Научная статья на тему 'Установки для современных родителей в педагогическом наследии А. С. Макаренко'

Установки для современных родителей в педагогическом наследии А. С. Макаренко Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1301
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY EDUCATION / МАКАРЕНКО / MAKARENKO / РОДИТЕЛИ / PARENTS / ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / BRINGING CHILDREN UP / ОТБАСЫЛЫқ ТәРБИЕ / АТА-АНАЛАР / БАЛАЛАРДЫ ТәРБИЕЛЕУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко Т. Н.

В статье раскрывается роль трудов А.С. Макаренко в современном семейном воспитании. Кратко описываются взгляды великого педагога в его работах «Книга для родителей», «Лекции о воспитании детей». Перечисляются и раскрываются общие условия правильного семейного воспитания для современных родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advice for modern parents from pedagogical heritage of A.S. Makarenko

The article reveals the role of A.S. Makarenko’s is works in modern family education. The views of the great teacher in his works "The Book for Parents", "Lectures on Education of Children" are briefly described. The general conditions for correct family education are listed and disclosed for modern parents.

Текст научной работы на тему «Установки для современных родителей в педагогическом наследии А. С. Макаренко»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

<

ffl О

сп

мэ о

I—I

л

о о

W &

о

Рн

с

PJ

I—I

л |х к о

К

в

<

т о к

IX

S

Т.Н. Кравченко,

преподаватель, Костанайский педагогический колледж

Нег1зг1 свздер: отбасыльщ тэр-бие, А.С. Макаренко, ата-аналар, балаларды тэрбиелеу

Ключевые слова: семейное воспитание, А. С. Макаренко, родители, воспитание детей

Keywords: family education, А.С. Makarenko, parents, bringing children up

УСТАНОВКИ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ A.C. МАКАРЕНКО

Ацдатпа

Макала A.C. Макаренко шыгармаларыныц релш ашып корсетедт Ka3ipri отбасыльщ тэрбиелеуде. «Ата-аналарга арналган кптап», «Балаларды тэрбиелеу туралы дэрютер» атты ецбектершде ^лы ^стаздьщ ппарлер1 кыскаша сипатталган. K;a3ipri ата-аналарга д^рыс отбасыльщ бшм берудщ жалпы шарттары айкындалып, жарияланады.

Аннотация

В статье раскрывается роль трудов A.C. Макаренко в современном семейном воспитании. Кратко описываются взгляды великого педагога в его работах «Книга для родителей», «Лекции о воспитании детей». Перечисляются и раскрываются общие условия правильного семейного воспитания для современных родителей.

Annotation

The article reveals the role of A.S. Makarenko's is works in modern family education. The views of the great teacher in his works "The Book for Parents", "Lectures on Education of Children" are briefly described. The general conditions for correct family education are listed and disclosed for modern parents.

«Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».

Макаренко Антон Семёнович

В современном мире меняются государственные образовательные стандарты, концепции воспитания, программы обучения, однако идеи A.C. Макаренко остаются актуальными и сегодня. 13 марта 2018 года исполняется 130 лет со дня рождения Антона Семёновича Макаренко. Он был выдающимся педагогом-новатором. Его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент имеет мировое значение. A.C. Макаренко оставил бесценное

1(191/2018

Ш

педагогическое наследие по семейному воспитанию. Процесс воспитания в семье - это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.

A.C. Макаренко пишет о значении семьи и детей в жизни человека. В семье «реализуется прелесть человеческой жизни», сюда «приходят отдыхать победные силы человека», здесь «растут и живут дети - главная радость жизни». Антон Семенович показывает, насколько велика роль семейного воспитания в развитии общества. «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны и, значит, историю мира» [1]. Семейное воспитание формирует ребенка и как будущего семьянина. От него зависит горькая или счастливая старость самих родителей. Поэтому воспитание детей - это большое серьезное и «страшно ответственное» дело.

Сегодня представляется актуальным изучение концепции семейного воспитания A.C. Макаренко, которая применима в любой стране и в любую эпоху. Родитель, педагог, поставивший цель воспитать человека, непременно обратиться к опыту и трудам великого педагога. В последние годы жизни А. С. Макаренко большое внимание уделял проблемам семейного воспитания. Он часто выступал с лекциями для родителей. Воспитанию детей посвящены такие работы Макаренко, как «Книга для родителей», «Лекции о воспитании детей», «Выступления по вопросам семейного воспитания». Акцент в работах делается на то, что воспитывать изначально много легче и продуктивнее, чем перевоспитывать. Макаренко рассуждает в парадигме «правильное/неправильное воспитание». Ведущая роль в воспитательном процессе отводится личному примеру взрослых и трудовому воспитанию. Существенное отличие идей Макаренко от общей воспитательной линии периода 1930-х годов в том, что он, кроме постулирования значимости выра-

ботки бойцовских качеств в ребенке, пишет о необходимости научить ребенка быть счастливым.

