DOI 10.24412/2686-7702-2024-3 -6-17
Установление отношений Республики Корея и Кубы и перспективы развития сотрудничества
Козлова Дарья Николаевна1
1 Институт Китая и современной Азии РАН
Аннотация. В данной статье предпринята попытка обзора перспектив развития сотрудничества Республики Корея и Кубы после установления официальных дипломатических связей между двумя государствами. До недавнего времени Куба и Сирия были единственными государствами-членами ООН, с которыми у Южной Кореи не было официальных отношений. Но в начале 2024 г. произошёл прорыв в дипломатии Сеула, и после многолетних переговоров удалось установить отношения между Сеулом и Гаваной. В связи с тем, что Куба является традиционным и одним из наиболее близких внешнеполитических партнёров КНДР, это событие приобрело особое звучание в контексте межкорейских связей. И в Южной Корее, как в СМИ, так и в академических и политических кругах, оно было преподнесено как политический и дипломатический «удар» по Пхеньяну. Почему Куба пошла на установление отношений с Южной Кореей именно сейчас? Какой стала реакция КНДР на этот шаг? Может ли установление дипломатических связей Кубы и Южной Кореи усилить напряжённость на Корейском полуострове? И каковы дальнейшие перспективы взаимодействия Сеула и Гаваны?
Ключевые слова: Куба, КНДР, Республика Корея, Корейский полуостров, дипломатические отношения.
Автор: Козлова Дарья Николаевна, аспирант Центра корейских исследований, Институт Китая и современной Азии РАН (адрес: 117997, Москва, Нахимовский пр-т, 32). ORCID: 0009-0008-17680790. E-mail: dn.kozlova@gmail.соm
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Козлова Д.Н. Установление отношений Республики Корея и Кубы и перспективы развития сотрудничества // Восточная Азия: факты и аналитика. 2024. № 3. С. 6-17. DOI 10.24412/2686-7702-2024-3-6-17
The establishment of relations between the Republic of Korea and Cuba and prospects for the development of cooperation
Kozlova Daria N.1
1 Institute of China and Contemporary Asia of the Russian Academy of Sciences
Abstract. This article attempts to review the relations between the Republic of Korea and Cuba at the present stage, after the establishment of official diplomatic ties between the two countries. Until recently, Cuba and Syria were the only UN member states with which South Korea did not have formal relations. But in early 2024, a breakthrough occurred in Seoul's diplomacy, and after years of negotiations, relations between Seoul and Havana were established. Due to the fact that Cuba is traditional and one of the closest foreign policy partners of the DPRK, this event acquired a special meaning in the context of inter-Korean relations. And in South Korea, both in the media and in academic and political circles, it was presented as a political and diplomatic "blow" to North Korea. Why did Cuba decide to establish relations with South Korea right now? What was DPRK's reaction to this step? Could the establishment of relations between Cuba and South Korea increase tensions on the Korean Peninsula? And what are the prospects for the future relations between Seoul and Havana?
Keywords: Cuba, North Korea, Republic of Korea, the Korean Peninsula, diplomatic relations.
Author: Kozlova Daria N., Postgraduate student of the Center for Korean Studies, Institute of China and Contemporary Asia of the Russian Academy of Sciences (address: 117997, Moscow, Nakhimovsky Prospekt, 32). ORCID: 0009-0008-1768-0790. E-mail: [email protected]
Conflict of interest. The author declares the absence of the conflict of interests.
For citation: Kozlova D.N. Ustanovleniye otnosheniy Respubliki Koreya i Kuby i perspektivy razvitiya sotrudnichestva [The establishment of relations between the Republic of Korea and Cuba and prospects for the development of cooperation]. Vostochnaya Aziya: fakty i analitika [East Asia: Facts and Analytics], 3: 6-17. (In Russian). DOI 10.24412/2686-7702-2024-3-6-17
Установление отношений Республики Корея и Кубы
14 февраля 2024 г. представители Сеула и Гаваны обменялись дипломатическими нотами в Нью-Йорке и официально установили дипломатические отношения между Республикой Корея (далее - РК) и Кубой1. Инициатором возобновления связей между странами после 65-летнего перерыва был Сеул. Об этом не было заявлено официально, однако данный факт подтверждается как самой логикой политики РК, так и утечками заявлений отдельных южнокорейских чиновников, опубликованными в СМИ «на условиях анонимности». Было заявлено, в частности, что Куба изначально «колебалась» именно из-за своих отношений с КНДР .
1 Единственным государством-членом ООН, с которым у РК до сих пор нет дипотношений, остаётся Сирия. В Дамаске в 2009 г. после нескольких лет непростых переговоров было открыто представительство KOTRA, взят курс на наращивание товарооборота, но эти усилия были фактически сведены на нет с присоединением РК к антиигиловской коалиции под эгидой США в годы гражданской войны в Сирии.
