Научная статья на тему 'Усовершенствование системы управления крупными синхронными приводами в ГМК'

Усовершенствование системы управления крупными синхронными приводами в ГМК Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
234
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОПРИВОД / ELECTRIC DRIVE / СИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / SYNCHRONOUS MOTOR / ПУСК / START / СИСТЕМА ВОЗБУЖДЕНИЯ / EXCITATION SYSTEM / РАЗРЯДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ / DISCHARGE RESISTANCE

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Пивняк Геннадий Григорьевич, Кириченко Виталий Иванович, Кириченко Владислав Витальевич, Боровик Роман Алексеевич, Барабан Виктор Викторович

Обоснована целесообразность снижения установленной мощности приводного синхронного двигателя барабанной мельницы с 2,5 до 2 МВт. для улучшения качества пусковых режимов предложены программное управление возбудителем и регулирование разрядного сопротивления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Пивняк Геннадий Григорьевич, Кириченко Виталий Иванович, Кириченко Владислав Витальевич, Боровик Роман Алексеевич, Барабан Виктор Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of control system of large synchronous drives in mining and smelting complex

The expediency of decrease in the installed power drive the synchronous motor of a tumbling mill with 2,5 to 2 MW is proved. For improvement of quality of starting modes program control by the inductor and regulation of discharge resistance are offered.

Текст научной работы на тему «Усовершенствование системы управления крупными синхронными приводами в ГМК»

- © Г.Г. Пивняк, В.И. Кириченко, В.В. Кириченко,

P.A. Боровик, В.В. Барабан, Л.П. Вареник, 2013

УДК 621.313.323

Г.Г. Пивняк, В.И. Кириченко, В.В. Кириченко, Р.А. Боровик, В.В. Барабан, Л.П. Вареник

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КРУПНЫМИ СИНХРОННЫМИ ПРИВОДАМИ В ГМК

Обоснована целесообразность снижения установленной мощности приводного синхронного двигателя барабанной мельницы с 2,5 до 2 МВт. для улучшения качества пусковых режимов предложены программное управление возбудителем и регулирование разрядного сопротивления.

Ключевые слова: электропривод, синхронный двигатель, пуск, система возбуждения, разрядное сопротивление.

Основным потребителем электрической энергии на крупных предприятиях горно-металлургического комплекса (ГМК) являются синхронные двигатели приводов барабанных мельниц. Из-за трудностей точного теоретического определения полезной мощности мельниц, неодинаковых условий их использования на конкретных предприятиях, сложностей обеспечения успешных запуска и синхронизации при слабых сетях, дискретности шкалы номинальных мощностей изготавливаемых двигателей они нередко работают в нерациональных режимах. В том числе из-за обычно выбираемого значительного запаса мощности привода, который может достигать 20-30 %, а иногда и больше. Например, для привода мельницы МШРГУ-4500 х х 6000 используют синхронный двигатель СДС 19-56-40 УХЁ4 с номинальной мощностью 2,5 МВт, хотя для установившегося режима этой мельницы достаточно мощности всего 2 МВт. То есть, запас установленной мощности привода составляет 20% с соответствующим увеличением

его цены, капитальных и эксплуатационных затрат.

Известны результаты предварительной оценки возможностей решения задачи снижения стоимости привода [1]. На этом этапе исследования был принят ряд общепринятых допущений, в том числе не учитывались насыщение магнитных цепей и изменение активных сопротивлений обмоток и разрядного сопротивления в цепи возбуждения вследствие их нагрева во время пуска. При расчетах за исходные брались заводские данные сопротивлений обмоток при температуре 15 оС. Учитывались возможности подачи возбуждения при скольжении 2 %, использования повышенных разрядного сопротивления и коэффициента форсирования напряжения возбудителя. Исследования проводились для двигателей, длительное время находившихся в эксплуатации. То есть, не учитывались последние изменения в расчетных данных двигателей, которые изготавливаются сейчас.

Целью работы является уточненное обоснование возможности приме-

нения для мельницы МШРГУ-4500 х х 6000 в качестве приводного синхронного двигателя СДС 19-46-40 УХЁ4 с номинальной мощностью 2 МВт вместо используемого для нее СДС 19-56-40 УХЁ4 мощностью 2,5 МВт. Как и ранее, принято, что номинальные скорости вращения этих синхронных двигателей одинаковы (150 об/мин) и, следовательно, передаточное число открытой зубчатой передачи сохранится, а капитальные и эксплуатационные затраты — снизятся. Очевидно, что такая замена приводного двигателя требует гарантированного обеспечения надежности работы предложенного привода в асинхронных режимах пуска, синхронизации и ресинхронизации. Привод должен быть надежным и при работе мельницы в установившемся режиме с паспортной нагрузкой и производительностью. Кроме того, электромеханические свойства нового привода должны обеспечивать успешный запуск мельницы при «слежавшейся» загрузке барабана (тяжелый пуск) после длительного простоя мельницы, в том числе в условиях слабых сетей, снижение динамических нагрузок привода в переходных режимах по сравнению с используемым приводом мощностью 2,5 МВт.

