Научная статья на тему 'Устойчивость фронта испарения при изменении числа Маха в потоке испаренного вещества'

Устойчивость фронта испарения при изменении числа Маха в потоке испаренного вещества Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
43
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — И Н. Карташов, А А. Самохин

На основе полученного ранее дисперсионного уравнения для возмущений фронта испарения исследуется поведение дисперсионных кривых при различных значениях числа Маха М в потоке испаренного вещества. Показано, что температурные возмущения, вызывающие неустойчивость при М — 1, оказывают стабилизирующее влияние на неустойчивость типа Даррье-Ландау при М < 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивость фронта испарения при изменении числа Маха в потоке испаренного вещества»

УДК 532.5

УСТОЙЧИВОСТЬ ФРОНТА ИСПАРЕНИЯ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ЧИСЛА МАХА В ПОТОКЕ ИСПАРЕННОГО

ВЕЩЕСТВА

И. Н. Карташов, А. А. Самохин

На основе полученного ранее дисперсионного уравнения для возмущений фронта испарения исследуется поведение дисперсионных кривых при различных значениях числа Маха М в потоке испаренного вещества. Показано, что температурные возмущения, вызывающие неустойчивость при М = 1, оказывают стабилизирующее влияние на неустойчивость типа Даррье-Ландау при М < 1.

В работе [1] получено дисперсионное уравнение для возмущения плоского фронта испарения в диапазоне изменения числа Маха М в потоке пара от нуля до единицы. В предельном случае М <С 1 и при постоянстве температурного профиля в конденсированной среде это уравнение переходит в известное уравнение Даррье-Ландау для устойчивости фронта медленного горения, а при стремлении М к единице и условии экстремальности потоков массы дг, импульса д^ и энергии дз получается рассмотренное ранее уравнение [2], в котором газодинамические эффекты не проявляются. Случай произвольных чисел Маха 0 < М < 1 требует численного анализа, который проводится в настоящей работе для поверхностного поглощения излучения в конденсированной среде.

Пусть слева от плоского невозмущенного фронта испарения, движущегося в отрицательном направлении оси г, находится испаряемая под действием поверхностного источника нагрева конденсированная среда с постоянными температуропроводностью х, теплоемкостью с и плотностью описываемая уравнениями теплопроводности, Эйлера и непрерывности для несжимаемой жидкости. В системе отсчета, движущейся вместе с фронтом испарения с постоянной скоростью —V по неподвижному веществу, стационарный температурный профиль определяется известным выражением:

Г/ = АТ[ехр(к02) — 1] + Т3, где АТ = Т$ — Т^, Т3 и Тоо - соответственно температура на поверхности г = 0 и в глубине конденсированной среды, к0 = и/Х- Скорость V, зависящая от Г, и М, определяется балансом энергии в конденсированной фазе I = р[ь[Ьпе + сДТ], где I - поглощаемая интенсивность излучения, Ьпе - теплота испарения. Значения давления р/ и скорости протока V в этом случае постоянны, поскольку тепловое расширение конденсированного вещества не учитывается.

В области г > 0 находится испаренное вещество, которое считается идеальным одноатомным газом с показателем адиабаты 7 = ср/с„ = 5/3 и описывается системой газодинамических уравнений непрерывности, Эйлера и адиабатичности, невозмущенным решением которой являются постоянные значения плотности пара р, давления р и компонент скорости их — 0 и2 = и = д1/р — Мис, где и2с = 7р/р.

Область вблизи плоскости г = 0, называемая кнудсеновским слоем, требует кинетического описания. Размеры этой области порядка длины свободного пробега и для возмущений с достаточно большой длиной волны ее можно рассматривать как разрыв, на котором формулируются законы сохранения массы, импульса, энергии и два дополнительных соотношения, учитывающих неравновесность процессов в кнудсеновском слое.

Для возмущений физических параметров вида ехр(о;£—1кх) линеаризованная система уравнений для конденсированной среды формулируется следующим образом:

дбу

—гк8ух + —— = О, ог

с д8уг 1 дбр!

