Научная статья на тему 'Установление зон с ограниченным правовым режимом использования территории'

Установление зон с ограниченным правовым режимом использования территории Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
236
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ / ПРИНЦИП УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ / AREA SUSTAINABILITY PRINCIPLE / ВОДООХРАННАЯ ЗОНА / WATER PROTECTION ZONE / САНИТАРНО-ЗАЩИТНАЯ ЗОНА / SANITARY PROTECTION ZONE / ОГРАНИЧЕННЫЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / URBAN DEVELOPMENT ZONING / RESTRICTED USE REGIME

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Лучникова Наталья Михайловна

Были изучены особенности установления и использования зон с ограниченным правовым режимом в условиях крупного сельского населенного пункта на примере районного центра Мамонтово Алтайского края. В программу изучения входило проведение анализа существующего использования территории села, изучение порядка выделения зон с ограниченным правовым режимом и введения особого режима использования данных территорий в рамках действующего законодательства. Согласно земельному и градостроительному законодательству на территории села Мамонтово выделены территориальные зоны. Наибольшая площадь приходится на зоны сельскохозяйственного использования и размещения жилья. Зоны с особыми условиями использования на территории села Мамонтово представлены: санитарно-защитными зонами предприятий, сооружений и иных объектов; водоохранными зонами; санитарно-защитными зонами объектов спецназначения; санитарно-защитными и охранными зонами транспортной и инженерной инфраструктуры. Для данных зон установлен специальный режим использования земель, который предотвращает вредное воздействие деятельности человека на данные объекты или снижает негативное влияние объектов на состояние окружающей среды. Действующее законодательство четко прописывает порядок установления зон с особыми условиями использования территории. В градостроительной документации данные зоны запроектированы, так как их наличие определяет систему градостроительных ограничений территории, от которых во многом зависит планировочная структура села. Но выделение этих территорий на местности и обозначение их границ специальными информационными знаками происходит очень медленно. Приходится лишь надеяться, что региональные и местные органы власти будут внимательно относиться к установлению зон с особыми условиями использования территории и требованиям устойчивого развития территории села в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Лучникова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHING THE AREAS WITH RESTRICTED LEGAL REGIME OF THE TERRITORY USE

The peculiarities of the establishment and usage of the areas with a restricted legal regime within a large rural municipality were studied using the case of the district center Mamontovo in the Altai Region. The research objectives were as following: to analyze the current use of the village territory and to study the procedures of establishing areas with a restricted legal regime and implementation of the special regime of those areas’ use within the current legislation. According to the land and urban development legislation, there are several areas in the village of Mamontovo. The largest areas are intended for farming use and residential construction. There are the following special use areas in the village of Mamontovo: the sanitary protection zones of the industries, buildings and other objects; water protection zones; sanitary protection zones of special purpose facilities; sanitary protection and clearance zones of transport and engineering infrastructure. A special regime of land use has been established for these zones; it prevents harmful effects of the human activity on these areas or reduces harmful impact of the facilities on the environment. The current legislation clearly defines the procedures of establishing areas of special territory use. These areas are planned in the urban development documents because their existence determines the system of urban development limits of the territory. However, the actual identification of these areas and their boundary designation with special signs are slow. The regional and local authorities should be very careful when establishing the areas of special use and take into consideration the requirements of village area sustainability.

Текст научной работы на тему «Установление зон с ограниченным правовым режимом использования территории»

УДК 332.362:332.37:91 1.37(571.15)

Н.М. Лучникова N.M. Luchnikova

УСТАНОВЛЕНИЕ ЗОН С ОГРАНИЧЕННЫМ ПРАВОВЫМ РЕЖИМОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ

ESTABLISHING THE AREAS WITH RESTRICTED LEGAL REGIME OF THE TERRITORY USE

Ключевые слова: градостроительное зонирование, принцип устойчивого развития территории, водоохранная зона, санитарно-защитная зона, ограниченный режим использования.