У каждой книги своя судьба, иную забудешь, едва успев дочитать. Другая понравится, даже встревожит, а через год-другой встретишься с нею снова уже равнодушно: она оказалась неглубокой, недолговечной. Но есть книги, которые живут, не старея. Среди таких не стареющих книг — книга «Лекции о воспитании детей».

В «Лекциях о воспитании детей» Антоном Семеновичем рассмотрены основные вопросы теории и методики семейного воспитания, определены условия правильного воспитания, его содержание, методы. Все лекции начинаются с изложения общих положений, которые затем аргументируются, наполняются конкретным содержанием и заканчиваются подытоживанием основных мыслей автора. Отбирая тематику лекций, A.C. Макаренко дает необходимый минимум педагогических знаний, а также указывает на наиболее типичные ошибки семейного воспитания.

Композиционно работа построена таким образом, что каждая лекция отражает свою проблему, остро стоящую перед семейным воспитанием, особенно того времени, но имеющую также важнейшее значение и для современного педагогического просвещения родителей. А. С. Макаренко сумел простым, точным, доходчивым словом изложить сложные педагогические идеи для человека с любым уровнем образования. Так, его лекции для родителей о воспитании детей содержат уникальные материалы, не знающие временных границ. Раскрывая в них общие условия семейного воспитания или говоря о родительском авторитете, дисциплине, игре, семейном хозяйстве, воспитании в труде, половом воспитании, воспитании у детей в семье культурных навыков, через годы он обращается к нам, сегодняшним родителям.

Ведущую воспитательную роль А. С. Макаренко отводит личному примеру ро-

в; S К

ш

4

О

«

о с о

1-4

W

в

2

<

н

о £

п о с в;

5 х <с н s С о о

m

ш Ч W О

CL С

ш х

Н

ьс <

а:

в; s х

ш

4

О

«

О с о

1-4

W

В

2

<

н

о &

п о с.

в;

5 х

<с н s С о о

m

ш Ч W О

CL С

ш ¡3 х

£

н <

дителей. «Ваше собственное поведение -самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете» - писал A.C. Макаренко. Далее Макаренко развивает и обобщает эту мысль: «Истинная сущность воспитательной работы, вероятно, вы и сами уже догадались об этом, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка». A.C. Макаренко не ставил своей целью дать рецепты семейного воспитания, он пытался привлечь внимание родителей к «узловым вопросам семьи», «помочь родителям избежать семейных «катастроф», в которых ломаются и взрываются характеры будущих людей», помочь увидеть предвестников этих катастроф.

A.C. Макаренко в данных работах глубоко, разносторонне и доступно любому родителю раскрыл основы семейной педагогики. К общим условиям правильного семейного воспитания он отнес:

1) Стремление родителей к правильному воспитанию, чтобы потом не перевоспитывать. «Разумно и точно провести ребенка по богатым дорогам жизни, среди ее цветов и сквозь вихри ее бурь может каждый человек, если он действительно захочет это сделать» [2].

2) Руководство своей семьей, ответственность за нее. «...помните, что ребенок не только ваша радость, но и будущий гражданин, что вы отвечаете за него перед страной» [1].

3) Правильная структура семьи. Наличие обоих родителей - важное условие целостности семейного коллектива. A.C.

