Научная статья на тему 'Устройства намагничивания и размагничивания рельсовых плетей и их сравнительный анализ'

Устройства намагничивания и размагничивания рельсовых плетей и их сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
132
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУКЦИЯ / НАМАГНИЧИВАНИЯ / РАЗМАГНИЧИВАНИЯ / ФЕРРОМАГНЕТИКИ / ПАРАМАГНЕТИКИ / ДИАМАГНЕТИКИ / ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ / INDUCTOR / MAGNETIZATION / DEMAGNETIZATION / FERROMAGNETS / PARAMAGNETS / DIAMAGNETS / ELECTROMAGNETIC FIELD

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Курбанов Жанибек Файзуллаевич, Халиков Абдульхак Абдульхаирович, Ортиков Мироншох Содикович

В работе дан анализ методов и устройств размагничивания рельсовых плетей. Приведены основные данные существующих методов и устройство размагничивания рельсовых плетей для обеспечения безопасности движения поездов. Проанализирован принцип действия и технические параметры предлагаемого разработанного устройство для размагничивания изделий в железнодорожной системы автоматике и телемеханике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Курбанов Жанибек Файзуллаевич, Халиков Абдульхак Абдульхаирович, Ортиков Мироншох Содикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVICES FOR MAGNETIZATION AND DEMAGNIZATION OF RAIL LASHES AND THEIR COMPARATIVE ANALYSIS

The paper gives an analysis of the methods and devices for the demagnetization of rail lashes. The basic data of existing methods and a device for the demagnetization of rail lashes to ensure the safety of train traffic are presented. The principle of operation and technical parameters of the proposed developed device for demagnetization of products in the railway automation and telemechanics system are analyzed.

Текст научной работы на тему «Устройства намагничивания и размагничивания рельсовых плетей и их сравнительный анализ»

№ 10 (67)

октябрь, 2019 г.

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

УСТРОЙСТВА НАМАГНИЧИВАНИЯ И РАЗМАГНИЧИВАНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ

И ИХ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Курбанов Жанибек Файзуллаевич

PhD, Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта,

Узбекистан, г. Ташкент E-mail: _ jonik_piter@mail. ru

Халиков Абдульхак Абдульхаирович

д-р техн. наук, проф. Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта,

Узбекистан, г. Ташкент E-mail: xalikov_abdulxak@mail.ru

Ортиков Мироншох Содикович

аспирант Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта,

Узбекистан, г. Ташкент

DEVICES FOR MAGNETIZATION AND DEMAGNIZATION OF RAIL LASHES AND THEIR COMPARATIVE ANALYSIS

Janibek Kurbanov

PhD, Tashkent Institute of Engineers railway transport

Uzbekistan, Tashkent

Abdulhak Halikov

DSc, prof. Tashkent Institute of Engineers railway transport

Uzbekistan, Tashkent

Mironshoh Ortikov

Applicant for the Tashkent Institute of Engineers railway transport

Uzbekistan, Tashkent

АННОТАЦИЯ

В работе дан анализ методов и устройств размагничивания рельсовых плетей. Приведены основные данные существующих методов и устройство размагничивания рельсовых плетей для обеспечения безопасности движения поездов. Проанализирован принцип действия и технические параметры предлагаемого разработанного устройство для размагничивания изделий в железнодорожной системы автоматике и телемеханике.

ABSTRACT

The paper gives an analysis of the methods and devices for the demagnetization of rail lashes. The basic data of existing methods and a device for the demagnetization of rail lashes to ensure the safety of train traffic are presented. The principle of operation and technical parameters of the proposed developed device for demagnetization of products in the railway automation and telemechanics system are analyzed.

Ключевые слова: индукция, намагничивания, размагничивания, ферромагнетики, парамагнетики, диамаг-нетики, электромагнитное поле.

Keywords: inductor, magnetization, demagnetization, ferromagnets, paramagnets, diamagnets, electromagnetic field.

Библиографическое описание: Курбанов Ж.Ф., Халиков А.А., Ортиков М.С. Устройства намагничивания и размагничивания рельсовых плетей и их сравнительный анализ с существующими // Universum: Технические науки : электрон. научн. журн. 2019. № 10(67). URL: http://7universum.com/ru/tech/archive/item/8029

№ 10 (67)

В настоящее время, в обеспечении безопасности движения поездов важную роль играет намагниченность на железнодорожном транспорте. Целью данной работы является анализ методов и устройств размагничивания рельсовых плетей. Поэтому необходимо разработать методы и устройства для размагничивания изделий в железнодорожной системы автоматике и телемеханике, что является актуальной задачей.

