Научная статья на тему 'Устная монологическая речь младших школьников на уроке математики'

Устная монологическая речь младших школьников на уроке математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьник / развитие речи / устная монологическая речь / развернутое высказывание / математика / junior schoolboy / speech development / oral monologue / detailed statement / mathematic

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерякова Дарья Александровна

в представленной статье показаны конкретные примеры включения в решение математического задания работы над развитием устной монологической речи младших школьников на уроках математики. Выполнение подобных упражнений способствует обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, позволяет формировать навык связного изложения мыслей, строить аргументированные, обоснованные ответы. Данная статья адресована педагогам начального школьного образования и студентам, обучающимся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещерякова Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORAL MONOLOGUE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN A MATH LESSON

this article shows specific examples of including in the solution of a mathematical task work on the development of oral monologue of younger students in mathematics lessons. Performing such exercises helps to enrich the vocabulary and grammatical structure of students ' speech, allows you to form the skill of coherent presentation of thoughts, build reasoned, reasoned responses. This article is addressed to teachers of primary school education and students studying in the field of training "Pedagogical education "(profile"Primary education").

Текст научной работы на тему «Устная монологическая речь младших школьников на уроке математики»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УСТНАЯ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ Мещерякова Д.А. Email: Meshcheryakova1171@scientifictext.ru

Мещерякова Дарья Александровна - магистрант, кафедра педагогики и методики начального образования, Институт непрерывного педагогического образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

Аннотация: в представленной статье показаны конкретные примеры включения в решение математического задания работы над развитием устной монологической речи младших школьников на уроках математики. Выполнение подобных упражнений способствует обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, позволяет формировать навык связного изложения мыслей, строить аргументированные, обоснованные ответы. Данная статья адресована педагогам начального школьного образования и студентам, обучающимся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование»).

Ключевые слова: младший школьник, развитие речи, устная монологическая речь, развернутое высказывание, математика.

ORAL MONOLOGUE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN A MATH

LESSON Meshcheryakova DA.

Meshcheryakova Darya Alexandrovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND METHODS OF PRIMARY EDUCATION, INSTITUTE OF CONTINUING PEDAGOGICAL EDUCATION KHAKASS STATE UNIVERSITY NAMED AFTER N.F. KATANOV, ABAKAN

Abstract: this article shows specific examples of including in the solution of a mathematical task work on the development of oral monologue of younger students in mathematics lessons. Performing such exercises helps to enrich the vocabulary and grammatical structure of students ' speech, allows you to form the skill of coherent presentation of thoughts, build reasoned, reasoned responses. This article is addressed to teachers of primary school education and students studying in the field of training "Pedagogical education "(profile"Primary education"). Keywords: junior schoolboy, speech development, oral monologue, detailed statement, mathematics.

УДК 37.1174

Устная монологическая речь - это устное повествование или развернутое высказывание на заданную тему. Она является наиболее сложной формой коммуникации, так как требует достаточно высокого уровня мотивации к самостоятельному изложению информации [1,с.22-25]. Актуальность проблематики ее формирования и развития обусловлена тем, что в соответствии ФГОС основная педагогическая задача - формирование полноценной личности. Владение устной монологической речью отражается на умении продуктивно общаться и убеждать с помощью языковых средств, что становится для человека одним из основных условий психологического комфорта.

Методически умелое использование математического языка обеспечивает сознательность учения, ускоряет развитие мышления как совокупности логических

операций, способности к дедуктивным рассуждениям, рациональному оперированию знаковыми системами, пространственным представлениям, запоминанию и воображению. Развитие устной монологической речи у младших школьников на уроке математики может открыть новые возможности в коррекционной работе, тем самым способствуя нормальной адаптации детей в обществе.

Вопросам обучения навыка устной речи посвящены труды К.Д. Ушинского, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой и многих других исследователей.

Проблематика обучения устной монологической речи на уроке математики в том, что в учебниках задания построены таким образом, что учащемуся не требуется устно объяснять. Например, слева нарисованы три предмета (яблоки), а справа указана цифра, которая должна соответствовать числу нарисованных слева предметов. Предлагается зачеркнуть предмет или дорисовать его, чтобы количество совпадало с цифрой. С такими заданиями дети справляются легко, его можно выполнить молча, ведь задание не предусматривает речевого сопровождения. Однако педагог должен понимать, что окончить выполнение задания на этом будет неверно. Даже если задание не предусматривает «говорения», педагог должен настаивать на том, чтобы учащийся дал устный комментарий своим действиям. Важно не только учитывать правильно ли арифметически ответил учащийся, но и то, насколько полно и развернуто он строит ответ.

