УДК 342.4
УСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ И РЕСПУБЛИКОЙ ИНГУШЕТИЯ: ОБЩИЙ ОБЗОР СОГЛАШЕНИЯ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
ВСТУПЛЕНИЯ ЕГО В СИЛУ
Сайдумов Д.Х., Чеченский государственный университет, г. Грозный, Российская Федерация, bulatto@m ail.ru
В статье сделан обзор соглашения по установлению административной границы между двумя братскими субъектами Российской Федерации: Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия. Представлена общая характеристика состояния установления административных границ в Российской Федерации по состоянию на 2019 г. Выстроена последовательная хронологическая схема процесса подготовки данного соглашения, его ратификации, возникшей правовой ситуации прецедентного характера, разрешившейся в итоге в Конституционном Суде Российской Федерации. Представлена правовая оценка данного соглашения через призму федерального и республиканского законодательства. Исследован путь от подписания до вступления в силу данного соглашения между двумя субъектами Российской Федерации. Статья опирается на достоверные источники и нормативные правовые акты, позволяющие систематизировать данный обзор в цельное исследование. Ориентирована на студентов и аспирантов юридических факультетов, исследующих актуальные проблемы современного российского федерализма.
Ключевые слова: соглашение, конституция, суд, закон, граница, парламент, постановление.
DOI: 10.21779/2224-0241-2019-32-4-58-63
UDC 342.4
ESTABLISHMENT OF THE ADMINISTRATIVE BORDER BETWEEN THE CHECHEN REPUBLIC AND THE REPUBLIC OF INGUSHETIA: A GENERAL REVIEW OF THE AGREEMENT AND LEGAL ASPECTS OF ITS ENTRY INTO FORCE
Saydumov D.Kh., Chechen State University, Grozny, Russian Federation, [email protected]
The article provides an overview of the agreement on the establishment of an administrative border between two constituent entities of the Russian Federation: the Chechen Republic and the Republic of Ingushetia. The general characteristic of the state of establishing administrative borders in the Russian Federation as of 2019 is presented. A consistent chronological scheme is drawn up for the process of preparing this agreement, its ratification, the emerging legal situation of a precedent nature that was resolved as a result: in the Constitutional Court of the Russian Federation. A legal assessment of this agreement is presented through the prism of federal and republican legislation. The path from signing to the entry into force of this agreement between the two constituent entities of the Russian Federation is investigated. The article is based on reliable sources and legal acts to systematize this review into a comprehensive study. It is aimed at undergraduate and graduate students of law faculties, researching the pressing problems of modern Russian federalism.
Key words: agreement, constitution, court, law, border, parliament, resolution.
DOI: 10.21779/2224-0241-2019-32-4-58-63
Общая оценка. В 2021 г. совместными усилиями Росреестра, Агентства стратегических инициатив, Министерства экономического и территориального развития Российской Федерации и регионов Российской Федерации должен завершиться многолетний процесс установления внутренних границ между субъектами государства. Процесс межрегионального установления границ в Российской Федерации имеет общефедеральное значение и масштаб. По состоянию на 1 октября 2018 г. по всем правилам Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) были оформлены лишь
19,6% межрегиональных границ. Авторитетный источник указывает, что с начала 2000-х гг. географы и юристы говорили о «32 территориальных конфликтах между субъектами РФ» [1].
В Российской Федерации по состоянию на 2018 г. суммарно имеется 378 границ; установленными из указанного числа были только 74 границы. Полное определение по границам было сделано девятью субъектами из всех субъектов Российской Федерации. Территориальные споры наблюдались между Москвой и Московской областью, Нижегородской и Владимирской, Костромской и Иванов-
ской, Астраханской областью и Калмыкией [1]. Как видим, данные регионы в основном расположены в центральной части Российской Федерации.
Решение вопроса на примере Северного Кавказа. Согласно данным Федеральной кадастровой палаты Росреестра в начале 2019 г. в СевероКавказском федеральном округе в Единый государственный реестр недвижимости внесено 5 из 27 границ. Данная цифра по стране аутсайдерская, а лучшим в этом плане является Уральский федеральный округ, в котором определено 19 из 29 границ [2].
