Научная статья на тему 'Устройство и функции замка в средневековой литературе X-XIV вв'

Устройство и функции замка в средневековой литературе X-XIV вв Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2998
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕВЕКОВАЯ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ / ИНТЕРЬЕР СРЕДНЕВЕКОВЫЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устройство и функции замка в средневековой литературе X-XIV вв»

94(4)"950/1400"

УСТРОЙСТВО И ФУНКЦИИ ЗАМКА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Х-Х1У вв.

В. Н. Бурганова, Е. К. Дрюпина

Прошлое всегда интересовало современного человека, который пытается найти ответы на вопросы, чем занимались его предки, как они жили, какие проблемы их волновали. Отчасти эти ответы он находит, изучая искусство, в котором отражаются чувства, страхи, переживания, надежды. Я. Я. Ро-гинский отмечал, что «своим искусством мы стремимся передать другим наши ощущения, восприятия и эмоции... Искусство освобождает нас от тоски, от одиночества, высказывает свою неповторимость» [1, с. 12]. Одним из таких искусств, отражающем разные стороны жизни средневекового человека, является архитектура, а одним из характерных для Средневековья архитектурных типов построек являются замки, начало строительства которых приходится на Х1-Х11 вв. В специальной литературе этот процесс получил название «шса81е11а-шеШо», что буквально значит «озамкование». Начиная с XII в., с утверждением в Европе готического стиля, происходит оформление классического замка. Период формирования рыцарского замка было также временем, когда его образ замка находит отражение в литературе, изучение которой помогает воссоздать его устройство, функции и некоторые стороны жизни его обитателей.

В средневековой литературе часто встречается описание замка, изначально выполняющего несколько функций, первой и главной из которых была защитная. Это отразилось на его местоположении, при выборе которого учитывался главный принцип, состоящий в том, чтобы создать систему последовательных неприступных препятствий. В литературных произведениях упоминаются различные места возведения замков. Это мог быть лес:

В Броселианский лес дремучий,

В густую погрузившись тень,

Блуждал я лесом целый день...

Приметив замок небольшой [2, с. 35],

или:

Пускался рыцарь в лес густой,

Разросшийся в округе той...

В лесной зеленой гуще До замка пробирался он [3, с. 85].

Замок мог находиться и на открытой местности, но всегда на возвышенности, например на горе: Пошел к горе соседней,

Поднялся на нее И в замок там стоявший,

Стучаться громко стал [4, с. 414].

Часто замки возводили на холме, высота которого, по данным Э. Окшотта, могла составлять от 30 до 40 футов (9 - 12 метров) [5, с. 57]: «покуда не рухнут стропила и кровля, пока стоят на холме хоромы» [6, с. 42].

Большое место в произведениях литературы отводится описанию устройства замка, его системе укреплений, что всегда сопряжено с подчеркиванием его защитной функции:

Вовнутрь ворваться невозможно,

Защита больше, чем возможна [7, с. 369],

или:

Замок перед ними

Прекрасный, с башнями большими [8, с. 16],

или:

Не просто замок: чудо-крепость!

Попытка взять её - нелепость.

Штурмуй хотя бы тридцать лет,

Обрушься на нее весь свет,

Вовнутрь ворваться невозможно:

Защита больше чем надежна.. .[7, с. 369].

Как правило, при описании в литературе воссоздается образ классического замка, окруженного земляным валом с частоколом, перед которым мог быть ров с водой, с перекинутым подъемным мостом, в результате чего замок казался неприступным:

Передо мной глубокий ров И мост, как водится, подъемный [2, с. 35],

или:

Чтоб в замок вас могли впустить,

Вы попросите опустить

Сначала мост подъемный

Над пропастью огромной [7, с. 369],

или:

И только ветер или птица Способны очутиться,

Перемахнувши через ров [7, с. 256].

Вход в замок преграждали высокие крепкие ворота, чаше с полуциркульным завершением, открывающиеся далеко не для всех гостей: «Ждал нидерландец долго у запертых ворот» [4, с. 414]. Для большей безопасности замок охранялся и «сторож замковый на башне стоял» [7, с. 279]. Упоминаются различные подземные и тайные ходы для хозяев и ловушки для непрошенных гостей, что также свидетельствовало о желании хозяев быть более защищенными перед неожиданно возникшей угрозой: Одно лезвие стальное,

Там наготове потайное.

