Научная статья на тему 'Устрашение как важнейший элемент специальной превенции'

Устрашение как важнейший элемент специальной превенции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
199
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общая и специальная превенции / система наказаний в уголовном праве / устрашение / страх перед наказанием / предупреждение и профилактика преступной деятельности / исправление осужденного / general and special prevention / the system of punishments in criminal law / intimidation / fear of punishment / prevention and prevention of criminal activity / correction of the convict

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лидия Константиновна Еськова

В статье анализируется механизм специальной превенции и роль устрашения в предупреждении и профилактике правонарушений среди лиц, совершивших преступления несмотря на уголовный запрет. Предметом статьи выступили отечественное законодательство, научная литература по теме работы. Цель исследования – обосновать важность специальной превенции как одну из целей уголовного наказания, подтвердить значимость устрашения угрозой наказания как фактора психологического воздействия на мышление и сознание лиц, совершивших преступление, для удержания от дальнейшей преступной деятельности. Методологическую основу исследования составили совокупность общенаучных (логического, исторического) и частнонаучных (сравнительного правоведения, статистического, системно-структурного анализа, анкетирования, экспертных оценок) методов познания. В результате проведенной работы изучено понятие «наказание», его содержание и цели, выделены основные компоненты и механизм реализации согласно уголовному законодательству. Определено значение частной превенции и этапов ее реализации на практике. Сделаны выводы о важности специальной превенции, ее положительном влиянии на снижение количества общественно опасных деяний и ключевой роли фактора страха в механизме реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лидия Константиновна Еськова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intimidation as the most important element of special prevention

In the article the author analyzes the mechanism of special prevention and the role of deterrence in the prevention and prevention of offenses among persons who have committed crimes, despite the criminal ban. The subject of the article was domestic legislation, scientific literature on the topic of the work. The purpose of the study is to substantiate the importance of special prevention as one of the goals of criminal punishment, to confirm the importance of intimidation by the threat of punishment as a factor in the psychological impact on the thinking and consciousness of persons who have committed a crime in order to deter further criminal activity. The methodological basis of the study was a combination of general scientific (logical, historical) and particular scientific (comparative law, statistical, system-structural analysis, questioning, expert assessments) methods of cognition. As a result of the work carried out, the concept of "punishment", its content and goals were studied, the main components and the implementation mechanism were identified in accordance with criminal law. The significance of private prevention and the stages of its implementation in practice are determined. Conclusions are drawn about the importance of special prevention, its positive impact on reducing the number of socially dangerous acts and the key role of the fear factor in the implementation mechanism.

Текст научной работы на тему «Устрашение как важнейший элемент специальной превенции»

Organization and Planning of the Research Institute of the FPS of Russia, Doctor Habil in Law, Associate Professor

Сорокин М. В. заместитель начальника кафедры Wntin m м организации режима и надзора

Sorokin Ml. V. I

юридического факультета ВЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук

Deputy Chief of the Regime and Supervision Department of the Law Faculty of VLI of the FPS of Russia, Candidate of Law

Усеев Р. З. доцент кафедры режима и охраны

Useev R Z в уголовно-исполнительной

R. Z. системе ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России,

кандидат юридических наук, доцент Assistant Professor of the Department of the Regime and Guard in the Penal System of SLI of the FPS of Russia, Candidate of Law, Associate Professor

Уткин В. А. ведущий научный сотрудник

Utkin V A отдела изучения отечественного

и зарубежного опыта, истории уголовно-исполнительной системы, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Leading Research Officer of the Department for the Study of National and Foreign Experience, History of the Penal System, Comparative Analysis of the Penitentiary Legislation of the Research Institute of the FPS of Russia, Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation

Харьковский Е. Л. Kharkovsky E. L.

начальник ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент Head of VILE of the FPS of Russia, Candidate of Law, Associate Professor

Цветкова Н. А. Tsvetkova N. A.

