Научная статья на тему 'Устное повествование в детской речи (по материалам эксперимента)'

Устное повествование в детской речи (по материалам эксперимента) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
406
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ / СМЫСЛОВОЕ ЯДРО ИСТОРИИ / КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / СОБЫТИЙНАЯ СТРУКТУРА / СКОПЛЕНИЕ / НЕСФОКУСИРОВАННАЯ НАРРАТИВНАЯ ЦЕПЬ / СЕКВЕНЦИИ / СФОКУСИРОВАННАЯ НАРРАТИВНАЯ ЦЕПЬ / ПРИМИТИВНЫЙ НАРРАТИВ / НАСТОЯЩИЙ НАРРАТИВ / CORE/NUCLEUS OF A STORY / ORAL NARRATIVE / COGNITIVE DISCOURSE STRATEGIES / MENTAL EVENT STRUCTURE / HEAPS / UNFOCUSED CHAINS / SEQUENCES / FOCUSED CHAINS / PRIMITIVE NARRATIVE / TRUE NARRATIVE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юрьева Надежда Михайловна

В статье рассматривается повествование в дошкольном детстве и его особенности у русскоязычных детей от 3 до 7 лет. Используемые эмпирические материалы получены в эксперименте по рассказыванию истории на основе небольшой книги без текста [Mayer 1969]. Анализ устных детских повествований позволил выявить разные типы повествования в детской речи, а также различные когнитивно-дискурсивные стратегии, действующие при создании повествования детьми дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Oral Narrative In Child Language (Materials Of The Experiment)

The article is an effort to consider the process of the narrative development in ontogenesis and to define some particular traces of oral narration in children. The empiric materials were received in the experiment with a small book without text [Mayer 1969]. The analysis of the narratives enabled us to reveal various types of oral narrative in the language of children, as well as various cognitive-discourse strategies functioning in children’s narration.

Текст научной работы на тему «Устное повествование в детской речи (по материалам эксперимента)»

н.М. Юрьева УДЕ 81'23

устное ПОВЕСТВОВАНИЕ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ (по материалам эксперимента)

В статье рассматривается повествование в дошкольном детстве и его особенности у русскоязычных детей от 3 до 7 лет. Используемые эмпирические материалы получены в эксперименте по рассказыванию истории на основе небольшой книги без текста [Mayer 1969]. Анализ устных детских повествований позволил выявить разные типы повествования в детской речи, а также различные когнитивно-дискурсивные стратегии, действующие при создании повествования детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: устное повествование, смысловое ядро истории, когнитивно-дискурсивные стратегии, событийная структура, скопление, несфокусированная нарративная цепь, секвенции, сфокусированная нарративная цепь, примитивный нарратив, настоящий нарратив.

Nadezhda M. Yurieva

ORAL NARRATIVE IN CHILD LANGUAGE (MATERIALS OF THE EXPERIMENT)

The article is an effort to consider the process of the narrative development in ontogenesis and to define some particular traces of oral narration in children. the empiric materials were received in the experiment with a small book without text [Mayer 1969]. the analysis of the narratives enabled us to reveal various types of oral narrative in the language of children, as well as various cognitive-discourse strategies functioning in children's narration.

Key words: oral narrative, cognitive discourse strategies, core/nucleus of a story, mental event structure, heaps, unfocused chains, sequences, focused chains, primitive narrative, true narrative.

В^З отличие от многолетней обращенности к нарративу разных областей гуманитарного знания онтолингвистика долгое время оставляла без внимания вопросы становления связной устной речи. Способность к продуцированию повествовательных текстов, рассказов, историй часто связывают с периодом старшего дошкольного детства и детьми 5 - 6 лет. Вместе с тем наблюдения указывают на то, что нарративные дискурсивные умения начинают формироваться очень рано и проявляются в самых разных видах дискурсивной активности ребенка уже в раннем дошкольном возрасте. Генетически исходной формой в ходе становления речевой коммуникации является диалог, но без изучения становления устного повествования у детей не могут быть поняты основные особенности речевого онтогенеза.

