Научная статья на тему 'Устройство и оборудование для мойки длинногабаритных транспортных средств'

Устройство и оборудование для мойки длинногабаритных транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
210
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность / мойка / экология / насос / цепь / электродвигатель / реверсивный магнитный пускатель / safety / washing / ecology / pump / circuit / electric motor / reversible magnetic starter

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — П. Н. Таталев, Н. В. Матюшева

В статье рассматривается устройство и оборудование для мойки длинногабаритных транспортных средств (трактора, автомобили). Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим способом. При включении в работу мойки происходит подача насосом моющей жидкости или воды в виде распыленных струй сверху, сбоков и снизу стоящего на бетонной эстакаде внутри каркаса транспортного средства (трактор, автомобиль). Нахождение оператора (мойщика) вне зоны моющих струй способствует улучшению условий и безопасности труда. Предложенная мойка обеспечивает уменьшенный расход воды, так как первоначальный расход воды используется многократно (повторно). Предложенная компоновка стандартного оборудования позволяет проводить мойку различных по длине транспортных средств, как с нижней их части, так и сбоку, и сверху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MACHINE AND EQUIPMENT FOR LONG-SIZED VEHICLES WASHING

The article discusses the machine and equipment for washing long-sized vehicles (tractors, cars). The operation of the proposed machine is carried out as follows. When the washing is switched on, the pump is supplied with a washing liquid or water in the form of sprayed jets on the top, sides and bottom of the vehicle standing on a concrete platform inside the vehicle frame (tractor, car). Finding an operator (washer) outside the zone of washing streams contributes to the improvement of working conditions and safety. The proposed washing provides a reduced water flow, as the initial water flow is used repeatedly (repeatedly). The proposed layout of standard equipment allows for the washing of vehicles of different lengths, both from the bottom, and from the side, and from above.

Текст научной работы на тему «Устройство и оборудование для мойки длинногабаритных транспортных средств»

3. Smith, H. Light quality, photoperception, and plant strategy. Annu. Rev. Plant Physiol. 1982, 33, 481-518.

4. Mason, E.G., Dzierzon, H. Application of modeling to vegetation management. Can. J. For. Res., 2006, 36: 2505-2514.

5. Medina-Ruíz C. A., Mercado-Luna I. A., Soto-Zarazúa G. M., Torres-Pacheco I. and E. Rico-García. Mathematical modeling on tomato plants: A review. African Journal of Agricultural Research Vol. 6 (33), pp. 6745-6749, 30 December, 2011.

6. Торнли Дж.Г.М. Математические модели в физиологии растений. - Киев, 1982. - 312 с.

7. Ракутько С.А. Концептуальные основы энергоэкологии светокультуры // Сельскохозяйственные машины и технологии. - 2018. - Т.12. - № 6. - С. 38-44.

9. Патент РФ на №2106778. - Заявка 94028963/13, 1998. Ракутько С.А., Карпов В.Н., Гулин С.В. Способ упорядоченной компоновки источников оптического излучения системы облучения растений в процессе их выращивания.

Literatura

1. Izmajlov A.Yu., Lobachevskij Ya.P., Sizov O.A. Perspektivnye puti primeneniya ehnergo- i ehkologicheski ehffektivnyh mashinnyh tekhnologij i tekhnicheskih sredstv // Sel'skohozyajstvennye mashiny i tekhnologii. - 2013. - № 4. - S.8-11.

2. Rakut'ko S.A. Povyshenie ehffektivnosti ispol'zovaniya teplichnyh obluchatel'nyh ustanovok na osnove attestacii gazorazryadnyh lamp. SPb, 1992. - 27 s.

3. Smith, H. Light quality, photoperception, and plant strategy. Annu. Rev. Plant Physiol. 1982, 33, 481-518.

4. Mason, E.G., Dzierzon, H. Application of modeling to vegetation management. Can. J. For. Res., 2006, 36: 2505-2514.

5. Medina-Ruíz C. A., Mercado-Luna I. A., Soto-Zarazúa G. M., Torres-Pacheco I. and E. Rico-García. Mathematical modeling on tomato plants: A review. African Journal of Agricultural Research Vol. 6 (33), pp. 6745-6749, 30 December, 2011.

