Научная статья на тему 'Устойчивое развитие общества как новая стадия в понимании справедливости'

Устойчивое развитие общества как новая стадия в понимании справедливости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
924
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПРАВЕДЛИВОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / JUSTICE / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIETY / FOCUS ON ECOLOGICAL ISSUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исмаилов Нурмагомед Омарович

В статье рассматривается стратегия устойчивого развития общества под углом зрения проблемы социальной справедливости, указывается взаимосвязь проблемы устойчивого развития и проблемы справедливости, необходимость переоценки социальных ориентиров и формирование новой духовности в свете теории устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIETY'S SUSTAINABLE DEVELOPMENT AS A NEW STAGE IN THE UNDERSTANDING OF JUSTICE

The article deals with the society's sustainable development strategy under the angle of social justice; it points to the interaction between the problem of sustainable development and the problem of justice, the need for social guidelines' reappraisal and the formation of a new spirituality in the limelight of the theory of sustainable development.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие общества как новая стадия в понимании справедливости»

Косарев, И.И. Профессиональный этикет в медицинской деятельности. - М., 2007.

Решетников, А.В. Социология медицины. - М., 2006.

© Шурупова Р. В., 2009

Н.О. Исмаилов

устойчивое развитие общества

как новая стадия в понимании справедливости

ИСМАИЛОВ Нурмагомед Омарович - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии Армавирского государственного педагогического университет (e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассматривается стратегия устойчивого развития общества под углом зрения проблемы социальной справедливости, указывается взаимосвязь проблемы устойчивого развития и проблемы справедливости, необходимость переоценки социальных ориентиров и формирование новой духовности в свете теории устойчивого развития. Ключевые слова: справедливость, устойчивое развитие общества, экологизация.

Каждая историческая эпоха порождает свои первоочередные проблемы, наиболее важные для данного общества при данных условиях. Помимо уже имевшихся в этом обществе проблем, относительно решенных или накопившихся, новые проблемы и попытка их осмысления являются порождением новых исторических условий изменившегося социального (общественного) бытия и отражением в сознании людей новых реалий.

Такое положение дел имелось в мировой истории, когда различные общества были относительно замкнутыми. Проблемы в этих обществах были, прежде всего, проблемами национального масштаба и их решение было возможно (относительно) на уровне отдельной страны. Но, как известно, в дальнейшем мир становился все более и более взаимосвязанным и взаимозависимым. Соответственно, актуальные проблемы одного общества и государства в той или иной мере часто касались и остальных.

На современном этапе истории человечества в мире столь тесно все переплетено и взаимообусловлено, что решение первоочередных проблем для определенного общества вне взаимосвязи и без поддержки других стран весьма затруднительно, а сами проблемы первого порядка приняли

глобальный характер. (Но это не отменяет наличие в каком-либо обществе более узких проблем национального масштаба.) Глобальные проблемы современности, безусловно, вышли на первое место для человечества. В данной статье нет необходимости перечислять все глобальные проблемы, но нам представляется, что наиболее важная из них - выживание человечества как биологического вида.

Мы не говорим о возможной гибели человечества в результате мировой ядерной войны (что, несомненно, также является глобальной проблемой). Речь идет о хищническом способе использования человеком природных ресурсов и человеческого труда, о нынешнем способе общественного развития - губительном и тупиковом для человечества.

В последние десятилетия природные богатства стремительно тают, «аппетиты» людей стремительно растут, и природа начинает людям «мстить». В результате нарушения экологического баланса ухудшается здоровье людей, появляются новые болезни, в некоторых районах земного шара, особенно в крупных городах, людям не хватает чистой воды и чистого воздуха. Ни одно животное «не берет» от природы столько, сколько человек, ни одно животное не губит природу и не нарушает естественный экологический баланс природы, как это делает человек.

