Научная статья на тему 'УСТЬЦИЛЁМЫ ТОРОПОВЫ И ИХ ВКЛАД В СОЗДАНИЕ И СОХРАНЕНИЕ РУКОПИСНО - КНИЖНОЙ ТРАДИЦИИ УСТЬ-ЦИЛЬМЫ'

УСТЬЦИЛЁМЫ ТОРОПОВЫ И ИХ ВКЛАД В СОЗДАНИЕ И СОХРАНЕНИЕ РУКОПИСНО - КНИЖНОЙ ТРАДИЦИИ УСТЬ-ЦИЛЬМЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
224
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИЖНЯЯ ПЕЧОРА / СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ КНИЖНОСТЬ / СОЗДАТЕЛИ И ХРАНИТЕЛИ РУКОПИСНО - КНИЖНОЙ ТРАДИЦИИ НА ПЕЧОРЕ / ТОРОПОВЫ - КНИЖНИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волкова Т.Ф.

Данная статья является продолжением наших публикаций, рассказывающих о вкладе различных печорских крестьянских семей в создание и сохранение печорской рукописнокнижной традиции. Публикации эти основаны на материалах созданной нами базы данных о книжниках - старообрядцах Усть-Цилемского района Республики Коми. В этой статье мы приведем материалы базы данных о книжниках из рода Тороповых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USTTSILEMS TOROPOVS AND THEIR CONTRIBUTION TO THE CREATION AND PRESERVATION OF THE HANDWRITTEN - BOOK TRADITION OF UST-TSILMA.

This article is a continuation of our publications telling about the contribution of various Pechora peasant families to the creation and preservation of the Pechora manuscript and book tradition. These publications are based on the materials of the database created by us about the scribes-Old Believers of the Ust-Tsilemsky region of the Komi Republic. In this article we will cite the materials of the database about the scribes from the Toropov family.

Текст научной работы на тему «УСТЬЦИЛЁМЫ ТОРОПОВЫ И ИХ ВКЛАД В СОЗДАНИЕ И СОХРАНЕНИЕ РУКОПИСНО - КНИЖНОЙ ТРАДИЦИИ УСТЬ-ЦИЛЬМЫ»

УДК 929.522

Т. Ф. Волкова

T.F. Volkova

Устьцилёмы Тороповы и их вклад в создание и сохранение рукописно-книжной традиции Усть-Цильмы

Usttsilems Toropovs and their contribution to the creation and preservation of the handwritten-book tradition of Ust-Tsilma

Аннотация. Данная статья является продолжением наших публикаций, рассказывающих о вкладе различных печорских крестьянских семей в создание и сохранение печорской рукописно-книжной традиции. Публикации эти основаны на материалах созданной нами базы данных о книжниках-старообрядцах Усть-Цилемского района Республики Коми. В этой статье мы приведем материалы базы данных о книжниках из рода Тороповых.

Ключевые слова: Нижняя Печора, старообрядческая книжность, создатели и хранители рукописно-книжной традиции на Печоре, Тороповы-книжники

Abstract This article is a continuation of our publications telling about the contribution of various Pechora peasant families to the creation and preservation of the Pechora manuscript and book tradition. These publications are based on the materials of the database created by us about the scribes-Old Believers of the Ust-Tsilemsky region of the Komi Republic. In this article we will cite the materials of the database about the scribes from the Toropov family.

Keywords: Lower Pechora, Old Believer bookishness, creators and keepers of the manuscript-book tradition in Pechora, the Toropov-scribes

В данной статье, продолжая наши исследования вклада отдельных печорских фамилий в создание и сохранение печорской рукописно-книжной традиции [Волкова: 2010; 2014; 2019; 2019 а; 2019 б, 2019 в, 2019 г, 2019 д, 2019 е, 2020; Волкова, Вокуева, 2019], мы обратимся к роду Тороповых.

Впервые Тороповы как жители Усть-Цилемской слободки появляются в «Переписной книге Пустозерского уезда» 1679 года (РГАДА. Ф. 1209 (фонд Архив прежних вотчинных дел). Оп. Поместный приказ. Кн. 366. JL 37), (опубликовано: [Мацук, 1993, с. 165—168]) Там перечислены 11 человек по фамилии Тороповы: «Пашко Петров сын Торопов, у него три сына: Федька, Юшка да Гришка 10 лет». Еще брат Ивашко Петров Торопов с тремя сыновьями и тремя племянниками умершего брата Сидора [Мацук, 1993, с. 166]. В другом документе — «Книге переписной государственных черносошных крестьян Пустозерского уезда» 1719 года (РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Ч. 1. Д. 157. Л. 20—23), (опубликовано: [Вокуева, 2006]) — число крестьян Тороповых возрастает: их уже 17 человек. Здесь же указано, что в числе «новокрещеныя из самоядцов» был и мальчик: «Захар Гаврилов сын Торопов — 10 (лет)» (РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Ч. 1. Д. 157. Л. 23) [Вокуева, 2006, с. 368]. В среде усть-цилёмов неоднократно встречаются такие записи об «усыновлении» ненецких детей, оставшихся без родителей. Эти сведения о начале рода Тороповых нам любезно предоставила Т. Д. Вокуева.

В настоящее время фамилия Тороповы является одной из распространённых в Усть-Цильме. Заразными ответвлениями этой фамилии закрепились разные родовые прозвища: Анисимовы, Боровские, Васькиных, Ераскиных, Карпухинцевых, Кокоричковых, Мерку-шиных, Никаноровых и др.

О Тороповых-книжниках в нашей базе данных сохранилось довольно много материала. Начну обзор с представителей семьи Ермолая Максимовича Торопова, о которых сохранилось более всего сведений.

