ИННОВАЦИИ № 1 (135), 2010
Устойчивое развитие социально-экономических систем на основе инновационных преобразований: основные определения
Ю. М. Максимов,
д. т. н., профессор, зам. проректора по научной работе Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского
О. И. Митякова,
к. э. н., доцент, доцент кафедры управления инновационной деятельностью Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева
Статья открывает цикл публикаций, объединенных обш^й проблематикой — обоснованием устойчивого развития социально-экономических системраз-личного уровня на основе их инновационных преобразований. Цикл содержит работы, в которых:
• дается определение категории «устойчивое развитие» на макро- и микроуровнях;
• выявляется двойственный характер инноваций и неоднозначное их влияние на устойчивое развитие социально-экономических систем;
Ключевые слова: устойчивое развитие, слабая и чивость, оперативная и стратегическая устойчивость
В настоящее время усиливается влияние на устойчивое развитие социально-экономических систем участившихся глобальных катастроф. Вызывает опасение состояние планеты: изменение климата, землетрясения, огромной силы ураганы, засухи, появление новых неизвестных болезней, ухудшение здоровья людей, загрязнение планеты и окружающей среды, снижение качества продуктов питания, энергетический кризис и другие факторы. Зна-
С. Н. Митяков,
д. ф.-м. н., профессор, зав. кафедрой прикладной математики Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева
e-mail: [email protected]
Н. С. Гоберник,
аспирант Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева
• разработана методика оценки эффективности социально-ориентированных инноваций;
• рассмотрены особенности регионального устойчивого развития на основе инновационных преобразований.
В статье рассмотрена эволюция категории «устойчивое развитие», дается ее расширенная трактовка применительно к макро- и микроэкономическим системам.
сильная устойчивость, локальная и глобальная устой, корпоративная социальная ответственность.
чительный вес приобретают экономические и социальные угрозы, связанные с негативными последствиями глобализации мировой экономики, которые выражаются в разрушении мировой финансовой системы, ужесточении контроля над функционированием национальных экономик со стороны транснациональных корпораций, усилении неравенства стран, перераспределении доходов от бедных к богатым. Проблема мировых экономических кризисов может быть
сравнимой в условиях глобализации мировой экономики с другими глобальными угрозами по своим масштабам и возможным последствиям. В частности, экономический ущерб от современного мирового финансово-экономического кризиса ставит его в один ряд с другими глобальными катастрофами природного и техногенного характера. Таким образом, устойчивое развитие как экономическая категория в настоящее время приобретает особое значение, расширяет свои границы.
Весьма существенным является экологический аспект категории устойчивого развития. На ранних стадиях развития современного общества вмешательство человека в природу носило локальный характер, не сопровождавшийся, как правило, разрушением природных комплексов на сколь-нибудь обширной территории. В ходе промышленного прогресса возрастает интенсивное использование природных ресурсов. В это время в производство в широком масштабе вовлекаются, наряду с возобновляемыми, невозобновляемые ресурсы. Постепенно в обществе созревает идея о необходимости сохранения естественных природных комплексов для рекреации, охраны зверей, научных исследований.
Начало ХХ века ознаменовано формированием учения о биосфере и ее трансформации под влиянием деятельности человека, развитым В. Вернадским [1], который показал необходимость рассмотрения планетарного аспекта деятельности человечества. С. Аррениус [2] впервые описал «парниковый эффект» — разогревание атмосферы благодаря выбросам углекислого газа от сжигания больших количеств ископаемого топлива.
В своей работе «Теория экономического развития» Й. Шумпетер [3] показал, что исторический процесс не стоит на месте, а непрерывно развивается, причем развитие осуществляется по спирали. Процесс эволюции можно представить в виде появления «новаторов», которые вытесняют «консерваторов» и занимают освободившиеся рыночные ниши. Постепенно «новаторы» превращаются в «консерваторов», и начинается новый виток развития. Исторический анализ подтверждает правильность диалектического подхода Й. Шумпетера. В современном мире только инновации способны наиболее эффективно использовать ресурсы, повышать качество продукции, удовлетворяя потребности общества.
В работе У. Офулса «Экология и политика дефицита» [4] впервые введено словосочетание «sustainable state society» (общество устойчивого состояния). Впоследствии это словосочетание трансформировалось в понятие «sustainable development» (устойчивое развитие), во главу угла которого поставлен экологический аспект.
