DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-5-105-116
Устойчивое развитие университета -условие процветания региона и страны
Тимирясова Асия Витальевна - канд. экон. наук, доцент, ректор. E-mail: [email protected] Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, Казань, Россия Адрес: 420111, г. Казань, ул. Московская, 42
Аннотация. В статье ректора Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова показан путь развития одного из сильнейших негосударственных университетов Поволжья, вносящего большой вклад в устойчивое развитие региона и страны. В этом учебном году КИУ отметил своё 25-летие. О востребованности вуза среди населения говорит тот факт, что по результатам рейтинга востребованности вузов в РФ, опубликованного проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня», КИУ занимает 15-е место в группе «Вузы сферы, управления» (экономика, финансы, юриспруденция). Доля выпускников университета, получивших направление на работу, составляет 88,9%. В рейтинге отмечен также высокий индекс цитирования трудов вузовских сотрудников. Устойчивое развитие обеспечивает выполнение КИУ миссии современного университета по всем направлениям его деятельности.
Ключевые слова: Казанский инновационный университет, рейтинг, устойчивое развитие, конкурентоспособность, востребованность, сопоставимость результатов, социально ориентированные проекты, инклюзивное образование
Для цитирования: Тимирясова А.В. Устойчивое развитие университета - условие процветания региона и страны // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 105-116.
DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-105-116
Введение может сделать человек, его сила, знания, ин-
Устойчивое развитие образования в на- теллект в целях устойчивого развития учеб-стоящее время является одним из приори- ного заведения новой формации. тетов мирового сообщества. Для всех очевидно, что добиться устойчивого развития Разработанность темы на глобальном и региональном уровнях не- Понятие «устойчивое развитие» опреде-возможно без укрепления национальных си- ляется в проводимых сегодня исследованиях стем образования. При этом каждая образо- по-разному. В докладе Комиссии Брундт-вательная организация должна вносить свой ланд в 1987 г. "sustainable development" вклад в устойчивое развитие как системы об- трактовалось как «развитие, при котором разования, так и общества в целом. Именно нынешние поколения удовлетворяют свои такая цель - устойчивое развитие образова- потребности, не лишая будущие поколения ния - была обозначена в стратегическом до- возможности удовлетворять собственные кументе ЮНЕСКО "Sustainable Development нужды, собственные потребности» [1]. Что Goals (до 2030 г.)". Казанский инновацион- касается устойчивого развития университе-ный университет - яркий пример того, что тов, то в процессе разработки его механиз-
ш
мов в научном дискурсе появились интересные подходы [2-6]1. В. Фильо считает, что реализация политики устойчивого развития в университетах - это вопрос не только политики. Стратегии, декларации или планы бесполезны, если они не подкреплены конкретными действиями в разных областях, такими как экологизация учебных программ, деятельность кампуса, исследования, расширение сферы деятельности (программы непрерывного и дополнительного образования), конкретные проекты [7]. Понятие «устойчивое развитие университета», по его мнению, достаточно сложное. Оно охватывает экологические и экономические аспекты, социально-образовательные влияния и политические рамки. Университеты, безусловно, выполняют ключевую роль в реализации стратегии устойчивого развития, а многие из них выступают в роли "живых лабораторий" с точки зрения устойчивости и комплексного подхода [8].
Нами был изучен опыт отечественных и зарубежных университетов по внедрению инноваций в учебные программы, научные исследования, практические проекты, обеспечивающий устойчивое развитие на уровне вуза. Так, Северо-Восточным Федеральным Университетом (Якутск, Россия) проводится ряд энерго- и ресурсосберегающих мероприятий, включая энергосервисный контракт [9]. Большой интерес вызывает опыт РУДН. В 2019 г. университет предложил представи-
1 См. также цикл статей А.Ю. Согомонова: Устойчивый университет (генезис концепции) // Ведомости прикладной этики. 2016. Вып. 48. С. 142-161; Устойчивый университет (миссия, смыслы, программы, кейсы) // Ведомости прикладной этики. 2016. Вып. 49. С. 151-170; Устойчивый университет (образы будущего, актуальные проблемы и тренды) // Ведомости прикладной этики. 2017. Вып. 50. С. 117-133; Устойчивый университет (инновации, постуниверситет, этика) // Ведомости прикладной этики. 2017. Вып. 51. С. 112-126; «Устойчивый университет» (академическая наука, высшее образование и прикладная этика) // Ведомости прикладной этики. 2018. Вып. 52. С. 119-132.
