Научная статья на тему 'Устойчивое развитие и модернизация экономики сельских территорий России'

Устойчивое развитие и модернизация экономики сельских территорий России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
738
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / СЕЛЬСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / RURAL AREAS / MODERNIZATION OF THE ECONOMY / RURAL ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жирнель Евгений Викторович, Кулакова Любовь Михайловна

В статье исследуются вопросы устойчивого развития сельских территорий России и направления модернизации сельской экономики. Рассмотрено изменение функций сельских территорий в условиях демографического кризиса и структурной перестройки экономики. Проведен анализ потенциала развития сельских территорий. Представлены возможные направления государственной политики в области поддержки сельского предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жирнель Евгений Викторович, Кулакова Любовь Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND MODERNIZATION OF THE ECONOMY OF RURAL AREAS IN RUSSIA

The article deals with the issues of sustainable development of rural areas in Russia and directions for the modernization of the rural economy. The changes in the functions of rural areas in terms of the demographic crisis and economic restructuring are shown in the paper. The article contains an analysis of the potential development of the rural areas. The possible directions of the state policy in the field of rural entrepreneurship are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие и модернизация экономики сельских территорий России»

Труды Карельского научного центра РАН № 3. 2015. С. 35-44 DOI: 10.17076/reg82i

УДК 338.43 (470 +571)

устойчивое развитие и модернизация экономики сельских территорий россии

Е. В. Жирнель, л. м. Кулакова

Институт экономики КарНЦ РАН

В статье исследуются вопросы устойчивого развития сельских территорий России и направления модернизации сельской экономики. Рассмотрено изменение функций сельских территорий в условиях демографического кризиса и структурной перестройки экономики. Проведен анализ потенциала развития сельских территорий. Представлены возможные направления государственной политики в области поддержки сельского предпринимательства.

Ключевые слова: устойчивое развитие, сельские территории, модернизация экономики, сельское предпринимательство.

E. V. Zhirnel, L. M. Kulakova. SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND MODERNIZATION OF THE ECONOMY OF RURAL AREAS IN RUSSIA

The article deals with the issues of sustainable development of rural areas in Russia and directions for the modernization of the rural economy. The changes in the functions of rural areas in terms of the demographic crisis and economic restructuring are shown in the paper. The article contains an analysis of the potential development of the rural areas. The possible directions of the state policy in the field of rural entrepreneurship are presented in the article.

Keywords: sustainable development, rural areas, modernization of the economy, rural entrepreneurship.

Социально-экономическое развитие сельских территорий является одной из важных и в то же время сложных задач государственной политики как в России, так и за рубежом. Сегодня значительная часть добавленной стоимости создается в городах. Города, прежде всего мегаполисы, являются центрами притяжения трудовых ресурсов и инвестиций. Именно поэтому современную экономику иногда справедливо называют «экономикой городов».

Сельские территории достаточно разнообразны с точки зрения типологии. Под этой частью пространства понимают всю территорию

вне городов. Такой подход, в частности, использует Организация экономического сотрудничества и развития. Иногда вместо названия «сельские территории» используют термин «неурбанизированные территории», подчеркивая их многообразие.

Несомненно, сельская местность обладает своей спецификой, которая связана с низкой плотностью населения, более развитыми социальными связями, традициями и культурой. Однако экономическая специализация не является признаком сельской территории. Сельская экономика может быть представлена сельским

и лесным хозяйством, промышленным производством, туризмом и рекреацией, другими отраслями [Rural...].

С точки зрения теории региональной политики сельские территории можно отнести к категории проблемных регионов [Чепурных, 2006]. Их специфика заключается в невозможности самостоятельно решать свои проблемы и в необходимости активной поддержки государства. Экономика здесь зачастую не способна обеспечивать даже простое воспроизводство. Сельская местность, в зависимости от географической удаленности от крупных экономических центров, относится к периферии или полупериферии. Отсутствие концентрации бизнеса и агломерационных эффектов приводит к слабости сельской экономики, последствиями которой являются высокая безработица и низкий налоговый потенциал территории.