В 1970-е г. Д. Хартвиком было сформулировано два подхода к оценке устойчивости: слабый и сильный [5]. Слабая устойчивость — это сохранение стоимости совокупного запаса капитала, включающего следующие виды: материальный, человеческий и природный. Сильная устойчивость предполагает, что каждый вид капитала должен сохраняться не ниже некоторого минимального уровня.
В июне 1972 г. в Стокгольме прошла Первая конференция ООН по вопросам охраны природы, на которой была принята Декларация об охране окружающей среды и впервые сформулировано понятие «экоразвитие» — экологически ориентированное социально-экономическое развитие. В 1983 г. по инициативе Генерального секретаря ООН была создана Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР), которую возглавила премьер-министр Норвегии Г. Брундтланд. Задачей этой комиссии являлась диагностика проблем, объединяющих экологическую и социально-экономическую стороны общественного развития.
Абсолютное большинство государств, в том числе и Россия, по рекомендации ООН, в 1987 г. приняли базовый принцип устойчивого развития общества, в соответствии с которым гражданское общество и государство берут на себя ответственность обеспечить возможность удовлетворять потребности, как настоящего, так и будущих поколений. В 1996 г. был издан Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», где под устойчивым развитием подразумевается «стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы» [6]. В 2002 г. Государственной Думой Российской Федерации был принят документ «Основные положения устойчивого развития России» [7]. В документе подчеркивается, что «важнейшим критерием устойчивого развития в мире является достижение стратегического баланса между деятельностью человека и поддержанием воспроизводящих возможностей биосферы... Переход к устойчивому развитию требует кардинальных преобразований, в центре которых — экологизация всех основных видов деятельности человечества, самого человека, изменение его сознания и созидание нового «устойчивого общества» как сферы разума».
Таким образом, большинство из моделей устойчивого развития ставят во главу угла экологический аспект. Вместе с тем, экономические и социальные аспекты устойчивого развития являются не менее важными с точки зрения появления новых глобальных угроз. Анализируя современные тенденции развития человеческого сообщества, можно отметить его масштабную трансформацию под воздействием научно-технического и социального прогресса, который охватил практически все сферы человеческой деятельности. К особенностям развития социально-экономических отношений на современном этапе можно отнести усиление влияния информации и знаний на устойчивое развитие, изменение структуры общественного богатства в сторону преобладания человеческого капитала, изменение структуры общественных потребностей и мирового рынка в пользу высоких технологий [8].
Одним из важнейших принципов устойчивого развития цивилизации является формирование полноценного общемирового гражданского общества, способного контролировать охрану окружающей среды и социально-экономическое развитие. В пользу этого утверждения говорит растущая озабоченность
ИННОВАЦИИ № 1 (135), 2010
ИННОВАЦИИ № 1 (135), 2010
всего мирового сообщества вопросами глобальных угроз.
Исходя из вышеизложенного, устойчивое развитие можно определить как непрерывный процесс формирования мирового гражданского общества, снижения социального неравенства и экологической нагрузки на биосферу, разработки новых ресурсосберегающих и экологически чистых технологий с целью предотвращения глобальных экологических, экономических и социальных угроз, обеспечения экономического роста без ущерба для экологии.
Анализ научной литературы, посвященной проблемам устойчивого развития предприятий показал, что большинство авторов основное внимание уделяет экономическим и финансовым аспектам устойчивости организации. В работе [9] предлагается рассматривать устойчивое развитие предприятия не только как функционирование на некотором приемлемом постоянном уровне, но и как стремление к достижению поставленных целей компании. В работе [10] устойчивое развитие предприятия определяется как такой режим функционирования, при котором выполняются оперативные, текущие и стратегические планы работы предприятия за счет предупреждения, выявления и нейтрализации рыночных угроз.
Многие авторы связывают устойчивое развитие предприятия с его финансовой устойчивостью, при этом во главу угла ставится обеспеченность компании в необходимых размерах собственными и заемными средствами, способность в любой момент выполнить свои финансовые обязательства. На практике широкое использование получили аддитивные модели Альтмана [11], Фулмера [12], Спрингейта [13] и др.