Были изучены особенности установления и использования зон с ограниченным правовым режимом в условиях крупного сельского населенного пункта на примере районного центра Мамонтово Алтайского края. В программу изучения входило проведение анализа существующего использования территории села, изучение порядка выделения зон с ограниченным правовым режимом и введения особого режима использования данных территорий в рамках действующего законодательства. Согласно земельному и градостроительному законодательству на территории села Мамонтово выделены территориальные зоны. Наибольшая площадь приходится на зоны сельскохозяйственного использования и размещения жилья. Зоны с особыми условиями использования на территории села Мамонто-во представлены: санитарно-защитными зонами предприятий, сооружений и иных объектов; водоохранными зонами; санитарно-защитными зонами объектов спецназначения; санитарно-защитными и охранными зонами транспортной и инженерной инфраструктуры. Для данных зон установлен специальный режим использования земель, который предотвращает вредное воздействие деятельности человека на данные объекты или снижает негативное влияние объектов на состояние окружающей среды. Действующее законодательство четко прописывает порядок установления зон с особыми условиями использования территории. В градостроительной документации данные зоны запроектированы, так как их наличие определяет систему градостроительных ограничений территории, от которых во многом зависит планировочная структура села. Но выделение этих территорий на местности и обозначение их границ специальными информационными знаками происходит очень медленно. Приходится лишь надеяться, что региональные и местные органы власти будут внимательно

относиться к установлению зон с особыми условиями использования территории и требованиям устойчивого развития территории села в целом.

Keywords: urban development zoning, area sus-tainability principle, water protection zone, sanitary protection zone, restricted use regime.

The peculiarities of the establishment and usage of the areas with a restricted legal regime within a large rural municipality were studied using the case of the district center Mamontovo in the Altai Region. The research objectives were as following: to analyze the current use of the village territory and to study the procedures of establishing areas with a restricted legal regime and implementation of the special regime of those areas' use within the current legislation. According to the land and urban development legislation, there are several areas in the village of Mamontovo. The largest areas are intended for farming use and residential construction. There are the following special use areas in the village of Mamontovo: the sanitary protection zones of the industries, buildings and other objects; water protection zones; sanitary protection zones of special purpose facilities; sanitary protection and clearance zones of transport and engineering infrastructure. A special regime of land use has been established for these zones; it prevents harmful effects of the human activity on these areas or reduces harmful impact of the facilities on the environment. The current legislation clearly defines the procedures of establishing areas of special territory use. These areas are planned in the urban development documents because their existence determines the system of urban development limits of the territory. However, the actual identification of these areas and their boundary designation with special signs are slow. The regional and local authorities should be very careful when establishing the areas of special use and take into consideration the requirements of village area sustainability.

Лучникова Наталья Михайловна, к.с.-х.н., доцент каф. землеустройства, земельного и городского кадастра, Алтайский государственный аграрный университет. Тел.: (3852) 62-25-00. E-mail: lychuk77@mail.ru.

Luchnikova Natalya Mikhaylovna, Cand. Agr. Sci., Assoc. Prof., Chair of Land Mgmt., Land and Urban Cadaster, Altai State Agricultural University. Ph.: (3852) 62-25-00. E-mail: lychuk77@mail.ru.

Введение

Реализация принципа устойчивого развития территории — одно из главных требований любой хозяйственной деятельности не только

в Российской Федерации, но и в зарубежных странах. Сама по себе логика устойчивого развития предполагает необходимость обеспечения безопасности и благоприятных усло-

вий жизнедеятельности человека в долгосрочной перспективе при осуществлении различных видов действий, связанных с развитием территории. Естественным следствием такого подхода является установление дифференцированного режима любой деятельности на различных территориях. При этом учитываются не только потребности развития хозяйствующих субъектов, но и необходимость ограничения негативного воздействия такого развития на человека, окружающую среду в целом, а также на отдельные особо охраняемые объекты.

В целях создания необходимых условий жизнеобеспечения и безопасности населения, сохранения и воспроизводства природных ресурсов, функционирования промышленных, транспортных, коммунальных и иных объектов и коммуникаций является установление на территории специальных зон с особыми режимами использования земель. В соответствии с законодательством РФ к территориям с особыми условиями землепользования относятся охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации [1].

Целью исследования было изучение особенностей установления и использования зон с ограниченным правовым режимом в условиях крупного сельского населенного пункта на примере районного центра Мамонтово Алтайского края. Для достижения цели были поставлены задачи: провести анализ существующего использования территории села; изучить порядок установления зон с ограниченным режимом в рамках действующего законодательства; выделить зоны с ограниченным правовым режимом.

Объект и методы исследования

Объектом исследования послужила территория села Мамонтово — административного центра Мамонтовского района Алтайского края, расположенного в 191 км от г. Барнаула. Населенный пункт находится в западной части сельского района. Общая площадь земель с. Мамонтово составляет 494 га.

