Литература
1. [Электронный ресурс]: Статьи о хранилищах данных. URL: http://www.dwh-club.com/ru/dwh-bi-articles/data-warehouse-business-intelligence-podborka-statei.html/ (дата обращения: 18.08.2016).
2. [Электронный ресурс]: Современные подходы к архитектуре хранилищ данных. Модель Data Vault. URL: http://www.remmag.ru/admin/upload_data/remmag/10-3/ /Lanit.pdf/ (дата обращения: 21.08.2016).
3. [Электронный ресурс]: ИНТУИТ. Национальный открытый университет. Лекция 13: Метод моделирования. «Свод данных». [Электронный ресурс]. URL: http://www.intuit.ru/s tudies/courses/599/455/lecture/10179/ (дата обращения: 25.08.2016).
Устройство теплоизоляционных слоев дорожной одежды из экструзионных пенополистирольных плит «Пеноплэкс»
Журавлёв А. И.
Журавлёв Александр Иванович / Zhuravlev Alexander Ivanovich - студент-магистр, Институт строительства и архитектуры Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола
Аннотация: все чаще при строительстве дорог, для уменьшения пучения грунта, используют теплоизоляционный слой из экструзионных пенополистирольных плит «Пеноплэкс». В данной статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны его применения.
Ключевые слова: пенополистирольные плиты «Пеноплэкс», пучинистый грунт, дорожная одежда, теплоизоляционный слой.
Дорожное строительство придерживается консервативных методов, опирающихся на использование классических материалов, таких как щебень, песок и т.д.
Сложная экономическая ситуация, суровые климатические условия и острая необходимость в улучшении качества дорог, привели к необходимости внедрения новых технологий.
В данной статье рассматривается использование термоизоляционной прослойки из экструзионных пенополистирольных плит «Пеноплэкс», с целью снижения пучения грунта при промерзании конструкции.
В соответствии с нормативной документацией [1] и по заявлению производителя [2], отличительными плюсами применения теплоизоляционного слоя являются следующие факторы:
1) уменьшение используемого объема материалов;
2) возможность использования в верхней части земляного полотна местных, в том числе пучинистых, грунтов;
3) увеличение строка службы и качества дорожного покрытия, в результате получения статичного основания;
4) понижение рабочих отметок насыпей;
5) снижение толщины дренирующего слоя.
В процессе устройства теплоизолирующего слоя дорожной одежды из экструзионных пенополистирольных плит «Пеноплэкс» и последующей эксплуатации покрытия возникают проблемы, которые необходимо учитывать при выборе технологии и проектировании.
Использование «Пеноплэкса» подразумевается на пучинистых грунтах. Соответственно монтаж производится на основание со слабой несущей способностью, а пенополистирольное покрытие испытывает высокую нагрузку от основного слоя. В таких условиях без отсыпки, уплотнения, проведения ручных земляных работ выравнивающего слоя, может возникнуть деформация и повреждение теплоизоляции.
В соответствии с действующими нормативами каждый этап работ должен быть принят представителями подрядчика (заказчика), что не позволяет выполнять одновременно монтаж теплоизоляционных плит и отсыпку основного слоя грунта. В этот период времени открытый «Пеноплэкс» подвержен воздействию внешней среды, а закрепление плит, в соответствии с требованиями [1], не обеспечивает достаточной надежности.
Ошибки при проектировании и устройстве пенополистирольного покрытия грозят утратой теплоизолирующих свойств. Ярким примером является намачивание основного слоя, иногда представленного пучинистыми грунтами, в результате не учтенных сезонных колебаний грунтовых вод либо неправильной работы дренажной системы.
Основной проблемой конструкции с устроенным теплоизолирующим слоем является высокая аварийность для автотранспорта, связанная с поздним оттаиванием и наледью на проезжей части.
Рис. 1. Устройство теплоизоляционных слоев дорожной одежды из экструзионных пенополистирольных плит «Пеноплэкс»
Таким образом, итогом использования плит типа «Пеноплэкс» являются следующие отрицательные стороны:
1) повреждение теплоизолирующего слоя и потеря заявленных свойств на основаниях со слабой несущей способностью;
2) наледь, позднее оттаивание дорожного покрытия;
3) слабая защищённость от воздействия окружающей среды, недостаточное закрепление;
4) небольшие просчеты в проектировании и ошибки при монтаже приводят к потере теплоизоляционных функций.
При всех своих положительных качествах «Пенолэкс» требует выполнения многих условий, несоблюдение которых может привести к потере требуемых свойств.
Литература
1. Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит «Пеноплэкс» / Министерство транспорта Российской Федерации; Росавтодор. М., 2000 год.
2. Применение материала «Пеноплэкс» в дорожном строительстве. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.penoplex.ru /partners/stroitelyam/dorogi/ (дата обращения: 15.09.2016).