телям ведущих российских и южнокорейских университетов принять участие в проектно-ориентированной Зимней школе «Волонтёр-ство в решении Целей устойчивого развития ООН». Главная задача школы - разработать «карты компетенций», возникающие на стыке навыков участников школы, предложить различные формы волонтёрства как инструмента реализации проектов2. Уральский государственный педагогический университет в целях обеспечения политики устойчивого развития осуществляет программы координации деятельности с зарубежными и российскими вузами, в течение многих лет ведёт интенсивную работу по координации научной деятельности вузов Уральского региона в рамках 15 научных школ и направлений, осуществляет ряд инновационных проектов и программ, основываясь на принципах современного менеджмента [10].
Обращаясь к зарубежным вузам, отметим Университет Anglia Ruskin (Великобритания), где проблематика устойчивого развития является обязательным элементом каждой дипломной работы, а также интегрируется в ряд других аспектов вузовской жизни, включая библиотечные ресурсы, студенческие художественные выставки и волонтёрские программы. Штутгартский университет прикладных наук (Германия) создал специальный центр по устойчивому развитию, который реализует проекты в сфере преподавания, исследований и управления, помогающие расширить возможности студентов3.
Говоря об устойчивом развитии университетов, важно отметить инновационные направления, в которых они осуществляют свою деятельность. В этом плане интерес представляет работа "Innovative Business
2 URL: http://www.rudn.ru/media/news/inter-national-cooperation/v-rudn-startovala-zimnyaya-shkola-volonterstvo-v-reshenii-celey-ustoychivogo-razvitiya-oon
3 The Sustainable Development Goals: universities taking action. URL: https://www.eaie.org/blog/ sustainable-development-goals-universities-taking-action.html
Education Design for 21st Century Learning", посвящённая изобретениям, новым подходам к обучению будущих экономистов и бизнесменов, проектированию бизнес- и экономического образования в новом веке, переосмыслению роли преподавателя в этом процессе [11]. В книге «Innovative Professional Development Methods and Strategies for STEM Education» исследуются такие вопросы, как подготовка преподавателей, модели развития вузов, внедрение практик лидерства в школах, средних и высших учебных заведениях. Ставятся вопросы о непрерывном повышении квалификации профессорско-преподавательского состава [12].
Одним из условий устойчивого развития университетов является использование современных образовательных технологий [13-15]. При этом Л. Райневельд подчёркивает, что эффективные профессиональные стратегии развития образования, которые ориентированы на расширение познавательной активности обучающихся, приводят одновременно к когнитивным и поведенческим изменениям у преподавателей [13]. В книге "Smart Education and E-Learning 2018" описываются «умное образование», «умное электронное обучение» и «умные университеты» [16], использующие соответствующие стратегии обучения, учебную среду, формы образовательной деятельности и педагогические технологии. Все они направлены на то, чтобы «разрабатывать новые способы достижения успеха в обучении». Опыт обучения студентов в режиме "Live" описан в работах [17; 18]. Концепция устойчивого развития включает идею «экологизации образования». В книге "The Eco-Certified Child. Citizenship and Education for Sustainability and Environment" речь идёт о парадоксах, связанных с этой идеей [19].
Опыт инновационно-проектной деятельности
Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова по праву считается одним из современных научно-образова-
тельных центров, где качество образования поставлено на высокий уровень, а инновационная деятельность успешно развивается. Здесь создана многоуровневая система образования, включающая дошкольный центр, бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, колледж, дополнительное профессиональное образование. Обучение ведётся по 50 программам высшего и 12 программам среднего профессионального образования. Университет ежегодно получает бюджетные места для абитуриентов; на 2019/2020 учебный год выделено 144 места на все уровни образования.
В Национальном рейтинге университетов по итогам 2018/2019 учебного года Казанский инновационный университет вошёл в топ-5 ведущих частных вузов. О популярности КИУ среди населения говорит и тот факт, что по результатам рейтинга востребованности вузов в РФ, опубликованного проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня», университет занимает 15-е место в группе «Вузы сферы управления» (экономика, финансы, юриспруденция). В 2019 г. в исследование были включены 436 вузов. В рейтинг вошли государствен-
ные, муниципальные и частные организации высшего образования, разделённые на следующие группы: сельскохозяйственные, классические, гуманитарные, медицинские, инженерные вузы, а также университеты сферы управления. В названии нашего вуза фигурирует понятие «инновационный», что свидетельствует о его главном назначении -перманентной реализации инновационных проектов. Отметим те из них, что задают тон и определяют стратегию развития вуза.
Одна из приоритетных задач развития Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова (КИУ) - становление вуза как «пространства создания инноваций» на основе прикладных научных исследований, направленных на выявление проблем в различных сферах экономики региона и их решение с использованием набора инновационных инструментов. Для достижения поставленной цели в вузе функционирует несколько структурных подразделений.