Повествование понимается нами как сложный порождающий процесс, вбирающий в себя несколько взаимодействующих уровней:

а) уровень восприятия и понимания индивидом происходящих событий;

б) уровень наррации, т.е. самого процесса рассказывания;

в) уровень повествовательного текста как продукта процесса повествования.

Нами предпринята попытка осмысления развития повествования у детей дошкольного возраста и выявления в эксперименте «многоликости» повествования и разнообразных повествовательных стратегий, участвующих в повествовательной деятельности. Применительно к экспериментальной ситуации нарративный процесс опирается на некоторую исходную последовательность событий (например, иллюстрации, воспроизводящие некоторую историю), осмысленную ребенком и превращенную в представление о событии, которое получает ту или иную репрезентацию в устном повествовании.

Эксперимент проводился с русскоязычными детьми от 3 до 7 лет, посещавши-

ми детский сад. Детям предлагалось рассказать сказочную историю про лягушку, представленную в серии иллюстраций без вербального текста [Mayer 1969]. Основная цель - зафиксировать детский нарратив как целостное явление речевой деятельности на разных этапах его становления у детей дошкольного возраста. По гипотезе в процессах «действительного использования языка» существует взаимосвязь между развитием понятийного мышления, связной повествовательной речи и ее продуктов.

Анализ материала проводился с ориентацией на ряд исследований и их результаты, а именно:

- на выделенные Л.С. Выготским формы понятийного мышления [Выготский 1982], которые для нашего исследования важны как различные генетические познавательные формы, включенные в создание повествования;

- на предложенные А. Эпплби в ходе изучения устных рассказов американских детей типы повествования у детей: heaps, sequences, primitive narrative, unfocused chains, focused chains, true narrative [Applebee 1978]. В ходе анализа зафиксированного материала мы воспользовались терминологией А. Эпплби. Предложенные им типы повествования получили такие наименования, как скопление, или неупорядоченное множество повествовательных высказываний; секвенции, или последовательный ряд повествовательных высказываний; примитивный нарратив; несфокусированная нарративная цепь; сфокусированная нарративная цепь; настоящий нарратив;

- на исследования структурного направления в изучении «морфологии сказки» и повествования [Пропп 1969; Labov, Waletzky 1967: 12-44];

- на идеи когнитивно-дискурсивного подхода к анализу текста, который разрабатывается в исследованиях [Новиков 1983; Шахнарович 1995; Седов 2004; Сигал 2001].

Результаты анализа. Цель анализа состояла в том, чтобы выявить основные повествовательные формы, наблюдающиеся в дискурсивной деятельности детей разного дошкольного возраста, зафиксировать усложнение смысловой структуры повествования, формирование смысловой целостности и связности в повествованиях.

Общий объем текстового материала -72 рассказа. Количественные данные см. в таблице 1, в которой отражены основные формы нарратива, зафиксированные в каждой группе испытуемых.

Младшая и средняя группы: дети трех - пяти лет.

«Скопление», или неупорядоченное множество высказываний, - это наиболее ранняя форма организации повествовательного дискурса, когда целого осмысленного повествования не складывается. Для «скопления» характерны такие особенности, как перечисление действий участников истории, без выстраивания последовательности событий и их структурации во времени; регулярное использование дейк-тических средств; обращения к экспериментатору.

Существенная характеристика повествований в виде «скопления» состоит в том, что фрагменты повествования семантически не связаны между собой и не соотнесены с общим смыслом истории. В повествовании не вербализуется сюжетная линия и отсутствуют смысловое ядро, экспозиция и конец истории.

По каждому эпизоду ребенок сообщает о действиях участников истории с помощью простых высказываний, отражающих ситуативное восприятие ребенком фрагментов изображения и имеющих пропозициональную структуру «субъект - действие», «субъект - действие - объект действия». При этом логическая связь между эпизодами не устанавливается. Заметной особенностью этой формы повествования является значимость для ребенка зрительной, наблюдаемой информации. По данным Ж. Пиаже, детям (заметим: того времени) вплоть до 7-8 лет свойственна тенденция сополагать суждения вместо подчинения их одно другому. В восприятии, в мышлении ребенка обнаруживается тенденция связывать разные, не имеющие внутренней связи элементы в нерасчленен-ный, слитный образ [Пиаже 1997: 63].

