Научная статья на тему 'УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕГРУЗКИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА МЕЖДУ ТАНКЕРАМИ-ГАЗОВОЗАМИ ПО МЕТОДУ СУДНО–СУДНО'

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕГРУЗКИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА МЕЖДУ ТАНКЕРАМИ-ГАЗОВОЗАМИ ПО МЕТОДУ СУДНО–СУДНО Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
233
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сжиженный природный газ / перегрузка природного газа / отпарной газ / метод судно–судно / танкерыгазовозы / liquefied natural gas / natural gas reloading / boil-off gas / ship-to-ship method / gas carriers

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Лазарев Дмитрий Михайлович

В статье рассмотрены существующие способы перевозки СПГ. Описаны этапы традиционной технологии перегрузки СПГ методом судно-судно и предложена усовершенствованная технология перегрузки СПГ при использовании минимального количества грузовых насосов. В заключительной части подробно описаны преимущества предложенной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Лазарев Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE TECHNOLOGY OF LOADING LIQUEFIED NATURAL GAS (LNG) BETWEEN TANKERS-GAS CARRIERS ACCORDING TO THE SHIP-SHIP METHOD

Article discusses the existing methods of LNG transportation. The stages of the traditional technology of LNG reloading by the «ship-to-ship» method are described and an improved technology of LNG reloading using a minimum number of cargo pumps is proposed. In the final part, the advantages of the proposed technology are described in detail.

Текст научной работы на тему «УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕГРУЗКИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА МЕЖДУ ТАНКЕРАМИ-ГАЗОВОЗАМИ ПО МЕТОДУ СУДНО–СУДНО»

УДК 339.165.4

https://doi.org/10.24412/0131-4270-2023-1-48-51

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕГРУЗКИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА МЕЖДУ ТАНКЕРАМИ-ГАЗОВОЗАМИ ПО МЕТОДУ СУДНО-СУДНО

IMPROVEMENT OF THE TECHNOLOGY OF LOADING LIQUEFIED NATURAL GAS (LNG) BETWEEN TANKERS-GAS CARRIERS ACCORDING TO THE SHIP-SHIP METHOD

Лазарев Д.М.

Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского, 690003, г. Владивосток, Россия E-mail: dmlazarev@mail.ru

Резюме: В статье рассмотрены существующие способы перевозки СПГ. Описаны этапы традиционной технологии перегрузки СПГ методом судно-судно и предложена усовершенствованная технология перегрузки СПГ при использовании минимального количества грузовых насосов. В заключительной части подробно описаны преимущества предложенной технологии.

Ключевые слова: сжиженный природный газ, перегрузка природного газа, отпарной газ, метод судно-судно, танкеры-газовозы.

Для цитирования: Лазарев Д.М. Усовершенствование технологии перегрузки сжиженного природного газа между танкерами-газовозами по методу судно-судно // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2023. № 1. С. 48-51.

D0I:10.24412/0131-4270-2023-1-48-51

Dmitriy M. Lazarev

Admiral G.I. Nevelskoy Maritime State University, 690003, Vladivostok, Russia

E-mail: dmlazarev@mail.ru

Abstract: Article discusses the existing methods of LNG transportation. The stages of the traditional technology of LNG reloading by the «ship-to-ship» method are described and an improved technology of LNG reloading using a minimum number of cargo pumps is proposed. In the final part, the advantages of the proposed technology are described in detail.

Keywords: liquefied natural gas, natural gas reloading, boil-off gas, ship-to-ship method, gas carriers.

For citation: Lazarev D.M. IMPROVEMENT OF THE TECHNOLOGY OF LOADING LIQUEFIED NATURAL GAS (LNG) BETWEEN TANKERS-GAS CARRIERS ACCORDING TO THE SHIP-SHIP METHOD. Transport and storage of Oil Products and hydrocarbons, 2023, no. 1, pp. 48-51.

DOI:10.24412/0131-4270-2023-1-48-51

Введение

Природный газ из недр, следует доставлять потребителю, в связи с этим капиталовложения в газовую отрасль не останавливаются на стадии геологоразведочных работ, бурения, планирования газового промысла и добычи. Доставить добытый газ можно с помощью магистральных газопроводов или в виде сжиженного природного газа (СПГ).

При использовании СПГ газ сначала следует сжижить на СПГ-заводе (сократить объем в 600 раз), потом перекачать на танкер-газовоз, по прибытии в порт назначения разгрузить доставленный СПГ в регазификационный СПГ-терминал и наконец - доставить потребителю. Рынок СПГ растет несмотря на то, что сжиженный газ дороже из-за необходимости сжижения и регазификации.