6. Tornli Dzh.G.M. Matematicheskie modeli v fiziologii rastenij. - Kiev, 1982. - 312 s.

7. Rakut'ko S.A. Konceptual'nye osnovy ehnergoehkologii svetokul'tury // Sel'skohozyajstvennye mashiny i tekhnologii. - 2018. - T.12. - № 6. - S. 38-44.

8. Patent RF na №2106778. - Zayavka 94028963/13, 1998. Rakut'ko S.A., Karpov V.N., Gulin S.V. Sposob uporyadochennoj komponovki istochnikov opticheskogo izlucheniya sistemy oblucheniya rastenij v processe ih vyrashchivaniya.

УДК 629.3.082.4:602 Б01 10.24411/2078-1318-2019-11174

Канд. с.-х. наук П.Н. ТАТАЛЕВ (ФГБОУ ВО СПбГАУ, tatalev@mail.ru) Ст. преподаватель Н.В. МАТЮШЕВА (ФГБОУ ВО СПбГАУ, 79118202213@mail.ru)

УСТРОЙСТВО И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ МОЙКИ ДЛИННОГАБАРИТНЫХ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Нередко на предприятиях строительных и транспортных компаний, и особенно в сельскохозяйственном производстве, приходится проводить наружную мойку различных длинномерных транспортных средств, а именно тракторов и автомобилей, после проведения транспортных работ в сложных погодных условиях (грязь на дорогах и полях). Иногда наружная мойка тракторов и автомобилей необходима перед ремонтом или в преддезинфекционных целях. При этом мойка производится струей воды из водопровода [1]. Нередко в это время водитель (тракторист, шофер) находится в кабине и осуществляет передвижение своего транспортного средства для того, чтобы осуществлять мойку в разных

местах по длине. Чаще всего бывает, что трактор или автомобиль стоят на месте, а перемещение струи по длине транспортного средства осуществляет мойщик.

Недостатком этой технологии и применяемых технических средств является то, что водитель (в первом) и мойщик (во втором) случаях находятся в непосредственной близости от подаваемой струи воды. Это является причиной намокания одежды и обуви, что часто становится причиной простудных заболеваний, а нередко и травм из-за падений на скользкой поверхности [1,5].

Не трудно догадаться, что такая технология трудозатратна, так как мойщику приходится держать в руках и перемещать шланг, из которого бьет струя воды.

Кроме того, следует признать, что описанная технология, кроме труднозатратности и вредности для здоровья её исполнителей, еще и нецелесообразна с экологической точки зрения. Ведь использованная вода стекает по поверхности почвы, то есть безвозвратно теряется, а также загрязняет содержащимися в ней маслами, нефтепродуктами и другими включениями почву и нередко загрязняет наружные (наземные) водоисточники: реки, озера и т.п. и, конечно, подземные воды [3].

Отрицательное действие такой технологии усиливается еще и тем, что для мойки используется пресная водопроводная вода. А известно, что одной из проблем, стоящих перед жителями планеты, является обеспечение их водой, пригодной для питания, орошения сельхозугодий, водоснабжения коммунального хозяйства.

Это связано с ростом водопотребления как на различные производственные, так и бытовые нужды в условиях интенсивного роста народонаселения в человеческом обществе [4].

Цель исследования. Учитывая вышеизложенное, возникает проблема (задача) исключить нахождение оператора (мойщика) в зоне моющих струй, а также уменьшить расход воды из водопровода. Иными словами, предлагается устройство, решающее поставленную задачу.

Материалы, методы и объекты исследования. Для решения поставленной цели необходимо провести патентный поиск аналогов предлагаемого устройства.

