Научная статья/Original article
УДК 62.1.43.03 Код ВАК 4.3.1
DOI: 10.24411/2078-1318-2024-3-117-127
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАСОС-ФОРСУНКИ HEUI С КОЛЬЦЕВЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ КЛАПАНОМ
Ф.З. Габдрафиков1 , Д.Д. Харисов1 И
башкирский государственный аграрный университет г. Уфа, Россия И [email protected]
Реферат. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения технических и экономических показателей работы энергетических установок тракторов и комбайнов с учетом реальных условий эксплуатации. Одним из направлений повышения показателей работы дизельных энергоустановок является увеличение давления и интенсивности впрыскивания топлива в их камеру сгорания. Высокие давления впрыскивания обеспечивают системы топливоподачи с насос-форсунками. В таких системах насосный плунжер и топливная форсунка смонтированы в одном узле, что положительно сказывается на характеристиках впрыска и ресурсе распылителя. Широкое применение получили насос-форсунки HEUI, позволяющие достичь экономичную работу дизельных двигателей, но имеющие и недостатки, связанные прежде всего с инерционностью управляющего клапана. Целью исследования является усовершенствование управляющего клапана насос-форсунки HEUI для повышения его быстродействия путем внедрения упругого разрезного кольца. Скорость движения и надежность работы кольцевого управляющего клапана зависят от перемещения кольца h в зоне уплотнения канала подвода рабочей жидкости (масла) и герметичности перекрытия скользящей кромкой кольца сливного канала при перемещении на величину 7i h. Перемещение кольца определяется конструктивными размерами разрезного кольца и диаметром внутренней поверхности корпуса управляющего клапана. Получено математическое выражение, на основе разработанной модели функционирования кольцевого управляющего клапана, позволившее установить оптимальные параметры кольца для обеспечения быстродействия управления впрыскиванием топлива насос-форсункой. Обоснованы параметры электромагнита управляющего клапана. Проведенные на насос-форсунке HEUI исследования с усовершенствованным управляющим клапаном показали, что повышается быстродействие управления топливоподачей за счет нового технического эффекта механического мультипликатора (благодаря конструкции кольца, свободная кромка которого в 7i раз быстрее перемещается, чем его ход).
Ключевые слова: насос-форсунка, кольцевой управляющий клапан, электронное управление, математическая модель, ход клапана
Для цитирования: Габдрафиков, Ф.З., Харисов, Д.Д. Усовершенствование насос-форсунки Heui с кольцевым управляющим клапаном // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2024. - № 3 (77). - С. 117-127. - DOI: 10.24411/2078-1318-2024-3-117-127.
© Габдрафиков Ф.З., Харисов Д.Д., 2024
HEUI PUMP-INJECTOR UNIT IMPROVEMENT WITH RING CONTROL VALVE
F.Z. Gabdrafikov1 , D.D. Kharisov1 И
Bashkir State Agrarian University Ufa, Russia И [email protected]
Abstract. The relevance of the research is determined by the need to improve the technical and economic performance of power plants of tractors and combines taking into account the real operating conditions. One of the directions of improving the performance of diesel power units is to increase the pressure and intensity of fuel injection into their combustion chamber. High injection pressures are provided by fuel supply systems with pump-injector units. In such systems, the pump plunger and fuel injector unit are mounted in one unit, which has a positive effect on injection characteristics and atomiser life. HEUI pump-injector units are widely used, which allow to achieve economical operation of diesel engines, but have disadvantages, primarily due to the inertia of the control valve. The purpose of the study is to improve the control valve of the HEUI pump-injector unit by introducing an elastic split ring. The speed of movement and reliability of operation of the annular control valve depend on the movement of the ring h in the sealing zone of the working fluid (oil) inlet channel and tightness of overlapping of the drain channel by the sliding edge of the ring when moving by the value л-h. The ring displacement is determined by the design dimensions of the split ring and the diameter of the inner surface of the control valve body. The mathematical expression based on the developed model of the ring control valve functioning was obtained, which allowed to establish the optimal parameters of the ring to ensure fast control of fuel injection by the pump-injector unit. The parameters of the control valve electromagnet are substantiated. The researches carried out on the HEUI pump-inj ector units with the improved control valve have shown that the fuel supply control speed increases due to the new technical effect of the mechanical multiplier (due to the design of the ring, the free edge of which moves л times faster than its stroke).