Для решения поставленных задач нами предлагаются усовершенствования системы управления синхронным двигателем, а для слабых сетей — и конструкции двигателя. При этом для повышения достоверности получаемых результатов при исследовании динамики пусковых режимов мельницы принят ряд уточнений параметров математической модели синхронного двигателя. В частности, в модели двигателя учтен нагрев его обмоток и насыщение магнитных цепей. В алго-

ритмах программного управления возбудителем учтены активное сопротивление обмотки статора, динамика его нагрева и изменения в процессе пуска. Как и динамика нагрева и изменения активных сопротивлений обмотки возбуждения и пусковой. Из-за малого времени пуска процессы нагрева обмоток рассмотрены как адиабатические, то есть не учитывалось охлаждение вследствие вентиляции двигателя [2]. Кроме того, коэффициент форсирования напряжения возбудителя принят 1,75 вместо завышенного 2,5 предложенного в работе [1]. Также учтены паспортные данные последних моделей двигателей и допускаемый по ТУ уровень перенапряжений на зажимах обмотки возбуждения. Последнее учтено при обосновании допустимой величины разрядного сопротивления при его регулировании в процессе пуска привода. Для доказательства эффективности предлагаемых усовершенствований при исследованиях выбран режим с наиболее тяжелыми условиями, когда пуск происходит при «слежавшейся» загрузке барабана после длительного простоя мельницы без ее «выхаживания». Учтено, что неподвижный сегмент загрузки при пуске мельницы поднимается до угла поворота п/2 с сохранением неизменной формы сечения, после чего начинается его обрушение и угол подъема загрузки становится таким, как и в установившемся режиме работы мельницы (9р « 0,69 рал). Во время

подъема слежавшейся загрузки статический момент привода изменяется синусоидально в функции угла поворота, причем максимальный момент внутримельничной загрузки при этом составляет Мстах = 1,47 Мн [3].

Для получения сравнительных оценок авторами работы сначала

Рис. 1. Пуск мельницы МШРГУ-4500*6000 с двигателем СДС-19-56-40УХЛ4 мощностью 2,5 МВт

исследован прямой пуск привода мельницы МШРГУ-4500 х 6000 с двигателем мощностью 2,5 МВт, то есть при номинальном напряжении статора (рис. 1).

На этом рисунке (и всех последующих) приняты одинаковые цифровые обозначения зависимостей, а именно: 1 — скорость двигателя в долях от синхронной; 2 — 0,002 упругого момента в кН-м; 3 — 0,002 статического момента в кН-м; 4 — 0,0005 тока статора в А; 5 — напряжение статора в долях номинального; 6 — 0,005 перегрева обмотки статора в °С; 7 — 0,005 перегрева пусковой обмотки в °С.

Из рис. 1 видно что продолжительность пуска двигателя мощностью 2,5 МВт при пусковом токе

1П = 1640 А и разрядном сопротивлении 3,2 Ом (заводские данные) составила £П = 4,15 с при коэффициенте динамичности (отношение максимального упругого момента к установившемуся значению статического момента) кд = 3,8. Таким образом,

прямой пуск двигателя мощностью 2,5 МВт сопровождается достаточно высокими динамическими нагрузками зубчатых элементов привода. Особенность привода и в том, что в нем происходит размыкание зазоров зубчатого зацепления, что увеличивает его износ и снижает надежность. Что касается перегрева пусковой обмотки и статора, то для них он составил около 66 и 9 °С соответственно.

Рис. 2. Пуск мельницы МШРГУ-4500*6000 с двигателем СДС-19-46-40УХЛ4 с использованием программного управления возбудителем и регулированием разрядного сопротивления

Отчетливо видно вредное для надежности размыкание зазоров в зацеплении.