Одним из них является Межотраслевой научно-исследовательский проектный институт развития производственных систем (МНИПИ) - структурное подразделение, которое было создано по инициативе доктора экономических наук, профессора И.И. Антоновой. Среди основных направлений деятельности института необходимо выделить:
• выполнение проектных и научно-исследовательских работ в области стратегического, операционного менеджмента, управления человеческими ресурсами, развития систем менеджмента и производственных систем, внедрения управленческих и организационных инноваций. Разрабатываемые проекты направлены на решение задач развития организации, обеспечение непрерывного совершенствования бизнеса в условиях цифровой экономики;
• повышение компетенций специалистов, подготовка кадров для возможности работы в условиях инновационной среды и цифро-визации, профессиональная переподготовка и повышение квалификации персонала.
Институт бизнес-образования (ИБО) -бизнес-школа, известная как в Республике Татарстан и Российской Федерации, так и за рубежом. Филиалы института успешно работают в крупных городах республики. Миссия ИБО - подготовка высококвалифицированных специалистов, компетенции которых соответствуют требованиям рынка.
Эти структурные подразделения университета имеют 25-летний опыт в области реализации инновационных образовательных проектов, направленных на повышение производительности труда и развитие кадрового капитала. По различным направлениям в них прошли обучение свыше 16000 руководителей и специалистов более 500 предприятий и организаций Республики Татарстан и других регионов России, в их числе ПАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «КМПО», ОАО «Сетевая компания», ПАО «КАМАЗ», ООО «Данафлекс НАНО», ОА «Ремдизель» и др.
С целью устойчивого развития территории своего местоположения вуз реализует ряд ключевых проектов:
- обучение руководителей высшего звена по программе «Мастер делового администрирования» (MBA): стратегический менеджмент, управление производственными процессами, менеджмент в здравоохранении;
- международный научно-практический форум «Эффективные системы менеджмента: качество, инновации, образование». Это инновационная межотраслевая площадка, созданная для обсуждения актуальных вопросов социально-экономического развития региона в условиях цифровой трансформации, практических вопросов применения цифровых технологий в различных сферах деятельности. Форум проводится при содействии Министерства образования и науки Республики Татарстан, Министерства экономики Республики Татарстан, Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Министерства труда, занятости
и социальной защиты Республики Татарстан, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, а также российских и зарубежных партнёров;
В рамках форума реализуется молодёжный проект университета «Мы - за российское качество!». Проект направлен на реализацию и системную интеграцию молодёжных творческих проектов и инициатив, формирование условий для развития у молодёжи лидерских качеств, в целом - на трансформацию энергии противостояния и конфликтов в энергию партнёрства и стремления к достижению делового совершенства;
- международный инновационно-образовательный кампус. Это уникальная дискуссионная площадка для приобретения и совершенствования практических навыков проектной деятельности, продвижения инновационных идей, обсуждения отраслевой проблематики бизнеса и поиска решений по реализации идей. Кампус проводится при содействии Министерства образования и науки Республики Татарстан, Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Республики Татарстан. В рамках кампуса проводится конкурс на лучший инновационный проект «Пространство инноваций», нацеленный на распространение и поддержку инновационной деятельности сотрудников, молодых учёных, аспирантов и студентов.
Ещё одним примером устойчивого развития вуза является реализация международных образовательных и исследовательских проектов. Грант уникального проекта Европейского Союза Erasmus+ в сфере общественного здравоохранения Key Action 2 направлен на поддержку сотрудничества в области образования и профессионального обучения. Проект "Improving Healthcare Outcomes in Chronic
Disease - Enhancing the Curriculum at Masters Level (IHOD)" нацелен на исследования в области общественного здравоохранения, на информирование о рисках для здоровья и управление этими рисками. В программе участвуют ведущие университеты дальнего и ближнего зарубежья, такие как University College of Dublin, University Politechnica Valencia, University of Pavia, Lithuanian University of Health Sciences и др.
