Научная статья на тему 'Успехи химических, физических и математических наук в свободном компьютерном доступе и их роль в подготовке исследователей действительности'

Успехи химических, физических и математических наук в свободном компьютерном доступе и их роль в подготовке исследователей действительности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / МАТЕМАТИКА / НАУЧНЫЕ ЖУРНАЛЫ ПО ХИМИИ / ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ / ОБУЧЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СВОБОДНЫЙ КОМПЬЮТЕРНЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ЖУРНАЛАМ / УРОВНИ ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ИЛИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / CHEMISTRY / PHYSICS / MATHEMATICS / TRAINING AND CREATIVITY IN SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION / INFORMATION MODELLING OF THE VALIDITY / LEVELS OF CREATIVITY TRAINED IN AVERAGE OR THE HIGHER SCHOOL / SCIENTIFIC MAGAZINES IN CHEMISTRY / THE PHYSICIST AND THE MATHEMATICIAN / FREE COMPUTER ACCESS TO SCIENTIFIC MAGAZINES / DESIGNING AND REALIZATION OF PREPARATION OF THE FUTURE RESEARCHERS AND CONVERTERS OF THE VALIDITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф.

Выделен фрагмент распределения уровня творчества будущих исследователей действительности в пятимерном интеллектуально-информационном пространстве в зависимости от качества выполнения ими этапов учебного или научного информационного моделирования по химии, физике или математике, отраженных в научных журналах. Оценена роль ведущих отечественных химических, физических и математических научных журналов в методологической, творческой, теоретической, методической и практической подготовке будущих исследователей и преобразователей природной и технической реальности. Определено дидактическое значение свободного компьютерного доступа к научным журналам «Успехи химии», «Успехи физических наук» и «Успехи математических наук» для повышения уровня современного проектирования и реализации в высшей школе профессиональной подготовки будущих ученых, инженеров и учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUCCESSES OF CHEMICAL, PHYSICAL AND MATHEMATICAL SCIENCES IN FREE COMPUTER ACCESS AND THEIR ROLE IN PREPARATION OF RESEARCHERS OF THE VALIDITY

The fragment of distribution of a level of creativity of the future researchers of the validity in five measured intellectual information space depending on quality of performance by them of stages of educational or scientific information modelling in chemistry, the physicist or the mathematician, reflected in scientific magazines is allocated. The role of leading domestic chemical, physical and mathematical scientific magazines in methodological, creative, theoretical, methodical and practical preparation of the future researchers and converters of a natural and technical reality is estimated. Didactic value of free computer access to scientific magazines «Successes of chemistry», «Successes of physical sciences» and «Successes of mathematical sciences» for increase of a level of modern designing and realization in the higher school of vocational training of the future scientists, engineers and teachers is certain.

Текст научной работы на тему «Успехи химических, физических и математических наук в свободном компьютерном доступе и их роль в подготовке исследователей действительности»

М. Ф. Каримов

Успехи химических, физических и математических наук в свободном компьютерном доступе и их роль в подготовке исследователей действительности

Бирская государственная социально-педагогическая академия 452453, Башкортостан, г. Бирск, ул. Интернациональная, 10; телефакс (3414)2-64-55

Выделен фрагмент распределения уровня творчества будущих исследователей действительности в пятимерном интеллектуально-информационном пространстве в зависимости от качества выполнения ими этапов учебного или научного информационного моделирования по химии, физике или математике, отраженных в научных журналах. Оценена роль ведущих отечественных химических, физических и математических научных журналов в методологической, творческой, теоретической, методической и практической подготовке будущих исследователей и преобразователей природной и технической реальности. Определено дидактическое значение свободного компьютерного доступа к научным журналам «Успехи химии», «Успехи физических наук» и «Успехи математических наук» для повышения уровня современного проектирования и реализации в высшей школе профессиональной подготовки будущих ученых, инженеров и учителей.

Ключевые слова: информационное моделирование действительности, математика, научные журналы по химии, физике и математике, обучение и творчество в системе непрерывного образования, свободный компьютерный доступ к научным журналам, уровни творчества обучающихся в средней или высшей школе.

Химия, физика и математика как фундаментальные научные дисциплины служат основой научно-технического и социально-экономического прогресса каждой страны и в связи с этим подлежат систематическому изучению и творческому развитию в системе высшего профессионального образования 1.

На основе анализа и научных статей, опубликованных в ведущих отечественных журналах «Успехи химии», «Успехи физических наук» и «Успехи математических наук», нами выделяется учебное и научное информационное моделирование действительности 2-4, состоящее из таких этапов-элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулирование выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи.

Дата поступления 10.07.08

Характер и степень влияния разных уровней самостоятельного выполнения школьником или студентом этапов учебного или научного информационного моделирования реальности на развитие творчества у субъекта учебной или научной деятельности представлены в одной из двумерных проекций в пятимерном, составленном в соответствии с основными элементами информационного моделирования действительности, интеллектуально-информационном пространстве в табл. 1.

