электронный научно-экономическии журнал
DOI: 10.17747/2311-7184-2020-8-228-231
стр 228
Устойчивое развитие предприятий во время COVID-19 на базе симметричных структур
Ермолина Алена Алексеевна
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается понятие симметричности и симметричной структуры организации, устойчивого развития предприятия, определены причины внедрения симметричной организационной структуры во время COVID-19 и степень влияния данного мероприятия на выполнение целей устойчивости. Выделены функции симметричной организационной структуры, позволяющей обеспечить повышение устойчивости организации во время пандемии. Определены тенденции устойчивого развития, на которые влияет симметричность.
Ключевые слова: симметричность, симметричная структура, устойчивость, COVID-19, тенденции устойчивого развития, пандемия.
SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF COMPANIES DURING COVID-19 ON THE BASIS OF SYMMETRIC STRUCTURES
Ermolina A. A.
Saint-Petersburg State University of Economics, Saint-Petersburg, Russia
Abstract. The article discusses the concept of symmetry and the symmetric structure of an organization, sustainable development of an enterprise, defines the reasons for introducing a symmetric organizational structure in time for COVID-19, and the degree of influence of this event on meeting sustainability goals. The functions of a symmetric organizational structure have been identified, which allows to increase the sustainability of the organization during a pandemic. We affected sustainability trends that identified by symmetry.
Keywords: symmetry, symmetrical structure, stability, COVID-19, sustainable development trends, pandemic.
Симметричность является одним из способов реализации инновационного потенциала предприятия любого профиля. Дублируя основную организационную структуру в упрощенном и усовершенствованном виде, компания получает возможность для осуществления разработки совершенно новых проектов и модернизации уже используемых в производстве технологий.
Симметричная компания - организация, способная как к конкуренции на зрелом рынке, где ценится эффективность и постепенное улучшение, так и к выходу на инновационный рынок, где необходимы гибкость и автономность [1].
Симметричная структура компании позволяет производить не только более совершенную и прибыльную продукцию, но и дает возможность ориентировать деятельность организации на реализацию устойчивых целей развития. Каждое предприятие благодаря использованию симметричной структуры может реализовать те цели устойчивого развития, которые напрямую связаны с текущей деятельностью предприятия.
Устойчивое развитие направлено на то, чтобы обеспечить не только удовлетворение текущих потребностей настоящего времени в наибольшем объеме, но и сохранение ресурсов для возможности удовлетворения потребностей будущих поколений [7].
Устойчивое развитие предприятия - это всестороннее сбалансированное развитие организации, которое выражается в соответствии экономическим, социальным и экологическим критериям устойчивости [8].
Устойчивое развитие в традиционном бизнесе осуществляется посредством внедрения концепций бережливого производства и 5P. В данной статье рассматривается влияние внедрения симметричной организационной структуры на реализацию целей устойчивого развития во время пандемии.
Симметричная организационная структура позволяет компании реализовывать цели как текущего бизнеса, так и задачи перспективных инновационных направлений развития [1]. Симметричная организационная структура, которая является наиболее эффективной для использования во время пандемии, отличается тем, что позволяет одновременно запускать несколько инновационных проектов, которые не испытывают на себе негативного влияния основного бизнеса компании. COVID-19 уже сейчас имеет обширное, в большей степени негативное, влияние как на мировую так и на национальную экономику - в будущем прогнозируется мировой финансовый кризис, по масштабу последствий значительно превышающий кризис 2008 года. Благодаря внедрению симметричной организации - множественному дублированию основной структуры для реализации идей по созданию новых продуктов и услуг, компания сможет иметь прибыль от нескольких удачных инновационных проектов и сохранить устойчивость даже при условии упадка текущего бизнеса в результате влияние кризиса, возникшего во время эпидемии.
СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА Том 8 № 8 (2020)
анализ | прогноз | управление Business Strategies
электронный научно-экономический журнал стр 229
Особенностью симметричной организационной структуры является то, что в соответствии со своей гибкостью она может быть симметрична любой из традиционных структур (линейной, функциональной, дивизиональной и т.д.), при этом используя все возможности онлайн-взаимодействия и привлечения как новых высококвалифицированных работников, так и текущих сотрудников организации [2].
