2.16. УСТАНОВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЦИИ «СНИЗУ»: НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЕ ПРОЕКТЫ
Пономарёва Н.А., ст. преподаватель кафедры государственного права Нефтекамского филиала ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
В статье речь идет об одном из проектов установления федерации, как наиболее оптимальной формы устройства многонационального государства. Проект был принят в 1917 году башкирским Курултаем, но так и остался теоретической разработкой. Некоторые невоплощенные идеи прошлого и в наши дни продолжают оставаться актуальными.
РФ - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, в котором проживает более 150 народов. Совершенствование федерации на современном этапе объективная потребность России. Все более реальным становится тот факт, что от результата поиска его оптимальной модели зависят не только результаты общественно-экономических преобразований, но и целостность нашего государства.
Современные проблемы РФ во многом созвучны с проблемами эпохи реформ второй половины XIX и коренных преобразований первой четверти XX в. Как и тогда идет настойчивый поиск приемлемой для России модели формы государства, а реформы проводятся «сверху». Идеи мыслителей прошлого остаются актуальными и в наши дни, поскольку содержат в себе потенциал для развития новых воззрений на российское общество и государство, ибо создать современную оптимальную государственно-правовую модель, игнорируя опыт прошлого, невозможно.
Существует мнение, что советская федерация потому и оказалась непрочной, что создавалась не снизу, по договоренности будущих субъектов друг с другом, а сверху, по договоренности центра с зависимыми от него местами.
Право наций на самоопределение было провозглашено большевиками в программе партии, принятой в 1903 г. на II съезде РСДРП. Однако, после Октябрьской революции, Советское правительство, решая проблему национально-территориального устройства, не имело четко разработанной программы. В работу активно включились государственные и общественные организации, в итоге было разработано несколько проектов самоопределения. Путем создания самостоятельных и различных по форме национально-государственных образований народы России решили свою судьбу на указанном этапе развития1.
Для народов Урало-Волжского региона вынашивались различные проекты их самоопределения, которые практически не удалось осуществить. 29 ноября 1917 года Национальное собрание (Милли меджлис) мусульман
1 Касимов С.Ф. Автономия Башкортостана: становление национальной государственности башкирского народа (1917-1925 гг. -Уфа: Китап, 1997. С. 96.
тюрко-татар внутренней России и Сибири приняло решение о создании Урало-Волжского штата, в состав которого должны были войти Казанская и Уфимская губернии, западная часть Оренбургской губернии, и территории населенные тюрко-татарами Самарской, Пермской, Вятской и Симбирской губерний. По форме правления штат должен был представлять демократическую республику. Вместе с другими штатами составить российскую Федеративную Республику2.
Ещё в 1917 году зародилась идея создание единой республики для башкир и татар. Это проект ЮжноУральской советской федерации и проект ТатароБашкирской Республики. Наркомнац 22(9) марта 1918 г. принял Положение о Татаро-Башкирской Советской Республике, которая мыслилась как автономная республика в составе Российской Советской Федерации. Главный недостаток идеи Татаро-Башкирской Советской Республики заключался в том, что она не учитывала в конечном итоге стремление народов Поволжья и Приуралья к самостоятельной автономии.
Также имел место проект Башкиро-Киргизской (Казахской) республики. Проект был детально разработан (в отличие от проекта о ТБСР), но практически не был осуществлен. Возможно, центр усмотрел в этом проекте возникновение крупной на востоке страны республики, претендующей в будущем на самостоятельное развитие и отделение от России. Однако наиболее разработанным проектом, стал проект о Башкирской автономии.
8-20 декабря 1917 года в Оренбурге состоялся Учредительный Курултай Автономного Башкортостана, который единогласно утвердил объявленную Центральным башкирским шуро территориально-национальную автономию Башкурдистана. Председателем съезда был избран А.З. Валидов, который являлся сторонником федеративного устройства России и неоднократно выступал на различных съездах как башкирских, так и мусульманских в Туркестане и Москве с обоснованием необходимости перехода к федеративному демократическому государству. Можно добавить о каких-то выступлениях.