ведущий научный сотрудник отдела разработки методологий исполнения уголовных наказаний без лишения свободы НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, доктор психологических наук, доцент Leading Research Officer of the Department for the Development of Non-custodial Sentences Methodologies of the Research Center-2 of the Research Institute of the FPS of Russia, Doctor of Psychology, Associate Professor

Яковлев К. Л. профессор кафедры

государственного строительства Yakovlev k. l. ./

и права Университета прокуратуры

Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент, старший советник юстиции Professor of the Department of State Construction and Law of the University of Prosecutor's office of the Russian Federation, Doctor of Law, Associate Professor, Senior Justice Adviser

DOI 10.51522/2307-0382-2022-239-4

С О Д Е Р Ж А Н И Е

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: УПРАВЛЕНИЕ И ПРАКТИКА

Медико-санитарное обеспечение в уголовно-исполнительной системе..................... 4

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Еськова Л. К. Устрашение как важнейший элемент специальной превенции.................................. Каретников К. В. Субъекты профилактики групповых правонарушений осужденных в воспитательных колониях............................... 13 .18

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Дмитриев Д. К., Матвиенко С. В. К вопросу организации научных исследований в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации........ Додуева О. Ф., Евсеева О. В. Педагогические условия формирования гуманистической направленности личности курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России...................... Павлушков А. Р., Бондаренко С. Я. Организация патриотического воспитания курсантов и студентов: из опыта работы ветеранской организации Вологодского института права и экономики ФСИН России............... 30 38 45

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Ильянкова Е. И., Морозов А. В. Влияние личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей на представления о собственном будущем................. 55

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ И ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

Кононец А. С., Ильинцев Е. В. К вопросу описания системы медицинского обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных в периодической литературе 63

ЮБИЛЕЙ

Юбилей доктора педагогических наук, профессора С . С . Оганесяна................................. 76

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Требования к авторским материалам, направляемым в адрес редакции журнала «Ведомости уголовно-исполнительной системы»......... 78

На первой странице обложки: коллаж Кривенко А . С фото УОМСО ФСИН России и Никифорова В. К.

УГОЛОВНО-И СПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: УПРАВЛЕНИЕ И ПРАКТИКА

Медико-санитарное обеспечение в уголовно-исполнительной системе

Охрана здоровья - одна из важнейших задач государства и органов государственной власти, осуществляемая в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Управление организации медико-санитарного обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний реализует в уголовно-исполнительной системе мероприятия в сфере охраны здоровья осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей, сотрудников УИС, а также лиц, социальное обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на ФСИН России. Управление координирует и контролирует деятельность медицинских организаций уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

В настоящее время в состав медицинской службы УИС входят 69 медико-санитарных частей, 4 ведомственных санатория: ФКУЗ Санаторий «Аксаково» ФСИН России (деревня Аксаково, городской округ Мытищи, Московская область), ФКУЗ Санаторий им. С. М. Кирова ФСИН России (город Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика), филиал ФКУЗ Санаторий им. С. М. Кирова ФСИН России (поселок Южная Озере-евка, город Новороссийск, Краснодарский край), ФКУЗ Санаторий «Тройка» ФСИН России (город Светлогорск, Калининградская область), федеральные

казенные учреждения здравоохранения «Центр военно-врачебной экспертизы Федеральной службы исполнения наказаний», «Главный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Федеральной службы исполнения наказаний», «Главный клинический центр медицинской и социальной реабилитации Федеральной службы исполнения наказаний».

В медико-санитарных частях ФСИН России для оказания медицинской помощи лицам, содержащимся под стражей и отбывающим наказание в виде лишения свободы, предусмотрено 623 медицинские части, 152 фельдшерских и 67 врачебных здравпунктов, 135 больниц (в том числе 61 туберкулезная и 5 психиатрических).

Медицинское обеспечение сотрудников УИС осуществляют 55 центров медицинской и социальной реабилитации, 7 больниц для личного состава, 74 военно-врачебные комиссии.

Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований на объектах УИС осуществляют 74 центра санитарно-эпидемиологического надзора.

Медицинское обеспечение детей, находящихся совместно с осужденными матерями в исправительных учреждениях, осуществляют 13 филиалов «Дом ребенка» медико-санитарных частей ФСИН России.

В настоящее время в оказании медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным принимают участие 5 398 врачей и провизоров, 11 417 средних медицинских работников.

В течение нескольких лет управлением организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России планомерно реализовывается комплекс мероприятий, направленных на приведение деятельности медицинской службы УИС в соответствие с основными концептуальными направлениями развития системы здравоохранения Российской Федерации.

В результате проведения указанных мероприятий была усовершенствована и приведена в соответствие с видами и объемами оказываемой медицинской помощи организационно-штатная структура медико-санитарных частей ФСИН России.

Осуществленные структурные преобразования медицинской службы уголовно-исполнительной системы повысили уровень доступности и качества оказываемой медицинской помощи осужденным и лицам, содержащимся под стражей, в результате чего достигнуто улучшение основных статистических показателей.

Приоритетным направлением в деятельности медицинской службы является профилактика и лечение социально значимых заболеваний.