Дублирование традиционного бизнеса и его переход в онлайн-сектор является обязательным условием для сохранения конкурентоспособности предприятия в сложившейся экономической ситуации. Основными причинами необходимости создания симметричной структуры представлены на рис. 1.
Сокращение офлайн продаж из-за СОУ11>19 Снижение покупательской способности
Снижение реальных доходов Предпочтение потребителями онлайн шопинга
Рис. 1. Причины необходимости создания симметричной структуры
Сокращение офлайн-продаж из-за COVID-19 происходит во всем мире в результате политики государства, направленной на охрану здоровья граждан, - посещение торговых центров и публичных мест ограничено или запрещено. Бизнес потерял основной рынок сбыта, только благодаря симметричной структуре, обладающей повышенной адаптивностью, большинству компаний удастся занять соответствующую нишу в онлайн-продажах.
Снижение покупательской способности также является последствием эпидемии. К августу 2020 г в России закроется более миллиона предприятий малого бизнеса [4]. Работники останутся без средств существования, в результате чего сведут к минимуму объем покупок, приобретая только товары первой необходимости. Также большинству сотрудников коммерческих предприятий, которые сохранят рабочие места, выплатят минимальную зарплату за первое полугоде 2020 года.
Снижение реальных доходов россиян происходит с 2014 года, это представлено на рис. 2 [5].
о -2 -t--6 -S -10 -12 -14
Рис. 2. Динамика падения реального дохода россиян в 2014-2019 гг., % [5]
У 50,6% среднего класса РФ, которые являются основными потребителями товаров и услуг, снижается реальный доход с 2014 года [6], представлено на рис. 3.
■ Представители среднего масса со снижением реально го дохода
■ Представить!и среднего масса с ростом или стагнацией реального дохода
Рис. 3. Соотношение представителей среднего класса со снижением реального дохода и ростом или стагнацией реальных доходов [6]
Соответственно, объем потребляемых товаров снижается пропорционально уменьшению доходов. Потребители стремятся удовлетворить текущие первичные потребности, откладывая крупные покупки.
Все большее количество потребителей предпочитают онлайн шопинг: в период 2018-2020 гг. количество потребителей, покупающих товары через интернет, возросло на 10% [3]. Во время пандемии произошел резкий рост (порядка 100% - 150% [3]) онлайн-продаж товаров, связанных с подготовкой к карантину.
Функции симметричной структуры в области поддержания устойчивости организации представлены на рис. 4.
электронный научно-экономический журнал
стр 230
Рис. 4. Функции симметричной структуры
Симметричная структура позволит:
1. Осуществлять оперативное управление посредством определения руководителей, отвечающих за текущий бизнес, и менеджеров, осуществляющих контроль реализации инновационных проектов [1].
2. Оценивать рациональность производства благодаря постоянному взаимодействию руководителей всех направлений бизнеса и наличию единого управляющего органа. Существует возможность своевременного мониторинга рынка и изучения запросов покупателей для моментального запуска дополнительного симметричного подразделения, которое будет осуществлять разработку и внедрение востребованного продукта и обеспечивать повышенную экономическую устойчивость организации во время COVID-19.
3. Внедрять инновационные технологии. Благодаря особенностям симметричной организации - разделение бюджетов текущего бизнеса и инновационных проектов, компания имеет возможность направить необходимый объем финансирования как на разработку инновационных технологий, так и на совершенствование уже выпускаемых продуктов и своевременно представить результаты деятельности всех видов бизнеса на виртуальных торговых площадках, популярность которых возросла во время пандемии [9], что представлено на рис. 5.
31% 30% 29% 28% 27% 26% 25% 24% 23% 22%
Рис.5. Рост российского рынка интернет-торговли [9]
4. Разрабатывать эффективные маркетинговые стратегии с учетом ориентации на онлайн-продажи. Компания, используя симметричную структуру, которая дает возможность привлечь к созданию инновационных проектов множество разнопрофильных специалистов, сможет производить эффективное единовременное продвижение продукции как инновационных проектов, так и текущего бизнеса с использованием множества каналов, таких, как социальные сети, электронные СМИ и ТВ. Ускоренный переход от традиционных методов рекламы (баннеры, вывески, листовки), к инновационным способам позволит предприятию сократить использование природных ресурсов.