С переходом к индустриальному этапу развития общества и ростом производительности труда сельские территории утратили свою значимость, превратившись в поставщика продовольствия и трудовых ресурсов для города. Однако сельская местность выполняет не только экономические или производственные функции. В условиях усиливающихся проблем крупных городов именно сельские территории могут сыграть ключевую роль при переходе к устойчивому развитию, представляя собой пространство для гармоничного взаимодействия человека и природы.

В Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до

2020 года, утвержденной Правительством России, под устойчивым развитием сельских территорий понимается «стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства и рыбохо-зяйственного комплекса, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, а также рациональное использование земель» [Концепция...].

Более точным, на наш взгляд, является следующее определение: «под устойчивым развитием сельских территорий понимается стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее: (1) выполнение им его народнохозяйственных функций (производство продовольствия, сельскохозяйственного сырья, других несельскохозяйственных товаров и услуг, а также общественных благ - сохранение сельского образа жизни и сельской культуры, предоставление рекреационных услуг, социальный контроль над территорией, сохранение исторически освоенных ландшафтов);

(2) расширенное воспроизводство населения, рост уровня и улучшение качества его жизни;

(3) поддержание экологического равновесия в биосфере» [Чепурных, 2006].

применительно к сельским территориям устойчивое развитие подразумевает реализацию нескольких направлений (рис. 1). К ним относятся рост уровня и улучшение качества жизни сельского населения, рациональное использование природных ресурсов и развитие

- Занятость населения

- Рост уровня и улучшение качества жизни

- Сохранение культуры и национальных традиций

Рис.1. Направления устойчивого развития сельских территорий

Таблица 1. Сельское и городское население Российской Федерации

В том числе В общей численности населения, %

Годы Все население, млн чел. городское сельское городское сельское

1991 148,3 109,4 38,9 74 26

2001 146,3 107,1 39,2 73 27

2002 145,2 106,4 38,8 73 27

2003 145,0 106,3 38,7 73 27

2004 144,3 106,0 38,3 73 27

2005 143,8 105,2 38,6 73 27

2006 143,2 104,8 38,4 73 27

2007 142,8 104,7 38,1 73 27

2008 142,8 104,9 37,9 73 27

2009 142,7 104,9 37,8 74 26

2010 142,8 105,0 37,8 74 26

2011 142,9 105,4 37,5 74 26

2012 143,0 105,7 37,3 74 26

2013 143,3 106,1 37,2 74 26

2014 143,7 106,6 37,1 74 26

Примечание. Данные по [Демография...; Основные показатели...].

экономики села на основе традиционных и новых видов хозяйственной деятельности.

Для России вопросы социально-экономического развития сельских территорий, учитывая огромные пространства нашей страны, особенно актуальны. В Российской Федерации сельские территории составляют 97 % от всей территории страны. Здесь проживает 37,1 млн человек (26 % от общей численности населения) [Демография.]. Сельские территории -это 155,3 тысячи населенных пунктов, из которых 72 % имеют численность жителей менее 200 человек, почти четверть - менее 10 человек [Совместное заседание.].

Сегодня российское село столкнулось с рядом серьезных проблем, среди которых - демографический кризис, низкая территориальная и профессиональная мобильность

населения и структурный кризис сельской экономики.

За последнее десятилетие численность сельского населения в стране сократилась на 1,2 миллиона человек, численность городского населения за этот же период увеличилась на 0,6 миллиона человек. Доля сельского населения в общей численности населения страны сегодня составляет 26 % (табл. 1).

Российские регионы достаточно дифференцированы по численности и доле сельского населения. Сельское население преобладает в Северо-Кавказском федеральном округе (50,93 %), его доля также высока в Южном (37,2 %) и Приволжском (28,76 %) федеральных округах (табл. 2).