В табл. 1 использованы для обозначения уровней самостоятельности выполнения этапов информационного моделирования и проявления творчества школьником или студентом следующие сокращения: ОН — очень низкий; Н — низкий; С — средний; В — высокий; НВ — наивысший.

Учебники и учебные пособия, методические рекомендации и указания, монографии по химии, физике и математике обеспечивают необходимые дидактические условия для формирования у субъекта познавательной деятельности творческих способностей низкого и среднего уровней в связи с тем, что научный материал, изложенный в них, был получен учеными десятки лет тому назад.

Научные химические, физические и математические журналы в своих последних номерах публикуют статьи, отражающие современное состояние и перспективы развития познания и преобразования природной и технической действительности, чем обеспечивают необходимые дидактические условия для подготовки будущих ученых, инженеров и учителей с высоким и наивысшим уровнями творческой деятельности.

Среди научных журналов, основанных на принципах информативности, систематичности, научности, оперативности и адаптируемости излагаемого материала, выделяются «Успехи химии», «Успехи физических наук» и «Успехи математических наук», предназначенные в том числе и для старшеклассников, углубленно изучающих естественно-математи-

Башкирский химический журнал. 2008. Том 15. <№ 3 143

Фрагмент распределения уровня творчества субъекта познавательной деятельности в зависимости от качества выполнения этапов учебного или научного информационного моделирования действительности

Распределение уровней творчества Постановка задачи Построение модели Разработка алгоритма Исполнение алгоритма Анализ результатов

он н с в нв он н с в нв он н с в нв он н с в нв он н с в нв

Постановка задачи он он он он н с он он он н с он он он он н он он он н с

н он он н н с он он н н с он он он н н он он н н с

с он н н с в он н н с в он он н н с он н н с в

в н н с в в н н с в в он н н с с н н с в в

нв с с в в нв с с в в нв н н с с в с с в в нв

Построение модели он он он он н с он он он н с он он он н н он он он н н

н он он н н с он он н с с он он н н с он н н н с

с он н н с в он н с с в он н н с с он н н с с

в н н с в в н с с в в н н с в в н н с с в

нв с с в в нв с с в в нв н с с в в н с с в нв

Разработка алгоритма он он он он н с он он он н с он он он он н он он он н н

н он он н н с он он н с с он он он н н он он н н с

с он н н с в он н с с в он он н н с он н н с с

в н н с в в н с с в в он н н с с н н с с в

нв с с в в нв с с в в нв н н с с в н с с в нв

Исполнение он он он он он н он он он н н он он он он н он он он он н

алгоритма н он он он н н он он н н с он он он н н он он н н н

с он он н н с он н н с с он он н н с он н н н с

в он н н с с н н с в в он н н с с он н н с в

нв н н с с в н с с в в н н с с в н н с в в

Анализ результатов он он он он н с он он он н н он он он н н он он он он н

н он он н н с он н н н с он он н н с он он н н н

с он н н с в он н н с с он н н с с он н н н с

в н н с в в н н с с в н н с с в он н н с в

нв с с в в нв н с с в нв н с с в нв н н с в в

ческие дисциплины, и для студентов вузов, ориентированных на постановку и решение актуальных задач познания и преобразования природной и технической действительности.

Краткая информация о ведущих отечественных журналах по химии, физике и математике приведена в табл. 2.

Дидактический опыт, накопленный нами в ряде высших учебных заведений Урала в течение последних десятков лет, позволяет выделить нижеследующие события и явления, имеющие отношение к внедрению функциональных возможностей глобальной компьютерной сети Intemet в процесс обучения и творчества будущих исследователей действительности в области химических, физических и математических дисциплин.

1. В последнем десятилетии двадцатого века все студенты высших учебных заведений нашей страны получили возможность доступа к электронной почте и поисковым системам глобальной компьютерной сети Intemet 5.

2. В конце двадцатого и начале двадцать первого века с помощью поисковых систем

типа Rambler или Altavista студентам химикам, физикам и математикам удалось получить в свое распоряжение отдельные статьи научных журналов «Успехи химии», «Успехи физических наук» и «Успехи математических наук» 6.

3. С началом второй половины первого десятилетия двадцать первого века открылся свободный компьютерный доступ обучающимся в высшей школе почти ко всем номерам всех выпусков ведущих отечественных журналов по химии, физике и математике 7.

Субъекты учебной и научной деятельности, проектируемой и реализуемой в высшей школе по естественно-математическим дисциплинам, с получением свободного компьютерного доступа к содержанию большинства статей отечественных научных журналов «Успехи химии», «Успехи физических наук» и «Успехи математических наук» начали составлять собственные электронные библиотеки с фундаментальными трудами творцов классической, неклассической и постнеклассической науки.

Распечатанные на принтере персонального компьютера бумажные копии научных тру-

Таблица 2

Журнал и его электронный адрес Год основания Временной интервал свободного доступа Тематика научных статей и обзоров

Успехи химии http:/ / www.uspkhim.ru В 1932 г. Академией наук СССР Том 42 (1973 г.) -Том 77 (2008 г.) Теоретические и экспериментальные, оригинальные и обзорные работы по структуре молекул и квантовой химии, координационной химии, аналитической химии, химической физике, физической химии, включая катализ, органической и металлоорганической химии, химии макромолекул, биохимии и биоорганической химии, химическому материаловедению.

