Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ'

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивая среда / приоритеты развития / муниципальные образования / sustainable environment / development priorities / municipalities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведева Людмила Сергеевна

Развитие сельских территорий, которое можно наблюдать в настоящее время, предполагает необходимость совершенствования концептуальных основ в контексте устойчивых преобразований. Ориентир данных местностей на повестку устойчивого развития может позволить достичь социо-эколого-экономической стабильности не только села, но и государства в целом. Однако для этого требуется комплексный анализ территориального развития сельских местностей и построение алгоритма устойчивого развития. При этом данный процесс усложняется тем, что именно сбор необходимых для проведения аналитических процедур информационных данных о функционировании сельских территорий, о достижении целей устойчивого развития, о результатах реализации комплексных программ развития фактически не представляется в открытом доступе или имеет слишком обобщенный вид. В данной статье детально проанализированы статистические данные, позволяющие оценить стабильность функционирования сельских территорий, сделана попытка оценки достижения целей устойчивого развития данными местностями, а также построена концептуальная модель, включающая цель, задачи, инструменты и механизмы достижения устойчивости среды на селе с отражением аналитических алгоритмов. Для проведения аналитических процедур использованы данные сельских территорий Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS: CONCEPTUAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS

The development of rural areas that can be observed at the present time suggests the need to improve the conceptual framework in the context of sustainable transformation. The orientation of these localities towards the sustainable development agenda can make it possible to achieve socio-ecological and economic stability not only of the village, but also of the state as a whole. However, this requires a comprehensive analysis of the territorial development of rural areas and the construction of an algorithm for sustainable development. At the same time, this process is complicated by the fact that the collection of information necessary for conducting analytical procedures on the functioning of rural areas, on the achievement of sustainable development goals, on the results of the implementation of comprehensive development programs is not actually presented in the public domain or is too generalized. In this article, statistical data analyzed in detail to assess the stability of the functioning of rural areas, an attempt will be made to assess the achievement of sustainable development goals in these areas, and a conceptual model will be built, including the goal, objectives, tools and mechanisms for achieving environmental sustainability in rural areas, reflecting analytical algorithms. Data from rural areas of the Rostov region were used to carry out analytical prosedures.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ»

УДК 332.145:502.131.1 DOI 10.14258/epb202441

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Л. С. Медведева

Донской государственный технический университет (Ростов-на-Дону, Россия)

Развитие сельских территорий, которое можно наблюдать в настоящее время, предполагает необходимость совершенствования концептуальных основ в контексте устойчивых преобразований. Ориентир данных местностей на повестку устойчивого развития может позволить достичь социо-эколого-экономи-ческой стабильности не только села, но и государства в целом. Однако для этого требуется комплексный анализ территориального развития сельских местностей и построение алгоритма устойчивого развития. При этом данный процесс усложняется тем, что именно сбор необходимых для проведения аналитических процедур информационных данных о функционировании сельских территорий, о достижении целей устойчивого развития, о результатах реализации комплексных программ развития фактически не представляется в открытом доступе или имеет слишком обобщенный вид. В данной статье детально проанализированы статистические данные, позволяющие оценить стабильность функционирования сельских территорий, сделана попытка оценки достижения целей устойчивого развития данными местностями, а также построена концептуальная модель, включающая цель, задачи, инструменты и механизмы достижения устойчивости среды на селе с отражением аналитических алгоритмов. Для проведения аналитических процедур использованы данные сельских территорий Ростовской области.

Ключевые слова: устойчивая среда, приоритеты развития, муниципальные образования.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS: CONCEPTUAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS

L. S. Medvedeva

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia)

The development of rural areas that can be observed at the present time suggests the need to improve the conceptual framework in the context of sustainable transformation. The orientation of these localities towards the sustainable development agenda can make it possible to achieve socio-ecological and economic stability not only of the village, but also of the state as a whole. However, this requires a comprehensive analysis of the territorial development of rural areas and the construction of an algorithm for sustainable development. At the same time, this process is complicated by the fact that the collection of information necessary for conducting analytical procedures on the functioning of rural areas, on the achievement of sustainable development goals, on the results of the implementation of comprehensive development programs is not actually presented in the public domain or is too generalized. In this article, statistical data analyzed in detail to assess the stability of the functioning of rural areas, an attempt will be made to assess the achievement of sustainable development goals in these areas, and a conceptual model will be built, including the goal, objectives, tools and mechanisms for achieving environmental sustainability in rural areas, reflecting analytical algorithms. Data from rural areas of the Rostov region were used to carry out analytical prosedures.