Соотношение городского и сельского населения отражает сложившуюся структуру

Таблица 2. Сельское население в разрезе федеральных округов

Федеральный округ Численность населения(на 1 января 2014 г.), тыс. чел. Доля (%) сельского населения в общей численности населения Число сельских жителей на 1000 горожан удельный вес федеральных округов в численности населения России

всего сельского

Российская Федерация 143 666,9 25,84 348 100 100

Центральный 38 819,9 18,21 223 27,02 19,05

Северо-Западный 13 800,7 16,08 192 9,61 5,98

Южный 13 963,9 37,2 592 9,72 14,00

Северо-Кавказский 9 590,1 50,93 1038 6,68 13,16

Приволжский 29 738,8 28,76 404 20,70 23,04

Уральский 12 234,2 19,26 239 8,52 6,35

Сибирский 19 291,7 27,47 379 13,43 14,28

Дальневосточный 6 226,6 24,72 328 4,33 4,15

Примечание. Данные по [Регионы., 2014].

Таблица 3. Функции сельских территорий и их особенности на современном этапе

№ Функция Содержание Современные особенности

1. Производственная Обеспечение продовольствием городского населения. Продовольственная безопасность. Приоритет - производство безопасной и экологически чистой продукции.

2. Демографическая Демографический потенциал страны. Естественная и миграционная убыль сельского населения.

3. Трудоресурсная Обеспечение городов трудовыми ресурсами в условиях урбанизации. Село перестало быть источником трудовых ресурсов. Крупные города стягивают трудовые ресурсы из малых и средних городов.

4. Жилищная Расширение городов и застройка близлежащих сельских территорий. Рекреационная специализация сельских территорий и сезонный характер проживания на них.

5. Пространственно-коммуникационная Обслуживание инфраструктуры (транспортной,энергетической, коммунальной и т. д.). Высокие издержки на содержание сетей. Выбор между экономической целесообразностью и сохранением системы расселения.

6. Контроль над территорией Национальные интересы сохранения контроля над территорией страны. Безопасность на территории, обеспечение правопорядка.

7. Культурная и этническая Сохранение народных традиций, традиционных видов деятельности, языка и т. д. Коммерциализация культурного потенциала территории,развитие туризма, народных промыслов и т. д.

экономики региона и систему расселения. Среди субъектов Российской Федерации наибольшую долю сельского населения имеют Чеченская Республика (65,2 %), Республика Ингушетия (59,6 %), Республика Дагестан (54,9 %), Республика Калмыкия (55,1 %), Республика Адыгея (53 %), Оренбургская область (40,2 %).

Наименьшая доля сельского населения у северных и развитых в промышленном отношении регионов: Магаданская область - 4,4 %, Мурманская область - 7,3 %, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - 8,0 %, Ямало-Ненецкий автономный округ - 16,1 %, Кемеровская область - 14,4 %, Свердловская область - 15,8 %, Челябинская область - 17,6 % [Регионы..., 2014].

Функции и потенциал развития сельских территорий

Рассматривая возможные варианты выхода из сложившейся ситуации, необходимо принимать во внимание тенденции общего характера. Они присущи не только российскому селу, но и сельским территориям в целом. Прежде всего речь идет об изменении функций сельских территорий, которые они выполняют в экономике и обществе. Содержание этих функций, а также их современные особенности представлены в таблице 3.

Традиционно одной из главных функций сельских территорий в производственном отношении было обеспечение продовольствием населения, прежде всего городского. Сегодня перечень целей и задач государственной

политики в этой области гораздо шире. Обусловлено это в первую очередь развитой внешней торговлей и связанными с ней положительными и отрицательными последствиями для сельского хозяйства страны.

Так, например, к основным целям государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2016 годы, помимо продовольственной безопасности и повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного производства, относятся: экологизация производства, устойчивое развитие сельских территорий и создание благоприятной среды для развития предпринимательства [Гос. программа.].

