Научная статья на тему 'Устойчивое развитие профессионально-педагогического колледжа как фактор опережающего развития среднего профессионального образования'

Устойчивое развитие профессионально-педагогического колледжа как фактор опережающего развития среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / СРЕДНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОЛЛЕДЖ / DEVELOPMENT / VOCATIONAL TRAINING / COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елагина Людмила Васильевна

В статье приведена структура планирования устойчивого развития профессионально-педагогического колледжа, выделены этапы устойчивого развития колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Steady development of a professional pedagogical college as a factor of progress in vocational training

The paper is devoted to planning of stable development of a professional pedagogical college.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие профессионально-педагогического колледжа как фактор опережающего развития среднего профессионального образования»

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА...

Библиографический список

1. Игнатов, В. Г., Бутов В. И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: Учебное пособие. - М.: ИКЦ «Март», - 2005. - С. 304

2. Марченко, И. П. Особенности формирования кадрового потенциала государственной (муниципальной) службы в Современной России: Монография. - Новосибирск: СибАГС, 2004. - С. 67

3. Обучение государственных служащих: современное состояние и перспективы: учеб. пособие / Под общ. Ред. В. И. Матирко. - М.: Дело, - 2002. - С. 50-51

4. Зотов, В. Б., Макашева З. М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - С.180.

5. Аяцков, Д. Ф., Наумов С. Ю., Суетенков Е. Н. Кадровый потенциал органов местного самоуправления: проблемы и опыт оценки. - Саратов: ПАГС, 2001. - С. 80.

6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Муниципальная власть. - 2004. - № 6. - С. 40.

7. Закон Новосибирской области «О муниципальной службе в Новосибирской области» от 7 октября 1997 г. № 74 - ОЗ (с изменениями на 23 июля 2004 года).

8. Доронина, И. В., Черноскутов В. Г. Стимулирование и развитие персонала: Учеб. - метод. Комплекс. - Новосибирск: СибАГС, 2002. - С. 74.

9. Муниципальное управление: профессиональное развитие персонала /

А. К. Коньков, В. С. Нечипоренко, Б. Т. Пономаренко и др. - М.: Логос, 2001. С. 27.

10. Латфулин, Г. Кадровое обеспечение муниципальных органов власти // Муниципальная власть. - 2004. - № 6. - С. 45.

11. Резанович, И. В. Бизнес - образование: профессиональное развитие менеджеров: Монография / Челябинск: Изд - во ЮУрГУ, 2005.

12. Багаутдинова, С. Ф., Санникова, Л. Н. Технология экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения // Сибирский педагогический журнал.

- 2006. - № 3. - С. 227 -232.

УДК 74 Е47

Л. В. Елагина

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА КАК ФАКТОР ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Подготовка специалистов на всех уровнях профессионального образования сопряжена с необходимостью формирования нового качества российского образования, что требует иных критериев его оценки при подготовке специалистов.

Современный этап развития среднего профессионального образования (СПО) характеризуется ростом востребованности выпускников, увеличением объема подготовки специалистов, ориентированностью на требования

рынка труда. Относительно низкая стоимость и краткие сроки обучения по программам среднего профессионального обучения делают его получение более экономным как для отдельных граждан, так и в масштабах государства [1; 4; 7].

Усиление ориентации среднего профессионального обучения на региональные условия и потребности, развитие вариативности и гибкости образовательных программ, диверсификации средних специальных учебных заведений в направлении многопрофильности, многоуровневости и многофункциональности, расширение взаимодействия с другими учебными заведениями в системе профессионального образования - все это способствует повышению роли среднего профессионального образования в удовлетворении образовательных запросов населения, кадровых потребностей экономики и социальной сферы.