Территориальными органами ФСИН России реализуются мероприятия комплексных планов по профилактике и диагностике туберкулеза. За период с 2017 по 2021 год количество больных активными формами туберкулеза в учреждениях УИС снизилось в 1,8 раза (с 19 721 до 9 834 человек), а относительный показатель заболеваемости туберкулезом в исправительных учреждениях снизился в 1,5 раза (с 538,4 до 349,8 на 100 тысяч человек). Количество лиц, умерших от туберкулеза, снизилось в 3 раза (с 70 до 23 человек).

ФСИН России является активным участником реализации мероприятий, предусмотренных Государственной стратегией противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденной рас-

Работа ПЦР-лаборатории по диагностике COVID-19

поряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 № 2203-р.

Подведомственные ФСИН России учреждения обеспечены необходимым объемом лекарственных средств для проведения высокоактивной антиретро-вирусной терапии ВИЧ-инфекции и постоянно увеличивают охват пациентов, нуждающихся в назначении соответствующего лечения,достигнув по итогам 2021 года 92,4 %.

Количество лиц, умерших от ВИЧ-инфекции, за период с 2017 по 2021 год снизилось в 2,3 раза (с 918 до 399).

В целях реализации законных интересов осужденных в части освобождения от наказания в связи с болезнью ФСИН России совместно с Минюстом России, Минздравом России были разработаны и утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2017 № 598 изменения в Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, который приведен в соответствие с действующей

Международной статистической классификацией болезней Х пересмотра и расширен отдельными позициями. Оптимизирована работа с судебными органами в части освобождения осужденных, представленных в суд в связи с болезнью.

Особое внимание ФСИН России уделяет проведению мероприятий по соблюдению прав лиц с ограниченными возможностями, беременных женщин и несовершеннолетних. УОМСО ФСИН России разработана и реализована в территориальных органах УИС типовая форма Соглашения о взаимодействии между исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья и медико-санитарными частями, приоритетными направлениями которого являются вопросы оказания медицинской помощи женщинам и детям, в том числе страдающим социально значимыми заболеваниями, а также вопросы профилактики вертикального

Проведение ультразвукового исследования

пути передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку.

ФСИН России обеспечивает реализацию мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами реабилитации инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и содержащихся под стражей.

В период объявленной Всемирной организацией здравоохранения пандемии новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) Федеральной службой исполнения наказаний реализуются мероприятия по предотвращению ее распространения как среди лиц, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, так и среди работников УИС.

Об эпидемиологической ситуации по новой коронавирусной инфекции

(COVID-19) в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

Профилактическая направленность является одной из отличительных особенностей отечественного здравоохранения. При этом полноценная деятельность системы охраны здоровья, независимо от иерархического уровня ее функционирования, невозможна без адекватно осуществляемых санитар-но-противоэпидемиологических мероприятий.

Одним из глобальных вызовов обществу в настоящее время является распространение новой коронавирусной инфекции.

В целях предупреждения возникновения и распространения новой корона-вирусной инфекции среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и работников УИС Федеральной службой исполнения наказаний реализуется комплекс санитар-но-противоэпидемических (профилак-

тических) и лечебно-диагностических мероприятий.

Для координации и реализации необходимых мер функционирует оперативный штаб, выполняется поэтапный Комплексный план организационно-практических, санитарно-противоэпидеми-ческих и лечебно-диагностических мероприятий, предусматривающий в первую очередь меры по усилению степени защищенности учреждений УИС, проведение профилактических и лечебных мероприятий в зависимости от уровня эпидемиологической опасности. С начала объявленной Всемирной организацией здравоохранения пандемии по настоящее время осуществляется мониторинг эпидемиологической ситуации по новой коронавирусной инфекции в учреждениях УИС в круглосуточном режиме.

При ухудшении эпидемиологической ситуации главным государственным санитарным врачом ФСИН России и главными государственными санитарными врачами ФКУЗ МСЧ ФСИН России в ряде учреждений территориальных органов ФСИН России вводятся ограничительные меры (карантин). По состоянию на 31.12.2021 ограничительные мероприятия (карантин) действовали в отдельных учреждениях 31 территориального органа ФСИН России, в настоящее время - 22 территориальных органов ФСИН России.

