Научная статья на тему 'Усовершенствование системы управления государственным долгом в Республике Кот-д’Ивуар'

Усовершенствование системы управления государственным долгом в Республике Кот-д’Ивуар Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ И ДЕФИЦИТ / РЕСПУБЛИКА КОТ-Д'ИВУАР / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ И ГОСРАСХОДЫ / PUBLIC DEBT / ECONOMIC GROWTH / BUDGET SURPLUS AND DEFICIT / REPUBLIC OF COTE D''IVOIRE / PUBLICS REVENUES AND PUBLICS EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кпакпо Ги

Статья посвящена возможности усовершенствования системы управления государственным долгом на национальном уровне. В ней рассмотрены теоретические подходы к изучению управления общественным долгом. На основе изучения теоретических исследований было дополнено понятие роли государственного долга в соответствии с их стратегической и социальной ролями в экономике страны. Сделан комплексный анализ реформирования системы управления государственным долгом, а также разработаны предложения по использования конструктивного опыта Франции и других стран при реформировании экономических механизмов системы управления государственным долгом. Результаты и выводы исследования могут быть применены в ходе научного обоснования, разработки и совершенствования стратегии и концепции улучшения государственных финансов в Республике Кот-Д’Ивуар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement the management of system public debt in the republic of Cote d’Ivoire

The Dissertation is devoted to the management of public finances at national level. It examines the theoretical approaches to the study of public finance management, on the basis of the theoretical research that was complemented by the concept of the role of public finances in line with their strategic and social role in the economy. It is a comprehensive analysis of reforming the system of the public finance management, and develops proposals for the use of constructive experience of France and other countries in the reform of economic mechanisms of public financial management. The findings and conclusion of the research can be applied in the course of scientific study, development and improvement of strategies and concepts so that to improve the public finances in the republic of Cote d’Ivoire.

Текст научной работы на тему «Усовершенствование системы управления государственным долгом в Республике Кот-д’Ивуар»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/vol8-6.php

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/161EVN616.pdf

Статья опубликована 01.02.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Кпакпо Ги Усовершенствование системы управления государственным долгом в республике Кот-д'Ивуар // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/161EVN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 33

Кпакпо Ги

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Россия, Москва

Аспирантура E-mail: guy.kpakpo@yahoo.fr

Усовершенствование системы управления государственным долгом в республике Кот-д'Ивуар

Аннотация. Статья посвящена возможности усовершенствования системы управления государственным долгом на национальном уровне. В ней рассмотрены теоретические подходы к изучению управления общественным долгом. На основе изучения теоретических исследований было дополнено понятие роли государственного долга в соответствии с их стратегической и социальной ролями в экономике страны.

Сделан комплексный анализ реформирования системы управления государственным долгом, а также разработаны предложения по использования конструктивного опыта Франции и других стран при реформировании экономических механизмов системы управления государственным долгом.

Результаты и выводы исследования могут быть применены в ходе научного обоснования, разработки и совершенствования стратегии и концепции улучшения государственных финансов в Республике Кот-Д'Ивуар.

Ключевые слова: государственный долг; экономический рост; бюджетный профицит и дефицит; республика Кот-д'Ивуар; государственные доходы и госрасходы

Государственный долг играет существенную роль в макроэкономической системе любого государства. Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

Бюджетный дефицит как превышение расходов над доходами, возникающие в результате привлечения средств на его покрытие, и обязательства образуют государственный долг для стран.

Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, являются актуальным для большинства государств.

Для Республики Кот-д'Ивуар большое значение имеет обращение к опыту развитых стран и развивающихся стран, изучение и критическое осмысление которого позволит использовать его в практике управления государственным долгом.

В данном контексте чрезвычайно актуально исследование мер повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Кот-д'Ивуар, а также механизмов их использования для ускорения социально-экономического развития страны.

Сегодня, в условиях активного развития рыночных отношений и поиска оптимального механизма их государственного регулирования одна из важнейших задач экономической науки - это изучение общественных финансов и проблем государственного долга.