2 Ш5. и^] ^ж-^г, //
[Брифинг по Корейскому полуострову. «Даже Куба» внезапно устанавливает дипломатические отношения с Кореей... Северная Корея неожиданно делает жест в сторону Японии]. 17.02.2024. URL: https://v.daum.net/v/20240217185907763 (дата обращения: 15.03.2024). (На кор.)
Куба - один из основных внешнеполитических партнёров КНДР и одно из немногих государств, которое имеет официальное дипломатическое представительство в Пхеньяне. Отношения между двумя государствами были установлены в 1960 г. и пережили холодную войну и распад социалистического лагеря. Более того, в начальный период КНДР даже претендовала на роль старшего партнёра как в экономических и научно-технических, так и в политических отношениях, о чём свидетельствуют рассекреченные архивы посольства СССР в Пхеньяне [Матвеева 2023]. В 2016 г., когда умер Фидель Кастро (в северокорейских СМИ с подачи лидера КНДР его называли «товарищем по оружию»), в Пхеньяне был объявлен трёхдневный траур. Северную Корею неоднократно посещали представители кубинского руководства, в том числе Че Гевара и Фидель Кастро. Последний визит на высшем уровне состоялся в 2018 г. В Пхеньян приехал председатель Национального совета Кубы Мигель Диас-Канель. Тогда же состоялись первые с 1986 г. переговоры на высшем уровне.
Даже в период нормализации отношений с США во время президентства Барака Обамы Куба не пошла на охлаждение отношений с КНДР, несмотря на давление со стороны Вашингтона и неоднократные заявления американских дипломатов о том, что Гавана якобы нарушает международные санкции в отношении КНДР. Также были сообщения, что в 2016 г. Куба и КНДР разработали систему бартерной торговли, которая помогала им развивать сотрудничество в условиях международных санкций и не истощать валютные резервы стран3. Совпадают позиции двух стран и на дипломатической арене по ключевым современным международным проблемам. Об этом, в частности, наглядно свидетельствует статистика голосования представителей КНДР и Кубы по резолюциям ООН: позиции сторон совпадают в 90-92 % случаев [Поленова 2022: 56].
Отношения же Кубы с Южной Кореей после их разрыва в 1959 г. (после кубинской революции) практически отсутствовали. Но в последние два-три десятилетия южнокорейская сторона систематически инициировала попытки восстановить связи. Так, возобновить отношения в 2000 г. предложила администрация Ким Дэ Чжуна (безрезультатно). Администрация уже Ли Мен Бака предлагала в 2008 г. открыть хотя бы консульства, но и тут всё закончилось без прорывов4. Первым успехом, хотя и в экономической сфере, стало открытие торгового представительства КОТЯА в Гаване в 2005 г. В 2013 г. был подписан меморандум о взаимопонимании между КОТЯА, с одной стороны, и Кубинским центром поддержки экспорта (CEPEC), Центром содействия инвестициям (CPI) и Торгово-промышленной палатой Кубы, с другой. Однако объёмы торговли и инвестиций были и остаются минимальными. По итогам 2022 г. экспорт РК на Кубу составил $ 14 млн, импорт кубинской продукции в РК и того меньше - $ 7 млн5. Говорить о существовании какой-либо диаспоры также не приходится. В настоящий момент на Кубе проживают всего 40 граждан РК,
3 Ramani Samuel. The North Korea-Cuba connection. Havana's continued cooperation with Pyongyang is an alarming blow to the normalization process. The Diplomat, Jun 7, 2016. URL: https://thediplomat.com/2016/06/the-north-korea-cuba-connection/ (accessed: 19.03.2024).
4 ^ЗИ. ^S-20 ^ //^Щ [Чан Е Чжи. Южная Корея устанавливает дипломатические отношения с «братской страной Северной Кореи» Кубой... 20-летние усилия принесли плоды. Хангёре]. 14.02.2024. URL: https://www.hani.co.kr/arti/politics/diplomacy/1128404.html (дата обращения: 19.03.2024). (На кор.)
5 Данные МИД РК. URL: https://www.mofa.go.kr/www/nation/m_3458/view.do?seq=72 (дата обращения: 19.03.2024). (На кор.)
по официальным данным МИД РК6, или 200-300 человек по данным, тиражируемым в СМИ'. Также
известно, что в настоящее время на Кубе проживают около 1100 потомков корейцев. Это люди, иммигрировавшие из Мексики (куда они приехали в 1905 г. сразу после установления японского протектората) на Кубу в 1921 г. во время японского колониального периода и получившие позже кубинское гражданство8. На Кубе их стали называть «анникин» (anniquin) из-за работы на фермах «хенекен» (henequen) на полуострове Юкатан. Именно этот незначительный эпизод вековой давности даёт право уже современным южнокорейским исследователям отсчитывать историю отношений Южной Кореи и Кубы не с момента формального установления в 1949 г., а с 1921 г. [Jung Giwoong 2023].