В последние годы акцент в дискуссии о роли сельского хозяйства в экономике страны смещался в пользу экологической безопасности продовольствия, занятости сельского населения и устойчивого развития сельских территорий. Однако введение в 2014 году экономических санкций в отношении России и ответное продовольственное эмбарго в отношении отдельных видов сельскохозяйственной продукции из США, Евросоюза и ряда других стран вновь делают актуальной проблему продовольственной безопасности. производственная функция сельских территорий в свете этих изменений снова выходит на первый план. Несомненно, цели импортозаме-щения на рынке продовольствия не противоречат целям устойчивого развития или экологической безопасности. Однако полноценное замещение импорта сельскохозяйственной

картофель 10,9 |

82,3

6,8

молоко

45,8

48,3

5,9

яйцо

78,1

| 21,2 Ц 0,7

скот и птица на убой

66,9

29,8

3,3

0%

20%

40°%

60%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

80%

100%

■ сельскохозяйственные организации

□ хозяйства населения

□ фермерские (крестьянские) хозяйства

Рис. 2. Производство основных видов сельскохозяйственной продукции [Основные показатели.

продукции потребует настоящего прорыва в развитии отечественного сельского хозяйства.

В производстве сельскохозяйственной продукции сегодня участвуют и сельскохозяйственные организации, и фермерские хозяйства, и домохозяйства. Роль последних, например, традиционно высока в выращивании картофеля (82,3 %). В животноводстве ведущая роль принадлежит сельскохозяйственным организациям (рис. 2).

Решение задачи импортозамещения может подразумевать развитие всех трех секторов сельскохозяйственного производства: личных подсобных хозяйств населения, фермерских хозяйств и сельскохозяйственных организаций. Это в свою очередь делает необходимой реализацию комплекса мероприятий по подготовке кадров, производству сельскохозяйственной техники, строительству современных предприятий, повышению привлекательности жизни на селе. При этом очевидно, что в современных условиях основным инициатором и инвестором этих преобразований может быть только государство.

Сам по себе запрет импорта продовольствия, ограничивая конкуренцию, создает лишь краткосрочный положительный эффект для российских производителей. В том числе и за счет увеличения рентабельности сельскохозяйственного производства, которая повысилась после роста рыночных цен.

Увеличение объемов производства, расширение ассортимента и рост качества отечественной продукции потребуют существенного увеличения инвестиций в отрасль. В то же время, учитывая высокую зависимость от импортного оборудования и технологий, девальвация

рубля сокращает возможности для реализации инвестиционных проектов.

Не исключено, что при активной роли государства появятся такие формы поддержки отечественного сельскохозяйственного производства, которые придадут новый импульс сельской экономике. Однако это возможно только при комплексном подходе, который учитывает и социальные аспекты.

В рамках государственной программы предусмотрены меры, направленные на повышение привлекательности сельской местности для проживания. Среди них: улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов; развитие социальной и инженерной инфраструктуры; поддержка комплексной компактной застройки сельских поселений; грантовая поддержка местных инициатив сельских сообществ и др. Всего на реализацию этих направлений предусмотрено финансирование в объеме 99,71 млрд рублей [Гос. программа.].

В то же время необходимо отметить, что, несмотря на наличие важных направлений государственной поддержки, серьезным образом ситуация не меняется. Так, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по виду экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» в 2013 году составила 15 724 рубля, что почти в два раза меньше заработной платы в целом по экономике [Рынок.]. В то же время темпы ее роста за последнее десятилетие были выше, чем в целом по экономике (в 6,7 и 5,4 раза соответственно) (рис. 3).

Увеличение среднемесячной номинальной заработной платы в сельском хозяйстве в рамках государственной программы

15724

35000 -|

30000

25000

20000

15000

10000

5000

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 ■ Вся экономика ■ Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Рис. 3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности в Российской Федерации, руб. [Рынок...]

предусмотрено до 25 550 рублей к 2020 году, т. е. она будет ниже, чем заработная плата в целом по экономике в 2013 году.

В современной экономике развитие сельских территорий не может быть связано исключительно с агропромышленным комплексом. Более того, многие регионы, где нет благоприятных агроклиматических условий, должны создавать новые направления экономического развития. А там, где сельское хозяйство развивается успешно, эти направления могут стать дополняющими основные направления специализации [Жирнель, 2010]. К ним, например, относится туризм.