С целью снижения риска заноса и распространения новой коронавирус-ной инфекции в учреждениях УИС организован следующий комплекс санитар-но-противоэпидемических (профилактических) мероприятий:

- введение в отдельных учреждениях вахтового метода несения службы сотрудниками УИС на 14 суток без возможности покидать учреждение;

- определение отдельного учреждения (следственного изолятора), функ-

ционирующего только для приема вновь поступающих подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

- ограничение приема лиц, доставленных в следственные изоляторы из изоляторов временного содержания органов внутренних дел, больных или с подозрением на заболевание новой ко-ронавирусной инфекцией (СОУГО-19), с симптомами респираторных инфекций, не исключающими новую корона-вирусную инфекцию, в том числе с повышенной температурой тела, а также лиц, контактных по новой коронавирус-ной инфекции;

- увеличение продолжительности пребывания в карантинном отделении лиц, поступающих в учреждения УИС: не менее 14 дней с момента прибытия;

- проведение бесконтактной термометрии работников учреждений УИС и всех лиц, посещающих учреждения и органы УИС, в том числе с помощью тепловизоров, с обязательным отстранением от посещения, нахождения на службе

(рабочем месте) лиц с повышенной температурой и признаками острых респираторных заболеваний;

- проведение судебно-следственных действий и свиданий с адвокатами в помещениях через стекло, с использованием средств индивидуальной защиты, с последующей обработкой помещений дезинфицирующими растворами и обеззараживанием воздуха бактерицидными облучателями;

- приостановление проведения краткосрочных и длительных свиданий, выездов за пределы учреждений;

- усиление дезинфекционных мероприятий на объектах учреждений УИС и используемом автотранспорте, проведение санитарного дня с еженедельным выполнением текущей дезинфекции по типу заключительной дезинфекции во всех помещениях и на всех объектах с применением дезинфицирующих средств;

- использование средств индивидуальной защиты (гигиенические маски для

Свидание с адвокатом с использованием средств индивидуальной защиты

защиты органов дыхания) подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными и работниками УИС на территории учреждений УИС, соблюдение социальной дистанции не менее 1,5 метра в местах массового скопления людей в учреждениях УИС.

С начала пандемии и до сегодняшнего момента показатель заболеваемости новой короновирусной инфекцией (СОУГО-19) среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных стабильно ниже аналогичного общероссийского показателя, что свидетельствует об эффективности реализуемого комплекса профилактических мероприятий.

Приняты необходимые меры по оказанию медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, больным новой коронавирусной инфекцией, развернуты койки для стационарного лечения с созданием условий для проведения кислородной поддержки, оказания первичной, включая специализированную, медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, изоляции и обсер-

вации. При отсутствии в медицинских организациях УИС необходимых условий для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях больным с тяжелыми формами заболевания, требующими искусственной вентиляции легких, предусмотрена маршрутизация указанной категории пациентов в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения.

По состоянию на 08.04.2022 всего за период пандемии среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных выявлено 14 078 лабораторно подтвержденных случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией, из них 13 916 случев выздоровления; среди работников УИС зарегистрировано 61 587 случаев заболевания, выздоровели 61 282 человека.

Показатель заболеваемости среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных составил 2 975,5 на 100 тысяч человек, что ниже общероссийского показателя (12 234,1 на 100 тысяч населе-

Проведениелабораторного исследования

ния) в 4,1 раза; среди работников УИС -24 806,7 на 100 тысяч населения, что выше показателя по России в 2,0 раза.

По результатам мониторинга заболеваемости новой коронавирусной инфекцией установлено, что пик распространения заболеваемости СОУГО-19 среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных зарегистрирован в период с 25.05.2020 по 25.06.2020 (первая волна) с последующим снижением и новым началом ее роста с 20 октября и достижением пиковой заболеваемости на 48-й календарной неделе 2020 года. Среди работников пик заболеваемости новой коронавирусной инфекцией зафиксирован в июле и ноябре 2020 года.

В 2021 году эпидемический подъем заболеваемости новой коронавирусной инфекцией среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных регистрировался в июле и ноябре, среди работников УИС -в июле и октябре-ноябре 2021 года.

Распределение заболеваемости новой коронавирусной инфекцией по феде-

ральным округам Российской Федерации показало, что в 2020 году высокий уровень заболеваемости новой корона-вирусной инфекцией с превышением среднего показателя заболеваемости в целом по УИС зарегистрирован среди работников учреждений УИС, дислоцированных в Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах; среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС, - в Дальневосточном, Северо-Западном и Центральном федеральных округах. В 2021 году высокий уровень заболеваемости новой коронавирусной инфекцией с превышением среднего показателя заболеваемости в целом по УИС зарегистрирован среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС, дислоцированных в Уральском, Северо-Западном и Центральном федеральных округах; среди работников учреждений УИС -в Южном, Северо-Западном и Центральном федеральных округах.