Младшая гр. 3 - 4 г. Средняя гр. 4 - 5 л. Старшая гр. 5 - 6 л. Подготовит. гр. 6 - 7 л.

Скопление 12 1

Секвенции или последовательный ряд повествовательных высказываний 1 7

Несфокусированная нарративная цепь 5 4 3 6

Примитивный нарратив 2 4 2 5

Сфокусированная нарративная цепь - - 2 8

Настоящий нарратив - - 3 2

Таблица 1. Количественные данные. 116 Вопросы психолингвистики

Для иллюстрации приведем одно из повествований, представляющее собой «скопление». (Здесь и далее цифры в текстах соответствуют номерам страниц в книге [Mayer 1969]).

1. В бутылку залез, там лягушка там.

5. Он кличет что-то там.

А это что? Вишь, собачка. Вот лезет.

12. Упал он, видишь, сова тут.

13. Это зима.

17-18. Упал.

А у меня азбука есть.

22-23. Там лягушка, а он...

Собачка туда полезла, а мальчик смотрит.

24. А потом опустили и все.

Следующая повествовательная форма - «несфокусированная нарративная цепь» - построена по принципу «цепного комплекса», поэтому в результате возникает повествовательная цепочка, начальное звено которой имеет незначительную связь с конечным звеном. Важная особенность «мышления в комплексах» состоит в том, что в комплексе отсутствуют иерархические отношения признаков, все признаки равны в функциональном значении. По Л.С. Выготскому, «цепной комплекс» является наиболее чистым видом комплексного мышления, данный комплекс лишен всякого центра. [Выготский 1982: 145].

Содержание повествования в виде несфокусированной нарративной цепи продвигается по звеньям подобной цепи. При этом отдельное звено, представленное одним или несколькими высказываниями, может быть не связано с началом повествования и со смысловым ядром истории. Для иллюстрации приведем одно из повествований.

1. Мальчик, лягушка и собака.

Мальчик спал, а лягушка залезла на

бутылку.

2. Мальчик увидел банку.

3. Потом мальчик взял кроссовку и посмотрел, кто там.

4. А собака надела на голову банку.

6-8. А собака облизывает мальчика. И собака упала, и мальчик кричал. И потом собака хотела залезть на дерево. И мальчик залез на дерево и посмотрел, кто там.

12. Мухи. А собака убежала, а мальчик потом упал.

Мальчик кричал.

15-16. И залез на оленя.

17. И упал потом, и собака упала.

18-19. И они упали, и мальчик смеется в воде.

20. И там собака утонула.

22-23. И мальчик увидел лягушек.

24. И все лягушки стали квакать. Мальчик поднял руку.

Повествовательная форма «примитивный нарратив» у детей младшей группы зафиксирована всего в двух рассказах. Примитивный нарратив соответствует второй фазе в развитии комплексного мышления, которая отмечена объединениями предметов и конкретных образов вещей в группы, названные Л.С. Выготским «коллекцией». Эта концептуальная структура основана на отношениях взаимной дополнительности и строится как объединение в некоторое целое разнородных, но взаимно дополняющих частей, которые подбираются по признаку функционального дополнения.

Примитивный нарратив отмечен рядом характерных элементов: имеется конкретное смысловое ядро - событие; сюжет истории развивается в ходе повествования через дальнейшие события, действия героев. В примитивной форме нарратива ядро истории и ее расширение происходит через конкретные действия основных участников, в основном через соположение происходящих в истории событий, которые визуально наблюдаемы, но не осмысляемы с точки зрения связей между происходящими событиями. Приведем один из таких детских нарративов. Протокол 9. Анализ дается в [Юрьева 2013].

1. Жил — был мальчик, у него с ним жили собака и лягушка. Они охотились.

2. Лягушка вылезла.

3. А собака проснулась.

5. Стали они звать: «Лягушка, вернись!».

7. «Не беспокойся, найдется лягушка».

8. «Ау, лягушка, вернись!». И так она лаяла.