Таким образом, при налаживании дипломатических связей с Гаваной Сеулу было практически не на что и не на кого опираться. Но для РК этот вопрос стал принципиальным, причём не только для консерваторов, но и для демократов. Первые переговоры на уровне глав МИД между РК и Кубой состоялись в 2016 г., когда с визитом на Кубу приехал министр иностранных дел РК Юн Бён Се. На этой встрече вновь был поднят вопрос установления дипотношений. Решений в дипломатической сфере по итогам поездки принято не было, но работа началась. И в этом же году были подписаны Меморандум о сотрудничестве между Министерством стратегии и финансов Кубы и Министерством торговли и инвестиций KSP и Меморандум о взаимопонимании между Корейской ассоциацией импортёров и Кубой. Затем в 2018 г. последовал ещё один визит главы МИД РК (уже Кан Гён Хва), оставшийся без подписаний на официальном уровне9.
Активная работа на протяжении многих лет проводилась в Южной Корее и на экспертном и научном уровне. В 2015 г. Корейский институт международной экономической политики (KIEP) выпустил обширное исследование, подготовленное коллективом авторов и посвящённое методам и возможным стратегиям, которые можно применить для налаживания отношений с Кубой. В частности, рассматривались такие варианты, как оказывание влияния на кубинских политических лидеров с помощью «сильных стимулов» и посредничество третьей страны из числа латиноамериканских государств, с которыми у Кубы установились хорошие отношения. В качестве возможных сфер для начала развития контактов предлагались культурные обмены и сотрудничество в сфере климата и окружающей среды. А для подготовки населения Кубы к активизации контактов и создания положительного имиджа Южной Кореи рекомендовалось, как и в других странах, использовать современную корейскую культуру, в частности «халлю» (корейскую волну) [Searching Cooperation Methods... 2015].
6 Данные МИД РК...
7 г^Е И^] и^И," ^Ж-^г, //
[Брифинг по Корейскому полуострову. «Даже Куба» внезапно устанавливает дипломатические отношения с Кореей... Северная Корея неожиданно делает жест в сторону Японии]. 17.02.2024. URL: https://v.daum.net/v/20240217185907763 (дата обращения: 19.03.2024). (На кор.)
8 г-^4 ^Ж. [Установление отношений РК и Кубы]. Официальный сайт МИД РК, 14.02.2024. URL: https://www.mofa.go.kr/www/brd/m_4080/view.do?seq=374640 (дата обращения: 15.03.2024). (На кор.).
9 Данные МИД РК. URL: https://www.mofa.go.kr/www/nation/m_3458/view.do?seq=72 (дата обращения: 19.03.2024). (На кор.).
Возможные мотивы Гаваны
Почему Куба пошла на установление отношений в 2024 г.? Возможно, свою роль сыграли подвижки в экономической политике Гаваны, усугубившиеся после пандемии СОУГО проблемы в экономике и те «бонусы», которые могли предложить южнокорейские переговорщики. Руководство Кубы взяло курс на постепенные реформы и большую открытость, сосредоточив внимание на решении экономических проблем (что, кстати, ещё до установления отношений неоднократно отмечалось в документах южнокорейского МИД10).
В ответ на экономический кризис, вызванный пандемией СОУГО-19, правительство
Кубы приняло новые экономические и социальные меры, такие как разрешение на
приватизацию средств производства, собственного бизнеса и частной собственности. Также
было официально разрешено создание субъектов малого и среднего предпринимательства
(МСП) и предоставление лицензий на импорт и экспорт [Ст Веот СЬео1 2021]. С 1 января
2021 г. на Кубе стартовала масштабная денежная реформа, призванная устранить двойную
валютную систему и привязать национальную валюту к единому курсу. Это привело
к резкому скачку уровня инфляции, который вырос с 4,2 % до 77,3 % в период с декабря
2020 г. по декабрь 2021 г. По данным на декабрь 2023 г., он превышает 31 %11. В конце
2023 г. в рамках борьбы с бюджетным дефицитом премьер Кубы Мануэль Марреро
предложил Национальному собранию план макроэкономической стабилизации, который
подразумевает в том числе повышение цен на топливо и основные услуги и сокращение
субсидий (в частности, отказ от субсидирования основных продуктов питания, таких как рис 12
и сахар) . В таких условиях Куба нуждалась бы во внешних инвестициях, что и могли предложить представители РК. Известный кореевед А.З. Жебин не исключает, что в ходе переговоров РК могла пообещать «содействовать развитию инфраструктуры в странах Центральной Америки, чтобы тем самым повысить там занятость и уменьшить приток беженцев в США». И в эту программу, по мнению А.З. Жебина, как раз могут включить
13
Кубу . Также в числе факторов, побудивших Гавану пойти на установление отношений с РК, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований ИКСА РАН К.В. Асмолов отмечает грядущие выборы в США, где хорошие шансы на победу имеет Дональд Трамп. Именно в предыдущий президентский срок Трампа Куба была объявлена «государством-спонсором терроризма», что усугубило проблемы, стоящие перед ней. Поэтому вполне вероятно, что Куба ищет союзников в ожидании возможного ужесточения курса США14.
