Научная статья на тему 'Установление универсальных навыков самоорганизации через структурные компоненты процесса'

Установление универсальных навыков самоорганизации через структурные компоненты процесса Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
377
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / СТРУКТУРА / UNIVERSAL SKILLS / SELF-ORGANIZATION / STRUCTURE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Добротворская Светлана Георгиевна, Низамова Чулпан Ильдаровна

В статье устанавливаются общие универсальные навыки самоорганизации. Чтобы быть самоорганизованным, необходимо обладать умениями для самостоятельной организации деятельности, направленной на достижение определенных целей, доведенных до автоматизма. Навыки самоорганизации представлены как общими умениями, применимыми для самоорганизации в любой сфере деятельности, характеризующими самоорганизо-ванную личность, так и частными, применимыми в определенной области, сфере деятельности. Целью статьи является установление универсальных общих навыков через структуру процесса самоорганизации, так как структура лежит в основе любого процесса. Для достижения цели в статье рассмотрены этапы, разворачивающиеся в самоорганизации любой деятельности. Соответственно структуре приведены универсальные навыки самоорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Добротворская Светлана Георгиевна, Низамова Чулпан Ильдаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHING UNIVERSAL SELF-ORGANIZATION SKILLS THROUGH STRUCTURAL COMPONENTS OF THE PROCESS

The article establishes general universal self-organization skills. In order to be self-organized, it is necessary to possess the skills for self-organization of activities aimed at achieving certain goals brought to automatism. Self-organization skills are represented both by general skills applicable for self-organization in any field of activity, characterizing a self-organized person, and private ones, applicable in a certain field, field of activity. The aim of the article was to establish universal general skills through the structure of the process of self-organization, since the structure is the basis of any process. To achieve the goal, the article describes the stages unfolding in the self-organization of any activity, which were divided into functional components. Accordingly, the structure contains universal skills of self-organization.

Текст научной работы на тему «Установление универсальных навыков самоорганизации через структурные компоненты процесса»

Универсальные компетенции и навыки

Добротворская

Светлана Георгиевна,

доктор психологических наук, профессор, Казанский(Приволжский) федеральный университет, г. Казань sveta dobro@mail.ru

Низамова

Чулпан Ильдаровна,

аспирант, Казанский (Приволжский)федеральный университет, г. Казань e-mail:

Chulpannizamedin@gmail. com

Установление универсальных навыков самоорганизации через структурные компоненты процесса

Establishing universal self-organization skills through structural components of the process

Аннотация. В статье устанавливаются общие универсальные навыки самоорганизации. Чтобы быть самоорганизованным, необходимо обладать умениями для самостоятельной организации деятельности, направленной на достижение определенных целей, доведенных до автоматизма. Навыки самоорганизации представлены как общими умениями, применимыми для самоорганизации в любой сфере деятельности, характеризующими самоорганизованную личность, так и частными, применимыми в определенной области, сфере деятельности. Целью статьи является установление универсальных общих навыков через структуру процесса самоорганизации, так как структура лежит в основе любого процесса. Для достижения цели в статье рассмотрены этапы, разворачивающиеся в самоорганизации любой деятельности. Соответственно структуре приведены универсальные навыки самоорганизации. Ключевые слова: универсальные навыки, самоорганизация, структура

Abstract. The article establishes general universal self-organization skills. In order to be self-organized, it is necessary to possess the skills for self-organization of activities aimed at achieving certain goals brought to automatism. Self-organization skills are represented both by general skills applicable for self-organization in any field of activity, characterizing a self-organized person, and private ones, applicable in a certain field, field of activity. The aim of the article was to establish universal general skills through the structure of the process of self-organization, since the structure is the basis of any process. To achieve the goal, the article describes the stages unfolding in the self-organization of any activity, which were divided into functional components. Accordingly, the structure contains universal skills of self-organization.

Keywords: universal skills, self-organization, structure

Добротворская Светлана Георгиевна, Низамова Чулпан Ильдаровна

Самоорганизация — это деятельность личности, ее способность, связанная с умением организовать себя и свое время, которая имеет следующие проявления: целеустремленность, активность, обоснованность мотивации, планирование своей деятельности, самостоятельность, высокая скорость принятия решений и ответственность за них, критическая оценка результатов своих действий, чувство долга [Рапацевич 2005].

Самоорганизация есть способность к интегрированию всех имеющихся, приобретенных и приобретаемых качеств личности, которая осуществляется сознанием, интеллектуальными механизмами и управляется волей. Первым признаком самоорганизации высокого уровня следует считать активное созидание себя в качестве личности, личностный рост, личностное развитие [Деркач 2005].

Самоорганизация складывается из ряда процессов, которые обеспечивают поэтапное движение к цели. Совокупность процессов представлена конкретными умениями и навыками, разворачивающимися во времени и опирающимися на способности личности к самостоятельности. Следовательно, за самоорганизованностью лежит способность личности организовывать свои действия для достижения поставленной цели, складывающаяся из ряда навыков. Вопрос о том, какие же навыки характеризуют самоорганизованную личность, остается открытым, так как на сегодняшний день наблюдается тенденция низкой самостоятельности студентов, особенно первого курса обучения [Савельева 2007]. Это наблюдение обусловило цель данной статьи.