Представляет интерес принятая на съезде резолюция «Об общероссийской федерации и отношении Башкур-дистана к этой федерации». Документ был утвержден 14 декабря 1917 г. на пленарном заседании курултая и подписан Председателем съезда А. Валидовым.
Резолюция провозглашала Российскую республику союзом (федерацией) автономных национальностей и окраин. Башкурдистан входил в состав федерации как один из национально-территориальных штатов. Согласно решению Курултая, все штаты федеративной России провозглашались равными в политических и иных правах. Власть передавалась союзной палате с равным количеством представителей от каждого штата, а также союзному правительству и союзному суду - как органам федеральной власти. Во главе союзного правительства - союзный президент, который избирается сроком на один год.
В резолюции содержались положения, которые обеспечивали равенство всем субъектам. Так, например, президентом не мог быть избран два года подряд представитель одной национальности или штата. Обеспечивалось также равное представительство: «ни одна из национальностей и ни один из штатов, сколько бы они не были велики по численности населения, не могут
2 Касимов С.Ф. Автономия Башкортостана: становление нацио-
нальной государственности башкирского народа (1917-1925 гг. -
Уфа: Китап, 1997. С. 81.
Пробелы в российском законодательстве
2'2008
иметь представителей в составе союзного правительства более одной трети сего правительства»3.
Союзной власти предоставлялось право контроля над соотношением экономического потенциала штата, с целью охраны экономическо-культурной независимости каждой нации и каждого штата. Кроме того, в связи с необходимостью покрывать расходы союза союзная власть могла иметь привилегию использования природных ресурсов. В то же время она ограничивалась в возможности концентрировать все экономические и культурные богатства в том штате, где она пребывает.
Несмотря на то, что решения об организации автономий и федеративном устройстве России принимались на мусульманских съездах, согласно резолюции, Российский союз провозглашался светским государством.
Понимая то, что состав населения России имеет полиэтнический характер и, наряду с представителями коренной национальности, на территории автономий могут проживать представители других национальностей, делегаты съезда отметили в резолюции следующее: «В каждом штате для национальностей, не получивших территориально-национальной автономии,
должна предоставляться широкая свобода в вопросах духовной, национальной и культурной автономии»4.
В резолюции определялось, что подлежит ведению союзной власти: финансовая политика, руководство вооруженными силами, объявление войны и мира, защита интересов всех штатов союза, подписание международных договоров, установление налогов и пошлин, уголовное и социальное законодательство, банковское и авторское право, управление железными дорогами, телеграфом, почтой, таможенные пошлины, чеканка монет, миграционная политика. Предметы ведения штатов в резолюции не были определены, видимо, это было связано с разработкой Конституции Башкирской автономной республики, где данный вопрос имел более подробное изложение.
Конституция Башкирской автономной республики, которую назвали «Положением об автономной Малой Башкирии» была разработана на основе постановления башкирских съездов об автономии членами Башкирского правительства, в том числе А. Валидовым. Этот документ состоял из 93 статей и имел следующие разделы: «Общее положение об автономии Малой Башкирии», «Об органах управления Башкирии», «О
Курултае», «О заседаниях Курултая», «Предмет ведомства Курултая», «О правительстве Башкирии», «О кантоном, волостном, земском и юртовом управлении», «О суде», «О печати и гербе, флаге и войсковом знамени». Согласно Конституции «Малая Башкирия» являлась автономией в составе Российского государства. Официальными языками автономии провозглашались башкирский и русский языки. Все земли и недра признавались национальной собственностью. Конституция определяла административное деление Башкортостана на кантоны, волостные земства и юрты.
Органами управления в соответствие со ст. 15 являлись: Курултай (Парламент) с правительством Башкирии; Кантонная Дума с кантонным управлением; Волостное земское собрание с Земской Управой; юртовой сход со старшиной.
3Национально-государственное устройство Башкортостана
(1917-1925 гг.) Документы и материалы: в 4-х т./ Авт.-сост. Б.Х. Юлдашбаев. Т. 1. -Уфа: Китап, 2002. - С. 202.
4 Национально-государственное устройство Башкортостана (1917-1925 гг.) Документы и материалы: в 4-х т./ Авт.-сост. Б.Х. Юлдашбаев. Т. 1. -Уфа: Китап, 2002. - С. 203.