Keywords: pump-injector unit, ring control valve, electronic control, mathematical model, valve stroke
For citation: Gabdrafikov, F.Z. and Kharisov, D.D. (2024) 'Heui pump-injector unit improvement with ring control valve', Izvestya of Saint-Petersburg State Agrarian University, vol. 77, no. 3, pp. 117-127. (In Russ.) DOI: 10.24411/2078-1318-2024-3-117-127.
Введение. Для получения в энергетических установках тракторов и комбайнов высоких технических и экономических показателей с учетом их условий эксплуатации необходимо в том числе обеспечение в большом диапазоне нагрузок высокой интенсивности и давления впрыскивания топлива в камеру сгорания.
Этой проблемой занимаются многие отечественные и зарубежные ученые и известные фирмы-производители топливной аппаратуры. В исследовании Ф.З. Габдрафикова [1] повышение давления впрыска осуществляется за счет изменения закона движения толкателя совершенствованием кулачка. В работе [2] предлагается регулирование давления топливоподачи электронно-управляемым кольцевым клапаном. В исследованиях Tao Qiu [3] задача решается путем оптимизации кулачка. В научной работе D. Qain [4] предлагается повышать давление впрыска топлива в дизельных двигателях совершенствованием газораспределительного механизма и клапана.
Метод форсированного впрыска топлива для малолитражных дизелей предлагается исследователем Е.А. Salykin [5]. В работе Miloljub S. [6] разработана математическая модель процесса впрыска топлива и выявлены основные параметры, влияющие на него.
В работе Zhao J. и Grekhov L. [7] представлены результаты разработки систем топливоподачи аккумуляторного типа с электронным управлением, способных работать при высоких давлениях (до 400 МПа).
Высокие давления впрыска топлива (до 140 МПа) обеспечивают новые системы топливоподачи с насос-форсунками, разработкой которых занимаются фирмы Bosch, Denso, Delphi, Cummin, Zexel и др.
В таких системах насосный плунжер и топливная форсунка смонтированы в одном узле. Отсутствие отдельного топливопровода способствует улучшению процесса топливоподачи благодаря уменьшению объема сжимаемого топлива, четкой отсечке подачи и отсутствию последующих его подвпрысков, уменьшению количества деталей топливной системы и увеличению ресурса распылителя.
Для управления процессом подачи топлива в современных насос-форсунках стали применяться быстродействующие электромагнитные клапаны с электронным управлением, которые обеспечивают своевременное начало и окончание впрыска топлива, закон и количество подачи топлива в зависимости от нагрузки на двигатель и частоты вращения коленчатого вала.
По данным фирмы Cummins и ряда других исследований, наиболее перспективными являются насос-форсунки дизеля с электронным управлением гидроприводом плунжера (Hydraulically actuated Electronically controlled Unit Injection - HEUI).
Система HEUI позволяет достичь экономичной работы дизеля, но имеет и недостаток, связанный с низкой надежностью в условиях эксплуатации в сельском хозяйстве из-за инерционности управляющего клапана. Фирма Caterpillar отмечает и ограниченность насос-форсунок HEUI по цикловой подаче.
Над совершенствованием системы топливоподачи с насос-форсункой HEUI работали Xuan-Thien Tran [8], Coldren D., Schuricht S., Smith R. [9], Zhu X. [10], Edwin Puente [11] и др.
Целью исследования является усовершенствование управляющего клапана насос-форсунки HEUI для получения быстродействия управлением впрыскивания топлива с разработкой конструкции и математическим описанием его работы.