Keywords: sustainable environment, development priorities, municipalities.

УЬловия современной турбулентности, которые наблюдаются во всех социально-экономических процессах, предопределяют необходимость совершенствования концептуальных основ территориального развития. Различия

в функционировании и уровне развития городских и сельских территорий были и остаются в настоящее время [1, с. 58]. Процессные преобразования сельских территорий требуют подключения существенно более адаптированных и в то же время

точечных механизмов, при этом именно данные местности смогут преодолеть быстрее условия повышенной социально-экономической неопределенности, что приведет к достижению целей устойчивости, межтерриториальной экономической стабильности и продовольственной безопасности.

Актуальность данной темы состоит в том, что особенности территориальных преобразований сельской местности следует проводить с учетом выстраивания усовершенствованных концептуальных основ в области достижения целей устойчивого развития. Целевая установка статьи состоит в том, чтобы предложить концептуальную модель устойчивого развития сельских территорий с учетом современных условий социально-экономической неопределенности и акцентом на методические основы конкретных аналитических процедур.

Проблемы устойчивого развития сельских территорий активно изучают ученые-экономисты, а именно С. Ф. Хрестина [1, с 58], отразившая в своей работе особенности государственной политики в области поддержки развития сельских территорий, А. В. Цветных [2, с. 366], затрагивающая вопросы необходимости развития мониторинга состояния устойчивости среды сельских территорий, В. С. Бобер [3, с 58], с отражением показателей ат-трактивности в анализе достижения целей устойчивого развития сельских территорий. При этом важно понимать, что концептуальные изменения в функционировании сельских территорий в целом и достижение ими целей устойчивого развития в частности невозможно без законодательных основ, которые способствуют на уровне государственной политики поддержанию важности изучаемых процессов [4]. Помимо этого, в рамках данного исследования будем придерживаться гипотезы о том, что именно междисциплинарные исследования позволяют комплексно подходить к решению про-

блем устойчивого развития территориальных комплексов [5, с 122].

Данная статья в рамках достижения основной цели четко структурирована, что позволило применять в каждой части определенные методические приемы:

— анализ территориального функционирования сельских территорий [6, с 110];

— оценка статистических данных, позволяющих определить степень устойчивости развития сельских территорий;

— проработка концептуально-методических основ оценки достижения целей развития сельских территорий;

— формирование этапов в концептуальной модели развития села.

В рамках аналитических расчетов автором использован горизонтальный и вертикальный анализ, а именно отражены результаты расчета таких показателей, как абсолютное и относительное отклонение (темп прироста), удельный вес.

Сельские территории развиваются за счет межтерриториального взаимодействия, политики государства, направленной на поддержание данных местностей, выстроенной системы взаимодействия между местным самоуправлением и органами государственной власти [7, с 5]. Однако в данных процессах наблюдаются проблемы, которые и влияют на то, что функционирование сел так и не может преодолеть отставание в социально-экономических и инфраструктурных аспектах, что в итоге не позволяет качественно достигать целей устойчивого развития.

Рассмотрим на основании открытых статистических данных динамику развития сельских территорий в Российской Федерации и особое внимание уделим именно Южному федеральному округу с акцентом на развитие сельских территорий Ростовской области.

Рис. 1. Направления оценки развития сельских территорий

Отметим, что функционирование сельских территорий на основании данных статистики оценивается по следующим критериям, отражающим устойчивость функционирования местности (рис. 1). Именно на основе показателей данных направлений развития построены аналитические таблицы, которые позволют сделать вывод о том, какая наблюдается тенденция развития сельских территорий в настоящее время [8, с. 36].

Для проведения анализа проведем группировку данных из открытых источников, а именно с сайта Росстат за 2020-2022 гг. При этом отметим, что данная информационная база имеет определен-

на основании проанализированных данных можно сделать следующие выводы, причем особый акцент поставлен именно на выявлении проблемных направлений в социально-экономическом развитии сельских территорий:

ные недостатки, которые не позволяют в достаточной степени оценить достижение целей устойчивого развития сельских территорий, так как:

— имеет ограниченный набор показателей, не отражающий достижение всех возможных целей;

— недостаточно оперативна и недетально структурирована для проведения аналитических процедур;

— требуется обращение к различным источникам поиска данных [9, с. 216].

