Научная статья на тему 'Устойчивое этнокультурное развитие Южного Зауралья в пространстве и времени'

Устойчивое этнокультурное развитие Южного Зауралья в пространстве и времени Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
72
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГЕОСИСТЕМА / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / ETHNOCULTURAL SITUATION / ETNIC GEOSYSTEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абросимова И.В., Завьялова О.Г.

В статье рассматривается этноконтактная зона Южного Зауралья как этногеосистема регионального уровня, и на основе этногеосистемного анализа характеризуются отельные аспекты современной этнокультурной ситуации Курганской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE ETHNOCULTURAL DEVELOPMENT OF SOUTH URAL IN SPACE AND TIME

The article dwells on ethnic contact area of South Ural as ethnic geosystem of regional level and describes certain aspects of the modern ethnocultural situation in Kurgan Oblast on the basis of ethnic geosystem analysis.

Текст научной работы на тему «Устойчивое этнокультурное развитие Южного Зауралья в пространстве и времени»

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Переход к рыночным отношениям и новой методологии планирования территорий регионов в Украине создал новые условия развития урбанизированных зон и ареалов. Поэтому мы подчеркиваем, что в сельской местности необходимо выделять специфические территориально-планировочные зоны влияния не только городов (классические пригородные урбанизированные зоны), но и территориально-планировочные зоны и районы развития неруральных видов деятельности, которые определяют отличительные особенности всех сфер жизнедеятельности населения на данной территории.

Список литературы

1 Алексеев А. И., Зубаревич Н. В. Кризис урбанизации и

сельская местность в России // Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 1990-е гг.; под ред. Ж. А. Зайонч-ковской. - М, 1999. - С. 83-94.

2 Алексеев А. И., Краснослободцев В. П., Гладкова О. Н.

Территориальная подвижность населения и системы расселения в сельской местности России // Вестник московского университета. Серия 5. Гэография. -2007. - №4. - С. 10-14.

3 Барановський М. О. Науковi засади суспльно-географ/чно-

го вивчення сльських депресивних територй УкраТни : монографiя. - Нжин : ПП Лисенко, 2009. - 396 с.

4 Бородiна О., Прокопа I. Сшьський розвиток в УкраТн/:

проблеми становлення // Економiка УкраТни. - 2009. -№4. - С. 74-85.

5 Генеральна схема планування територп УкраТни. Поясню-

вальна записка: в 2 т. / Державний ком/тет буд/вницт-ва, архтектури та житловоТ полтики УкраТни, Державний нститут проектування мiст Д1ПРОМ1-СТО. - К., 2000. - Т.1. - 49 с.

6 Гэографiя Херсонщини : навч. пос/бник /1. О. Пилипенко,

Д. С. Мальчикова, С. Л. Срмакова, М. М. Руденко та iн. -Херсон : ППВишемирський В.С., 2007. - 221 с.

7 Зубаревич Н. В. Стратегии пространственного развития

в период экономического роста // Вестник Московского университета. Серия 5. География. - 2008. - №1. -С. 51-57.

8 Колесников В. I. Свтовий досвiд розвитку сльських

територй [Електронний ресурс] // Ефективна економ/-ка. Збiрник наукових праць. Електронне наукове видання. - 2014. - Вип. 4. URL: http:// www. economy. nayka. com. ua/?op=1&z=2956

9 Нефедова Т. Г. Сельская Россия на перепутье: Географи-

ческие очерки. - М. : Новое издательство, 2003. - 408 с.

10 Павлов О. Сшьсью урбан/зован/ зони i ареали як специф/ч-

ний об'ект функц/онування та управлння // Всник державноТ служби УкраТни. - 2005. - № 3. - С. 34-38.

УДК 911 37

И.В. Абросимова, О.Г. Завьялова Курганский государственный университет

УСТОЙЧИВОЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЮЖНОГО ЗАУРАЛЬЯ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ

Аннотация. В статье рассматривается этнокон-тактная зона Южного Зауралья как этногеосистема регионального уровня, и на основе этногеосистемного

анализа характеризуются отельные аспекты современной этнокультурной ситуации Курганской области.

Ключевые слова: этногеосистема, этнокультурная ситуация

I.V. Abrosimovs, O.G. Zavyalova Kurgan State University

SUSTAINABLE ETHNOCULTURAL DEVELOPMENT OF SOUTH URAL IN SPACE AND TIME

Abstract. The article dwells on ethnic contact area of South Ural as ethnic geosystem of regional level and describes certain aspects of the modern ethnocultural situation in Kurgan Oblast on the basis of ethnic geosystem analysis.