Материалы, методы и объекты исследования. Для реализации вышеуказанной цели мы провели усовершенствование конструкции управляющего клапана путем внедрения упругого разрезного кольца. При электронном управлении сигналами от датчиков создается напряжение на обмотках электромагнита 3, и как следствие появляется магнитная сила, притягивающая разрезное кольцо 2. Тогда канал А и надпоршневая полость В соединяются. Кромка разрезного кольца 2, перемещаясь на величину it h, перекрывает при этом канал слива С (рисунок 1). Управляющая жидкость (масло), поступая по каналу А под давлением, перемещает поршень 5 и плунжер 6 вниз и сжимает топливо в подигольной полости. Осуществляется впрыскивание топлива в камеру сгорания.
S
\
t
масло под делением
A
1
Рисунок 1. Насос-форсунка с кольцевым управляющим клапаном: 1 - корпус клапана; 2 - разрезное кольцо клапана; 3 - электромагнит; 4 - клапан для слива масла; 5 - поршень; 6 - плунжер; 7 - пружина; А - канал для подачи масла; В - полость; С - канал слива масла Picture 1. Injector pump unit with ring control valve: 1 - valve body; 2 - split valve ring; 3 - electromagnet; 4 - valve for draining oil; 5 - piston; 6 - plunger; 7 - spring; A - channel for oil supply; В - cavity; С - oil drain channel
Впрыск топлива прекращается отключением напряжения на концах обмотки электромагнита 3. При этом разрезное кольцо 2 за счет своей упругости прижимается к поверхности корпуса клапана и перекрывает канал А. Полость В соединяется со сливным каналом С, и давление управляющей жидкости (масла) в полости В падает. Пружина 7 возвращает нагнетательный поршень 5 и
плунжер 6 в исходное положение.
Скорость движения и надежность работы управляющего кольцевого клапана зависят от перемещения разрезного кольца И в зоне уплотнения канала А (рисунок 1) и герметичности перекрытия скользящей кромкой кольца сливного канала С при перемещении на величину п И. Указанные параметры определяются конструктивными размерами разрезного кольца и диаметром внутренней поверхности корпуса управляющего клапана.
Для определения оптимальных размеров управляющего кольцевого клапана, обеспечивающих наиболее высокий подъем, было получено математическое выражение с учетом баланса сил, влияющих на него:
где Ррад - давление радиальное от разрезного кольца на корпус, Па;
А Ъ - диаметр и ширина разрезного кольца, мм;
Р1- сила давления от жидкости статическое, Н;
Р2- сила гидродинамическая (от потока жидкости), Н.
После получения выражений для определения сил, действующих на кольцевой управляющий клапан, с использованием уравнения Навье-Стокса для движения жидкости и неразрывности потока, ряда математических преобразований и обоснований было получено выражение для определения хода кольца [1]:
Pl+P2=Ppad-D-b,
(1)
где О - расход управляющей жидкости, м3/с; и - вязкость динамическая, Па-с.
с1к - диаметр канала для подвода управляющей жидкости, мм; к - жесткость разрезного кольца, Н/мм;
о - конструктивная разница диаметра разрезного кольца и его корпуса, мм. Если выразить жесткость кольца к из соотношения баланса сил, то получим
ко- = ppadbD.
После подстановки выражения для определения ррад в уравнение (3) получим
, 2 Е?Ь
к =
3D3
(3)
(4)
где Е - модуль упругости материала разрезного кольца, кН/м2;
I - толщина поперечного сечения разрезного кольца в рабочей зоне, мм. С учетом выражений (2) и (4) получаем уравнение хода разрезного кольца:
(5)
Как видно, на величину хода оказывают влияние конструктивные размеры: И - диаметр кольца, Ь - ширина кольца, / - толщина кольца; с!к - диаметр канала подвода жидкости; О -расход жидкости.
По уравнению (5) были проведены теоретические исследования по выявлению оптимального размера кольцевого управляющего клапана. Были приняты величины, влияющие на жесткость кольца, к - это наружный диаметр Д ширина Ъ и толщина I кольца клапана, а также диаметр канала подвода жидкости ¿4. Граничные условия задаваемых размеров зависели от габаритного размера насос-форсунки.