Сам Ермолай Максимович оставил читательскую запись на известном сборнике, составленном и переписанном Иваном Степановичем Мяндиным, переписчиком рукописей и редактором древнерусских повестей [Малышев, 1985; Волкова, 2006]. Это сборник ИР ЛИ, УЦ 66, содержащий целый ряд его литературных редакций древнерусских повестей

(см. о сборнике: [Волкова, 2005, с. 42—44]). Запись Ермолая Максимовича читается на л. 478, сделана скорописью тонким пером: «Сию книгу читалъ Ермолай Максимову Торо-повъ крестьянинъ Устъце[лемс]каго села 1874 го 1 июня». Эта запись свидетельствует о том, что в 70-х годах XIX века литературное творчество И. С. Мяндина было знакомо представителям семьи Тороповых и один из них даже счел необходимым отметить факт своего знакомства со сборником Мяндина на одном из его листов.

Второе поколение этой семьи — сыновья Ермолай Максимовича — Никанор Ермола-евич и Меркурий Ермолаевич. Особенно много сведений сохранилось о Никаноре Ермо-лаевиче Торопове. Никанор Ермолаевич фигурирует в списках книжников, составленных В. И. Малышевым на основе устных расспросов печорцев во время его поездок в Усть-Цильму. Из этих списков известно, что умер Никанор Ермолаевич в 1937 году, был наставником, жил в с. Усть-Цильма, был владельцем старинных книг и их переписчиком [Малышев, 1960, с. 16, 24]. На рукописном сборнике ИР ЛИ, Усть-цилемское собрание (далее — УЦ), 75 последней четверти XIX века, в 8-ку, на 93-х листах, переписанном печорским полууставом нескольких почерков, в картонном переплете с кожаным корешком (см. описание: [Малышев, 1960, с. 124—125]), сохранилась любопытная запись. Составитель ее — Петр Петрович Чупров — не только указывает на писца рукописи, но и хвалит его почерк: «1897-го года 15 мая Никоноръ Еръмалаевъ господинъ Тороповъ онъ писалъ книгу сию, принадлежишь она ему и такъ онъ баско писалъ 1897-го года. Росписалъся туд же ПИтръ Петровъ Чупровъ руку приложилъ» (л. 7 об.—8, карандаш).

Что же заинтересовало Никанора Ермолаевича в рукописи, из которой он переписал, как свидетельствует описание В. И. Малышева, только лл. 1—7 и 33—34? Состав сборника УЦ 75 весьма разнообразен. В нем сделаны и выписки о женах из Пчелы, из книги Мудрость Менандра, сборника кратких изречений (моностихов), выбранных из сочинений знаменитого древнегреческого драматурга Менандра, выписки из правил о исповеди и чи-ноисповедании. Читаются в нем и разнообразные слова: Нифонта Кипрского, Иоанна Златоуста, духовные стихи (о браке в Кане Галилейской, на Рождество Христово, о умилении души, об Иоасафе царевиче, о распятии Господнем, о втором пришествии Христове и др.), эсхатологическая «Повесть о двенадцати снах царя Шахаиши», памятник демократической сатиры «Повесть о Шемякином суде». На листах, переписанных Никанором Ермола-евичем (В. И. Малышев выявил их по почерку), читаются выписки из поучения о злых женах, о еде, блудодеянии, пьянстве, ворожбе. По-видимому, именно эти темы показались усть-цилемскому наставнику наиболее интересными. А на рукописной Азбуке конца XIX века (в 8-ку, на 4 лл., полуустав, в бумажной обложке), найденной в д. Степановской (ИРЛИ, Усть-Цилемское новое собрание (далее — УЦ н.) 224 — здесь и далее сведения о рукописях УЦ н. взяты нами из неизданного рабочего описания Усть-Цилемского нового собрания, хранящегося в Древлехранилище ИР ЛИ), Никанор Ермолаевич оставил на нижней корке обложки шутливую запись, сейчас уже плохо читающуюся: «Никаноръ Тороповъ руку приложилъ, ногу придвинул, глаза...». О том, что следовало дальше в этой записи, можно догадаться по предыдущей записи Алексея Дуркина, читающейся там же, на обложке: «... Алексей Дуркинъ руку приложил, глаза выторощилъ... ». В. И. Малышев общался лично с Никанором Ермолаевичем (по-видимому, незадолго до его смерти), когда впервые приехал на Печору, о чем можно судить по примечанию в его книге «Усть-Цилем-ские рукописные сборники...», где он пишет, что во время поисков рукописных книг в Усть-Цилемском районе большую помощь ему оказали многие местные жители, в том числе и Никанор Ермолаевич Торопов [Малышев, 1960, с. 44].

Никанору Ермолаевичу принадлежало старопечатное Евангелие учительное (М., 1652, переплет — доски в коже, с тиснением и следами двух застежек) с владельческой записью Н. Е. Торопова: «Книга Никанора Торопова» (подклейка верхней крышки переплета) и владельческой записью-скрепой полууставом XIX века: «Архангелогородской полковой роты солдата Ивана Титова сына Калинина собственное» (л. 30—514). Еванге-

лие сейчас хранится в Научной библиотеке СПбГУ (ОРК 5197, по описанию А. А. Савельева (далее — Савельев) № 43 [Савельев, 1997, с. 78—79], куда оно поступило после экспедиции 1965 года.

Меркурий Ермолаевич, по-видимому, брат Никанора Ермолаевича и сын Ермолая Максимовича, также упомянут В. И. Малышевым в списке владельцев значительных собраний рукописей из с. Усть-Цильма [Малышев, 1960, с. 24; Малышев, 1956, с. 463]. Ему принадлежала рукопись на бересте. Вот что пишет В. И. Малышев в своем отчете об экспедиции в Усть-Цильму 1955 года о берестяных книгах, хранившихся у устьцилёмов: «...Встречались огромные книги, написанные на бересте (часть одной такой книги хранится и сейчас в Нарьянмарском краеведческом музее, другая книга была в 1937 г. у М. Е. Торопова» [Малышев, 1956, с. 463].

