Научная статья на тему 'Усть-Лужский транспортный комплекс как основной элемент накопления судовых партий специализированного груза'

Усть-Лужский транспортный комплекс как основной элемент накопления судовых партий специализированного груза Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
512
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / СУДОВАЯ ПАРТИЯ / ИНТЕРМОДАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОВАЙДЕР 3-PL / TRANSPORT COMPLEX / SHIP PARTY / INTERMODAL POTENTIAL / LOGISTICS PROVIDER 3-PL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Изотов О. А., Гультяев А. В.

Произведена оценка динамично развивающегося транспортного комплекса «Усть-Луга», объединяющего ключевые виды транспорта: морской (морской торговый порт «Усть-Луга») и железнодорожный (ж.д. станция Лужская), который являются перспективной площадкой для применения логистических технологий и реализации интермодального потенциала. В условиях мирового экономического кризиса актуальным является снижение расходов на комплексные логистические услуги и доставку грузов «от двери до двери». Возрастает значение развития российского рынка интермодальных перевозок путём создания логистических центров с целью устранения инфраструктурных ограничений и повышения эффективности взаимодействия ключевых видов транспорта. Для повышения эффективности взаимодействия ключевых видов транспорта на стыке «порт железная дорога» важно, чтобы пропускная способность припортового Лужского железнодорожного узла полностью соответствовала портовым мощностям (180 млн. тонн в год) и рекордной выгрузке (3505 вагонов в сутки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UST-LUGA TRANSPORT SECTOR AS A BASIC ELEMENT OF ACCUMULATION OF SHIPMENTS SPECIALIZED CARGO

The dynamically developing transport complex Ust-Luga, which combines the key types of transport: the sea (the commercial sea port of Ust-Luga) and the railway (Luzhskaya railway station), which is a promising site for the application of logistics technologies and the implementation of intermodal building. In the context of the global economic crisis, it is important to reduce the costs of complex logistics services and the delivery of goods «from door to door». The importance of the development of the Russian intermodal transport market is growing through the creation of logistics centers with the aim of eliminating infrastructure constraints and increasing the efficiency of the interaction of key modes of transport. To increase the efficiency of the interaction of key modes of transport at the interface between the port and the railway, it is important that the throughput capacity of the Luga port junction line fully correspond to the port capacity (180 million tons per year) and record unloading (3505 wagons per day).

Текст научной работы на тему «Усть-Лужский транспортный комплекс как основной элемент накопления судовых партий специализированного груза»

УДК 656.613.1

УСТЬ-ЛУЖСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ НАКОПЛЕНИЯ СУДОВЫХ ПАРТИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ГРУЗА

Изотов О.А., к.т.н., доцент кафедры «Порты и грузовые терминалы», ФГБОУВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» Гультяев А.В., аспирант кафедры «Порты и грузовые терминалы», ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Произведена оценка динамично развивающегося транспортного комплекса «Усть-Луга», объединяющего ключевые виды транспорта: морской (морской торговый порт «Усть-Луга») и железнодорожный (ж.д. станция Лужская), который являются перспективной площадкой для применения логистических технологий и реализации интермодального потенциала. В условиях мирового экономического кризиса актуальным является снижение расходов на комплексные логистические услуги и доставку грузов «от двери до двери». Возрастает значение развития российского рынка интермодальных перевозок путём создания логистических центров с целью устранения инфраструктурных ограничений и повышения эффективности взаимодействия ключевых видов транспорта. Для повышения эффективности взаимодействия ключевых видов транспорта на стыке «порт - железная дорога» важно, чтобы пропускная способность припортового Лужского железнодорожного узла полностью соответствовала портовым мощностям (180 млн. тонн в год) и рекордной выгрузке (3505 вагонов в сутки).

Ключевые слова: транспортный комплекс, судовая партия, интермодальный потенциал, логистический провайдер 3-PL.

UST-LUGA TRANSPORT SECTOR AS A BASIC ELEMENT OF ACCUMULATION OF

SHIPMENTS SPECIALIZED CARGO

Izotov O., Ph.D., associate professor of the Ports and cargo terminals chair, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland

Shipping»

Gultyaev A., the post-graduate student of the Ports and cargo terminals chair, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and

Inland Shipping»

The dynamically developing transport complex Ust-Luga, which combines the key types of transport: the sea (the commercial sea port of Ust-Luga) and the railway (Luzhskaya railway station), which is a promising site for the application of logistics technologies and the implementation of intermodal building. In the context of the global economic crisis, it is important to reduce the costs of complex logistics services and the delivery of goods «from door to door». The importance of the development of the Russian intermodal transport market is growing through the creation of logistics centers with the aim of eliminating infrastructure constraints and increasing the efficiency of the interaction of key modes of transport. To increase the efficiency of the interaction of key modes of transport at the interface between the port and the railway, it is important that the throughput capacity of the Luga port junction line fully correspond to the port capacity (180 million tons per year) and record unloading (3505 wagons per day).