5. Совершенствовать систему поставок конечного товара потребителю и комплектующих и полуфабрикатов партнерам. Сетевая организационная структура позволяет напрямую взаимодействовать с компаниями, что дает возможность осуществлять своевременную, быструю и гибкую поставку с возможностью возврата товара как до осуществления оплаты, так и после.
Использование симметричной структуры позволит компании не только реализовывать инновационные проекты, но и сохранить преимущества основного бизнеса и достигнуть таких целей устойчивости, как:
1. Недорогостоящая и чистая энергия. Наличие тортовых точек и офисов компании при использовании симметричной структуры не предусмотрено во время COVID-19, соответственно, будут сэкономлены ресурсы на строительство и обеспечение торговых, офисных площадей и их сотрудников.
2. Достойная работа и экономический рост. В симметричных организациях каждый работник в инновационных отделах знает размер вознаграждения за успешную реализацию проекта, а в традиционных подразделениях механизм расчета оплаты доступен всем сотрудникам.
3. Уменьшение неравенства происходит благодаря тому, что в работе может принимать участие любой человек, обладающий необходимыми компетенциями, независимо от пола, возраста и физических возможностей. Выполнение данной цели устойчивости в полной мере в симметричных организациях стало возможно только во время пандемии, так как все сотрудники работают из дома и их физические ограничения не оказывают никакого влияния на эффективность выполнения работы, так как отсутствуют очные совещания по инновационным проектам.
электронный научно-экономический журнал
стр 231
4. Ответственное потребление и производство происходит за счет того, что конечная себестоимость, эколо-гичность и социальное одобрение инновационного продукта определяют будущий объем продаж, долю рынка и объем прибыли организации. В результате чего симметричная компания при производстве как традиционных, так и инновационных продуктов использует производственные технологии, соответствующие международным стандартам. Во время COVID-19 все продукты представляются на мировых торговых платформах, где каждый человек может проверить качество и способ производства любого товара, что значительно повышает ответственность потребителей и производителей, которые своими необдуманными действиями, происходящими во время всего жизненного цикла продукта, могут нанести вред природе и человеку.
Таким образом, благодаря внедрению симметричной организационной структуры в сложившейся экономической ситуации компания сохраняет конкурентные преимущества за счет своевременного удовлетворения запросов потребителя и делает текущую деятельность более устойчивой, так как симметричная структура позволяет реализовывать цели устойчивого развития, направленные на повышение экономической эффективности и социальной и экологической ответственности предприятия. Компания сможет привлекать дополнительных специалистов для реализации инновационных решений и сохранять штатных работников в виде самозанятых для выполнения стандартных операций, что значительно повысит эффективность работы организации во время пандемии и поможет сохранить конкурентные позиции во время последующего кризиса.
Список литературы
1. Степаненко Д.А., Ермолина А.А. Организационная симметричность как инструмент повышения эффективности предприятий, внедряющих изменения //Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2019. № 4. С. 54-57.
2. Степаненко Д.А., Ермолина А.А. Сравнительная характеристика и особенности построения организационных структур для внедрения инноваций//Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2020. № 1. С. 72-77.
3. Анализ спроса потребителей во время пандемии [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.retail. ru/news/raskhody-rossiyan-dostigli-rekordnogo-urovnya-za-nedelyu-24-marta-2020-192582/ (дата обращения: 29.06.2020).
4. Влияние пандемии на деятельность малых предприятий [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www. retail.ru/news/zakrytie-milliona-malykh-predpriyatiy-k-avgustu-predskazali-v-opore-rossii-16-maya-2020-194308 (дата обращения: 29.06.2020).
5. Динамика падения реального дохода россиян [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://smart-lab. ru/mobile/topic/521945/ (дата обращения: 29.06.2020).
6. Динамика платежеспособности россиян и определение платежеспособности спроса [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cloudmts.rbc.ru/article/article-1? utm_source=application&utm_medium=main&utm_ campaign=mtscl20s-a1-vkusvill-m (дата обращения: 29.06.2020).
7. Особенности устойчивого развития [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://scientifically. info/news/2014-03-10-2606 (дата обращения: 29.06.2020).
8. Понятие устойчивого развития [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A 3%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D 0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5 (дата обращения: 29.06.2020).
9. Рост российского рынка онлайн-торговли [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://new-retail. ru/novosti/retail/rost_rossiyskogo_rynka_internet_torgovli_v_2020_godu_mozhet_sostavit_302268/