Научная статья на тему 'УСТАНОВКИ И БАРЬЕРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ'

УСТАНОВКИ И БАРЬЕРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
248
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самореализация / барьеры самореализации / установки самореализации / личностные барьеры / социальные барьеры / социально-корпоративные установки / субъектно-личностные установки / self-realization / barriers to self-realization / self-realization attitudes / personal barriers / social barriers / social and corporate attitudes / subject-personal attitudes

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борзова Татьяна Владимировна, Плотникова Елена Сергеевна

В статье представлено исследование барьеров и установок самореализации студентов. По результатам исследования самореализации, у 283 студентов было выявлено преобладание у них личностных барьеров самореализации и проявление у незначительного количества испытуемых социально-корпоративных и субъектно-личностных установок самореализации. В результате проведения корреляционного анализа были выявлены статистически значимые взаимосвязи общего показателя самореализации с показателями личностных барьеров и социально-корпоративных установок, что позволило сделать вывод: что осознание личностных барьеров и проявление социально-корпоративных установок способствуют самореализации студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDES AND BARRIERS OF SELF-REALIZATION FOR STUDENTS

The article presents a study of barriers and attitudes of self-realization of students. According to the results of the study of self-realization, 283 students revealed the predominance of their personal barriers to self-realization and the manifestation of social-corporate and subjective-personal attitudes of self-realization in a small number of subjects. As a result of the correlation analysis, statistically significant interconnections of the general indicator of self-realization with indicators of personal barriers and social-corporate attitudes were revealed, which made it possible to conclude that the awareness of personal barriers and the manifestation of social-corporate attitudes contributed to the self-realization of students

Текст научной работы на тему «УСТАНОВКИ И БАРЬЕРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ»

УДК 159.9

Т. В. Борзова, Е. С. Плотникова

УСТАНОВКИ И БАРЬЕРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ

В статье представлено исследование барьеров и установок самореализации студентов. По результатам исследования самореализации, у 283 студентов было выявлено преобладание у них личностных барьеров самореализации и проявление у незначительного количества испытуемых социально-корпоративных и субъектно-личностных установок самореализации. В результате проведения корреляционного анализа были выявлены статистически значимые взаимосвязи общего показателя самореализации с показателями личностных барьеров и социально-корпоративных установок, что позволило сделать вывод: что осознание личностных барьеров и проявление социально-корпоративных установок способствуют самореализации студентов.

Ключевые слова: самореализация, барьеры самореализации, установки самореализации, личностные барьеры, социальные барьеры, социально-корпоративные установки, субъектно-личностные установки.

DOI: 10.24412/2227-1384-2021 -445-120-127

Исследование барьеров и установок самореализации современных студентов на сегодняшний день является актуальной проблемой, обусловленной изменчивыми условиями их профессионального и личностного становления. В условиях информационного пресыщения и наличия возможностей выбора различных видов деятельности современная молодёжь находится в постоянной ситуации неопределённости в плане сферы самореализации. Изучение психологии самореализации студентов позволит определить основные трудности, которые препятствуют их гармоничному саморазвитию.

В одной из современных концепций самореализации, в полисистемной модели С. И. Кудинова самореализация понимается как совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза. На самореализацию личности активно воздействуют различные условия,

Борзова Татьяна Владимировна — доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии (Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия); e-mail: borzova_tatiana@mail.ru.

Плотникова Елена Сергеевна — старший преподаватель кафедры психологии (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: plotnikova88@Inbox.ru.

© Борзова Т.В., Плотникова Е.С., 2021

120

благоприятность которых определяет её успешность [4]. Именно данная концепция самореализации послужила методологической основой нашего исследования.

В своих работах С. И. Кудинов описывает социальные и личностные барьеры самореализации. Социальные барьеры связаны с малой информированностью индивида, недостаточным опытом и знаниями, односторонними интересами, неблагоприятными внешними условиями и несформированной способностью к прогнозированию отдалённой перспективы. Личностные барьеры самореализации представляют собой личностные особенности индивида, выступающие препятствием для полноценной самореализации субъекта (тревожность, скованность, ригидность, неуверенность в себе). И социальные, и личностные барьеры оказывают негативное влияние на самореализацию.