Keywords: etnic geosystem, ethnocultural situation.

Современные социальные процессы в России протекают весьма противоречиво и не всегда эффективно, что свидетельствует о необходимости углубления комплексных исследований функционирования и пространственной социальной и этнической организации общества. Следует согласиться с выдающимся историком России В.О. Ключевским (1987), выделяющим «четыре исторические силы», которые создают и направляют развитие этносов: а) природа страны; б) физическая природа человека; в) личность; г) общество [5]. Н.В. Тимофеев-Ресовский подчеркивал, что сосуществование биосферы и человечества во многом зависит от этнической структуры общества, фактически разрушенной в XX веке. Он рассматривал этнос как формирующийся тысячелетиями механизм отбора и поддержания генофонда, культуры взаимодействия общества с природой [7].

В настоящее время в науке общепризнанными являются ряд парадигм: пространственно-временная (интегральная), территориальная, геосистемная и др.Территориальная парадигма рассматривает территорию как «арену взаимодействия» и «колыбель» этносов, различных движущих сил и факторов в развитии природы и общества, их обусловленность и сопряженность.

Геосистемная парадигма, базируясь на положениях общей теории систем, позволяет решать вопросы комплексного и целостного функционирования геосистем (природных, социальных, экономических, интегральных и др.), определять факторы их устойчивости и изменчивости. По мнению Л.Н. Гумилева, общество является глобальной этносистемой, в которой базисную роль играют процессы этноприродного взаимодействия, эволюция этносов в «кормящих» ландшафтах [3]. Пространственно-временная парадигма связана с определением «генетического» или «этнокультурного кода» того или иного природно-хозяй-ственного ландшафта, этноса, региона. О реальности этнического пространства как «своеобразного поряд-

ка существования и осуществления через социальные формы генетически тождественного сообщества» свидетельствуют выводы Ю.В. Бромлея, И.Ю. Гладкого и др. [2]. Оно охватывает генетический, экологический, социокультурный порядок бытия этноса. Через этническое пространство реализуется и этнос, и этно-формы в единстве взаимодействия биологического и социального («крови и почвы»).

Интегральный пространственно-временной системный анализ этнокультурного развития того или иного региона позволяет «включать» исторические, географические, демографические, общественные факторы в целостную этнокультурную трансформацию, что поможет гораздо лучше «увидеть» современные тренды развития. На основе этого подхода нами был предложен и апробирован этногеосистемный метод анализа тысячелетнего развития и эволюции этногеосистем лесостепного Зауралья [4]. Он позволил подтвердить ряд принципиальных закономерностей этнокультурного развития региона, в частности, принцип структурной этноконтактности в формировании в Южном Зауралье тюрко-славянской этноконтактной зоны. Кроме того, был сформулирован принцип бинарности в развитии и выделен ряд других специфических особенностей этнокультурного развития данной территории: изначально устный характер зауральской культуры, торгово-ку-печеский экономический тренд, энергетическое мельничное хозяйство, пограничье и др.

Развитие территориальных структур в полиэтнических или этноконтактных регионах (к таковым исторически относится и территория лесостепного Зауралья) происходит, как показал анализ, в особых условиях. Геосистемы в этом случае необходимо рассматривать с учетом их «природной» (ландшафтной) составляющей и особенностей природопользования главных «природопотребителей» - этносов. В результате взаимодействия этносистем и геосистем формируются интегральные образования, которые можно определить как «этногеосистемы». Этногеосистемы -это устойчивые этнические общности людей, образующиеся в ходе освоения территории «материнских» ландшафтов (природопользования и хозяйствования) и их «общежития».

Этногеосистемы являются фундаментальной базой развития этноконтактных территорий. «Контактные зоны», с одной стороны, сохраняют континуальность (единство) пространства, с другой - подчеркивают его дискретность. Появление контактной зоны по существу означает появление «качественно нового объекта» со «своими» закономерностями и взаимосвязями, «вырастающими» из прошлого, но в которых заложены уже иные качественные и количественные отношения и сопряжения.

