Панферов В. ИШамарин Ю. А. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ НАГНЕТАТЕЛЬНЫХ КЛАПАНОВ ДИЗЕЛЬНОЙ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ
Известно устройство для оценки герметичности клапана по запирающему конусу и гидравлической плотности по разгружающему пояску клапана (паспорт 10 8 6 ПС «Прибор КИ-10 8 6» для испытания нагнетательных клапанов топливных насосов). Недостатком данного устройства является оценка не фактического объема разгрузки, а лишь величины зазора в одном сечении.
Предлагаемое новое устройство определяет разгружающую способность нагнетательного клапана по количеству технологической жидкости, вытесненной разгружающим пояском клапана. Причем с целью повышения достоверности путем приближения условий испытания к реальным условиям работы клапана подают жидкость под нагнетательный клапан при давлении, обеспечивающим подъем клапана на регламентируемую величину и измеряют количество топлива, вытесненного разгружающим пояском клапана в полость под клапаном при его посадке.
Устройство содержит толкатель 3, представляющий собой кулачок, приводимый в движение внешним источником (привод 1) и плунжер 2, который совершает возвратно-поступательное движение во втулке 4, имеющей выпускное отверстие 5 с емкостью для технологической жидкости 7 и отсечное отверстие 6, которое запирается клапаном 18 под действием пружины 17 с выходом на измерительное устройство 8. В верхней части устройства находится нагнетательный клапан 10 с пояском 16, прижатые пружиной 13 и упором 15 к седлу 10.
Принципиальная схема нового устройства представлена на рис. 1.
Рис. 1. Устройство для определения разгружающей способности нагнетательного клапана топливного
насоса
Устройство работает следующим образом.
Плунжер 2 совершает возвратно-поступательное движение под действием привода 1 и толкателя 3 во втулке 4. При движении вниз, когда
открывается впускное отверстие 5, технологическая жидкость из емкости 7 поступает в надплунжер-ное пространство 12. В этот момент отсечное отверстие 6 закрыто.
После движения вверх, после перекрытия впускного отверстия 5, плунжер 2 подает жидкость под клапан 10. Создаваемое при этом давление жидкости поднимает клапан, преодолевая сопротивление пружины 13. Поток жидкости, удерживая клапан в приподнятом положении, перетекает в полость 14 над клапаном и стекает в емкость 7. Заброс клапана ограничивается упором 15.
Когда плунжер 2 достигает верхнего положения, открывая отсечное отверстие 6 втулки плунжера 4, давление жидкости под клапаном 10 резко падает и клапан под действием пружины 13 опускается вниз. При этом разгружающий поясок 16 входит в канал седла 11, разъединяя полость над клапаном от надплунжерного пространства 12 и отсечного отверстия 6.
При посадке клапана после открытия отсечного отверстия 6, до входа разгружающего пояска 16 в канал седла 11, топливо, вытесняемое клапаном из седла, вытекает в полость над клапаном, поскольку давление топлива в надплунжерном пространстве 12, за счет пружины 17 клапана 18 измерительного устройства 8 выше, чем в полости 14 над испытываемом клапаном.
После входа разгружающего пояска 16 в канал седла 11 в полости 9 под клапаном повышается давление жидкости, которая открывает клапан 18 измерительного устройства, преодолевая сопротивление пружины 17.
Вытесняемое пояском 16 из канала седла 11 в полость под клапаном, жидкость поступает в надплун-жерное пространство 12, а оттуда через отсечное отверстие 6 - в измерительное устройство 8.
Погрешность измерения выходных параметров оценки технического состояния клапана, а также погрешность измерения параметров режима испытания клапана приняты аналогично установленным для контрольно-регулировочных стендов. Исходя из этого предел допустимой погрешности измерения параметров (уточняемый при разработке технической документации) задан следующими величинами:
Частота рабочих ходов плунжера, мин ю +1 1 і
Число циклов 1 +1
Объем технологической жидкости в
измерительном устройстве 1 +1
Температура технологической жидкости
(топлива), 0С ± 0,5
Давление технологической жидкости
(топлива) на впуске, % ± 2,5.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шамарин Ю.А., Сиротов А.В., Панферов В.И., Корнеев В.М. Патент на полезную модель № 2005139930/22(044520). Устройство для определения разгружающей способности нагнетательного клапана топливного насоса.