804018361?lc=ru (дата обращения: 10.11.2019).
17. http://www.citywaUs.ru/house4993.html (дата обращения: 10.11.2019).
Attribution of Stamp-Mark "Д*Н*Д"
Bekker Al'bert Ottovich
Foundation of Saint Andrew the First-Called, Moscow albertbekker@mail. ru
Dubrovin Mikhail Feliksovich, Ph. D. in Technical Sciences State Research Institute for Restoration, Moscow info@gosniir. ru
The article describes a research of an icon setting. Having analysed the stamps, the authors prove that, contrary to the established opinion, the rectangular stamp-mark "Д^Н>Д' belongs not to D. N. Dubinin but to the assay master Dekhtyarev Dmitry Niko-laevich. Moreover, it is proved that the assay masters D. N. Dekhterev, D. N. Dekhtyarev and D. N. Degtyarev are one and the same person; obviously, the assay master's surname is spelt differently in different sources. The results of the conducted research allow correct attribution of objects of decorative and applied arts.
Key words and phrases: attribution; stamps of assay supervision; stamps-marks; assay master's surname; period of assay master's work; expertise of objects of decorative and applied arts; comparative analysis of stamps.