Научная статья на тему 'УСПЕШНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ ПО ЗИМНИМ ВИДАМ СПОРТА В УНИВЕРСИТЕТЕ ЛЕСГАФТА'

УСПЕШНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ ПО ЗИМНИМ ВИДАМ СПОРТА В УНИВЕРСИТЕТЕ ЛЕСГАФТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ / ЗИМНЯЯ УНИВЕРСИАДА / ОБЩЕКОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ / ВУЗ / РЕЗУЛЬТАТ / ТЕНДЕНЦИЯ / КОМПЛЕКТ НАГРАД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров С.И., Апойко Р.Н., Тараканов Б.И.

Представлен всесторонний анализ тенденций и перспектив развития зимних видов спорта, входящих в программы Всероссийских зимних универсиад, на основе сравнения результатов VI (2020 года) и VII (2022 года) универсиад. Установлено, что в финальных стартах VI универсиады 643 студента из 78 вузов разыграли 46 комплектов наград, а в ходе VII универсиады 661 студент из 71 вуза разыграл 44 комплекта медалей в шести видах спорта. При этом наиболее успешно выступили студенты Университета Лесгафта, завоевавшие I место в общекомандном зачете на обеих универсиадах, а призерами в этих состязаниях становились спортсмены Сибирского федерального университета (Красноярск), Уральского ГУФК (Челябинск) и Поволжского ГУФКСиТ (Казань). Вместе с тем, на VII универсиаде заметно снизилось количество участвовавших субъектов РФ и вузов, что требует модернизации программ будущих универсиад и введения других видов спорта в эти программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров С.И., Апойко Р.Н., Тараканов Б.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUCCESS OF THE INTEGRATION OF SPORTS WORK WITH WINTER SPORTS AT LESGAFT UNIVERSITY

A comprehensive analysis of trends and prospects for the development of winter sports, which are included in the programs of the All-Russian Winter Universiades, is presented based on a comparison of the results of the VI (2020) and VII (2022) Universidad. It was found that in the final starts of the VI Univer-siade, 643 students from 78 universities played 46 sets of awards, and during the VII Universiade, 661 students from 71 universities played 44 sets of medals in six sports. At the same time, the most successful were the students of Lesgaft University, who won the first place in the team competition at both Universiades, and the winners in these competitions were athletes of the Siberian Federal University (Krasnoyarsk), the Ural State University of Physical Culture (Chelyabinsk) and the Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism (Kazan). At the same time, the number of participating subjects of the Russian Federation and universities has significantly decreased at the VII Universiade, which requires the modernization of the programs of future Universiades and the introduction of other sports into these programs.

Текст научной работы на тему «УСПЕШНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ ПО ЗИМНИМ ВИДАМ СПОРТА В УНИВЕРСИТЕТЕ ЛЕСГАФТА»

красоты и благородства, содействовали формированию дружественных отношений между государствами и спортсменами необходима четкая структурная организация данных соревнований. Нами предлагается следующая структура:

- союзная Спартакиада Мира (возможно проведение один раз в четыре года по типу игр Олимпиад), основная задача данных соревнований привлечение сильнейших спортсменов союзных государств. Необходимо постепенно добиться отмены всяких ограничений для спортсменов по политическим и иным признакам, т. е. сделать Спартакиаду «открытой». Возможно привлечение спортсменов из стран БРИКС (Индии, Китая Бразилии, ЮАР) с постепенным вовлечением все большего числа стран (рекомендуется проводить в год предшествующей играм Олимпиады);

- всероссийская Спартакиада сильнейших спортсменов различных регионов страны (рекомендуется проводить в год предшествующей Союзной Спартакиаде Мира);

- спартакиады Союзных государств (для спортсменов массовых разрядов, например между странами СНГ и т. п.) (допустимо проведение ежегодных соревнований);

- спартакиады среди различных категорий населения внутри страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакешин К.П. К 90-летию Первой Всесоюзной Спартакиады / К.П. Бакешин // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 15-17.

2. Истягина-Елисеева Е.А. История спортивной пропаганды в СССР в период 1945-1991 гг. / Е.А. Истягина-Елисеева, Е.Е. Бариеникова // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 3. - С. 54-57.