Определение мощности электромагнита во внутриклапанной полости было осуществлено по силам, действующим со стороны разрезного кольца. Такими силами являются силы упругости Еупр кольца, трения покоя и трения скольжения его о поверхность корпуса Етр, а также силы давления масла Едм в канале А и во внутриклапанной полости В (рисунок 2). Незначительными силами гидравлического и магнитного залипания кольца о поверхность корпуса и электромагнита и силой инерции решено пренебречь.
Противодействующие силы определяются текущим значением хода (И) кольца и могут быть описаны системой уравнений
F„ =
EdM=P2-Ll-b~Pl-
F =
тр
0,708 0,708
4 '
A-L2-b-t3 ' (D-tf A-L2-b-t3 (D-tf
F^ =1,417-E
t3-b-(a + h) СD-tf
<
где Pi - давление со стороны канала А подвода жидкости, Па;
Р2 - давление жидкости в полости В клапана, Па;
размер зоны уплотнения подающего канала А, л/л/; Ь,2- размер зоны уплотнения сливного канала С, л/л/; X - центральный угол разреза кольца, рад (рисунок 2); Е - модуль упругости разрезного кольца, кН/м2; Со и С - коэффициенты трения при покое и скольжении;
о и /? - предварительный затяг (дополнительное сжатие разрезного кольца при посадке его в корпус) и величина хода кольца, мм.
А 1
L,
Б-Б
изоляция
Рисунок 2. Схема кольцевого управляющего клапана: С и А — каналы сливной и топливоподводящий; В - внутриклапанная полость; / - центральный угол разреза кольца; 1;и!з-
размеры зон уплотнения, подающего и сливного каналов Picture 2. Ring control valve diagram: С and/4 - drain and fuel supply channels; li- intravalvular cavity;
X - central cutting angle of the ring; Li and Л2 - dimensions of the sealing areas of the supply and drain
С использованием системы уравнений (6) была расчитана противодействующая электромагниту сила в случае Со = 0,12; £ = 0,10; о = 0,15 мм, X = 0,655 рад; Л / = 6 мм, 1,2 = 4 мм, £ = 210 кН/м2, при зазоре между разрезным кольцом и сердечником 0,4 мм. Остаточное давление жидкости во внутриклапанной полости Р2=0,2 МПа, давление в канале А принималось равным нулю.
Расчеты показали существенное влияние диаметра D и толщины t кольца на силу. Принимая из расчетных данных диаметр D = 20 мм, ширину Ъ = 10 мм, выполнили расчеты при различных толщинах и положениях кольца (рисунок 3).
F„. Н
30 25 20 15 10 5
О 0,1 0,2 0,3 OA 0,5 t.MM
Рисунок 3. Зависимость противодействующей электромагниту силы от толщины кольца Picture 3. Dependence of the force opposing the electromagnet on the ring thickness
Как видно, противодействующая сила при h = 0 мм (кольцо прижато к корпусу) оказывается большей и возрастает с увеличением толщины кольца (возрастают упругость и жесткость кольца). Так, при h = 0,4 мм (кольцо прижато к электромагниту) сила противодействующая без учета силы давления топлива оказывается значительно меньше при толщине кольца до 0,45 мм.
Результаты исследования. На рисунке 4 приведены результаты расчетных и экспериментальных исследований. Они показали высокую сходимость данных.
П мм
ОА 0.2
о) h. мм OA 5)
1 2 0.2 1 i
/ /
мм 0.15
OA 0.5 0.6 0.7 0,81 мм 18 20 22 i>4 26 D. мм
h. П
мм 0,16
0.10
0.05
6J
u
0.12
2)
1 i i
i I —
J-
__ ««
OA 0,5 0.6 0,7 0,8 b, мм 1,3 1A 1.5 1,6 1,7 dK, мм
Рисунок 4. Экспериментальные (после аппроксимации) 1 и расчетные 2 зависимости хода разрезного кольца: от толщины (а), диаметра (б), ширины (в) разрезного кольца и диаметра
подводящего канала (г)
Picture 4. Experimental (after approximation) 1 and calculated 2 dependencies of the stroke of the split ring: on thickness (a), diameter (6), width (c) of the split ring and diameter of the supply channel (r)
Наилучший результат хода разрезного кольца (0,14 мм) при работе от давления жидкости был получен при его диаметре 20 мм, ширине 10 мм, толщине 0,4 мм и диаметре канала 3 мм.