в последние годы значение рекреационной функции сельских территорий возросло. Она связана с временным характером проживания людей в сельских населенных пунктах. Численность жителей многих поселений, особенно в ареале крупных и средних городов, увеличивается в несколько раз в летний период. Местная экономика в этом случае практически полностью ориентирована на временных жителей.

Серьезное влияние на развитие сельских территорий также оказывают садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения, которые, несомненно, также требуют поддержки со стороны государства. Прежде всего в части инфраструктурного обустройства.

Рекреационная функция и развитие туризма связаны с культурно-историческим потенциалом территории. одним из ограничений его использования является низкая

степень коммерциализации нематериальных активов местности. Вовлечение в экономику таких ресурсов сельских территорий, как историческое наследие, языки, архитектура, традиционные ландшафты, повысит их туристскую привлекательность.

Функции, которые выполняют сельские территории, многообразны. Их реализация зависит от потенциала развития, возможностей его использования и существующих ограничений. Рассматривая потенциал социально-экономического развития сельских территорий, можно выделить некоторые его виды, отражающие различные характеристики (табл. 4).

Модернизация сельской экономики

Учитывая успешный зарубежный и российский опыт, можно выделить следующие направления модернизации экономики сельских территорий:

1. Межмуниципальное сотрудничество, в том числе сельско-городское партнерство. Традиционно город противопоставлялся селу, т. к. сельская местность проигрывает конкуренцию за жителей и ресурсы городам. однако в последнее время в научном и экспертном сообществе стал укрепляться альтернативный подход. Это переход от конкуренции к сотрудничеству и партнерству ^аг-с^о, 2014].

Сельские территории могут успешно участвовать в решении городских проблем, связанных с перенаселенностью и высокой

0

Таблица 4. Виды потенциала развития сельских территорий

Вид потенциала Характеристика Возможности использования и ограничения

Природно-ресурсный Высокий. Сельские («неурбанизированные») территории являются источником ресурсов для промышленности. Экологические ограничения. Внедрение передовых технологий добычи сырья.

Культурно-исторический Высокий. Культура, национальные традиции населения, традиционный ландшафт. Развитие туризма. Образование. Исследования. Ограничение - низкая степень коммерциализации.

Производственный Низкий. Отсутствие производственной инфраструктуры, достаточного количества квалифицированных трудовых ресурсов. Вахтовый метод организации производства. Развитие производственной кооперации и новых форм территориальной организации производства.

Трудовой Низкий. Неблагоприятная демографическая ситуация: естественная и миграционная убыль, «старение» населения. Внедрение трудосберегающих технологий и повышение производительности труда.

Рыночный Низкий. Недостаточная емкость местного рынка (небольшое количество потребителей и низкие доходы населения). Развитие кооперации. Создание инфраструктуры сбыта продукции. Электронная коммерция. Ограничение - социальная укорененность традиционной экономики.

Предпринимательский Высокий. Развитие предпринимательства для многих сельских территорий является единственно возможным направлением развития местной экономики. Государственная поддержка развития предпринимательства. Ограничение - высокий несистемный риск инвестирования.

Туристско-рекреационный Высокий. Сельские территории обладают высокой туристской привлекательностью и выполняют рекреационную функцию для городов. Развитие устойчивых видов туризма. Ограничение - незначительный бюджетный эффект.

Инфраструктурный Низкий. Недостаточная обеспеченность производственной и социальной инфраструктурой. Высокие издержки на содержание сетевого хозяйства. Внедрение автономных систем жизнеобеспечения.

плотностью застройки, перегруженностью транспортной инфраструктуры, высокой стоимостью земельных ресурсов и т. д. Такое партнерство может осуществляться как на региональном, так и на муниципальном уровне. В первом случае это прежде всего формирование крупных агломераций, во втором - согласование планов развития и инфраструктурного обустройства территории соседних муниципалитетов.

2. Поддержка некоммерческих организаций, занимающихся вопросами местного развития. Многие сферы сельской экономики изначально малопривлекательны для бизнеса, но имеют большое социальное значение и перспективу коммерциализации в дальнейшем. Бизнес не рассматривает такие сферы как объекты инвестирования в силу низкой рентабельности.