ШбУх + и-7— =---,

ог р1 ог

2 к

Ш8Ух + и-д-^ = —8р1, (1)

ог р1

д6Т'мХ дТ,м 1,4т дЧТ1 п

и при условии отсутствия волн, идущих к границе раздела из бесконечности, имеет решение:

6иг = 6ьекг, 8ух = — ¡8ьекг, 6р1 — — -¿-(ш + ку)8гекг,

к

¿Г, = коАТ6у(еЯ2 - е(к+ко)2) + (6Тв - (к0АТ)е"% (2)

ш — кг>

где q удовлетворяет уравнению

Я2 -дко-к2-и/Х = 0 (3)

с условием Лед > 0, а 6Т3 = ¿71(0) + ^дТ\\дг - модуляция температуры с учетом смещения £ возмущенной поверхности раздела относительно г — 0.

Решение линеаризованной системы уравнений движения для пара

г их, д8и* ■ д8Р п шор - гкроих + р—--^ и—— — 0,

ог ог

д8их гк шдих + и—-— = —¿>р, ог р

д8иг 1 дёр

шди2 + и—— =---—, (4)

ог р ог

2 I

ш + и— (6р - ис6р) = 0

записывается в виде:

6р = £ А,-е-*", 8р = + А3е~кзг,

i=l,2 Uc

Suz = £ , к\ + (5)

8и* = £ , гк U +

»=1^2 - ад

где волновые числа с г = 1,2 и кз определяются соотношениями:

к3 = ш/и, (и\ - и2)к2 + 2u>uki - и2 - к2и2с = 0. (6)

Устремляя во втором соотношении Reo; к бесконечности, т.е. переходя к пределу мгновенного включения источника в момент времени t — 0, можно убедиться, что при дозвуковом течении одна из волн (с амплитудой А\) соответствует распространению от границы раздела, а другая с А2 соответствует волне, идущей из бесконечности [3]. Аналогично, сносовые решения Аз и Л4 также имеют направление распространения от фронта перехода к бесконечности в потоке пара. Следует отметить, что приведенные в [4] рассуждения о том, что для неустойчивого фронта пламени сносовое решение должно быть отброшено в области, где возмущения нарастают от границы, являются не совсем корректным. Если следовать такой логике, то для затухающих возмущений должно быть оставлено нарастающее в пространстве решение [5]. Однако, как легко проверить, такой выбор для затухающих на фронте возмущений соответствует волне, идущей из бесконечности, и не соответствует постановке задачи. Выбор решений по

направлению распространения волны в общем случае производится, исходя из анализа дисперсионного уравнения, если устремить Яео; —► оо, т.е. в пределе мгновенного включения источника возмущений в начальный момент времени, что соответствует начальной постановке задачи.

Условие отсутствия волн, идущих из бесконечности, позволяет положить Аг — 0 в диапазоне М < 1. Остальные шесть постоянных определяются из граничных условий для возмущенных величин в плоскости г = О, которые могут быть записаны в виде:

8у2 = + бдг/р1, 8иг = + 8и, 8р1 = 8д2 - 2у8дх + ак2£, 8р = 8(д2 - дги),

+ ср1Х + = 0, (7)

8их — 6ух + 1к{и —

Эти условия представляют собой законы сохранения потоков массы, импульса, энерп л, а также условие непрерывности тангенциальной к поверхности возмущенного фронта компоненты скорости. Поток массы д\, как и связанная с ним величина V = д\/Р1, и поток импульса <72 зависят от Т„ и М, причем зависимость эта определяется кинетическими процессами в кнудсеновском слое. Таким образом может быть получена однородная система из четырех уравнений относительно 8у, 8Т3 и ¿М, условие разрешимост:; которой и определяет дисперсионное уравнение для возмущений фронта испарения [ 1 ]:

det\\Dij\\ =0, (8)

в котором элементы определителя определяются следующими выражениями:

п 1 п п 1 п 1 Бц = 1, £>12 = -ш, £>13 =--^г, Оы =--—

Р1о15 р1()М

к0АТ(д - к - к0)

Аи = ср1Х-:-, -032 = ср,хк0АТ{к0 -

ш — ки

д(д1Ьпе) д(д1Ьпе)

А* = СР1ХЧ + Д34 = (9)

ш2

£>41 = 1, -£>42 = ^ - ¿(м - и),

_ ш du F <9(ff2 — giu) _ О) ди F д(д2 - д\и)

43 ~ ku dT3 ри dTs ' 44 _ ки дМ ри дМ '

где F = к(ш~-к\и) • Уравнение (8) приводится к алгебраическому уравнению 16 степени относительно величины q, определяемой соотношением (3).