Итак, целью работы является выявление универсальных навыков самоорганизации, которые составляют способность к самоорганизации во всех сферах деятельности.

Мы будем устанавливать навыки самоорганизации соответственно структурным компонентам самоорганизации, так как именно структура лежит в основе любого явления.

Таким образом, перед нами стоят следующие задачи:

• выделить этапы самоорганизации;

• распределить этапы самоорганизации по ключевым компонентам;

• выявить универсальные навыки самоорганизации соответственно ключевым компонентам.

Явление «самоорганизация» обладает своей структурой, которая дает ответы на следующие вопросы:

• Кто я?

• Что я могу?

• Что я хочу?

• Чему я хочу научиться?

• Кем я хочу стать?

Исходя из этого перечня вопросов, можно констатировать, что самоорганизация ведет к личностному росту.

Svetlana

Dobrotvorskaya,

Doctor of Psychology, Professor of the Kazan (Volga) Federal University, Kazan

Chulpan

Nizamova,

graduate student, Kazan (Volga) Federal University, Kazan

В оформлении статьи использованы фотографии лицеистов Школы № 1553 имени В.И. Вернадского, созданные в рамках творческой задачи «Необычный взгляд на освоенное пространства» в образовательном путешествии в Коломну (октябрь, 2019)

Универсальные компетенции и навыки

Что для этого нужно?

Следовательно, данный вопрос подразумевает под собой конкретные действия, активную деятельность, ведущую к цели. Главная цель самоорганизации — личностный рост, развитие.

Здесь также следует подчеркнуть необходимость следующих этапов, таких как рефлексия — самооценка достигнутых пунктов плана, то есть самоконтроль за собственной деятельностью, корректировка движения, действий и курса к намеченной цели и дальнейшее волевое движение вперед.

Резюмируя, выделим следующую структуру самоорганизации:

• анализ ситуации;

• целеполагание;

• планирование;

• реализация плана;

• рефлексия;

• оценка;

• корректировка;

• движение вперед.

Каждый из этапов самоорганизации обладает своей функциональной нагрузкой и может быть описан с точки зрения роли, которая отводится на каждый этап в структуре процесса, то есть можно выделить компоненты, из которых складывается процесс самоорганизации. С.Н. Костроминой было выделено четыре компонента самоорганизации: проблемно-целевой (гностический), программно-целевой, операционально-технологический, рефлексивно-оценочный.

• Первые два этапа самоорганизации — анализ ситуации и целеполагание — обозначаются как проблемно-целевой компонент, или гностический, так как во время анализа ситуации и целеполагания формулируется проблема: определяются противоречивые стороны имеющихся на данном этапе условий и требований, осознается и конкретизируется цель деятельности, происходит визуализация цели, делаются прогнозы результатов предстоящей деятельности.

• Программно-целевой компонент включает этап планирования. На данном этапе составляется программа, по которой происходит пошаговое движение к цели: осуществляется самоорганизация, анализ условий, в которых будет разворачиваться программа, определяются задачи, которые распределяются во времени, составляется план будущей деятельности, формируется логичная пошаговая последовательность движения к цели, подбираются наиболее эффективные средства и рациональные методы достижения цели, происходит психологическая подготовка к предстоящей деятельности.

Добротворская Светлана Георгиевна, Низамова Чулпан Ильдаровна

• Следующий компонент самоорганизации — операционально-технологический: происходит реализация задуманного плана, поэтапно осуществляется распределенная по времени деятельность. С.Н. Костромина также включает в этот компонент постоянный субъективный контроль, осуществляемый индивидом и своевременную корректировку.

• Четвертый компонент, выделенный С.Н. Костроминой, носит название рефлексивно-оценочного. Сюда следует отнести этапы «рефлексия», «оценка», «корректировка». Происходит контроль и коррекция полученных на момент оценки результатов. Результаты соотносятся с принятыми за эталон ожиданиями, оценивается проделанная работа, делаются выводы о качестве, корректируются недочеты и ошибки, анализируются возможные препятствия на пути к достижению цели, происходит поиск способов для совершенствования организуемой деятельности [Костромина 2010, 156].

• Следует выделить еще один компонент самоорганизации, соответствующий завершающему этапу приведенной нами выше последовательности, который является одним из важнейших для полноценного личностного роста и движения вперед — это волевой компонент. Волевой компонент способствует тому, чтобы человек при неположительных попытках при движении к цели не останавливался, а двигался вперед или же не останавливался на части достижений, а дошел к намеченной цели.

Таким образом, выделяется восемь этапов самоорганизации, включенных в пять структурных компонентов (Таблица 1): проблемно-целевой компонент — анализ ситуации, целеполага-ние; программно-целевой компонент — планирование; операционально-технологический компонент — реализация плана; рефлексивно-оценочный компонент — рефлексия, оценка, корректировка; волевой компонент — движение вперед.