Однако опыт показывает, что в случае успешной реализации некоммерческих проектов появляются возможности для создания бизнеса. Это могут быть проекты, связанные с туризмом, традиционными ремеслами, сельским хозяйством. Некоммерческие проекты позволяют сделать продукцию, услуги или местность, где они создаются, известными и узнаваемыми, и обеспечить ми-

нимально необходимую инфраструктурную обустроенность территории.

3. Внедрение трудосберегающих технологий в сельском хозяйстве и развитие сельскохозяйственной кооперации, формирование инфраструктуры продовольственного рынка и новое позиционирование продукции сельских производителей. В условиях кадровых ограничений реализация крупных инвестиционных проектов в сельском хозяйстве подразумевает применение высокопроизводительных технологий, позволяющих сократить использование рабочей силы.

Для развития фермерских и личных подсобных хозяйств населения требуется развитие кооперации. Одной из главных проблем отечественных сельскохозяйственных производителей является доступ на рынок. Отсутствие собственных торговых сетей ставит сельскохозяйственные предприятия в зависимость от крупных торговых компаний и снижает их прибыльность.

Для решения этой проблемы требуется создание системы сбыта сельскохозяйственной продукции, доступной и привлекательной как для производителя, так и для потребителя. Кроме того, требуется осуществить переход от исключительно ценовой конкуренции с импортной продукцией

Таблица 5. Специфика сельских территорий и возможные формы государственной поддержки предпринимательства

Область деятельности Специфика сельских территорий Возможные формы поддержки

1. Обучение Отсутствие центров бизнес-образования, низкий уровень предпринимательской активности населения. Создание системы дистанционного обучения основам предпринимательской деятельности. Формирование предпринимательских сетей по распространению успешного опыта.

2. Инвестиции Низкая привлекательность для финансовых институтов. Использование краудфандинга, развитие кредитной кооперации, гранты начинающим предпринимателям.

3. Производство Недостаток инфраструктуры и производственных площадок. Развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса: бизнес-центры, коворкинги, центры коллективного пользования.

4. Каналы продаж Проблема «малого рынка», высокие транспортные издержки при доставке готовой продукции и зависимость от торговых сетей. Развитие электронной коммерции и использование интернета для продвижения и реализации продукции сельских производителей. Формирование торговых сетей для сбыта продукции сельских предпринимателей.

5. Продвижение Сложность конкуренции с известными брендами, недостаток средств на маркетинг. Брендинг и добровольная сертификация продукции сельских производителей.

в пользу неценовых факторов конкурентоспособности, таких как экологичность, безопасность и др.

4. Создание условий для самозанятости сельского населения. Очевидно, что сельское хозяйство сегодня не может быть единственной сферой занятости населения. В условиях отсутствия крупных предприятий необходимо создавать условия для самозанятости населения и развития малого бизнеса.

5. Реализация нематериальных активов территории. К таким активам прежде всего относится культурно-исторический потенциал. Несмотря на наличие уникальных исторических, архитектурных памятников, национальных традиций и культуры, далеко не всегда культурно-исторический потенциал задействован в местной экономике. В то же время он может стать основой для развития туризма, реализации образовательных и других некоммерческих проектов на территории.

6. Устранение «информационного разрыва» между городом и селом. Одним из подходов к определению провинциальности сегодня является не «физическая» периферийность, а информационная, т. е. отрезанность от сетей знания и информационная замкнутость [Пилясов, 2009]. С другой стороны, развитие соответствующей инфраструктуры поможет сельским территориям, особенно отдаленным населенным пунктам, включиться в обмен информацией и знаниями. Современные информационные технологии позволяют заниматься предпринимательством, образованием, предоставлять медицинские услуги в удаленном доступе.

7. Маркетинг сельских территорий. В условиях конкуренции территорий одним из способов повышения привлекательности является территориальный маркетинг и брендинг. В зарубежной, а в последнее время и в российской практике достаточно примеров успешного использования территориального маркетинга. Это делает территорию узнаваемой для туристов и способствует продвижению продукции местных производителей на рынках.