Keywords: transport complex, ship party, intermodal potential, logistics provider 3-PL.

Для развития российского рынка интермодальных перевозок необходимо создание логистических центров с целью устранения инфраструктурных ограничений и повышения эффективности взаимодействия разных видов транспорта.[1] Примером такого логистического центра является - динамично развивающийся транспортный комплекс «Усть - Луга» в Северо-Западном округе (далее - СЗФО) РФ, объединяющий ключевые виды транспорта: морской (морской торговый порт «Усть-Луга», далее - МТП «Усть - Луга») и железнодорожный (железнодорожная станция Лужская, далее - ж.-д. ст. Лужская), представленный на рисунке 1.

Действующий МТП «Усть-Луга» - базовый элемент транспортного комплекса, обеспечивающий прирост грузопотока по железной дороге на Северо-Западе.[2] Строительство нового российского порта на Балтике началось с 2002 года в рамках федерально-целевой программы «Развитие транспортной системы России», а используемая при строительстве порта схема взаимодействия участников проекта является одним из первых в РФ примеров успешного государственно - частного партнерства,

участники которого представлены на рисунке 2.

Строительство порта было обусловлено тем, что после распада СССР многие порты отошли другим государствам: ушли терминалы, находящиеся на Украине, в Латвии, Литве, Эстонии, таким образом, было потеряно около 40% пропускной способности портов.[3] К тому же специализация портов, расположенных на территории России, не вполне соответствовала характеру российских грузопотоков, а их производственная мощность была недостаточна для перевалки быстро возрастающих объемов грузов, особенно экспортных.[4] Отсутствие достаточных мощностей в Балтийском бассейне ставило транзит в зависимость от портовых мощностей иностранных государств.[5] Поэтому в проекте строительства порта прослеживается не только транспортная составляющая, но и политическая.[6]

Развитие российских портов на Балтике: Большого Санкт-Петербургского, Высоцкого, Приморского, а также Усть-Луги способствует формированию конкурентной среды на Балтии.[7] На рисунке 3 представлен грузооборот морских портов, входящих в Балтийский

Рис 1. Расположение транспортного комплекса «Усть-Луга» в СЗФО РФ

Рис 3. Грузооборот (млн. т) крупнейших морских портов Балтийского бассейна в 2014 году и прирост грузооборота (%) по сравнению с

аналогичным периодом 2013 года

Рис 2. Акционеры порта «Усть-Луга»

бассейн, на долю которого приходится 36,1% по перевалке грузов в морских портах РФ. Лидирующие позиции по грузообороту за 2014 год занимают порты Усть-Луга с приростом в 20,3%, Санкт-Петербург с приростом 5,4%, и Приморск с отрицательным приростом 15,9% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.

Для повышения взаимодействия ключевых видов транспорта и сокращения транспортных издержек, следует реализовывать преимущества

МТП «Усть - Луга»:

• удачное географическое расположения на границе Европейского союза и РФ, в узловой точке на пересечении двух международных транспортных коридоров;

• конкурентоспособные сроки доставки, благодаря движению грузопотоков в порт Усть - Луга, избегая перегруженного Санкт-Петербуржского транспортного узла;

• круглогодичная эксплуатация порта, вне зависимости от самых сильных морозов;

• наличие внешних подходов к порту, автомобильных трасс и железнодорожных путей обеспечивает соединение порта с основными транспортными магистралями;

• современное технологическое оснащение порта и надёжное оборудование позволяют быстро обрабатывать различные категории грузов;

• на данный момент в порту запущенны в работу 18 терминалов, в том числе несколько перегрузочных терминалов, складской комплекс, автомобильно-железнодорожный паромный комплекс и контейнерный терминал;

• глубокие акватории порта и короткий подходный канал позволяют принимать тяжеловесные суда с общей массой грузов около 200 тонн;

• пропускная грузоспособность порта — 180 млн. тонн в год и в дальнейшем будет увеличиваться.[8]

С 2005 года в рамках проекта ОАО «РЖД» «Комплексная реконструкция участка Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива», осуществляется строительство припортового Лужского железнодорожного узла. Общая стоимость проекта 152,6 млрд. руб., в том числе железнодорожные подходы к портам - 50,1 млрд. руб., внутрипортовые электрические сети (ВЭС ) - 14,6 млрд. руб., элек-

трификация - 14,6 млрд. руб. и Лужский железнодорожный узел - 73,3 млрд. руб. (Рисунок 4).