10 2023 ^^ // [Прогноз ситуации на Кубе в 2023 г. МИД РК]. URL: https://overseas.mofa.go.kr/mx-ko/brd/m_20176/view.do?seq=1319226&page=1 (дата обращения: 19.03.2024). (На кор.)
11 Данные Trading Economics. URL: https://tradingeconomics.com/cuba/inflation-cpi (дата обращения: 20.03.2024).
12 Matos О., Sesin G. Cubans brace for more hardship after the government announces tough economic measures. NBC News, Dec 22, 2023. URL: https://www.nbcnews.com/news/latino/cuba-announces-tough-economic-measures-cubans-brace-hardship-rcna130861 (accessed: 19.03.2024).
13 Цит. по: Костина А. Остров выгоды: Куба возобновляет отношения с «главным врагом» КНДР. Известия, 15.02.2024. URL: https://iz.ru/1650921/anastasiia-kostina/ostrov-vygody-kuba-vozobnovliaet-otnosheniia-s-glavnym-vragom-kndr (дата обращения: 15.03.2024).
14 Асмолов К.В. Куба и Южная Корея установили дипломатические отношения. Новое восточное обозрение, 05.03.2024. URL: https://journal-neo.su/ru/2024/03/05/kuba-i-yuzhnaya-koreya-vosstanovili-diplomaticheskie-otnosheniya/ (дата обращения: 19.03.2024).
Перспективы экономических отношений РК и Кубы
Необходимо учитывать, что возможности РК по сотрудничеству с Кубой сильно ограничены по той же причине американских санкций и зависят во многом от воли Белого дома. В мае 2022 г. администрация Байдена объявила о ряде мер в отношении Кубы, включая смягчение некоторых ограничений на поездки и денежные переводы, но существенных изменений, таких как снятие статуса «государства-спонсора терроризма», не произошло15. В канцелярии президента Южной Кореи также подтвердили, что прямая торговля с Кубой ограничена из-за американских санкций16. Поэтому торговля и финансовые операции с Кубой (в случае их значительного роста) будут проходить, скорее всего, через третьи страны (например Панаму).
Возникает вопрос, какие именно сферы остаются открыты для сотрудничества. В южнокорейском МИД заявили, что установление дипотношений между странами создаст «институциональную основу для расширения экономического сотрудничества между двумя странами и поддержки развития корейских компаний». Также было указано, что администрация президента РК окажет содействие южнокорейскому бизнесу в выходе на кубинский рынок для поставок предметов первой необходимости, потребительских товаров, электроники и бытовой техники. Если говорить о статьях импорта в РК, то здесь чаще всего называют продукты питания (морепродукты), а также ром и сигары. Основное же внимание стороны сосредоточат на развитии отношений в неполитических областях, таких как
17
культура, обмены и сотрудничество в целях развития . Чуть позже к этим сферам в канцелярии южнокорейского президента добавили спорт и дела ветеранов18. К этому списку можно отнести и развитие туризма из РК на Кубу.
Менее вероятное, но активно обсуждаемое сейчас в южнокорейских СМИ направление сотрудничества - это добыча полезных ископаемых. Куба находится на 5-м месте в мире по производству никеля и на 4-м - по запасам кобальта. Это ключевые материалы, необходимые для производства аккумуляторов19. Но эти возможности добычи откроются лишь в случае, если американские санкции будут сняты или существенно ослаблены. Аналогичная ситуация наблюдается и в связи с планируемым выходом южнокорейских энергетических компаний на кубинский рынок для поставок генераторов и строительства электростанций. Пока всё это не более чем прогнозы, оторванные от политических и международных реалий.
15 США снимают с Кубы часть визовых и финансовых ограничений. ТАСС, 17.05.2022. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14641697 (дата обращения: 15.03.2024).
16 iflf-^ "^4, ^А nfl^l- ^ж^ ЩЩ 7Щ" // г^т [Канцелярия президента: «Куба является крупным месторождением никеля и кобальта... Мы рассчитываем на разнообразное сотрудничество благодаря установлению дипломатических связей»], 20.02.2024. URL: https://www.chosun.com/politics/blue_house/2024/02/18/V5VNBRCPCZDXPNMDR6QVKGAKAE/ (дата обращения: 15.03.2024). (На кор.)
17 г-^4 ^Ж [Установление отношений РК и Кубы. Официальный сайт МИД РК], 14.02.2024. URL: https://www.mofa.go.kr/www/brd/m_4080/view.do?seq=374640 (дата обращения: 19.03.2024). (На кор.)
18 iflf-^ "^4, ^А nfl^l- ^ж^ ЩЩ 7Щ" // г^т [Канцелярия президента: «Куба является крупным месторождением никеля и кобальта. Мы рассчитываем на разнообразное сотрудничество благодаря установлению дипломатических связей»], 20.02.2024. URL: https://www.chosun.com/politics/blue_house/2024/02/18/V5VNBRCPCZDXPNMDR6QVKGAKAE/ (дата обращения: 15.03.2024). (На кор.)
19 Там же.