С учётом динамики перемен, в непрерывном режиме разрабатываются и реализуются инновационные информационные проекты, в том числе:
интернет-маркетинг и SMM, веб-разработка, машинное обучение;
менеджмент качества и модельные стандарты качества в социокультурной сфере;
информирование общественности о состоянии внедрения инноваций в области закупочной деятельности, позволяющих эффективно управлять структурами системы образования в её новых качественных параметрах, достигнутых в ходе реализации мероприятий ФЦПРО на 2016-2020 гг.;
разработка и внедрение инновационной региональной программы «Качество» Администрации Чистопольского района;
адаптация лучших зарубежных практик и совершенствование системы менеджмента вуза;
совершенствование производственной системы предприятия на основе инструментов бережливого производства на предприятиях Республики Татарстан и Российской Федерации (2009-2017 гг.);
управление бизнес-процессами промышленных предприятий Республики Татарстан (2014-2017 гг.);
разработка и исследование макроэкономической модели производства в Республике Татарстан на основе введённой квазипроизводственной функции (2017 г.);
содействие реформам высшего образования и менеджменту в вузах России «Качество образования в XXI веке» (программа TEMPUS-TACIS);
разработка инновационной комплексной модели обеспечения качества дополнительного образования и устойчивого развития провайдеров ДПО "Expanding the quality 'spirit' of VET (Q &VET)" - «Расширение духа качества образования»;
совместная реализация проектов в области обучения и переподготовки российских руководителей и специалистов в области Lean-менеджмента (Тойота Инжиниринг Корпорэйшн);
"Improving Healthcare Outcomes in Chronic Disease - Enhancing the Curriculum at Masters Level" - «Повышение качества медицинской помощи при лечении хронических заболеваний» (программа TEMPUS-TACIS).
В 2018 г. Департаментом стратегии, анализа и прогноза Министерства образования и науки РФ университету присвоен статус Федеральной инновационной площадки по реализации проекта «Формирование и реализация комплексного подхода к профессиональной подготовке кадров в сфере закупок на основе создания инновационного образовательного проекта "Реализация потребностей участников цифровой экономики при проведении закупок и продаж в образовательном процессе"». В число сотрудников при реализации проектов входят эксперты-аудиторы по качеству, экологии, охране труда, энергосбережению, информационной безопасности EOQ (Европейской организации качества), а также российские и зарубежные специалисты, имеющие практический опыт работы в данной сфере более 20 лет.
Высокой оценкой деятельности университета в области управления качеством является Благодарность Президента Республики Татарстан за значительный вклад в развитие и внедрение бережливого производства, Почётная медаль Всероссийской организации качества имени И.А. Ильина за практический вклад в продвижение идей качества в регионе, Благодарственное письмо Министерства экономики Республики Татарстан за большой вклад в развитие инновационной деятельно-
сти в республике. Качество услуг университета также подтверждается международной сертификацией Европейской организации качества, членством в Российской ассоциации бизнес-образования, Комитете по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Комитете по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям Российского союза промышленников и предпринимателей, Академии проблем качества, Всероссийской организации качества. Университет внесён в Федеральный реестр добросовестных поставщиков, сертифицирован в системе IQ Net на соответствие ISO 9001:2015, прошёл профессионально-общественную аккредитацию в системе поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы.
С целью увеличения конкурентоспособности КИУ в контексте осуществления фундаментальных и прикладных исследований инновационных систем создан ряд проек-тно-учебных лабораторий на базе филиалов (Табл. 1).
Одним из принципов устойчивого развития вуза является непрерывность образовательно-воспитательных программ. Казанский инновационный университет принимает «студентов» с возраста восьми месяцев. Академия творчества и развития «Созвездие талантов», подразделения которой открыты в крупных городах Республики Татарстан на базе филиалов университета, раскрывает и развивает способности детей с самого раннего возраста по многим направлениям: обучению письму и чтению, танцам и вокалу, коммуникациям. Школа раннего развития детей «Умка» приглашает детей от года до семи лет на увлекательные, развивающие занятия. Для каждого возраста разработана индивидуальная программа комплексного развития ребёнка. В студии дизайна в процессе занятий у детей развиваются моторика, чувство композиции и цвета. После каждого занятия ребёнок радует уникальным подарком, сделанным своими
Таблица 1
Проектно-учебные лаборатории на базе филиалов КИУ
Table 1
Project and education labs on the base ofKazan Innovative University
Лаборатория Цель
Лаборатория разработки, внедрения и адаптации программного обеспечения отраслевой направленности Создание современной лаборатории ИТ для повышения качества преподавания и проведения практических и лабораторных занятий
Лаборатория маркетинговых исследований Исследование тенденций развития товарных рынков (покупательское поведение и спрос, конкуренты, поставщики, изучение рыночных возможностей инноваций, комплекс маркетинга)
Лаборатория по проектированию общественных пространств «K.Urban-Bayram Space» Улучшение качества пространственной среды города, ориентирование студентов на практическую деятельность, поиск новых выразительных средств в дизайн-проектировании
Научно-исследовательский центр «QUALITY» Выполнение комплексных исследований по актуальным вопросам в области качества
Центр социальных исследований становления институтов гражданского общества Выполнение комплексных исследований по становлению институтов гражданского общества в местном сообществе; поддержка деятельности межнациональных общественных объединений, ассоциаций, фондов, национально-культурных автономий как важного средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения стабильности межнациональных отношений, предупреждения конфликтов на национальной почве в местном сообществе
Туристские компетенции в мире профессий (лаборатория Русского географического общества) Создание системы действенной профориентации, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения, базовых туристских компетенций в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учётом социокультурной ситуации в районе и Республике Татарстан
руками. В школе иностранных языков дети с трёх лет изучают английский, немецкий, французский, итальянский, китайский и турецкий языки. В «Созвездии» параллельно организуются занятия и для родителей.