Увеличивается и флот танкеров-газовозов - как для линейной доставки СПГ до конечного потребителя так и для проведения операций по перегрузке методом судно-судно - для выполнения логистических решений по оптимизации доставки СПГ по всему миру. Перегрузка СПГ с судна на судно в настоящее время привлекает все больше внимания в морском секторе и имеет существенные отличия от обычной погрузки/разгрузки СПГ на береговом терминале [1].

В данной статье рассмотрен алгоритм усовершенствованной технологии перегрузки сжиженного природного газа между танкерами-газовозами по методу судно-судно.

Процесс перегрузки между танкерами-газовозами можно разделить на пять основных этапов.

Этап 1. Прибытие и постановка первого танкера-газовоза на место перегрузки

Первый танкер-газовоз прибывает и устанавливается на место проведения операций по перегрузке СПГ. На данное судно устанавливается специализированное криогенное оборудование по перегрузке СПГ между судами.

В табл. 1 представлены основные рекомендации, которых следует придерживаться танкерам-газовозам для выполнения перегрузки на максимальной скорости. Данная необходимость возникает вследствие свойств груза - СПГ (температура груза составляет около -160°С). При получении тепла извне СПГ начинает обильно выделять отпарной газ (испаряться) и тем самым создает избыточное давление в грузовых танках. Данный фактор заставляет выполнять значительное снижение скорости перегрузки для осуществления контроля над давлением в танках.

Этап 2. Подготовительные технологические операции к перегрузке СПГ между танкерами-газовозами

Основными шагами по подготовке первого танкера-газовоза к проведению операции являются:

Таблица 1

Рекомендации по подготовке танкеров-газовозов к перегрузке при подходе в район перегрузки

Описание Действие Объяснение

ПРИБЫТИЕ В РАЙОН ПЕРЕГРУЗКИ

Температурный режим в грузовых танках и барьерах Рекомендуется, чтобы оба судна прибыли и поддерживали в грузовых танках и барьерах как можно более низкую температуру до начала перегрузки Чем больше разница температуры между СПГ и грузовыми танками/барьерами, тем больше приток тепла к грузу и тем выше образование отпарного газа в приемных танках, которое будет является препятствием для проведения операции по перегрузке на максимально возможной скорости

Давление в грузовых танках

Оба танкера-газовоза должны прибывать с низким давлением в резервуарах и держать его в пределах от 50 до 80 мбар

Более высокое начальное давление в грузовом танке ограничит максимальную скорость перегрузки, ввиду необходимости его контроля. Чрезмерное выделение отпарного газа создает избыточное давление в грузовых танках при перегрузках СПГ.

Температура СПГ Температура СПГ должна При температуре СПГ ниже -160 °С СПГ имеет

в танках танкера- быть ниже -160 °С низкий процент выделения отпарного газа

привозчика

I Рис. 1. Типовая схема перегрузки СПГ между танкерами-газовозами ТАНК 4 ТАНК 3 ТАНК 2 ТАНК 1

ТАНК 4

1 • 2023

ТАНК 3

ТАНК 2

ТАНК 1

• доставка и установка технологического криогенного оборудования;

• тестирование технологического оборудования;

• установка кранцевой защиты (отбойных устройств).

Этап 3. Прибытие и постановка второго танкера-газовоза в место перегрузки

К первому танкеру-газовозу устанавливается второй. К подошедшему танкеру-газовозу подсоединяется оборудование от танкера с ранее установленным технологическим оборудованием (грузовые шланги и шланги отпарного газа, кабель ESD-emergencys houtdown system - система аварийного останова), впоследствии выполняеется тестирование ESD-систем обоих танкеров-газовозов. По окончанию тестов выгружающий СПГ танкер-газовоз выполняет захолажи-вание оборудования по перегрузке СПГ, грузовых шлангов собственных грузовых линий и грузовых линий принимающего танкера.

Типовая схема перегрузки СПГ между танкерами-газовозами представлена на рис. 1.

Этап 4. Начало перегрузки СПГ и повышение ее скорости до максимальной

В табл. 2 представлены основные рекомендации, которым следует придерживаться танкерам-газовозам при проведении операции по перегрузке СПГ. Данная схема запуска насосов позволяет минимизировать их количество (до пяти), что, в свою очередь, позволяет уменьшить теплопередачу в СПГ, снизить выделение отпарного газа и, как следствие, повысить скорость перегрузки.

Требуется производить повышение производительности не более чем за один час во избежание дополнительного притока тепла к СПГ при прохождении через грузовые линии танкеров и грузовые шланги.