Куба как фактор межкорейских отношений
Основная ценность Кубы для РК не торговая и экономическая. И разговоры о перспективах экономического сотрудничества в данном контексте играют второстепенную роль. Главная роль Кубы в дипломатической стратегии РК - символическая. Во-первых, в понимании южнокорейских исследователей установление дипотношений с Кубой позволило формально заявить об успешном завершении «Северной политики», направленной на расширение дипломатических связей РК. «Северная политика» началась ещё при администрации Пак Чон Хи в 1973 г. и расцвела при Ро Дэ У, когда Сеул принимал Олимпийские игры, имея отношения со 128 странами. В свете этих соображений нормализация дипломатических отношений с Кубой представляет собой завершение политики, которая существует уже более поколения [Jung Giwoong 2023].
Во-вторых, Гавана стала ещё одной переменной в нарастающем межкорейском противостоянии, а сам факт установления отношений РК и Кубы был преподнесён в РК как «дипломатическое поражение» Пхеньяна и показатель «усиливающейся изоляции» КНДР. В администрации президента Южной Кореи заявили, что это нанесёт «политический и психологический удар» по Северной Корее. Более того, рассматривается сценарий, что
якобы Пхеньян теперь будет действовать в отместку и поэтому будет стремиться
20
к проведению саммита с премьером Японии Фумио Кисидой . Южнокорейские СМИ при этом ссылаются на заявление Ким Ё Чжон, которое было сделано скорее в ответ на более раннюю ремарку Фумио Кисиды (от 9 февраля 2024 г.) и которое, безусловно, следует анализировать как самостоятельное и независимо от кубинского фактора. Это предположение подтверждает и следующее заявление Ким Ё Чжон по вопросу отношений с Японией, опубликованное в ЦТАК уже 26 марта 2024 г. Оно ясно свидетельствует о том, что КНДР не намерена идти ни на какие уступки ради саммита Пхеньян - Токио и не готова к переговорам без предварительных условий: «Наше правительство ... откажется от любых контактов или переговоров с Японией. Встреча на высшем уровне КНДР - Япония нас не интересует»21.
Если говорить непосредственно о дипломатическом «ударе» в адрес Пхеньяна со стороны Кубы, то можно вспомнить, что подобные разговоры на Юге уже были, когда ранее с визитами в Гавану приезжали главы МИД РК. И тогда активизация Сеула на кубинском направлении вовсе не привела к охлаждению между Гаваной и Пхеньяном [Поленова 2022: 86].
Несомненно, сам факт установления отношений РК и Кубы стал болезненным для КНДР, однако этого следовало ожидать, и довольно давно. У Кубы, несмотря на действующие санкции, действительно широкие дипломатические связи: официальные отношения установлены со 190 странами мира (в 2024 г. РК стала 191-й). С США договор был подписан ещё в 2015 г., и после этого последовали первые подвижки в сотрудничестве Гаваны и Сеула (в частности, первые переговоры на министерском уровне). Нынешняя же
20 £ ЩЩ //Ф^А [Сразу после установления отношений РК и Кубы Северная Корея громко заявляет о возможности визита Кисиды в КНДР], 16.02.2024. URL: https://www.hani.co.kr/arti/politics/politics_general/1128563.html (дата обращения: 15.03.2023). (На кор.)
21 ^^^ ^^^ ^^ ^ // 113.3.26 [Заявление Ким Ё Чжон, заместителя председателя ЦК ТПК. ЦТАК, 26.03.2024]. URL: http://www.kcna.kp/kp/article/q/87172d7d2cbe1ad1bbe19d822707ead4a9c074be3a36db5a41050d558703f9011a4337ed 7dd0e618c3e6548a21e125f8.kcmsf (дата обращения: 30.03.2023). (На кор.)
реакция южнокорейских СМИ и экспертов и тезисы о том, что связи Кубы и РК «усиливают
22
изоляцию Пхеньяна» , отчасти напоминают вариации на тему ушедшей в прошлое
23
доктрины Хальштейна , которая предполагала, что государства могут устанавливать дипломатические отношения лишь с одним из двух государств некогда единой страны. Более того, на данном этапе нет никаких оснований говорить об «усиливающейся» дипломатической изоляции Пхеньяна.
Реакция СМИ КНДР
О неготовности Пхеньяна идти на обострение отношений с Гаваной из-за Сеула говорит и отсутствие какой-либо громкой реакции в государственных СМИ. Пресса Северной Кореи просто проигнорировала новость о восстановлении отношений Сеула и Гаваны. Но определённые изменения в освещении Кубы и кубинских новостей в КНДР всё же произошли, и это заслуживает отдельного внимания.
Южнокорейские журналисты отметили, что государственные СМИ КНДР не упомянули посла Кубы, когда перечисляли гостей, приглашённых на официальный приём по
24
случаю годовщины со дня рождения Ким Чен Ира . Хотя достоверно известно, что приглашение посол Кубы всё же получил (о чём говорят фотографии посольства России, выложенные в соцсетях25) и участвовал в торжественном мероприятии наравне со всеми другими представителями дипкорпуса в Пхеньяне. Приём проводился в день установления дипотношений Кубы и Республики Корея.