Организовано проведение лабораторного обследования работников УИС и

Проведение текущей дезинфекции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лиц, содержащихся в учреждениях УИС, на выявление новой коронавирусной инфекции, в том числе в 49 ведомственных иммунологических лабораториях. По состоянию на 08.04.2022 (с нарастающим итогом) проведено 1 035 931 лабораторное исследование на новую ко-ронавирусную инфекцию (из них в лабораториях УИС - 723 927, или 70 % от общего количества).

В целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции и формирования коллективного иммунитета к данной инфекции среди подозреваемых, обвиняемых, осужденных и работников УИС Федеральной службой исполнения наказаний организованы мероприятия по вакцинации против новой коронавирусной инфекции указанных категорий лиц.

В соответствии с Временными методическими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации вакцинацию против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям следует проводить через 6 месяцев после предыдущей вакцинации и (для формирования стойкого иммунитета после перенесенного заболевания) через 6 месяцев после выздоровления (от даты выздоровления).

Иммунопрофилактика инфекционных болезней позволяет не только снизить риски возникновения инфекционного процесса для конкретного привитого человека, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидемический процесс, если прививку от того или иного заболевания получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан.

Вакцинация против новой коронави-русной инфекции проводится в добровольном порядке лицам, не имеющим медицинских противопоказаний.

По результатам еженедельного мониторинга вакцинации против новой ко-ронавирусной инфекции, по состоянию на 08.04.2022 вакцинированы 238 815 работников УИС, что составляет 96,2 % от общего количества работников УИС. Из них привиты двукратно 232 977 человек. Повторную вакцинацию (ревакцинацию) прошли 75 292 человека.

Среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных привиты 427 470 человек, что составляет 90,3 % от общего количества лиц, содержащихся в учреждениях УИС. Из них привиты двукратно 402 955 человек. Повторную вакцинацию (ревакцинацию) прошел 104 021 человек.

В целях формирования приверженности к вакцинации против СОУГО-19 и гриппа, повышения уровня коллективного иммунитета среди работников УИС, подозреваемых, обвиняемых и осужденных медицинскими работниками медико-санитарных частей ФСИН России совместно с заинтересованными службами территориального органа ФСИН России осуществляется санитар-но-просветительная работа: проводятся лекции, семинары и индивидуальные консультации по вопросам вакцинопро-филактики.

В 2021 году ФСИН России разработаны и направлены в территориальные органы ФСИН России брошюры «О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) в УИС» в количестве 500 штук, плакаты с информацией по профилактике новой коронавирус-ной инфекции (СОУГО-19) в количестве 996 штук.

Разработан и реализуется План мероприятий («дорожная карта») по проведению информационно-коммуникационной кампании, направленной на повышение информированности работников уголовно-исполнительной системы, подозреваемых, обвиняемых и осужден-

ных по вопросам вакцинопрофилак-тики новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19), утвержденный заместителем директора ФСИН России.

Благодаря своевременности мер, принимаемых ФСИН России, в том числе

ограничительных, в учреждениях УИС за весь период пандемии не допущено массового распространения коронави-русной инфекции как среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, так и среди работников УИС.

Уважаемые коллеги!

Приказом ФСИН России от 22.03.2011 № 161 14 апреля объявлено Днем медицинской службы уголовно-исполнительной системы.

Во все времена труд медицинских работников был не просто исполнением профессиональных обязанностей, а представлял собой ответственную, сложную, гуманистическую миссию. Особенно это касается работников пенитенциарного здравоохранения, которые трудятся в специфических условиях, лечат непростых пациентов и находятся под пристальным контролем общественности. С 2020 года обеспечивать охрану здоровья сотрудников и лиц, содержащихся под стражей, приходится в сложной эпидемиологической обстановке. Медицинские работники нашего ведомства при этом демонстрируют стойкость, высокий уровень специальных знаний и умений, верность своему долгу.

От всей души поздравляем вас с Днем медицинской службы уголовно-исполнительной системы! Хотелось бы пожелать вам успехов, постоянного совершенствования профессионального мастерства, благополучия и, конечно же, здоровья!

