Научная статья на тему 'Утилитаризм Н. Г. Чернышевского, П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского'

Утилитаризм Н. Г. Чернышевского, П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
814
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УТИЛИТАРИЗМ / ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ БАЗИС / ТВОРЧЕСКАЯ ПОТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фролова Наталия Александровна

Ядром философских учений о человеке, разработанных Чернышевским, Лавровым и Михайловским, являлась идея целостного понимания человека, согласно которой личность представляет собой нераздельное целое и в этой связи все внутренние и внешние процессы и явления, происходящие и присущие ей, обусловливают друг друга и влияют друг на друга. «На человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезывать человеческую жизнь на разные половины»1, отмечал Н.Г. Чернышевский. Однако несмотря на то что все три философа отстаивали мысль о целостном восприятии индивида, аргументировали свои позиции они по-разному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Утилитаризм Н. Г. Чернышевского, П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского»

УТИЛИТАРИЗМ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО, П.Л. ЛАВРОВА И Н.К. МИХАЙЛОВСКОГО

Фролова Наталия Александровна - кандидат философских наук, доцент Липецкого ГПУ

Аннотация. Ядром философских учений о человеке, разработанных Чернышевским, Лавровым и Михайловским, являлась идея целостного понимания человека, согласно которой личность представляет собой нераздельное целое и в этой связи все внутренние и внешние процессы и явления, происходящие и присущие ей, обусловливают друг друга и влияют друг на друга. «На человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы не раз- резывать человеческую жизнь на разные половины»1, - отмечал Н.Г.

Чернышевский. Однако несмотря на то что все три философа отстаивали мысль о целостном восприятии индивида, аргументировали свои позиции они по-разному.

Ключевые слова: утилитаризм, история русской философии, фундаментальный базис, творческая потенция.

Философское творчество Н.Г. Чернышевского, П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского в истории русской философской мысли - яркий пример применения светского подхода к пониманию человека, органично сочетающего в себе идеи позитивизма, утилитаризма с классическими философско-антропологическими трактовками. В.В. Зеньковский философские изыскания этих мыслителей определил как «этический утилитаризм», уже в самом этом понятии указав на их исходную антропологическую посылку.

Ядром философских учений о человеке, разработанных Чернышевским, Лавровым и Михайловским, являлась идея целостного понимания человека, согласно которой личность представляет собой нераздельное целое и в этой связи все внутренние и внешние процессы и явления, происходящие и присущие ей, обусловливают друг друга и влияют друг на друга. «На человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы не раз-резывать человеческую жизнь на разные половины»1, - отмечал Н.Г. Чернышевский. Однако несмотря на то что все три философа отстаивали мысль о целостном восприятии индивида, аргументировали свои позиции они по-разному. Так, тот же Чернышевский, по собственному признанию, основывал свои антропологические воззрения исключительно на естественнонаучных доказательствах, считая, что философия должна видеть в человеке то же самое, что и медицина, физиология и химия. П.Л. Лаврову и Н.К. Михайловскому ближе были не позитивистские, а классические философские трактовки человеческой сущности, связанные с восприятием ее с точки зрения единства разума, чувства и воли: «Правильная постановка всякого человеческого дела возможна лишь тогда, когда в ней участвует весь человек, во всей своей целостности, в гармоническом сочетании разума, чувства и воли»".

Н.Г. Чернышевский выделял в индивиде два фундаментальных базиса - явления материального порядка и явления нравственного порядка. К последним мыслитель отнес не только феномены, связанные с этической характеристикой личности, но и различные проявления познавательной и эстетической сфер. П.Л. Лавров, в свою очередь, утверждал, что в человеке необходимо отличать «явления, в которых преобладает восприимчивость человеческого духа, явления знания, стремления к истине, от явлений, в которых преобладает производительность человека, именно, от явлений творчества, стремления к стройному, патетическому, прекрасному»3. Таким образом, именно знание и творчество Лавров определял в качестве сущностных характеристик личности. В данной связи важно подчеркнуть, что если Чернышевский принимал во внимание материальную составляющую человеческой жизни, то Лавров, главным образом, сосредотачивался на исследовании духовной сферы, считая, что последняя и является полным выражением сущности человека.

Под знанием Лавров подразумевал результат такой человеческой деятельности, которая связана с накоплением и проверкой фактов, разрушением стереотипов, критикой, достижением истины. Познавательный вид деятельности, согласно философу, имеет три источника, из которых черпается знание: внутренний мир личности, природа и история. Цель любой науки сводится к сопоставлению и сравнению единичных явлений, присущих этим трем источникам, и на основе этого к обобщению, поиску причинно- следственных связей и закономерностей, систематизации.