Объективная потребность в повышении роли среднего профессионального образования требует его опережающего развития. Такой подход к развитию среднего профессионального образования вызывает необходимость переосмысления закономерностей обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов системы среднего профессионального образования и на этой основе разработки концентуальных подходов к устойчивому развитию образовательных систем. Это позволит преодолеть следующие противоречия в развитии профессионального образования в России, а именно:

- между увеличением роли и места специалистов среднего звена в удовлетворении потребностей экономики, социальной сферы и личности, с одной стороны, и качеством выпускников СУЗов - с другой;

- между объективной потребностью в смещении акцента при оценке качества подготовки специалиста на личностно-деятельностную компоненту профессиональной компетентности и преимущественной ориентацией существующей практики на оценку лишь «знаниевой» компоненты подготовленности будущего специалиста;

- между потребностью в наличии обоснованной комплексной системы управления и обеспечения качества подготовки специалистов среднего звена и преимущественной ориентацией системы качества подготовки на оценку его результатов;

- между повышением требований работодателей к выпускнику в части сформированности у специалистов умения решать профессиональные задачи уже с первого дня работы и ориентацией системы контроля качества на оценку теоретических знаний;

- между потребностью осуществлять на высоком уровне отслеживание и оценку качества подготовки специалистов и неготовность значительной части педагогов и руководителей к осуществлению этой деятельности, низким уровенем квалиметрической культуры руководителей и педагогов;

- между ориентацией системы среднего профессионального образования на полисубъектного потребителя своей «продукции» (выпускник - работо-

датель, общество, система образования) - и участием в процессе оценки качества подготовки выпускника только самого учебного заведения, представляющего систему образования, отстраненностью от процесса оценки работодателей, общества, личности [ 1; 7 ].

Для разрешения этих сложных противоречий возникла необходимость определения основных, фундаментальных проблем, имеющих место в системе среднего профессионального образования, без понимания которых разработка концепции устойчивого развития и теории качества подготовки специалистов среднего звена не представляется возможной:

- несоответствие существующего уровня квалификации профессиональных педагогических кадров требованиям государства, общества и отраслей промышленности, особенно проявившееся в связи с изменениями условий на рынке труда, связанных с гуманизацией, тенденциями творческого подхода, интеллектуализацией, информатизацией труда и совмещением его с управленческими, менеджерскими функциями, предпринимательством и бизнесом;

- недостаточное количество специалистов с базовым профессиональнопедагогическим образованием для осуществления серьезных преобразований в системе общего и начального профессионального образования, легкой и пищевой промышленности;

- несоответствие качества формирования новых умений и творческих начал у специалистов, подготавливаемых системой профессионально-педагогического образования, требованиям экономической реформы и изменившейся парадигме профессионального образования, в основу которой положена личностная ориентация образования;

- непоследовательность и ограниченность государственной социальной политики, прежде всего в сфере образования, и в преодолении проблем, вызванных неустойчивым социально-экономическим, финансовым и политическим положением в стране;

- отсутствие системного управления процессами становления, обеспечения и повышения качества подготовки специалистов в профессиональнопедагогических учебных заведениях [1].

Трудности устойчивого развития профессионально-педагогического образовательного учреждения и, как следствие, совершенствование качества образовательного процесса обусловлены теоретической неразработанностью следующей группы проблем, касающихся непосредственно образовательного учреждения:

- выявление закономерностей и принципов устойчивого развития среднего профессионально-педагогического образования;

- определение понятия «качество профессионального образования»;

- совершенствование и оптимизация стандартов среднего профессионально-педагогического образования как основы для разработки баз оценки его качества;

- разработка теоретической модели многоуровневой мониторинговой системы диагностирования и контроля эффективности деятельности субъектов образовательного процесса 3,7].

Устойчивое развитие - категория многоуровневая, многоаспектная, многофункциональная и многомерная.

Устойчивое развитие профессионально-педагогического колледжа - достижение нового современного качества профессионального образования через создание условий для максимального развития творческого потенциала преподавательского и студенческого составов в инновационной образовательной среде, обеспечение высокого уровня качества подготовки специалистов.