В случае дефицита бюджета государство должно осуществлять займ в открытой форме, чтобы отчитаться о своих расходах. Для осуществления займа государство выпускает ценные бумаги, в основном в виде облигаций. Ценные бумаги служат признанием долга со стороны государства по отношению к обществу. Ценные бумаги также материализуют обязанность государства в будущем погасить занятую сумму с процентами.

Совокупный государственный долг состоит из внутреннего и внешнего долгов, т.е. займов, накопленных государством. Внутренний долг - это обязательства государства в отношении своих собственных граждан. Внешний долг - это долг государства иностранным лицам. Этот вид долга для граждан государства, имеющего задолженность, выливается в очередной сбор с имеющихся у них ресурсов [2].

Государственный долг также соответствует совокупности государственных займов, произведенных всеми органами государственной власти. Обслуживание долга состоит из суммы, которую необходимо погашать каждый год, в которую входит часть основного долга и процент по нему [1].

Понятие государственного долга означает совокупность накопленного долга для финансирования предыдущих задолженностей. Государственный долг и дефицит бюджета находятся в механическом соотношении: увеличение государственного долга в течение заданного периода равно дефициту государственного бюджета.

В результате государственной поддержки и реализации социальных программ происходит искусственное стимулирование совокупного спроса. По утверждению Дж.М. Кейнса, совокупный спрос, обеспечивающийся налогами и займами, может активизировать предпринимательскую деятельность, инвестиции, что приведет к росту национального дохода, темпы роста которого определяются предельной склонностью к потреблению (эффект мультипликатора). В результате приращение совокупного спроса равно приращению инвестиций, помноженному на мультипликатор, определяющий предельную склонность к потреблению [3]. В продолжении к анализу Кейнса, мы бы хотели привести пример исследования двух экономистов по взаимосвязи государственного долга и ВВП.

Исследования, проведенные Кармен Рейнхард и Кеннетом Рогофф, были посвящены рассмотрению вопросов взаимосвязи ВВП и государственного долга. Эти авторы использовали данные 44-х стран и прослеживали динамику показателей в течение двух веков. Они выявили тот факт, что зависимость экономического роста от величины государственного долга носит нелинейный характер. Им удалось доказать, что, если государственный долг составляет меньше 90% ВВП, то имеет место слабая зависимость между исследуемыми показателями. В этом случае экономический рост составляет 3-4%.

В свою очередь, если государственный долг превышает 90%, то средние значения экономического роста сначала уменьшаются на 1%, а потом снижаются еще больше и становятся отрицательными (см. рис. 1).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ РЕЙХАРД И Р0ГГ0Ф

4,10%

2,80% 2,80%

_у ^^^ ^^^

г < 30% 30-60% 60-90% 90% >

Рисунок 1. Источник: составлено автором по данным https://www.imf.org/external/pubs/ft/fandd/fre/20l4/06/pdf/pescatori.pd1

Данное исследование имеет важное значение, поскольку оно направлено на поиск решения проблем государственного долга, по поводу которых в последнее время ведется активная дискуссия. Рассмотрение этой научной работы позволяет нам сделать вывод о том, что увеличение государственного долга приводит к необходимости проведения правительством политики сокращения государственных расходов, что, в свою очередь, способствует снижению экономического роста. Наше мнение подтверждается исследованием Маркуса Эберхарта и Андреа Пресбитеро. Мы критически проанализировали работы Рейнхард и Рогофф и пришли к выводу о наличии у авторов некоторых методологических ошибок.

Мы попробовали добавить большее количество стран в исследование и минимизировать имеющиеся у Рейнхард и Рогофф погрешности. В результате мы пришли к выводу, что при условии превышения государственным долгом порога в 90% ВВП возможно добиться среднего экономического роста в 2,2%, что расходится с выводами Рейхард и Рогофф, согласно которым значение показателя роста при данных условиях отрицательно (-0,1%) (см. рис. 2).