Этап 5. Перегрузка СПГ на максимальной скорости с уменьшенным числом грузовых насосов

Перегрузку СПГ следует выполнять в соответствии с рекомендациями, изложенными в табл. 2 и 3 (правильная настройка грузовых клапанов и промежуточное переключение

49

I Таблица 2

Рекомендации при увеличении скорости перегрузки СПГ между танкерами-газовозами

Описание Действие Объяснение

УВЕЛИЧЕНИЕ СКОРОСТИ ПЕРЕГРУЗКИ

1. Выравнивание давления в танках Обмен паров между судами должен быть открыт на обоих судах, как только это будет практически возможно. Выравнивание давлений в танках необходимо производить плавно Установки сжигания газов обоих танкеров-газовозов должны как можно скорее начать работу как единая система. Быстрое падение давления в грузовых танках также является причиной чрезмерного кипения газа из СПГ в грузовых танках

2. Время увеличения Время выхода на полную скорость передачи Длительный период увеличения скорости перегрузки создает

производительности должно составлять примерно один час дополнительное выделение отпарного газа и избыточное

давление в приемных грузовых танках при перекачке СПГ

3. Распыление СПГ в грузовых Не рекомендуется, за исключением операций по Избыток отпарного газа создает избыточное давление в

танках. захолаживанию грузовых танков производить грузовом танке при распылении СПГ

распыление СПГ в танки во время операций по

перегрузке СПГ

4. В данной схеме предложена очередность запуска грузовых насосов на танкерах-газовозах с мембранными танками с общим объемов грузовых танков около 170 000 м3. Данные суда, как правило содержат четыре грузовых танка, по два грузовых насоса в каждом танке (всего восемь насосов). Максимальная производительность каждого насоса составляет около 2000 м3/ч. Максимально возможная скорость перегрузки между танкерами составляет около 9000 м3/ч (ввиду ограничения скорости протока СПГ по грузовым шлангам)

Очередность запуска грузовых насосов схема2

рй - працеЕтаое смкгеоенеий ат ьсахснзсашеонсирэстаперегрузеи).

5 мин 5 мин

Танк 1 (Первый насос)—10% Танк 2 (Второй насос) — 10% Танк 3 (Первый

5 мин 5 мин

насос) - 10% Танк 4 (Второй насос) - 10% ^^^ Танк 1 (Второй насос) - 10%;

[всего в работе 5 грузовых насосов, скорость перегрузки

5 мин

Танк 1 (Первый и Второй) насосы по 15 % 5 мин

Танк 1 (Первый и Второй) насосы по 20 % 5 мин

Танк 2(Второй), Танк 3(Первый), Танк 4(Второй) по 20 % каждый насос МАКСИМАЛЬНАЯ ПРОИЗВЛДИТЕЛЬНОСТЬ - 100 И

I Таблица 3

Рекомендации при проведении операции по перегрузке СПГ на максимальной скорости

ПЕРЕГРУЗКА СПГ НА МАКСИМАЛЬНОЙ СКОРОСТИ

На выгружаемом судне рекомендуется избегать рециркуляции груза (допускается только на начальном этапе выгрузки) и использовать минимально возможное по его Работа грузовых насосов конструкции количество насосов, но не более пяти. Насосы должны работать как можно ближе к расчетной скорости нагнетания с минимальным дросселированием нагнетательных клапанов

я

я

я

Для минимизации повышения температуры груза при перемещении СПГ между судами

грузовых насосов при проведении перегрузки СПГ между танкерами-газовозами).

Усовершенствованная технология переключения грузовых насосов для достижения повышенной производительности перегрузки СПГ методом судно-судно приведена в табл. 4.

На первом этапе в грузовом танке 1 - с начала перегрузки СПГ оба грузовых насоса работают на полной производительности до завершения выгрузки из грузового танка 1.

Грузовые танки 2, 3, 4 - в каждом танке работает по одному грузовому насосу с отрегулированной скоростью

нагнетания до максимальной скорости перегрузки (около 20% от общей производительности на каждый насос). Всего в рабочем положении имеем пять насосов (максимальное количество насосов - восемь).

На втором этапе на стадии снижения скорости перегрузки в грузовом танке 1 при остановке одного грузового насоса необходимо выполнить запуск второго грузового насоса в грузовом танке 2, после завершения выгрузки из грузового танка 1 необходимо запустить второй насос в грузовом танке 3 (продолжать выгрузку СПГ из грузового танка 4 одним грузовым насосом). Всего в работе имеем пять грузовых насосов.

Таблица 4

Схема переключения грузовых насосов при перегрузках СПГметодом судно-судно

насосами в каждом грузовом танке. Всего в работе имеем четыре насоса.