Длительное время вопрос установления чечено-ингушской административной границы оставался открытым с позиции правовой транскрипции. Отсутствие при этом какой-либо масштабной формы территориальной напряженности между двумя субъектами Российской Федерации, представленными братскими народами с едиными национально-культурными и языковыми корнями и общими судьбами, является фактором непоколебимого единства чеченцев и ингушей.
Территориальная демаркация между двумя субъектами Российской Федерации являлась, с одной стороны, правовой необходимостью решения вопроса, доставшегося современникам из исторического прошлого, а с другой - данностью по времени и обстоятельствам обязательств всех субъектов Российской Федерации решения вопроса внутренних границ до 2021 г.
Сама постановка вопроса по чечено-ингушской границе возникла не в 2018 г., а перешла в новый век из ушедшего столетия, берущего начало с 1991 г. Единая республика в государственном статусе ЧИАССР, образованная в 30-е гг. XX столетия, на исходе столетия, размежевавшись, переживала своими трагическими путями данные последствия. При этом воспринимаемые с одинаковой болью и сопереживанием как чеченцами (события в зоне осетино-ингушского конфликта осенью 1992 г.), так и ингушами (военные события 1994-1996 гг.), братскими народами, больше полувека строившими совместно свою общую государственность и ввиду развала Советского государства оказавшимися разделенными на два субъекта: Чеченскую Республику, заявившую о себе как субъекте международного права [3], и Ингушскую Республику в составе Российской Федерации (на основании декларации Съезда народных депутатов Советов всех уровней Ингушетии от 15 сентября 1991 г.) [4, с. 45].
26 сентября 2019 г. в городе Магас (столице Республики Ингушетия) Главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым и Главой Республики Ингушетия Юнус-Беком Евкуровым было подписано соглашение об установлении границ между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой [5]. Значение данного соглашения основано на решении вопроса демаркации административной границы между двумя субъектами Российской Феде-
рации. С 1991 г. юридический статус и очертания границы между Чечней и Ингушетией были неопределёнными. Не было четкого определения и понимания самого статуса границы на предмет, являлась ли эта граница государственной - в силу объявленного Чеченской Республикой суверенитета или административной - в силу непризнания федеральным центром первого и образования нового субъекта Российской Федерации - Республики Ингушетия.
В правовом пространстве федеративного государства имел место факт неустановленных пределов и очертаний границы. Однако вне зависимости от определения статуса границы как для Чеченской Республики, так и для Ингушской Республики (1991), позднее Республики Ингушетия (1993), в самой сути правового аспекта граница имеет важное государствообразующее значение. Поскольку согласно Конституции Чеченской Республики [6] и Конституции Республики Ингушетия они являются государствами [7], существовала необходимость в устранении правовой неопределенности по факту установления границы, посредством нормативного упорядочения как важного элемента закрепления государственно-правового устройства и дальнейшего развития Чеченской Республики и Республики Ингушетия в составе Российской Федерации.
Спустя 27 лет с момента разделения Чечено-Ингушетии (кстати, имевшей по Конституции ЧИАССР также статус государства [8]), договаривающиеся стороны в лице первых руководителей братских республик, представляя интересы двух народов (наделенные всей полнотой полномочий конституциями двух субъектов Российской Федерации), заключили соглашение об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой [5].
Обзор данного документа показывает следующее: соглашение состоит из 6 пунктов; нормативно основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Ингушетия и Конституции Чеченской Республики. Согласно первому пункту данного соглашения, ключевое значение по нему имеет картографическое и геодезическое приложение с координатной расшифровкой. Картографическое изображение (приложение к соглашению 1) подкрепляется самой картой в масштабе 1:200000, прилагаемой к данному соглашению. Геодезическое (координатное) описание границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой по МСК-06. Соглашение предусматривает возможность изменения границы на основании ст. 67 и п. «а» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации с обоюдного согласия сторон. Утверждение соглашения основывается на принятии законов двух субъектов Российской Федерации в срок не позже 1 месяца со дня подписания данного соглашения. Подписанное
соглашение вступает в законную силу с момента вступления законов об утверждении соглашения.