3. Шарманова Е.Д. Спартакиады как перспективный подход к проведению соревнований в современной России / Е.Д. Шарманова, Н.Ю. Петров // Тенденции развития легкоатлетического спорта в России и в мире в современных условиях: проблемы и перспективы : сборник научно-методических материалов VI Всероссийской научно-практической конференции по лёгкой атлетике с международным участием. - Москва : ГЦОЛИФК, 2022. - С. 130-135.

4. Шишкина А.А. Олимпийские игры и «мягкая сила» ведущих мировых держав / А.А. Шишкина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. - 2022. - Т. 9, № 3. - C. 283-294.

REFERENCES

1. Bakeshin, K.P. (2018), "On the 90th anniversary of the first All-Union Spartakiad", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (160), pp. 15-17.

2. Istyagina-Eliseeva, E.A. and Barienikova E.E. (2015), "The history of sports propaganda in the USSR in the period 1945-1991", Vestnik sportivnoy nauki, No 3. pp. 54-57.

3. Sharmanova E.D. (2022), "Spartakiads as a promising approach to holding competitions in modern Russia": Collection of scientific and methodological materials of the VI All-Russian scientific and practical conference on athletics with international participation, GTSOLIFK, Moscow, pp. 130-135.

4. Shishkina A.A. (2022), "Olympic Games and "soft power" of the leading world powers", Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: State and municipal management, Vol. 9, No. 3, pp. 283-294.

Контактная информация: petrov-yu@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.02.2023

УДК 796.062

УСПЕШНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ ПО ЗИМНИМ ВИДАМ СПОРТА В УНИВЕРСИТЕТЕ ЛЕСГАФТА

Сергей Иванович Петров, кандидат психологических наук, профессор, Роман Николаевич Апойко, доктор педагогических наук, профессор, Борис Иванович Тараканов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Представлен всесторонний анализ тенденций и перспектив развития зимних видов спорта, входящих в программы Всероссийских зимних универсиад, на основе сравнения результатов VI (2020 года) и VII (2022 года) универсиад. Установлено, что в финальных стартах VI универсиады 643 студента из 78 вузов разыграли 46 комплектов наград, а в ходе VII универсиады 661 студент из 71 вуза разыграл 44 комплекта медалей в шести видах спорта. При этом наиболее успешно выступили студенты Университета Лесгафта, завоевавшие I место в общекомандном зачете на обеих универсиадах, а призерами в этих состязаниях становились спортсмены Сибирского федерального университета (Красноярск), Уральского ГУФК (Челябинск) и Поволжского ГУФКСиТ (Казань). Вместе с тем, на VII универсиаде заметно снизилось количество участвовавших субъектов РФ и вузов, что требует модернизации программ будущих универсиад и введения других видов спорта в эти программы.

Ключевые слова: интеграция спортивной работы, зимняя универсиада, общекомандный зачет, вуз, результат, тенденция, комплект наград.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p361-366

SUCCESS OF THE INTEGRATION OF SPORTS WORK IN WINTER SPORTS AT

LESGAFT UNIVERSITY

Sergey Ivanovich Petrov, the candidate of psychological sciences, professor, Roman Niko-laevich Apoyko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Boris Ivanovich Tarakanov, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg

Abstract

A comprehensive analysis of trends and prospects for the development of winter sports, which are included in the programs of the All-Russian Winter Universiades, is presented based on a comparison of the results of the VI (2020) and VII (2022) Universidad. It was found that in the final starts of the VI Universiade, 643 students from 78 universities played 46 sets of awards, and during the VII Universiade, 661 students from 71 universities played 44 sets of medals in six sports. At the same time, the most successful were the students of Lesgaft University, who won the first place in the team competition at both Universiades, and the winners in these competitions were athletes of the Siberian Federal University (Krasnoyarsk), the Ural State University of Physical Culture (Chelyabinsk) and the Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism (Kazan). At the same time, the number of participating subjects of the Russian Federation and universities has significantly decreased at the VII Universiade, which requires the modernization of the programs of future Universiades and the introduction of other sports into these programs.

Keywords: integration of sports work, winter Universiade, team competition, university, result, trend, set of awards.