Успехи физических наук http:// ufn. ru/ru/articles В 1918 г. Русским физикохимическим обществом Том 1 (1918 г.) -Том 178 (2008 г.) Обзоры актуальных проблем классической, релятивистской и квантовой механики, термодинамики и молекулярной физики, электричества и магнетизма, атомной и ядерной физики, физики элементарных частиц, физики магнитных явлений и твердого тела. Физика в наши дни. Приборы и методы исследований. Методические заметки. Из истории физики. Конференции и симпозиумы. Обзоры книг. Новости физики в сети Интернет.

Успехи математических наук http:// www.mathnet .ru/ umn В 1936 г. Академией наук СССР Том 1 (1936 г.) -Том 63 (2008 г.) Статьи обзорного и оригинального характера по теории действительных и комплексных чисел, высшей алгебре и аналитической геометрии, дифференциальному, интегральному и вариационному исчислениям, методам оптимизации, дискретной математике, векторного и тензорного анализа, дифференциальным и интегральным уравнениям, теории вероятностей и случайных процессов, математической статистике. Сообщения Московского математического общества. Информация о математической жизни в нашей стране и за рубежом.

дов выдающихся химиков, физиков и математиков нашли соответствующее их дидактическому значению место в личных библиотеках преподавателей и студентов высших учебных заведений.

Большинство преподавателей естественно-математических дисциплин высшей школы используют полученные свободно с помощью компьютера научные статьи и обзоры журналов «Успехи химии», «Успехи физических наук» и «Успехи математических наук» для обогащения содержания соответствующих лекционных, практических и лабораторных занятий.

Творчески целеустремленные, интеллектуально активные и научно компетентные студенты высших учебных заведений, выполняющие курсовые и дипломные работы по химическим, физическим и математическим дисциплинам в среде локальных и глобальных компьютерных сетей на основе свободно полученных научных статей ведущих отечественных академических журналов более содержательно пишут обзорные главы своих творческих произведений и обоснованно ставят и решают задачи курсового и дипломного проектирования.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала относительно отечественных научных журналов «Успехи химии», «Успехи физических наук» и «Успехи математических наук», издаваемых Российской академией наук, и их дидактической роли в подготовке будущих исследователей природной и технической действительности служат основанием для формулирования следующих выводов:

1. Основные элементы информационного моделирования действительности в виде постановки задачи, построения модели, разработки и исполнения алгоритма, анализа результатов ее решения, рассматриваемые в научных статьях ведущих естественно-математических журналов, служат как показатели при характеристике распределения уровня творчества субъекта познавательной деятельности в зависимости от качества выполнения выделенных пяти этапов постановки и решения учебной или научной задачи.

2. Получение свободного компьютерного доступа к содержанию большинства научных статей журналов «Успехи химии», «Успехи физических наук» и «Успехи математических наук» на рубеже последних веков открывает широкие возможности в методологической, творческой, теоретической, методической и практической подготовке для всех будущих и настоящих исследователей природной и технической действительности, необходимые для успешной постановки и решении актуальных задач естественно-математических дисциплин.

3. Дидактика химии, физики и математики получила дополнительное развитие благодаря установлению компьютерной телекоммуникационной связи средних общеобразовательных и высших профессиональных школ с электронными архивами ведущих отечественных научных журналов, сосредоточившими в себе все основные достижения естественно-математических дисциплин, разработанные выдающимися творцами классической, неклассической и постнеклассической науки.

Литература

1. Рахманкулов Д. Л., Караханов Р. А., Злот-ский С. С., Кантор Е. А., Имашев У. Б., Сыр-кин А. М. Химия и технология 1,3-диоксацик-ланов. — Итоги науки и техники. Серия «Технология органических веществ».— Т. 5.— М.: ВИНИТИ, 1979.- 210 с.

2. Каримов М. Ф. Возможности компьютерной подготовки учащихся для решения задач численного моделирования // Тез. докладов I Международной научно-методической конференции «Компьютерные программы учебного назначения».- Донецк: Изд-во ДонГУ, 1993. — С. 76.

3. Каримов М. Ф. // Баш. хим. ж.— 2005.—

Т.12.— № 4.— С. 30.

4. Каримов М. Ф. // Наука и школа.— 2006.—

№ 3.— С. 34.

5. Каримов М. Ф. Информатизация образования: детсад, общеобразовательная школа, вуз и институт повышения квалификации // Материалы II Международной научной конференции «Развитие личности в системе непрерывного образования».— Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1997.— Часть III.— С. 179—181.

6. Каримов М. Ф. Подготовка будущих учителей-

исследователей в информационном обществе: Монография.— Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 2002.— 612 с.

7. Каримов М. Ф. // Баш. хим. ж.— 2006.— Т.13.— № 2.— С. 108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.