Заключение настоящего соглашения обязывало приведение нормативно-правовых актов двух субъектов в соответствие с положениями данного соглашения. Заключительное положение настоящего соглашения фиксирует наличие равнозначных экземпляров в количестве 4 экземпляров (2 у исполнительной власти и 2 у законодательной власти обоих субъектов Российской Федерации). В рамках реализации данного соглашения Закон Чеченской Республики об утверждении соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республики был принят Парламентом Чеченской Республики 4 октября 2018 г № 45-РЗ и подписан Главой Чеченской Республики 04.10.2018 г. Депутатский корпус Чеченской Республики единогласным решением одобрил и ратифицировал данное соглашение [9].
Настоящий нормативно-правовой документ состоит из 2 статей: утверждает Соглашение об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республики и порядок вступления Закона в силу (по истечении 10 дней после его официального опубликования). Документ был опубликован в общественно-политической газете Чеченской Республики «Вести Республики» 5 октября 2018 г. (в разделе документы) [5]. Большинством голосов депутатского корпуса Народного собрания Республики Ингушетии соглашение об установлении административной границы между Чеченской Республикой и Ингушетией было рассмотрено иратифицировано [10].
Дата официального вступления в силу соглашения - 16 октября 2018 г. С этого момента оно приобрело равнозначную значимость для двух субъектов Российской Федерации. В Чечне закон получил одобрение еще ранее - 4 октября 2018 г., на 56-м заседании Парламента Чеченской Республики, он был принят в первом, втором и окончательном чтении. Соглашение направлено на решение целого круга задач: установление границы в своей цели способствует точному определению границ земельных угодий на территории обеих республик; повышению инвестиционной и экономической привлекательности; обустройству дорожной и другой социальной инфраструктуры; определению правовой ответственности на подведомственных территориях двух субъектов Российской Федерации [11].
Подготовке и принятию соглашения об установлении административной границы между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия предшествовала большая организационная работа в Чеченской Республики в рамках созданной комиссии по границе [12]. Указом Главы Чеченской Республики № 138 от 6 сентября была создана государственная комиссия Чеченской Республики по решению вопросов, возникающих при определении (уточнении) административной границы Чеченской
Республики (см.: текст с изменениями на 8 октября 2018 г.) [12]. Она была призвана осуществить подготовку документов и обоснований материалов, требующихся для определения административной границы Чеченской Республики на основе федерального законодательства. В состав комиссии вошли законодатели, правоведы, религиозные и общественные деятели, представители научной и творческой интеллигенции Чеченской Республики, правоохранительных органов, главы районов Чеченской Республики, руководители телерадиокомпаний [12].
Процесс вступления в силу закона в Республике Ингушетия имел неоднозначное правовое развитие. Инициатором правового блокирования данного соглашения по запросу группы депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия выступил Конституционный Суд Республики Ингушетия. КС РИ на основании постановления от 30 октября 2018 г. № 19-П, принятого к рассмотрению по обращению группы депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия, указал на то, что закон не соответствовал Конституции Республики Ингушетия (статьям 4, 11, 103 (часть 2) и 111) [13]. Конституционный Суд Республики Ингушетия постановил, что Соглашение об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой без утверждения на референдуме не имело правовых последствий для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан Республики Ингушетия [13]. Настоящее обстоятельство требовало объективной и законной оценки на вышестоящем уровне.