Рисунок 2. Источник: составлено автором по данным https://www.imforg/external/pubs/ft/fandd/fre/2014/06/pdf/pescatori.pd1

Кроме того, отсутствуют различия в показателях среднего экономического роста между странами с высоким и низким государственным долгом, т.е. экономический рост возможен при превышении показателей государственного долга значения в 90%. Такой результат говорит о необходимости изменения бюджетной политики. Стабилизации экономической деятельности должно уделяться гораздо большее внимание, чем проблеме оздоровления государственных финансов самих по себе.

Результат наших исследований согласуется с теорией Дж.М. Кейнса, который считал, что общество в целом не может создать условия для будущего потребления с помощью одних лишь финансовых операций, оно может сделать это только путем расширения физического объема текущего производства.

В отличие от кейнсианского подхода, теория Роберт Барро основана на идее нейтрального влияния государственного долга на макроэкономические показатели. Основная идея, разработанная Барро в 1974 г., состоит в следующем: государственные ценные бумаги, безусловно, являются для держателя активом, но для налогоплательщика являются обязательством (пассивом).

Для оценки зависимости между внешним государственным долгом и экономическим ростом в Республике Кот-д'Ивуар, мы применяем модель парной линейной регрессии. Мы используем этот метод из-за его простоты по сравнению с другими методами. Данный метод подразумевает зависимость переменной ВВП от независимых переменных совокупного внешнего долга при условии, что это выражение будет иметь статистическую значимость.

Для построения модели нам необходимы следующие показатели: ВВП (PIB, млрд долл США) и совокупный внешний долг (SDP, % от ВВП). В качестве статистической базы построения модели мы используем данные по обозначенным показателям в Республике Кот-д'Ивуар за 14 лет - с 2000 до 2014 гг. По исходным данным (см. приложение) с помощью MS Excel были произведены расчеты и получены значения параметров уравнения парной линейной регрессии.

Регрессионная зависимость показателя PIB от показателя SDP дает следующее уравнение1:

PIB = 35,81 - 0,236 * SDP (1,422) (0,0193)2, где

b = (- 0,236) - коэффициент регрессии, показывающий, что с увеличением совокупного внешнего долга на 1% от ВВП, снижение ВВП составляет 236 миллионов долларов США.

1 Составлено автором по статистическим данным Мирового Банка. [Электронный ресурс]: База содержит статистическую информацию по источникам Мирового Банка. - Режим доступа: http://www.banquemondiale.org/fr/country (2014).

2 Для значимого уравнения регрессии представляют интерес интервальное оценки точечных оценок

(a = 35,81) и (b = 0,236) параметров регрессионной модели.

S2 = 3.623 - необъясненная дисперсия (мера разброса зависимой переменной вокруг линии регрессии).

S = 1.9 - стандартная ошибка оценки (стандартная ошибка регрессии).

Sa - стандартное отклонение случайной величины a.

Sb - стандартное отклонение случайной величины b.

Что можно сказать о постоянном члене в уравнении? Формально говоря, слагаемое a = 35,81 показывает прогнозируемый уровень ВВП при значении совокупного внешнего долга, равном нулю.

Геометрическая иллюстрация зависимости выглядит следующим образом:

140 120 100 80 60 40 20 О

О 5 10 15 20 25 30 35

Рисунок 3. Уравнение регрессии между ВВП (PIB) и внешним государственным долгом (SDP)

(составлено автором)

На рисунке представлена диаграмма, которая показывает явную отрицательную корреляцию между двумя переменными. График является примером отрицательной линейной зависимости. Если переменная SDP возрастает, переменная PIB в целом убывает.

По нашему мнению, зарубежный опыт управления государственным долгом и возможность его применения в специфике Республики Кот-д'Ивуар возможен по следующим направлениям:

1. Форсирование и укрепление интенсивного экономического роста

Из зарубежного опыта известно, что в условиях экономического кризиса, мы наблюдаем низкий экономический рост в еврозоне на 1,4% в 2014 и 1,9% в 2015 году. В то же время отметим рост процентных ставок по государственному долгу в периоде с 2007-2015 гг.