Ряд авторов связывают устойчивое развитие предприятий с такими аспектами деятельности компании как нематериальные факторы роста стоимости предприятия, управленческое консультирование, управление бизнес-процессами и др. Однако, суть всех перечисленных подходов одна: добиться снижения негативного воздействия на окружающую среду при одновременном росте производства товаров и услуг. В то же время социальные аспекты устойчивого развития предприятия менее исследованы. В работе [14] устойчивое развитие предприятия связывается с его корпоративной социальной ответственностью (КСО), которая распространяется на следующие направления: формирование и укрепление имиджа и деловой репутации компании, корпоративное развитие, экологическая политика предприятия, управление развитием персонала, соблюдение прав человека, безопасность и охрана труда.
Для оценки уровня КСО введен в 2005 г. международный стандарт Глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития (Global Reporting Initiative — GRI). Согласно этому стандарту, деятельность компании оценивается по трем «корзинам» ответственности: экономической (качество, безопасность продукции и услуг, а также их физическая и ценовая доступность), экологической (снижение вредных выбросов других нагрузок на окружающую среду) и социальной (развитие собственно кол-
лектива и внешние социальные проекты, включая благотворительность). На начало 2005 г. уже более шестисот крупнейших компаний и корпораций мира предоставили общественности свои отчеты по устойчивому развитию. Однако в России система КСО развита крайне слабо и фактически не охватывает малый и средний бизнес, кроме того, практически нет поддержки со стороны государственной и региональной власти.
Проведенный анализ позволяет определить устойчивое развитие предприятия как непрерывный процесс обеспечения его конкурентоспособности, эффективности хозяйствования, роста корпоративной культуры и социальной ответственности при сбалансированном использовании ресурсов предприятия в длительной перспективе без ущерба для экологии.
На наш взгляд, следует выделить различные элементы классификации устойчивости предприятия. Первая классификация — по уровню устойчивости: слабая и сильная. Здесь можно использовать модель, в которой устойчивое развитие предприятия определяется тремя проекциями (составляющими): экономической, экологической и социальной. Каждая из этих составляющих включает набор индикаторов, для которых необходимо установить пороговые значения. Слабая устойчивость — это поддержание суммарного уровня развития предприятия, объединяющего экономическую, экологическую и социальную составляющие его деятельности, не ниже некоторого критического значения, характерного для предприятий данной отрасли. При использовании стратегии слабой устойчивости предприятие может добиться максимальных экономических выгод, но сильная устойчивость в этом случае может нарушаться. Типичный пример — внедрение новых технологий, максимальных экономических выгод в ущерб окружающей среде. Сильная устойчивость предполагает, что каждая из трех составляющих устойчивого развития должна сохраняться не ниже некоторого минимального уровня. Хотя экономические выгоды в этом случае могут быть меньшими, такой вариант развития предприятия представляется наиболее сбалансированным и пропорциональным.
Второй вид классификации устойчивости предприятия — по уровню автономности предприятия. В этом случае можно выделить локальную и глобальную устойчивость. Локальная устойчивость предполагает оценку развития компании как отдельно существующей экономической системы. Такая оценка важна для анализа проблем предприятия, а также для прогнозирования дальнейшего его развития. Однако, в настоящее время, на передний план выходит глобальная устойчивость предприятия, характеризующая компанию в контексте взаимоотношений с другими предприятиями отрасли, с региональными и государственными властными структурами, с зарубежными партнерами и конкурентами. В условиях непрерывного развития научно-технического прогресса процессы интеграции становятся не только экономически выгодными, но и жизненно-необходимыми для устойчивого развития предприятий. При-
мером такой интеграции являются промышленные кластеры, способствующие более эффективному социально-экономическому развитию.
Еще одна классификация устойчивости включает оперативный и стратегический аспекты. В оперативном аспекте устойчивость можно определить, как способность экономической системы осуществлять производственно-хозяйственную деятельность в условиях комплексного воздействия факторов внешней и внутренней среды. Вместе с тем, в современных условиях, характеризующимися быстрыми изменениями, усилением трансформационных процессов, такое определение устойчивости является неполным. В этих условиях на первый план выдвигается фактор стабильности в обозримой перспективе. Следовательно, в стратегическом плане устойчивость предприятия можно определить, как его способность разрабатывать и реализовывать конкурентоспособные стратегии, соответствующие темпам развития внутреннего и мирового рынка, способность к инновационному развитию, росту конкурентоспособности и корпоративной культуры.