Такой же смертоносный вход Вел в замок неприступный тот.

Того, их, не желает мира,

Дверь потайная - Дверь-секира [2, с. 50].

В стенах замка часто двойных, а иногда и тройных делались бойницы и машикули (обходные дорожки в выступах или деревянные галереи на вершине стен), высота которых «от основания до зубчатого верха равнялась в среднем 70 - 80 футов (20

- 25 метров) [5, с. 79].

Известно, что донжон - «сердцевина» замка -представлял собой двух- или трехэтажную башню, форма которой могла быть разнообразной (круглая, четырехлепестковая, восьмиугольная, цилиндрическая и др.), которая внутри делилась деревянными перекрытиями на этажи. Донжон, расположенный в труднодоступном месте, выполнял несколько

|| Вестник КемГУ

функций: это было и главное оборонительное сооружение, и жилище, и резиденция. Нижние этажи обычно были нежилыми, на верхних располагались покои сеньора. Этажи соединялись винтовыми лестницами. Как и сам замок, донжон сначала строился из дерева, позже - камня. В «Беовульфе» упоминается об использовании железных скоб в конструкции донжона:

На редкость крепок,

На диво прочен,

Был зал для трапез,

Скобами железными Намертво схвачен [6, с. 66].

В донжоне «вся жизнь сосредоточивалась в парадном зале - это самое большое помещение, используемое для различных целей» [10, с. 187]. Здесь устраивались прием гостей, собрания:

Его увидеть можно вон в том просторном зале.

В кругу своей дружины он восседает там Внимая многоопытным и доблестным мужам [3, с. 368].

Этот же зал был залом «для трапез» [6, с. 63], где обычно собирались конунг со своей дружиной, сеньор со своими вассалами. Зал был местом развлечений и проведения празднеств:

Окончен пир, идут из зала [9, с. 67], или:

Пир разгорелся.

Смех и песни

В хоромах грянули [6, с. 77].

Защищенный со всех сторон замок был отдельным миром. На территории его внутреннего двора располагалось все необходимое: дом сеньора, хозяйственные постройки, конюшня, кузница, капелла, жилища слуг:

Гостеприимный чистый двор,

Среди двора, предмет полезный.

В гонг безо всяких проволочек Ударил трижды дворянин.

Все челядины, как один,

Из горниц выбежали сразу [2, с. 35].

С X в. в странах Западной Европы утверждается система крупных феодальных хозяйств, владельцы которых вели постоянные междоусобные войны. Цель - захват земли соседа, а следовательно, увеличение богатства и прежде всего собственных владений и власти. Как отмечал Ж. Дюби, в «Европе в XI в. господствует система ценностей, целиком основанная на стремлении отбирать и раздавать, насилии и соперничестве»[11, с. 22]. В этой борьбе замок служил главным средством защиты при возможном нападении врагов, в нем оборонялись и укрывались. Этот момент в литературе X - XI вв. встречается намного чаще, чем в произведениях более позднего периода.

Так как замок романского периода (X - XI вв.) выполнял в связи с частыми войнами прежде всего защитную функцию, а сами феодалы большую часть своей жизни проводили в походах и разъездах, что залы замков украшали ковры, которыми также утепляли помещения, «златовышитые на стенах ткани и дивные вещи», «пестроцветный настил дворцо-

вый» [6, с. 76]. Одной из особенностей в устройстве замков было наличие маленьких, высоко расположенных окон/бойниц, что также было продиктовано соображениями защиты.

С началом процесса централизации, с объединением ранее обособленных территорий и усилением власти монарха, происходят изменения и в образе жизни людей. Защитная функция замка будет сохраняться, но вместе с этим замок, где «можно разместить всех рыцарей и всех придворных в покоях светлых и просторных» [2, с. 80] все больше начнет превращаться в место проведения широких празднеств:

Чтоб в замке поддержать веселье,

Искуснейшие менестрели,

Пленяя пеньем и игрой,

Собрались пестрою толпой,

Гостям готовить развлеченье [8, с. 66].