Исследование, проведенное в некоторых странах Еврозоны, показывает, что для сокращения государственного долга до 60% от ВВП, необходимо достичь определенного экономического роста и бюджетного профицита на период 2020-2030 гг. К сравнению на 2016 год, уровень государственного долга Франции составляет 96,2% от ВВП и динамику экономического роста на показателе 1,5%.

Так, например, во Франции, для сокращения государственного долга до 60% от ВВП, необходимо будет иметь уровень экономического роста с показателем 1,9% и бюджетнго профицита с показателем 2,9%, на период 2020-2030 гг. Кроме того, существует другое исследование, подтверждающее, что снижение экономичекого роста на 1% в свою очередь приводит к увеличению бюджетного дефицита на 0,3%.

Модель экономического роста Финляндии и Швеции, продемонстрировала нам, что интенсивный экономический рост играет ключевую роль в не повышении уровня государственного долга.

В 1992 году страны Скандинавии отказались от системы фиксированной процентной ставки и перешли к плавающей.

Скандинавские страны достигли экономического роста, только благодаря политике девальвации валютного курса и поддержки экспорта. Политика внутренней девальвации положительно повлияла на конкурентоспособность экспорта. В итоге, нынешний вклад экспорта в ВВП стран составляет 3 пункта.

Сравнительно, Европейские страны проводили политику сокращения затрат на оплату труда, что в свою очередь оказало воздействие на падение внутреннего спроса, что повлияло отрицательно на конкурентоспособность экспорта. В результате вклад экспорта в ВВП европейских стран находится на уровне 1,5 пункта.

С учетом вышеизложенного, можно сказать, что существует взаимосвязь между экономическим ростом и сокращением государственного долга. Исходя из изученных данных по Европейским и Скандинавским странам, мы предлагаем свою модель улучшения экономического роста в Республике Кот-д'Ивуар.

В середине 2000-х годов был динамичный экономический рост, основанный на расширении внутреннего спроса благодаря дополнительным доходам от экспорта, особенно кофе и какао. Однако, такая модель достигла своего предела и не могла бы действовать даже в случае дальнейшего подорожания сырья.

Таким образом, единственная возможность обеспечить долгосрочный рост состоит в том, чтобы изменить его движущую силу, - эту роль должно играть повышение эффективности экономики на основе индустриализации (диверсификация экономики, стратегия инновационного развития, разнообразные институты развития), то есть использования новых технологий и сокращения производственных затрат, а не расширение спроса. Повышение интенсивного экономического роста путем индустриализации позволит эффективно управлять всей политикой по преодолению задолженности.

Применение правила 70-ти позволяет определить приблизительный срок удвоения ВВП. При темпе роста ВВП в 8% этот срок будет равен 8 годам и 9 месяцев (70 / 8% = 8.75). Следовательно, можно говорить о том, что через 9 лет (2016 + 9 = 2025) произойдет удвоение ВВП. Такого результата можно добиться путем проведения реформ, предлагаемых автором данной работы.

Проблемы экономического роста можно решить посредством использования этой моделей консолидации:

Дирижистская модель (основана на применении принципов промышленной политики, что предполагает выделение отраслевых приоритетов и государственную (финансовую и нефинансовую) поддержку этих секторов);

В 30-х годах во Франции значительно вырос потенциалный ВВП, благодаря трем факторам, из них мы выделили два по-нашему мнению более важных, для укрепления экономического роста в Республике Кот-д'Ивуар:

• Стратегическое планирование;

• Адаптативная кредитно-денежная политика.

На основе этого, мы предлагаем индустриальную политику, которая обратит большее внимание на переработку сырья. В случае того, если эта политика будет осуществлена, это увеличит экспорт благ с добавленной обработкой.

Для того чтобы достичь интенсивного экономического роста, такого как у стран Скандинвии и некоторых стран Европейской зоны, Кот-д'Ивуар должен увеличить государственные инвестиции в сфере исследований, науки, изучения новых технологий, что в результате должно вызвать повышение производительности труда.

Государство должно поддерживать динамичные секторы такие как, кофе, какао, серебро, бананы, ананасы, каучук и так далее, чтобы в будущем вмешательство государства могло играть наибольшую роль в финансовом секторе, доступности кредита была легче.

