- Экономические науки -УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
А.М. Трушина, магистрант К.А. Рябцева, магистрант РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-10-3-31-34
Аннотация. В статье раскрыты понятие и сущность устойчивого развития муниципальных образований, выделены этапы оценки уровня устойчивого развития муниципальных образований, проведен социально-экономический анализ муниципальных образований. Определены интегральные показатели устойчивости муниципальных образований.
Ключевые слова: устойчивое развитие, муниципальное образование, социально-экономическое развитие.
В процессе развития государственной системы реформа местного самоуправления приобрела особое значение. В этой связи крайне важная роль выделяется развитию муниципальных образований как территори-альн-производственных единиц муниципальной экономики, первоначальных звеньев территориальной структуры экономики страны.
Термин sustainable development, в переводе на русский язык означает «устойчивое развитие», в первый раз был описан в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию под руководством Г-Х. Брундтланди и определен как «развитие, при котором удовлетворение потребностей общества осуществляется без вреда для будущих поколений» [1].
Устойчивое развитие муниципального образования - это процесс управления социально-экономической системой муниципального образования, обеспечивающий целостную устойчивость структуры, элементов и их связей, которые направленны на рост уровня качества жизни населения в балансе с окружающей средой [2].
В современном мире отсутствуют общие, единые подходы и методы, предназначенные для разработки индекса социально-экономической устойчивости стран, регионов и муниципалитетов. Первым шагом необходимо определить набор индикаторов, которые отражали бы устойчивость развития муниципального образования, в этом заключается сложность, так как надлежит охватить все сферы общества. Последующий шаг заключается в том, что требуется все индикаторы раз-
ных направлений действия сопоставить к одному виду. Заключительным этапом нужно гармонично объединить несколько блоков: экологические, социально-экономические и др.
Таким образом, во время размышлений об устойчивом развитии муниципалитета были определены три основные подсистемы анализа, образующие систему, которая обеспечивает устойчивое развитие территории, такие как [3]:
1. социальная подсистема, которая передает уровень жизни, образования и здравоохранения, социальную защиту и демографическую ситуацию;
2. экономическая подсистема, которая включает в себя основные показатели хозяйственной и производственной деятельности, обеспечивающие инфраструктуру;
3. экологическая подсистема, которая содержит данные о загрязнении воздуха и воды на территории соответствующего муниципального образования.
При осуществлении процесса оценки устойчивого развития муниципального образования можно придерживаться определенного алгоритма, состоящего из нескольких взаимозависимых шагов.
Алгоритм оценки устойчивого развития муниципального образования:
Первый шаг - сбор данных системных индикаторов за определенный период муниципального образования;
Второй шаг - это расчет показателей для соответствующей подсистемы;
Третий шаг - приведение индикаторов в сопоставимый вид;
Четвертый шаг - расчет комплексных показателей для каждой подсистемы;
Пятый шаг - оценка уровня устойчивого развития муниципального образования;
Шестой шаг - анализ полученных результатов и поиск путей совершенствования управления устойчивым развитием муниципальной экономики.
Набор базовых индикаторов для оценки устойчивого развития муниципального образования, включающий в себя 24 показателя.
Оценка проводится по ниже представленным данным.
Система индикаторов для оценки устойчивого развития муниципального образования:
1. Экономическая подсистема (ВМП, среднедушевые денежные доходы населения, среднемесячная заработная плата работников, ввод в действие общей площади жилых домов, инвестиции в основной капитал, доля инвестиций в основной капитал в ВРП, величина прожиточного минимума, оборот розничной торговли на душу населения, стои-
мость основных фондов, степень износа основных производственных фондов);
2. Экологическая подсистема (доля расходов на охрану окружающей среды в бюджете муниципального образования, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс загрязненных сточных вод в водные объекты, улавливание загрязняющих атмосферу веществ);
3. Социальная подсистема (численность безработных, уровень безработицы, потребительские расходы в среднем на душу населения, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату жилищно-коммунальных услуг, доля расходов на образование в общих расходах бюджета, доля расходов на здравоохранение в общих расходах бюджета, расходы бюджетов на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения, заболеваемость на 1000 человек населения).
Расчет комплексных показателей рассчитывается по следующей формуле:
11=^
Где i = 1,2,3,4.
Далее рассчитывается интегральный показатель оценки уровня устойчивости муниципальной экономики, определяется произведе-
нием индексов изменения частных критериев комплекса экономических (/экон), социальных (/соц) и экологических (/экол) показателей:
I = 3П
'инт V :
У I У I
экон л 'соц л 'экол
Для анализа устойчивого развития муниципальных образований были выбраны городские округа Республики Башкортостан -г. Уфа, г. Салават, г. Стерлитамак.
Городской округ город Уфа Республики Башкортостан - столица Республики Башкортостан, является одним из самых крупных административных, промышленных, культурных, образовательных и научных центров Российской Федерации, ценный транспортный узел, на территории которого проживает 1 124 226 человек.