В качестве аналогов (патент В60 Б3/04, 3/06 патент РФ 2005637) были взяты: установка для мойки автомобилей; установка для мойки транспортного средства (патент В60 Б1/00); установка для мойки корпуса непрерывного действия (полезная модель по патенту № 109709 и1 В60 Б3/04); установка для мойки автомобилей (по патенту №119307 РФ по МПК В60 Б3/04 (2006.01)) [6,7].

Результаты исследования. При анализе установки для мойки корпуса непрерывного действия (патент № 109709 Ш В60 Б3/04) выявлены следующие недостатки:

1. Конструкция сложна по устройству.

2. Лакокрасочное покрытие транспортного средства подвергается механическому воздействию, что не гарантирует его сохранность.

3. Конструкция не способна осуществлять мойку транспортных средств со сложной внешней конфигурацией и разных по длине.

4. Не обеспечивается мойка всех наружных частей транспортного средства одновременно (сверху, с боков и снизу).

Определено, что наиболее близкой к предлагаемому устройству является установка для мойки автомобилей (полезная модель РФ № 119307 В60 Б3/04). Тем не менее и у этой модели выявлены недостатки, которые состоят в следующем:

1. Конструкция сложна.

2. Невозможность мойки днища автомобиля или трактора.

3. Невозможность мойки транспортных средств (тракторы и автомобили) различной

длины.

Обе модели предназначены для мойки легковых автомобилей. Исходя из сказанного, поставленная задача решается за счет упрощения конструкции при одновременной очистке (мойке) днища автомобиля (трактора), верхней и боковой части их с уменьшением расхода воды.

Названный технический результат достигается посредством того, что конструктивно установка для мойки выполнена в виде ангара, внутри которого установлено моечное оборудование, а оператор, управляющий мойкой, находится снаружи ангара.

Ангар выполнен в форме сварного каркаса 5 (рис. 1). Установка для мойки автомобилей и тракторов содержит:

Узел несущей подвески, который состоит из двутавровой балки 1, жестко закрепленной с двух сторон на поперечинах каркаса 2, при этом на двутавровой балке 1 в нижней её части закреплена тележка с возможностью горизонтального перемещения через подшипники вращения.

22

Рис. 1. Схема установки для мойки тракторов и автомобилей: 1 - двутавровая балка, 2 - поперечины каркаса, 3 - П-образная рамка, 4 - сопла, 5 - каркас, 6 - проходное отверстие, 7 - сборная емкость, 8 - бетонная эстакада, 9 - опорные элементы, 10 - трубопроводы с соплами, 11 - трубопровод, 12 - трехходовой кран, 13 - насос, 14 - гофрированный шланг, 15 - трубопровод, 16 - кран, 17 - емкость с водонагревателем, 18 - трубопровод из сборной емкости, 19 - насос, 20 - трехходовой кран, 21 - трубопровод на вторичное использование моющей жидкости, 22 - водопровод, 23 - трубопровод

в канализацию

К тележке на двутавровой балке симметрично относительно балки жестко крепится П-образная рамка 3 с соплами 4 (отверстия диаметром 4 мм с расстоянием одно от другого 200 мм). Струи из сопел (отверстий) образуются за счет давления воды, создаваемого насосом 13 через трехходовой кран 12, соединённый гофрированным рукавом 14 с П-образной рамкой 3.

В нижней части ангара установлена бетонная эстакада 8 с проходными отверстиями 6 для выравнивания жидкости в сборной емкости 7. Между колоннами бетонной эстакады установлены опорные элементы 9, на которых установлены трубопроводы с соплами, в которые поступает моющая жидкость по трубопроводу 11 через трехходовой кран 12 от насоса 13. Вода поступает в емкость 17 с водонагревателем (на рисунке не обозначен) из водопровода 18 через кран 16.

Отстоявшаяся после мойки жидкость по трубопроводу 18 из сборной емкости 7 через трехходовой кран 19 при помощи насоса 20 подается в трубопровод 21 для повторного использования или через трубопровод 23 в канализацию.