Предлагаемое устройство может быть использовано для размагничивания материалов из ферромагнетиков, основа которых используется в рельсосва-рочном производстве для сварки рельсовых плетей [1, с.78-79]. Кроме того оно может быть использовано для размагничивания разных материалов, которые применяются в нефтяной и газовой отрасли.

При укладке железнодорожных путей применяют по 725 метров рельсовых плетей, которые свариваются по 25 метров, утвержденные в Госстандарте. Обычно, применяемые при сварке плети намагничиваются за счет технологических процессов и транспортировки.

Поскольку плети изготавливаются на металлургических комбинатах методом прокатки на магнитно протяжном стане, то в готовых рельсах сохраняется остаточный магнетизм, который негативно влияет на процесс сварки. При сварке стыковой шов вспенивается, растрескивается, а в некоторых случаях и расходится. На электрифицированных железнодорожных путях, иногда не исключается возможность, приводящая к аварийным ситуациям. Поэтому при сборке удлиненных плетей стыковочные участки рельсов необходимо размагничивать.

Существует ряд размагничивающих технических устройств, как стационарного действия, так и смонтированного на передвижном средстве.

Известные размагничивающие устройства называют обычно демагнитизаторами. Демагнитизаторы располагают на подвижных мотовозах, которые состоят из колебательного контура содержащего параллельно подключенного соленоида и блока конденсатора. Они питаются переменным напряжением от генератора. Полюсы магнитов расположены на расстояниях от 10 до 50 мм над стыками рельсов [2, с.104-106.].

При перемещении размагничивающего устройства со скоростью 5км/час вдоль стыковочных рельсов возникает электромагнитное поле, плавно нарастающее в начале, а затем плавно уменьшающее, что приводит к размагничиванию участка. Одним из недостатков этого устройства является высокое потребление энергии до 10 кВт и искажение импульса тока за счет применения больших конденсаторов до 920мкФ, низкое качества размагничивания рельсовых плетей. Ввиду этого приходиться несколько раз перемещать устройство вдоль рельсов в прямом и в обратном направлениях.

При этом затрачивается большая энергия для опускания и поднятии навесной рамы на мотовозе.

Существует другое размагничивающее устройство постоянного тока, которое содержит последова-

октябрь, 2019 г.

тельную цепь из резистора, зарядного ключа и конденсаторной батареи [3, с.163-165.]. Кроме этого в колебательный контур введен накопитель энергии, который имеет магнитную систему и соединен последовательно с соленоидом. Недостатком этого устройства является то, что он не может размагничивать неподвижные рельсовые плети.

Существует также шунт для размагничивания изолирующих стыков, содержащий ферримагнитный сердечник с магнитной системой на мощных постоянных магнитах. Они закреплены к подошве рельсов пружинами, которые позволяют монтировать и демонтировать устройства без разборки стыка.

Размагничивание компенсирующим постоянным магнитом заключается в создании напряженности поля, противоположным остаточному намагничиванию. При этом намагниченность рельсовой цепи уменьшается незначительно и компенсируется в пределах допустимой величины. При этом индукция размагничивания достигается от 30^40мТл до 10мТл.

Существует также размагничивание рельсовой плети переменным электромагнитным полем. Это устройство имеет недостаток не полного размагничивания стыка, что приводит к повторению цикла. При этом увеличивается расход электроэнергии, продолжительность обработки, что приводит к нагреву соленоида и к сложности настройки электротехнических параметров. Сохранения остаточной намагниченности приводит к замыканию изолированного стыка металлическими частицами, приводящей к нарушению работы (автоматической локомотивной сигнализации) (АЛС) и КЛУБ-У (комплекс локомотивных устройств безопасности унифицированный).

При современном уровне развития науки и техники необходимо создавать такие устройства, которые обеспечивали бы простоту в обслуживании и управлении.

Разработанное устройство позволяет использовать его на подвижных и мобильных механизмах с улучшенными энергетическими параметрами и характеристиками. Оно позволяет размагничивать рельсовую плеть по всему периметру и объему. Созданное импульсное электромагнитное поле позволяет размагничивать рельсовую плеть до размеров напряженности электромагнитного поля Земли. Преобразователь частоты выполнен из диодно-тиристор-ного модуля от компании «8ет1кгоп», работающий на выдачу сигналов частотой в пределах 0,1Гц до 1000кГц в прямоугольном импульсом режиме с противоположными параметрами по обе стороны стыка.