Управление организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

УДК 343.2.01

DOI: 10.51522/2307-0382-2022-239-4-13-17

ЛИДИЯ КОНСТАНТИНОВНА ЕСЬКОВА

преподаватель кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета ВЮИ ФСИН России, майор внутренней службы

И Lidiy_1987@mail.ru Владимир

Устрашение как важнейший элемент специальной превенции

Аннотация. В статье анализируется механизм специальной превенции и роль устрашения в предупреждении и профилактике правонарушений среди лиц, совершивших преступления несмотря на уголовный запрет. Предметом статьи выступили отечественное законодательство, научная литература по теме работы. Цель исследования - обосновать важность специальной превенции как одну из целей уголовного наказания, подтвердить значимость устрашения угрозой наказания как фактора психологического воздействия на мышление и сознание лиц, совершивших преступление, для удержания от дальнейшей преступной деятельности. Методологическую основу исследования составили совокупность общенаучных (логического, исторического) и частнонаучных (сравнительного правоведения, статистического, системно-структурного анализа, анкетирования, экспертных оценок) методов познания.

В результате проведенной работы изучено понятие «наказание», его содержание и цели, выделены основные компоненты и механизм реализации согласно уголовному законодательству. Определено значение частной превенции и этапов ее реализации на практике. Сделаны выводы о важности специальной превенции, ее положительном влиянии на снижение количества общественно опасных деяний и ключевой роли фактора страха в механизме реализации.

Ключевые слова: общая и специальная превенции, система наказаний в уголовном праве, устрашение, страх перед наказанием, предупреждение и профилактика преступной деятельности, исправление осужденного

Для цитирования

Еськова Л. К. Устрашение как важнейший элемент специальной превенции // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 4. С. 13-17. https://doi.org/10.51522/2307-0382-2022-239-4-13-17. 12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право (юридические науки)

Анализ исторических источников позволяет утверждать, что одной из важных целей уголовного наказания является предупреждение совершения новых преступлений. Еще Аристотель и Платон в своих трудах развивали утилитарную теорию целей наказания, согласно которой наказание должно быть целесообразно и полезно, а деятельность государства направлена на устрашение нарушителя и тем самым предупреждение совершения новых преступлений. Подройкина И. А., анализируя труды

© Еськова Л. К., 2022

Аристотеля, отмечает, что «...человек не является добродетельным по своей природе. ». Аристотель утверждает: «. камень, который по природе падает вниз, не приучишь подниматься вверх, приучай его, подбрасывая вверх хоть тысячу раз . следовательно добродетели существуют в нас не от природы и не вопреки природе, но приобрести их для нас естественно...» [1]. В свою очередь Платон акцентировал внимание на особой роли наказания, поскольку понимал, что установленные государством предписания не

LIDIA K. YESKOVA

Lecturer of the Department of Criminal Law and Criminology of the Faculty of Law of the VLI of the FPS of Russia, Major of the Internal Service

Lidiy_1987@mail.ru Vladimir

Intimidation as the most important element of special

prevention

Abstract. In the article the author analyzes the mechanism of special prevention and the role of deterrence in the prevention and prevention of offenses among persons who have committed crimes, despite the criminal ban. The subject of the article was domestic legislation, scientific literature on the topic of the work. The purpose of the study is to substantiate the importance of special prevention as one of the goals of criminal punishment, to confirm the importance of intimidation by the threat of punishment as a factor in the psychological impact on the thinking and consciousness of persons who have committed a crime in order to deter further criminal activity. The methodological basis of the study was a combination of general scientific (logical, historical) and particular scientific (comparative law, statistical, system-structural analysis, questioning, expert assessments) methods of cognition.

As a result of the work carried out, the concept of "punishment", its content and goals were studied, the main components and the implementation mechanism were identified in accordance with criminal law. The significance of private prevention and the stages of its implementation in practice are determined. Conclusions are drawn about the importance of special prevention, its positive impact on reducing the number of socially dangerous acts and the key role of the fear factor in the implementation mechanism.

Keywords: general and special prevention, the system of punishments in criminal law, intimidation, fear of punishment, prevention and prevention of criminal activity, correction of the convict

For citation

Yeskova L. K. Intimidation as the most important element of special prevention // Vedomosti penitentiary system. 2022. No. 4. P. 13-17. https://doi.org/10.51522/2307-0382-2022-239-4-13-17. 12.00.08 Criminal Law and Criminology; penal law (legal sciences)

являются гарантом правомерного поведения [1]. Аристотель говорил, что «толпа воздерживается от дурных поступков не из высоких побуждений, а из страха перед наказанием; она повинуется необходимости и карам больше, чем советам и голосу совести...» [2].

Однако, несмотря на глубокую проработанность и детальное исследование содержания данной теории, далеко не все нюансы в понимании целей уголовного наказания одинаково трактуются правоведами и практиками.