Что касается применения прямого пуска предлагаемого двигателя мощностью 2 МВт с традиционной системой управления, то взятый для исследования тяжелый режим пуска мельницы без «выхаживания» приводит к «застряванию» такого привода на под-синхронной скорости. Однако в асинхронном режиме прямого пуска использование программного управления возбудителем по методу, разработанному в Государственном высшем учебном заведении «Национальный горный университет, позволяет увеличить средний асинхронный момент двигателя в зоне малых скольжений и тем самым увеличить надежность син-

хронизации [4]. Позже нами установлено, что дополнительного увеличения электромагнитного момента в асинхронном режиме можно достичь путем регулирования разрядного сопротивления в цепи обмотки возбуждения [5]. Однако при этом разрядное сопротивление не должно достигать уровня, при котором мгновенное напряжение на зажимах обмотки возбуждения превышает допустимое по ТУ значение. Исходя из этого ограничения и принимая во внимание выше сказанное, нами исследован режим прямого тяжелого пуска двигателя СДС 19-46-40 УХЁ4 с номинальной мощностью 2 МВт, предлагаемого для модернизации и удешевления привода рассматриваемой мельницы (рис. 2).

о.е,

0.0 2.5 5.0 7.5 10.0 ^с

Рис. 3. Тяжелый реакторный пуск мельницы МШРГУ-4500Ч6000 с двигателем СДС-19-56-40УХЛ4 мощностью 2,5 МВт

Сравнивая полученные результаты пуска мельницы с новым приводом и ее пуска с приводным двигателем 2,5 МВт (см. зависимости рис. 1) можно увидеть, что замена используемого двигателя на менее дорогостоящий с применением более совершенной системы управления возбудителем и регулируемого разрядного сопротивления позволила снизить коэффициент динамичности упругого момента до уровня кд = 2,3 (то есть

на 39 %). Причем, время такого, практически плавного, пуска двигателя 2 МВт снизилось до 3,96 с. За счет усовершенствования привода снизился на 18 % и пусковой ток сети (до 1П = 1340 А). Перегрев пусковой обмотки снизился до 54 °С, а обмотки статора практически не изменился.

Одной из проблем использования крупных синхронных двигателей на малых и средних предприятиях являются слабые питающие сети, что приводит при прямом (или реакторном) пуске к существенному снижению напряжения на статоре (до 20 %). Принимая это во внимание на рис. 3 исследована динамика переходных процессов реакторного пуска мельницы МШРГУ-4500х6000 с используемым на сегодня двигателем СДС-19-56-40УХЛ4 мощностью 2,5 МВт при пониженном на 20 % напряжении сети (например, за счет реактора).

Видно, что такое снижение напряжения привело к затягиванию процесса пуска (время пуска стало tп = 9,58 с) при одновременном снижении коэффициента динамичности упругого момента во время синхрони-

зации до уровня кд = 3,48 . Пусковой ток двигателя снизился и составил 1п = 1353 А , однако при этом из-за увеличения продолжительности пуска перегрев обмоток двигателя изменился. Для пусковой обмотки он возрос до тк = 113 ° С. До 19°С увеличился и перегрев обмотки статора. Сохранилось и размыкание зазоров зубчатого зацепления.

Таким образом, использование реакторного пуска привода мельницы с запасом установленной мощности 20 % обеспечило его работоспособность в условиях тяжелого пуска при одновременном снижении коэффициента динамичности на 8 % (с 3,8 до 3,48). И хотя продолжительность пуска существенно возросла (с 4,15 до 9,58 с) с соответствующим ростом перегрева пусковой обмотки и статора, однако в целом это не повлияло на работоспособность привода и декларируемое заводом изготовителем количество пусков подряд. В тоже время очевидно, что это объясняется завышенной на 20% установленной мощностью приводного двигателя.

В соответствие поставленной цели исключить необходимость в использовании завышенного запаса установленной мощности привода, а в более общем случае — и большего, нами проведены исследования динамики реакторного пуска мельницы с двигателем мощностью 2 МВт. То есть, без запаса установленной мощности вообще. При этом учтена возможность усиления пусковой обмотки двигателя путем увеличения ее активного сопротивления в сочетании с одновременным регулированием во время пуска и синхронизации разрядного сопротивления в цепи возбуждения и напряжения возбудителя по специальному алгоритму [6].

Для подтверждения эффективности использования такой модернизации системы управления синхронным двигателем нами исследован режим тяжелого пуска привода мощностью 2 МВт с использованием усиленной на 10 % пусковой обмоткой, а также с применением программного управления возбудителем и регулировкой разрядного сопротивления при снижении напряжения статора на 20% из-за использования пускового реактора (рис. 4).

Видно, что по сравнению с реакторным пуском синхронного двигателя мощностью 2,5 МВт (см. рис. 3) продолжительность пуска двигателя мощностью 2 МВт снизилась на 28 % и составила tп = 6,9 с . По сравнению с существующим приводом снизился на 19 % и коэффициент динамичности упругого момента, который стал равным 2,83. Пусковой ток стал ниже на 20 % и составил всего 1п = 1080 А . Перегрев пусковой обмотки 70 °С, а обмотки статора — 10 °С.