Государство может принять кредитно-денежную политику с плавающей процентной ставкой, для стимулирования конкурентоспособности экономики и экспорта.

Все это позволяет нам заключить, для более полного анализа состояние государственных финансов в Республике Кот-д'Ивуар, мы предлагаем использоваться коэффициент долг/экспорт в качестве ключевого показателя устойчивости внешнего долга.

Рисунок 4. Осуществимость задолженности в Республике Кот-д 'Ивуар (источник: составлено автором)

Изменение отношения долга к экспорту после смягчения обстановки зависит от соотношения между ростом долга и ростом экспорта.

Цифра означает, что отношение долга к экспорту увеличивается, остается стабильным или уменьшается, когда показатель роста долга (О) выше или равен показателю роста экспорта (X). Показатели экспорта Кот-д'Ивуара могут изменяться в зависимости от объема инвестиций в секторе экспорта, от внутренней политики, что влияет на стимулирование производства, экспорт и внешнюю среду, в частности, на условия торговли и доступ к основным рынкам. Следовательно, необходимо пересмотреть нашу экономическую модель роста.

Потенциал ускорения экономического роста ивуарианской экономики при реализации намеченной программы очень важно, однако для этого требуется энергично проводить целый комплекс реформ, а не ограничиваться набором отдельных мер.

2. Обложить налогами «неформальный» сектор и расширить налоговую базу (увеличение эффективности сбора налоговых доходов)

Расширение налоговой базы происходит через налогообложение «неформального» сектора. В связи с этим, важно прибегнуть к временным стимулирующим налоговым методам для привлечения налогоплательщиков из «неформального» сектора в налоговую систему и

обеспечить целевой контроль над каналами распределения, основным источником неформальных сделок.

Нужно отметить, что в Республике Кот-д'Ивуар сбор налогов составляет 16% от ВВП по сравнению со странами в еврозоне - 37% от ВВП и во Франции - 46% от ВВП. Исходя из этих статистических данных, можно сделать вывод, что Республика Кот-д'Ивуар обладает возможностью сбора дополнительных доходов.

По нашему мнению, одним из направлений решения названной проблемы, является стабилизация макроэкономической основы страны до устойчивого уровня налогообложения и укрепления налогового контроля. Налоговая система в Республике Кот-д'Ивуар основывается на декларативном принципе. Поэтому необходимо организовать налоговую администрацию для обеспечения лучшего финансового контроля. Рассмотрение роли местных органов в сборе государственных доходов будет альтернативой эффективному контролю. Содействие гражданского налога должно привести к таким ключевым факторам, как доступность информации о налоговых правилах и воспитания налогоплательщиков.

Многие реформы уже были проведены с целью улучшения налоговой системы и сбора государственных доходов, для достижения высокого уровня развития.

Таким образом, учитывая динамику экономического роста (8%), мы предлагаем увеличение налогового давления до 20% от ВВП, что в свою очередь увеличит дополнительный доход для финансирования развития страны.

Налоговая политика должна быть направлена, с одной стороны, на противодействие негативным эффектам мирового экономического кризиса, а с другой стороны - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста.

3. Добавить в Конституцию правило распределения бюджетного профицита

Во Франции существует правило ассигнований дополнительных государственных доходов к снижению бюджетного дефицита, которое позволило уменьшить бюджетный дефицит с 7,20% от ВВП до 3,60% от ВВП, в период с 2009-2015 гг.

В Испании, когда существует дефицит бюджета, правительство должно представить парламенту план экономического и финансового оживления. В случае профицит бюджета, правительство должно погасить государственный долг.

Однако в настоящее время больше внимание уделяется опыту управления государственным долгом в Нидерландах, где впечатляющие успехи достигнуты благодаря правилу о распределении «прибыли, полученной в результате экономического роста». В этой стране это правило позволило снизить государственный долг с 68,60% от ВВП до 65,56% от ВВП за период с 2013-2016 гг. Так же в перспективе наблюдается дальнейшее снижение долга, до 59,21% от ВВП к 2020 году3.