Одним из инновационных направлений развития вуза является инклюзивное образование. Понимая значимость реализации инклюзивного подхода в образовательном пространстве России, в 2012 г. мы создали единственную специализированную кафедру на территории Татарстана - кафедру теоретической и инклюзивной педагогики (рук. - д-р пед. наук, проф. Д.З. Ахметова), где ведутся исследования теоретических основ инклюзивного образования и социокультурной инклюзии. Результаты деятельности кафедры внедряются в практическую деятельность образовательных организаций. Будучи Федеральной инновационной площадкой при Министерстве образования
и науки РФ, университет в течение последних пяти лет провёл масштабную работу с образовательными организациями Республики Татарстан. Сотрудниками кафедры разработано более 20 монографий, научно-методических пособий по различным аспектам выстраивания инклюзивной образовательной среды, разработке адаптированных образовательных программ; ведётся огромная работа по повышению осведомлённости педагогов Республики Татарстан в области инклюзивного образования. Университет готовит специалистов для инклюзивного и коррекционного образования: педагогов-психологов с компетенциями в области инклюзии, учителей-логопедов. Одним из перспективных направлений, ориентированных на повышение качества образования в Республике Татарстан, является методическая подготовка учителей начальных классов и специалистов-логопедов, дефектологов по
преодолению дислексии, дисграфии и дис-калькулии. С этой целью силами преподавателей кафедры организуются научно-методические семинары. Коллективом разработаны и выиграны шесть грантов на реализацию социально ориентированных проектов. По вопросам инклюзивного образования прошло уже девять международных научно-практических конференций, более 80 научно-методических семинаров для педагогов с обсуждением актуальных проблем инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях, школах, профессиональных образовательных организациях. В мероприятиях этого направления за последние 10 лет приняло участие более 11000 педагогов и учёных из России и зарубежных стран, таких как США, Германия, Мальта, Франция, Швеция, Финляндия, Кабо-Верде, Мадагаскар, Конго, Шри-Ланка, Казахстан, Кыргызстан и др. Проводятся исследования по изучению зарубежного опыта организации инклюзивного образования [20].
Проектный офис
В соответствии с подписанным 16 июля 2019 г. меморандумом о намерениях между Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов и Казанским инновационный университетом им. В.Г. Ти-мирясова был создан проектный офис, состоящий из шести лабораторий, направленных на реализацию программ научно-технологической инициативы. Интерес к созданию проектного офиса КИУ проявили государственные и общественные структуры. Пилотные проекты и программы проектного офиса на 2019-2020 гг. концентрируются на следующих направлениях: технологическое (работа в сфере BigData); образовательное (курсы «Университета 20.35»); наставничество (программа Лаборатории карьерной навигации); социальные инициативы и предпринимательство (совместно с Общественной палатой РТ); форсайт-сессии (участие в проекте «Цифровая трансформация Республики Татарстан» на базе IT-парка Казани).
Руководители лабораторий, экспертное сообщество и студенты КИУ стали участниками образовательных треков Научно-технологической инициативы, а также участвовали в различных стратегических сессиях по экспертизе барьеров развития Казанского инновационного университета. Прошла стратегическая сессия, посвящённая поиску новых форм и методов деятельности сотрудников, были выстроены отношения с общественным представителем АСИ в Республике Татарстан. В частности, дважды представители проектного офиса КИУ принимали участие в международных научно-практических конференциях «Университета талантов» Республики Татарстан. Часть экспертов проектного офиса КИУ прошли обучение на базе «Иннополис-Казань» по направлению «CDO: образование на основе больших данных».
В декабре 2019 г. в Казани состоялось подведение итогов XV конкурса «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан». Конкурс был организован Инвестиционно-венчурным фондом Республики Татарстан, Академией наук Республики Татарстан и Министерством образования и науки Республики Татарстан. Предметом отдельного внимания стал такой аспект сотрудничества Агентства стратегических инициатив и Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова, как развитие наставничества (совместная организация прямого доступа целевых сообществ, лидеров и проектов к носителям передовой российской и международной экспертизы и к актуальным переводным материалам).