Общий объем инвестиций в развитие инфраструктуры на полигоне Октябрьской железной дороги в 2014 году составил около 60,0 млрд. рублей, а в 2015 году-57,0 млрд. руб. Объём инвестиций в реализацию проекта комплексной реконструкции участка Мга - Гатчина - Веймарн

- Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива в 2014 и 2015 годах - 17,2 и 12,5 млрд. рублей соответ-ственно.[9]Планируется, что пропускная способность железной дороги на Усть -Лугу к 2020 году возрастет до 80,3 млн. т в год .

Сейчас завершено строительство припортовых станций Нефтяной, Северной и Южной. Станция Генеральная строится, Восточная - проектируется, а полноценная эксплуатация станции Лужская - Сортировочная началась с декабря 2015 года. [10]

Станция Лужская - Сортировочная станет одной из крупнейших и современной в России. Сортировочная горка станции, перерабатывающая способность которой рассчитана на 5000 вагонов в сутки, оснащена системой микропроцессорной централизации MSR 32 производства «Сименс», которая позволяет добиться автоматизации всех процессов, включая роспуск составов, управление стрелками и т. д. Соответствующее соглашение об оснащении станции системой MSR 32 было заключено компанией «Сименс АГ» и ОАО «РЖД» в 2013 году в рамках Международного железнодорожного форума «Стратегическое партнерство 1520» в городе Сочи. Ожидаемый грузопоток в данном направлении к 2020 году - 80 млн. тонн или 72 пары поездов, к 2025 году - 92 млн. тонн или 94 пары поездов. Преобладающая доля грузов

- уголь и нефтепродукты, а также черные металлы, руда, удобрения, стройматериалы. Переработать такой объем без сортировочной станции уже в 2015 году станет невозможно [8].

На припортовом пространстве с 2007 года осуществляет свою деятельность единый маневрового оператор (далее - ЕМО) ОАО «ПУЛ транс», акционерами которого являются ОАО «РЖД»- 50%, ООО «Трансойл»- 25% и ОАО «ТЛК»- 25%. ОАО «ПУЛ транс» решает проблемы на стыке двух ведомств («порт-железная дорога»), тем самым обеспечивает потребности станции, порта, грузоотправителей [12]. В таблице 1.4 представлена история развития ЕМО ОАО «ПУЛ транс», который в перспективе способен оказывать спектр транспортных услуг

Рис 4. Общая стоимость «Комплексной реконструкции участка Мга-Гатчина-Веймарн-Ивангород и железнодорожных подходов к

портам на южном берегу Финского залива», млрд. руб.

Рис 5. Организация работы станции и порта по принципу «одного окна»

уровня 3 PL.

Внедрение механизма «одного окна» в работу станции и порта, изображённого на рисунке 1.10, путём создания информационно - управляющего логистического центра (далее - ИУЛЦ) станет технологической основой для развития интермодального потенциала транспортного комплекса «Усть - Луга».[13]

Представляется возможным использовать успешный опыт работы ОАО «ПУЛ транс» в качестве логистического провайдера на припортовых станциях других дорог (Октябрьской, Северо-Кавказской и Дальневосточной) как ещё один шаг для реализации политики клиентоо-риентированности в рамках взаимодействия ключевых бизнес-блоков: «Транспортно-логистический» и «Железнодорожные перевозки и инфраструктура».[14]

Литература:

1. Объем рынка транспортно-логистических услуг России практически не сократится [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.rzd-partner.ru/news/transportnaia-logistika/obem-rynka-transportno-logisticheskikh-uslug-rossii--prakticheski-ne-sokratitsia/

2. «Облачная» логистика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mbsz.ru/?p=12190

3. На стыке «порт - железная дорога»//Стрела».-2014.- № 51 (947)

4. ООО «СИБУР-Портэнерго» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sibur.ru/spe/products/

5. ОАО «Ростерминалуголь» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wwoaortu.ru/SitePages/%D0%9E%20%D0%BA%D0%BE%D0% BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8.aspx

6. ООО «Европейский серный терминал» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://estport.com/

7. ОАО «Универсальный перегрузочный комплекс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.upk-terminal.ru/

8. ОАО «Усть-Луга Ойл [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ustlugaoil.ru/

9. Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ust-luga.ru/ activity/?id=5&s=terminals

10. Многопрофильный Перегрузочный Комплекс (МПК ЮГ - 2) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.port-ustluga.ru/ yug_2

11. ОАО «Усть-Лужкий контейнерный терминал» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ulct.ru/about/

12. ОАО «Лесной терминал «Фактор» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://factor-port-ustluga.ru/activity/infrastruktura/

13. Оборот грузов на Октябрьской железной дороге в 2014 году снизился на 3,6% [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/companies/news/38173471/neft-podvela-zheleznodorozhnikov

14. «Перевозчику дадут больше свободы»// РЖД-Партнёр.- 2014.-

№21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.