Система устойчивого развития профессионально-педагогического колледжа в нашем опыте включает обоснование:

- миссии, цели и задач устойчивого развития;

- методологических аспектов устойчивого развития профессиональнопедагогического колледжа;

- закономерностей, ценностных ориентаций, принципов, критериев, на которых строится система устойчивого развития;

- статической и динамической структуры системы управления устойчивым развитием, при этом первая должна отразить коммуникативные связи в педагогической системе, вторая - движение функционально необходимой для устойчивого управления информации по прямым и обратным каналам связи;

- условий и направлений, обеспечивающих устойчивое развитие в ближайшем и отдаленном будущем;

- технологии, моделей, алгоритмов устойчивого развития образовательного пространства;

- критериев оценки и корректировки устойчивого развития;

- ожидаемых результатов в настоящем и будущем [3].

На наш взгляд, устойчивое развитие профессионально-педагогического колледжа позволяет обеспечить связь колледжа с социальным окружением, упорядочить систему управления в организационном плане (кадры, финансы, материально-техническая база и т. д.), создать условия для научного обоснования содержания профессионально-педагогического образования, оптимального соотношения содержания, форм и методов, теоретического и практического обучения, учета индивидуальных потребностей и запросов студентов.

Структурными компонентами устойчивого развития колледжа выступают: анализ устремлений колледжа; стратегическое планирование через прогнозирование устойчивого развития образовательного учреждения; реализация стратегического планирования; контроль степени достижения планируемого результата; оперативные корректирующие воздействия на процесс [3; 5].

В рамках устойчивого развития мы выделяли четыре вида управленческой деятельности: распределение ресурсов; адаптация во внешней среде; внутренняя координация; организационное стратегическое предвидение.

Виды управленческой деятельности представлены в структуре планирования устойчивого развития (рис. 1)

Рис 1. Структура планирования устойчивого развития профессиональнопедагогического колледжа

Программа устойчивого развития рассматривалась нами как программа, обеспечивающая деятельность колледжа в течение продолжительного периода времени. При этом мы учитываем, что конфликтная и непрерывно изменяющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

Анализ современного состояния колледжа предшествовал выработке стратегии и тактики его устойчивого развития, включающего постоянное развитие образовательного пространства, ориентированность на удовлетворение запросов потребителей и не ставящее под угрозу возможность удовлетворения данных запросов в будущем [8]. Другой предпосылкой устойчивого развития колледжа являлась работа по реализации концепции системы качества подготовки будущего специалиста на всех уровнях его непрерывного образования.

Устойчивому развитию ГОУ СПО «Оренбургский государственный профессионально-педагогический колледж» предшествовали следующие этапы:

- этап преобразований - 1995-1997 гг.;

- деятельностно-корректировочный этап - 1998-2002 гг.;

- этап развития - 2003-2007 гг.

Формирование устойчивого развития колледжа проектировалось нами соответственно этапам: становления; активного развития; трансформации; осмысления и переоценки возникающего опыта устойчивого развития колледжа.

На этапе становления реализовывались следующие задачи:

1. Обеспечение готовности администрации и педагогического коллектива к реализации программы устойчивого развития.

2. Разработка и принятие ценностных ориентаций, закономерностей, прин-

ципов, критериев, лежащих в основе формирования системы качества подготовки будущего специалиста.

3. Определение условий и направлений по реализации программы устойчивого развития колледжа.

4. Создание условий для разработки проектов и моделирования экспериментальных систем в колледже по устойчивому развитию.

Этап активного развития колледжа потребовалось решение следующих задач:

1. Формирование организационной структуры и организационной культуры колледжа, соответствующих устойчивому развитию.

2. Совершенствование образовательного пространства колледжа через внедрение системы качества подготовки будущего специалиста.

3. Создание мобильных творческих групп среди преподавателей и студентов с целью реализации программы устойчивого развития колледжа.

4. Реализация проектов устойчивого развития структур колледжа.

5. Разработка методики оценки деятельности администрации и педагогического коллектива по реализации программы устойчивого развития колледжа.