Обучение устной монологической речи, а именно: высказыванию, состоящему из нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически, можно практиковать, используя задание составления задач по картинкам [2, с. 226-232]. Рассмотрим работу с таким заданием. Например, нарисован кот с градусником под мышкой и собака с перевязанной лапой, под рисунками даны равенства: 2+1=3 и 1+1=2. Задание: составь задачу по картинкам и соедини с нужным равенством. Текст задачи, как известно, состоит из необходимого минимума: условия и вопроса. Важно научить составлять условие, при этом, если ребенок затрудняется, то привести пример, помогать наводящими вопросами: кто изображен? (на картинке изображены кот и собака). Что с ними произошло? (Животные заболели) Что их беспокоит? (У кота под мышкой градусник, значит он заболел, а у собака поранилась, поэтому у нее перебинтована лапа). Итак, условие задачи: кот простудился, собака поранилась. Вопрос: сколько животных заболело? В целях развития монологической речи можно научить учащихся строить вступительное предложение. В данной задаче оно может быть таким: «Доктор Айболит лечит зверей. Коту он поставил градусник, а собаке перевязал лапу. Сколько всего зверей лечит Айболит?».

Итак, в заданиях на построение задач по картинке необходимо следить, чтобы текст задачи состоял из взаимосвязанных и логически построенных предложений. В тексте при этом должно быть три части: вступление, основная часть (условие) и заключение (вопрос). Если учащийся научится составлять такие задачи, то можно с уверенностью говорить, что он умеет строить текст определенной целевой направленности и с определенной композиционной структурой, а значит, овладел умением устной монологической речи.

Работу над развитием устной монологической речи можно проводить и в заданиях другого типа. Например, в задании нарисованы две пустые полки слева и справа, в середине нарисованы предметы (три зеленых предмета: огурец, крокодил, мяч) и три оранжевых: цветок, апельсин, ботинок). Задание: разложить по полкам предметы чем-либо схожие и посчитай сколько предметов будет на каждой из полок. В принципе, для того, чтобы решить задачу достаточно просто провести стрелки от предметов в сторону полок, тем самым показав какой предмет на какой из полок окажется. Однако с целью развития устной монологической речи важно поручить ребенку озвучить свои действия. Например, так: «На одну полку я помещу огурец, крокодила и мяч. Они похожи друг на друга цветом. Все эти предметы зеленые. На другую полку я помещу цветок, апельсин и ботинок. Они тоже похожи друг на друга цветом. Все эти предметы оранжевые. Получилось, что на каждой из полок помещено по три предмета». В примерном тексте семь предложений. Если ребенок сможет самостоятельно выстраивать подобного рода высказывания, то можно будет утверждать, что устная монологическая речь сформирована. Однако если ребенок

46

затрудняется - задача преподавателя быть наставником и добиваться развития. Если на каждом уроке математики систематично ставить задачу такого речевого развития и использовать разнообразие приемов и форм работы - непременно будет результат.

Таким образом, задания по математике должны иметь целью не только приобретение первичных арифметических способностей, развитие мышления, внимания и логики, но и развитие речи, а в особенности - устной монологической.

Именно поэтому на уроках математики преподаватель должен строить работу таким образом, чтобы задания не выполнялись младшими школьниками молча. Необходимо на всех уроках, сообщая новый материал, включать в него и те новые слова, которые являются понятиями. Раскрывая при этом их значение, следует опираться на уже сложившийся словарный фонд, чтобы ранее усвоенные слова не забывались, а вновь усваиваемые - лучше понимались и сохранялись в памяти.

Не следует экономить урочное время на построение развернутого высказывания в заданиях, которых есть возможность это сделать, ведь развитая речь - фундамент, на основе которого осуществляется процесс познания и полноценное всестороннее формирование личности.

Список литературы /References

1. Воронина Л.В. Развитие математической речи младших школьников [Текст] / Л.В.Воронина // Филологическое образование в период детства, 2015. Т. 22. С. 22-25.

2. Файзуллоева Ф.М. Моделирование обучения устной монологической речи [Текст] / Ф.М.Файзуллоева // Вестник Таджикского национального университета, 2017. Т. 2. № 37. С. 226-232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.