Научная статья на тему 'Устойчивые конкурентные преимущества как результат обеспечения конкурентоустойчивости организации'

Устойчивые конкурентные преимущества как результат обеспечения конкурентоустойчивости организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕНСАТОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТИ / УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихонов А.И., Шестакова Е.В.

в статье раскрывается сущность конкурентоустойчивости организации, это понятие разделяется с понятием конкурентоспособности, предлагается форма реализации механизма конкурентоустойчивости на основе внутрифирменного предпринимательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тихонов А.И., Шестакова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивые конкурентные преимущества как результат обеспечения конкурентоустойчивости организации»

3. Проблемы управления: методы. решения. Сб. науч. трудов // Под ред. д.э.н., проф. Н.И.Заичкина, д.э.н., проф. Л.С.Зеленцова. - М., 2011.

А.И. Тихонов Е.В. Шестакова

УСТОЙЧИВЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КАК РЕЗУЛЬТАТ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

SUSTAINABLE COMPETITIVE ADVANTAGE AS A RESULT OF PROVIDING COMPETITIVE SUSTAINABILITY OF THE ORGANIZATION

Аннотация: в статье раскрывается сущность конкурентоустойчивости организации, это понятие разделяется с понятием конкурентоспособности, предлагается форма реализации механизма конкурентоустойчивости на основе внутрифирменного предпринимательства.

Ключевые слова: компенсаторные механизмы, конкурентоспособность, методики оценки конкурентоспособности, оценка конкурентоустойчивости, устойчивость.

Abstract: This article reveals the essence of konkurentoustoychivosti organization, it is shared with the adoption of the concept of competitiveness, proposed form of implementation konkurento stabilityi The mechanism, based on intra-enterprise.

Keywords: compensatory mechanisms, competitiveness, competitiveness assessment methodology, assessment konkurentostabilityi, stability.

Конкурентоспособность организации, как способность субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с конкурентами или превосходить их, является ключевой характеристикой различных видов экономической деятельности, в которых происходит столкновение интересов.

Преследуя цели сохранения или усиления своих рыночных позиций, субъект рыночных отношений может влиять на спрос, маневрируя ценами или, выделяя товары или услуги посредством улучшения качественных параметров, продвижения, упаковки, доставки, сервиса и т.п., обеспечивать себе при этом конкурентные преимущества — дополнительную прибыль, более высокую рентабельность, рыночную долю, объемы продаж.

Известно, что между уровнем конкурентоспособности организации и ее долей на рынке существует не линейная зависимость, а логарифмическая: чем выше индекс конкурентоспособности организации, тем быстрее конкурент вытесняется с рынка, а чем длительнее поддерживается достигнутый индекс конкурентоспособности, тем более занимаемая доля на рынке.

Конкурентоспособность предприятия можно оценивать с помощью индекса товарной массы и индексов эффективности производства в определенном интервале времени. Однако, ни покупатель, ни сам продавец не рассчитывают этих индексов, поскольку покупателя интересуют другие параметры (качество товара, известность торговой марки, популярность товара, наличие информации о свойствах товара и др.), а производитель сталкивается с трудностями исчисления в отсутствии нетрудоемких и доступных к пониманию методик и отработанного комплекса показателей.

В настоящее время нет общепринятой методики оценки конкурентоспособности организаций. Все многообразие методов оценки конкурентоспособности организаций можно объединить в две группы: аналитические и графические.

К аналитическим относятся:

© Тихонов А.И., Шестакова Е.В., 2012

1.Рейтинговая оценка.

2. Сравнительная рейтинговая оценка с использование компонентного анализа.

3. Метод, базирующийся на теории конкурентоспособности товара.

4. Оценка на основе доли рынка.

5. Оценка на основе потребительной стоимости.

6. Оценка на основе теории эффективной конкуренции.

Графические метода оценки конкурентоспособности организации включают:

1. Многоугольник конкурентоспособности.