Социальные проекты
Начиная с 2013 г. Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова активно участвует в проектах, связанных с поддержкой людей предпенсионного и пенсионного возраста. В Казани и в филиалах КИУ (в гг. Зеленодольск, Набережные Челны и Нижнекамск) по согласованию с отделениями Пенсионного фонда, общественными организациями были организованы
кратковременные курсы по повышению компьютерной грамотности, ландшафтному дизайну, финансовой грамотности, ряду социально-гуманитарных дисциплин (истории, философии, социологии, религиоведению). Ежегодно в проектах КИУ участвовало 120150 человек. Таким образом, за 2013-2019 гг. в программу курсов лиц «серебряного» возраста было вовлечено свыше 1000 человек. Кроме того, Институт бизнес-образования проводил курсы повышения квалификации для возрастной группы 50-65 лет, курсы переподготовки, мастер-классы и тематические семинары по расширению профессиональных и социокультурных компетенций.
Проект «Эколого-инновационное развитие территорий Татарстана» на 2010-2020 годы, реализованный в рамках Президентского гранта, ориентирован на решение региональных проблем. Цели проекта: продвижение эколого-инновационных идей и программ как в масштабе Республики Татарстан, так и на муниципальном уровне (успешные практики в Нижнекамском, Тукаевском, Чистопольском, Елабужском, Альметьевском, Бугульминском районах Татарстана); развитие волонтёрства в экологических акциях; консультирование экологически-ориентированных некоммерческих организаций (НКО). Свидетельством актуальности проекта КИУ стала поддержка его идей и мероприятий со стороны Министерства молодёжи и спорта, Министерства экологии и природных ресурсов РТ, Фонда Президентских грантов РФ (№17-1-013-279 «Экологические маршруты Нижнекамья»). Разработчики проекта убеждены в том, что современное экологическое сознание должно иметь социально-экономическое, антропологическое, технологическое, культурно-историческое, краеведческое «насыщение». Новизна проектов состояла в следующем:
- создание социально-экологического сообщества, основанного на общности экологических целей и ценностей по освоению территории на основе современных природосберегающих концепций и технологий;
- реализация кластерного подхода (координация деятельности экологических НКО, муниципальных властей, бизнес-сообщества);
- разработка модели эколого-иннова-ционного развития территории Нижнекамского муниципального района, которая в ближайшей перспективе может выступить основой для методологии управления социально-экономическим развитием сельских поселений РТ.
В процессе реализации проекта были актуализированы следующие задачи:
- научно-исследовательская - экологический мониторинг территории Нижнекамского муниципального района по исследованию качества земли коллективных и личных фермерских хозяйств;
- эколого-просветительская - научно-популярные статьи и обзоры для муниципальных изданий («Нижнекамская правда», «Нижнекамское время», «Ваша газета», «Нижнекамская газета») и республиканской газеты «Республика Татарстан».
Выводы
Устойчивое развитие образования является важнейшим залогом благополучия, процветания общества, отдельного региона, страны. Университет, безусловно, является ячейкой такого поступательного развития. Наряду с учёными, занимающимися фундаментальной наукой, в КИУ успешно трудятся крупные бизнесмены, предприниматели, руководители разных отраслей. Достоинством управленческой команды вуза является разумное сочетание традиционного и инновационного подходов к организации учебно-воспитательного процесса и научной деятельности. Многие выпускники университета, став высокопрофессиональными специалистами, заняли руководящие посты в отраслях экономики, права, педагогики. Обеспечивая устойчивое развитие, университет делает огромный шаг вперёд, удовлетворяя нужды людей и выполняя обязательства перед обществом, регионом, страной.
Литература
1. UN World Commission on Environment and Development/WCED. Our common future, Oxford. Oxford University Press, 1987. URL: http://www.environmentandsociety.org/mml/ un-world-commission-environment-and-devel-opment-ed-report-world-commission-environ-ment-and
2. Lozano R, Lukman R, Lozano F.J, Huisingh D, Lambrechts W. Declarations for sustainabi-lity in higher education: becoming better leaders, through addressing the university system // Journal of Cleaner Production. 2013. Vol. 48. Р. 10-19. DOI: https://doi.org/l0.1016/). jclepro.2011.10.006
3. Бузмаков С.А, Андреев Д.Н. Принципы устойчивого развития в ведущих мировых университетах // Географический вестник. 2012. № 2 (21). С. 74-84.
4. Топоркова О.В. О содержании программ высшего технического образования: современные тенденции (обзор) // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 153-167. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-153-167
5. Ketchman K, Dancz C.L.A, Burke R.D, Par-rish K, Landis A.E, Bilec M.M. Sustainable Engineering Cognitive Outcomes: Examining Different Approaches for Curriculum Integration // Journal of Professional Issues in Engineering Education and Practice. 2017. Vol. 143. Issue
3. DOI: https:// doi:10.1061/(ASCE)EI.1943-5541.0000324
6. Quadrado J.C, Zaitseva K.K. New Pedagogical Approaches to Induce Sustainable Development Goals // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 50-56. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-50-56
7. Filho W.L. About the Role of Universities and their Contribution to Sustainable Development // Higher Education Policy. 2011. Vol. 24. No.