При решении этого уравнения использовались испарительные граничные условия, определяемые следующим образом [6]. Для частиц, вылетающих с поверхности, функция распределения бралась в виде распределения Максвелла с температурой Ts и концентрацией ns: /W = /o("s;?s), а для возвращающихся частиц в виде: = a7/0(ns, а2Т,). Потоки массы g\ и импульса д2 определяются как соответствующие моменты полной функции распределения + причем параметр а находится из соотношения

(l-a8)(l-a10) _х72М2[(7-1)М2+2]

(1 + а9)2 8 (7-1)(1+7М2)2 ' 1 ;

следующего из условия баланса энергии на кнудсеновском слое. Использование такой модели для получения испарительных граничных условий обеспечивает экстремальность потоков при М — 1 и удобно в применении. Для численного анализа использовались следующие значения параметров:

pi = Юг/см3, х = 0Лсм2/с, с = 1.5 ■ Ю6эрг/г • К, а = 220дин/см,

L = 8.8 ■ 109эрг/г, 7 = 5/3, cp = 5kB/2m, т = 3.46 • 1(Г22г, Ps = nskBTs = pbexp(rj(l - Tb/Ts)), г] = 10.9, рь = Ю6дин/см7, (11)

Too = 300А', Ть = 2023 К.

При М = 1 задача для конденсированной среды оказывается замкнутой, поскольку газодинамические эффекты в потоке пара не оказывают влияния на возмущения фронта перехода. В такой постановке проблема устойчивости исследовалась в работе [2]. На рис. 1 этому предельному случаю М —> 1 при выбранных испарительных граничных условиях и температуре поверхности Ts = 1.5Ть соответствует кривая 1, а кривые 2- i относятся к значениям чисел Маха М = 0.9; 0.7; 0.5 соответственно. Скорости фронта испарения v в этих случаях равны 36.83 (1), 36.75 (2), 35.9 (3) и 33.1 см/с (4). На рис. 2 приведены аналогичные кривые для тех же значений М и другой температуры поверхности Ts = 2Ть- Скорости фронта испарения при этом оказываются больше: 196.2 (1), 195.8 (2), 191 (3), 176.1 см/с (4).

Рис. 1. Зависимость инкремента неустойчивости от волнового числа при Т, = 1.ЪТЬ для М = 0.999 (1), 0.9 (2), 0.7 (3), 0.5 (4).

Рис. 2. Зависимость инкремента неустойчивости от волнового числа при Т= 2Ть для М = 0.999 (1), 0.9 (2), 0.7 (3), 0.5 (4).

Отметим, что при таких скоростях испарения дисперсионные кривые для случая, рассмотренного в работе [2], уже не содержат области неустойчивости. Отличия в границах области неустойчивости, а также в величине максимального инкремента в этих случаях связаны с различиями в параметрах, используемых при расчетах, и с довольно резкой зависимостью решений от этих параметров. Дальнейшее увеличение скорости испарения приводит, как и в [2], к уменьшению, а затем и исчезновению этой области неустойчивости.

Кривые 1 на рис. 1,2 с графической точностью совпадают со случаем М = 1, когда поведение конденсированной фазы можно рассматривать отдельно от газодинамических возмущений и дисперсионное уравнение существенно упрощается [2]. При уменьшении числа Маха максимальная величина инкремента и размер области исходной неустойчивости уменьшаются. На рис. 2 кривые 3 и 4 эту область уже не содержат.

В то же время в длинноволновой части появляется и растет дополнительная область неустойчивости, связанная с газодинамическими эффектами. Дисперсионные кривые, которым соответствуют значения числа Маха 0.3 (1); 0.2 (2); 0.1 (3) приведены на рис. 3 для Тя — 1.5Ть, а на рис. 4 для Т3 = 2Ть при тех же значениях М. На этих рисунках исходная область неустойчивости уже полностью отсутствует, а максимум инкремента в "газодинамической" зоне неустойчивости и ее ширина уменьшаются с уменьшением М.

Рис. 3. Зависимость инкремента неустойчивости от волнового числа при Т, = 1.5Ть для М = 0.3 (1), 0.2 (2), 0.1 (3).

Рис. 4. Зависимость инкремента неустойчивости от волнового числа при Т, = 2Ть для М = 0.3 (1), 0.2 (2), 0.1 (3).

Рис. 5. Зависимость инкремента неустойчивости от волнового числа при Т, = 1.5Ть, ДТ1 = 0 для М = 0.3 (1), 0.2 (2), 0.1 (3).