Преобразователь частоты включает в себя регистрирующие приборы: электронный амперметр для переменного напряжения с диапазоном измерения от 0 до 200А при частоте 50Гц и цифровой вольтметр, который показывает входное напряжение 380В, его выходы подключены к блоку преобразования частоты. Система управления позволяет получать прямоугольные импульсные сигналы и обеспечивает защиту преобразователя от влияния обратных токов. Одновременно силовой преобразователь питает систему управления, созданную на базе ATMega8, позволяющий регулировать длительность импульсов от

№ 10 (67)

10 до 30мс, а частоту следования импульсов в пределах 5^25Гц. Система управления обеспечивает автоматическую подачу управляющего напряжения и тока, автоматически отключает устройство при повышении температуры катушек индуктивности и автоматически управляет системой подачи рельсов при рельсосварочных работах.

Катушки индуктивности представляют собой соленоид со 125 витками медного провода прямоугольного сечения S=56мм2. В качестве изоляции витков использовано стекловолокно, обеспечивающее надежную работу при нагревании катушек до 120оС. Охлаждения катушек осуществляется вентилятором. Катушки соединены с выходными концами блока преобразования частоты по последовательно встречной схеме, что обеспечивает протекание положительного импульса по одной катушке, а по другой - отрицательного. Это обеспечивает уничтожение положительных и отрицательных значений коэрцитивной силы.

Рассмотрим работу предлагаемого устройства при размагничивании объемно-закаленных рельсов в технологическом потоке рельсосварочного производства. Соединяемые в плети рельсы автоматически подаются протяжным механизмом к месту сборки, где установлено размагничивающее устройство. После подачи электрического питания трансформатор понижает переменное напряжение с 220В до 120В и питает силовой преобразователь, который преобразует переменное напряжение в постоянное. Силовой преобразователь питает блок преобразования частоты и одновременно систему управления, на панели которой установлены ручки настройки частоты F и длительности импульсов Т. Плавно вращая этими

октябрь, 2019 г.

ручками, устанавливают частоту от 5Гц до 25Гц и длительность импульсов от 10мс до 30мс. Значения контролируются высвечиванием на дисплее 8Гц и 30мс. При этом необходимо контролировать силу тока по амперметру, которая не должна превышать 30А, в противном случае будут перегреваться катушки индуктивностей.

Электромагнитное поле, создаваемое катушками индуктивности, размагничивают рельсы по всему его поперечному сечению. Предлагаемое устройство импульсного размагничивания позволяет управлять величиной напряженности магнитного поля до нормированного значения размагничивания рельсовых плетей со значением индукции 1,2Тл до 30^40мкТл [7]. При возникновении магнитного поля обратной полярности, которое уменьшает коэрцитивную силу, обеспечивает полное размагничивание рельсовой плети.

Данное устройство прошло производственные испытания на предприятии УП «РСП-14» АО «Узбекистан темир йуллари». Результаты испытаний показали, что по энергетическим и эксплуатационно-техническим характеристикам разработанное устройство для размагничивания рельсов во многом превосходит ныне существующие технические решения и рекомендуется для массового внедрения на рель-сосварочных производствах. Устройство размагничивания может быть использовано на мобильных устройствах (тележках), а также в подвижных вагонах-платформах (дрезинах) для размагничивания рельсовых плетей, во избежание сбоев (АЛС) автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия и КЛУБ-У при их эксплуатации.

Список литературы:

1. Ибрагимова О.А. Разработка устройств систем управления единым пространственным электромагнитным полем // Монография. - М.: «Фан» АН Р.Уз. - 2012. - Ташкент. - С.78-79.

2. Колесников И.К., Халиков А.А., Яронова Н.В. Влияния электромагнитного поля на свойства жидких и твердых тел // Наука образование техника. -2007. -№4. - Ош, - С. 104-106.

3. Колесников И.К., Халиков А.А., Яронова Н.В. О возможности выделения из каолина железа, алюминия и окиси кремния импульсным электромагнитным способом // Проблемы энерго и ресурсосбережения. - 2007. - №3-4. - Ташкент. - С. 163-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.