Таблица 1. Самоорганизация: структура и компоненты

Структурные компоненты самоорганизации Этапы самоорганизации

1. Проблемно-целевой/гностический 1. Анализ ситуации

2. Целеполагание

2. Программно-целевой 3.Планирование

3. Операционально-технологический 4. Реализация плана

4. Рефлексивно-оценочный 5. Рефлексия

6. Оценка

7. Корректировка

5. Волевой 8. Движение вперед

Универсальные компетенции и навыки

Дееспособность каждого из приведенных структурно-функциональных компонентов определяется самопроцессами, подразумевающими за собой определенные умения и навыки, опирающиеся на способности личности к самостоятельности.

Проблемно-целевой компонент требует умения адекватно анализировать ситуацию, видеть себя со стороны, ставить конкретные четкие цели, которые можно измерить достигнутыми результатами, осознавать цель и значимость ее достижения, следовательно, необходимые навыки — анализировать. Программно-целевой компонент включает умение составлять план, конструировать модель достижения цели, правильно выбирать методы для получения результатов, логически выстраивать свою деятельность, определять сроки выполнения действий, подбирать правильные эффективные методы для достижения цели с оптимальными затратами временных и энергетических ресурсов: навык — целеполагать. Операционально-технологический компонент требует от субъекта умения быть работоспособным, дисциплинированным, ответственным, решительным, нацеленным на результат, концентрированным и внимательным, контролировать свои действия (в том числе во времени), контролировать поведение, обладать гибкостью, т.е. уметь перестраивать свои действия при изменении условий и обстоятельств: навыки — мотивировать себя, концентрировать внимание, соблюдать логику, обладать гибкостью. Для достижения рефлексивно-оценочного компонента самоорганизации необходимо уметь анализировать себя и свои действия со стороны, давать адекватную оценку своей деятельности, поведения, результатов, психологического состояния, находить причины и факторы, сбившие/сбивающие с намеченного курса, находить ошибки в действиях, поведении, путях и методах решения задач, направленных на достижение цели, корректировать сами задачи, если они не приводят к результатам: навыки — размышлять, оценивать, находить и исправлять ошибки. Волевой компонент самоорганизации потребует воспитать в себе такие личностные качества, как смелость, решительность, упорство, самомотивированность, саморазвитие, постоянное стремление к личностному росту и развитию, чтобы не бояться трудностей и неудач, неверных решений и стратегий, не сбиваться с пути при любых обстоятельствах, не останавливаться на незавершенном пути при достижении определенных результатов, но не самой цели, то есть быть смелым, решительным и упорным: навыки — действовать до достижения цели, работать на перспективу.

Таким образом, структура универсальных навыков самоорганизации будет выглядеть следующим образом (Таблица 2).

Добротворская Светлана Георгиевна, Низамова Чулпан Ильдаровна

Таблица 2. Структура универсальных навыков самоорганизации

Этапы самоорганизации Структурные компоненты самоорганизации Универсальные навыки самоорганизации

1. Анализ ситуации 1. Проблемно-целевой/ гностический Анализировать

2. Целеполагание Целеполагать

3. Планирование 2. Программно-целевой Планировать; расставлять приоритеты; управлять временем; подбирать методы и материалы

4. Реализация плана 3. Операционально-технологический Мотивировать себя; соблюдать логику; концентрировать внимание; обладать гибкостью; нести ответственность

5. Рефлексия 4. Рефлексивно-оценочный Размышлять

6. Оценка Оценивать

7. Корректировка Находить и исправлять ошибки

8. Движение вперед 5. Волевой Действовать до достижения цели; работать на перспективу

Таким образом, было выделено восемь ключевых этапов самоорганизации (анализ ситуации, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, оценка, корректировка, движение вперед), которые были распределены на пять компонентов, несущих на себе определенную функциональную нагрузку: проблемно-целевой/гностический — включает этап анализа ситуации, целеполагание, программно-целевой — соответствует этапу планирования, операционально-технологический — реализация плана, рефлексивно-оценочный — включает три этапа (рефлексия, оценка, корректировка), волевой — подразумевает этап движения вперед.

Соответственно ключевым компонентам и структуре самоорганизации выделены следующие универсальные навыки самоорганизации: анализ, целеполагание, планирование, прио-ритизация, ощущение времени, подбор методов и материалов, самомотивация, логика, концентрация внимания, гибкость, ответственность, размышление, оценка, поиск и исправление ошибок, целеустремленность, амбициозность. щ

Литература:

Деркач 2005 — Деркач А.А. Акмеологический словарь / Под ред. А.А. Деркача. 2-е изд. М.: РАГС, 2005. 161 с.

Костромина 2010 — Костромина С.Н. Структурно-функциональная модель самоорганизации деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. Сер. 12. Вып. 4.

Рапацевич 2005 — РапацевичЕ.С. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2005. 720 с.

Савельева 2007 — Савельева Н.Н. Проектирование системы адаптации первокурсников к обучению в вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 14. №. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.