ВВЕДЕНИЕ

Успешность интегративных процессов основных видов деятельности в образовательных организациях физкультурной направленности проявляется в их основных результатах или достижении значимых маркеров программы развития [1]. Вполне объективным критерием динамики развития различных видов спорта в студенческой среде, и интеграции спортивной работы в вузе, являются результаты участия студентов во Всероссийских универсиадах по зимним и летним видам, которые проводятся с интервалом 1 раз в 2 года. В программы этих универсиад входят наиболее популярные виды спорта с привлечением студентов из всех федеральных округов России. Универсиады являются основным этапом отбора спортсменов на международные соревнования и служат весомым стимулом для повышения уровня спортивного мастерства студентов на фоне роста престижности регулярных занятий спортом и ведения здорового образа жизни.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В ходе исследования был использован сравнительный метод организации исследования. В качестве эмпирических методов применялись анализ результатов спортсменов и студенческих сборных команд вузов на VI и VII Всероссийских зимних универсиад 2020 и 2022 годов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для выявления приоритетных тенденций и перспектив развития зимних видов спорта в вузах России был проведен углубленный сравнительный анализ результатов VI и VII Всероссийских зимних универсиад 2020 и 2022 годов. Основная исходная информация о количестве участников, субъектов Российской Федерации, вузов и комплектов наград представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Количество участников VI и VII Всероссийских зимних универсиад

VI универсиада 2020 года VII универсиада 2022 года

Количество Количество

Виды спорта Участников Субъектов РФ Вузов Комплектов наград Участников Субъектов РФ Вузов Комплектов наград

Конькобежный спорт 74 16 19 14 74 13 16 12

Лыжные гонки 242 30 40 10 250 28 40 10

Шорт-трек 48 8 8 8 45 6 6 8

Биатлон 65 16 16 6 78 19 23 6

Спортивное ориентирование 149 22 28 6 145 22 27 6

Керлинг 65 6 12 2 69 7 9 2

Всего 643 42 78 46 661 39 71 44

Анализ содержания таблицы 1 свидетельствует об относительной стабильности программ названных универсиад с незначительным увеличением на VII универсиаде 2022 года числа участников (на 2,8%), что произошло за счет существенного прироста числа биатлонистов (на 20,0%), а также кёрлеров (6,2%) и лыжников (на 3,3%). Однако при этом заметно сократилось количество участвовавших субъектов РФ (на 7,7%), вузов (на 9,9%) и даже комплектов наград (на 4,5%). По всей вероятности, такое существенное снижение числа субъектов РФ и вузов, произошедшее на VII зимней универсиаде, требует усовершенствования программы будущей универсиады путем увеличения количества комплектов наград (например, в лыжных гонках, биатлоне и спортивном ориентировании) и введения других видов спорта, популярных в студенческой среде (например, хоккея с шайбой, фигурного катания и горнолыжного спорта). Это позволит значительно расширить спектр привлекаемых к универсиадам субъектов, вузов и студентов, что будет способствовать повышению престижа регулярных занятий зимними видами спорта в студенческой среде.

В этом отношении более заметно влияние Всероссийских летних универсиад, в программы которых включаются 15 видов спорта с участием более 2500 студентов-спортсменов из 165 вузов страны и с розыгрышем почти 170 комплектов наград. Вполне понятно, что такие показатели не достижимы для зимних видов спорта, и в этом нет необходимости, однако повысить значимость и массовость зимних универсиад возможно и даже необходимо.

Продолжение анализа результатов VI и VII Всероссийских зимних универсиад осуществлялось путем сопоставления общекомандных результатов среди субъектов РФ и вузов. Эти результаты среди субъектов представлены в таблице 2.

Как свидетельствует анализ содержания таблицы 2, в число сильнейших субъектов РФ по результатам VII зимней универсиады 2022 года вошли Санкт-Петербург, Челябинская область и Москва, опередив сибирские регионы (Омскую область, Красноярский край), Татарстан, Смоленскую область и другие субъекты. При этом следует отметить весьма значительное повышение результатов по сравнению с VI универсиадой студентов-спортсменов Республики Татарстан и Тюменской области. Результаты общекомандного

зачета среди вузов приведены в таблице 3.