При электронном управлении надежность работы электромагнита обеспечивается превышением силы его притяжения над противодействующими силами.
Для определения оптимальных параметров электромагнита были проведены расчеты с использованием программы моделирования электромагнитных задач - ЕЬСИТ. Расчетами решалась осесимметричная задача модели магнитного нестационарного поля в декартовых координатах при зазоре 0,4 мм между якорем (разрезным кольцом) и сердечником электромагнита (электрическая схема для расчетов приведена на рисунке 5, где Ш - источник питания постоянного тока).
12*lmpulse(t,0,0 030) /+ \ obmotka
U1 ф
Рисунок 5. Расчетная электрическая схема Picture 5. Electrical design diagram
При решении данной задачи выполнена серия расчетов с импульсами напряжения на обмотке электромагнита в диапазоне 6-48 В длительностью 30 мс при различной толщине разрезного кольца и постоянных значениях его диаметра и ширины D = 20 мм, Ъ = 10 мм. Расчеты показали, что выполнение обмотки поперечным сечением провода 0,312 мм2 и при 100 витках является оптимальным для получения максимальной силы притяжения.
Результаты программного расчета и экспериментального определения силы притяжения электромагнита при указанных выше условиях показаны на рисунке 6.
Рисунок 6. Зависимости силы притяжения электромагнита от напряжения Uна обмотке и толщины кольца: расчетные (сплошные линии) и экспериментальные после аппроксимации
(пунктирные линии с точками) Picture 6. Dependence of the attractive force of the electromagnet on the voltage U on the winding and the ring thickness: calculated (solid lines) and experimental after approximation
(dashed lines with points)
С увеличением напряжения U и толщины кольца сила притяжения возрастала, что связано с увеличением электромагнитной индукции и площади сечения кольца. Падение влияния увеличивающегося напряжения на полученную силу электромагнита - это следствие насыщения магнитным потоком кольца.
Экспериментальные значения оказались меньше расчетных на 8-9%. Это связано с влиянием жесткости кольца на силу притяжения, что не учитывалось в программном расчете.
В целом расчетные и экспериментальные зависимости показали хорошую сходимость при указанных допущениях. Оптимальными размерами разрезного кольца с учетом конструктивных соображений, а также расчетных и экспериментальных данных являются D = 20 мм, Ъ = 10 мм, t = 0,4 мм. Такие параметры будут обеспечивать заданное значение перемещения n h скользящей кромки разрезного кольца, необходимое для перекрытия сливного
канала, а также надежные условия работы электромагнита с превышением его силы притяжения над противодействующими силами.
Усовершенствование насос-форсунки путем использования в управляющем клапане разрезного упругого кольца с электромагнитным приводом позволило получить технический эффект механического мультипликатора (управляющая кромка в ж раз раньше перекрывает канал слива, тем самым снижая время срабатывания клапана). Разрезное кольцо функционирует и как пружина, одновременно упрощая тем самым конструкцию насос-форсунки.
Выводы. Применение упругого разрезного кольца в управляющем клапане позволяет существенно упростить функционирование насос-форсунки типа HEUI. Это связано с получением нового технического эффекта - механического мультипликатора - благодаря перемещению скользящей кромки разрезного кольца на величину it h в зоне уплотнения канала подвода рабочей жидкости.
Предложены математические выражения для определения жесткости разрезного кольца к и его хода /г, позволившие выявить оптимальные размеры кольцевого управляющего клапана - диаметр, ширину и толщину кольца. Оптимальные размеры подтверждены теоретическими и экспериментальными исследованиями.
Определены параметры обмотки электромагнита кольцевого управляющего клапана с целью получения максимальной мощности для преодоления противодействующих сил. Получены расчетные и экспериментальные зависимости работы электромагнита для обеспечения надежности его работы.