10. Здесь хомячок: «Куда вы идете?» - «Лягушку искать».

11. Собака оторвала мешочек. А хомячок спрашивает: «Куда вы бежите?» -«Мы ищем лягушку».

12. Вот прилетела сова и говорит: « Куда же вы идете?» - «Мы ищем лягушку».

15. Тут олень: «Куда же вы спешите?» - «Мы ищем лягушку».

17-19. И утонули, и спаслись, и вылезли и...

«Мы лягушку ищем», - говорят они.

24. У него в руках лягушка.

У детей средней группы повествовательный процесс мало отличался от его протекания у детей младшего возраста. Однако здесь обнаружена неординарная устная дискурсивная форма (несколько текстов), которая не трактуется нами как устное повествование, поэтому она не отражена в таблице. В этом случае говорящий ограничивается только перечислением предметно-субъектного ряда, изображенного на иллюстрациях, которое, по нашему мнению, можно трактовать как начальный этап осмысления и «оречевления» событийных эпизодов. Например: Трава, лягушка, мальчик.

Также зафиксирована группа текстов в форме вопросно-ответного диалога взрослого и ребенка.

В большинстве повествований отсутствует смысловое ядро истории, дети прибегают к последовательному описанию каждого отдельного события без указания на их причинно-следственные отношения. Таким образом, в повествованиях 4-5-летних детей преобладает когнитивно—дискурсивная стратегия описания и перечисления, когда рассказчиком описываются одновременно существующие факты. В

подобных случаях мы имеем дело с повествованием, где тема представлена через перечисление одного за другим «фактов — действий», т.е. происходящие события прослеживаются в их действенном виде.

В этот период происходит освобождение повествования от непосредственной наглядности отдельных эпизодов истории, происходит освобождение смысла повествования от «жесткого» наглядного поля [Бюлер 2001: 343].

В большинстве повествований детей средней группы структурно-грамматическое оформление сверхфразовых единств осуществляется посредством наиболее элементарного способа соединения предложений в сверхфразовое единство - сочинительной связи: постоянного повторения союзов и, а и наречия потом для «зацепления» и скрепления отдельных предложений — высказываний в целостные единства. Линейная связность повествования поддерживается единством видо-временной рамки, представленной глаголами прошедшего времени. В некоторых повествованиях отмечается возникновение сочетания прошедшего и настоящего времени.

Старшая и подготовительная группы: дети 5 - 7 лет.

В повествовании происходят довольно заметные изменения, проявляющиеся в осмыслении ребенком целостности сюжета, возникновении смыслового ядра истории, сфокусированности повествования и оформлении связной нарративной цепи. Об этой тенденции свидетельствует (см. табл. 1) появление таких повествовательных продуктов, как «примитивный нарратив», «сфокусированная нарративная цепь» и «настоящий нарратив». В этот возрастной период упорядочение воспринимаемых событийных фрагментов у детей преимущественно проходит на основе цепной связи, опирающейся на отношения соположения и противопоставления отдельных эпизодов, действий участников истории и результатов этих действий.

Здесь же отмечается тенденция к абстрагированию от подробного описания деталей наглядного изображения: выделение наиболее значимых элементов происходящих событий, их анализ и упорядочивание. Происходит процесс «свертывания» и формирования некоторого мысленного целостного образования [Новиков 1983: 55-56], что, вероятно, и способствует выделению событийного ядра истории и формированию целостного повествования.

Таким образом, в этот период у детей происходит постепенное изменение механизма повествования: отрыв от наглядного изображения и чувственно—наглядной данности и перенос нагрузки в ходе дискурса в собственно речевую плоскость.

Во многих случаях повествование строится с использованием инициальных фраз - зачина истории, вводящего слушателя в ситуацию повествования, знакомящего с основными участниками истории и одновременно как бы стремящегося освободить повествование от «жесткой» проекции речи на наглядные иллюстративные компоненты изображения. Происходит расширение содержания повествования за счет включения событий, имевших место в прошлом и не представленных в наглядном плане истории. В концепт «события» включается «пресобытие» [Шабес 1989: 82-83]. Ср.: Жил мальчик. С ним жила собака. Он нашел лягушку.