Этап трансформации обеспечил решение следующих задач:

1. Создание нормативно-правового и научно-методического обеспечения устойчивого развития колледжа.

2. Обеспечение широкого распространения и использования современных методов устойчивого развития колледжа.

3. Отслеживание результатов системных изменений в образовательном пространстве колледжа и проектирование его устойчивого развития.

На этапе осмысления и переоценки возникающего опыта устойчивого развития колледжа обеспечивалось решение следующих задач:

1. Отслеживание результатов первых трех этапов по формированию устойчивого развития колледжа.

2. Оценка и осмысление педагогическим коллективом ценностей современного образования, в том числе и необходимости устойчивого развития.

3. Корректировка направлений деятельности колледжа по обеспечению устойчивого развития с высоким уровнем качества подготовки будущего специалиста [3].

Программа устойчивого развития профессионально-педагогического колледжа, согласно заявленных этапов, выступила важным шагом на пути совершенствования системы управления и долгосрочного планирования деятельности образовательного учреждения в направлении реализации системы качества подготовки будущего специалиста среднего звена.

Рассматривая устойчивое развитие колледжа с позиции системного подхода, мы понимаем его как упорядочение, совершенствование образовательной системы с целью качественного улучшения, приведения в соответствие с объективными закономерностями в результате постоянного взаимного вли-

яния между объектом и субъектом процесса. Применение системного подхода к процессу устойчивого развития в профессионально-педагогическом колледже сориентировано, прежде всего, на обеспечение стабильности, устойчивости и гармонического соответствия в явлениях действительности и нацелено на следующие результаты в будущем:

1. Стабильное развитие колледжа на основе долгосрочных программ устойчивого развития.

2. Повышение деловой репутации колледжа в регионе, в Российской Федерации, в международном сообществе.

3. Высокий уровень подготовки будущего специалиста, удовлетворяющего запросам клиентов и востребованного на рынке труда.

4. Прочное место колледжа в структуре непрерывного образования региона и Российской Федерации при подготовке конкурентоспособного специалиста.

5. Гибкая структура управления колледжем, направленная на достижение целей и вовлечение в процесс персонала.

6. Сложившаяся система социального партнерства колледжа, реализующая интересы всех участников.

7. Сформированность образовательного пространства колледжа как инновационного, в основе которого лежат современные образовательные технологии, апробированные членами педагогического коллектива.

8. Отработанная система мониторинга образовательного процесса, позволяющая корректировать результаты деятельности по реализации программы устойчивого развития по всем направлениям работы колледжа, в том числе и по воспитанию культуры профессиональной деятельности [3].

В период устойчивого развития педагогический коллектив Оренбургско -го государственного профессионально-педагогического колледжа вступил с четким осознанием своей миссии, целей и задач, определенной методологической основой и концептуальными подходами. На основе определенных в программе устойчивого развития колледжа стратегических направлений развития были разработаны 23 интеграционные программы (Концепция воспитательной работы, Программа создания информационного пространства, Программа развития социального партнерства, Программа психолого-педа-гогического сопровождения профессионального и личностного развития студентов, Программа мониторинга устойчивого развития колледжа и т. д.). Реализация этих программ в практике управления колледжем дало свои положительные результаты.

Мониторинг, проводимый на каждом из этапов опытно- экспериментальной работы, позволил выявить положительную динамику развития колледжа по основным критериям оценки эффективности: руководство, политика и стратегия, персонал, ресурсы и партнерство, результаты основной деятельности, непрерывное образование и инновации, результаты для общества [2; 3] (рис. 2).

критерии оценки

Рис. 2 Динамика устойчивого развития ОГППК 2000-2007 гг.