По этой причине мы предлагаем использовать этот опыт в Республике Кот-д'Ивуар.

Таким образом, задачей этого правила о годовом бюджете в Республике Кот-д'Ивуар будет - прекратить текущие расходы, в соответствии с которыми потенциальные излишки доходов, используются не на благо государства. Но распределение дополнительного государственного дохода было связано со снижением бюджетного дефицита и ослаблением

3 http://www.imf.org/external/index.htm - Международный Валютный Фонд. 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

налогового бремени. Распределение доходов от приватизации - в связи с сокращением задолженности и операциями с денежными средствами.

Мы полагаем, что это правило будет закреплено в конституции, чтобы уменьшить риск коррупции. Парламентская комиссия, которая иметь достаточные полномочия будет контролировать управление этими государственными доходами.

4. Ввести золотое правило в Конституцию Кот-д'Ивуара

Золотое правило существующих во Франции, Германии и Англии, позволяет более эффективно использовать инвестиционные расходы и, таким образом, государственные финансы.

Также Республика Эквадора активно использует в другой форме такое правило, которое говорит, что государственный долг исключительно финансирует инвестиционные программы и проекты в области инфраструктуры или проекты, которые будут генерировать ресурсы, позволяющие погасить задолженность.

При этом, мы предлагаем, что, начиная с 2020 года, государство должно заимствовать средства только для финансирования своих инвестиций и будущих расходов в Республике Кот-д'Ивуар.

Ограничительный закон определяет будущие расходы и условия их контроля. Их максимальная годовая сумма будет фиксирована в Законе планирования государственных финансов.

Однако для того, чтобы эта реформа шла в правильном направлении, должны быть выполнены определенные условия и упразднены факторы, тормозящие реформу. Это золотое правило должно быть подкреплено следующими положениями ивуарийской Конституции:

• Бремя долга и проценты по нему не будут обеспечены, если доказано, что этот долг фактически не способствовал накоплению достаточного богатства страны.

• Следует заимствовать государственный долг только в случае, если текущие доходы являются недостаточными, на основе опыта управления государственным долгом в Республике Эквадора. Нормативно-правовая база в Республике Эквадор позволяет более эффективное управление государственным долгом так как мы отмечаем, что низкая динамика уровня государственного долга с 24,177% от ВВП в 2013 году до 36,617% от ВВП в 2016 году. В перспективе, государственный долг достигнет 34,988% от ВВП в 2020 году4.

• Рассмативая опыт управления государственным долгом в Республике Боливии, можно отметить также низкая динамика государственного долга с 32,56% от ВВП в 2013 году до 40,21% от ВВП в 2016 году с перспективой достигнуть 43,8% от ВВП до 2020 года благодаря Нормативно-правовой базой, которой дает полномочии парламента контролировать управление государственным долгом в этой стране. Исходя из этого опыта, мы думаем, что необходимо усилить роль парламента в управлении государственным логом в Республике Кот-д'Ивуар. В данном случае, парламент может разрешить использование займов, если возможность получения доходов для покрытия долга и проценты будут доказаны. Например, парламент может формулировать некоторые общие рекомендации по управлению долгом (например, цели и пределы долга) и, в конечном счете, оказывает существенное влияние на доходы и расходы.

4 http://www.banquemondiale.org/fr/country/cotedivoire (2012).

5. Осуществлять государственные заимствования в национальной валюте и ограничение уровня государственного долга от ВВП (%)

С целью управления действительно государственным долгом, в Республике Мексике дефицит бюджета будет финансирован за счет займов на внутреннем рынке. Такая стратегия позволила избежать неопределенности на международном рынке.

Также опыт Польши по управлению государственным долгом заключался в достижении цели по снижению стоимости долга. В результате, наблюдаем, что отношение государственного долга к ВВП сократилось с 55,72% от ВВП в 2013 году до 49,195% от ВВП в 2016 году. В то время как в контитуции Республики Польша, закон устанавливает ограничения на отношение государственного долга к ВВП, не более 60%.