Третье поколение семьи Ермолая Максимовича Торопова — это его внуки, сыновья Никанора Ермолаевича — Михаил, Яков и Василий. Михаилу Никаноровичу Торопову, вероятно, перешли какие-то книги из библиотеки отца, так как в 1968 году он передал в НБ СПбГУ (ОРК 5721; Савельев, №31) [Савельев, 1997, с. 76] книгу XVII века — «Службы и житие Николая Чудотворца» (М., 1643). В книге были утрачены листы в начале и конце кодекса. При реставрации книги в конце XVIII века утраченные фрагменты были восстановлены от руки полууставом. В XIX веке книга принадлежала некоему Егору Ко-жеву, о чем он и сообщил владельческой записью на подклейке нижней крышки переплёта: «Сия книга Егора Кожева». Возможно, за инициалами одного из Тороповых, передавшего в ИР ЛИ две рукописные книги — М. Н., не раскрытые в описании Усть-Цилемского нового собрания, скрывается Михаил Никанорович Торопов. Он подарил Ленинградским археографам сборную рукопись первой четверти XIX века, в 8-ку, на 98-ми листах, написанную полууставом и скорописью разных почерков, в картонном переплете, покрытом кожей. Рукопись содержит вечерние службы в недели Пасхи и Четыредесятницы, тропари, кондаки, каноны (ИРЛИ, УЦ н. 32). Вторая рукопись содержит чин «на разлучение души от тела», написана в середине XIX века полууставом на 65-ти листах. Рукопись маленького формата — в 16-ю долю листа, в картонном переплете.

Яков Никанорович Торопов, очевидно, также сын Никанора Ермолаевича, упомянут в одном из списков книжников, приводимом в книге В. И. Малышева «Усть-Цилем-ские рукописные сборники» [Малышев, 1960, с. 24]. Он явно читал рукопись ИР ЛИ, УЦ 75, принадлежавшую его отцу Никанору Ермолаевичу, так как оставил на ней свою запись-автограф «Яковъ Тороповъ» (внизу л. 46 об., скорописью). Яков Никанорович, по-видимому как и его отец, занимался перепиской рукописей. Одна из таких рукописей сохранилась — ИР ЛИ, УЦ 226. Это старообрядческий синодик, в 8-ку, на 10-ти листах, почерк — подражание печатному шрифту. Она представляет собой школьную тетрадку без обложки, бумага в линейку. Заглавия и начальные буквы написаны красными чернилами [Малышев, 1961, с. 593—594]. Рукопись получена от жены Якова Никаноровича. Она содержит только Помянник, в котором перечислены и сгоревшие в Великопоженском ските в 1743 году, и умершие по реке Тобышу, а также пустозерские узники — Аввакум, Лазарь, Федор, Епифаний.

Василий Никанорович Торопов, по всей видимости брат Якова Никаноровича и другой сын Никанора Ермолаевича, также был владельцем старинных книг. Восемь старопечатных книг из его собрания сейчас хранятся в Научной библиотеке Санкт-Петербургского университета. Все книги изданы в XVII веке. Самая ранняя из них — Апостол, изданный в Москве в 1606 году (НБ СПбГУ, ОРК 5187; Савельев № 6) [Савельев, 1997, с. 70]. В конце XVTII — начале XIX века книга была реставрирована, утраченные листы заменены рукописными (написаны полууставом, использована киноварь, инициалы, имеется заставка, подражающая печатной). Исследователи определили, что для реставрации Апостола 1606 года были использованы листы (274—288, 298—300) из более позднего Апостола 1697 года (ОРК 5187; Савельев, № 5 [Савельев, 1997, с. 70]). Несколько книг из собрания Василия Никаноровича относятся к середине XVII века. Это Минея служебная на

апрель (М., 1625), (ОРК 5191; Савельев, № 13 [Савельев, 1997, с. 71—72], к которой приплетены рукописи XVIII века, содержащие Тропарь священномученику Антипе, службу новоявленным мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию, «иже в Литве пострадавших» (8 л.). От Василия Никаноровича в НБ СПбГУ в 1965 году поступило и упомянутое выше Евангелие учительное из собрания Никанора Ермолаевича Торопова. Другая служебная минея — на октябрь (М., 1645) из собрания Василия Никаноровича, переданная археографам в 1967 году (ОРК 5640; Савельев, № 35) [Савельев, 1997, с. 77], интересна своей записью-скрепой 1660 года: «Лета 7168 году сия книга глаголемая месяц октябрь церкви Козмы и Домьяна, что за Яузой в Тоганской слободе» (л. 1—9). А через год — в 1968 году — из того же собрания в СПбГУ поступила еще одна Минея — за январь (М.,1644), хранящаяся под шифром ОРК 5716 (Савельев, № 32) [Савельев, 1997, с. 76]. Была в собрании Василия Никаноровича и книга Поучения Ефрема Сирина и Аввы Дорофея (М., 1652), (ОРК 5038, Савельев № 44) [Савельев, 1997, с. 79], самых почитаемых на Печоре авторов. Интересная вкладная запись-скрепа сохранилась на Триоди постной (М., 1630), поступившей от Василия Никаноровича в 1965 году (ОРК 5186; Савельев, 18): «Лета 7144 (1636) месяца марта в 11 день сию книгу глаголемую Триодь постную положили в дом Покрова пречистые Богородицы и великому во пророцех Ивану Предтечи и страстотерпцу Христову Георгию и святому пророку Илии Сергий Борисов сын Поздеева да старуха Анна Гаврилова дочь по своих душах и по своих родителех в поминование вечное, и из дому сию книгу пречистые Богородицы не имати никому, а хто учнет тою книгу властоватися, и да будет он под тяготою церковною, и хто будет у тое церкви священник или диякон или кто от притча церковного или от прихожан сию книгу от церкви божие отлучить, и не буди на нем и на дому его милости божия от ныне и до века. Аминь» (л. 4—59); а запись на л. 430 об. уже подтверждает, что книга стала церковной: «Сия книга глаголемая Триодь постная церкви святаго великомученика Георгия, а подписал ж церкви иерей Василий». Другая запись говорит уже о том, что через 30 лет книга, видимо, оказалась вне церкви, так как в 1690 году церковь, в которую она поступила вкладом — Иоанна Предтечи «по-горе ... месяца яннуария в 9 день» (л. 510 об.) [Савельев, 1997, с. 73] Эти старопечатные книги, по-видимому, происходят из библиотеки Никанора Ермолаевича — отца Василия Никаноровича.