Усовершенствована конструкция насос-форсунки HEUI с использованием кольцевого управляющего клапана, позволяющая повысить быстродействие управления топливоподачей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Габдрафиков, Ф.З. Модернизация системы топливоподачи дизеля непосредственного действия повышением интенсивности впрыскивания / Ф.З. Габдрафиков, И. В. Муслимов // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2022. - Т. 17. № 3 (67). - С. 68-72.
2. Gabdrafikov F.Z. Modernization of the fuel supply system in the internal combustion engine by electronic control of the ring valve / F.Z. Gabdrafikov, D.D. Kharisov, I.G. Galiev, R.K. Khusainov // BIO Web of Conferences. International Scientific-Practical Conference "Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources". Kazan. - 2022. - Vol. 52. - P. 00028.
3. Qiu, T. et al. Optimizing the cam profile of an electronic unit pump for a heavy-duty diesel engine. // Energy, Elsevier. - 2013. - Vol. 83(C). - Pp. 276-283.
4. Dexing, Q. Fluid-Structure Interaction Analysis on the Performance of the High-Pressure Fuel Pump for Diesel Engines / Q. Dexing, L. Ridong, X. Jianhua, S. Baigang, W. Shangyong // ASME - 2016. International Mechanical Engineering Congress and Exposition. Phoenix, Arizona, USA. - 2016. - Vol. 4A. - 9 p. (https://doi.Org/10.l 115/IMECE2016-66766).
5. Salykin, E.A. Method of Fuel Injection in Small Diesel Engines / E.A. Salykin, V.I. Lipilin, A.A. Skorobogatov // Procedia Engineering. - 2017. - Vol. 206. - Pp. 1552-1557.
6. Miloljub, S. Mathematical modeling and identification of the mathematical model parameters of diesel fuel injection systems / S. Miloljub // Vojnotehnicki glasnik - Military technical courier. -2017. - Vol. 65, Issue 2. - Pp. 421-441.
7. Zhao, J. Operation-related features of diesel fuel injection systems at pressures up to 400 MPa / J. Zhao, L. Grekhov, A. Denisov, D. Onishchenko // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. "6th International Conference on Energy Engineering and Environmental Protection". - 2022. - Vol. 983. - P. 012058.
8. Xuan-Thien, T. Modelling HEUI injector In MATLAB Simulink. / T. Xuan-Thien, B. Milton, T. White, M. Tordon //Proceedings-2003. IEEE/ASME International Conference on Advanced Intelligent Mechatronics. - 2003. - Vol. 2. - Pp. 383-388. (https ://doi. org/10.1109/AIM.2003.1225126)
9. Coldren, D. Hydraulic Electronic Unit Injector with Rate Shaping Capability / D. Coldren, S. Schuricht, R. Smith // SAE Technical Paper 2003-01-1384. - 2003. - 16 p. https://doi.org/10.4271/2003-01-1384.
10. Zhu, X. HEUI Injector Modeling and ROI Experiments for High Injection Pressure of Diesel and Dimethyl Ether (DME). / X. Zhu, S. Limbu, K. Cung, W. De Ojeda et al. // SAE Technical Paper 2016-01-0855. -2016. - 11 p., https://doi.org/10.4271/2016-01-0855.
11. Puente, E. Analisis Y Diagnostico Del Sistema De Cotrol Electronico De Inyeccion De Combustible Diesel HEUI CAT-3126 / E. Puente // INNOVA Research Journal. - 2018. -Vol. 3. - Pp. 145-150.
REFERENCES
1. Gabdrafikov, F.Z. and Muslimov, I.V. (2022) 'Modernization of the direct-action diesel fuel supply system by increasing injection intensity', Bulletin of the Kazan State Agrarian University, vol. 17, no. 3 (67), pp. 68-72.
2. Gabdrafikov, F.Z., Kharisov, D.D., Galiev, I.G. and Khusainov, R.K. (2022) 'Modernization of the fuel supply system in the internal combustion engine by electronic control of the ring valve', BIO Web of Conferences. International Scientific-Practical Conference "Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources", Kazan, vol. 52, p. 00028.
3. Qiu, T., Dai, H., Lei, Y., Cao, C. and Li, X. (2013) 'Optimizing the cam profile of an electronic unit pump for a heavy-duty diesel engine', Energy, Elsevier, vol. 83(C), pp. 276-283.