Залогом устойчивого развития предприятия является постоянный мониторинг основных показателей деятельности предприятия по трем аспектам: экономическому, социальному и экологическому. Необходимо не только отслеживать значения показателей, но и проводить долгосрочный анализ развития компании с учетом различных внешних и внутренних факторов: положением компании в отрасли, в регионе, отношений с конкурентами и партнерами, социальной и экологической политики предприятия. В то же время, на современном этапе исключительно важным для устойчивого развития предприятия и выхода из экономического кризиса является переход к инновационной экономике.
Ключевым аспектом промышленной политики является поддержка конкурентоспособных отраслей промышленности. К ним можно отнести атомную индустрию, авиационную и космическую промышленность, микроэлектронику, технологии нефте- и газодобычи, судостроение и некоторые другие. Суть промышленной политики состоит в перераспределении бюджетных и иных ресурсов в пользу выделенных отраслей, обеспечивающих конкурентоспособность российской экономики. Для этого, на наш взгляд, необходимо сформировать эффективную структуру российской экономики, и в первую очередь, ее инновационную составляющую. В этой связи наиболее важным является создание эффективной структуры национальной инновационной системы как основного фактора обеспечения устойчивого развития экономики России.
Список использованных источников
1. В. И. Вернадский. Научная мысль как планетарное явление.
М.: Наука, 1991.
2. Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия/Пер. с англ.
М.: Прогресс, 1992.
3. Й. Шумпетер. Теория экономического развития. М.: Прогресс,
1982.
4. W. Ophuls. Ecology and the politics of scarcity. San Francisco, 1977.
5. J. M. Hartwich. Intergenerational equity and investing of rents from exhaustible resources//American Econ. Rev. № 66. 1977.
6. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»// Российская газета, 09.04.1996.
7. Основные положения стратегии устойчивого развития России/Под ред. А. М. Шелехова. М., 2002.
8. Л. С. Бляхман. Инновационная система как социальный институт постиндустриальной информационной экономики// Проблемы современной экономики, № 3 (15), 2005.
9. Н. В. Зубанов, С. В. Пестриков. Анализ устойчивости функционирования экономических систем относительно поставленных целей. Самара: Изд-во Самарск. гос. техн. ун-та, 1999.
10. А. К. Масалов. Устойчивое развитие предприятия/Под ред. В. Ф. Комарова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2009.
11. E. I. Altman, H. Y. Izan. Identifying Corporate Distress in Australia: An industry Relative Analysis. Journal of Banking and Finance, 1984.
12. J. G. Fulmer etal. A bankruptcy classification model for small firms. Journal of commercial bank lending, 1984.
13. G. L. Springate. Predicting the Possibility of Failure in a Canadian Firm. Unpublished M.B.A. research project. Simon Fraser University, 1978.
14. А. Е. Костин. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и концепции для РФ// Менеджмент в России и за рубежом, № 3, 2005.
Sustainable development of social and economic systems on the basis of innovative transformations: the basic definitions Y. M. Maximov, Doctor of Technical Sciences, Professor, Vice-Rector for Scientific Work Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky
S. N. Mityakov, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Head of the Department of Applied Mathematics Nizhny Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseev
O. I. Mityakova, Candidate of Economic Ssciences, Assistant Professor, Assistant Professor of Department of Innovation Management , Nizhny Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseev
N. S. Gobernik, Graduate of Nizhny Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseev
Given article opens a cycle of the publications united by the general problematics — a substantiation of a sustainable development of social and economic systems of various level on the basis of their innovative transformations. The cycle contains works, in which:
• definition of a category «sustainable development» on macro-and microlevels is made;
• dual character of innovations and their ambiguous influence on a sustainable development of social and economic systems comes to light;
• the technique of an estimation of efficiency of the socially-focused innovations is developed;
• features of a regional sustainable development on the basis of innovative transformations are considered.
In article evolution of a category «sustainable development» is considered, its expanded treatment with reference to macro- and to microeconomic systems is given Keywords: a sustainable development, weak and strong stability, local and global stability, operative and strategic stability, corporate social responsibility.
ИННОВАЦИИ № 1 (135), 2010