Есть в нашей базе данных одна запись, возможно, указывающая на родоначальника этой семьи, отца Ермолая Максимовича. На рукописном Цветнике, хранящемся в НБ СГУ (УЦ р. 211) сохранились биографические записи о разных представителях рода Торопо-вых, среди которых на л. 5а упомянут и Максим Торопов: «Максим Торопов родился 1835 го». Возможно, это отец Ермолая Максимовича. Там же имеется и читательская запись Василия Максимовича Торопова, скорее всего, также сына Максима Торопова и брата Ермолая Максимовича: «Сию книгу читал Василей Максимович Торопов» (форзац, чернила).

Таким образом, созданная нами база данных о печорских книжниках, помогла выявить целую династию книжников из рода Тороповых, включающую четыре поколения книжников, старший из которых Максим Торопов. Наши предположения о родственных связях вышеупомянутых книжников, безусловно, нуждаются в проверке архивными документами. Наша задача обратить будущих исследователей на эту семью и подтвердить наши предположения архивными разысканиями. Важно, что все они были так или иначе связаны со старинной книгой: хранили ее, передавали по наследству, читали и оставляли на полях прочитанных книг свои автографы.

Обратимся и к другим представителям фамилии Тороповых и рассмотрим, что о них имеется в нашей базе данных. Особенно интересная фигура среди книжников рода Тороповых — Усть-Цилемская наставница Екатерина Ивановна Торопова. Именно ей принадлежал тот самый Торжественник, составленный И. С. Мяндиным, который после долгих приключений попал наконец в нашу университетскую библиотеку и дал материал для целого ряда дипломных работ и статей [Волкова, 2003; Волкова, 2005, с. 52—57]. Из этой рукописи Н. С. Демкова и Е. М. Шварц во время экспедиции в Усть-Цильму сделали ряд

выписок (скопированы повести о царевне Персике, о царице Динаре, об образе Спаса, «иже на убрусе»), которые хранятся под одним шифром в Усть-Цилемском новом собрании ИР ЛИ (№ 368) вместе с выписками из другой мяндинской рукописи — «Цветника», который пока не найден: может быть, он хранится в каком-то усть-цилемском доме, а может быть его уже и нет в Усть-Цильме или какой-то другой печорской деревне — увезен за пределы Республики Коми или физически не сохранился. Торжественник после смерти Екатерины Ивановны перешел к ее соседке Федосье Семеновне Носовой, сын которой и передал рукопись в нашу библиотеку для научных исследований. Несколько рукописей Екатерина Ивановна передала ленинградским археографам. Это сборник середины XIX века, в 8-ку, на 29-ти листах, написанный скорописью, в картонном переплете (ИРЛИ, УЦ н. 7), содержащий Слово Евагрия мниха «о умилении души», Слово «на Преображение Господне», слово Нила «о бесстрастии души и тела», духовные стихи. Другой сборник, подаренный Екатериной Ивановной, конца XIX века (ИРЛИ, УЦ н. 9, в 8-ку, на 26-ти пл., написанный скорописью разных почерков) содержит выписки из Поморских ответов, из Скитского патерика, из Пращицы, из сочинений Афанасия Александрийского и др. В рукописи ИР ЛИ, УЦ н. 13 из собрания Е. И. Тороповой (второй полов. XVIII века, в 8-ку, на 26-ти лл., написанной скорописью) содержится список Повести о царице и львице, а в рукописи УЦ н. 15 (в 8-ку, на 19-ти лл., полуустав) — Житие Алексея, человека божия начала XIX века. Было в собрании Екатерины Ивановны и Слово Палладия мниха «о втором пришествии Христове и о страшнем суде» (УЦ н. 17, конец первой трети XIX века, в 8-ку, 49 лл., переплет — картон, покрытый кожей), а под номером 21 в Усть-цилемском новом собрании ИР ЛИ сейчас хранится Сказание о лестовке конца XIX века, подаренное Е. И.То-роповой. Это один лист с рисунком лестовки и текстом, написанным полууставом.

Были получены старинные книги и от Прасковьи Ивановны Тороповой. Вот что о ней пишет В. И. Малышев: «П. И. Торопова (Усть-Цильма), наконец, передала нам поморский Торжественник (середина XVIII в.). В прошлые годы от нее всегда был один ответ: "Книга не продажная, книга каши не просит, пусть лежит. Вот умру, дети тогда пускай как хотят"» [Малышев, 1958, с. 399]. Сейчас эта рукопись хранится в Усть-Цилемском собрании ИР ЛИ под №151. Уточненная датировка ее — вторая четверть XVIII века. Рукопись в 4-ку, на 330-ти листах, переписана скорописью нескольких почерков. Переплет — доски, покрытые коричневой кожей с тиснением. Содержание рукописи составляют поучения и слова поморских (выговских) писателей на господские и богородичные праздники, а также слова на праздники отдельным святым (Иоанну Предтече, Иоанну Богослову, Николаю Мирликийскому, апостолам Петру и Павлу, Зосиме и Савватию соловецким), в неделю мясопустную, о посте, во святую пятидесятницу и др. [Малышев, 1960, с. 162—163]. На рукописи сохранились владельческие записи устьцилемца Артемия Никитича Тиронова от 1875,1881,1886 годов. От П. И. Тороповой в 1968 г. была получена и старопечатная книга — Минея служебная на февраль (М., 1622) с рукописными дополнениями XVIII века полууставом — кондак св. Феодору (л. 94 об.), тропарь и кондак св. Василию (л. 254). Переплет: доски в коже, со следами двух застежек (НБ СПБГУ, ОРК 5717; Савельев, №11 [Савельев, 1997, с. 71].