В сложившихся условиях решение проблем социальной справедливости, человеческой свободы, личной, общественной и международной безопасности вне учета, понимания и реализации глобальных проблем современности, выживания человечества как биологического вида, сохранения цивилизации и биосферы, сохранения экосистемы и тому подобное не представляется возможным. Рассмотрение вопросов справедливости, а также свободы и равенства с учетом указанных проблем требует пересмотра основных социальных ценностей и идеалов, многих нравственных ориентиров, духовных основ современного человека и общества. Новая духовность должна способствовать новому пониманию взаимоотношений человека и природы. (Хотя это понимание можно представить и как хорошо забытое старое, но при новых условиях и на более высоком уровне.) Именно в силу этих причин необходима новая модель общественного развития, которая могла бы иметь более высокую жизнеспособность, экологическую и общественную безопасность, способствовала сохранению цивилизации и биосферы. Новая справедливая концепция общественного развития должна исключить хищническое отношение к природным и человеческим ресурсам, обеспечить баланс социально-экономического развития и сохранения природы, ее восстановление. Эта доктрина общественного развития и есть концепция устойчивого развития.

Нас интересует указанная проблема с точки зрения понятия справедливости, т. е. ее социально-философский аспект, наиболее важные моменты стратегии устойчивого развития.

Итак, человеческие потребности постоянно растут, а рыночная конкурентная экономика постоянно пытается их удовлетворить. Но это касается не только необходимых и здоровых потребностей людей. Им внушается мысль о необходимости приобретения все новых и новых товаров в количествах, превышающих разумные объемы. Конечно, нельзя сдерживать людей в их желании жить лучше и потреблять больше хороших товаров. С точки зрения справедливости и свободы никто не имеет права насильственно определять человеку меру разумности его потребностей, но формировать (вне принуждения) вкусы, интересы и ценности человека можно и нужно. И с этой точки зрения для сохранения экобаланса планеты в обществе следует принимать предупредительные меры против безудержного и безмерного потребления, против вырубки лесов, загрязнения воздуха, опустынивания земель, уничтожения редких животных и растений, против наращивания ядерного, химического и биологического оружия и т. д.

На современном этапе возникло явное противоречие между высокими потребностями современного общества и невозможностью биосферы эти потребности обеспечить. Концепция устойчивого развития пытается разрешить эту проблему, предлагая приемлемые общечеловеческие ценности, свободные от безудержного грабительского отношения к природе и просто от некультурного отношения к природе.

Стратегия устойчивого развития и новое понимание справедливости предполагает качественно новое видение проблемы свободы и ответственности, отказ от видения природы в качестве только сырьевого ресурса экономики, но видит природу в качестве общего дома людей.

По рекомендации ООН различные страны стали разрабатывать свои программы вхождения в XX век. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро впервые прошел всемирный съезд ведущих государств и общественных деятелей, посвященный разработке стратегии устойчивого развития. Съезд принял декларацию об окружающей среде и развитии, в которой определена цель установления нового, справедливого всемирного партнерства и обоснована необходимость обеспечить лучшее будущее для всех жителей Земли.

Основная идея устойчивого развития заключается в сохранении человека и природы, в организации общественной жизни таким образом, чтобы стимулировать научно-технический прогресс, не нарушая при этом целостность экобаланса, в сохранении ресурсного потенциала природы для нынешний и будущих поколений.

«Главный показатель устойчивого развития, - считает доктор философских наук, профессор Н.М. Мамедов, - гармония между социально-экономическим и экологическим развитием в системе ценностей культуры, поэтому основополагающее значение приобретает ценность природы,

отношение к ней»1. Он полагает, что отношение людей друг к другу и их отношение к природе составляет двуединую основу культуры и определяет ее особенности. Культура - это способ и результат адаптации жизнедеятельности людей2.

Итак, становится понятно, что решение проблемы социальной справедливости вне решения проблем устойчивого развития и даже рассмотрение справедливости без учета концепции устойчивого развития является методологически неверным и практически невыполнимым. Здесь стоит отметить, что тема устойчивого развития становится популярной. Но некоторые ученые ошибочно сводят ее только к экологическим проблемам. Любые проблемы и программы столь необходимой экологизации обязательно упираются в социально-экономические и политико-правовые программы и стратегию развития общества (теоретические положения, методология, документы, акты, законы и т. п.).

