Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: МОДИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ И ИНСТИТУТОВ'

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: МОДИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ И ИНСТИТУТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экология / устойчивое развитие / стратегическое планирование / нефинансовая отчетность / “зеленые” инвестиции / ecology / economic growth / sustainable development / strategic planning / “green” investments

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев Владимир Петрович

Целью статьи является анализ системы институтов устойчивого развития и реализации их принципов. Показана взаимосвязь экологии, экономики и социальной динамики как единого комплекса институтов для решения задач устойчивого развития. Универсальность целей современных преобразований в области защиты окружающей среды и социально-экономического развития, широкой гаммы повышения благосостояния населения не снимает наличия конкретных стратегических целей для стран постиндустриальной и доиндустриальной стадии развития. Современная трактовка целей устойчивого развития отрицает стагнацию экономического развития и сокращение потребления для реализации экологической устойчивости. Артикуляция конкретных задач на межгосударственном уровне является вектором стратегического планирования на национальном уровне, целеполагания и проектирования деятельности публичных компаний. Дан анализ формирования институциональной инфраструктуры взаимодействия публичных компаний и стейхолдеров в области нефинансовой отчетности по тематике ESG и финансирования “зеленых” инвестиций. Нефинансовая отчетность трансформируется из задач PR-менеджмента в направлении целеполагания и формирования новой структуры финансовой деятельности, включающей социальное развитие компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT: MODIFICATION OF PRINCIPLES AND INSTITUTIONS

The purpose of the article is to analyze the system of institutions of sustainable development and the implementation of their principles at the interstate, national macro and micro levels. The interrelation of ecology, economy and social dynamics as a single complex of institutions for solving the problems of sustainable development is shown. The universality of the goals of modern transformations in the fi eld of environmental protection and socio-economic development, a wide range of improving the well-being of the population does not remove the existence of specifi c strategic goals for the countries of the post-industrial and pre-industrial stages of development. The modern interpretation of the sustainable development goals denies the stagnation of economic development and the reduction of consumption for the realization of environmental sustainability. Articulation of specifi c tasks at the interstate level is a vector of strategic planning at the national level, goal setting and designing the activities of public companies. The analysis of the formation of the institutional infrastructure of interaction between public companies and stakeholders in the fi eld of non-fi nancial reporting on ESG and fi nancing of “green” investments is given. Non-fi nancial reporting is transformed from the tasks of PR management into the direction of goal-setting and the formation of a new structure of fi nancial activity, including the social development of companies.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: МОДИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ И ИНСТИТУТОВ»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2024. Т. 30. № 1

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Ш1У

И МЕНЕДЖМЕНТ

DOI: 10.24290/1029-3736-2024-30-1-193-204

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: МОДИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ И ИНСТИТУТОВ

В.П. Васильев, доц., зав. кафедрой социологии государственного управления социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, Российская Федерация, 119234*

Целью статьи является анализ системы институтов устойчивого развития и реализации их принципов. Показана взаимосвязь экологии, экономики и социальной динамики как единого комплекса институтов для решения задач устойчивого развития. Универсальность целей современных преобразований в области защиты окружающей среды и социально-экономического развития, широкой гаммы повышения благосостояния населения не снимает наличия конкретных стратегических целей для стран постиндустриальной и доин-дустриальной стадии развития. Современная трактовка целей устойчивого развития отрицает стагнацию экономического развития и сокращение потребления для реализации экологической устойчивости. Артикуляция конкретных задач на межгосударственном уровне является вектором стратегического планирования на национальном уровне, целеполагания и проектирования деятельности публичных компаний. Дан анализ формирования институциональной инфраструктуры взаимодействия публичных компаний и стейхолдеров в области нефинансовой отчетности по тематике ИЗО и финансирования "зеленых" инвестиций. Нефинансовая отчетность трансформируется из задач РЯ-менеджмента в направлении целеполагания и формирования новой структуры финансовой деятельности, включающей социальное развитие компаний.

Ключевые слова: экология, устойчивое развитие, стратегическое планирование, нефинансовая отчетность, "зеленые" инвестиции.