Итоговые действия. Принятие данного постановления породило правовую коллизию, разрешаемую посредством принятия итогового решения через обращение в Конституционный Суд Российской Федерации. Указанное обстоятельство правовой реакции на соглашение между двумя субъектами, оспоренное Конституционным Судом Республики Ингушетия, привело к разбирательству в Конституционном Суде Российской Федерации по запросу Главы Республики Ингушетия Ю.-Б. Евкуро-ва. Рассмотрение запроса состоялось 27 ноября 2018 г. [14]. В рамках открытого публичного слушания в Конституционном Суде Российской Федерации были заслушаны все стороны: поддержавшие и аргументированно высказавшиеся по законности и исторической целесообразности данного соглашения и выступившие против него. Конституционным Судом Российской Федерации был осуществлен детальный анализ соглашения и правовых действий применительно к принятому Закону Республики Ингушетия от 4 октября 2018 г. № 42-РЗ «Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой» с позиции как федерального, так и регионального законодательства. Анализ и заключения по пунктам соглашения и его
принятия нашли отображение на 26-страничном тексте итогового постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2018 г.
[15].
В результате подписанное главами двух субъектов Российской Федерации соглашение было признано законным и не противоречащим Конституции Российской Федерации [15] с обязательным действием для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Заключение. Историко-юридические аспекты установления границы, в т.ч. на основе исторических документов XX столетия, и необходимость установления границы на федеральном уровне были предметно изложены правоведом В.Ю. Мурта-залиевым в 2013 г. [16]. В настоящей публикации, посвященной обзору соглашения, подписанного в XXI в., мы ставили цель выстроить последовательную конструкцию современного решения проблемы административного устройства, с которой ныне столкнулся по вопросам территориального устройства и приведения в единообразие и целостность форм административных границ в целом весь современный российский федерализм.
По нашему мнению, возникающие отдельные сложности современного процесса установления административных границ, свойственные в целом для многих территорий Российской Федерации, являются последствиями событий государ-
ственного масштаба, имевших место 28 лет назад, порожденные развалом СССР. Этот неизбежный и необходимый (для новой государственности) правовой процесс затянулся почти на три десятилетия, несмотря на то, что необходимость конституционно-правового решения данного вопроса была очевидной с момента принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г.
Если для многих субъектов эти вопросы носят в большей степени социальный характер, то для субъектов Северного Кавказа те же вопросы имеют риски приобретения заказного внешнего воздействия и политического накала. И здесь ключевым регулятором должен выступать федеральный центр, ставя во главу угла социальный аспект. Ведь подобные вопросы зачастую носят не столько политический, а скорее социальный характер в начальной стадии. И очень важно решать их при нахождении в социальной плоскости. Собственно в этом и есть предназначение нашего государства. Здесь мы солидарны с мнением известного в нашей стране специалиста в области конституционного права Ш.Б. Магомедова, справедливо считающего, что одной из важнейших целей является ориентированность социальной политики Российского государства на упрочение семьи, духовное и культурное развитие населения, уважительное отношение к предкам, сохранение исторических традиций, для всего этого требуется регулярное правовое совершенствование и выработка механизмов его реализации [17].
Литература
1. Инютин В. Регионам некуда вешать замки. В чем проблема с установлением границ между субъектами РФ // Коммерсантъ. 2018. 27 ноября. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3812389 (дата обращения: 09.08.2019).
2. Будровин О. СКФО стал лидером антирейтинга по отсутствию внутренних границ регионов. Режим доступа: URL: https://newstracker.ru/news/politics/08-05-2019/skfo-stal-liderom-antireytinga-po-otsutstviyu-vnutrennih-granits-regionov?ind=5404 (дата обращения: 23.09.2019).
3. Сайдумов М.Х. Государственно-правовое положение Чеченской Республики в постсоветский период: вопросы теории и практики II Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2019. Т. 29. № 1.С.31-37.
4. Ингушская государственность. Москва-Назран, 2017. 159 с.
5. Вести Республики. №74 (3067). 5 октября. 2018.
6. Конституция Чеченской Республики. Грозный, 2013. 64 с.
7. Конституция Республики Ингушетия: принята 27 февраля 1994 г.: с изм. и доп. URL: https://constitation.garant.m/region/cons_ingush/chapte^af8d0298b9a3923e3794eecbe3d1996/^aTa обращения: 10.10.2019).