Передвижение моющей П-образной рамки осуществляется механизмом привода верхнего узла, схема которого с механизмом привода представлена на рис. 2.

Рис. 2. Схема верхнего узла мойки и механизма привода

С пульта управления, находящегося за пределами каркаса камеры мойки (на рисунке не обозначен), оператор реверсивным магнитным пускателем 20 активизирует работу электродвигателя 19, заставляя его вращаться по ходу или против часовой стрелки (в зависимости от требуемого направления движения рамки), червячным редуктором 18 уменьшается частота вращения звездочки 17, с которой цепью 16 передается вращение на звездочку 15 и через ось 14 передается вращение на звездочку 7, которая цепью 3 передает вращение на звездочки 4, 1, 13. Нижние концы цепи 3 закреплены по краям тележки 9, имеющей возможность перемещаться по продольной балке 2 на шариковых подшипниках 8.

По приближении к любому краю продольной балки движение тележки прекращается из-за срабатывания концевого выключателя 12, которые установлены по обеим сторонам продольной балки 2.

Нахождение механизма привода за пределами ограждения исключает попадание жидкости (воды) на одежду и обувь работника (оператора), выполняющего мойку. Наличие первого трехходового крана 13 (рис.1) обеспечивает, при необходимости, проводить мойку нижней и верхней части транспортного средства одновременно или порознь. Это способствует уменьшению расхода воды, а повторное использование отстоявшейся моющей жидкости дополнительно уменьшает расход воды.

Нижние омывающие трубопроводы 10 (рис.1) имеют возможность к уменьшению размера подачи омываемой жидкости по длине путем перекрытия части сопел, например (на рисунке не показаны), трубами-кольцами с внутренним диаметром, равным внешнему диаметру труб с соплами 10. Это обеспечивает возможность обмывать транспортные средства, значительно отличающиеся друг от друга по длине (например: грузовые, легковые автомобили и трактора). Данное обстоятельство ведет к уменьшению расхода воды на мойку, что в настоящее время является экологически целесообразным.

Установка для мойки автомобилей и тракторов работает следующим образом.

Транспортное средство (автомобиль или трактор) заезжает в бокс на бетонную эстакаду 8. Оператор (мойщик) открывает трехходовой кран 12 для обеспечения подачи моющей жидкости по трубе с рукавом 14 на П-образную подвижную рамку 3 и через трубопровод 11 на трубопроводы с соплами 10 для подачи моющей жидкости в нижнюю часть обмываемого транспортного средства.

На пульте управления оператор включает электропривод насоса 13. Моющая жидкость под давлением подается в сопла подвижной рамки 3 и нижние трубопроводы с соплами 10.

Затем оператор включает электродвигатель 19 через реверсивный магнитный пускатель 20 (рис.2).

Осуществляется движение тележки 9 с рамкой 10 до прихода её к концевому выключателю 12, цепь размыкается.

После отключения электроподачи оператор включает кнопку обратного хода реверсивным магнитным пускателем 20, чем обеспечивается возвратно-поступательное движение тележки 9 с рамкой 10 на небольшой скорости благодаря червячному редуктору 18 и системы зубово-цепной передачи 15, 16, 17, где звездочка 15 по диаметру и числу зубьев больше звездочки 17. Червячный редуктор 18 работает также на уменьшение вращения звездочки 17.

По окончании мойки отключается подача электропотенциала на все электродвигатели: насос 13 (рис.1), электродвигатель 19 (рис.2). После отстаивания жидкости в сборной емкости 7 (рис.1) перед включением второго насоса 19 открывают второй трехходовой кран 20, что обеспечивает подачу отстоявшейся жидкости по трубопроводу в емкость с водонагревателем 17 или в канализацию 23.

Длительность процесса мойки можно увеличивать или уменьшать (при необходимости).

Выводы.

1. Предложенные система и оборудование для мойки длинномерных транспортных средств (тракторы, автомобили) выгодно отличается от известных и существующих.

2. Устройство обеспечивает улучшение условий и безопасности труда работника, занятого на этом виде трудовых операций.