Эволюция этногеосистем есть процесс развития пространственно-временной и структурной организации в результате смены инноваций в природопользовании (ресурсозамещения), смены технологических укладов. В точках бифуркаций (выбора) развития в этногеосистемах действуют не случайности, а этно-константы (культурные коды этносов, их архетипичес-

кие особенности), вокруг которых и сталкиваются различные варианты выбора. На их основе «выкристаллизовывается» приемлемый путь развития. Взаимодействие этносов, их расселение, совместное хозяйственное освоение территории на основе разнообразных средоформирующих и ресурсовоспроизводящих свойств материнских ландшафтов - «обителей» этносов приводит к формированию интегральных этногео-систем со всеми вытекающими этнокультурными атрибутами (расселения, природопользования, системами труда и быта, досуга и отдыха). Этногеосистемный анализ способствует вычленению ведущих институтов развития в тот или иной период времени. Так, например, башкиры «растеряли» традиционное «тысячелетнее» коневодство менее чем за сто лет в результате активного воздействия русских земледельцев-переселенцев, что вызвало тяжелейший системный этнический кризис.

Таким образом, этнокультурное развитие означает эволюционно заданный, необратимый процесс структурного усложнения этногеосистем, их качественного изменения. Изучение положительного опыта совместного мирного сосуществования и взаимодействия тюркских и славянских народов Южного Зауралья в течение XVШ-XX вв., освоения ими зауральских земель имеет непреходящее значение. Феномен культурной смешанности, гибридности этнических культур в настоящее время остается пока менее изученным явлением в отличие от исследований межэтнической конфликтологии. Общая тенденция во взаимоотношениях зауральских этносов была направлена на взаимодействие, а не на конкуренцию, в результате чего сложился мирный тип этноконтактной зоны, что является безусловным «багажом», «подушкой безопасности» и важным этноисторическим потенциалом территории, который следует беречь и активно преумножать.

Прогнозирование развития региона необходимо вести с учетом того, что вся система межнациональных и этноконтактных отношений общества основана на сложной опосредованной детерминации, в силу чего необходим синтез и интеграция всех составляющих этнического развития. К сожалению, действующие ныне в России социальные, политические, экономические, административные институты весьма далеки от природной и этнокультурной составляющей развития, слабо отражают и учитывают этнический фактор.

Устойчивое развитие этнических районов сельской местности зависит от решения множества задач: создания адекватной природно-ресурсному потенциалу эффективной отраслевой структуры хозяйства и ландшафтно-адаптивного природопользования, действенного местного самоуправления, развития самоорганизации населения, гибкой национальной и миграционной политики, развития социальной и этнокультурной инфраструктуры. Наиболее эффективным таксоном в разработке планов устойчивого развития данных территорий будет понятие «этническая сельская местность».

Современная этнокультурная ситуация в регионе

на рубеже XX и XXI веков характеризуется все большей «внешней» унификацией и трансформацией основных форм жизнедеятельности этносов, но это только «видимая» часть айсберга. Гораздо большая его составляющая - этнокультурная, которая гораздо «слабее» проявляется количественно и тем более качественно. Для примера рассмотрим этническую структуру населения Курганской области на основе показателей Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг. Для определения территориальности в размещении основных этносов Курганской области нами был использован коэффициент локализации. Коэффициент локализации (Кл) вычисляется как соотношение двух относительных величин: А - численность представителей конкретного этноса в пределах того или иного административного района к численности данного этноса в области; В - общая численность населения района к численности населения области: Кл=А/В [1].

Числовые значения коэффициента локализации,

превышающие единицу, говорят об «избытке» явления: чем больше значение коэффициента локализации, тем больше концентрация данного этноса в районе (рисунок 1).

Среди областей Уральского региона в Курганской области наиболее высок процент русского населения -90,8% (2010 г.): Свердловская область - 90,6%, Пермский край - 87,1%, Челябинская область - 83,8%, Оренбургская область - 75,9%, Республика Удмуртия -62,2%, Республика Башкортостан - 36,32%), превышает этот показатель и средний по России - 83% [6].

Русские преобладают во всех районах и городах области, за исключением Сафакулевского района, где они лишь третьи по численности. В Альменевском районе русское население составляет треть. Выше среднеобластных показателей «имеют» тринадцать районов области (центральные, северные, северо-западные), еще четыре района (восточные и западные) близки к этому параметру.

Свердловская обл. /

' ^ N

Тюменская область

2

Г

Ь-.

V

4 ^

^ Республика Казахстан

гЧ10

Условные знаки: доля русских по района, %

более 90%

Р от 50 до 90% | менее 50%

доля этносов (кроме русских) по районам:

О татары О белорусы

| башкиры | удмурты

| украинцы I чуваши

| казахи Щ ДРУ^е ] немцы

Цифрами обозначены районы: 1.Катайский 13.Варгашинский

2. Дапматовский

3. Шадринский

4. Шатробский

5. Каргапольский

6. Белозерский

7. МокроусоБский

8. Частоозерский

9. Петуховский

10. Макушинский

11. Лебяжьевский

12. Половинский

Рисунок 1 - Этническая структура населения Курганской области

14. Кетовский

15. Юргамышский

16 .Мишкинский

17 .Шумишнский 13. Щучанский

19. Сафакулевский

20. Апьменевский

21. Ц елинный

22. Куртамышский

23. Звериноголовсп

24. Притоболвнвш

Согласно расчетам, Кл русского населения характеризуется равномерностью (в 22 районах из 24), он составляет от одного до двух.