Согласно геоморфологическому районированию Алтайского края село расположено в пределах возвышенной пологоувалистой равнины на Приобском плато. Рельеф местности — равнинный с общим едва заметным уклоном к югу. Уклон местности составляет 1-2о. Высота над уровнем моря — 186 м. Благодаря континентальному положению и особенностям циркуляции атмосферы климат

характеризуется суровой зимой с сильными ветрами и метелями, весенними и осенними заморозками, жарким летом.

Результаты и их обсуждение

На территории населенного пункта в соответствии с Земельным кодексом РФ выделены территориальные зоны [2]. Жилая зона занимает основную часть населенного пункта. Она включает в себя территорию, застроенную в основном одноэтажными индивидуальными жилыми домами. Общественно-деловая зона села Мамонтово размещается в центральной части. Здесь сосредоточены основные культурно-бытовые и общественные объекты, административные здания и учреждения. Также в центральной части села располагаются торговые магазины и рынок.

Главной улицей села является ул. Партизанская, которая проходит с юго-запада на северо-восток. Эта улица осуществляет связь жилых территорий с общественным центром. На главной улице размещается большинство объектов социально-бытового назначения. Основные улицы обеспечивают внутриквар-тальные связи с главной улицей.

Вывоз твердых отходов, разрешенных к размещению, осуществляется предприятиями и населением на полигон твердых бытовых отходов, расположенный на северо-западе села. Сточные воды вывозятся на территории полигонов жидких бытовых отходов, расположенных на юго-западе и на севере села. Скотомогильник располагается на севере от села.

Зеленые насаждения, расположенные вдоль главной улицы, защищают жилую и общественную застройку от неблагоприятных ветров, играют большую роль в борьбе с шумом, повышают влажность воздуха, обогащают его кислородом и поглощают углекислый газ [3].

Территории с особыми условиями использования земель села Мамонтово представлены санитарно-защитными и водоохранными зонами. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира [4].

Для установления водоохранных зон в отношении водных объектов, расположенных на территории субъекта РФ, должно быть принято соответствующее решение органа государственной власти субъекта РФ. Затем на основании принятого решения проведены кадастровые работы, результатом которых становится установление координат опорных точек

границ данных зон. В течение месяца сведения о границах зон и картографические материалы направляются в Федеральное агентство водных ресурсов для занесения в Государственный водный реестр. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии. Об установленных границах водоохранных зон через местные средства массой информации информируется население. До сведения населения доводится содержание режима на указанных территориях, которое включает в себя запретительные требования проведения ряда хозяйственных работ [5].

В границах водоохранных зон запрещается использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды [4]. В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные полосы, с еще более строгим режимом охраны: на их территориях вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В частности, данные полосы должны быть свободны от каких-либо застроек.

На границе с населенным пунктом Мамон-тово расположены озера Большое Островное и Горькое. Ширина водоохранной зоны в соответствии с действующими нормами составляет 50 м. В границу водоохранной зоны войдет 2,3 га земель зоны сельскохозяйственного использования, 3,6 га — под индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками и 0,03 га — озеленение общего пользования.

Основная цель организации санитарно-защитных зон видится в снижении уровня

негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека до пределов, устанавливаемых действующими гигиеническими и экологическими нормативами. Правила установления санитарно-защитных зон — предмет регулирования санитарного законодательства. В настоящее время действующим нормативно-правовым документом в данной области является СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Согласно его положениям, все объекты, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду, подлежат разделению на пять классов, в зависимости от которых определяется ширина санитарно-защитной зоны (от 50 до 1000 м) [6].

Возможны два варианта установления са-нитарно-защитных зон: для уже действующих и для проектируемых предприятий, зданий, сооружений. В обоих случаях необходимо разработать проект обоснования размера санитарно-защитной зоны. Затем необходимо закрепить утвержденные Роспотребна-дзором границы санитарно-защитных зон на местности специальными информационными знаками, для чего проводятся кадастровые работы. После чего на основании сформированной межевой карты-плана ограничения устанавливаются актами органов государственной власти или органов местного самоуправления. Следующий этап — постановка на кадастровый учет ограничений (обременений) прав на землю в границах санитарно-защитных зон и осуществление их государственной регистрации. Границы санитарно-защитных зон обозначаются на местности специальными информационными знаками, формы и содержание информации на которых устанавливаются соответствующими нормативными актами.

В пределах санитарно-защитных зон запрещается размещать жилые здания, дошкольные учреждения, школы, университеты, коллективные или индивидуальные дачно-садовые участки, предприятия по производству лекарственных средств и пищевой промышленности, объекты хозяйственной деятельности, оказывающие воздействие на окружающую среду такого же или большего класса вредности и т.п.

