Научная статья на тему 'УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЙ ПЛУГ К КОЛЕСНЫМ ТРАКТОРАМ'

УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЙ ПЛУГ К КОЛЕСНЫМ ТРАКТОРАМ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бахчевые культуры / технология / почва / подпочвенная обработка / технологическая операция / комбинированная машина / борозда / посев / ғилдиракли трактор / плуг / эгат / ҳайдаш / тупроқ / агрегатлаш / тупроқни зичлаш / ғилдирак.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Маматов Ф.М., Чориева Д.Н., Равшанова Н.Б.

В статье представлены результаты исследований по разработке энергоресурсосберегающей технологии и комбинированной машины для ее реализации по выращиванию дынь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Маматов Ф.М., Чориева Д.Н., Равшанова Н.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Мақолада ғилдиракли тракторларга такомиллашган плугнинг технологик иш жараёни ва конструкцияси келтирилган. Такомиллашган плугнинг охирги корпусидан кейин чапга ағдарувчи ярим ариқочгич ўрнатилган, охирги чимқирқар эса тик-кўндаланг текисликда чап силжитилган.

Текст научной работы на тему «УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЙ ПЛУГ К КОЛЕСНЫМ ТРАКТОРАМ»

УУК 631.312

Маматов Ф.М., Чориева Д.Н., Равшанова Н.Б.

УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЙ ПЛУГ К КОЛЕСНЫМ ТРАКТОРАМ

Маматов Ф.М. - д.т.н. профессор (КарИЭИ); Чориева Д.Н. - ассистент (Каршинский филиал ТИИИМСХ), Равшанова Н.Б. - стажёр-исследователь (КарИЭИ)

Мацолада гилдиракли тракторларга такомиллашган плугнинг технологик иш жараёни ва конструкцияси келтирилган. Такомиллашган плугнинг охирги корпусидан кейин чапга агдарувчи ярим арицочгич урнатилган, охирги чимцирцар эса тик-кундаланг текисликда чап силжитилган.

Калит сузлар: гилдиракли трактор, плуг, эгат, хдйдаш, тупрок, агрегатлаш, тупрокни зичлаш, гилдирак.

The article presents the results of research on the development of energy-resource-saving technology and a combined machine for its implementation, on the cultivation of melons.

Key words: gourds, technology, soil, subsurface processing, technological operation, combined machine, furrow, sowing.

Введение. Применяемые способы вождения пахотных агрегатов имеют существенные недостатки. При движении трактора над бороздой (по невспаханному полю на расстоянии от стенки борозды в 25-30 см), особенно при агрегатировании плугов с колесными тракторами, имеет место значительное (600 мм и более) смещение между линией тяги трактора и центром сопротивления плуга. Это приводит к возникновению большого разворачивающего момента, который снижает устойчивость движения агрегата по ширине захвата, резко повышает тяговое сопротивление плуга из-за значительного смятия стенки борозды полевыми досками, ухудшает работу механизатора, поскольку ему приходится постоянно выравнивать ход трактора [1-4, 6].

При движении трактора колёсами по открытой борозде агрегат движется устойчиво, но при этом уплотняются дно борозды и часть ранее вспаханного пласта почвы, разрушается стенка борозды, что приводит к повышению сопротивления перекатыванию колес. Поэтому многие фирмы оборудуют полевые обрезы отвалов плужных корпусов специальными приставками (корпус типа Losang), позволяющими получить фигурную стенку борозды, что несколько увеличивает её ширину и обеспечивает проход колёс трактора. Однако дно борозды всё же уплотняется, что отрицательно сказывается на вегетации сельскохозяйственных растений. Из-за большой глубины борозды трактор на 10° наклоняется в сторону вспаханного поля. Это ухудшает его эксплуатацию и условия работы тракториста [1-4].

Задачи и методы исследовния. Для устранения этих недостатков был предложен двухъярусный плуг [1] содержащий установленные на раме плужные корпуса верхнего и нижнего ярусов, каждый из которых имеет отвал и лемех, при этом полевые обрезы лемехов плужного корпуса верхнего яруса и расположенного за ним плужного корпуса нижнего яруса размещены в одной продольно-вертикальной плоскости, полевой обрез отвала каждого из плужных корпусов верхнего яруса расположен под углом к проходящей через полевые обрезы лемехов продольно-вертикальной плоскости, а расстояние от последней до каждой из точек полевого обреза отвала равно удвоенному расстоянию от этой точки до горизонтальной плоскости, проходящей через нижнюю кромку лемеха.

Рис.1. Схема усовершенствованного плуга

При таком выполнении плуга из-за перемещения движителей по дну борозды, образованной плужным корпусом верхнего яруса, происходит значительное уплотнение почвы в сравнении с исходным ее состоянием, особенно на почвах с высоким содержанием глинистых веществ, что ухудшает устойчивость движения агрегата. При обороте пласта

почвы, уплотненной движителем трактора, первым плужным корпусом нижнего яруса наблюдается образование гребнистости в верхнем слое почвы, что проводит к неоднородности вспашки по ширине захвата плуга.