Показатели удельного веса татарского населения (1,9%) в этнокультурном пространстве области меньше, чем в целом по России (3,83%). Они минимальны и среди регионов Урала. Так, в Республике Башкортостан - 24,14%, Оренбургской области - 7,6%, Республике Удмуртия - 6,7%, Челябинской области - 5,4%, Свердловской области - 3,5%, Пермском крае - 4,6%. Согласно материалам переписей (2002, 2010), 2/3 татар Курганской области проживает в сельской местности. Территориально татары сосредоточены в Аль-меневском (20%), Сафакулевском (30%) районах, превышение среднеобластного показателя по удельному весу татарского населения наблюдается еще в шести районах области (Звериноголовском, Целинном, Шад-ринском, Шатровском, Шумихинском, Щучанском). Показатели коэффициента локализации также свидетельствуют о компактности размещения татарского населения в пяти районах области, среди которых выделяются Сафакулевский и Альменевский районы, где Кл составляет 18,7 и 13,6 соответственно. В числе лидеров по показателю Кл татар стоит и Шадринский район - 2,1-2,3.

Третьим по численности в Курганской области является башкирский этнос - 13,66 тыс. человек. Относительные показатели численности башкирского населения составляют 1,4%, что больше среднего по России - 1,15%, а в Уральском регионе область занимает четвертое место, уступая Республике Башкортостан (29,76%), Челябинской области (4,8%), Оренбургской (2,3%), превышая показатели Пермского края (1,29%), Свердловской области (0,83%), Республики Удмуртия (0,2%).

Среди районов области лидерами по удельному весу и концентрации башкирского населения являются Сафакулевский и Альменевский районы, в которых проживает около 62% всех башкир. Данные районы имеют и самые высокие показатели коэффициента локализации башкир - 32,68 и 21,95, соответственно. Выше среднеобластного показателя удельного веса башкир имеет Щучанский район, Кл - 2,6. Эти данные свидетельствуют о достаточно компактном размещении представителей башкирского этноса в пределах области.

Казахское население области имеет повышенную долю (1,3%) по сравнению с Россией (0,45%) и большинством регионов Урала, уступая только Оренбургской области (6,0%). В остальных субъектах Уральского региона доля казахского населения крайне низка в силу географических и исторических особенностей развития. Концентрация казахов по районам области не превышает 13% (Макушинский и Куртамышский районы - по 12,1% в каждом, Звериноголовский, По-ловинский районы - по 8,3%, а в остальных районах менее 8%). Коэффициент локализации колеблется от 0,16 в Сафакулевском до 6,6 в Звериноголовском районе. Пять районов имеют Кл выше единицы, большая часть представителей данной этнической группы тя-

готеет к пограничным, этноконтактным с Казахстаном районам области (Притобольный - ок. 3%, Частоозер-ский - 5%, Макушинский - 8,3%, Звериноголовский -9,9%).

Казахское население дисперсно, не образует компактных районов проживания. Дисперсность расселения казахов объясняется тем, что они значительно позже образовывали постоянные поселения, т.к. данная территория продолжительное время входила в состав татарского Сибирского ханства.

Таким образом, несмотря на довольно продолжительное по времени и исторически разнообразное этнокультурное пространство, современная ситуация в Курганской области отличается значительной унификацией основных форм этнокультурной жизнедеятельности.

Отмечается доминирование русского языка, что связано с его интегративной и этноконтактной ролью. Русский язык выступает в качестве универсального средства культурного диалога. Наиболее высокий уровень интегрирования (99-100%) отмечается у изначально нерусскоязычных представителей славянской группы (украинцев, белорусов), а также этнофоров татар, башкир и казахов, которые в силу исторических причин долгое время взаимодействовали с русскими в Южном Зауралье. К менее интегрированным относятся представители этнических образований, являющиеся выходцами из азиатских стран, как входящих, так и не входящих в состав СНГ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В зависимости от владения русским языком и языком своей национальности среди представителей (этнофоров) изначально нерусскоязычных этнообра-зований можно выделить три типа «языковых коллективов»:

1) владеющих как русским языком (в разной степени), так и языком своего этноса (в разной степени);

2) владеющих только русским языком;

3) владеющих только языком своей национальности.