Установление санитарно-защитных зон, соответствующих современным требованиям законодательства, в селе необходимо провести для ООО «Шико», АКГУП КЭС «Ал-тайкрайэнерго», МУП «Маяк», зернодробилки, столярного цеха, ООО «Мамонтовская мельница», ОАО «Мамонтовское ХПП», «Алтайский КРТПЦ», ОАО «Ростелеком», ДСПМК «Мамонтовский», ООО «Виктор-Плюс», филиал «Алейскмежрайгаз», метеостанции, ветеринарной службы, мамонтов-

ского автотранспортного предприятия, ОАО «Мамонтовская сельхозтехника», «Мамон-товское МУП теплоснабжение», ООО «Руно», ООО «Русь». Также необходимо установление санитарно-защитных зон для объектов спецназначения, к которым относятся поля фильтрации и кладбища. Для ГУП Мамон-товское ДРСУ, автовокзала, котельной, филиал «Северные электрические сети», ОАО «Алтайэнерго» будут установлены санитарно-защитные и охранные зоны [7].

Для ООО «Шико», АКГУП КЭС «Ал-тайкрайэнерго», ОАО «Алтайское управление водопроводов» должна быть установлена единая санитарно-защитная зона шириной 300 м, территорию которой в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 необходимо озеленить многолетними древесными насаждениями площадью не менее 50% площади самой зоны.

Производственные предприятия села находятся вблизи озера Горького, что негативно сказывается на состоянии воды, берега озера. Исходя из этого, целесообразно отнести предприятия на 50 м от озера. На территорию санитарно-защитной зоны для предприятий ООО «Шико», АКГУП КЭС «Алтайкрай-энерго», ОАО «Алтайское управление водопроводов» попадает жилая застройка с земельными участками площадью 0,1 га.

На территории села расположено несколько объектов спецназначения: два кладбища, одно из которых не действует, полигон твердых отходов, поля фильтрации, скотомогильник. В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для кладбищ предусмотрена санитарно-защитная зона 500 м, которая должна быть озеленена древесно-кустарниковыми насаждениями не менее 50% площади территории [6]. В санитарно-за-щитную зону полей фильтрации на юго-западе села попадает часть жилой застройки, существует необходимость их закрытия и рекультивации. Также закрытию и рекультивации подлежит скотомогильник на севере села.

Земельные участки, которые включены в состав зон с особыми условиями землепользования, у правообладателей земельных участков, как правило, не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон [2].

Проведённый анализ соблюдения законодательства в установлении зон с ограниченным режимом использования в селе Мамон-тово Алтайского края свидетельствует, что в большинстве случаев данные земли установлены только в документах территориального планирования. Там же, где на местности все-таки они выделены, правовой режим нарушается, поскольку население не проинфор-

мировано в достаточной мере о наличии и использовании зон с особыми условиями использования территорий.

Заключение

Согласно земельному и градостроительному законодательству на территории села Мамонтово выделены территориальные зоны. Наибольшая площадь приходится на зоны сельскохозяйственного использования и размещения жилья.

Зоны с особыми условиями использования на территории села Мамонтово представлены: санитарно-защитными зонами предприятий, сооружений и иных объектов; водоохранными зонами; санитарно-защитными зонами объектов спецназначения; санитарно-защитными и охранными зонами транспортной и инженерной инфраструктуры. Для данных зон установлен специальный режим использования земель, который предотвращает вредное воздействие деятельности человека на данные объекты или снижает негативное влияние объектов на состояние окружающей среды.

Действующее законодательство четко прописывает порядок установления зон с особыми условиями использования территории. В градостроительной документации данные зоны запроектированы, так как их наличие определяет систему градостроительных ограничений территории, от которых во многом зависит планировочная структура села. Но выделение этих территорий на местности и обозначение их границ специальными информационными знаками происходит очень медленно. Приходится лишь надеяться, что региональные и местные органы власти будут внимательно относиться к установлению зон с особыми условиями использования территории и требованиям устойчивого развития территории села в целом.

Библиографический список

1. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ.

2. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-Ф3.

3. Генеральный план муниципального образования «Мамонтовский сельсовет» Ма-монтовского района Алтайского края.

4. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ.

5. «Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» утверждены постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 г. № 17.