Также в своей концепции самореализации С. И. Кудинов описывает установки самореализации, которые разделяет на социально-корпоративные и субъектно-личностные. Социально-корпоративные установки самореализации связаны со стремлением проявить свои возможности, опыт, знания, умения и способности для улучшения отношений в коллективе, повышения производительности труда, личностного роста отдельных коллег и т. д. Субъектно-личностные установки самореализации, напротив, выражаются в стремлении позиционировать свою персону и реализовать весь свой потенциал в различных сферах для получения ещё больших дивидендов (добиться повышения по службе, развить у себя неординарные способности, очаровать коллектив и т. д.)

В юношеском возрасте проявление социальных и личностных барьеров может оказывать негативное влияние на самореализацию в вице отказа от учебно-профессиональной деятельности, снижения её эффективности, в опасениях, связанных с трудностями дальнейшей профессиональной деятельности. Е. А. Евсецова, изучая барьеры самореализации студентов педагогических специальностей, отмечает, что студенты в период первой практики сталкиваются с возникновением барьеров самореализации, которые связаны с поведением учеников. Преодолеть данные барьеры позволяет рефлексивный подход к оценке своей деятельности, который позволяет оценить себя как бы со стороны и выработать программу коррекции саморазвития [2].

По мнению О. Н. Апанасенко, А. В. Курякова, И. В. Семенченко, в процессе самореализации крайне важно сформировать способность адаптировать свои профессиональные и личностные цели к тенденциям развития современного общества, так как этот процесс не ставит личность в противоречие обществу, а, напротив, способствует его активной преобразующей роли [1]. С другой стороны, само общество, образовательная организация также могут способствовать самореализации и продуктивной жизни индивида в случае самоосмысления и создания системы ценностей, способствующей воспитанию здоровой молодёжи (Е. Н. Шутенко) [5].

121

Р. Р. Ишмухаметов, анализируя барьеры самореализации, говорит о том, что в человеке сосуществуют и борются две противоположные тенденции: 1) стремление к активности, изменениям, развитию и 2) стремление к покою, стабильности, привычному существованию. Оба этих стремления важны для личностного развития человека, однако, стремясь к самореализации, человек встретится со своим внутренним противодействием и должен признать его право быть. Противодействие может проявиться просто в естественном беспокойстве и опасениях. Но оно может принять форму психологических барьеров. Если вторая тенденция начинает доминировать, то происходит потеря психологической гибкости и динамизма, «окостенение» картины мира, что само по себе становится психологическим барьером самореализации личности [3]. С другой стороны, избыточное стремление к активности и изменениям может способствовать неоправданному риску, импульсивным действиям, отсутствию плана действий.

С целью изучения установок и барьеров самореализации студентов мы провели эмпирическое исследование, в котором приняли участие 283 студента от 18 до 25 лет. Выборку составили 150 девушек и 133 юноши, обучающихся в Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема (1—4 курсы). Методом исследования послужил «Опросник самореализации» С. И. Кудинова. Приведённый анализ основывается на количественном анализе результатов исследования, сравнении среднестатистических значений по шкалам опросника и корреляционном анализе (коэффициент корреляции Пирсона).

Распределение испытуемых по уровням самореализации представлено на рисунке 1.

14,00% ■ Гармоничный уровень

19% Ш самореализации Инертный уровень самореализации

39,00% 28,00% Адаптивный уровень

у самореализации

W Иррациональный уровень самореализации

Рис. 1. Распределение испытуемых по уровням самореализации

Интенсивный уровень самореализации характеризуется болезненно развитым стремлением к самовыражению, которое может сопровождаться навязчивыми мыслями о самосовершенствовании, о достижении высочайших результатов в любом виде деятельности. По данному уровню самореализации не выявлено ни одного испытуемого.