По итогам переписи 2010 г., на владение татарским языком указали 59,6% от численности данного этноса, башкирским - 67,7%, казахским - 49,5%, украинским - 36,6%. Максимальную степень владения родным языком показывают жители сельской местности. Владеющих только языком своего народа в Курганской области немного - около 1% .

Материалы социологического опроса свидетельствуют о несколько большем «владении». Так, первые два типа «языковых коллективов» представлены, соответственно: у татар - 73% и 27%; у башкир - 84% и 16%; у казахов - 97% и 3%; у украинцев - 44% и 56%; у белорусов - 35% и 65%. В 1993-1994 гг. среди татарского населения доля владеющих русским языком и языком своего народа была еще большей - 81 %, у башкир - 89%.

Вместе с тем владение русским языком изначально у нерусскоязычных представителей не всегда означает, что они признают русский язык родным. Так, в качестве родного языка на русский указывают среди татар около 9%, башкир - 5%, казахов - 2%. В

большинстве случаев русский в качестве родного языка характерен для городских жителей.

Таким образом, здесь мы сталкиваемся с явлением этническойреиндификации. Процессы этнической реиндификации (увеличение доли «языкового коллектива», например, владеющего только русским языком среди «нерусских» этнических образований) свидетельствуют о глубоких трансформационных процессах внутри этнических групп. Утрата знания национального языка (даже частичная) грозит рисками этнокультурной утраты.

Отрицательное влияние на развитие языкового компонента оказала и существовавшая в рамках СССР политика языковой русификации. Развивалась тенденция вытеснения национальных языков в сферу семейно-бытового общения, зачастую в форме смешанной (русско-татарской, русско-башкирской и т.д.) речи. Так, в районах компактного проживания башкирского и татарского этносов в рамках области только 42% татар и 24% башкир используют язык своей национальности в профессиональной деятельности.

Однако данные ассимиляционные тенденции во многом являются вынужденными, «ложными» в силу недостаточности изучения языков в школах, центрах национальных культур. Так, в 30-40х гг. ХХ века на территории современных Альменевского и Сафакулев-ского районов насчитывалось 67 татаро-башкирских школ, в том числе 9 неполных средних и 58 начальных. Обучалось родному языку 87% детей татарской и башкирской национальностей. В настоящее же время таких школ насчитывается 21. Кроме того, одна в Шад-ринском районе, где язык изучается как самостоятельный предмет, еще в одной школе казахский язык изучается факультативно (Петуховский район) и работает так называемая воскресная школа в р.п. Лебяжье.

По национальным языкам школы распределяются следующим образом: башкирский язык - 18 школ, татарский язык - 5 школ, казахский язык - 2 школы. Помимо школ национальные языки изучаются при центрах национальных культур и в Домах народного творчества. В частности, казахский язык изучается в селах компактного проживания казахов: Обутковское, Деулино, Большое Приютное, Каманганское, Лебяжье. Белорусский, украинский языки преподаются при центрах национальных культур «Батьковщина» и «Ясень» в г. Кургане, при которых действуют воскресные школы и лингвистические курсы.

Таким образом, системным изучением национальных языков охвачена только треть школьников. В регионе в целом и в отдельных его районах зачастую наблюдается искусственное «сужение» области их применения, что приводит к риску утраты и обеднению этнокультурного пространства региона.

Список литературы

1 Абросимова И. В. Формирование и современное состояние

этноконфессионального пространства Курганской

области : автореф. дис. ... канд. геогр. наук. - Пермь,

2013. - 23 с.

2 Гладкий И. Ю. Географические основы этнической эколо-

гии : автореф. дис.... д-ра геогр. наук. - СПб., 2006. - 45 с.

3 Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - 2-е изд. - Л. :

ЛГУ, 1989. - 495 с.

4 Завьялова О. Г. Природопользование и развитие: этногео-

системный анализ (на примере Южного Зауралья). -Тюмень : ТГУ, 2004. - 252 с.

5 Ключевский В. О. Курс русской истории. - М. : Наука, 1987. -

Т. 1. - С. 50.

6 Население наиболее многочисленных национальностей по

источникам средства к существованию по субъектам Российской Федерации. URL: http://www/gks.ru/free_doc/ new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm

7 Тимофеев-Ресовский Н. В. Истории, рассказанные им

самим, с письмами, фотографиями и документами. -М. : Согласие, 2000. - 880 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.