Устойчивое развитие как условие нормального функционирования мирового сообщества и общественного прогресса при сохранении экобалан-са планеты должно рассматриваться только в единстве многих аспектов: экономического, экологического, социального, политико-правового, духовно-нравственного, культурного. Следовательно, рассмотрение и решение данной проблемы без участия общественных организаций и объединений, государств и международных внеправительственных организаций и политических организаций, без разработки соответствующих законов в отдельных странах и норм международного права не представляется возможным. Иного пути для решения обозначенных задач у человечества нет, если не считать путь возможной гибели цивилизации. Все указанные аспекты и задачи взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Устойчивое развитие - это не только экологизация, но и научно обоснованная социально-экономическая политика, созданные в обществе условия для развития личности, реализации личностного потенциала, равенство прав и свобод, безопасность граждан и механизм правовой защищенности, отношения между различными социальными группами на основе принципов социальной справедливости, свободы и ответственности, фактического равенства всех перед законом.

Например, безопасность в обществе невозможна, если не будут созданы условия для реализации принципа справедливости как внутреннего фактора и условия перехода к устойчивому развитию. Ведь отсутствие справедливости либо ее серьезные нарушения вызывают потребность ее восстановления. В свете концепции устойчивого развития трансформиру-

1 Мамедов, Н.М. Культура устойчивого развития // Введение в теорию устойчивого развития : курс лекций. - М., 2002. - С. 83.

2 См.: Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование. - М., 1996. - С. 11.

ется понимание социальной справедливости, оно становится более «разумным» и долгосрочным.

Зачастую при рассмотрении проблем устойчивого развития основное внимание отводят экологии, не уделяя должного внимания общественным вопросам. В первую очередь, это относится к наиболее развитым в экономическом отношении странам. Дело в том, что принципы устойчивого развития противоречат экономическим интересам высокоразвитых стран, тому высокому уровню потребления, на который вышли США и некоторые страны мира, причем и за счет других стран и народов.

В.М. Платонов считает, что формирование и реализация концепции по западному сценарию обусловливает претворение в жизнь идеи монополярного мира, с четким ранжированием роли каждой из стран. Устойчивый мир западной доктрины оставляет многим странам место эколого-сырьевого придатка. Он полагает, что экологическая составляющая этой теории является, безусловно, важным и необходимым элементом, но она выступает в роли идеологической блестящей упаковки весьма горькой пилюли1.

Мы согласны с теми, кто считает, что концепция устойчивого развития является многоаспектной и общечеловеческой. Но мы не согласны с теми, кто полагает, что идея устойчивого развития уникальна и с точки зрения отсутствия политизированности, что она устроит представителей всех социальных сил, все политические движения.

Мы считаем, что с точки зрения социальной справедливости идея устойчивого развития не может быть лишена политизированности по нескольким причинам. Во-первых, одни страны могут пытаться решать глобальные проблемы современности и стараться делать мир устойчивым, в первую очередь, за счет других стран, о чем мы уже говорили.

Во-вторых, внутри отдельного государства одни социальные группы могут также стараться решать различные вопросы устойчивого развития за счет других социальных групп. Переход мира в целом и отдельных стран к принципам устойчивого развития объективно задевает интересы тех социальных сил, которые хищнически используют природно-ресур-сный потенциал и навязывают людям в некоторых странах высокий уровень потребления материальных благ.

Принципы устойчивого развития требуют толерантности, согласия и солидарности в общественной жизни, уважения и признания справедливого права каждого человека на жизнь, свободу и собственность. Но торжество данных принципов с необходимостью означало бы ущемление интересов тех социальных сил, которые своей небезопасной в экологическом плане деятельностью приближают нашу планету к гибели.

1 См.: Платонов, В.М. Актуальные проблемы устойчивого развития России // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. -2001. - № 3. - С. 7.

Таким образом, переход к принципам устойчивого развития, к новой ци-вилизационной парадигме не лишен политизированности, идеологично-сти. И, возможно, он будет сопровождаться конфликтами. Мы не сомневаемся, что и в будущем некоторые страны и различные социальные силы попытаются решать свои задачи в значительной мере за счет ресурсов (в том числе и человеческих) остальных.