122

Гармоничный уровень самореализации выявлен у 14 % испытуемых (40 человек), для которых свойственно чёткое представление о своих стремлениях и осознание того, как их реализовать. Эти студенты гармонично сочетают в себе оптимизм и здравый рационализм, умеют распределять собственные ресурсы, осознают свои достоинства и недостатки, стремятся к личностному росту.

Адаптивный уровень самореализации выявлен у 39 % испытуемых (111 человек), которым свойственны умеренность во всём, отказ от преодоления трудностей. Личностное, профессиональное и социальное самосовершенствование для таких студентов не является важной целью или смыслом жизни, но в то же время они стремятся быть не хуже других и периодически развивают в себе какие-либо качества или навыки.

Инертный уровень самореализации выявлен у 28 % испытуемых (79 человек), которым не свойственно проявление активности, направленной на самоизменение, расширение кругозора, эрудиции и других интеллектуальных, личностных и морально-нравственных качеств. Любая деятельность, в том числе учебно-профессиональная, для них выступает скорее как необходимость, с которой приходится мириться.

Иррациональный уровень самореализации был выявлен у 19 % испытуемых (53 человека), для которых вообще не характерно проявление личной инициативы и активности как в деятельности, так и в самосовершенствовании. Их не беспокоит их уровень развития, они склонны считать, что всё само собой происходит, поэтому не нужно прилагать каких-либо усилий для своего развития.

Таким образом, у студентов преобладают адаптивный и инертный уровни самореализации, что указывает на серьёзную проблему для общества и отдельной личности: незаинтересованность и инертность в саморазвитии негативно влияет как на психологическое состояние человека, так и на его профессиональный рост.

Рассмотрим проявление социально-корпоративных и субъектно-личностных установок самореализации у студентов (см. таблицу 1).

Таблица1

Проявление социально-корпоративных и субъектно-личностных установок самореализации у студентов

Уровни Установки самореализации

Социально-корпоративные Субъектно-личностные

Количество человек % Количество человек %

Низкий уровень 118 41,7 222 78,5

Средний уровень 133 46,9 46 16,25

Высокий уровень 32 11,3 15 5,3

На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что проявление установок самореализации на высоком уровне свойственно небольшому количеству студентов. Лишь 11,3 % из них проявляют социально-

123

корпоративные установки самореализации, выражающиеся в саморазвитии для группы или общества. И только 5,3 % студентов активно стремятся реализовать свой потенциал исключительно в своих интересах. При этом у большинства испытуемых выявлен низкий уровень проявления установок самореализации, что может говорить об отсутствии у студентов стремления к саморазвитию как на благо общества, так и в собственных интересах.

Далее рассмотрим проявление социальных и личностных барьеров самореализации у студентов (см. таблицу 2).

Таблица 2

Проявление социальных и личностных барьеров самореализации у студентов

Уровни Барьеры само реализации

Личностные Социальные

Количество человек % Количество человек %

Низкий уровень 180 63,5 124 43,8

Средний уровень 46 16,25 134 47,3

Высокий уровень 57 20,25 24 8,9

Личностные барьеры представляют собой личностные качества, выступающие препятствием для полноценной самореализации субъекта, такие как неуверенность, тревожность, скованность, ригидность поведения и др. По данному показателю у студентов был выявлен преимущественно низкий уровень (63,5 % испытуемых), средний уровень проявления личностных барьеров самореализации выявлен у 16,25 % испытуемых, высокий — у 20,25 %.

Социальные барьеры характеризуют трудности, препятствия в самореализации, обусловленные несформированностью способов и приёмов самовыражения личности. Данные барьеры могут быть связаны с малой информированностью индивида, недостаточным опытом и знаниями, односторонними интересами, неблагоприятными внешними условиями. По данному показателю 43,8 % студентов имеют низкий уровень, 47,3 % — средний и 8,9 % — высокий. Проявление социальных барьеров самореализации у студентов менее выражено, чем проявление личностных барьеров, поэтому можно сделать вывод о том, что самореализацию в исследуемой группе во многом определяет проявление личностных качеств, а не внешние условия.