Развитие сельского предпринимательства

В условиях «малого рынка», низкой инвестиционной привлекательности сельских территорий и их слабой инфраструктурной обеспеченности развитие предпринимательской инициативы местного населения зачастую становится единственной возможностью диверсификации сельской экономики [Кулакова, 2007].

Предпринимательский потенциал сельских территорий можно охарактеризовать как высокий. Во-первых, это связано с небольшим выбором вариантов занятости населения. Зачастую предпринимательская деятельность становится единственно возможной или наиболее привлекательной деятельностью. Во-вторых, сельское сообщество обладает высоким социальным капиталом. Развитые социальные связи создают возможности для формирования устойчивых клиентских групп.

Однако существует ряд ограничений по его реализации. Среди них - высокая доля населения старше трудоспособного возраста и населения с низкой предпринимательской

(42)

активностью, а также высокий несистемный инвестиционный риск (т. е. риск, связанный с реализацией конкретного проекта, а не с рыночной конъюнктурой в целом). Это объясняется большим разнообразием условий для предпринимательской деятельности и отсутствием возможности стандартизации бизнеса.

В целях стимулирования предпринимательской деятельности могут быть реализованы направления поддержки малого и среднего бизнеса на сельских территориях, представленные в таблице 5.

В заключение необходимо отметить, что специфика и роль сельских территорий в пространственном развитии страны подразумевает активную роль государства. Однако государственная политика в их отношении должна учитывать объективные изменения экономики и общества, адаптируясь, а не противодействуя им.

Необходимо признать, что в условиях кризиса и бюджетных ограничений обеспечить полноценное развитие и инфраструктурное обустройство российского села на основе традиционных подходов практически невозможно. Должны быть предложены новые механизмы государственной поддержки, эффективность которых будет значительно выше используемых сегодня.

Необходимо также уйти от противопоставления города селу. Сегодня не конкуренция за ресурсы, в которой сельская экономика всегда проигрывает, а партнерство должно стать движущей силой развития и сельских территорий, и городов. Без такого партнерства переход к устойчивому развитию регионов представляется затруднительным.

литература

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2016 годы / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://mcx.ru/ (дата обращения: 25.12.2014).

Демография. Официальная статистика / Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 25.12.2014).

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации / Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения: 25.12.2014).

Жирнель Е. В. Стратегический выбор экономической специализации периферийного муниципального образования // экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2010. № 1(9). С. 70-80.

Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcx.ru/ (дата обращения: 29.12.2014).

Кулакова Л. М. Формирование и развитие сельского предпринимательства: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН. Москва, 2007.

Основные показатели сельского хозяйства в России в 2013 году / Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gks.ru/ (дата обращения: 29.12.2014).

Пилясов А. Н. И последние станут первыми: Северная периферия на пути к экономике знания. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 544 с.

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. / Росстат. М., 2014. 900 с.

Рынок труда, занятость и заработная плата. Официальная статистика / Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.12.2014).

Совместное заседание Госсовета и Совета по нацпроектам и демографической политике. Стенограмма / президент России [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/ (дата обращения: 29.12.2014).

Чепурных Н. В., Новоселов А. Л., Мерзлов А. В. Региональное развитие. Сельская местность. М.: Наука, 2006. 384 с.

Garcilazo E. Modern Rural Development Policies in OECD Countries «Urban Rural Partnerships for Sustainable Development: Experience of the Baltic Sea Region» October 27th, 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://forumstrategov.ru/ (дата обращения: 29.12.2014).

Rural Development in the European Union. Statistical and Economic Information / European Comission [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/ (дата обращения: 29.12.2014).

Поступила в редакцию 09.02.2015

References

Gosudarstvennaja programma razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija na 2013-2016 gody [State program of agriculture development and regulation of agricultural market, raw products and food for 2013-2016]. Ministerstvo sel'skogo hozjajstva

Rossijskoj Federacii. URL: http://mcx.ru/ (accessed: 25.12.2014).