В литературных памятниках XIII-XIV вв. часто встречаются описания бытовых сцен, происходящих в стенах замка. При этом описание замка и жизни внутри него постепенно как бы отходит на второй план, уступая место описаниям собора, городской площади и событий, происходящих там, что может свидетельствовать о переменах, происходящих в повседневной жизни. Изменения были характерны и для менталитета средневекового человека, что нашло отражение в том числе в архитектуре. Это был период расцвета готики, когда замки из фортификационных сооружений начинают трансформироваться в укреплённые резиденции, со временем ставшие парадными загородными дворцами, отделка элементов которых приобретает все более декоративный характер. В литературе часто можно встретить описание главного зала, который с увеличением роли торжественных мероприятий становится более вместительным, пышным и характеризуется как «огромный», «просторный», «большой»:

Лишь рыцарей в огромном зале Не меньше тысяч десяти Могло легко места найти,

Притом никто был не забыт Из дам, девиц и из их свит Из компаньонов их и слуг.

И тысяча пятьсот жонглеров [12, с. 20].

Большое внимание начинает уделяться оформлению интерьера. Активно используется декорирование стен, которые штукатурили, белили, расписывали красками, украшали рельефом, скульптурой. Темы росписей выбирались как из библейских, так и из светских сюжетов: военные сражения, охота, турниры, сцены из придворной жизни, литературных циклов. Приметой времени становятся появляющиеся витражи. В литературе встречаются упоминания об украшении стен даже драгоценными камнями:

Хрусталь, рубин, смарагд, топаз Чудесно стены украшали [7, с. 509].

Стены зала освещали и украшали «свечами в больших светильниках златых», «сиянье свеч слепило взор» [7, 353]. Окна делаются высокими, «с

|| Вестник КемГУ

большими рамами» и, не редкость, низкими, что так же свидетельствует об изменениях, произошедших в жизни средневекового человека. С XIII в. начинают декорироваться потолки, которые до этого практически не обрабатывались: они украшаются кессонами, фигурно оформленными балками, росписями, геометрическими узорами:

Просторный, светлый этот зал,

Прекрасной росписью блистал.

Рисунки, краски, позолота,

Художественная работа [2, с. 51].

В описании устройства замков часто упоминаются роскошные аллеи и сады, в которых отдыхали гости или сами хозяева.

Таким образом, анализ литературных памятников классического Средневековья не только расширяет и конкретизирует наши знания о замках этого периода, рассказывая о событиях, связанных с ним, но и позволяет увидеть перемены, которые были характерны как для периода в целом, так и в отношении замковой культуры.

Литература

1. Рогинский, Я. Я. Об истоках возникновения искусства / Я. Я. Рогинский. - М.: МГУ, 1982. - 32 с.

2. Кретьен де Труа. Ивейн, или Рыцарь со львом // Средневековый роман и повесть / Кретьен де Труа. - М.: Художественная литература, 1974. -

С. 29 - 152 (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 22).

3. Фаблио. Старофранцузские новеллы / Фаблио.

- М.: Художественная литература, 1971. - 346 с.

4. Песнь о Нибелунгах // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. - М.: Художественная литература, 1975. - С. 358 - 628.

5. Окшотт, Э. Рыцарь и его замок. Средневековая крепость и осадные сооружения / Э. Окшотт -М.: Центрополиграф, 2007. - 206 с.

6. Беовульф // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. - М.: Художественная литература, 1975. - С. 27 - 180.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Вольфрам фон Эшенбах. Парцифаль / Вольфрам фон Эшенбах // Средневековый роман и повесть. - М.: Художественная литература, 1974. -

С. 259 - 578 (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 22).

8. Кретьен де Труа. Эрек и Энида // Кретьен де Труа. Эрек и Энида. Клижес. - М.: Наука, 1980. -510 с.

9. Козьякова, М. И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до ХХ века / М. Козьякова - М.: Весь мир, 2002. - 357 с.

10. Дюби, Ж. Европа в Средние века / Ж. Дюби.

- Смоленск: Полиграмма, 1994. - 322 с.

11. Фламенка. - М.: Наука, 1983. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.