2. Матрица БКГ.

3. Модель «Привлекательность рынка-преимущества в конкуренции».

4. Матрица Портера.

5. Матрица «продукт - рынок».

6. Матрица Томпсона и Стрикланда.

Основным недостатком всех рассмотренных методов является их ограниченность: рассматривается какая-либо одна группа факторов (чаще всего недооценивается важность внутренних факторов), иногда показатели дублируют друг друга, не учитываются прямые показатели конкурентоспособности (цена, качество) или метод является очень трудоемким и сложным в использовании. Кроме того, все методы статичны, т.е. не учитывают фактор времени.

Недооценка внутренних факторов организации, формирующих конкурентные преимущества, и отсутствие динамики, распределения конкурентоспособности во времени снижают достоверность и объективность ее оценки.

Интегральный показатель конкурентоустойчивости является более значимым, и он более глубоко характеризует состояние организации, чем показатель конкурентоспособности, поскольку ориентирован на оценку внутреннего потенциала и обеспечение синергетического взаимодействия всех элементов операционной системы с учетом влияния внешней среды.

В свободных интервью руководителей различных промышленных организаций, проведенных нами, с вопросами о том, что они ожидают от своих предприятий в перспективе, часто встречались такие формулировки: «стабильного положения в будущем», «подольше продержаться на рынке» и др., но термина, необходимого для описания подобных состояния, опрашиваемые подобрать не смогли. Когда был предложен термин «конкурентоустойчивость» и объяснена его сущность, все опрашиваемые менеджеры согласились, что действительно достижение именно конкурентоустойчивости является стратегическим приоритетом предприятия.

Обеспечение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в любой современной отрасли народного хозяйства возможно на основе повышения уровня внутриорганизационного взаимодействия, базирующегося на использовании новых подходов к управлению, в частности это управление конкурентоустойчивостью организации.

Для раскрытия сущности конкурентоустойчивости предприятия представляется целесообразным рассмотреть термин «устойчивость».

Само понятие устойчивости заимствовано из теории устойчивости, разработанной применительно к анализу поведения технических систем и в наибольшей степени отвечает современным проблемам экономических систем в целом и отечественных предприятий в частности.

В обыденном понимании устойчивость означает, что объект не подвержен колебаниям, постоянен, стабилен и т.д.

Один и тот же объект может быть более устойчивым по сравнению с другим, и менее устойчивым — по отношению к третьему. Следовательно, устойчивость — относительная категория, оценить ее можно лишь в сравнении с другими объектами.

Под устойчивостью (надежностью) технических систем в общем случае понимают их способность выполнять возложенные на них функции при различных внешних и внутренних возмущениях (изменениях).

Под устойчивостью понимается способность экономической системы, подвергнувшейся неблагоприятному отклонению за пределы ее допустимого значения, возвратиться в состояние равновесия за счет собственных ресурсов, заемных, перепрофилирования производства и др.

Устойчивость — общее свойство всех систем, способность системы функционировать в состояниях постоянных внешних и внутренних возмущающих воздействий.

Понятие устойчивости относится как к структуре, так и к функциям системы. При этом устойчивость структуры и ее совершенствование чаще всего связана с усложнением элементов системы и способа их взаимодействия. Потеря устойчивости может стать причиной разногласий и разрушения как отдельного элемента структуры, так и организации в целом.

Устойчивость — способность возвращаться в состояние равновесия после выведения из этого состояния под влиянием внешних возмущающих воздействий.

Условием обладания устойчивостью к внешним воздействиям являются внутренние свойства самого объекта. Следовательно, устойчивость — есть внешняя форма, внешнее проявление внутренней структуры, внутреннего состояния объекта. Основа устойчивости заложена внутри самого объекта и определяется уровнем внутриоргани-зационного взаимодействия. Для того, чтобы повысить устойчивость объекта к воздействию различных факторов, необходимо, прежде всего, совершенствовать сам объект изнутри.