6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитар-но-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

7. Правила землепользования и застройки муниципального образования «Мамонтовский сельсовет» Мамонтовского района Алтайского края.

References

1. Gradostroitel'nyi kodeks RF ot 29.12.2004 g. № 190-FZ.

2. Zemel'nyi kodeks RF ot 25.10.2001 g. № 136-FZ.

3. General'nyi plan munitsipal'nogo obra-zovaniya «Mamontovskii sel'sovet» Mamon-tovskogo raiona Altaiskogo kraya.

4. Vodnyi kodeks RF ot 03.06.2006 g. № 74-FZ.

5. «Pravila ustanovleniya na mestnosti granits vodookhrannykh zon i granits pribrezhnykh zashchitnykh polos vodnykh ob"ektov» utver-zhdeny Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 10.01.2009 g. N 17.

6. SanPiN 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Sanitarno-zashchitnye zony i sanitarnaya klassifikatsiya predpriyatii, sooruzhenii i inykh ob"ektov».

7. Pravila zemlepol'zovaniya i zastroiki muni-tsipal'nogo obrazovaniya «Mamontovskii sel'so-

vet» Mamontovskogo raiona Altaiskogo kraya. + +

©

m

УДК 633.11:537.8

О.М. Соболева, Е.П. Кондратенко, С.Н. Витязь O.M. Soboleva, Ye.P. Kondratenko, S.N. Vityaz

ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ НА АМИНОКИСЛОТНЫЙ СОСТАВ И БИОЛОГИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ ЗЕРНА НОВОЙ ОЗИМОЙ КУЛЬТУРЫ

THE EFFECT OF ELECTROMAGNETIC FIELD ON THE AMINO ACID COMPOSITION AND BIOLOGICAL VALUE OF THE GRAIN OF A NEW WINTER CROP

Ключевые слова: аминокислотный состав, незаменимые аминокислоты, биологическая ценность, электромагнитное поле, СВЧ, белок, озимые злаки, зерновые злаки, житница.

Keywords: amino acid composition, essential amino acids, biological value, electromagnetic field, super-high-frequency (SHF), protein, winter cereal crops, cereals, zhitnitsa interspecies hybrid.

Для современного человека характерен несбалансированный пищевой рацион с преобладанием углеводного и липидного компонента и недостатком белкового. Поэтому поиск новых источников белка или методов, приводящих к повышению его качества, весьма актуален. Показан характер изменения аминокислотного состава и биологической ценности зерна озимой житницы под действием электромагнитного поля сверхвысокой частоты мощностью 140 и 700 Вт и экспозицией 1 с. Житница — слабо изученный межвидовой гибрид пшеницы, ржи и дикого злака. Показано, что в зерне житницы содержится больше всего таких аминокислот, как глутамин, аспарагин, пролин и лейцин, меньше всего — триптофана. Невысокий уровень накопления характерен также для метионина, тирозина, гистидина, лизина и цистеина. СВЧ-обра-ботка приводит к увеличению количества аспараги-на, изолейцина и фенилаланина, к уменьшению содержания треонина, глицина и лейцина. Обнаружены аминокислоты, практически не реагирую-

щие на воздействие электромагнитного поля, — это серин и гистидин. Для некоторых аминокислот положительную ответную реакцию вызывает малая мощность СВЧ, для других — напротив, большая. Наибольшая разница с контролем зафиксирована для цистеина и лизина — при 140 Вт она достигает, соответственно, -14,29% и +25,93%, почти нет реакции на второй режим (700 Вт). Обнаружено увеличение содержания пролина, известного как защитный компонент при действии стресс-факто-ров, при СВЧ-обработке зерна на 10,2% (при 700 Вт). При 140 Вт, наоборот, происходит уменьшение количества пролина по сравнению с контролем на 3,7%. Общее количество белка при СВЧ-обработке незначительно уменьшается — с 11,3% (контроль) до 9,7% (700 Вт). Однако биологическая ценность зерна, напротив, увеличивается: контроль и вариант при СВЧ-воздействии 140 Вт и 1 с имеют средний уровень качества белка, однако при мощности СВЧ 700 Вт качество белка зерна житницы поднимается до уровня «высокий».

An unbalanced diet with a predominance of carbohydrates and lipids and protein deficiency is typical of the modern human nutrition. The search for new protein sources or the methods increasing protein quality is an urgent issue. The change pattern of the amino acid composition and biological value of winter zhitnitsa grain under the effect of electromagnetic SHF field (140 W and 700 W; 5 s exposure) is shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.