Рассмотрим результаты корреляционного анализа взаимосвязи общего показателя самореализации, установок и барьеров (см. таблицу 3).

Результаты корреляционного анализа показали наличие статистически значимой взаимосвязи между общим показателем самореализации и показателем личностных барьеров самореализации (г (эмп) = 0,48) и её отсутствие между общим показателем самореализации и показателем социальных барьеров. Также выявлена статистически значимая взаимосвязь между общим показателем самореализации и социально-корпоративными установками (г (эмп) = 0,54).

124

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа взаимосвязи общего уровня самореализации, барьеров и установок

Исследуемые параметры Общий показатель самореализации

Личностные барьеры 0,48

Социальные барьеры 0,10

Социально-корпоративные установки 0,54

Субъектно-личностные установки 0,29

Примечание: Коэффициенты корреляций г(эмп) (г = 0,11 для Р < 0,05 и г = 0,15 для Р < 0,01)

Представим взаимосвязь общего показателя самореализации с показателем личностных барьеров в виде регрессии (см. рисунок 2).

л й У = Огнакнш у + Огттпнкптг

0,3 $ * 0,7 U £ я g0-0 1 Z ,5 1 w II03 О з 0,2 0,1 0 •

* 1 * 1

1 ! 4

+ * .............1

а 1

* * * • * . •

* • *

* * • 1 * * * „

* * • # 9

ОД 0,2 0,3 ОД 0,5 0,6 0,7 0,8 0, Личностные карьеры самореализации,3 э

Рис. 2. Взаимосвязь общего показателя самореализации и личностных барьеров самореализации

Таким образом, рассматривая взаимосвязь общего показателя самореализации и личностных барьеров самореализации, можно выявить закономерность: чем выше значения по показателю личностных барьеров, тем выше уровень самореализации. Данный факт может быть объяснён тем, что испытуемые, у которых высокие баллы по шкале опросника «Личностные барьеры», имеют большее осознание своих личностных качеств, препятствующих самореализации (робость, неуверенность, тревожность). Осознавая свои слабые стороны личности, они проявляют большую активность в плане самоизменения и саморазвития, что, несомненно, увеличивает продуктивность их самореализации.

Взаимосвязь общего показателя самореализации и социально-корпоративных установок представлена в виде регрессии на рисунке 3.

Социально-корпоративные установки самореализации, выражающиеся в стремлении студента к саморазвитию на благо общества и помощи другим людям, способствуют более продуктивной самореализации, так как ориентация на общественные интересы может стимулировать чувство ответственности за саморазвитие не только перед собой, но

125

и перед другими (учебной или рабочей группой, обществом, семьёй). Выявленная взаимосвязь проявляется в закономерности: чем выше показатель социально-корпоративных установок, тем выше общий показатель самореализации личности.

„ 120,00% S

Й 100,00% В

а, 30,00%

3

jj 60,00%

в и

Я 40,00%

в ______

О 0,00%

у - Основной х + Основной

• * • • • *

* 1 • ■■

• 4 • Г : *

1 • * - • • *

ч • * • •

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,00% 20/30% 40/30% 60,00% 80,00% 100/10% 120,00% Сопилльно-корпоратпвные установки

Рис. 3. Взаимосвязь общего показателя самореализации и социально-корпоративных установок