Известно еще несколько имен книжников из рода Тороповых, которые указал в своих списках В. И. Малышев, но о них не сохранилось больше никаких сведений, кроме упоминания археографом. В их числе Тороповы Иван Васильевич (Усть-Цильма) [Малышев, 1960, с. 24], Евдокия Игнатьевна (Рощинский ручей) [Малышев, 1960, с. 25], Лазарь Де-ментьевич (XIX в.) [Малышев, 1962, с. 456], Федор Михайлович [Там же]. Был в роде Тороповых и наставник Великопоженского скита — Торопов Сергей [Там же]

По владельческим записям мы выявили еще несколько имен представителей рода Тороповых. В их числе Торопов Иван Григорьевич, которому принадлежали Поморские ответы — рукопись ИР ЛИ, УЦ 214 конца XVIII века (в 4-ку, на 539-ти листах, написанная скорописью и полууставом, переходящим в скоропись, нескольких почерков, в дощатом переплете, обтянутом тисненой кожей, выговской работы, с красным обрезом [Малышев,

1961, с. 588—589]. На обклейке верхней и нижней крышек переплета читаются идентичные карандашные записи: «Сия книга Ивана Григорьева Торопова». До него (а, возможно, и после него) книга принадлежала другому устьцилёму — Алексею Игнатьевичу Дуркину, который оставил несколько читательских записей от 1878 года на разных листах рукописи, в одной из них указав ее прежнего владельца: «Сию книгу читывалъ Алексей Игнатьевичь Дуркинъ. Ета книга дяди Вани Золотеревых» (л. 538 об.). В другой записи, более ранней, от 1865 года «дядя Ваня Золотерев» назван уже как Иван Мяндин: «1865 года июня 27 купилъ сию книгу Ивана Мяньдина за 4 руб. сереб[ром]. Алексей» (л. 539 об.). Побывала рукопись и в собрании одного из Тороповых — Ивана Григорьевича.

Еще один Торопов — Игнатий Васильевич — оставил владельческую запись на рукописи, сейчас хранящейся в Древлехранилище ИР ЛИ — УЦ 53. Это сборник 20-х годов XIX века, в 8-ку, на 64-х листах, написанный поморским полууставом; переплет рукописи склеен из бумаги, корешок не сохранился [Малышев, 1960, с. 104—106]. Сборник имеет интересное содержание: в нем читаются слова нравственно-назидательного характера из Пролога, повести о купцах, чудеса Варлаама Хутынского, выговское сочинение Андрея Борисова. На листе 64 об. читается любопытный документ, возможно, связывающий до-печорскую судьбу рукописи с Воронежской губернией. Это свидетельство от 1815 года, выданное из Петропавловского волостного правления (Богучаровского уезда Воронежской губернии) крестьянской девице Вассе Амосовой (из деревни Лижмы) о том, что она в ревизские «скаски» записана «и с прежнее ея жилище», подписанное волостным писарем Семеном Рудаковым. Прежнее место жительства, судя по фамилии Вассы — Амосова, скорее всего, находилось на севере, в Архангельской губернии, откуда, видимо, и переехала в Воронежскую губернию Васса. Позднее книга каким-то образом попала на Печору. Возникают вопросы и с ее печорскими владельцами. На л. 62 рукописи крупной размашистой скорописью сделана запись: «Волости Рощеньскаго Ручья крестьянину ... Игнатию пре-надлежитъ Торопову. При семь находился Иванъ Вокуевъ руку [приложил]». А в записи на л. 63 об. Иван Вокуев превращается в совладельца рукописи: «1881 года ... сия книга приенадлежитъ крестьянину Ивану Вокуеву, Игнатию Торопову». О том, что эта рукопись была в семейной библиотеке Тороповых, свидетельствует и помета на л. 62 об.: «Аким Торопов». Держал в руках Игнатий Васильевич Торопов и другую рукопись, найденную ленинградскими археографами — ИР ЛИ, УЦ н. 8. Это сборная рукопись конца XIX века, в 8-ку, на 64-х листах, написанная скорописью разных почерков, в картонном переплете, содержащая «Сказание о двенадцати снах царя Шахаиши», Чудо Георгия Победоносца о змее, поучения, слова и духовные стихи. На 31 об. читается скорописная запись: «Милостивы государь Игнатей Тороповъ Василь[е]вщъ руку приложилъ».

Остатки родовых библиотек сохранились у ряда представителей рода Тороповых XX века, и некоторые рукописи были ими подарены археографам. Например, одним из таких наследников родовой библиотеки был Иван Меркурьевич Торопов, по-видимому сын Меркурия Ермолаевича, о котором мы рассказали выше. Он передал три поздние рукописи, которые, видимо, приобрел уже сам для своих читательских нужд, ленинградским археографам в 1973 году в Нарьян-Маре, где он тогда проживал. Эти рукописи сейчас хранятся в Усть-Цилемском новом собрании ИР ЛИ: под номером 347 хранится крюковая рукопись конца 10-х годов XIX века (в 8-ку, на 10-ти листах, написанная поморским полууставом, без обложки), содержащая стих-плач детей по умершей матери; под номером 348 — старообрядческий Синодик первой четверти XIX века, также в 8-ку, на 10-ти листах, написанный почерком, подражающим печатному шрифту; под номером 365 — Сказание, каким святым «благодати исцеления от Бога даны» (рукопись 10-х годов XX века, в 8-ку, на 8-ми листах, написанная полууставом, без обложки).