Рис. 6. Зависимость инкремента неустойчивости от волнового числа при Т, = 2Ть, АТ = О для М = 0.3 (1), 0.2 (2), 0.1 (3).

Предельный случай малых чисел Маха М С 1 без учета температурных эффектов описывается известной задачей Даррье-Ландау [4]. В рассматриваемом нами более общем случае для перехода к этому пределу необходимо исключить влияние температурных эффектов, что достигается наложением условия постоянства температуры в невозмущенной конденсированной среде, т.е. при ДГ = Т„ — Тоо = 0. На рис. 5, б приведены зависимости инкремента неустойчивости возмущений фронта перехода от волнового числа к для тех же значений М и Г3, что и на рис. 3 и 4, но при ДТ = 0.

Кривые 3 на рис. 5, 6 с графической точностью совпадают с дисперсионной кривой в задаче Даррье-Ландау с учетом стабилизационного эффекта от поверхностного натяжения на фронте перехода. В то же время исключение температурных эффектов на кривых из рис. 5, 6 приводит к увеличению максимального инкремента и области неустойчивости по сравнению с рис. 3, 4, поскольку температурные эффекты в данном случае оказывают стабилизирующее влияние.

Дисперсионное уравнение для этого случая имеет вид:

Отметим, что при произвольных значениях М условие АТ = 0 не исключает, вообще говоря, влияние температурных эффектов, поскольку модуляция числа Маха 8М вызывает соответствующую модуляцию температуры поверхности даже при А / = 0. Однако, при АТ = 0 и М = 1 влияние температурных эффектов, как и при М «С 1, исчезает. Дисперсионное уравнение в этом случае принимает вид:

Это уравнение отличается от обычного дисперсионного уравнения для капиллярных волн на поверхности неподвижной жидкости наличием дополнительного члена шку, связанного с протоком массы через границу раздела и определяющего затухание поверхностных волн в этом случае. В то же время в уравнении Даррье-Ландау аналогичны: член, связанный с затуханием, имеет вид 2шку, и может возникнуть вопрос о том, како ва же роль потока массы через границу раздела (абляции) в затухании поверхностных волн на этой границе.

Отметим, что вопрос о стабилизирующем влиянии абляции неоднократно обсуждался в ряде работ по неустойчивости Рэлея-Тэйлора в проблеме лазерного управляемого термоядерного синтеза [7-9]. При этом, в частности, приводились качественные соображения, поясняющие природу абляционного затухания, из которых следует, что в дис персионном уравнении появляется член 2шку, т.е. скорость затухания равна ку (см., например, [7], формула (3)). Смысл этих соображений сводится к тому, что за счет абляции поверхность раздела уходит вглубь конденсированной среды за время на величину vAt и попадает в ту область, где амплитуда поверхностных волн оказывает ся уменьшенной на фактор ехр(—в соответствии с законом убывания амплитуды капиллярной волны в глубь неподвижной жидкости.

Подобные соображения, однако, не могут служить основанием для количественного определения величины абляционного затухания. Прежде всего, следует иметь в виду.

ш2 + 2 шку + ак3 / р1 — к2иу — 0.

(12)

ш2 + шку -+- ак3/р1 — 0.

(13)

что уравнение (12) отличается от уравнения (13) не только дополнительным членом шку, который дает коэффициент 2, но и еще одним членом к2иу, который также связан с газодинамическими эффектами, обусловленными в том числе и протоком массы. Другими словами, для определения роли собственно абляции в уравнении (12) требуется дополнительное исследование, тогда как в уравнении (13) затухание обусловлено только абляцией, поскольку другие газодинамические эффекты в этом случае просто не проявляются из-за соответствующих граничных условий.