8. Сайдумов Д.Х., Сайдумов М.Х. Конституция Чечено-Ингушской АССР 1937 г. Как основа становления государственности республики в советский период // Труды КНИИ РАН. Грозный, 2013. С. 262-269.
9. Сухарев М. Парламент Чечни утвердил соглашение о границе с Ингушетией. URL: https://rg.ru/2018/10/04/reg-skfo/parlament-chechni-utverdil-soglashenie-o-granic (дата обращения: 12.08.2019).
10. Депутаты Ингушетии утвердили соглашение о границе с Чечней. Информационный ресурс Новости Ингушетии. Бакъдар. орг. URL: https://bakdar.org/deputaty-ingushetii-utverdili-soglashenie-o-granice-s-cej/ (дата обращения: 12.06.2019).
11. Кадыров прокомментировал соглашение об установлении границ между Чечней и Ингушетией. URL: https://inforeactor.ru/183188-kadyrov-prokommentiroval-soglashenie-ob-ustanovlenii-granic-mezhdu-chechnei-i-ingushetiei (датаобращения: 13.10.2019).
12. О создании государственной комиссии Чеченской Республики по решению вопросов, возникающих при определении (уточнении) административной границы Чеченской Республики: указ Главы Чеченской Республики: с изм. на 8 окт. 2018 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/550171256 (дата обращения: 12.06.2019).
13. По делу о проверке конституционности Закона Республики Ингушетия «Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой» в связи с запросом депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия»: постановление Конституционного Суда Республики Ингушетия от 30 октября 2018 г. №19-П. URL: https://ks-ri.ru/?p=3353 (дата обращения: 30.10.2019).
14. Евлоев М. Соглашение и закон о границе Ингушетии и Чечни не противоречат Конституции РФ — КС РФ. URL: https://gazetaingush.ru/news/soglashenie-i-zakon-o-granice-ingushetii-i-chechni-ne-protivorechat-konstitucii-rf-ks-rf (дата обращения: 30.10.2019).
15. По делу о проверке конституционности Закона Республики Ингушетия «Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой» и Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой в связи с запросом Главы Республики Ингушетия: постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 6 дек. 2018 г. URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision367708.pdf (датаобращения: 29.10.2019).
16. Муртазалиев В.Ю. Историко-юридические аспекты определения административной границы между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия. Грозный-информ. Режим доступа: URL: https://www.grozny-inform.ru/news/society/41293/ (дата обращения: 29.10.2019).
17. Магомедов Ш.Б., Шабаева МДКонституционно-правовые основы социальной политики Российской Федерации II Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2018. Т. 28. № 4. С.78-80.
References
1. Inyutin V. Regionam nekuda veshat' zamki. V chem problema s ustanovleniem granits mezhdu sub"ektami RF // Kommersant". 2018. 27 noyabrya. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3812389 (data obra-shcheniya: 09.08.2019).
2. Budrovin O. SKFO stal liderom antireitinga po otsutstviyu vnutrennikh granits regionov. Rezhim dostupa: URL: https://newstracker.ru/news/politics/08-05-2019/skfo-stal-liderom-antireytinga-po-otsutstviyu-vnutrennih-granits-regionov?ind=5404 (data obrashcheniya: 23.09.2019).
3. Saidumov M.Kh. Gosudarstvenno-pravovoe polozhenie Chechenskoi Respubliki v postsovetskii period: voprosy teorii i praktiki // Yuridicheskii vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. T. 29. № 1. S.31-37.
4. Ingushskaya gosudarstvennost'. Moskva-Nazran, 2017. 159 s.
5. Vesti Respubliki. №74 (3067). 5 oktyabrya. 2018.
6. Konstitutsiya Chechenskoi Respubliki. Groznyi, 2013. 64 s.
7. Konstitutsiya Respubliki Ingushetiya: prinyata 27 fevralya 1994 g.: s izm. i dop. URL: https://constitution.garant.ru/region/cons_ingush/chapter/baf8d0298b9a3923e3794eecbe3d1996/(data obrashcheniya: 10.10.2019).