В научной литературе выделяют различные виды устойчивости: организационно-экономическая, экономическая, финансовая устойчивости и др.

Экономическая устойчивость — особое интегрированное свойство организации, как системы, в сложной рыночной среде, характеризующее гарантию целеустремленности движения системы в настоящем и прогнозируемой будущем, синтезирующее в себе совокупность свойств самой системы и важнейших составляющих ее производственной и коммерческой деятельности при развитых и активно используемых факторов саморазвития, т. е. полностью или в основном производимых в самой системе.

Финансовая устойчивость — определенное состояние счетов предприятия, гарантирующее его платежеспособность.

Организационно-экономическая устойчивость — способность предприятия сохранять финансовую стабильность при постоянном изменении рыночной конъюнктуры путем совершения и целенаправленного развития его производственно-технологической и организационной структуры методами логистико-ориентированного управления.

Существует два рода устойчивости. Устойчивостью первого рода называют свойство системы вновь возвращаться в исходное состояние после выхода из состояния равновесия. Такой вид устойчивости соответствует состоянию статического равновесия. Устойчивость второго рода (динамическое равновесие) имеет место тогда, когда после выхода системы из состояние равновесия она приходит в колебания вблизи нового равновесного состояния, но уже на более высоком уровне, при этом возмущающие воздействия подавляются с помощью внутренней перестройки структуры, внутреннего потенциала и нового роста.

Выделяют следующие виды устойчивости.

Видимая устойчивость 1-го рода. Это, собственно, не устойчивость, а ее псевдоаналог, суть которого в том, что просто в силу неверной организации наблюдений, изменяется одно, а регистрируется другое. Очевидно, что по мере накопления изменений, система может в какой-то момент просто рассыпаться, весьма "неожиданно" для наблюдателя.

Видимая устойчивость 2-го рода. Проявляется в том случае, если часть признаков среды неизменна, и система не имеет соответствующих компенсаторных механизмов. Так, например, тропические растения неустойчивы к морозам. При неизменной среде подобная система может существовать сколь угодно долго, однако любое изменение соответствующих признаков ведет к потере устойчивости.

Групповая устойчивость. Это случай истинной устойчивости, при котором система располагает полной группой компенсаторных механизмов ко всем возможным типам изменений (в том числе и «порче» самих механизмов). Такой устойчивостью обладают многократно дублированные системы жизнеобеспечения космических и подводных аппаратов, атомных станций и опасных производств. Реализация этого механизма без сомнения чрезвычайно расточительна, тем более, что и тут случаются неожиданности.

Выделяют адаптивную устойчивость первого рода, которая предполагает в системе ограниченное количество механизмов, способных компенсировать внешнее возмущение путем создания адаптивных цепочек комбинации имеющихся элементов. При адаптивной устойчивости первого рода возмущение постепенно рассеивается на элементах цепочки, порождая на выходе нулевой результат. Так работают, например, механизмы самоочистки биологических систем или промышленные очистные сооружения.

Адаптивная устойчивость второго рода имеет сходный механизм компенсации, однако в этом случае цепочка не линейная, а замкнутая в цикл, в результате чего появляется возможность за несколько "проходов" компенсировать возмущение, по мощности превосходящее возможности отдельной цепочки. По сути это механизм обратной связи или гомеостаза, хорошо изученный в кибернетике.

Отложенная устойчивость. Последняя на данном уровне рассмотрения группа устойчивости, подразумевающая наличие у системы возможности вовсе "уйти" от действия возмущающего фактора и даже не иметь соответствующих компенсаторных механизмов.

Поскольку конкурентоустойчивость определяется как конкурентоспособность, распределенная во времени, очень важно в разрабатываемый метод оценки внести учет фактора времени. В этой связи конкурентоустойчивость следует рассматривать, как функцию времени, что математически будет иметь вид:

Ку = f [Ксп(t )]

где, Ку — конкурентоустойчивость предприятия, Ксп — конкурентоспособность предприятия.

