УДК 338.2
МАЛОВА И.В., соискатель,
Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет
УСТАНОВЛЕНИЕ НОРМ ЗАТРАТ НА ТО И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ
Аннотация. Разработаны методические основы формирования норм затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей на основе использования методов регрессионного анализа. Предлагается нормы затрат на запасные части и материалы устанавливать в зависимости от грузоподъемности автомобиля и его срока службы.
Ключевые слова: техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей, нормы затрат на 1000 км пробега, грузоподъемность автомобиля, срок службы автомобиля.
MALOVA I., Competitor,
Kharkiv National Automobile and Highway University
DETERMINATION OF CAR MAINTENANCE AND REPAIR COST STANDARDS
Abstract. The methodical foundations of determining car maintenance and repair cost standards based on usage of autoregressive method have been developed. Cost standards for spare parts and materials are offered to be determined according to a car capacity and its service life.
Key words: the technical maintenance and operating repair of the cars, rates of the ex-penseses on 1000 km run, cargo-carrying capacity of the car, lifetime of the car.
Постановка проблемы. Одной из важнейших задач эксплуатации автомобильного транспорта является дальнейшее совершенствование организации технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) автомобилей с целью повышения их работоспособности и вместе с тем снижения затрат. Определяющим фактором формирования затрат являются соответствующие нормы, от качества и адекватности которых зависит точность установленной суммы затрат, возможность выполнения планового их уровня и т.д. Поэтому особую актуальность приобретает установление норм затрат на проведение ТО и ТР автомобилей.
Анализ последних исследований и публикаций. В настоящее время нормы затрат на ТО и ТР автомобилей установлены по маркам и моделям автомобилей на 1000 км пробега отдельно по видам обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР) и в целом [4]. Следует отметить, что нормы, установленные таким способом, не всегда отвечают современным условиям производства, не учитывают всех факторов, влияющих на их величину.
В современной литературе [1-6] и практической деятельности имеются различные подходы к решению задачи по разработке норм затрат на материалы, запасные части, расходуемые на ТО и ТР автомобилей. Так, например, Министерством транспорта Российской Федерации утверждена и принята к использованию отраслевая методика, разработанная Центроргтрудавтотрансом [8], согласно которой установлены нормы расхода запасных частей и ремонтноэксплуатационных материалов в натуральном выражении на 1000 км пробега по видам технического воздействия (ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР). В основу их расчета положены: действующие нормативы трудоемкости на ТО и ремонт, предусмотренные «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава»; действующие отраслевые нормы затрат на запасные части и ремонтно-эксплуатационные материалы для автомобилей; данные о фактических затратах на ТО и ТР автомобилей.
При расчете норм расхода запасных частей и агрегатов они сгруппированы в следующие системы:
I. ДВС - масляный насос, масляный радиатор, бензонасос, карбюратор, топливный насос высокого давления, топливные фильтры, масляный фильтр грубой очистки, указатель давления масла, глушитель, водяной насос, указатель температуры охлаждающей жидкости, радиатор, вентилятор, термостат, патрубки водяные;
II. КПП - ведомый и нажимной диски, подшипник включения сцепления, крышка коробки передач с механизмом переключения, передний фрикцион, двойной фрикцион, реактор в сборе, центробежный регулятор, микропереключатель, большой и малый масляные насосы, клапан переферийный в сборе, редукционный клапан, главный золотник;
III. Передний мост и рулевое управление - поперечная и продольная рулевые тяги, насос гидроусилителя, клапан управления,
ступица передняя, подшипники поворотного кулака (внутренний и наружный);
IV. Задний мост - редуктор заднего моста, колесный редуктор;
V. Карданная передача - промежуточная опора с подшипником в сборе.
При этом автотранспортным предприятиям разрешается корректировать установленные нормы в зависимости от специфических условий. Например, для автомобилей, имеющих пробег с начала эксплуатации менее 50 % от нормы пробега до первого капитального ремонта, нормы расхода на текущий ремонт допускается снижать на 50 %. Следовательно, данный подход недостаточно полно учитывает различные факторы, влияющие на соответствующие нормы.
Современным подходом является подход, при котором нормы (расчетные) расхода запасных частей и материалов по маркам подвижного состава установлены в процентах от рыночной стоимости нового автомобиля. Однако следует отметить, что рыночная стоимость автомобиля также не учитывает всех факторов, влияющих на фактические затраты труда; такой метод является достаточно укрупненным.
Анализ существующих подходов к установлению норм затрат на ТО и ТР автомобилей на 1000 км пробега позволяет сделать вывод о необходимости их совершенствования.
Цель статьи - разработать методические основы установления норм затрат на ТО и ТР автомобилей на 1000 км пробега.
Изложение основного материала исследования. При решении поставленной задачи предлагается рассмотреть факторы, влияющие на формирование затрат на ТО и ТР автомобилей на 1000 км пробега, с помощью регрессионного анализа построить модель норм затрат.
Для обоснования факторов, влияющих на формирование затрат на ТО и ТР автомобилей, необходимо рассмотреть систему ТО и ТР и ее взаимосвязь с остальными системами. Выделим три основные группы факторов, влияющих на затраты на материалы, запасные части (рисунок).