Итак, важнейшим положением успешной разработки и реализации концепции устойчивого развития, положением, без которой само развитие общества не может быть устойчивым, является принцип справедливости - справедливости на межличностном, внутригосударственном и межгосударственном уровне. Этот принцип должен быть положен в основу и социально-экономического развития любой страны и мира в целом, и в охрану окружающей среды, в обеспечение безопасности общества и механизм правовых гарантий личности, в отношения между социальными группами и в межгосударственные отношения. Только в этом случае следует говорить о возможности реализации концепции устойчивого развития и о полноценности самой концепции справедливости.

Не случайно ООН - самая значительная организация в мире, которая наиболее серьезно занимается вопросами устойчивого развития - считает принцип социальной справедливости важнейшим условием перехода мирового сообщества к устойчивому развитию. ООН полагает, что ни одно общество, ни одно государство не может гарантировать в будущем собственную стабильность и безопасность без перехода к устойчивому развитию, как и устойчивое развитие общества не может быть осуществлено без стабильности и безопасности, вне принципа справедливости.

Как отметил генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, «справедливое и устойчивое развитие является одним из необходимых условий обеспечения безопасности, однако обеспечение минимальных стандартов безопасности, в свою очередь, является одной из предпосылок развития. Стремление решить одну задачу в отрыве от другой не имеет большого смысла»1.

Если в свете указанных проблем коснуться интересов России, то наша первоочередная задача - разработка собственной стратегии устойчивого развития с учетом мирового опыта в изменяющемся мире и с учетом собственной специфики. Наряду с другими государствами в соответствии с решениями ООН Россия приняла обязательство разработать собственную стратегию устойчивого развития, целью которой должно быть определение своего пути с учетом собственного опыта, геополитического положения, объемов природных ресурсов, социальных ценностей и духовно-нравствен-

1 Аннан, А. Кофи. Предотвращение войн и бедствий: глобальный вызов растущих масштабов. Годовой доклад о работе ООН за 1999 г - Нью-Йорк, 2000. -С. 17.

ных традиций российского народа. России необходим учет своего научно-технологического потенциала и образования при опоре на принцип справедливости как главный критерий социально-экономической политики государства.

Конечной целью перехода России к устойчивому развитию должно быть качественное повышение уровня жизни народа, развитие как экономики на основе научно-технического прогресса, так и социальной сферы, формирование и развитие духовно-нравственных ориентиров, направленных на сохранение и воспроизводство природных ресурсов страны как части биосферы планеты. Итогом должно быть также создание условий личной и общественной безопасности, формирование идеологии солидарности, согласия и единства народа.

Многие ученые и политики при переходе мирового сообщества к устойчивому развитию надеются, в первую очередь, на пропаганду и разъяснение, на осознание основной массой населения всей сложности накопившихся проблем. Конечно, все эти меры, безусловно, необходимы. Но мы считаем, что в конечном счете общественное сознание является отражением общественного бытия, обладая относительной самостоятельностью, которое проявляется, помимо прочего, в отставании общественного сознания от общественного бытия. Исходя из этого положения, мы полагаем, что на данном историческом этапе общественное сознание по данной проблеме в целом отстает от общественного бытия и не отражает адекватно всей сложности нависших над человечеством опасностей.

Но мы надеемся, что рано или поздно жизнь заставит людей осознать всю важность задачи, ибо иного пути, кроме перехода к принципам концепции устойчивого развития, у человечества нет.

Список литературы

Аннан, А. Кофи. Предотвращение войн и бедствий: глобальный вызов растущих масштабов. Годовой доклад о работе ООН за 1999 г. - Нью-Йорк, 2000.

Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование. - М., 1996.

Платонов, В.М. Актуальные проблемы устойчивого развития России // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2001. - № 3.

Урсул, А.Д., Урсул, Т.А. Становление и сущность концепции устойчивого развития // Введение в теорию устойчивого развития : курс лекций. - М., 2002.

© Исмаилов Н.О., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.