Вторая атрибутивная характеристика человека - творческая потенция, устремленная на преодоление противоречий и вносящая гармонию в человеческое существование, активизируется

тогда, когда индивид ощущает дисгармонию, разрозненность, упадок. По мнению П.Л. Лаврова, творчество наиболее полно реализуется в таких видах деятельности, как эстетическая, гражданская и этическая. Именно поэтому плоды творческого отношения человека к дейст-оитртп.нпсти иесьмя пазнообпазны: начиная от создания письмен-

Таким образом, знание принципиально отличается от творчества, поскольку первое всегда стремится к усвоению действительности в том виде, в каком она существует, второе, наоборот, сводится к преобразованию реальности. По сути «знание уменьшает бытие предмета, уменьшает число признаков в том, что узнается, переходит от реального к отвлеченному, от формы единичного предмета к существенным признакам представления предмета; творчество увеличивает бытие того, на что оно обращено: оно прибавляет реальный признак к представлению, в нас существующему, к состоянию духа, которым мы проникнуты; оно вводит в мир реальный то, что принадлежало только нашему внутреннему миру; оно дает единичное обособляющее бытие тому, что было обще»4.

Но, несмотря на то, что и П.Л. Лавров, и Н.Г. Чернышевский, и Н.К. Михайловский -каждый по-своему определял и сущностные признаки человека, всех их объединял сугубо утилитарный подход к вопросам о первооснове человеческой жизнедеятельности и исходных предпосылках проявления нравственности. Согласно представлениям указанных мыслителей, исходным основанием жизни любого индивида является нацеленность на получение наслаждения. «Цель всех человеческих стремлений состоит в получении наслаждений»5, - утверждал Н.Г. Чернышевский. Развивая эту мысль, ПЛ. Лавров подчеркивал, что тяга к наслаждению и чувство отвращения от страдания присутствуют во всех без исключения побуждениях личности - в стремлении к пользе, к справедливости, к истине, к стройности, к деятельности вообще. Гедонизм же как исходный мотив человеческих поступков придает им эгоистическую окрашенность: «При внимательном исследовании побуждений, руководящих людьми, оказывается, что все дела, хорошие и дурные, благородные и низкие, геройские и малодушные, происходят во всех людях из одного источника: человек поступает так, как приятнее ему поступать, руководится расчетом, велящим отказываться от меньшей выгоды или меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия»6.

Таким образом, человек по своей природе - существо эгои- ключается в том, что именно эгоизм человеческой натуры и порождает нравственность. «Себялюбивая личность, требующая только наслаждений, в самой себе нашла источник нравственного развития»7, - писал П.Л. Лавров, выводя такие категории, как творчество, мораль, милосердие, справедливость, честь из естественного желания наслаждаться. Описывая механизм трансформации человеческого эгоизма в нравственные установки, мыслитель указывал на то, что в определенный исторический момент сознание индивида достигло такого уровня своего развития, при котором для соблюдения собственных интересов он был вынужден поставить себя на место другого и тем самым признать за ним право на существование и достижение удовольствия. Так был дан старт формированию этического.

Подобно Лаврову, Н.К. Михайловский считал, что в любом высоконравственном поступке всегда можно найти эгоистичную основу. Так, например, отнимая у голодного кусок, человек, безусловно, действует как себялюбец, но, оставаясь голодным для того, чтобы отдать этот кусок другому, он действует эгоистично вдвойне - здесь на первое место выходит желание получить удовольствие от «хорошего» поступка, затмевающее потребность насытиться самому. В этом смысле вполне понятно замечание Михайловского о том, что «альтруизм есть ни что иное как разветвленный эгоизм»8.

По сути, мораль для представителей утилитаризма является одним из способов достижения выгоды и наслаждения. Человек выработал нравственные предписания, во-первых, для того, чтобы достичь каких-то собственных целей, во-вторых, чтобы обезопасить себя от притязаний других. Именно на основе этих идей были сформированы нехарактерные для классической этики представления Н.Г. Чернышевского о главной этической категории «добро». «Добро - это как будто превосходная степень пользы, это как будто очень полезная польза... Добром называют очень прочные источники долговременных, постоянных, очень многочисленных наслаждений»9, -писал он. А если и существует какая-то разница между понятиями добра и пользы, то она касается лишь интенсивности их стоянства, прочности, плодотворности, изобилия хорошими, долговременными и многочисленными результатами»10.