3. Предложенная компоновка стандартного оборудования позволяет производить мойку различных по длине транспортных средств.

4. Предложенная установка проста по устройству, так как не требует разработки нового сложного оборудования.

Литература

1. Информационный портал «Экология-учебные материалы», Антропогенное воздействие на гидросферу и её защита [Электронный ресурс]. М., 2013-2016. - Режим доступа: Й1р://есо^у-education.ru/index.php?action=full&id=397, свободный, (дата обращения: 11.02.2019).

2. Круглик Л.В., Сычев А.Г. Технология обслуживания и эксплуатации автотранспорта. -М.: Изд-во «Интра», 2013. - С. 99-101.

3. Марфенин Н.Н. Экология. - М.: Изд-во «Академия», 2012. - С. 154-156.

4. Полищук О.Н. Основы экологии и природопользования. - СПб. [и др.]: Изд-во ООО «Проспект науки», 2011. - 97 с.

5. Феоктистова Т.Г., Феоктистова О.Г. Наумова Т.В. Производственная санитария и гигиена труда: уч.пособие. - М.: Изд-во «Интра-М», 2014. - 46 с.

6. Полезная модель к патенту № 119307 Российская Федерация, МПК В 608 3/04 (2006.01) Установка для мойки автомобилей / Витлин Михаил Геннадьевич; заявитель и патентообладатель: Витлин Михаил Геннадьевич. - 2011139254/11; заявл. 26.09.2011; опубл. 20.08.2012. - 4 с: 3 ил.

7. Полезная модель к патенту № 109709 Российская Федерация, МПК В 608 3/04 (2006.01) Установка для мойки корпуса фильтра непрерывного действия / Лысенко Иван Васильевич и др.; заявитель и патентообладатель: Открытое акционерное общество "Российские железные дороги". - 2011103369/11; заявл. 21.01.2011; опубл. 27.10.2011. - 1 с: 2 ил.

Literatura

1. Informacionnyj portal «Ekologiya-uchebnye materialy», Antropogennoe vozdejstvie na gidrosferu i eyo zachita [Elektronnyj resurs]. M., 2013-2016. - Rezhim dostupa: http://ecology-education.ru/index.php?action=full&id=397, svobodnyj, (data obrashcheniya: 11.02.2019).

2. Kruglik L.V., Sychev A.G. Tekhnologiya obsluzhivaniya i ekspluatacii avtotransporta. - M.: Izd-vo «Intra», 2013. - S. 99-101.

3. Marfenin N.N. Ekologiya. - M.: Izd-vo «Akademiya», 2012. - S. 154-156.

4. Polishchuk O.N. Osnovy ekologii i prirodopol'zovaniya. - SPb. [i dr.]: Izd-vo OOO «Prospekt nauki», 2011. -97 s.

5. Feoktistova T.G., Feoktistova O.G. Naumova T.V. Proizvodstvennaya sanitariya i gigiena truda: uch.posobie. - M.: Izd-vo «Intra-M», 2014. - 46 s.

6. Poleznaya model' k patentu № 119307 Rossijskaya Federaciya, MPK B 60S 3/04 (2006.01) Ustanovka dlya mojki avtomobilej / Vitlin Mihail Gennad'evich; zayavitel' i patentoobladatel': Vitlin Mihail Gennad'evich. - 2011139254/11; zayavl. 26.09.2011; opubl. 20.08.2012. - 4 s: 3 il.

7. Poleznaya model' k patentu № 109709 Rossijskaya Federaciya, MPK B 60S 3/04 (2006.01) Ustanovka dlya mojki korpusa fil'tra nepreryvnogo dejstviya / Lysenko Ivan Vasil'evich i dr.; zayavitel' i patentoobladatel': Otkrytoe akcionernoe obshchestvo "Rossijskie zheleznye dorogi". -2011103369/11; zayavl. 21.01.2011; opubl. 27.10.2011. - 1 s: 2 il.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.