* Васильев Владимир Петрович, e-mail: vasvp15@gmail.com

SUSTAINABLE DEVELOPMENT: MODIFICATION OF PRINCIPLES AND INSTITUTIONS

Vasiliev Vladimir P., Associate Professor Head of the Department of the Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University, Leninskie gory, 1, p. 33, Moscow, Russian Federation, 119234, e-mail: vasvp15@gmail.com

ne purpose of the article is to analyze the system of institutions of sustainable development and the implementation of their principles at the interstate, national macro and micro levels. ne interrelation of ecology, economy and social dynamics as a single complex of institutions for solving the problems of sustainable development is shown. ne universality of the goals of modern transformations in the field of environmental protection and socio-economic development, a wide range of improving the well-being of the population does not remove the existence of specific strategic goals for the countries of the post-industrial and pre-industrial stages of development. ne modern interpretation of the sustainable development goals denies the stagnation of economic development and the reduction of consumption for the realization of environmental sustainability. Articulation of specific tasks at the interstate level is a vector of strategic planning at the national level, goal setting and designing the activities of public companies. ne analysis of the formation of the institutional infrastructure of interaction between public companies and stakeholders in the field of non-financial reporting on ESG and financing of "green" investments is given. Non-financial reporting is transformed from the tasks of PR management into the direction of goal-setting and the formation of a new structure of financial activity, including the social development of companies.

Key words: ecology, economic growth, sustainable development, strategic planning, "green" investments.

Введение

Как определенный компромисс между развитыми и развивающимися странами в 2015 г. под эгидой ООН был принят план долгосрочных совместных действий в области устойчивого развития, структурированный по трем сферам общественной жизни — экономика, социальная сфера, экология1. Уходит в прошлое трактовка устойчивости развития как феномена защиты окружающей среды. Современный стратегический план на период до 2030 г. фактически возвращает в практическое поле экономический рост как основной фактор увеличения занятости населения и тем самым сокращения подоходного неравенства и бедности. На этой основе формируются

1 Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ ares70d1_ru.pdf

и корректируются механизмы устойчивого развития международного и национального уровня. Для публичных компаний анализ и оценка устойчивости на основе МСФО дополняется новой системой нефинансовых показателей, разработкой системных стандартов и рейтингов по раскрытию информации для стейхолдеров и основой для заимствования на финансовых рынках "зеленых" инвестиций. Устойчивое развитие становится предметом реального стратегического и операционного управления бизнес-структур, включающего на новой институциональной основе проектирование и отчетность в сфере социально-трудовых практик.

Цели и индикаторы устойчивого развития

Современный концепт устойчивого развития был предложен в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию "Наше общее будущее" в 1987 г.2. Представленная позиция не только определила устойчивое развитие как "развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности", но и структурировала содержание и взаимосвязи определенных сфер социально-экономического развития общества в контексте экологической, социальной и экономической стабильности и устранения рисков. Авторы доклада ввели в проблематику устойчивости развития социальное неравенство, удовлетворение базовых потребностей населения, экономическую динамику, уровень технологий, систематизировали глобальные проблемы и угрозы будущему, среди которых основными, по мнению авторов доклада, являлись следующие (см. табл. 1).

Таблица 1

Направления устойчивого развития

Население и людские ресурсы Энергия — направления выбора в отношении окружающей среды и развития

Продовольственная безопасность: долговременное обеспечение потенциала Промышленность: производить больше при меньших затратах

Виды экосистемы: ресурсы развития Проблемы урбанизации

2 Report of the World Commission on environment and development: our common future. UN Documents: gathering a body of global agreements. URL: http://www. un-documents.net/wced-ocf.htm

Продвижение данной концепции, прогнозирование и мониторинг реализации практических задач потребовали определения способов измерения многофакторных процессов устойчивого развития, нахождения интегрального показателя, отражающего комплекс разноплановых задач и направлений социальных практик.

Резолюция ООН "Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года" впервые институционально актуализировала взаимосвязь экологии, социальной сферы и экономики. Поставлены приоритетные задачи, направленные не только на снижение экологических рисков, но и на решение приоритетных проблем экономического роста и социального неравенства. В этом контексте документ в качестве "плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех" определяет направления позитивного изменения стандартов качества жизни человека.

Особенность рассматриваемого плана действий (17 целей в области устойчивого развития и 169 связанных с ними задач) — компромисс между развитыми и развивающимися странами в целе-полагании и средствах достижения экономических и социальных целей развития, между задачами сохранения окружающей среды и индустриальным развитием. Из 17 названных целей не более пяти непосредственно связаны с экологией.