В таблице 1 представим анализ развития сельских территорий Российской Федерации.

— сокращается количество организаций, осуществляющих дошкольную образовательную деятельность (абсолютное отклонение — 1070 ед., темп роста — 93,87%), при этом в 2020 г. совсем не осуществлялось

Таблица 1

Анализ развития сельских территорий Российской Федерации за 2020-2022 гг.

Наименование показателя 2020 г. 2021 г. 2022 г. Абсолютное отклонение, (+, -) 2022 г. от 2021 г. Темп роста, % 2022 г. к 2021 г.

Российская Федерация

1. Количество лечебных и/или профилактических учреждений, ед. 36 771 35 685 42437 +6 752 118,92

2. Количество сооружений, позволяющих заниматься спортом, ед. 94 861 93 125 123444 +30319 132,56

3. Количество объектов розничной торговли, ед. 177 617 167 013 210870 +43857 126,26

4. Количество объектов общественного питания, всего ед. 41813 40410 41183 +773 101,91

5. Количество объектов, ориентированных на бытовое обслуживание жителей, ед. 39 928 37 954 64683 +26729 170,42

6. Число сельских территорий, где имеется почтовая и телефонная связь, ед. 211386 200327 239394 +39067 119,5

7. Сумма инвестиционных вложений в основной капитал, тыс. руб. 22 599 943 21 793 668 56149046 +34 355 378 257,64

8. Объемы ввода нового жилья, м2 16860821 16 947 362 30 399 609 +13452247 179,38

9. Сведения о протяженности газовой сети,м 332263351 327372770 421 312368 +93939598 128,69

10. Сведения протяженности водопроводной сети,м 219388759 211 398873 266192772 +54793899 125,92

11. Протяженность автодорог, км - 716 064,6 758 719,2 +42655 105,96

12. Количество организаций, осуществляющих дошкольную образовательную деятельности, ед. - 17 459 16 389 -1 070 93,87

13. Стоимость основных фондов коммерческих организаций, млн руб. 89706 92731 94246 + 1 515 101,63

14. Стоимость основных фондов некоммерческих организаций, млн руб. 1691301 1691110 1690166 -944 99,94

сбора статистических сведений по данному направлению, а также отметим, что образовательная деятельность не должна оцениваться только дошкольными учреждениями, необходимо обобщать данные и о школьном обучении, а также тенденции получения сельскими жителями высшего образования;

имеет отрицательную динамику в 2022 г. по сравнению с 2021 г. показатель стоимости основных фондов некоммерческих организаций, расположенных в сельской местности (абсолютное отклонение — 944 млн руб., темп роста — 99,94%); в статистических показателях отсутствуют полноценные сведения, которые являются ключевыми, как с точки зрения комплекс-

ного развития сельских территорий, так и с позиции устойчивой повестки, а именно оценка степени использования природных, производственных, финансово-трудовых, информационных, инфраструктурных и интеллектуальных ресурсов, а также климатические риски, которые могут оказать отрицательное влияние на социально-экономические процессы развития территорий.

Для более детального территориального анализа в таблице 2 представим анализируемые показатели по развитию сельских территорий в Южном федеральном округе. Причем набор показателей будет аналогичным, как на всей территории Российской Федерации, чтобы обеспечить сравнение данных.

Таблица 2

Анализ развития сельских территорий Южного федерального округа за 2020-2022 гг.