4. Dexing, Q., Ridong, L., Jianhua, X., Baigang, S. and Shangyong, W. (2016), "Fluid-Structure Interaction Analysis on the Performance of the High-Pressure Fuel Pump for Diesel Engines" ASME - 2016. International Mechanical Engineering Congress and Exposition, Phoenix, Arizona, USA, vol. 4A, 9 p.
5. Salykin, E.A, Lipilin, V.I., and Skorobogatov, A.A. (2017) 'Method of Fuel Injection in Small Diesel Engines', Procedia Engineering, vol. 206, pp. 1552-1557.
6. Miloljub, S. (2017) 'Mathematical modeling and identification of the mathematical model parameters of diesel fuel injection systems', Vojnotehnicki glasnik - Military technical courier, vol. 65, pp. 421-441.
7. Zhao, J., Grekhov, L., Denisov, A., and Onishchenko, D. (2022) 'Operation-related features of diesel fuel injection systems at pressures up to 400 MPa', IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, "6th International Conference on Energy Engineering and Environmental Protection", vol. 983, p. 012058.
8. Xuan-Thien, T., Milton, B., White, T. and Tordon, M. (2003) 'Modelling HEUI injector In MATLAB Simulink', IEEE/ASME International Conference on Advanced Intelligent Mechatronics, vol. 2, pp. 383-388.
9. Coldren, D., Schuricht, S. and Smith, R. (2003) 'Hydraulic Electronic Unit Injector with Rate Shaping Capability', SAE Technical Paper 2003-01-1384, 16 p.
10. Zhu, X., Limbu, S., Cung, K., De Ojeda, W. and al. (2016) 'HEUI Injector Modeling and ROI Experiments for High Injection Pressure of Diesel and Dimethyl Ether (DME)', SAE Technical Paper 2016-01-0855, 11 p.
11. Puente, E. (2018) 'Analisis Y Diagnostico Del Sistema De Cotrol Electronico De Inyeccion De Combustible Diesel HEUI CAT-3126', INNOVA Research Journal, vol. 3, pp. 145-150.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Фаниль Закариевич Габдрафиков, доктор технических наук, доцент, профессор кафедры теплоэнергетики и физики, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный аграрный университет», Уфа, Россия; http://orcid.org/0000-0002-9460-5697; SPIN-код: 3300-8572, Scopus author Ш: 6507532052, Researcher Ш: G-1565-20; e-mail: [email protected].
Денис Дамирович Харисов, кандидат технических наук, доцент кафедры теплоэнергетики и физики, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный аграрный университет», Уфа, Россия; http://orcid.org/0009-0009-5648-5135, SPIN-код: 3596-5273, Scopus author Ш: 57204632114, Researcher Ш: F-4085-2018; e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Fanil Z. Gabdrafikov, Doc. Sci. (Eng.), Associate Professor, Professor of the Department of Thermal Power Engineering and Physics, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Bashkir State Agrarian University", Ufa, Russia; http://orcid.org/0000-0002-9460-5697, SPIN-code: 3300-8572, Scopus author Ш: 6507532052, Researcher Ш: G-1565-20; e-mail: [email protected].
Denis D. Kharisov, Cand. Sci. (Tech.), Associate Professor of the Department of Thermal Power Engineering and Physics, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Bashkir State Agrarian University", Ufa, Russia; http://orcid.org/0009-0009-5648-5135; SPINcode: 3596-5273, Scopus author Ш: 57204632114, Researcher ID: F-4085-2018; e-mail: [email protected].
Авторский вклад. Все авторы настоящего исследования принимали непосредственное участие в
планировании, выполнении и анализе данного исследования. Все авторы настоящей статьи ознакомились и одобрили представленный окончательный вариант.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Author's contribution. All authors of this research paper have directly participated in the planning, execution, or analysis of this study. All authors of this paper have read and approved the final version submitted.
The authors declare no conflict of interest.
Поступила в редакцию / Received 19.05.2024 Поступила после рецензирования / Revised 11.08.2024 Принята к публикации / Accepted 20.08.2024