В историях, рассказанных детьми 5-6 лет, в большинстве случаев повествование следует непосредственно за изображаемыми событиями. В единичных случаях, помимо описательной речи, относящейся к конкретной наглядной канве событий, отмечается включение рефлексивной дискурсивной деятельности.

В этот период смысловое ядро истории, состоящей из последовательности взаимосвязанных событий, чаще всего осмысливается детьми, в повествовании отражается событийная взаимосвязь, которая имеет адекватную языковую

репрезентацию.

Анализ материалов по подготовительной группе показал, что на данной ступени в речевой деятельности детей выделяются две повествовательные тенденции.

Во-первых, отмечается тенденция к созданию целостного связного повествования и таких повествовательных форм, как «примитивный нарратив», «сфокусированная нарративная цепь» и «настоящий нарратив». Во-вторых, продолжает действовать другая заметная тенденция, представленная повествовательной «секвенцией» и «несфокусированной нарративной цепью», которые у детей 6-7 лет составляют около половины повествований.

В этот период наблюдается целый ряд когнитивно—дискурсивных стратегий, включенных в порождение повествования [см. Юрьева 2013].

В ходе анализа повествовательного дискурса, зафиксированного у детей в возрасте от 3 до 7 лет, выявлены разные формы повествования - шесть основных вариантов нарративной формы, а также основные когнитивно-дискурсивные стратегии, участвующие в процессе воссоздания «событийного» образа в устной речи детей дошкольного возраста. Показано, что процессы порождения связной повествовательной речи у детей в дошкольный период предстают в виде неоднородной совокупности разных по смысловой сложности, целостности и лингвистической связности повествовательных продуктов.

На дошкольной ступени речевого онтогенеза детский повествовательный дискурс представляет собой специфический ансамбль повествовательных продуктов и является дискурсивным средством организации личного опыта ребенка, отражая процесс формирования «образа события» и когнитивной событийной структуры, его эмоционально-оценочное отношение к событию и достигнутый к конкретному периоду уровень языковой и коммуникативной компетенции ребенка.

Список литературы

Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. - М., 2001. - 502 с. Выготский Л.С. Мышление и речь // В кн.: Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти тт. Том II. Проблемы общей психологии. - М., 1982. - С. 5-361.

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. 7-е изд. - М., 2009.

- 137 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. - М., 1984. - 175 с. Мальцева Н.Г. Устный дискурс русских и английских детей в возрасте 5-6 лет. Дис. ... канд. филол. наук. - Саратов, 2002.

НовиковА.И. Семантика текста и ее формализация. - М., 1983. - 214 с. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. - СПб., 1997. - 282 с. Пропп В.Я. Морфология сказки. Изд. 2-е. - М., 1969.

Седов К.Ф. Дискурс и личность. Эволюция коммуникативной компетенции. - М., 2004. - 317 с.

Сигал К.Я. Сочинительные конструкции и дискурс // Известия РАН. Сер. лит. и яз. Т. 60. № 5. 2001. - С. 42-45.

Теория развития. Дифференционно-интеграционная парадигма. - М., 2009. (в тексте

- ТР).

ХолоднаяМ.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. - М., 2002. - 302

с.

Шабес В.Я. Событие и текст. - М., 1989. - 175 с. Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. - М., 1995. - 93 с.

Юрьева Н.М. Онтогенетические типы устного повествования на дошкольной ступени // Вопросы психолингвистики, 2012, №2. - С. 40-57.

Юрьева Н.М. Механизмы онтогенеза связной речи: динамическая типология устного повествования на дошкольной ступени (по материалам эксперимента) // К.Я. Сигал, З.Н. Бакалова, Н.И. Пущина, Н.М. Юрьева Очерки по синтаксису связной речи. - М., 2013. - С. 96-136.

Applebee A. N. The child's concept of story. Ages two to seventeen. Chicago; London, 1978.

- 97 с.

Labov W., Waletzky J. Narrative analysis: Oral versions of personal experience // Essays on the verbal and visual arts. Seattle, 1967. - С. 12-44.

Mayer M. Frog, where are you? - New York, 1969. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.