Таким образом, в результате проведённого исследования было выявлено, что большинство студентов имеет адаптивный инертный (39 % испытуемых) и инертный (28 % испытуемых) уровни самореализации, что говорит об их умеренной активности в процессе саморазвития и профессионального становления. При этом воздействие социальных и личностных барьеров на самореализацию студентов выражено слабо: 8,9 % студентов чувствуют влияние негативных социальных факторов на самореализацию и у 20,25 % студентов они негативно влияют на самореализацию их личностные качества. Однако корреляционный и регрессионный анализ показал, что высокие показатели личностных барьеров сопровождаются более высокими показателями самореализации, то есть осознание личностных качеств, препятствующих самореализации, напротив, ведёт к большей её продуктивности. Социально-корпоративные и субъектно-личностные установки самореализации проявляются на высоком уровне у 11,3 % и 5,3 % студентов соответственно. При этом выявлена статистически значимая взаимосвязь между общим показателем самореализации и показателями социально-корпоративных установок: чем выше показатель социально-корпоративных установок, тем выше общий показатель самореализации личности.

Список литературы

1. Апанасенко О. Н., Куряков А. В., Семенченко И. В. Самореализация личности в обществе / / Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 2. С. 60 — 63.

126

2. Евсецова Е. А., Яценко А. В. Педагогические барьеры творческой самореализации студентов в условиях педагогической практики / / Образование и саморазвитие. 2011. № 6 (28). С. 3-7.

3. Ишмухаметов Р. Р. Барьеры в самореализации личности / / Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2011. № 2. С. 195—202.

4. Кудинов С. И., Крупнов А. И. Системная модель самореализации личности / / Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2008. № 1. С. 28 — 37.

5. Шутенко Е. Н. Психологическое здоровье молодёжи в условиях социокультурных трансформаций современного общества / / Психолог. 2018. № 3. С. 32—40.

* * *

Borzova Tatyana V., Plotnikova Elena S.

ATTITUDES AND BARRIERS OF SELF-REALIZATION FOR STUDENTS

(Pacific State University, Khabarovsk, Russia;

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)

The article presents a study of barriers and attitudes of self-realization of students. According to the results of the study of self-realization, 283 students revealed the predominance of their personal barriers to self-realization and the manifestation of social-corporate and subjective-personal attitudes of self-realization in a small number of subjects. As a result of the correlation analysis, statistically significant interconnections of the general indicator of self-realization with indicators of personal barriers and social-corporate attitudes were revealed, which made it possible to conclude that the awareness of personal barriers and the manifestation of social-corporate attitudes contributed to the self-realization of students.

Keywords: self-realization, barriers to self-realization, self-realization attitudes, personal barriers, social barriers, social and corporate attitudes, subject-personal attitudes.

DOI: 10.24412/2227-1384-2021 -445-120-127

References

1. Apanasenko O. N., Kuryakov A. V., Semenchenko I. V. Self-realization of personality in society [Samorealizatsiya lichnosti v obshchestve], Sooremennaya nauka: aktual'nyye problemy teorii i praktiki, Series: Gumanitarnyye nauki, 2021, no. 2, pp. 60 — 63.

2. Evsetsova E. A., Yatsenko A. V. Pedagogical barriers of students' creative self-realization in the conditions of pedagogical practice [Pedagogicheskiye bar'yery tvorcheskoy samorealizatsii studentov v usloviyakh pedagogicheskoy praktiki], Obrazooaniye i samorazoitiye, 2011, no. 6 (28), pp. 3 — 7.

3. Ishmukhametov R. R. Barriers in the self-realization of the individual [Bar'yery v samorealizatsii lichnosti], Problema sootnosheniya yestestoennogo i sotsial'nogo o obshchestoe i chelooeke, 2011, no. 2, pp. 195—202.

4. Kudinov S. I., Krupnov A. I. System model of personality self-realization [Sistemnaya model' samorealizatsii lichnosti], Vestnik Rossiyskogo unioersiteta druzhby narodoo, Series: Psikhologiya i pedagogika, 2008, no. 1, pp. 28 — 37.

5. Shutenko E. N. Psychological health of youth in the conditions of socio-cultural transformations of modern society [Psikhologicheskoye zdorov'ye molodozhi v usloviyakh sotsiokul'turnykh transformatsiy sovremennogo obshchestva], Psikholog, 2018, no. 3, pp. 32—40.

•Jc -Jc -Jc

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.