Наименование показателя 2020 г. 2021 г. 2022 г. Абсолютное отклонение, (+, -) Темп роста, %

Южный Федеральный округ

1. Количество лечебных и/или профилактических учреждений, ед. 4 101 4 110 4411 +301 107,32

2. Количество сооружений, позволяющих заниматься спортом, ед. 13 988 14 122 16158 +2 036 114,42

3. Количество объектов розничной торговли, ед. 34 113 34 079 35829 + 1 750 105,14

4. Количество объектов общественного питания, всего ед. 6178 6138 6508 +370 106,03

5. Количество объектов, ориентированных на бытовое обслуживание жителей, ед. 8 859 8 731 10945 +2 214 125,36

6. Число сельских территорий, где имеется почтовая и телефонная связь, ед. 12057 11956 12894 +938 107,85

7. Сумма инвестиционных вложений в основной капитал, тыс. руб. 4276184 4163207 5582211 +1419004 134,08

8. Объемы ввода нового жилья, м2 1 909792 2066221 2539673 +473452 122,91

9. Сведения о протяженности газовой сети,м 63 375656 64 273022 70812367 +6539345 110,17

10. Сведения протяженности водопроводной сети,м 42119404 41 623905 44 461 289 +2 837 384 106,82

11. Протяженность автодорог, км - 77 863,4 82 372,1 +4 509 105,79

12. Количество организаций, осуществляющих дошкольную образовательную деятельность, ед. - 2 382 2374 -8 99,66

13. Стоимость основных фондов коммерческих организаций, млн руб. 12491 12831 13890 + 1 059 108,25

14. Стоимость основных фондов некоммерческих организаций, млн руб. 221299 234625 242492 +7 867 103,35

На основании расчетов, которые были представлены в анализируемой таблице, можно отметить следующее:

— по показателю, который позволяет оценить развитие медицины на территории, в округе наблюдается стабильный при-

рост (301 учреждение) количества медицинских учреждений в 2022 г. по сравнению с 2021 г., если сравнить показатель по количеству медицинских учреждений Южного федерального округа и, например, Центрального федерального округа (8475 учреждений здравоохранение), Приволжского федерального округа — 12395 учреждений, Сибирского федерального округа — 6158 учреждений, то можно утверждать, что на Юге России сконцентрировано в сельских местностях более 10% медицинских учреждений от их общего числа в стране;

тенденция роста по всем социально-экономическим показателям в округе, по нашему мнению, связана с отраслевой спецификой экономики юга, которая ориентируется

в большей степени именно на агропромышленный комплекс и государственная политика, соответственно, ориентирована на всестороннюю поддержку и развитие сельских территорий.

Далее в таблице 3 проанализированы социально-экономические показатели развития сельских территорий в Ростовской области. В целом шесть показателей в регионе имеют отрицательную динамику, при этом их сокращение незначительное. По нашему мнению, особое внимание требуется уделить снижению показателя сумм инвестиционных вложений в основной капитал, так как развитие сельских территорий без дополнительного финансирования не будет продвигаться значительными темпами, а также данные территории не смогут адаптироваться к быстроизменяющимся экономическим условиям.

Анализ развития сельских территорий Ростовской области за 2020-2022 гг.

Таблица 3

Наименование показателя 2020 г. 2021 г. 2022 г. Абсолютное отклонение, (+, -) Темп роста, %

Ростовская область

1. Количество лечебных и/или профилактических учреждений, ед. 1 201 1 184 1171 -13 98,90

2. Количество сооружений, позволяющих заниматься спортом, ед. 4 818 4 839 4855 + 16 100,33

3. Количество объектов розничной торговли, ед. 8 606 8 904 8897 -7 99,92

4. Количество объектов общественного питания, всего ед. 1541 1510 1553 +43 102,85

5. Количество объектов, ориентированных на бытовое обслуживание жителей, ед. 2 769 2 615 2525 -90 96,56

6. Число сельских территорий, где имеется почтовая и телефонная связь, ед. 4149 4110 4164 + 54 101,31

7. Сумма инвестиционных вложений в основной капитал, тыс. руб. 1 310801 1 279406 1 157421 -121 985 90,47

8. Объемы ввода нового жилья, м2 545 881 618 740 690526 +71 786 111,60

9. Сведения о протяженности газовой сети,м 15006162 15136823 16143496 + 1 006673 106,65

10. Сведения протяженности водопроводной сети,м 10577228 10561862 10435251 -126 611 98,80

11. Протяженность автодорог, км - 19 609,3 19 769 + 160 100,81

12. Количество организаций, осуществляющих дошкольную образовательную деятельность, ед. - 742 746 +4 100,54

13. Стоимость основных фондов коммерческих организаций, млн руб. 4348 4739 5176 +437 109,22