В настоящее время в колледже созданы условия для профессионального роста преподавателей, предоставляется возможность творческих командировок, участия в профессиональных конкурсах, обучения на курсах повышения квалификации различного профиля и уровня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Систематически развивается материально-техническая база колледжа. К 2003-2004 учебному году завершилась реконструкция и капитальный ремонт административно-учебного корпуса. В настоящее время колледж имеет 18 учебных кабинетов и лабораторий, оснащенных современным оборудованием, компьютерами, видео- и мультимедиа аппаратурой, 4 компьютерных класса, 3 учебно-производственные мастерские, 2 актовых зала, спортивный зал, столовую. Библиотекой колледжа оказываются Интернет-услуги для студентов и преподавателей, развивается информационное пространство колледжа.

В соответствии с актуальным запросом населения области внесены коррективы в перечень специальностей, реализуемых колледжем (в 2004 году 070602 Дизайн (по отраслям), в 2005 - 050202 Информатика, в 2006 - 100106 Организация обслуживания в общественном питании). Создан механизм продуктивного взаимодействия основного профессионального и дополнительного образования, на базе колледжа работают 32 творческих объединения и реализуются 8 направлений курсовой подготовки, что обеспечивает мобильность выпускников.

В период с 2006 по 2007 гг. ГОУ СПО «ОГППК» активно принимает участие в мероприятиях различного уровня: Российский образовательный форум «Образовательная среда», по итогам которого инновационные исследованиям колледжа в 2006 и 2007 гг. награждены Золотой медалью ВВЦ; коллекция «Русский Версаль», выполненная студентами колледжа, получила специальную награду Дома моды Вячеслава Зайцева, экспозиции «Воспитание культуры профессиональной деятельности будущего специалиста в устойчиво развивающейся образовательной среде» и «Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста» отмечены дипломами оргкомитета форума.

Особое внимание в рамках реализации программы устойчивого развития уделялось совершенствованию научно-методического обеспечения образовательного процесса. Преподавателями колледжа активно разрабатываются учебные и методические пособия, электронные учебники, программы элективных курсов по запросу регионального рынка труда, Торгово-промышленной палаты Оренбургской области, Областного союза промышленников и предпринимателей, ассоциации рестораторов Оренбургской области.

Большое внимание уделяется реализации современных подходов в воспитании студентов: разработана и реализуется совместно с Управлением здравоохранения г. Оренбурга Профилактическая программа, способствующая формированию здорового образа жизни студентов. Активно развивается система студенческого самоуправления: «Модель организации системы студенческого самоуправления в колледже» в 2004 г. участвовала в конкурсе моделей системы студенческого самоуправления в среднем профессиональном образовании; Студенческий совет колледжа награждён Почётными грамотами Управления молодёжной политики г. Оренбурга за вклад в развитие студенческого самоуправления; Студенческий трудовой отряд «Скорая педагогическая помощь» отмечен Почётной грамотой главы администрации г. Оренбурга за активное участие в работе мобильных игровых бригад на площадках города в летнее время. Научно-методические материалы колледжа, представленные в рамках III Всероссийского конкурса воспитательных систем «Организация образовательного процесса в образовательном учреждении» в номинации «Учреждения среднего профессионального образования», удостоены I места и звания лауреата конкурса.

Высокий уровень профессиональных достижений студентов и педагогов колледжа не раз подтверждался на конкурсах профессионального мастерства («Оренбургский вызов», «Зазеркалье»), Всероссийских олимпиадах. Колледж имеет давнюю традицию участия в конкурсе «Экзерсис» под патронажем В. Зайцева: неоднократно коллекции студентов и преподавателей награждались дипломами лауреатов конкурса. Коллекция «Чайный соблазн» (А. Курбатова, студентка ОГППК) дважды становилась лауреатом международных конкурсов («Ассамблея моды» под патронажем И. Крутиковой; «Экзерсис» под патронажем В. Зайцева), а также награждена специальным дипломом Российско-китайского фестиваля моды.

В мае 2007 г. на базе колледжа проводилась Всероссийская олимпиада профессионального мастерства для студентов средних специальных учебных заведений, обучающихся по специальности 260903 «Моделирование и конструирование швейных изделий». Организация мероприятия получила высокую оценку как участников олимпиады, так и председателя жюри -

В. М. Зайцева, а также представителей Федерального агентства по образованию, принимавших участие в работе жюри олимпиады.