Таблица 2 - Результаты общекомандного зачета среди субъектов РФ на VI и VII зимних универсиадах (10 сильнейших команд)_

Субъекты РФ VI универсиада 2020 года VII универсиада 2022 года

Количество очков Место Количество очков Место

Москва 136 I 81 III

Санкт-Петербург 119 II 103 I

Челябинская область 102 III 97 II

Красноярский край 79 4 58 6

Омская область 67 5 77 4

Смоленская область 52 6 51 7

Хабаровский край 49 7 22 10

Московская область 40 8 17 14

Пермский край 39 9 39 8

Новосибирская область 30 10 9 22

Республика Татарстан 21 14 73 5

Тюменская область 23 13 33 9

Таблица 3 - Результаты общекомандного зачета среди вузов

Вузы VI универсиада VII универсиада

Кол-во очков Место Кол-во очков Место

НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург 96 I 103 I

Сибирский федеральный университет (Красноярск) 64 II 56 5

Уральский ГУФК (Челябинск) 59 III 78 II

Сибирский ГУФКиС (Омск) 56 4 71 4

РГУФКСМиТ (Москва) 54 5 III 10

Смоленский ГУ спорта 52 6 51 6

Южно-Уральский ГУ (Челябинск) 43 7 40 7

Чайковская ГАФК 37 8 39 8

НИУ Высшая школа экономики (Москва) 30 9 15 19

Тюменский ГУ 23 10 29 9

Поволжский ГУФКСиТ (Казань) 21 11 73 III

Анализ информации, представленной в таблице 3, свидетельствует о том, что на обеих универсиадах побеждали студенты Университета Лесгафта. Призерами зимних универсиад становились спортсмены Уральского ГУФК (VI универсиада - III место, VII универсиада - II место), Сибирского федерального университета (VI универсиада - II место, но на VII универсиаде - лишь 5 место) и Поволжского ГУФКСиТ, студенты которого совершили впечатляющий рывок с одиннадцатого места в VI универсиаде на III место в VII универсиаде, что позволило им ворваться в элиту российского студенческого спорта.

По всей вероятности, достижение высоких результатов в общекомандном зачете в значительной степени зависит не только от мастерства, но и от количества выставленных спортсменов каждого вуза, участвовавших в универсиадах. Для уточнения этой аксиомы были определены ранги сильнейших вузов по числу участников (таблице 4).

Таблица 4 - Количество участников команд вузов на VI и VII Всероссийских зимних уни-

версиадах

Вузы VI Универсиада VII Универсиада

Кол-во уч. Ранг Кол-во уч. Ранг

НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург 45 1 44 2

Сибирский федеральный университет (Красноярск) 35 3 25 6

Уральский ГУФК (Челябинск) 43 2 51 1

Сибирский ГУФКиС (Омск) 39 4 42 3

РГУФКСМиТ(Москва) 32 6 18 9

Смоленский ГУ спорта 37 5 33 5

Южно-Уральский ГУ (Челябинск) 20 7 21 7

Чайковская ГАФК 18 8 19 8

Тюменский ГУ 15 10 15 10

Поволжский ГУФКиС (Казань) 16 9 41 4

Как видно из содержания таблицы 4, существует тесная корреляция межу количеством участников команд вузов и местом вуза в общекомандном зачете. Коэффициент ранговой корреляции между этими показателями составил 0,95-0,96, что подчеркивает важное значение первого (отборочного) этапа универсиады, на котором формируется количественные составы сильнейших вузов и студентов-спортсменов для участия в финальных стартах второго этапа. Вполне очевидно, что увеличение количества участников, хотя и не гарантирует успешности их выступлений, но значительно повышает шансы вуза для занятия более высокого места в командном зачете.

Анализируя более подробно результаты выступлений спортсменов на зимних универсиадах, следует обратить внимание на высокие достижения студентов Университета Лесгафта, завоевавших первое общекомандное место как на VI универсиаде 2020 года, так и на VII универсиаде 2022 года, причем на последней универсиаде преимущество лесгаф-товцев еще более возросло. Эти данные представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Результаты выступлений студентов Университета Лесгафта в командном зачете на VI и VII Всероссийских зимних универсиадах__

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Виды спорта VI Универсиада 2020 г. VII Универсиада 2022 г.

Место Кол-во очков Место Кол-во очков

Конькобежный спорт 4 14 III 15

Лыжные гонки 8 10 5 13

Шорт-трек 5 13 5 13

Биатлон 4 14 4 14

Спортивное ориентирование 5 13 III 15

Керлинг М I 17 II 16

Керлинг Ж III 15 I 17

Итого I 96 I 103

Анализ содержания таблицы 5 показывает, что если на VI универсиаде команде Университета Лесгафта удалось победить только в керлинге, то на VII универсиаде студенты этого вуза выступили еще более уверенно, значительно улучшив свои результаты в спортивном ориентировании, конькобежном спорте и лыжных гонках. Это позволило лесгаф-товцам еще более упрочить позиции, набрав в общекомандном зачете на 7 очков больше, чем на VI универсиаде и подтвердив тем самым высокий уровень развития зимних видов спорта и успешность проводимой работы по подготовке спортсменов в сочетании с реализацией основных образовательных программ в вузе [2]. Такой успех в решающей мере способствовал уверенной победе петербургских спортсменов и в общекомандном зачете среди субъектов РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая представленную выше информацию по сравнительному анализу результатов VI (2020 года) и VII (2022 года) Всероссийских зимних универсиад, можно заключить:

- анализ результатов двух последних зимних универсиад, включавших соревнования по шести наиболее популярным видам спорта, позволил выявить приоритетные тенденции и перспективы повышения уровня спортивного мастерства студентов на фоне роста престижности регулярных занятий спортом в студенческой среде;

- в программы VI и VII зимних универсиад включались конькобежный спорт, лыжные гонки, шорт-трек, биатлон, спортивное ориентирование и керлинг, причем количество участников последней универсиады несколько возросло (на 2,8%) за счет прироста числа биатлонистов (на 20,0%), но при этом заметно сократилось количество участвовавших субъектов РФ (на 7,7%), вузов (на 9,9%) и комплектов наград (на 4,5%);

- для предотвращения проявившейся тенденции сокращения числа субъектов РФ и вузов в ходе будущих универсиад необходимо усовершенствовать их программы путем, во-первых, увеличения количества комплектов наград (в лыжных гонках, биатлоне, спортивном ориентировании) и, во-вторых, введения других зимних видов спорта, популярных

в студенческой среде (хоккей с шайбой, фигурное катание, горнолыжный спорт), что позволит значительно расширить спектр привлекаемых к универсиадам субъектов РФ, вузов и студентов;

- в число ведущих субъектов РФ по результатам обеих анализируемых универсиад неизменно входили: Москва (VI универсиада - I место, VII универсиада - III место), Санкт-Петербург (VI универсиада - II место, VII универсиада - I место), Челябинская область (VI универсиада - III место, VII универсиада - II место);

- среди команд вузов на обеих универсиадах первенствовала команда Университета Лесгафта, а призерами VI универсиады 2020 года были Сибирский федеральный университет (Красноярск) - II место и Уральский ГУФК (Челябинск) - III место, причем команда этого вуза поднялась на VII универсиаде на II место, обойдя занявшую III место команду Поволжского ГУФКСиТ (Казань);

- -выявлена высокая корреляция между количеством участников команд вузов и местом вуза в общекомандном зачете, что необходимо учитывать при планировании и проведении первого (отборочного) этапа универсиад, по результатам которого определяются количественные составы команд вузов для участия на финальном этапе;

- уверенные победы студентов Университета Лесгафта в общекомандном зачете на VI и VII Всероссийских зимних универсиадах подтвердили высокий уровень подготовки спортсменов в этом вузе и предопределили необходимость развития зимних видов спорта путем создания центров спортивной подготовки студенческих сборных команд на базе вуза, с реализацией дополнительных образовательных программ спортивной подготовки зимних видов спорта в УТЦ «Кавголово».

ЛИТЕРАТУРА

1. Петров, С.И. Целевые маркеры физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности вуза физической культуры на примере университета Лесгафта / С.И. Петров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 8 (210). - С. 263-267.

2. Подготовка спортивного резерва в высшем образовании в области физической культуры и спорта / С.И. Петров, В.Б. Соловьев, Е.Н. Медведева, Н.Г. Закревская // Теория и практика физической культуры. - 2023. - № 1. - С. 5-7.

REFERENCES

1. Petrov, S.I. (2022), "Target markers of physical culture and sports activity of the University of physical culture on the example of Lesgaft University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (210), pp. 263-267.

2. Petrov, S.I., Soloviev, V.B., Medvedeva, E.N. and Zakrevskaya, N.G. (2023), "Preparation of the sports reserve in higher education in the field of physical culture and sports", Theory and practice of physical culture, No. 1, pp. 5-7.

Контактная информация: s.petrov@lesgaft.spb.ru

Статья поступила в редакцию 24.03.2023

УДК 796.01

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА УМСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Виктор Александрович Питкин, старший преподаватель, Мария Дмитриевна Лисиц-кая, студент, Милана Игоревна Баскова, студент, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.