4. P. 427-438. DOI: https://doi.org/10.1057/ hep.2011.16
8. Filho W.L. World Trends in Education for Sustainable Development. Peter Lang, 2011. 464 p. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/21b6/6c ecd4b25f3e3b25faf54062b9f615adecda.pdf
9. Гаврильева Т.Н., Сугимото А., Фуджи М, Яманака Р., Павлов Г.Н, Д.А. Кириллин Д.А. Устойчивое развитие университетов: мировые и российские практики // Высшее образование в России. 2018. T. 27. № 7. С. 52-65.
DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-7-52-65
10. Стратегия развития Уральского государственного педагогического университета на 2010-2020 гг. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2012. 43 с.
11. Daly P., Reid K., Buckley P., Doyle E. Innovative Business Education Design for 21st Century Learning. Springer, 2016. 143 p.
12. Dikilita§ K. Innovative Professional Development Methods and Strategies for STEM Education, 2015. 311 p. DOI: 10.4018/978-1-46669471-2
13. Simelane S, Blignaut S, Van Ryneveld L. Preparing lecturers to integrate educational technology into their teaching and learning practices // South African Journal of Higher Education. 2008. Vol. 21 (7). P. 940-953. DOI: https://doi. org/10.4314/sajhe.v21i7.25753
14. Raja R, Nagasubramani P. Impact of modern technology in education // Journal of Applied and Advanced Research. 2018. Vol. 3. No. 33. P. 33-35. DOI: https://doi: 10.21839/jaar.2018. v3iS1.165
15. Lei Q. Modern Educational Technology Theory and University Quality Education // Advances in Intelligent Systems Research. 2017. Vol. 156. P. 287-291. DOI: https://doi.org/10.2991/mei-ci-17.2017.58
16. Uskov V., Howlett R.J, Jain L.C, Vlacic L. Smart Education and E-Learning 2018. Springer International Publishing, 2019. Vol. 99. 296 p.
17. Flynn A., McCarthy J. Exploring the Student Learning Experience in a 'Live'. International Corporate Finance Course Project. 2016. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-32622-1_5
18. Özgür Y. The effects of "live virtual classroom" on students' achievement and students' opinions about "live virtual classroom" at distance education // Turkish Online Journal of Educational Technology. 2015. Vol. 14. № 1. P. 108-115.
19. Malin I. The Eco-Certifled Child: Citizenship and Education for Sustainability and Environment // Australian Journal of Environmental Education. 2020. No. 1-2. 2020. DOI: https://doi. org/10.1017/aee.2020.3
20. Ахметова Д.З, Челнокова Т.А. Инклюзивная педагогика. Казань; Познание, 2019. 174 с.
Статья поступила в редакцию 15.03.20 Принята к публикации 12.04.20
Sustainable Development ofUniversity as a Prerequisite ofRegion's and Country's Prosperity
Asiya V. Timiryasova - Cand. Sci. (Economics), Docent. Rector, e-mail: [email protected] Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov, Kazan, Russia Address: 42, Moskovskaya str., Kazan, 420111, Russian Federation
Abstract. The article by the rector of the Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasov (KIU) shows the development path of one of the strongest non-governmental universities in the Volga region, recognized as a university that makes a great contribution to the development of the region and the country. This academic year, KIU celebrated its 25th anniversary. The demand for a university among the population is evidenced by the fact that, according to the ranking of the demand for universities in the Russian Federation, published by the Social Navigator project of MIA Russia Today, the university takes the 15th place in the group "Universities of management area" (Economics, Finance, Law). The share of graduates of KGU named after V.G. Timiryasov who received a job placement is 88,9%. The share of funds from the commercialization of intellectual products is 10,9%. Also, the ranking shows a high citation index of the works of faculty. The development of the university is comparable to the development of the largest universities in the world, which, by training personnel in popular specialties, provide the future for the country.
Keywords: Kazan Innovation University, rating, sustainable development, competitiveness, demand for graduates, comparability ofresults, socially oriented projects, inclusive education
Cite as: Timiryasova, A.V. (2020). Sustainable Development of University as a Prerequisite of Region's and Country's Prosperity. Vysshee obrazovanie v Rossii= Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 5, pp. 105-116. (In Russ., abstract in Eng.)
DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-105-116
References
1. UN World Commission on Environment and Development/WCED. Our Common Future. Oxford: Oxford University Press, 1987. Available at: http://www.environmentandsociety.org/ mml/un-world-commission-environment-and-development-ed-report-world-commission-en-vironment-and
2. Lozano, R., Lukman, R., Lozano, F.J., Huisingh, D., Lambrechts, W. (2013). Declarations for Sustainability in Higher Education: Becoming Better Leaders, through Addressing the University System. Journal of Cleaner Production. Vol. 48, pp. 10-19. DOI: https:// doi:10.1016/j. jclepro.2011.10.006
3. Buzmakov, S.A., Andreev, D.N. (2012). [Principles of Sustainable Development in Leading World Universities]. Geograficheskii vestnik = Geographical Bulletin. No. 2 (21), pp. 74-84. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Toporkova, O.V. (2020). On the Content of Higher Technical Education Curricula Abroad: Current Trends (Review). Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 3, pp. 153-167. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-153-167 (In Russ., abstract in Eng.)
5. Ketchman, K., Dancz, C.L.A., Burke, R.D., Parrish, K., Landis, A.E., Bilec, M.M. (2017). Sustainable Engineering Cognitive Outcomes: Examining Different Approaches for Curriculum Integration. Journal of Professional Issues in Engineering Education and Practice. Vol. 143, no. 3. DOI: https:// doi:10.1061/(ASCE)EI.1943-5541.0000324
6. Quadrado, J.C., Zaitseva, K.K. (2019). New Pedagogical Approaches to Induce Sustainable Development Goals. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28, no. 3, pp. 50-56. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-50-56_(In Russ., abstract in Eng.)
7. Filho, W.L. (2011). About the Role of Universities and their Contribution to Sustainable Development. Higher Education Policy. Vol. 24, no. 4, pp. 427-438. DOI: https://doi.org/10.1057/ hep.2011.16
8. Filho, W.L. (2011). World Trends in Education for Sustainable Development. Peter Lang, 464 p. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/21b6/6cecd4b25f3e3b25faf54062b9f615adecda.pdf
9. Gavrilyeva, T.N., Sugimoto, A., Fujii, M., Yamanaka, R., Pavlov, G.N., Kirillin, D.A. (2018). Sustainable Development of Universities: International and Russian Practices. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27, no. 7, pp. 52-65. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2018-27-7-52-65 (In Russ., abstract in Eng.)
10. Strategiya razvitiya Uralskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta na 20102020 g [Strategy of Ural State Pedagogical University Development for 2010-2020]. Ekaterinburg. 43 p. (In Russ.)
11. Daly, P., Reid, K., Buckley, P., Doyle, E. (2016). Innovative Business Education Design for 21st Century Learning. Springer. 143 p.
12. Dikilita§, K. (2015). Innovative Professional Development Methods and Strategies for STEM Education. 311 p. DOI: 10.4018/978-1-4666-9471-2
13. Simelane, S., Blignaut, S., Van Ryneveld, L. (2008). Preparing Lecturers to Integrate Educational Technology into their Teaching and Learning Practices. South African Journal of Higher Education. Vol. 21, no. 7, pp. 940-953. Available at: https://doi.org/10.4314/sajhe.v21i7.25753
14. Raja, R., Nagasubramani, P. (2018). Impact of Modern Technology in Education. Journal of Applied and Advanced Research. Vol. 3, no. 33, pp. 33-35. Available at: https://doi.org/10.21839/ jaar.2018.v3iS1.165
15. Lei, Q. (2017). Modern Educational Technology Theory and University Quality Education. Advances in Intelligent Systems Research. Vol. 156, pp. 287-291. Available at: https://doi. org/10.2991/meici-17.2017.58
16. Uskov, V., Howlett, R.J., Jain, L.C., Vlacic, L. (2019). Smart Education and E-Learning 2018. Springer International Publishing. Vol. 99. 296 p.
17. Flynn, A., McCarthy, J. (2016). Exploring the Student Learning Experience in a 'Live'. International Corporate Finance Course Project. Available at: https://doi.org/10.1007/978-3-319-32622-1_5
18. Ozgur, Y. (2015). The Effects of "Live Virtual Classroom" on Students' Achievement and Students' Opinions about "Live Virtual Classroom" at Distance Education. Turkish Online Journal of Educational Technology. Vol. 14, no. 1, pp. 108-115.
19. Malin, I. (2020). The Eco-Certified Child: Citizenship and Education for Sustainability and Environment. Australian Journal of Environmental Education. No. 1-2. Available at: https://doi. org/10.1017/aee.2020.3
20. Akhmetova, D.Z., Chelnokova, T.A. (2019). Inklyusivnaya Pedagogika [Inclusive Pedagogy]. Kazan: Poznaniye Publ., 174 p. (In Russ.)
The paper was submitted 15.03.20 Accepted for publication 12.04.20