Об охлаждении отношений КНДР и Кубы говорит и полное отсутствие упоминания Кубы в государственных СМИ КНДР в последние месяцы. Так, 2 марта агентство ЦТАК опубликовало длинный список поздравлений от иностранных государств и коммунистических партий в адрес Ким Чен Ына. Куба в этом списке не упоминается26. 25 апреля 2024 г. в день основания Корейской народной армии агентство ЦТАК сделало публикацию о праздничных мероприятиях, проведённых по случаю этой даты в загранучреждениях КНДР. В этой статье также не содержится информации о каких-либо мероприятиях в посольстве страны в Гаване, не упоминаются и поздравления руководства
27
Кубы в адрес КНДР . Нет новостей из Кубы и в публикациях ЦТАК, посвящённых
22 North Korea's isolation deepens in global community. The Korea Times, 19.02.2024. URL: https://www.koreatimes.co.kr/www/opinion/2024/02/202_369051.html (accessed: 08.01.2024).
23 Внешнеполитическая доктрина, проводимая правительством ФРГ в 1955-1970 гг. и направленная на изоляцию ГДР на международной арене, предполагала, что ФРГ поддерживала и устанавливала дипломатические отношения только с теми странами, которые не имели дипломатических отношений с ГДР.
24 All eyes on N. Korea's reaction over S. Korea's establishment of diplomatic ties with Cuba. Yonhap News, Feb 15, 2024. URL: https://en.yna.co.kr/view/AEN20240215002951315?section=news (accessed: 19.03.2024).
25 Официальный аккаунт посольства РФ в КНДР. URL: https://vk.com/rusembdprk (дата обращения: 19.03.2024).
26 З^^И! 44^И // 113.3.02 [Многие страны направили поздравительные послания и поздравительные письма нашему любимому товарищу Ким Чен Ыну. ЦТАК, 02.03.2024]. URL: http://www.kcna.kp/kp/article/q/f3ae0f6d51bc044926fa56ea15051d1418e8a9decf3fef2d68732b2f639fc38f1947eb21f9e 7ac157555ce320523fca2.kcmsf (дата обращения: 01.05.2024). (На кор.)
27 44 // 113.4.25 [Праздничные мероприятия, проведённые в загранучреждениях нашей страны. ЦТАК, 25.04.2024]. URL: http://www.kcna.kp/kp/article/q/f3ae0f6d51bc044926fa56ea15051d1449fed192d66fa7c97f6bd639dfae0fe4b142f41f1b 272c70e 133ed38a8726eeb.kcmsf (дата обращения: 01.05.2024). (На кор.)
28
зарубежным мероприятиям в честь дня рождения Ким Ир Сена . На этом фоне обращает на себя внимание одна из двух новостей, связанных с Кубой, которые всё же появились в государственных северокорейских СМИ в марте-апреле 2024 г. Это поздравительная телеграмма от Рауля Кастро в адрес Ким Чен Ына. В связи с тем, что ещё в 2021 г. на VIII съезде Компартии Кубы Кастро объявил о своей отставке, телеграмма носит неофициальный характер, свидетельствующий лишь о хороших личных отношениях между двумя политиками. Во всём тексте сообщения ЦТАК на эту тему даже слово «Куба» не
29
упоминается ни разу .
Отзыв посла КНДР на Кубе
Вторая новость из Кубы, опубликованная агентством ЦТАК 18 марта, вызвала куда больший резонанс, чем телеграмма от Рауля Кастро. Это сообщение о «прощальном визите» посла КНДР в Гаване к президенту Кубы, т.е. фактически официальное подтверждение
30
отзыва руководителя дипломатической миссии КНДР на Кубе . С одной стороны, смена посла - обычная дипломатическая практика, тем более что Ма Чхоль Су отработал на должности главы дипмиссии в Гаване полный пятилетний срок. В публикации ЦТАК особо подчёркивается, что глава Кубинской республики передал «тёплые слова доброй воли и дружбы председателю Государственного совета КНДР товарищу Ким Чен Ыну» и выразил надежду на «следование исторической традиции и развитие отношений между КНДР
31
и Кубой в деле построения социализма» . Также северокорейский дипломат был отмечен Орденом Дружбы Кубинской республики. Это, кстати, деталь, о которой умолчали в северокорейских СМИ, но которая нашла отражение уже на официальном сайте МИД
32
Кубы . В целом если сравнивать описание этой встречи на сайте внешнеполитического ведомства Кубы и на сайте ЦТАК, то сообщение в северокорейском информагентстве выглядит крайне сдержанно и кратко и не содержит каких-либо ссылок на встречи лидеров двух стран и личные послания от руководства Кубы в адрес Ким Чен Ына.