Одна рукопись — ИР ЛИ, УЦ н. 8 — поступила в Усть-Цилемское новое собрание ИР ЛИ от А. И. Торопова. Инициалы в описании рукописи не расшифрованы, но, так как на ней оставил помету-авто граф Игнатий Васильевич Торопов, о чем было написано выше, можно предположить, что книга перешла к его сыну. Сходные инициалы принадлежат и

представительнице рода Тороповых из Усть-Цильмы — А. И. Тороповой, которая передала в ИР ЛИ в 1970 году в Усть-Цильме три рукописи. Это Чин и Устав обручанию и венчанию ... всеми молитвы над приносимыми плодами овощными и от приносящих «начатки всякого снедиа православным христианом» (ИРЛИ,УЦ н. 244, XVII в. (последняя четверть), в 8-ку, 15 лл., полуустав, без обложки); отрывок из сборника XVII века, содержащий поучение отца духовного о христианском житии, без начала, поучения священникам и дьяконам и устав причащения предсмертного больного, без конца (ИРИ, УЦ н. 245, 15 лл., полуустав, без обложки ) и Службы богородичны и пророку Илье (ИРЛИ, УЦ н. 246, XVII в., в 4-ку, 69 лл., полуустав, без переплета). Возможно, при описании этих рукописей произошла ошибка — под инициалами А. И. скрывается один человек. Скорее всего, они относятся во всех четырех случаях к женщине из рода Тороповых.

Две рукописи получены ленинградскими археографами от Е. И. Тороповой. Возможно, под этими инициалами скрывается Екатерина Ивановна Торопова, о которой у нас речь шла выше. Первая рукопись — ИР ЛИ, УЦ н. 20 (вторая половина XIX века, в 8-ку, 20 лл., полуустав, переплет бумажный с утраченным верхним листом) содержит Повесть «о милостивом человеце»; вторая — ИР ЛИ, УЦ н. 21 — Сказание о лестовке (I лист с рисунком лестовки, конца XIX века, написанный полууставом).

Еще от одной представительницы рода Тороповых — Ф. М. Тороповой — в 1973 году был получен лицевой сборник конца XIX века, в 8-ку, на 24-х листах, написанный полууставом, в картонном переплете, содержащий нравоучительные повести из Пролога, Великого Зерцала, Учительного Евангелия, сопровождаемых 8-мью миниатюрами в красках (ИРЛИ, УЦ н. 358).

Есть книги, полученные от Тороповых и в научной библиотеке Сыктывкарского университета. От Н. К. Торопова (инициалы не расшифрованы в описании), жителя с. Окунев Нос, в 1980 году поступило несколько рукописей: Канонник (конволют XVIII, XIX и XX веков, в 8-ку, на 232-х листах (НБ СГУ, УЦ р. 20) [,Памятники письменности, 1989, с. 147—148]; Сборник духовных стихов (НБ СГУ, УЦ р. 22. XIX—XX века, в 8-ку, 31 л.) [,Памятники письменности, 1989, с. 149]; фрагмент богослужебного сборника (НБ СГУ, УЦ р. 26, начало XIX века, в 8-ку, 8 л.) [,Памятники письменности, 1989, с. 150—151].

Ряд рукописей подарила сыктывкарским археографам Торопова Марфа Васильевна: объемный богослужебный сборник (НБ СГУ, УЦ р. 21, XVIII—XIX века, в 8-ку, 101 л.), переписанный поморским полууставом нескольких почерков, в картонном переплете с кожаным корешком [,Памятники письменности, 1989, с. 148—149]; фрагмент Месяцеслова (НБ СГУ, УЦ р. 28, начало XX века, в 8-ку. 18 л.) [,Памятники письменности, 1989, с. 151]; фрагмент Скитского покаяния (УЦ р. 29, начало XX века, в 8-ку. 18 л.) [Памятники письменности, 1989, с. 152]. Дарила Марфа Васильевна рукописи и ленинградским археографам: Канон Пасхе (последняя четверть XVII века, в 16-ю долю листа, полуустав, инициалы в красках, переплет склеен из рукописей XVII века, корешок матерчатый — ИР ЛИ УЦ н. 292); Канон по усопшим (третья четверть XIX века, в 8-ку, 19 л., полуустав (почерк И. С. Мяндина), в картонном переплете с матерчатым корешком (ИРЛИ, УЦ н. 316). А на одной рукописи Марфа Васильевна даже оставила дарственную запись. Это Сборник служебный (первая четверть XIX века, в 4-ку, 279 л., полуустав — ИР ЛИ, УЦ н. 31). На обклейке верхней крышки переплета она записала скорописью: «Дарю в Академию наук на память о Тороповой Марфы Васильевна 19.7. [19]бЗ г.».

Целый ряд имен представителей рода Тороповых сохранился на листах рукописных книг, найденных на Печоре, в виде помет-автографов. Оставившие их Тороповы не указали, как именно они связаны с данной книгой — являются ли ее владельцами, читали ли ее или просто держали в руках и захотели оставить свой след на одной из ее страниц. Но эти пометы, как и писцовые, владельческие и читательские записи, важны для характеристики печорской рукописно-книжной традиции, так как они фиксируют сам факт обращения данного человека к старинной книге, который они сочли важным увековечить своим автографом. Мы постарались выявить, какие это были книги, чтобы понять круг интересов

этих людей, имевших возможность прикоснуться к данной рукописи, будучи ее владельцем или просто позаимствовав ее у родственника или односельчанина.