Для развивающихся стран запланирован ежегодный 7-ми процентный экономический рост, отложенный переход к возобновляемым источникам энергии, целый ряд преференций в области международной торговли и инвестиций. Предлагаемые механизмы сочетают рыночные и нерыночные методы достижения целей. Поэтому, при сохранении общих принципов и подходов разработка и реализация национальных стратегических планов должны учитывать собственные интересы стран, возможности и запросы общества, особенности и уровень развития финансового механизма.

Институционализация

устойчивого развития в РФ

Новые и весьма разнообразные тенденции социально-экономической динамики ставят вопрос о комплексировании задач на макроуровне управления и выявления приоритетов в среднесрочной перспективе развития. В РФ сформирована новая система определения целей развития, концентрации ресурсов и операционного управления и контроля достижения индикаторов среднесрочной динамики.

Проблемы социально-экономической динамики в РФ, устойчивости развития экономики, социальной сферы и экологии реализуются в системе стратегического планирования3. Архитектоника (цели, задачи, индикаторы) предопределена общими принципами стратегического планирования в бизнесе и тождественна планам устойчивого развития, разработанным под эгидой ООН4. Воспроизведена триада экономика — социальная сфера — экология. Однако российский вариант планирования устойчивого развития, во-первых, не сводится к проблематике экологии, во-вторых, представляет собой новую форму государственного управления исполнительной власти, в-третьих, программы достижения целей, конкретизируемые соответствующими индикаторами, их достижение финансируются из консолидированного бюджета РФ. Целепо-лагание стратегии социально-экономического развития основано на Стратегии национальной безопасности РФ, которая "является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу"5.

Реализуемые национальные цели социально-экономического развития представлены следующим образом:

- сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

- возможности для самореализации и развития талантов;

- комфортная и безопасная среда для жизни;

- достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;

- цифровая трансформация.

Работа по нацпроекту, направленному на охрану окружающей среды, в котором принимают участие публичные компании, ведется по направлениям утилизации и переработки отходов, ликвидации свалок, сохранения лесов и водоемов, снижения выбросов в атмосферу, развития экологического туризма и экологического воспитания, сохранения биологического разнообразия. Один из самых крупных проектов — "Чистый воздух", реализация которого на-

3 Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). URL: https:// base.garant.ru/70684666/

4 Цели устойчивого развития (ЦУР). Росстат, 2023. URL: https://view.officeapps. live.com/op/view. aspx?src=https%3A%2F%2Frosstat.gov

5 Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046

целена на проведение комплекса мероприятий в 12 промышленных городах РФ для снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, оздоровление Волги и Байкала, ликвидацию свалок6.

Всплеск инфляции 2021-2022 гг., удорожание национальных проектов обусловили поиск дополнительного финансирования на уровне государственного и региональных бюджетов, являющихся дефицитными. В бюджетном планировании на 2023-2025 гг. для сбалансированности государственного бюджета приостановлено "бюджетное правило", бюджет разделен на обязательные расходы и квазибюджет, в котором размещены планируемые расходы, превышающие нулевой дефицит и требующие заимствований. Однако финансирование национальных проектов является приоритетом бюджетирования на федеральном и территориальном уровне.

"Зеленые" инвестиции для публичных компаний

На уровне публичных компаний этот вопрос решается на основе модификации стандарта ISO по социальной ответственности и перехода к новой трактовке устойчивого развития в системе ESG (экология, социальная ответственность, корпоративное управление) по отчетности GRI (принципы ответственного инвестирования)7. Развитие системы ESG стало следствием широкого распространения разработанной в психологии концепции осознанности, которая нашла свое отражение в активно развивавшихся в 1960-1970 гг. концепциях "осознанного потребления", "корпоративной социальной ответственности", "социального инвестирования", и привела к трансформации подходов к ведению бизнеса и обеспечению баланса интересов компании, потребителей, общества, государства и других стейхолдеров.