Безусловно, с учётом времени отзыва посла КНДР (ровно через месяц после установления дипотношений РК и Кубы) не могли не возникнуть предположения, что
28 ^ 44 112 ^ 34Ч4 44Í4 4Ч// 113.4.28 [Праздничные мероприятия по случаю 112-летия со дня рождения великого вождя товарища Ким Ир Сена проходят во многих странах. ЦТАК, 28.04.2024]. URL: http://www.kcna.kp/kp/article/q/í3ae0f6d51bc044926fa56ea15051d144bc2c32f4ec6a08dca3a53546831e73cdafa06690a 741e540ab64d021f06ff94.kcmsf (дата обращения: 01.05.2024). (На кор.)
29 444^44 44 4^^ ^^44 444 // ^4^444. 113.4.19 [Товарищ Рауль Кастро Pyc направил поздравительное послание дорогому товарищу Ким Чен Ыну. ЦТАК, 19.04.2024]. URL: http://www.kcna.kp/kp/article/q/f3ae0f6d51bc044926fa56ea15051d14add753369065a6bf60cefc2eab07cea912351dd65 76f6ac9f7c5cbdf00357486.kcmsf (дата обращения: 01.05.2024). (На кор.)
30 4^44^4 44444 444 4444 // ^44444. 113.3.18 [Прощальный визит Чрезвычайного и Полномочного Посла нашей страны к Президенту Республики Куба. ЦТАК, 18.03.2024]. URL:
http://www.kcna.kp/kp/article/q/87172d7d2cbe1ad1bbe19d822707ead4595535a21b82c3839d2784cd88641ceb1c3b0ec 2ceb29872a40f1d7c5049aa2a.kcmsf (дата обращения: 01.05.2024). (На кор.)
31Там же.
32 Una amistad única en su naturaleza de apoyo mutuo. Ministerio de Relaciones Exteriores, República de Cuba [Дружба, уникальная по своей природе взаимной поддержки. МИД Кубы], 15.03.2024. URL: https://cubaminrex.cu/es/una-amistad-unica-en-su-naturaleza-de-apoyo-mutuo (accessed: 02.05.2024). (На исп.)
возвращение дипломата в Пхеньян - это не обычная ротация, а «наказание» Ма Чхоль Су за то, что он не смог «помешать Кубе установить дипломатические отношения с Южной Кореей». Такую точку зрения, в частности, выразил бывший посол Великобритании в КНДР
33
Джон Эверард . В любом случае какие-либо предположения на эту тему - не более чем догадки, так как официальных причин отзыва посла не озвучили ни северокорейские, ни кубинские источники. Примечательно, что ни в КНДР, ни на Кубе так ничего и не сообщили о преемнике Ма Чхоль Су. И на момент завершения работы над данной статьёй не появилось никакой информации о назначении нового посла КНДР на Кубе, что уже вызывает вопросы о
34
перспективах дальнейших дипломатических отношений двух стран .
Перспективы
Установление дипломатических отношений между РК и Кубой несомненно не прошло бесследно для отношений КНДР и Кубы. Об охлаждении связей свидетельствует, в частности, резкое сокращение (до необходимого минимума) упоминаний Кубы в северокорейских государственных СМИ. Как показывает анализ материалов посольств других государств в Пхеньяне, дипломатический корпус Кубы по-прежнему получает приглашения на ключевые официальные мероприятия в КНДР, но их участие теперь не афишируется и не находит отражения в северокорейских СМИ.
Тем не менее, представляется вероятным, что в средне- и долгосрочной перспективе налаживание отношений Сеула и Гаваны не может оказать существенное влияние на динамику связей Пхеньяна и Гаваны. Во-первых, Куба - это проверенный десятилетиями и, пожалуй, единственный равный партнёр КНДР на международной арене, жертвовать таким союзником в качестве демонстрационного жеста для Пхеньяна не имеет смысла. Во-вторых, КНДР и Кубу слишком многое объединяет: параллели в экономическом развитии, понимание ценности внешнеполитической самостоятельности, неизменный выбор в пользу внутриполитической стабильности, маргинализация этих стран на Западе и многолетнее санкционное давление со стороны США [Поленова 2022: 88]. Кореевед А.С. Поленова также относит к таким факторам и несбывшиеся ожидания уже действующего руководства этих стран от временного потепления в отношениях с США (визит Барака Обамы на Кубу в 2016 г. и два саммита КНДР - США в 2018 г.) [Поленова 2022: 87]. Условия, в которых Гаване и Пхеньяну приходится строить свою внешнюю политику, также во многом схожи, как и уроки, которые были усвоены правительствами этих стран в последние десятилетия. Инвестиции (пока только потенциальные) из Южной Кореи являются, безусловно, привлекательными для Кубы, но их «надёжность» уже не раз была подвергнута сомнению. Можно вспомнить тот же опыт Ирана, куда южнокорейские инвесторы пришли в 2016 г. после первого в истории дипотношений визита южнокорейского лидера в Тегеран. Сначала
33 North Korean ambassador to leave Cuba after ally establishes ties with Seoul. NK News, Mar 18, 2024. URL: https://www.nknews.org/2024/03/north-korean-ambassador-to-leave-cuba-after-ally-establishes-ties-with-seoul/ (accessed:
02.05.2024).