Изложенные выше мысли легли в основу теории разумного эгоизма, которую последовательно отстаивали Чернышевский, Лавров и Михайловский и которая стала ядром их

этических учений. Приверженность этой теории наложила специфический отпечаток на представления этих мыслителей о сущности нравственного. И здесь важно иметь в виду два момента: во-первых, то, что этика интересующих нас философов содержит в себе явные черты релятивизма; во-вторых, то, что сфера этического, согласно представлениям Н.Г. Чернышевского, П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, совпадает с изначальной сущностью человека, подчиняя себе все другие компоненты духовного мира личности. Первое замечание, касающееся этического релятивизма, присущего всем трем мыслителям, находит многочисленные подтверждения на страницах их произведений. Так, рассуждая в духе позитивизма, Н.К. Михайловский писал: «Стоя исключительно на точке зрения причинной связи явлений, нельзя отличить добро от зла, ибо и то и другое одинаково имеют свои причины и, следовательно, одинаково законны. Таким образом наука, теоретическая мысль становится в печальное противоречие с непосредственным нравственным чувством, которое остается без кормила и весла»11. Н.Г. Чернышевский также указывал на относительный характер понятий добра и зла. Логика его рассуждений весьма запутана: в одном месте своей главной работы по философии «Антропологический принцип в философии» он отмечал, что человек называет добрыми поступками те действия других людей, которые полезны для него, следовательно, зло - это все то, что приносит ему вред. В другом месте он рассуждал уже иначе: добр тот, кто делает хорошее для других, зол - кто делает дурное для других. Другими словами, «какой бы вывод ни вздумали вы сделать в нравственных науках, вы всегда найдете, что и он, и другой, противоположный ему, вывод и, кроме того, множество других выводов, не клеящихся ни с вашим, ни с противоположным ему выводом, ни ЛОУГ с лттом. имеют искпенних за-

Однако представления об относительном характере моральных понятий не побудили Лаврова и Михайловского усомниться в необходимости существования нравственного идеала. И тот, и другой с огромным удовольствием рассуждали на эту тему. По мнению П.Л. Лаврова, нравственный идеал, имеющий универсальный характер, требует от человека, с одной стороны, развития физических, интеллектуальных и моральных качеств, с другой стороны, уважения к достоинствам ближнего и готовность самопожертвования ради соблюдения справедливости. Именно стремление достигнуть тех высот, какие ставит перед людьми идеал, активизирует нравственное развитие личности. Моральный же идеал в понимании Н.К. Михайловского соотносим не только с жизнью, но и со смертью: «Он должен выработать такое общее направление жизни, которое, удовлетворяя требованиям чести и совести, вместе с тем дозволило бы встретить неизбежный смертный конец спокойно и непостыдно, без страха и упрека»13.

Таким образом, идея об изначальной эгоистической природе индивида, постоянно стремящегося к наслаждению и получению выгоды, счала базисом антропологических и этических концепций указанных мыслителей. Эгоизм, на определенном историческом этапе переросший в нравственность, совпадает, по мнению Чернышевского, Лаврова и Михайловского, с сущностной спецификой человека. Именно эти философские интенции и позволили причислить этих мыслителей, вслед за В.В. Зеньковским, к такому направлению, как «этический утилитаризм».

Примечания:

1. Чернышевский, Н.Г. Антропологический принцип в философии / Н.Г.

Чернышевский. Собр. соч.: в 5 томах. -М., 1974. - Т. 4. Статьи по философии и эстетике. - С. 292.

2. Михайловский, Н.К. О некоторых явлениях французской жизни / Н.К.

Михайловский. Литература и жизнь (письма о разных разностях). - СПб, 1892.-С. 241.

3. Лавров, П.Л. Очерки вопросов практической философии / П.Л. Лавров. //

Философия и социология. Избранные произведения: в 2 томах. - М., 1965.

4. Лавров, ПЛ. Три беседы о современном значении философии / П.Л. Лавров // Указ. изд. - С. 537.

5. Чернышевский, Н.Г. Антропологический принцип в философии / Н.Г.

Чернышевский // Указ. изд. - С. 287.

6. Там же. С. 282.

7. Лавров, П.Л. Очерки вопросов практической философии // П.Л. Лавров //Указ. изд.-

С. 387.

8. Михайловский, Н.К. О совести г. Минского // Н.К. Михайловский // Указ. изд. - С.

52.

9. Чернышевский, Н.Г. Антропологический принцип в философии // Н.Г.

Чернышевский // Указ. изд. - С. 288-289.

10. Там же. С. 287.

Л.Михайловский, Н.К. О некоторых явлениях французской жизни // Н.К. Михайловский //

Указ. изд. - С. 240.

12. Чернышевский, Н.Г. Антропологический принцип в философии // Н.Г.

Чернышевский // Указ. изд. - С. 244.

13. Михайловский, Н.К. Из литературных воспоминаний и текущей жизни // Н.К.

Михайловский // Указ. изд. - С. 383.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.