Принципы ESG продвинулись в операционную деятельность публичных компаний. Основой послужил артикулированный для публичных компаний принцип "Неравнодушный побеждает", обращенный генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном к руководителям крупнейших финансовых институтов мира в 2004 г. Под эгидой ООН были разработаны основные принципы решения ряда экологических и социальных проблем на основе "ответственного инвестирования" публичных компаний, крупных бизнес-структур

6 Национальные проекты России. URL: https://xn--80aapampemcchfmo-7a3c9ehj.xn--p1ai/

7 Remarks at the launch of the principles for responsible investment. UN, 2006. URL: https://www.un.org/sg/en/content/sg/statement/2006-04-27/remarks-launch-principles-responsible-investment

с большой занятостью и добавленной стоимостью, чьи акции доступны для широкого круга инвесторов на мировых биржах ценных бумаг.

В практической деятельности публичных компаний и финансовых рынков это привело к созданию рынков "зеленых инвестиций". Для реализации нового сегмента финансовых рынков потребовалась разработка института обоснования "зеленых" кредитов и выпуска "зеленых" облигаций.

Серия индексов FTSE4Good представляет собой набор социально ответственных фондовых индексов, или фондовых индексов ESG, которые администрируются фондовой биржей Financial Times — Russell Group (FTSE). Цель этих индексов — выделить компании, получившие высокие оценки по показателям корпоративной социальной ответственности (КСО).

Каждый из индексов соответствует строгим экологическим, социальным и корпоративным критериям управления, что делает их подходящими для целей сравнительного анализа и может использоваться в качестве инструментов при создании финансовых продуктов, таких как институциональные и розничные фонды, биржевые фонды (ETF) и деривативы.

Серия индексов FTSE 4Good — это серия индексов акций SRI/ ESG, которые включают компании с положительной репутацией в отношении корпоративной ответственности. Он содержит несколько отдельных фондовых индексов, каждый из которых адаптирован для определенного географического региона.

Для российских компаний функционирование национальных финансовых рынков "зеленых" заимствований имеет особое значение. Во-первых, это европейский углубленный поиск и экономическое ограничение импорта продукции широкой линейки с "карбоновым следом". К таким заградительным мерам стали присоединяться финансовые организации, сокращающие кредитные запросы под инвестиционную деятельность даже традиционным заемщикам8. Во-вторых, санкционное закрытие финансовых рынков: на биржевых площадках остановлены котировки российских тиккеров, ряд компаний выводится из биржевого листинга.

Для запуска системы ответственного инвестирования необходимы критерии и показатели нефинансовой отчетности, создание института нормативной информации для анализа банковской

8 Ряд российских компаний сталкивались с подобной практикой до введения санкций.

системы, биржевых структур и рейтинговых агентств, которые по представлению компаний присваивают рейтинги экологической приверженности заемщиков.

На западных финансовых рынках такая институциональная система функционирует и создана она по аналогии с системой финансовой оценки деятельности компаний на основе обобщенных данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытков, прежде всего, по параметрам финансовой устойчивости и рисков. Обязательными рейтингами для вхождения в листинг биржи и получения кредитов на протяжении многих лет занимается сложившаяся структура олигополии, состоящая из доминирующих рейтинговых агентств Fitch Rating, Moody's и Standard & Poor's9.

При формировании системы нефинансовой отчетности и разработке рейтингов для "зеленых" инвестиций для российского финансового рынка следует избегать негативной истории деятельности названных агентств. Риски доверия к названным агентствам связаны со следующими обстоятельствами:

- наличием "конфликта интересов" — контрактная основа включения в рейтинг;

- длительностью периодичности оценки компаний, что препятствует оперативному реагированию на происходящие события в финансовой сфере;

- субъективностью и нетранспарентностью методик оценки деятельности компаний.

Особенностью отчетности в РФ является ее выстраивание и управление на основе принципов ESG и реализации национальных целей и проектов. В РФ складывается система отчетности по устойчивому развитию публичных компаний на основе стандарта GRI, представляемого стейхолдерам. Депозитарием нефинансовой отчетности выступает РСПП, где проходит "заверение" отчетов. Для обоснования "зеленых" инвестиций компании заключают контракты на присвоения ESG-рейтинга, отечественными рейтинговыми агенствами выступают "Эксперт РА", АКРА и НРА10.