Таким образом, можно заключить, что снижение установленной мощности привода мельницы МШРГУ-4500 х х 6000 с 2,5 до 2 МВт с одновременным использованием предлагаемых усовершенствований системы управления синхронным двигателем обеспечили высокую надежность реакторного пуска привода в сочетании с существенным (на 34 %) снижением нагрузки сети в пусковых режимах двигателя. При этом одновременно уменьшились динамические нагрузки зубчатого зацепления и электродинамические усилия обмоток двигателя. Благодаря достигнутому существенному снижению перегрева обмоток двигателя созданы условия для увеличения количества пусков двигателя подряд до 4-5.

Рис. 4. Реакторный пуск мельницы с двигателем мощностью 2 МВт с использованием программного управления возбудителем, регулировкой разрядного сопротивления и усиленной пусковой обмоткой

Выводы

В условиях непрерывного удорожания энергетических и материальных ресурсов промышленные предприятия должны переходить на использование энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования. При этом для горно-металлургического комплекса характерно использование значительных запасов установленной мощности крупных приводов для обеспечения их надежности в пусковых режимах. Однако при этом дополнительно возрастают нагрузки питающих сетей, что вынуждает использовать реакторный пуск двигателей и удорожает стоимость приводов в целом. Особенно это характерно для меха-324

низмов с тяжелым пуском. Проблемы увеличиваются при слабых сетях питания двигателей.

Предложенные в работе пути усовершенствования системы управления и конструкции синхронных двигателей позволяют исключить необходимость в использовании запаса установленной мощности привода и тем самым существенно снизить капитальные и эксплуатационные расходы предприятия. При этом надежность привода выше, а динамические нагрузки его элементов ниже, создаются условия для увеличения количества пусков подряд без снижения срока службы двигателя. Улучшаются и условия работы открытых зубчатых зацеплений. Привод эффективен и в

условиях слабых сетей, сохраняя свою работоспособность при снижении напряжения сети на 20 % и более. Предложенные усовершенство-

1. Модернизация синхронного электропривода шаровой мельницы / Г. Г. Пивняк, В.И. Кириченко, В.В. Кириченко и др. // Известия вузов. Горный журнал». — 2009. — № 4. — С. 101—106.

2. Постников И.М. Метод теплового расчета крупных синхронных машин / Труды Ленинградского политехнического института. — 1946, № 1. — С. 83—120.

3. Виноградов Б.В. Динамка барабан-них млитв / Б.В. Виноградов — Днь пропетровськ: УДТХТУ, 2004. — 314 с.

4. Пивняк Г.Г., Школа Н.И., Кириченко В.В. Роль программного управления в обеспечении надежности многомассовых систем с синхронными электроприводами //

вания синхронного привода перспективны и для других механизмов с повышенными моментами трогания и инерции.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Металлургич. и горно-обогатит. пром-сть. — 2002. — № 3. — С. 81—87.

5. Кириченко В.В. , Боровик P.O. , Барабан В.В. Дослщження впливу розрядного опору на ефективтсть програмного керу-вання синхронним приводом // Тематичний випуск «Проблеми автоматизованого елек-тропривода. Теорiя й практика» науково-техтчного журналу «ЕЛЕКТР01НФ0РМ» — Львiв: ЕКОшформ, 2009. — С. 384—385.

6. Швняк Г.Г., Кириченко В.1., Кириченко В.В. Перспективи удосконалення по-тужних синхронних привоев / Доповш нашонально! академи наук Укра!ни. Математика, природознавство, техтчт науки. — 2009, — № 9. — С. 97—102. ЕШ

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Пивняк Геннадий Григорьевич - академик Национальной академии наук Украины, ректор, доктор технических наук, профессор, [email protected], http://www.nmu.org.ua Кириченко Виталий Иванович - профессор кафедры электропривода, доктор технических наук, профессор, [email protected]

Кириченко Владислав Витальевич - доцент кафедры систем электроснабжения, кандидат технических наук, [email protected]

Боровик Роман Алексеевич - ассистент кафедры электропривода, [email protected] Барабан Виктор Викторович - аспирант кафедры электропривода, [email protected] Государственное высшее учебное заведение «Национальный горный университет». Вареник Людмила Петровна - ведущий инженер ООО «Инженерный центр» концерна РОС-ЭНЕРГОМАШ, [email protected]

А

ФРАЗЫ -

Даже самые знаменитые ученые будут забыты, если не оставят после себя изданных сочинений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.