34
Han Su Chol has been appointed as the Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of the Democratic People's Republic of Korea (DPRK) to the Republic of Cuba, Aug 8, 2024 [Хан Су Чхоль назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) в Республике Куба, 8.08.2024]. См.: URL: http://www.mfa.gov.kp/view/article/20995 (дата обращения: 22.08.2024) - Ред.
35
Сеул провозгласил развитие отношений с Ираном «неотложным приоритетом для Кореи» , подписал соглашения на общую сумму $ 37 млрд, в том числе в сфере энергетики и строительства36, а уже через два года (в 2018 г. после выхода США из СВПД по иранской ядерной программе) вновь присоединился к санкциям в отношении Ирана и заморозил иранские активы на $ 6 млрд. Этот фактор зависимости Сеула от базовых линий политики Вашингтона и вытекающую из этого непредсказуемость действий руководства РК не могут не понимать как в КНДР, так и на Кубе. И это необходимо учитывать при оценке возможных перспектив экономического сотрудничества Сеула и Гаваны.
Скорее всего, в своей внешнеполитической линии КНДР будет руководствоваться исключительно долгосрочной стратегией, не рискуя отношениями с проверенными союзниками. Что касается Южной Кореи, то для неё цель, по всей вероятности, уже достигнута. Главная ценность Кубы для РК состоит скорее в самом факте установления отношений, а не в перспективах, которые может открывать такое двустороннее сотрудничество.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Матвеева Н.И. КНДР и Куба на начальном этапе двусторонних отношений (1960-1965): границы «социалистической солидарности» // Новая и новейшая история. 2023. № 5. С. 172-183. DOI 10.31857/S013038640024136-7 Поленова А.Л. Голосование по резолюциям ГА ООН как отражение внешнеполитического курса КНДР // Восточная Азия: прошлое, настоящее, будущее. Сборник статей работы международной научной конференции молодых востоковедов, Москва, 25-26 ноября 2021 года. М: ИКСА РАН, 2022. С. 53-58. DOI 10.48647/ICCA.2022.93.25.030 Поленова А.Л. Северокорейско-кубинские отношения на современном этапе // Современные проблемы Корейского полуострова. М.: ИКСА РАН, 2022. С. 83-91.
REFERENCES
Matveeva N.I. (2023). KNDR i Kuba na nachal'nom etape dvustoronnih otnoshenii (1960-1965): granitsy "sotsyalisticheskoy solidarnosti" [The DPRK and Cuba in the Initial Period of Bilateral Relations (1960-1965): The Limits of "Socialist Solidarity"]. Novaya i noveishaya istoriya [Modern and Contemporary History], 5: 172-183. (In Russian). DOI 10.31857/S013038640024136-7 Polenova A.L. (2022). Golosovanie po rezol'utsyiam GA OON kak otrazhenie vneshnepoliticheskogo kursa KNDR [Voting on UNGA resolutions as a reflection of the DPRK's foreign policy]. East Asia: Past, Present, Future: The collection of articles of the International Scientific Conference of Young Orientalists, Moscow, November 25-26, 2021. Moscow: ICCA RAS, pp. 53-58. (In Russian). DOI 10.48647/ICCA.2022.93.25.030 Polenova A.L. (2022). Severokoreysko-kubinskiye otnosheniya na sovremennom etape [North Korean-Cuban relations at the present stage]. Sovremennyye problemy Koreyskogo poluostrova [Modern problems of the Korean Peninsula]. Moscow: ICCA RAS, pp. 83-91. (In Russian).
35 Ji-Hyang Jang. The Role of a Middle Power South Korea in Iran, Syria and Egypt. Middle East Institute, Jun 2, 2014. URL: https://www.mei.edu/publications/role-middle-power-south-korea-iran-syria-and-egypt (accessed: 08.01.2024).
36 Там же.
Cin Beom Cheol. Cuba's Changes of Market Reform Policy in the Pandemic Crisis: Implications to North Korea W: International
Area Studies Review, 25: 45-63. URL: https://kiss.kstudy.com/Detail/Ar?key=3925521 (accessed: 27.05.2024). (In Korean).
Jung Giwoong (2023). Cuba. The Last Destination of the Republic of Korea's Nordpolitik?. Center for International Area Studies, Hankuk University of Foreign Studies, 12 (11). Https://doi.org/10.3390/socsci12110638 (accessed: 31.05.2024). Searching Cooperation Methods for Promoting Relation between Korea and Cuba: Focusing on Political Diplomacy, Culture, Economic and Environmental Fields (2015). KIEP [21 ^7] ^^
« Ä^: ^^ KIEP]. URL:
https://www.kiep.go.kr/galleryDownload.es?bid=0001&list_no=2043&seq=1 (accessed: 02.05.2024). (In Korean).
Поступила в редакцию: 01.06.2024 Received: Jun 1, 2024
Принята к публикации: 27.06.2024 Accepted: Jun 27, 2024
* * *