Макаренко подчеркивает, что положение брошенных детей сложнее и опаснее положения сирот, в этом случае дети испытывают невыносимое ощущение будто кто-то их «небрежно завернул в старую газету и выбросил в сорный ящик». Обида, ощущение своей ущербности губительно влияют на психику и характер детей. Угроза потери семьей «качеств коллектива» возникает и в случае воспитания единственного ребенка, т.к. это приводит «к концентрации беспокойства, слепой любви, страха, паники» со стороны родителей. Гипертрофия родительской любви приводит к тому, что мера любви и заботы превышает все разумные пределы, деформирует личность ребенка. И даже в ситуации чрезмерной любви единственный ребенок обделен, т.к. «ни опыта заботы, ни опыта игры, любви и помощи, ни подражания, ни уважения, нет, наконец, опыта распределения, общей радости и общего напряжения - просто ничего нет, даже обыкновенного соседства» [2]. A.C. Макаренко приходит к важному выводу: воспитание единственного ребенка представляет исключительно сложную задачу. Он советует родителям, желающим правильно воспитать своих детей, взять в свою семью чужого ребенка и полюбить, как собственного, как бы ни затруднительно было материальное положение. Целостность и единство семейного коллектива зависит от семейных взаимоотношений, которое разрушается «и ссорами родителей, и деспотической жестокостью отца, и легкомысленной слабостью матери» [2]. Любовь родителей друг к другу, к детям - обязательное условие семейного воспитания. «Люди, воспитанные без любви, - часто искалеченные люди».

4) Точная цель и программа воспитания. Родители должны знать, какого человека и что они хотят воспитать в нем, причем не только для себя, но и будущего гражданина для общества. «Я убежден, что цель нашего воспитания заключается не только в том, чтобы воспитать человека-творца, человека-гражданина, способного с наибольшим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1(19)/2018

Ш

эффектом участвовать в строительстве государства. Мы должны воспитать человека, который обязан быть счастливым». Поэтому, обращаясь к родителям, A.C. Макаренко писал: «Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, . но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем».

5) Родители сами должны быть хорошими гражданами.

6) Предъявление самых строгих требований к своему поведению. Воспитательную работу, писал A.C. Макаренко, нужно начинать с самого себя, «прежде самого себя положить под микроскоп».

7) Правильная организация жизни семьи с пристальным учетом мелочей. A.C. Макаренко подчеркивал, что в воспитании не бывает мелочей, оно происходит даже тогда, когда родителей нет рядом с ребенком. Важную роль в единстве, целостности, индивидуальности семьи, по мнению педагога, играют семейные традиции.

8) Умение руководить ребенком, а не оберегать его от жизни. Это заключается в искусстве соблюдения меры в воспитании. «Это чувство меры в любви и строгости, в ласке и в суровости...». Родители должны предоставлять ребенку необходимую свободу, но не пускать воспитание на самотек, знать своего ребенка и его окружение.

9) Естественность и простота в воспитании. «Не нужно надеяться на рецепты и фокусы, нужно быть серьезным, простым, искренним» [2]. Сущностью семейного воспитания A.C. Макаренко считал правильную организацию семьи, личной и общественной жизни родителей, организацию жизни ребенка. «Истинная сущность воспитательной работы . заключается вовсе не ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личности и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора. В этом деле поэтому нет мелочей. Вы не имеете права

ничего назвать мелочью и забыть о ней. .. В воспитательной работе нет пустяков».

Книги «Лекции о воспитании детей» и «Книга для родителей» это своего рода установки для родителей. Понимание современными родителями сущности воспитания является весьма важным и сегодня в 21 веке, когда все усилия большинства отцов и матерей направлены на материальное обеспечение семьи и детей, а об организации жизни ребенка, его досуга мало кто задумывается. Дети оказываются предоставлены сами себе, формирование их жизненных ценностей и установок осуществляется под влиянием гаджетов, смартфонов, средств массовой информации, компьютерных игр, содержанием которых взрослые часто не интересуются. A.C. Макаренко указывал, что сущность воспитания ребенка состоит в бесчисленном множестве отношений формирующейся личности со всем окружающим миром. «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».

Много времени прошло с тех пор, как вышли в свет замечательные работы A.C. Макаренко, многое изменилось в нашей жизни. Однако актуальными остаются вечные вопросы семейной педагогики: как воспитать ребенка настоящим человеком, как сделать его счастливым, как подготовить к жизненным испытаниям, как решить проблему отцов и детей, как добиться авторитета, как избежать ошибок, какие важные вопросы не упустить из виду и многие-многие другие. Жизнь подтвердила правоту многих педагогических рекомендаций Антона Семеновича.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макаренко A.C. «Лекции о воспитании детей» [Электронный ресурс], - http:// itexts.net

2. Макаренко A.C. «Книга для родителей» [Электронный ресурс], - http://itexts. net

в; S X

ш

4

О

«

о с о

1-4

W

в

2

<

н

о £

п о с в;

5 х <с н s С о о

m

ш Ч W О

CL С

ш

X -а

Н

ьс <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.