Научная статья на тему 'Усули доиры, применяемые в произведениях Бухарского Шашмакома'

Усули доиры, применяемые в произведениях Бухарского Шашмакома Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
203
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСУЛЬ / ДОИРА / ХАФИЗ / МУХАММАС / САРАХАБОР / БУЗРУК / РОСТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Аминбоев Азизбек Зокиржон Угли

В статье говорится о некоторых усулях доиры, применяемых в Бухарском Шашмакоме. Из старины известно, что древние макомы имели очень разнообразные усули доиры. На сегодняшний день только несколько разновидностей широко используются в практике. А также в статье приведены некоторые примеры из Шашмакома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Усули доиры, применяемые в произведениях Бухарского Шашмакома»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УСУЛИ ДОИРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БУХАРСКОГО ШАШМАКОМА Аминбоев А.З.

Аминбоев Азизбек Зокиржон угли - студент, кафедра традиционного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится о некоторых усулях доиры, применяемых в Бухарском Шашмакоме. Из старины известно, что древние макомы имели очень разнообразные усули доиры. На сегодняшний день только несколько разновидностей широко используются в практике. А также в статье приведены некоторые примеры из Шашмакома.

Ключевые слова: усуль, доира, хафиз, мухаммас, Сарахабор, Бузрук, Рост.

Арабское слово «метод» («оригинал») является основой. Смысл этого слова согласуется с понятием выраженного понятия. На самом деле, наряду с нотой, мелодия является одним из важных основой музыки. В древние времена существовала традиция разделения вещей в разных странах между «отцовством» и «материнством». Согласно этой точке зрения, например, небо - отцовство, земля является символом материнства. Смирение приходит с небес и земля рождает. А в музыке мелодия, нота - материнство, а усуль и темп является символом отцовства [1]. Интересно отметить, что при определении разновидностей произведений и их категоризации усуль служит решающим фактором. Таким образом, усуль является не только создателем музыки, но также дисциплиной и регулирующим аспектом. На самом деле,произведение исполняемая в усуле Сарахбор, приобретает потрясающий, величественный вид. То же самое можно сказать о Сокийнома или Уфар, произведения на основе этих усулей, является весёлой и радостной. Уфар от слова «ифор» то есть «приятный запах»-танцевальный усуль (ритм) дойры. В Шашмакоме более ритмичные произведения называются уфорами [2]. А произведения в усуле Тарона считаются более лёгкой, чем основного произведения.

Усули доиры в первую очередь являются концертмейстерами. В свободном потоке движения мелодии крайне важно, поддерживать темп с помощью доиры. Это связано с тем, что доира это критерий, а поток усулей в нем является символом свободы. Усули доиры фактически исходят из темпа мелодии. Начальные усули точно такие же, как три симптома аруза (причина, ватад и фосила). Они обычно выражаются как условные звуки - мнемические символы. В Бухаре симптомами усуля являются "бум", "бак", "бака ", "бак-ко"

1. Удары «Бум» и «бак» равны им (термин «пауза» - знак остановки, в Бухаре называется «ист») - это то же самое, что и «причина». «Бум» находится посреди доиры, а «бак» падает на край. Первый громче, второй - больше звуков, чем кажется. В нотном письме «бум» отмечается над линией, а «бак» под линией.

2. «Ба-ка» - две равные доли. Когда они соединяются, становятся равными на одну «бак» или «бум». То есть, если уравнять с начальной четвертной нотой, то «ба-ка» считается восьмеркой.

3. «Бак-ко» - равен полной и половине удара удлиненного звука в ноте.

В древнем наставническом школе образование макома часто начиналось с изучения усулев. Сначала ученик изучал играть на доире, и только тогда когда он мог понимать усулейему разрешали переходить на обучение макома. Фитрат также начинает описание классификации Шашмакома с описания усули доиры.В этой связи в Шашмакаме перечисляет 16 специальных названий и 8 неназванных усулей. Самый простой из них -

усуль Сарахбора, который состоит из двух частей. 24 усулей, упомянутые ученым, являются частью основного состава Шашмаком [3]. Фактически, на практике количество усулей за счёт различных вариантов значительно варьируется.

Сарахбори Бузрук считается самым сложным в исполнении среди сарахборов. Перескачки в нотах придаёт особый характер. Усул произведения как сердечный ритм. Иммено эти свойства появляет любовь и веру к жизни и будущему у слушателя [2].

Первая тарона сарахбори Роста и его инструментальная часть имеет усуль мухаммас с одинаковым составом. Только тарона исполняется в два раза быстрее, чем мухаммас, ее усуль, кажется, уменьшается вдвое. Интересно, что исполнители руководствуются обоими методами и называют их одинаково «Мухаммас» [3].

Одной из основных особенностей принципа макома является появление сложных методов, полученных из простых комбинаций усулей. Их число является дополнительным доказательством того, что он называется «ду» (два), «се» (три), «чор» (четыре) и «мухаммас» (пять). Например, усуль Чапандоз в шашмакоме является примером «ду усуль», который состоит из двух частей.

Список литературы

1. Матякубов О. «Макомот» Таш., 2004.

2. Абдугаппоров А.А. «Роль узбекского танбура в исполнении Шашмаком», «Наука, образование и культура». № 4 (28), 2018.

3. Фитрат «Узбек классик мусикаси ва унинг тарихи». «Фан». Таш., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.