В коротковолновом и длинноволновом пределах уравнения (12)—(13) дают соответственно:

<^1,2 = — ку ± ¡^ак3/р1, к^>р[Уи/а,

и>1,2 = —ку ± ку/тг, к <С р^и/сг, (14)

и>1,2 = —кг/2 ± г^/стк3/р[, к^>р[У2/а,

^1,2 = 0; —ку, к < р1У2¡ст. (15)

Из этих соотношений видно, что разные предельные случаи (коротковолновый и длинноволновый пределы) дают разные значения для декремента затухания. По этой причине любые соображения о величине обусловленного абляцией затухания, в которых не учитываются конкретные значения величины к, являются, по крайней мере, недостаточными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что же касается "вывода" величины затухания, основанного на использовании затухающего в глубину профиля поверхностной волны на неподвижной жидкости, то в этой процедуре имеются неявные предположения, которые не согласуются с более строгим рассмотрением задачи. В частности, получение фактора ехр(—АгиД£) основано на предположении, что поле скоростей привязано к неподвижной жидкости. В то же время в подобных задачах результирующее поле соответствующих физических величин перемещается по неподвижной жидкости. Например, температурный профиль в невозмущенной конденсированной среде содержит зависимость АТ ехр(ког), которая привязана к движущемуся фронту, а не к неподвижному веществу.

С учетом этого обстоятельства, приведенные в [7] рассуждения можно модифицировать следующим образом. Очевидно, что затухание экспоненциального профиля ~ ехр(ш£ — к\г\) эквивалентно его движению в сторону границы раздела со скоростью уэф, которая отличается от скорости потока у. Если предположить, что величина уэф = у — уэф, то величина затухания соответствует коротковолновому пределу

формулы (15), а при уэф = и, когда профиль скорости привязывается к неподвижному веществу, можно получить затухание, соответствующее длинноволновому пределу в (14), или коротковолновому пределу в (15). Однако подобные предположения, в свою очередь, требуют дополнительных обоснований, по существу выходящих за рамки элементарных качественных оценок. Недостаточность таких оценок связана фактически с неадекватным учетом неодномерности рассматриваемой задачи, когда анализ проблемы затухания целиком основывается на одномерном распределении исследуемой величины по г, причем распределение возмущений вдоль поверхности явно не рассматривается.

Существенную роль неодномерных эффектов в подобных "одномерных" оценках можно продемонстрировать также на примере неустойчивости фронта сублимации в случае объемного нагрева конденсированной фазы (см., например, [2] и цитированную там литературу). Для максимального инкремента неустойчивости такая оценка дает: со = -^г • Эта формула получается при использовании следующих соотношений Дг = Дг?Д£, Ау = -^¡гАТ3, АТ3 = д| = ^Д-г. Такой же результат получается

из соответствующего дисперсионного уравнения в пределе больших к за счет температуропроводности в плоскости фронта. При исключении же этого неодномерного эффекта дисперсионное уравнение дает совершенно другое выражение для инкремента, определяющее истинно одномерную (к = 0) неустойчивость фронта в этой задаче.

Таким образом, полученные в настоящей работе результаты свидетельствуют о существенном влиянии газодинамических эффектов на устойчивость фронта испарение при М < 1, которое приводит к появлению дополнительных областей неустойчивости на дисперсионных кривых, отсутствующих при М = 1. Уменьшение М сопровождается уменьшением инкрементов и сужением области неустойчивости, существовавшей при М = 1 и обусловленной тепловыми и гидродинамическими эффектами в конденсирован ной фазе. Однако роль этих эффектов оказывается существенной и при исчезновении исходной области неустойчивости, что проявляется в их стабилизирующем влиянии на развитие неустойчивости типа Даррье-Ландау.

ЛИТЕРАТУРА

[1] К а р т а ш о в И. Н., Мажукин В. И., Перебейнос В. В., Самохин А. А. Краткие сообщения по физике ФИАН, N 9-10, 22 (1996).

[2] С а м о х и н А. А. Труды ИОФАН, 13, 3 (1988).

[3] Ландау Л. Д., Л и ф ш и ц Е. М. Физическая кинетика. М., Физматлит, 2001.

[4] Л а н д а у Л. Д., Лифшип Е. М. Гидродинамика. М., Наука, 1988.

[5] 3 е л ь д о в и ч Я. Б., Баренблатт Г. И., Л и б р о в и ч В. Б., Махвиладзе Г. М. Математическая теория горения и взрыва. М., Наука, 1980.

[6]Мажукин В. И., Прудковский П. А., Самохин А. А. Математическое моделирование, 5(6), 3 (1993).

[7] К i 1 k е n п у J. D. et al. Phys. Pias, 1(5), 1379 (1994).

[8] V e 1 i к о v i с h A. L. et al. Phys. Pias, 5(5), 1491 (1998).

[9] Mikaelian K. 0. Phys. Rev. A, 46(10), 6621 (1992).

Институт общей физики РАН Поступила в редакцию 4 марта 2002 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.