Так, в руках у Андрея Феофановича Торопова был сборник риторических текстов, сейчас хранящийся в ИР ЛИ (УЦ 23, середина XVIII века, в 4-ку, 171 л., полуустав и полуустав, переходящий в скоропись, нескольких почерков; в дощатом переплете, покрытом орнаментированной кожей) [Малышев, 1960, с. 77—78]. На л. 153 об. читается запись крупной скрописью: «Андрей Фофанович Торопов писал на книгу перомъ в день ф суботу 1902 года 19 ноября». Очевидно, автора записи привлекло содержание рукописи, в которую включено известное сочинение «Риторическая рука» Стефана Яворского и примеры, сочиненные выговцами к поморской Риторике, что свидетельствует о литературной образованности Андрея Феофановича или как минимум его интересе к таким теоретико-литературным сочинениям.

Оставил свою помету-автограф на одной из рукописей и Василий Иванович Торопов. В его руках побывало Житие Климента, папы римского (ИРЛИ, УЦ н. 18, XIX век (середина), в 8-ку, 34 лл., полуустав, переплет — картонный): на верхней крышке переплета он написал карандашом свое полное имя «Василей Ивановъ Тороповъ». А Федор Торопов держал в руках и, по-видимому, читал (хотя об этом прямо не написал) апокриф «Страсти Христовы» (ИРЛИ, УЦ н. 16, первая четверть XIX века, в 4-ку, 94 лл., переплет — картон, покрытый кожей). Он использовал традиционную формулу для обозначения автографа на полях рукописи: «Писалъ Федоръ Тороповъ» (л. 91 об.), а на листе 93 добавил: «Тетрать Федорова», обозначив таким образом свой статус владельца рукописи. Отметим, что в другой рукописи — НБ СГУ, УЦ р. 211, из которой мы выше приводили сведения о дате рождения Максима Торопова, указана и дата рождения Федора Торопова: «Федор Торопов родился 1841 го» (л. 5 а). Таким образом, Максим и Федор были почти ровесниками и, возможно, родственниками. Оставил Федор Торопов и какие-то пометы, как указано в описании рукописи, и на «Уставе святых апостол» (ИРЛИ, УЦ н. 39, XIX век (середина), в 8-ку, 29 лл. скоропись, переплет — картон, обшитый холстом).

На сборнике последней четверти XVIII века (ИРЛИ УЦ н. 297, в 4-ку, 281 л., написанном полууставом и скорописью, в дощатом переплете, покрытом кожей с кожаными застежками) оставил свою помету еще один Торопов Григорий. На листе 279 об., под текстом, он написал: «Подписалъ сию книгу Соборникъ пижемецъ Григорей Тороповъ». Книга привлекла его, по-видимому, своим интересным содержанием: в ней он мог прочитать слова и поучения отцов и учителей церкви, статьи из Киево-Печерского патерика, из Старчества, Пролога и других книг. Активно читали ее и представители другого печорского рода — Ермолиных. Игнатий Иванович Ермолин отметил, что «Книга сия душеполезная» (л. 1), а Акулина Ивановна Ермолина «Сию книгу читала ... марта 16 дня 1904 года» (л. 280). В последние годы сборник хранился в д. Чукчино и был передан археографам Агафьей Антоновной Дуркиной. Отметим, что кто-то из семьи Дуркиных вел фенологические записи на рукописи, отметив в 1927 году, что Пижма «выметала по новому 1 мая, поста-рому 18 апреля» (л. 280 об.) и Печора «тронулас постарому 19 апреля а поновому 2 мая» (л. 281 об.). Возможно, Григорий Торопов, оставивший помету на рукописи ИР ЛИ УЦ н. 297, — это Григорий Карпович Торопов, 1783 года рождения, житель Усть-Цильмы, названный В. И. Малышевым в одном из его списков владельцев рукописей и писцов [.Малышев, 1962, с. 456].

Какой-то «Антонов Торопов», не раскрывший своего имени, оставил помету на рукописном сборнике ИР ЛИ, УЦ н. 183, первой трети XVIII века, в 8-ку, на 213-ти листах, написанном полууставом и скорописью нескольких почерков, в дощатом переплете, покрытом кожей. В описании рукописи отмечается, что это переплет работы И. С. Мяндина (листы при переплете — черновики его деловых бумаг). На л. 63 читаем его короткий автограф: «Антонов Торопов подписал». Сборник интересен своим содержанием: в него вошел ряд литературных текстов: Слово о злых и добрых женах, Житие Николая Мирликий-ского, выписки из Великого Зерцала, Слово об Иосифе Прекрасном в трех вариантах,

Слова и поучения Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Василия Великого, Илариона Великого и др.

Из приведенных материалов видно, что в роде Тороповых было много культурных людей, ценивших и хранивших старинные книги, иногда и переписывавших понравившиеся произведения, понимавших важность работы археографов и передавших в государственные хранилища Ленинграда и Сыктывкара целый ряд рукописей и старопечатных книг.

Список литературы

Вокуева, 2006 — Вокуева Т. Д. Книга переписная государственных черносошных крестьян и канцелярских служащих Ижемской и Усть-Целемской слободок Пустозерского уезда Архангельской губернии 1719—1724 гг. // Сельская Россия: Прошлое и настоящее (Исторические судьбы северной деревни): материалы Всероссийской научно-практической конференции (Республика Коми, с. Усть-Цильма, 10—13 июля 2006 г.). М.; Сыктывкар, 2006. С. 362—368.

Волкова, 2003 — Волкова Т. Ф. К вопросу о рукописном наследии печорского книжника И. С. Мяндина («Торжественник» из собрания Е. И. Тороповой) // Университетские библиотеки: прошлое, настоящее, будущее : материалы международной научно-практической конференции. 8—11 декабря 2003 г., Санкт-Петербург, Россия. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. С. 163—170.