Таким образом, конкурентоустойчивость — это предопределенная уровнем внутриорганизационного взаимодействия способность производственно-экономической системы обеспечивать конкурентные преимущества в течение длительного времени.

Одним из возможных направлений обеспечения конкурентоустойчивости является использование таких форм внутриорганизационного взаимодействия, которые базируются на рассмотрении предпринимательства как специфического вида экономической деятельности, в процессе которой люди вступают в отношения по поводу осуществления новых комбинаций ресурсов, инноваций и достижения на этой основе наибольшей эффективности. Наиболее перспективна, на наш взгляд, такая форма внутриорганизационного взаимодействия, как внутрифирменное предпринимательство.

Представляется, что в анализе и оценке конкурентоустойчивости на перспективу будут заинтересованы практически все субъекты экономики.

Так, для государства это важно с разных точек зрения: перспективности и эффективности размещения государственных заказов; необходимой реальной государственной помощи (в виде госбюджетных ассигнований, льготных беспроцентных государственных ссуд и т.д.); возможной покупки ценных бумаг организаций; ограничения монополизации рынка и т.д.

Коммерческие банки должны отслеживать не только уровень конкурентоспособности заемщика в настоящий момент, но и перспективы его развития для разработки своей долгосрочной финансовой стратегии.

Фондовые биржи вынуждены отслеживать практически все изменения в финансово-хозяйственной деятельности организаций, акции которых на них регулярно котируются и осуществляется их купля-продажа. Конкурентная устойчивость предприятия в определяющей степени влияет на конкурентную устойчивость его акций, а, следовательно, и на объемы и возможности дополнительного инвестирования акционерного капитала в виде эмиссии ценных бумаг.

Реальные и потенциальные инвесторы и акционеры оценивают и сравнивают эффективность вложений средств в различные предприятия для получения дохода. Поэтому более высокий уровень конкурентной устойчивости организаций является показателем возможного снижения риска вложения частных средств.

Для конкурентов потребуется анализ конкурентной устойчивости организации, прежде всего, для разработки собственной стратегии на рынке. Если не учитывать достигнутые позиции основных конкурентов и не прогнозировать их возможные направления развития, невозможно построить собственную эффективную конкурентную стратегию.

Партнеры по производственно-экономической деятельности должны быть уверены в четком выполнении заключенных договоров, их своевременной оплате, обеспечении длительных хозяйственных связей, умеренности рыночных цен на сырье, материалы, полуфабрикаты и готовую продукцию. Все это также обеспечивается определенным уровнем конкурентной устойчивости организации.

Потребители основной продукции предприятия заинтересованы в первую очередь в ее высоком качестве и конкурентоспособности, в обязательствах производителя в гарантийном и послегарантийном обслуживании, доступном по цене потребителю и т.д. Все эти факторы в той или иной степени обеспечиваются результатами хозяйственной деятельности производителя и являются показателями его конкурентной устойчивости для основных покупателей.

Литература

1. Менеджмент: теория и практика в России: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, М. Л. Разу, А. В. Тихомировой. — М.: 2003

2. Минцберг Г. Действуй эффективно! Лучшая практика менеджмента / Г. Минцберг.- СПб.: 2011

3. Организационно-экономическое обеспечение конкурентоустойчивости предприятия. Зеленцова Л.С., Шестакова Е.В. - Оренбург: 2009..

4. Печенкин А. Н., Фомин В. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей // Маркетинг. — 2000. №2.

5. Хаббард Д. Как измерить все, что угодно. Оценка стоимости нематериального в бизнесе/ Дуглас У. Хаббард/ [Пер. с англ. Е. Пестеревой]. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009.

6. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов/ А. Д. Шеремет. - Изд. доп. и испр.- М.: 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.