Общая теория уголовного права подразделяет предупреждение преступлений на общую и специальную превенции. При

этом важно отметить, что уголовное законодательство такого деления прямо не проводит, однако это вовсе не означает, что его не существует. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) допускает подобное толкование. Подразделение целей предупреждения на общую и частную (специальную) превенции в первую очередь связанно с категориями лиц, на которых оно направлено, то есть адресатами уголовных наказаний. Специальная превенция проводится в отношении лиц, нарушивших закон, и осужденных в соответствии с требованиями законодательства, общая - в отношении неограниченного и неперсонифицированного

круга лиц (всех граждан) с целью общей профилактики.

Несмотря на родственность данных видов превенций, достижение их цели осуществляется с использованием разных механизмов воздействия на субъект уголовного наказания.

Не углубляясь в механизм реализации общей превенции, в рамках данной статьи мы сконцентрировали свое исследовательское внимание на особенностях специального предупреждения.

По мнению ряда правоведов, механизм специальной превенции имеет две стадии реализации. Первая стадия заключается в физическом ограничении осужденного, тем самым лишая последнего возможности совершить новое преступное деяние, вторая - делает акцент на психологическом воздействии при помощи устрашения (под угрозой применения нового более жесткого наказания) [3, 4].

Что касается первой стадии, то ее реализация осуществляется путем искусственного ограничения фактической возможности совершить какое-либо преступление. Однако очевидно, что полностью ликвидировать такую возможность нельзя, исключения составляют ряд воинских и должностных преступлений, поскольку по данным категориям исполнение наказаний связанно с некоторыми особенностями, исключающими возможность совершения нового преступления (например, содержание военнослужащего на гауптвахте).

Вторая стадия - удержание осужденного от совершения противоправного деяния при помощи устрашения, связана с применением к нему более суровых мер наказания. Данный этап существенно отличается от первого, поскольку по своей природе имеет другую основу. Если на первом этапе достаточно создать условия, затрудняющие или не позволяющие совершить правонарушение, то на втором страх создаст особое состояние психики, которое блокирует волю и удерживает от

совершения нового преступления. Это особое состояние именуется страхом наказания.

В связи с этим закономерен вопрос о том, как долго это психическое состояние (страх перед наказанием) должно сохраняться у наказанного человека, чтобы окончательно утверждать о достижении цели особой превенции.

На первой стадии цель частной превенции будет считаться достигнутой в случае, если лицо, отбывая назначенное наказание, не совершит нового противоправного деяния, ибо впоследствии ограничения физической свободы будут сняты и субъект получит реальную возможность свободы действий.

Сроки достижения цели превенции на второй стадии, на наш взгляд, будут иными. Думается, если до погашения или снятия судимости лицо не совершит новых правонарушений, то устрашающее воздействие более сурового наказания возымело необходимый эффект.

Видится, что основным критерием достижения цели специальной профилактики все же является уровень рецидива для всей совокупности осужденных на определенной территории за определенное время или доля срока судимости, в течение которого осужденное лицо не совершало преступление (для каждого отдельного осужденного). Таким образом, эффективность специальной превенции напрямую взаимосвязана с длительностью периода, прошедшего с момента отбытия наказания.

Есаков Г. А., Понятовская Т. И., Ра-рог А. И., Чучаев А. И. утверждают, что цель специальной превенции достигается путем реализации наказания лица. По их мнению механизм специальной превенции включает в себя устрашение осужденного более суровым наказанием, его воспитание, ограничение реальной возможности совершения новых преступлений и лишение физической возможности совершения рецидива [5].

Карательные ограничения, составляющие основу и содержание любого уголовного наказания, оказывают устрашающее воздействие на лицо. Страх вновь подвергнуться наказанию и карательным мерам удерживает осужденного от совершения нового преступления. Начиная с древности, предупреждения правонарушений были связаны с ужесточением мер наказания, особенно теория устрашения характерна для средневекового периода времени.

Однако ряд ученых не разделяют выше представленную позицию утверждая, что устрашение как самостоятельный элемент специальной превенции недостаточно эффективен и оказывает воздействие только в совокупности с иными мерами. Так, профессор Яковлев А. М. отмечал: «Рассчитывать только на устрашающую сдерживаемую силу наказания в борьбе с преступностью было бы недальновидным... Хорошо социализированный человек не совершит преступлений вовсе не из страха перед грозящим наказанием, а в результате успешной жизни. Неудовлетворительная же социализация, недостатки этого процесса означают, что в поведении индивида возрастает вероятность проявления актов поведения, противоречащих социальным и правовым нормам. Поведение любого рода -результат предшествующих и наличных воздействий среды. Будущее не руководит поведением. Поведение формируется и детерминируется прошедшим и настоящим социальным опытом.» [6].