8. Saidumov D.Kh., Saidumov M.Kh. Konstitutsiya Checheno-Ingushskoi ASSR 1937 g. Kak osnova stanovleniya gosudarstvennosti respubliki v sovetskii period // Trudy KNII RAN. Groznyi, 2013. S. 262-269.
9. Sukharev M. Parlament Chechni utverdil soglashenie o granitse s Ingushetiei. URL: https://rg.ru/2018/10/04/reg-skfo/parlament-chechni-utverdil-soglashenie-o-granic (data obrashcheniya: 12.08.2019).
10. Deputaty Ingushetii utverdili soglashenie o granitse s Chechnei. Informatsionnyi resurs Novosti In-gushetii. Bak"dar. org. URL: https://bakdar.org/deputaty-ingushetii-utverdili-soglashenie-o-granice-s-cej/ (data obrashcheniya: 12.06.2019).
11. Kadyrov prokommentiroval soglashenie ob ustanovlenii granits mezhdu Chechnei i Ingushetiei. URL: https://inforeactor.ru/183188-kadyrov-prokommentiroval-soglashenie-ob-ustanovlenii-granic-mezhdu-chechnei-i-ingushetiei (data obrashcheniya: 13.10.2019).
12. O sozdanii gosudarstvennoi komissii Chechenskoi Respubliki po resheniyu voprosov, voznikayush-chikh pri opredelenii (utochnenii) administrativnoi granitsy Chechenskoi Respubliki: ukaz Glavy Chechenskoi Respubliki: s izm. na 8 okt. 2018 g. URL: http://docs.cntd.ru/document/550171256 (data obrashcheniya: 12.06.2019).
13. Po delu o proverke konstitutsionnosti Zakona Respubliki Ingushetiya «Ob utverzhdenii Soglasheniya ob ustanovlenii granitsy mezhdu Respublikoi Ingushetiya i Chechenskoi Respublikoi» v svyazi s zaprosom depu-tatov Narodnogo Sobraniya Respubliki Ingushetiya»: postanovlenie Konstitutsionnogo Suda Respubliki Ingushetiya ot 30 oktyabrya 2018 g. №19-P. URL: https://ks-ri.ru/?p=3353 (data obrashcheniya: 30.10.2019).
14. Evloev M. Soglashenie i zakon o granitse Ingushetii i Chechni ne protivorechat Konstitutsii RF — KS RF. URL: https://gazetaingush.ru/news/soglashenie-i-zakon-o-granice-ingushetii-i-chechni-ne-protivorechat-konstitucii-rf-ks-rf (data obrashcheniya: 30.10.2019).
15. Po delu o proverke konstitutsionnosti Zakona Respubliki Ingushetiya «Ob utverzhdenii Soglasheniya ob ustanovlenii granitsy mezhdu Respublikoi Ingushetiya i Chechenskoi Respublikoi» i Soglasheniya ob ustanovlenii granitsy mezhdu Respublikoi Ingushetiya i Chechenskoi Respublikoi v svyazi s zaprosom Glavy Respubliki Ingushetiya: postanovlenie Konstitutsionnogo Suda Ros. Federatsii ot 6 dek. 2018 g. URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision367708.pdf (data obrashcheniya: 29.10.2019).
16. Murtazaliev V.Yu. Istoriko-yuridicheskie aspekty opredeleniya administrativnoi granitsy mezhdu Chechenskoi Respublikoi i Respublikoi Ingushetiya. Groznyi-inform. Rezhim dostupa: URL: https://www.grozny-inform.ru/news/society/41293/ (data obrashcheniya: 29.10.2019).
17. Magomedov Sh.B., Shabaeva M.D. Konstitutsionno-pravovye osnovy sotsial'noi politiki Rossiiskoi Federatsii // Yuridicheskii vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. T. 28. № 4. S.78-80.
Поступила в редакцию 26 ноября 2019 г.
Received 26 November, 2019