Demografija. Oficial'naja statistika [Demography. Official statistics]. Federal'naja sluzhba gosudarst-vennoj statistiki. URL: http://www.gks.ru/ (accessed: 25.12.2014).

Doktrina prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii [The food security doctrine of the Russian Federation]. Prezident Rossii. URL: http://www.kremlin.ru/ (accessed: 25.12.2014).

Zhirnel' E. V. Strategicheskij vybor jekonomicheskoj specializacii periferijnogo municipal'nogo obrazovanija [Strategic choice of economic specialization of a peripheral municipal unit]. Jekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. 2010. No 1(9). P. 70-80.

Koncepcija ustojchivogo razvitija sel'skih territory Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda [The concept of sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period until 2020]. Min-isterstvo sel'skogo hozjajstva Rossijskoj Federacii. URL: http://www.mcx.ru/ (accessed: 29.12.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kulakova L. M. Formirovanie i razvitie sel'skogo predprinimatel'stva [Formation and development of rural entrepreneurship]: avtoref. dis. ... kand. jekon. nauk. Institut social'no-jekonomicheskih problem narodona-selenija RAN. Moscow, 2007.

Osnovnye pokazateli sel'skogo hozjajstva v Rossii v 2013 godu [The main agricultural indicators in Russia in 2013]. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. URL: http://www.gks.ru/ (accessed: 29.12.2014).

PiljasovA. N. I poslednie stanut pervymi: Severnaja periferija na puti k jekonomike znanija [And the last will be the first: northern periphery on the route to the knowledge economy]. Moscow: LIBROKOM, 2009. 544 p.

сведения об авторах:

Жирнель Евгений Викторович

зам. директора по науч. работе, к. э. н.

Институт экономики Карельского научного центра РАН

пр. А. Невского, 50, г. Петрозаводск,

Республика Карелия, Россия, 185030

эл. почта: evge2004@mail.ru

Кулакова любовь михайловна

ученый секретарь, к. э. н.

Институт экономики Карельского научного центра РАН пр. А. Невского, 50, г. Петрозаводск, Республика Карелия, Россия, 185030 эл. почта: lyubovkulakova@gmail.com

Regiony Rossii. Social'no-jekonomicheskie pokazateli. 2014: Stat. sb. [Regions of Russia. Social and economic indicators. 2014. Statistical digest]. Rosstat. Moscow, 2014. 900 p.

Rynok truda, zanjatost' i zarabotnaja plata. Oficial'naja statistika [Labor market, employment and wages. Official statistics]. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. URL: http://www.gks.ru/ (accessed: 20.12.2014).

Sovmestnoe zasedanie Gossoveta i Soveta po nacproektam i demograficheskoj politike. Steno-gramma. Prezident Rossii [Joint meeting of the State Council and Council for national projects and demographic policy. Stenograph. President of the Russian Federation]. URL: http://kremlin.ru/ (accessed: 29.12.2014).

Chepurnyh N. V., NovoselovA. L., Merzlov A. V. Regional'noe razvitie. Sel'skaja mestnost' [Regional de-velopment.rural areas]. Moscow: Nauka, 2006. 384 p.

Garcilazo E. Modern Rural Development Policies in OECD Countries «Urban Rural Part-nerships for Sustainable Development: Experience of the Baltic Sea Region» October 27th, 2014. URL: http://forumstrategov.ru/ (accessed: 29.12.2014).

Rural Development in the European Union. Statistical and Economic Information / European Comission. URL: http://ec.europa.eu/ (accessed: 29.12.2014).

Received February 09, 2015

CONTRIBUTORS:

Zhirnel, Evgeny

Institute of Economics, Karelian Research Centre, Russian Academy of Sciences

50 A. Nevsky St., 185030 Petrozavodsk, Karelia, Russia e-mail: evge2004@mail.ru

Kulakova, Lyubov

Institute of Economics, Karelian Research Centre, Russian Academy of Sciences

50 A. Nevsky St., 185030 Petrozavodsk, Karelia, Russia e-mail: lyubovkulakova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.