Результаты исследования. Для устранения вышеприведенных недостатков, т.е. для повышения устойчивости движения при работе плуга с колесным трактором авторами разработан плуг [5], у которого за последним корпусом установлен левооборачивающий полубороздоделатель, причем его бороздной обрез размещён в продольно-вертикальной плоскости, проходящей через полевой обрез последнего корпуса, а последний предплужник смещён влево в поперечно-вертикальной плоскости относительно полевого обреза последнего корпуса на bl=htgв, где h - вертикальное расстояние между лезвиями лемехов основного корпуса и предплужника; в - угол наклона полевого обреза бороздореза. В результате установки полубороздоделателя за последним корпусом стенка борозды получается наклонной, что исключает соприкосновение боковой части колеса при работе плуга с колёсным трактором, предотвращается износ боковой части колеса и увеличивается его срок службы. Смещение последнего предплужника влево в поперечно-вертикальной плоскости относительно полевого обреза последнего корпуса облегчает работу полубороздореза. Плуг содержит раму 1 (рис.1) с последовательно расположенными на ней предплужниками 2-5, плужные корпуса 6-9 и полубороздорез 10, опорное колесо 11 и устройство 12 для присоединения плуга к трактору.

Полубороздорез 10 установлен за последним корпусом 9, причем его бороздной обрез размещен в продольно - вертикальной плоскости проходящей через полевой обрез последнего корпуса 9. Полубороздорез 10 образует при вспашке борозду специальной конфигурации.

Полевой обрез последнего предплужника 5 выступает за полевой обрез последнего корпуса в сторону поля (рис.2). При этом последний предплужник 5 смещён влево в поперечно-вертикальной плоскости относительно полевого обреза последнего корпуса 9 на b1=htgв, где h - вертикальное расстояние между лезвиями лемехов корпуса 9 и предплужника 5; в - угол наклона полевого обреза бороздореза. Угол наклона полевого обреза полубороздореза в должень быть в пределах 20-25°. При этом исключается соприкасание боковой части колеса 13 трактора с шириной Вк со стенкой борозды и улучшается оборот пласта. При этом ширина Вб значительно больше чем ширины колеса трактора Вк (рис.3).

Плуг работает следующим образом. Предплужники 2-4 подрезают верхний слой почвы перед сзади идущими корпусами 6-8, оборачивают, крошат и укладывают на дно борозды, оставленные спереди идущими корпусами. Последний предплужник 5 подрезает верхний слой почвы, находящейся перед сзади идущим корпусом 8 и слева от его полевого обреза, оборачивает, крошит и укладывает на дно борозды, оставленной спереди идущим корпусом 8. Последний корпус 9 подрезает оставщуюся часть пласта и оборачивает его. Затем полубороздорез снимает почву слева от полевого обреза последнего корпуса и оборачивает её на поверхность необработаного поля. При работе плуга облегчается работа первого корпуса 6, так как он в последующем проходе подрезает и оборачивает пласт многоугольной формы, формированный последним предплужником 5 и полубороздорезом 10.

Все это способствует повышению устойчивости движения при работе плуга с колёсным трактором.

Рис. 2. Схема взаимного расположения последнего корпуса плуга, предплужника и

полубороздореза (вид сзади) (а);

в

Рис.3. Схема расположения колеса трактора в борозде (б)

Заключение. Для повышения устойчивости движения при работе плуга с колесным трактором необходимо установить за последним корпусом плуга левооборачивающий полубороздоделатель, причем его бороздной обрез необходимо размещать в продольно-вертикальной плоскости проходящей через полевой обрез последнего корпуса, а последний предплужник смести влево в поперечно-вертикальной плоскости относительно полевого обреза последнего корпуса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кашаев Б.А., Сизов О.А., Бурченко П.Н. Тенденции развития технологий и средств механизации обработки почвы // - М., 1988. - 47 стр.

2. Лобачевский Я.П., Маматов Ф.М., Эргашев И.Т. Фронтальный плуг для хлопководства // -Хлопок, 1991. - стр.35-37.

3. Маматов Ф.М., Эргашев И.Т., Исломов С.И. Комбинированный фронтальный плуг с активными рабочими органами// Механизация и электрификация сельского хозяйства, 2001. - рр. 28-29.

4. Маматов Ф.М., Эргашев И.Т., Мирзаев Б.С., Мирзаходжаев Ш.Ш. Комбинированный фронтальный плуг // Сельский механизатор, 2011. - стр. 10-11.

5. Маматов Ф.М, Мирзаев Б.С, Авазов И.Ж. Агротехнические основы создания противоэрозионных влагосберегающих технических средств обработки почвы в условиях Узбекистана // - Природообустройство, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.