Характеристики автомобиля оцениваются показателями: грузоподъемность ^), срок службы автомобиля (Тсл) и пробег с начала эксплуатации (£н.э); условия работы автомобилей: время в наряде автомобиля (Тн); уровень организации процесса ТО и ТР автомобилей: профессионализм работников, самостоятельность.
Условия работы автомобилей
Характеристики
автомобилей
Процесс ТО и ТР автомобилей
1 км
1 Уровень организации процесса
Схема формирования затрат на ТО и ТР автомобилей
на 1 км пробега
Для установления норм затрат на ТО и ТР автомобилей на 1 км пробега предлагается использовать статистический метод.
Фактические затраты на ТО и ТР автомобилей на 1 км пробега определяем по формуле
где С1 км - затраты на ТО и ТР автомобилей на 1 км пробега, грн/км; С - общие затраты на проведение ТО и ТР автомобилей, грн;
Lобщ - общий пробег автомобилей, км.
Модель, связывающая между собой показатель норм затрат на 1 км пробега и формирующие его факторы, может быть представлена в виде
где xi - факторы-аргументы;
a0 - свободный член уравнения регрессии;
ai - коэффициент регрессии при і-м факторе-аргументе.
Для получения данной модели использовались данные по автомобилям-самосвалам ОАО «Крюковский вагоностроительный завод».
Статистические характеристики изучаемых показателей представлены в табл. 1.
В результате расчетов методом множественного корреляционного анализа было получено уравнение норм затрат на ТО и ТР на 1 км пробега по автомобилям-самосвалам
(1)
п
С1 км а0 + 2 аі ' Хі ,
(2)
і=1
Сікм — 3,00 + 16,18 д + 30,53 Тсл.
(3)
Таблица 1
Статистические характеристики изучаемых показателей по автомобилям-самосвалам
Показатели Ус- ловн. обо- зна- чения Ед. изм. Статистические характеристики
Значения Средне-квадратическое отклонение Коэффициент вариации, %
мини- маль- ное макси- маль- ное сред- нее
Г одовые затраты на запасные части на 1000 км пробега, грн С С 1км грн 30,64 2000,96 644,45 513,6 79,7
Г рузоподъем-ность ч т 3,55 15,7 10,2 4,1 39,6
Годовые авто-мобиле-часы работы автомобиля АЧр ч 6 4865 1963,6 916,7 46,7
Пробег с начала эксплуатации ^н.э тыс. км 48,4 628,4 211,2 147,6 69,9
Срок службы автомобиля Т ^ сл лет 3 22 15,6 7,7 49,6
На основе полученной зависимости рассчитаны нормы затрат на ТО и ТР по автомобилям-самосвалам (табл. 2).
Выводы. Разработаны методические основы формирования норм затрат на ТО и ТР автомобилей на основе использования регрессионного анализа. Предложено установление норм в зависимости от грузоподъемности автомобиля и его срока службы.
Литература
1. Ухарский В.Б. Техническое обслуживание и ремонт автобусов. Управление качеством и эффективность / В.Б. Ухарский. - М. : Транспорт, 1986. -207 с.
2. Батурин В.Е. Техническое обслуживание автомобилей и двигателей / В.Е. Батурин, А.И. Захарцев. - Симферополь : Таврия, 1997.- 672 с.
3. Левковец П.Р. Качество ремонта и технического обслуживания автомобилей в АТП / П.Р. Левковец, В.Н. Городиский, П.Я. Калита. - К. : Техника, 1990. - 93 с.
Таблица 2
Нормы затрат на 1000 км пробега
Марка Грузоподъемность, т Нормы затрат на 1000 км пробега в зависимости от срока службы автомобилей, усл.ед.
3 4 5 14 18 20 21 22
КамАЗ-55111 11 34,25 38,08 41,92 76,44 91,78 99,45 103,29 107,12
КамАЗ-65115 15,1 42,59 46,42 50,26 84,78 100,12 107,79 111,62 115,46
КрАЗ-65055 15,7 43,81 47,64 51,48 86,00 101,34 109,01 112,84 116,68
КрАЗ-6510 13,5 39,33 43,17 47,00 81,52 96,86 104,53 108,37 112,21
ЗиЛ-431412 5,5 23,07 26,90 30,74 65,26 80,60 88,27 92,10 95,94
ЗиЛ-495710 5 22,05 25,89 29,72 64,24 79,58 87,25 91,09 94,92
ЗиЛ-432021 5,7 23,47 27,31 31,14 65,66 81,00 88,68 92,51 96,35
ГАЗ-САЗ-53Б 3,55 19,10 22,94 26,77 61,29 76,63 84,30 88,14 91,97
Економіка транспортного комплексу, вип. 17, 2011
4. Автомобиль на предприятии: от приобретения до ликвидации / под ред. Я. Кавторева. - 11-е изд., перераб. и доп. - Харьков : Фактор, 2009. -528 с.
5. Иванов В.В. Автомобильный менеджмент / В.В. Иванов, П.В. Богаченко. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 430 с.
6. Раздорожный А. А. Экономика отрасли / А. А. Раздорожный. - М. : РИОР, 2009. - 316 с.
7. Хмельницкий А.Д. Экономика и управление на грузовом автомобильном транспорте : учебн. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Хмельницкий. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 256 с.
8. РД 3112178-0190-95 Нормы расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.skonline.ru/doc/46735.html.