14. Стоимость основных фондов некоммерческих организаций, млн руб. 74168 80076 74045 -6 031 92,47

Проведенный анализ, основанный на откры- стично оценить достижение целей устойчивого тых статистических данных, позволяет лишь ча- развития сельских территорий. При этом имен-

но качественная оценка уже достигнутых и планируемых к достижению целей устойчивого развития позволяет качественно разрабатывать стратегические планы по обеспечению устойчивости сельской среды. Таким образом, нами предложена концептуальная модель устойчивого развития сельских предприятий, которая включает ряд элементов (рис. 2):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— целевую установку достижения показателей устойчивого развития каждой сельской территории отдельно (важно, что цель должна быть сформирована с опорой на текущую оценку результатов функционирования территории и обязательно акцентировать со-цио-эколого-экономические аспекты территориального развития) [10, с. 5];

— задачи достижения целей устойчивости среды сельской местности;

— методику оценки достижения целей устойчивого развития сельской территории;

— инструментарий сбора и обработки комплекса сведений, отражающих результаты развития сельской территории (паспорта сельских территорий, статистические данные, результаты анкетированний и опросов местных жителей);

— алгоритмы, наращивания потенциальных возможностей сельских территорий, на основании выявленных межтерриториальных взаимодействий;

— стратегическую карту территориального сельского развития;

— механизм контроля, основанный на совершенствовании системы муниципального управления с использованием партисипа-тивных принципов.

Концептуально-методическая модель устойчивого развития сельских территорий

Целевая установка в области устойчивого развития сельской территории (пример) -социо-эколого-экономическая стабильность села с выявлением потенциальных межтерриториальных взаимосвязей

I

Задачи 2 уровня

Задачи 1 уровня Экономическая стабильность Инфраструктурное развитие Качество жизни

Инвестиционная привлекательность

Взаимодействие

Приток населения

Методика оценки развития сельской территории Этап 1. Текущая оценка развития села (достижение целей устойчивого развития и показателей в рамках программы комплексного развития)

Этап 2. Оценка потенциальных возможностей (с выделением возможного межтерриториального взаимодействия) Этап 3. Оценка уровня резильентности

Требуемая информационная база - совокупность данных статистические данные о развитии села (отчеты о достижении Национальных программ); - данные паспортов сельских территорий; - результаты опросов жителей села

Стратегическая карта прогнозного развития села включает четкое выделение отраслевой направленности развития села, выявленных потенциальных возможностей, уровня резильентности, возможных стейкходлеров (межтерриториальные связи) и рисков развития села

Механизмы контроля достижения целей

устойчивого развития должны быть реализованы через совершенствование системы управления и алгоритмов мониторинга

Мониторинг развития села

Рис. 2. Концептуально-методическая модель устойчивого развития сельских территорий

Уникальность представленной концепции состоит в том, что она предполагает:

— реализацию комплексного подхода в процессе стратегического планирования развития сельских территорий с акцентом на достижение целей устойчивого развития;

— постановку четкой цели развития сельской территорий, которая должна быть откорректирована, после того как в процессе функционирования территории будут применены методические приемы анализа (выделены аналитические этапы, которые ранее не применялись, например, оценка уровня резильентности территории);

— применение инструментов партисипатив-ного управления в органах местного самоуправления, что позволит не только реализовать процессное управление селом, но и упростить процедуры сбора информационной базы, необходимой для прове-

дения предложенных аналитических процедур;

— проведение мониторинга развития сельской местности, при этом он не должен быть трудоемким, так как не будет реализован качественно из-за отсутствия должной квалификации у сотрудников органов местного самоуправления;

— наращивание инвестиционной привлекательности и межтерриториального взаимодействия.

Обобщив представленный материал, можно отметить, что преобразование сельских территорий в настоящее время набирает новый виток развития. Современные реалии требуют применять более адаптированный подход к принятию управленческих решений в части функционирования данных местностей, что в итоге позволит добиться не только продовольственной безопасности, но и пространственных преобразований в стране.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ирхина Л. Н., Хрестина С. Ф. Устойчивое развитие сельских территорий как реализация государственной политики // Вестник Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии. 2020. № 2 (26). С. 58-64.

2. Цветцых А. В., Шевцова Н. В. Устойчивое развитие сельских территорий: сбалансированная система показателей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 366370. DOI: 10.26140/anie-2020-0902-0088.