Актуальная проблема международного сотрудничества образовательных учреждений решается и на уровне конкретных учреждений. Так, ГОУ СПО

«ОГППК» традиционно организует мастер-классы представителей Ассоциации кулинаров Франции для студентов пищевого отделения, начиная с 2006 г. разработана программа сотрудничества с образовательным центром ЕёироН (г. Порво, Финляндия). Стратегическими задачами сотрудничества являются повышение качества профессионального образования, его экспертная оценка по европейской системе качества, внедрение в образовательный процесс колледжа инновационных информационных технологий, повышение профессиональной компетентности сотрудников и студентов колледжа, организация стажировки на отраслевых предприятиях г. Порво, г. Хельсинки и др.

Творческие и профессиональные достижения педагогов и студентов, эффективность системы социального партнерства, повышение инвестиционной привлекательности колледжа на рынке образовательных услуг свидетельствуют об устойчивом развитии колледжа по стратегически важным для него направлениям.

В настоящее коллектив колледжа работает над проблемой формирования профессиональной компетентности будущего специалиста в изменяющемся социокультурном пространстве. Разработана Программа развития колледжа до 2010 г., определяющая цели, содержание, принципы, формы и методы, основные направления, механизмы реализации и ресурсы, обеспечивающие эффективное формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в образовательном пространстве колледжа.

Реорганизация образовательного учреждения в 2007 г., связанная с присоединением к колледжу ПУ № 46, осуществляющего подготовку для нефтегазовой отрасли, обусловило инициативу колледжа по подготовке материалов для участия в конкурсе образовательных учреждений, осуществляющих подготовку рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.

Полученные в ходе опытно- экспериментальной работы результаты позволяют сделать вывод о том, что опережающее развитие среднего профессионального образования в целом и устойчивое развитие каждого образовательного учреждения возможно при условии достижения гибкого соответствия организационно-педагогических основ профессиональной подготовки будущих специалистов уровню развития, актуальным и перспективным запросам экономической, политической и культурной сфер региона, потребностям развивающейся личности.

Библиографический список

1. Анисимов, П. Ф., Сосонко, В. Е. Управление качеством среднего профессионального образования: Монография. - Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001. - 256 с.

2. ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001. Системы менеджмента качества. Требования.

3. Елагина, Л. В. Устойчивое развитие профессионально-педагогического колледжа: Учебное пособие / Под ред. проф. В. Г. Рындак. - М.: УЮК, 2003. - 192 с.

4. Новиков, П. И. Опережающее профессиональное образование / П. И. Новиков,

B. М. Зуев. - М.: РГАТиЗ, 2000. - 260 с.

5. Поташник, М. М. Качество образования: проблемы и технология управления (в вопросах и ответах). - М: Педагогическое общество России, 2002. - 352 с.

6. Федоров, В. А., Колегова Е. Д. Инновационные технологии в управлении качеством образования. - Екатеринбург.: Изд-во РГППУ, 2002. - 176 с.

7. Ширшова, В. С. и др. Совершенствование образовательного процесса в средних профессиональных образовательных учреждениях. - М.: Институт проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России, 2001. - 90 с.

8. Усул, А. Д. Модель образования XXI века: проблемы устойчивого развития и безопасности // Журнал Высокие гуманитарные технологии. - 2001. - № 4. -

C. 61-96.

9. Савинков, Л. А. Преемственность управления образовательным процессом в гимназии // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 3. - С. 232 -239.

10. Третьяков, П. И. Профессиональная жизнеспособность и компетенции педагогов-руководителей как показатели качества образования // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 3. - С. 221 - 227.

11. Галагузов А. Н. Корпоративное образование: сущность и проблемы // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 89 - 97.

12. Гусельников, Н. С., Тихонов, А. С. Педвуз малого города в условиях рыночной экономики // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 2. - С. 78 -85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.