Высшим законодательным органом самоуправляющейся «Малой Башкирии» был объявлен Курултай. К компетенции Курултая были отнесены вопросы взаимодействия с союзной властью, обеспечение национальной и территориальной неприкосновенности, изменение и дополнение действующих законоположений, установление налогов и сборов, рассмотрение и утверждение бюджета Малой Башкирии, а также вопросы образования, здравоохранения, назначения и увольнения должностных лиц, помилования. Депутатами могли быть лица обоего пола на основе всеобщего, равного, прямого, тайного голосования без различия сословия и национальности. Ограничения существовали в основном для лиц, отличившихся неправомерным поведением. Согласно Положению, вопросы, подлежащие обсуждению, вносятся Правительством, депутатами, по заявлениям учреждений и частных лиц. Определялся регламент работы. Уделялось внимание дисциплине депутатов: за нарушение порядка - удаление из зала или лишение слова.
Особенностью формирования Правительства Башкирии являлось ограничение представителей русской национальности (членами правительства в исключительных случаях могли быть лица русской национальности, но не более двух, трех человек). Порядок формирования Правительства Положением не определялся. Основная функция - приведение в исполнение законов автономии, а также решение текущих вопросов5.
Для осуществления судебной власти на территории Башкирии учреждались Мировые и Общие судебные установления, действующие на основании общегосударственных законов с подчинением их российскому правительствующему Сенату. Однако, имелись и исключения: «В тяжбах, исках, спорах, когда сторонами являются исключительно башкиры, применяются законы, изданные курултаем на основании обычного права (адата), существующего у башкирского населения, и правил Шариата»6.
Несмотря на недостатки «Положения», к которым можно отнести отсутствие раздела о правах и обязанностях человека и гражданина, а также слабую разработанность раздела о правосудии, следует признать данный документ весьма прогрессивным. Тем более что на заседаниях Курултая было принято в дополнение к этому документу «Положение о кантональном управлении», в котором отражалась организация, структура и содержание местного самоуправления в Башкортостане.
Принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, демократическая избирательная система, местное самоуправление и другие моменты, нашедшие отражение в документах, принятых Курултаем свидетельствуют, что составители были знакомы с Основными законами демократических государств Запада. К сожалению, большинство разделов данных документов не нашло должного отражения в последующих документах, связанных с национально-государственным строительством как в Башкортостане, так и в России.
Рецензия
Статья посвящена весьма актуальной проблеме -проектам организации Башкирской автономии в нача-
5 ЦГАОО РБ. Ф. 9776. Оп. 2. Д. 3. Л. 1-9 об.
6 Национально-государственное устройство Башкортостана (1917-1925 гг.) Документы и материалы: в 4-х т./ Авт.-сост. Б.Х. Юлдашбаев. Т. 1. -Уфа: Китап, 2002. - С. 203.
ле ХХ века. Следует отметить, что данная статья представляет интерес не только в историко-правовом ключе, но и в плане решения современных национально-политических проблем, имеющих место в Российской Федерации сегодня.
Обратим внимание на то, что автор статьи верно отмечает значение известного башкирского мыслителя и политического деятеля А. Валидова в становлении башкирской государственности в составе Советской России.
В статье проведен серьезный анализ нереализованного проекта «Положения об автономной Малой Башкирии». При этом Н.А. Пономарева вовсе не идеализирует изучаемый проект, но и видит в нем ряд недостатков, к которым относит отсутствие раздела о правах и обязанностях человека и гражданина, а также слабую разработанность раздела о правосудии, Тем не менее, вывод автором сделан, по нашему мнению, совершенно верный: данный документ действительно был прогрессивным для своего времени и конкретноисторической ситуации.
Несомненно, статья Н.А. Пономаревой «Установление федерации «снизу»: неосуществленные проекты» является самостоятельной научной разработкой, пусть и небольшой, но значимой историко-правовой проблемы. Рекомендуем данную статью к публикации в издании, рекомендованным ВАК Минобрнауки России для публикации результатов диссертационного исследования.
Рецензент:
Д.ю.н., профессор,
профессор Нижегородской академии МВД России А.А. Демичев