Оперативное время Нагрузка грузового насоса %

Танк 4 ТанкЗ Танк 2 Танк 1

Нас« 4-2 Насос 4-1 Насос 1-2 Насос J-1 Насос 2-1 Насос 2-1 Насос 1-2 Насос 1-1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0:00 0 0 0 0 0 0 0 88

Увеличение скорости перегрузки

1:00 90 0 0 87 81 0 84 91

2:00 84 0 0 81 81 0 85 84

3:00 85 0 0 83 83 0 84 84

4:00 85 0 0 83 83 0 84 85

5:00 84 0 0 83 84 0 85 85

6:00 84 0 0 83 84 0 85 84

7:00 84 0 0 81 85 0 76 85

8:00 83 0 0 84 85 85 0 84

9:00 83 0 83 84 88 87 0 0

10:00 83 0 88 84 88 84 0 0

11:00 84 0 91 84 87 84 0 0

1100 84 0 91 85 87 90 0 0

13 до 84 0 94 84 87 90 0 0

14:00 85 84 0 85 83 87 0 0

15:00 78 83 0 88 88 0 0 0

16:00 83 83 0 90 83 0 0 0

17:00 80 83 0 90 80 0 0 0

18:00 87 84 0 92 87 0 0 0

19:00 87 84 0 92 88 0 0 0

20:00 85 83 0 92 90 0 0 0

Уменьшение скорости перегузки

ОКОНЧАНИЕ ПЕРЕГРУЗКИ

Рабочее положение грузового насоса Грузовой насос выключен

Во время снижения скорости перегрузки в грузовом танке 2 необходимо остановить один грузовой насос и сразу произвести запуск второго грузового насоса в грузовом танке 4, после завершения выгрузки из грузового танка 2, продолжать выгрузку СПГ из грузовых танков 3 и 4 двумя

Заключение

Преимущества для повышения скорости перегрузки на максимально возможной скорости достигаются за счет применения ряда факторов, которые оказывают положительное влияние на стабильное поведение СПГ в отношении выделения им отпарного газа при проведении перегрузочных операций и соответственно, возможности проведения операции на максимально возможной скорости. В данные факторы входят:

- температура СПГ на начало проведения операции по перегрузке СПГ должна быть ниже минус 160 °С;

- температура грузовых танков и барьеров судна, на которое производится перегрузка СПГ, должна быть наименьшей возможной и близкой к температуре груза;

- давление в грузовых танках танкеров-газовозов должно быть наименьшим возможным в пределах 50-80 мбар;

- необходимо выполнять плавное выравнивание давления между танкерами-газовозами, при этом установки сжигания газа судов должны работать с максимальной производительностью;

- увеличение скорости перегрузки необходимо выполнять в короткий промежуток времени, в течение 1 ч;

- при перегрузке СПГ необходимо использовать минимальное количество грузовых насосов (до 5 единиц), при этом избегать их рециркуляции в грузовой танк в процессе перегрузки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лазарев Д.М. Исследование факторов парообразования при перегрузке сжиженного природного газа методом судно-судно // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2022. № 3-4. С. 44-50.

2. Effect of Parameters on Vapor Generation in Ship-to-Ship Liquefied Natural Gas Bunkering. URL: https://www.mdpi. com/2076-3417/10/19/6861 (дата обращения 25.01.2023).

3. Транспортировка сжиженного природного газа (СПГ) морскими танкерами-газовозами. Загрузка и регази-фикация. URL: https://neftegaz.ru/tech-library/transportirovka-i-khranenie/142492-transportirovka-szhizhennogo-prirodnogo-gaza-spg-morskimi-tankerami-gazovozami-zagruzka-i-regazifika/ (дата обращения 25.01.2023).

REFERENCES

1. Lazarev D.M. Investigation of vaporization factors during reloading of liquefied natural gas by the ship-to-ship method. Transport i khraneniye nefteproduktov i uglevodorodnogo syr'ya, 2022, no. 3-4, pp. 44-50 (In Russian).

2. Effect of parameters on vapor generation in ship-to-ship liquefied natural gas bunkering Available at: https://www. mdpi.com/2076-3417/10/19/6861 (accessed 25 January 2023).

3. Transportirovka szhizhennogo prirodnogo gaza (SPG) morskimi tankerami-gazovozami. Zagruzka i regazifikatsiya (Transportation of liquefied natural gas (LNG) by marine gas carriers. Loading and regasification) Available at: https:// neftegaz.ru/tech-library/transportirovka-i-khranenie/1424 92-transportirovka-szhizhennogo-prirodnogo-gaza-spg-morskimi-tankerami-gazovozami-zagruzka-i-regazifika/ (accessed 25 January 2023).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Лазарев Дмитрий Михайлович, магистр, Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского.

Dmitriy M. Lazarev, master, Admiral G.I. Nevelskoy Maritime State University.

2023

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.