Исходя из сказанного, по мнению того же Яковлева А. М., более правильно отдавать предпочтение воспитательным мерам воздействия на осужденных. При этом уголовно-правовые меры поощрения стимулируют у осужденных отказ от антисоциального, противоправного поведения и приобщают к правовым и нравственным ценностям [7].

Анализируя представленные позиции, позволим себя утверждать, что устраше-

ние угрозой наказания - это психологическое воздействие на мышление, чувства и волю конкретного лица, совершившего преступления с целью удержания его от дальнейшей преступной деятельности. В то время как воспитание - это постепенное, систематическое воздействие на осужденного для обогащения его социально значимыми качествами, необходимыми для нормальной жизнедеятельности.

Таким образом, отвечая на ранее поставленный вопрос: когда же цель специальной превенции считается достигнутой, можем с уверенностью констатировать:

1) уголовное наказание образует в сознании лица устойчивый контраргумент преступной деятельности в виде страха перед новым, более суровым наказанием. Это подкрепляется конкретными ситуациями из жизни на примере осужденных при рецидиве преступлений;

2) состояние психики лица, подвергавшегося наказанию, обеспечивает несовершение новых противоправных деяний. Данное состояние осужденного может длиться различный период времени, зачастую до окончания судимости, а иногда и более длительный.

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, позволим себе сделать следующие выводы и обобщения:

1. Проблематика целей уголовных наказаний является сферой непрекращающихся дискуссий. Думается, что это связано с различными подходами к ее решению и характером постановки самой проблемы. Представляется, что основа решения данной проблемы кроется в конкретно-историческом анализе эпох и этапов развития общества и государства, поскольку на каждом из них существуют объективные и субъективные факторы.

2. Согласно части 2 статьи 43 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения но-

вых преступлений [8]. Таким образом, превентивность, то есть общее и частное предупреждение, является одной из целей наказания.

3. Специальная (частная) превенция имеет два этапа реализации. Первый этап выражается в лишении или ограничении осужденного возможности совершить новое преступное деяние, второй направлен на удержание правонарушителя от совершения нового преступления при помощи устрашения (под страхом применения нового более жесткого наказания).

4. Страх создает особое состояние психики, которое направленно на удержание осужденного от совершения нового преступления. Это особое состояние именуется страхом наказания.

5. Механизм специальной превенции, по нашему мнению, включает в себя следующие элементы: устрашение осужденного более суровым наказанием, его воспитание и ограничение реальной возможности совершения новых преступлений. При этом устрашение в этом процессе играет ключевую роль, поскольку воздействует на сознание и волю лица.

1. Подройкина И. А. Проблема наказания в работах Платона и Аристотеля // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. Ростов, 2016. № 9 (76). С. 112.

2. Аристотель. Риторика. Поэтика. М. : Просвещение, 1985. С. 76.

3. Стручков Н. А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью. Саратов, 1977. С. 70-71.

4. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева : учебник. М., 2014. С. 359.

5. Уголовно-правовое воздействие : монография / под ред. А. И. Рарога. М., 2013. С. 133.

6. Яковлев А. М. Теория криминологии и социальная практика. М., 1985. С. 161.

7. Там же. С. 166.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.01.2022). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

1. Podroikina I. A. The problem of punishment in the works of Plato and Aristotle // Science and education: economy and economy; entrepreneurship; law and management. Rostov, 2016. No. 9 (76). p. 112.

2. Aristotle. Rhetoric. Poetics. M. : Enlightenment, 1985. P. 76.

3. Struchkov N. A. Criminal liability and its implementation in the fight against crime. Saratov, 1977, pp. 70-71.

4. Criminal law of the Russian Federation. General part / ed. L. V. Inogamova-Khegay, A. I. Raroga, A. I. Chuchaeva : textbook. M., 2014. p. 359.

5. Criminal law impact: monograph / ed. A. I. Raroga. M., 2013. p. 133.

6. Yakovlev A. M. Theory of criminology and social practice. M., 1985. p. 161.

7. In the same ref. p. 166.

8. Criminal Code of the Russian Federation No. 63-FZ dated June 13, 1996 (as amended on January 28, 2022). Access from Legal Reference System "ConsultantPlus".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.