Городской округ город Салават Республики Башкортостан - город республиканского
подчинения, культурный, спортивный центр, находящийся в южной части Республики Башкортостан, один из крупных промышленных центров Республики Башкортостан с населением более 153 тыс. человек, общей площадью в 106 кв. км.
Население Стерлитамака - 278,1 тысяч человек или 6,88% населения Республики Башкортостан. Данный город второй после Уфы по численности населения, промышленному и культурному потенциалу город республики.
Необходимо провести анализ социально-экономических показателей выбранных городов.
x
I тах
Таблица 1. Социально-экономические показатели городских округов г. Уфа, г. Салават, г. Стерлитамак за 2015 и 2019 ^ гг.___
Показатели Уфа Салават Стерлитамак
2015 2019 2015 2019 2015 2019
ВМП, млн руб. 414 431,9 586 451,9 213 246,2 244 687,9 158 351,1 178 201,0
Среднемесячная заработная плата работников, руб. 35 674,1 50 656 25 368 32 742 26 239 36 869
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 101 231,9 105 171,0 15 983,1 28 501,9 10 547,7 6 038,9
Доля расходов на охрану окружающей среды в бюджете МО 0,50 0,56 0,0008 0,0006 0,60 0,79
Уровень безработицы 1,13 0,85 0,98 0,85 0,99 0,78
Потребительские расходы в среднем на душу населения 27 823 30 034 24 312 27 821 21 212 24 917
Доля расходов на образование в общих расходах бюджета 41 45 68,5 59,3 69,5 62,5
Доля расходов на здравоохранение в общих расходах бюджета 7,3 5,8 15,1 12,8 13,7 15,1
В соответствии с таблицей 1 можно сделать вывод, что показатель ВМП с 2015 года по 2019 год вырос во всех представленных городских округах. Также инвестиции в основной капитал в городских округах г. Уфа и г. Салават имеют положительных характер и по сравнению с 2015 годом в 2019 году выросли на 3 939,1 и 12 518,8 млн. рублей соответственно, чего нельзя сказать по г. Стерлитамак, данный показатель снизился на 4 508,8 млн. рублей.
Доля расходов на охрану окружающей среды в бюджете МО в городе Стерлитамак самая большая - 0,79. В городе Салават данный показатель равен - 0,0006 в 2019 году, что существенно отличается от анализируемых городов.
Несмотря на то, что в городе Салават выделяется малое количество бюджетных средств на защиту окружающей среды, на образование выделяется больше средств, чем в других городах.
На следующем этапе производится приведение индикаторов в сопоставимый вид и рассчитываются комплексные показатели муниципальных образований.
Для наглядности приведен рисунок 1, на нем представлены комплексные показатели муниципальных образований. В соответствии с рисунком 1 можно сделать вывод о том, что экономическое и экологическое развитие г. Уфы и г. Салават находятся на одном уровне, чего нельзя сказать о г. Стерлитамак. Город Стерлитамак обошел другие города в социальном развитии.
Рис. 1. Комплексные показатели городских округов г. Уфа, г. Салават, г. Стерлитамак
При проведении оценки уровня были получены следующие интегральные показатели.
0,52 0,515 0,51 0,505 0,5 0,495 0,49 0,485 0,48 0,475
0,5166
0.509
14
Уфа
г. Салават г. Стершггамак
Рис. 2. Интегральные показатели городских округов г. Уфа, г. Салават, г. Стерлитамак
По интерпретации пороговых значений интегрального индекса устойчивости муниципальной социально-экономической системы городские округа г. Уфа и г. Салават относятся к 2 области устойчивости развития, которая соответствует устойчивому развитию или близкому к нему. Чего нельзя сказать о городском округе г. Стерлитамак, он вошел в область 3, которая соответствует развитию с
Следовательно, из всего вышесказанного стоит сделать вывод, что «устойчивое развитие» муниципального образования - это социально-экономическая система муниципального образования, которая обеспечивает стабильность структуры, составляющих и взаимосвязей системы в целом, направленная на улучшение качества жизни населения, а также на развитие муниципального образования.
признаками неустойчивости.
Библиографический список
1. Чуркина И.Ю. Научные основы устойчивого развития региональных социально-экономических систем. - М.: ПВГУС, 2016.
2. Филонова О.О., Боженко А.И. Проблемы устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: межд. студ. науч.-практ. конференция № 6. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sibac.info/archive/economy/6.pdf (дата обращения: 14.03.2021).
3. ООН. Повестка дня на 21 век. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml (Дата обращения: 12.04.21).
SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES
A.M. Trushina, Graduate Student K.A. Ryabtseva, Graduate Student
Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy (Russia, Moscow)
Abstract. The article reveals the concept and essence of sustainable development of municipalities, highlights the stages of assessing the level of sustainable development of municipalities, and conducts a socio-economic analysis of municipalities. Integral indicators of the sustainability of municipalities have been determined.
Keywords: sustainable development, municipal education, socio-economic development.