Научная статья на тему 'Установление показателей надежности тоннелепроходческого комплекса при строительстве эскалаторного тоннеля'

Установление показателей надежности тоннелепроходческого комплекса при строительстве эскалаторного тоннеля Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДЕЖНОСТЬ / RELIABILITY / ТОННЕЛЕПРОХОДЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / TUNNELING COMPLEX

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Панкратенко Н.А.

Представлены значения коэффициентов готовности, средних времени восстановления и количества отказов в смену тоннелепроходческого комплекса при строительстве эскалаторного тоннеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Definition of reliability indices of tunneling complex during the construction of escalator tunnel

Here are shown values of of coefficients of readiness, average recovery time and number of failures per shift for the tunneling complex during construction of escalator tunnel.

Текст научной работы на тему «Установление показателей надежности тоннелепроходческого комплекса при строительстве эскалаторного тоннеля»

© H.A. Панкратенко, 2013

УДК 622.23.05: 624.191.6 Н.А. Панкратенко

УСТАНОВЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАДЕЖНОСТИ

ТОННЕЛЕПРОХОЛЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЭСКАЛАТОРНОГО ТОННЕЛЯ

Представлены значения коэффициентов готовности, средних времени восстановления и количества отказов в смену тоннелепроходческого комплекса при строительстве эскалаторного тоннеля.

Ключевые слова: надежность, тоннелепроходческий комплекс.

Строительство метрополитена в Москве всегда было и остается актуальной задачей. Для ее решения, с одной стороны, разрабатываются новые технологии, с другой стороны, используются и зарекомендовавшие себя методы строительства, скорректированные относительно особых условий. Так, впервые в истории тоннельного строительства с использованием тоннелепроходче-ского комплекса (ТПК) для сооружения наклонных эскалаторных тоннелей станции метро «Марьина роща» [1] был организован учет сведений об отказах и простоях возникавших в процессе строительства. На рассмотренном объекте использовался ТПК канадской фирмы Ьоуа1 с щитом диаметром 10 м и грунтопри-грузом.

Для оценки надежности применения ТПК при сооружении эскалаторного тоннеля фиксировались данные о работе и простоях в таблице специальной формы. Таким образом были собраны сведения о работе ТПК в течении 105 смен, за которые были установлены 74 кольца.

В дальнейшем при первичном анализе рабочих записей были произведены некоторые уточнения с

учетом замечаний машинистов об отказах. В результате обработки данных, которая производилась с помощью программ Mathcad и Р1иэ, были установлены показатели надежности эксплуатации ТПК.

Среднее время возведения кольца за указанный выше период составило 1019 минут, при этом время восстановления (продолжительность устранения отказа) [2] составило в среднем 201 мин в смену. Количество отказов в смену варьировалось от 0 до 12, составив в среднем 2,1. Среднее время восстановления после отказа оказалось равным 97 мин.

Гистограммы времени восстановления после отказа представлены на рис. 1. Как видно из гистограммы, в 88% случаев значение времени восстановления меньше 200 мин., поэтому время восстановления в этом интервале рассмотрено более подробно (см. рис. 2).

Обработка данных о продолжительности отказов за 50 смен при возведении первых 25 колец позволила получить следующие значения коэффициента готовности Кг («по сменам»): средняя его величина составила 0,69, среднеквадратическое

90 я- ео ! 70 & ео О- S 50 | 40 I зо * ао 10 | 0 4 Fl

1

1

Г

дд ^ -П ,.-4.-1.-.".„п.-г—-г-

ВррМЯБОССТаИСБЛйЧИЛ мин Рис. 1 Гистограммы частот времени восстановления

я — ■ -

и L0

15 5 л 1 _

1п!

# Ф # Ф # ^ ^ ^ ^

ВрС'М я нсеетанавгюнин мин Рис. 2 Гистограммы частот времени восстановления в диапазоне до 200 мни

отклонение — 0,29, коэффициент вариации V = 0,42. В то же время за цикл по возведению одного кольца среднее значение Кг («по кольцам») составило 0,8, среднеквадратическое отклонение — 0,18, коэффициент вариации V = 0,23.

На рис. 3 представлены значения Кг «по кольцам» за весь период наблюдений при возведении 74 колец. Значение Кг за все время наблюдения составило 0,8, среднее значение «по кольцам» — 0,86, коэффициент вариации 0,19.

1 ---III -JIN II-III || и III II-п-n lllhl II Ih

0,9 П Г I { Г 1

0jS -П 1 "1

0,7 г

0,6 III- -i 1 -

0,4 0,3 0,2 0,1

0 <111M1111111ИIИIII1111111ИIИIИ11ИIИIII1111111ИIИIII1111111ИIИ

□ 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70

Кольца

Рис. 3 Значения Кг «по кольцам» при возведении 74 колец

Установлены следующие значения показателей надежности ТПК:

• среднее количество отказов в смену — 2,1, среднее время восстановления после отказа — 97 мин.;

• 78% отказов имеют время восстановления до 100 мин включительно, 10% отказов — от 100 до 200 мин, 6,5 % — более 400 мин;

• среднее значение Кг «по сменам» при возведении 25 колец составило 0,69;

• при возведении 25 колец коэффициент вариации значений Кг «по сменам» составил V = 0,42, у значений Кг «по кольцам» V = 0,23;

• общее значение Кг при возведении 74 колец - 0,8, среднее значение «по кольцам» 0,86, коэффициент вариации значений Кг «по кольцам» 0,19.

Планируемый дальнейший анализ собранных данных позволит повысить точность прогноза надежности и разрабатывать мероприятия по ее повышению.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Официальный сайт ОАО «Мосметрострой» www.metrostroy.com

2. ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения. ШИЛ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Панкратенко H.A. — Московский государственный горный университет, ud@msmu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.