На Московской бирже после некоторой корректировки с марта 2023 г. "зеленые" облигации торгуются по новым правилам листинга, скорректирована структура Сектора устойчивого развития

9 Международные Рейтинговые Агентства — функции и роль в мировой экономике. Forex Labor. URL: https://forexlabor.info/blog/mezhdunarodnye-rejjtingovye-agentstva/

10 Национальные кредитные рейтинги: как работают Эксперт РА, АКРА, НКР и НРА. БКС-экспресс, 2022. URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/natsional-nye-kreditnye-reitingi-kak-rabotaiut-ekspert-ra-akra-i-nra

в связи с появлением новых типов ESG-облигаций в Стандартах эмиссии. Сектор устойчивого развития включает три сегмента:

- сегмент облигаций устойчивого развития (зеленые, социальные облигации и облигации устойчивого развития);

- сегмент облигаций, связанных с целями устойчивого развития (облигации, связанные с целями устойчивого развития, и облигации климатического перехода);

- сегмент национальных и адаптационных проектов11.

В связи с востребованностью отчетности по ESG в публичных компаниях произошла трансформация оснований не только по форме и структуре нефинансовой отчетности. Фактически работа по прежним стандартам на базе ISO и аналогичных российских стандартов функционально осталась общими рекомендациями по качеству менеджмента в отдельных областях функционирования. Новые институциональные нормы стандартизации, имея в виду их роль не только для PR использования, но и наряду с финансовой отчетностью служащих, обоснованием для получения значительных целевых инвестиций, содержат ясно обозначенные критерии и показатели линейки "экология, социальные отношения, управление".

Таблица 2

Основные категории стандарта GRI12

Экономическая Экологическая Социальная (подкатегория)

Экономическая результативность Материалы Практика трудовых отношений и достойный труд

Присутствие на рынках Энергия Занятость

Непрямые экономические воздействия Вода Взаимоотношения сотрудников и руководства

Непрямые экономические воздействия Биоразнообразие Здоровье и безопасность на рабочем месте

Практики закупок Выбросы. Сбросы и отходы Обучение и образование

11 Московская биржа разработала и осуществляет мониторинг специального индекса "Вектор устойчивого развития", рассчитываемого на основе котировок акций 20 эмитентов, показавших лучшую динамику к предыдущему году по 10 ESG-показателям. URL: https://www.moex.com/n54856?utm_source=www.moex. com&utm_term

12 Руководство по отчетности в области устойчивого развития G4. URL: https://media.rspp.ru/document/1/e/6/e6aef2d23c03d8181b6230003f977361.pdf

Биржевые и банковские институты "зеленых" инвестиций находятся в стадии становления. Происходит структуризация требований к методам рейтингов устойчивости, структурируется сегментация процедур заимствования.

Выводы

Современные теоретические взгляды и практика устойчивого развития модифицируют структуру драйверов устойчивости и рассматривают экологические риски и способы их сокращения в комплексе с развитием экономики, воспроизводством населения и ростом благосостояния. Однако общие цели развития реализуются на основе принципиально разных среднесрочных задач для стран постиндустриального и доиндустриального развития.

Сформированные российские национальные цели и индикаторы национальных проектов до 2030 г. выстроены на основе прогнозов долгосрочного развития с учетом национальных интересов и переориентированных на новый инвестиционный цикл и новый вектор человеческого развития. Санкционная экспансия не меняет задачи долгосрочного стратегического планирования, однако меняет некоторые аспекты достижения финансового и технологического суверенитета.

Российский бизнес, прежде всего, публичные компании, в своей стратегической и операционной деятельности стал руководствоваться ESG принципами. В условиях санкционного давления актуализировалась задача формирования национальных институтов не только нефинансовой отчетности, но и создания биржевой и банковской системы финансирования "зеленых" инвестиций. Становление такой системы соединяет на рыночных основах крупных инвесторов и компании, способствует привлечению в экономику длинных финансовых ресурсов. Критерии и показатели публичных компаний в области устойчивого развития по ESG-рейтингам пошагово выстраиваются по комплексу формализуемых индикаторов по экологическим, экономическим и социальным категориям стандартов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Васильев В.П. Социоэкономические координаты устойчивого развития // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. № 3. С. 154-172.

Мартыненко Т.С. Инвайронментальное неравенство: современные подходы к концептуализации понятия // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 57. С. 200-214.

Международные Рейтинговые Агентства — функции и роль в мировой экономике // Forex Labor. URL: https://forexlabor.info/blog/mezhdunarodnye-rejj tingovye-agentstva/

Национальные кредитные рейтинги: как работают Эксперт РА, АКРА, НКР и НРА. БКС-экспресс, 2022. URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/ natsional-nye-kreditnye-reitingi-kak-rabotaiut-ekspert-ra-akra-i-nra

Национальные проекты России. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj. xn--p1ai/

Осипова Н.Г. Социальное неравенство в современном мире // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. Т. 25. № 4. С. 124-153.

Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. URL: https://unctad.org/system/files/official-docu-ment/ares70d1_ru.pdf

Руководство по отчетности в области устойчивого развития G4. URL: https://media.rspp.ru/document/1/e/6/e6aef2d23c03d8181b6230003f977361.pdf

Социальные изменения в условиях цифровой среды / Под ред. В.П. Васильева. М., 2020.

Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". URL: http://kremlin.ru/acts/ news/63728

Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/47046

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/70684666/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цели устойчивого развития (ЦУР) // Сайт Росстат. 2023. URL: https://view. officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Frosstat.gov

REFERENCES

Federal'nyj zakon ot 28 iyunya 2014 g. N 172-FZ "O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii" (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Federal Law N 172-FZ of June 28, 2014 "On Strategic Planning in the Russian Federation" (with amendments and additions)]. URL: https://base.garant.ru/70684666/ (in Russian).

Martynenko T.S. Invajronmental'noe neravenstvo: sovremennye podhody k konceptualizacii ponyatiya [Environmental inequality: modern approaches to the conceptualization of the concept] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya. 2020. N 57. S. 200-214 (in Russian).

Mezhdunarodnye Rejtingovye Agentstva — funkcii i rol' v mirovoj ekonomike [International Rating Agencies — functions and role in the global economy] // Forex Labor. URL: https://forexlabor.info/blog/mezhdunarodnye-rejjtingovye-agentstva/ (in Russian).

Nacional'nye kreditnye rejtingi: kak rabotayut Ekspert RA, AKRA, NKR i NRA. BKS-ekspress, 2022 [National credit ratings: How the Expert RA, ACRA, NKR and NRA work. BKS-Express, 2022]. URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/ natsional-nye-kreditnye-reitingi-kak-rabotaiut-ekspert-ra-akra-i-nra (in Russian).

Nacional'nye proekty Rossii [National projects of Russia]. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/ (in Russian).

Osipova N.G. Social'noe neravenstvo v sovremennom mire [Social inequality in the modern world] // Vestnik Mos-kovskogo universiteta. Seriya 18. Sociologiya i politologiya. 2019. T. 25. N 4. S. 124-153 (in Russian).

Preobrazovanie nashego mira: povestka dnya v oblasti ustojchivogo razvitiya na period do 2030 goda [Transforming our World: the 2030 agenda for sustainable development]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ares70d1_ ru.pdf (in Russian).

Remarks at the launch of the principles for responsible investment/ UN, 2006. URL: https://www.un.org/sg/en/content/sg/statement/2006-04-27/remarks-launch-principles-responsible-investment

Report of the World Commission on environment and development: our common future. UN Documents: gathering a body of global agreements. URL: http:// www.un-documents.net/wced-ocf.htm

Rukovodstvo po otchetnosti v oblasti ustojchivogo razvitiya G4 [The G4 sustainable development accountability guide]. URL: https://media.rspp.ru/ document/1/e/6/e6aef2d23c03d8181b6230003f977361.pdf (in Russian).

Social'nye izmeneniya v usloviyah cifrovoj sredy [Social changes in the digital environment] / Pod red. V.P. Vasil'eva. M., 2020 (in Russian).

Celi ustojchivogo razvitiya (CUR) [Sustainable Development Goals (SDGs)] // Sajt Rosstat. 2023. URL: https://view.officeapps.live.com/op/view. aspx?src=https%3A%2F%2Frosstat.gov (in Russian).

Ukaz Prezidenta RF ot 21.07.2020 N 474 "O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda" [Decree of the President of the Russian Federation dated 21.07.2020 on N 474 "On national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030"]. URL: http://kremlin.ru/acts/news/63728 (in Russian).

Ukaz Prezidenta RF ot 2 iyulya 2021 g. N 400 "O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii" [Decree of the President of the Russian Federation N 400 dated July 2, 2021 "On the National Security Strategy of the Russian Federation"]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (in Russian).

Vasilev V.P. Socioekonomicheskie koordinaty ustojchivogo razvitiya [Socioeconomic coordinates of sustainable development] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sociologiya i politologiya. 2019. N 3. S. 154-172 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.