Волкова, 2005 — Волкова Т. Ф. Древнерусская литература в круге чтения печорских крестьян. Печорские редакции древнерусских повестей. Сыктывкар, 2005.

Волкова, 2006 — Волкова Т. Ф. Иван Степанович Мяндин — редактор древнерусских повестей (Некоторые итоги изучения литературного наследия печорского книжника) // ТОДРЛ. СПб., 2006. Т. 57. С. 839—890.

Волкова, 2010 — Волкова Т. Ф. Мяндины — переписчики, хранители и читатели старинной книги // Вторые Мяндинские чтения : материалы всероссийской научно-практической конфереции. 11—12 июля 2010 г., с. Усть-Цильма : в 2 т. Сыктывкар, 2010. Т. 1. С. 86—98.

Волкова, 2014 — Волкова Т. Ф. К вопросу о крестьянских старообрядческих книжных собраниях на Нижней Печоре: род Чупровых (По материалам Банка данных «Печорская книжность») // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Екатеринбург, 2014. Вып. 1 (7). С. 193—205.

Волкова, 2019 — Волкова Т. Ф. Вклад крестьян Поташовых в сохранение Печорской рукописно-книжной традиции // Рябининские чтения 2019 : материалы VIII конференции по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера / Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2019. С. 500—502.

Волкова, 2019 а — Волкова Т. Ф. Ермолины-книжники (к вопросу о создателях и хранителях печорской рукописной традиции) // Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе : труды IV Международной научной конференции (Мир старообрядчества. Вып. 10) / сост. Ю. С. Белянкин, Е. В. Воронцова, Н. В. Литвина. М.: Изд-во Московского университета, 2019 (Труды исторического факультета МГУ: Вып. XXX. Сер. II: Исторические исследования, XX). С. 39—52.

Волкова, 2019 б — Волкова Т. Ф. Книжники-старообрядцы из пижемского рода Бобрецовых // Acta Neophilologica. 2019. Т. XXI (2). С. 243—252.

Волкова, 2019 в — Волкова Т. Ф. Книжники-старообрядцы Усть-Цилемского края: род Михее-вых // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. Сыктывкар, 2019. Вып. 2 (10). С. 30—38.

Волкова, 2019 г — Волкова Т. Ф. Печорский старообрядческий род Хозяиновых в истории книжной культуры Усть-Цилемского края // Семнадцатый Славянский научный собор «Урал. Православие. Культура». Мир славянской письменности и культуры в православии, социогуманитарном познании : материалы междунар. науч.-практ. конф. / сост. О. В. Терехова. Челябинск: ЧГИК, 2019. С. 222—228.

Волкова, 2019 д — Волкова Т. Ф. Книжники из печорского рода Палкиных // Двадцать шестая годичная сессия Ученого совета Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина: Февральские чтения, посвященные 130-летию со дня рождения П. А. Сорокина: Национальная конф. : сб. материалов. Сыктывкар: издательство СГУ им. Питирима Сорокина, 2019. С. 18—23. 1 опт. компакт-диск (CD-ROM).

Волкова, 2019 е — Волкова Т. Ф. Пижемцы Осташовы и их вклад в создание и сохранение печорской рукописно-книжной традиции // Старообрядчество: история, культура, современность : материалы конф. 21—22 ноября 2019 г. М., 2019. С. 32—37.

Волкова, 2020 — Волкова Т. Ф. Книжники из печорского рода Тирановых // Acta Neophilológica, Олыптын. 2020. Вып. 2 (XXII). С. 235—245.

Волкова, Вокуева, 2019 — Волкова Т. Ф., Вокуева Т. Д. Книжники из печорского рода Дурки-ных (по материалам архивов и банка данных «Печорская книжность» // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 4 (28). С. 258—268.

Малышев, 1956 — Малышев В. И. Пижемская рукописная старина (отчет о командировке 1955 г.) // ТОДРЛ. М.; Л., 1956. Т. 12. С. 461—493.

Малышев, 1958 — Малышев В. И. Отчет о командировке на Печору в 1956 г. //ТОДРЛ. М.; Л., 1958. Т. 15. С. 398—408.

Малышев, I960 — Малышев В. И. Усть-Цилемские рукописные сборники XVI—XX вв. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1960. 215 с.

Малышев, 1961 — Малышев В. И. Усть-Цилемские рукописи XVII—XIX вв. исторического, литературного и бытового содержания // ТОДРЛ. М.; Л., 1961. Т. 17. С. 561—604.

Малышев, 1962 — Малышев В. И. Переписка и деловые бумаги усть-цилемских крестьян XVIII—XIX веков // ТОДРЛ. М.; Л, 1962. Т. 18. С. 455^57

Малышев, 1985 — Малышев В. И. Усть-Цилемский книгописец и писатель XIX в. И. С. Мян-дин // Древнерусская книжность. По материалам Пушкинского Дома : сборник научных трудов. Л., 1985. С. 323—337.

Мацук, 1993 — Мацук М. А. Коми Край от Бориса Годунова до Петра I: Очерки истории коми крестьянства конца XVI—XVII вв. Сыктывкар, 1993. 182 с.

Памятники письменности, 1989. — Памятники письменности в хранилищах Коми АССР : каталог-путеводитель. Ч. 1. Рукописные книги. Вып. 1. Рукописные собрания Сыктывкарского государственного университета. Сыктывкар, 1989. С. 136—242.

Савельев, 1997 — Савельев А. А. Книги кириллической печати с берегов Печоры в собрании научной библиотеки Санкт-Петербургского университета // Исследования по истории книжной и традиционной народной культуры Севера. Сыктывкар, 1997. С. 66—85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.