3. Бобер В. С. Аттрактивность и устойчивое развитие сельских территорий // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2022. № 42 (47). С. 58-62.

4. Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/420251273/ (дата обращения: 01.05.2024).

5. Шеина С. Г., Федоровская А. А. Исследование влияния возобновляемых источников энергии на экологический потенциал территории субъекта РФ // Строительство и реконструкция. 2023. № 3 (107). С. 122-130. DOI: 10.33979/2073-7416-2023-107-3-122-130.

6. Чиркова О. А. Прогнозирование реализации программ стратегического развития муниципального образования // Экономика Профессия Бизнес. 2024. № 1. С. 110-115.

7. Медведева Л., Аверина А. Methodology for assessing the territory development in the context of sustainability // E3S Web of Conferences: XI International Scientific and Practical Conference Innovative Technologies in Environmental Science and Education (ITSE-2023), Divnomorskoe village, Russia, 04-10 сентября 2023 года. Vol. 431. Divnomorskoe village, Russia: EDP Sciences, 2023. P. 01026. DOI: 10.1051/ e3sconf/202343101026.

8. Конаш Д. С., Дзись Ю. И. Устойчивое развитие сельских территорий Китая: тенденции и перспективы // Приднепровский научный вестник. 2022. Т. 1. № 2. С. 36-47.

9. Шимук О. В. Устойчивое развитие сельских территорий: теоретические аспекты и способы измерения // Экономика устойчивого развития. 2023. № 4 (56). С. 216-218. DOI: 10.37124/20799136_2023_4 _56_216.

10. Ерин П. В., Толстова О. Н. Проектное управление и устойчивое развитие сельских территорий // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 4. C. 1-14

REFERENCES

1. Irkhina L. N., Khrestina S. F. Sustainable development of rural areas as an implementation of state policy. Bulletin of the Nizhny Novgorod State Agricultural Academy. 2020. No. 2 (26). Pp. 58-64.

2. Tsvetsykh A. V., Shevtsova N. V. Sustainable development of rural areas: a balanced system of indicators. Azimuth of scientific research: economics and management. 2020. Vol. 9. No. 2 (31). Pp. 366-370. DOI: 10.26140/ anie-2020-0902-0088.

3. Bober V. S. Attractiveness and sustainable development of rural territories. Bulletin of the Russian State Agrarian Correspondence University. 2022. No. 42 (47). Pp. 58-62.

4. On approval of the Strategy for Sustainable Development of Rural Territories of the Russian Federation for the period until 2030. URL: https://docs.cntd.ru/document/420251273/ (date of access: 01.05.2024).

5. Sheina S. G., Fedorovskaya A. A. Study of the influence of renewable energy sources on the environmental potential of the territory of a constituent entity of the Russian Federation. Construction and reconstruction. 2023. No. 3 (107). Pp. 122-130. DOI: 10.33979/2073-7416-2023-107-3-122-130.

6. Chirkova O. A. Forecasting the implementation of strategic development programs of a municipality. Economics Profession Business. 2024. No. 1. Pp. 110-115.

7. Medvedeva L., Averina A. Methodology for assessing the territory development in the context of sustainability. E3S Web of Conferences: XI International Scientific and Practical Conference Innovative Technologies in Environmental Science and Education (ITSE-2023), Divnomorskoe village, Russia, 04 — September 10, 2023. Vol. 431. Divnomorskoe village, Russia: EDP Sciences, 2023. P. 01026. DOI 10.1051/e3sconf/202343101026.

8. Konash D. S., Dzis Yu. I. Sustainable development of rural areas of China: trends and prospects. Pridneprovsky Scientific Bulletin. 2022. T. 1. No. 2. Pp. 36-47.

9. Shimuk O. V. Sustainable development of rural territories: theoretical aspects and methods of measurement. Economics of sustainable development. 2023. No. 4 (56). Pp. 216-218. DOI: 10.37124/20799136_2023_4_56_ 216.

10. Erin P. V., Tolstova O. N. Project management and sustainable development of rural areas. Science and Education. 2022. T. 5. No. 4. Pp. 1-14.

Поступила в редакцию: 12.05.2024. Принята к печати: 01.07.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.