Какие же выводы можно делать из этих опытов для управления государственным долгом Республики Кот-д'Ивуар?

Если вернуться к истории возникновения государственного долга в Республике Кот-д'Ивуар, стоит напомнить, учитывая зарубежный опыт, что одной из причин является плавающая процентная ставка, которая была прикреплена к внешнему долгу в иностранной валюте.

Поэтому, на первый взгляд, можно подумать, что в Республике Кот-д'Ивуар преимущественно дефицит может финансироваться на внутреннем рынке в национальной валюте, чтобы не подвергать бюджет валютному риску. Такая стратегия позволяет Республику Кот-д'Ивуар финансировать свой дефицит за счет внутренних ценных бумаг.

Наконец, мы предполагаем возможность определить ограничение уровня государственного долга от ВВП. На пример, можно устанавливать в Конституции Республики Кот-д'Ивуар что государственный долг не должен превышать 50% от ВВП.

Интенсификация реформ по управлению государственным долгом в Республике Кот-д'Ивуар будет зависеть от эффективности политики по внедрению и реализации комплекса мер.

Также уникальная зарубежная практика может и должна способствовать улучшению управления государственным долгом в Республике Кот-д'Ивуар.

В ходе исследования определено, что текущая задолженность является настолько острой проблемой, что её решение, возможно, потребует применения комплекса различных методов. Первым из них может быть признание неплатежеспособности. Вторым - снижение государственного долга путем роста инфляции. Третьим методом может быть ускоренный экономический рост. Четвертым - поддержание процентных ставок на непривычно низком уровне на протяжении многих лет. Пятый метод - достичь первичного профицита бюджета (то есть обеспечить, чтобы государственные доходы превышали совокупность всех расходов за исключением процентов по займам). Шестой вариант - выдержать последствия высокой задолженности. Каждая из этих стратегий имела относительный успех в прошлом и имеет свои преимущества. На наш взгляд, наиболее эффективной мерой является дальнейшее повышение сальдо бюджета в сочетании с поддержкой низких процентных ставок, благодаря незначительному экономическому росту и инфляции.

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (ноябрь - декабрь 2016)

http://naukovedenie.ru publishing@naukovedenie.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Брюммерхофф Д. Теория государственных финансов / Под ред. А.Л. Кудрина, В.Д. Дзгоева. - Владикавказ: Пионер-Пресс, 2002.

2. Пономаренко, Е.В. Экономика и финансы общественного сектора: учебник / Е.В. Пономаренко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 376 с.

3. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1978.

4. Национальная экономика. Учебник // под ред. д.э.н. проф. П.В. Савченко. - М., Инфра-М, 2011.

5. Большая экономическая энциклопедия. - М.: ЭКСМО, 2007.

6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005.

7. Kumar M. et Woo J. (2010), «Public Debt and Growth», IMF Working Paper N0. 174.

8. Baldacci E. et Kumar M. (2010), «Fiscal Deficits, Public Debt, and Sovereign Bond Yield>>, IMF Working Paper 10/184.

9. Bohn H. (1998), <<The Behavior of US Public Debt and Deficits», Quartely Journal of Economics 113.

Kpakpo Guy

Peoples' friendship university of Russia, Russia, Moscow E-mail: guy.kpakpo@yahoo.fr

Improvement the management of system public debt in the republic of Cote d'Ivoire

Abstract. The Dissertation is devoted to the management of public finances at national level. It examines the theoretical approaches to the study of public finance management, on the basis of the theoretical research that was complemented by the concept of the role of public finances in line with their strategic and social role in the economy.

It is a comprehensive analysis of reforming the system of the public finance management, and develops proposals for the use of constructive experience of France and other countries in the reform of economic mechanisms of public financial management.

The findings and conclusion of the research can be applied in the course of scientific study, development and improvement of strategies and concepts so that to improve the public finances in the republic of Cote d'Ivoire.

Keywords: the public debt; economic growth; budget surplus and deficit; the Republic of Côte d'Ivoire; publics revenues and publics expenses

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.