Научная статья на тему 'Усовершенствование межфункционального процесса создания и реализации маркетинговой акции'

Усовершенствование межфункционального процесса создания и реализации маркетинговой акции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС ПРОЦЕСС / МАРКЕТИНГОВАЯ АКЦИЯ / МЕЖФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / БЛОК-СХЕМА / BUSINESS PROCESS / MARKETING ACTION / CROSS-FUNCTIONAL PROCESS / FLOWCHART

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ветрова Юлия Андреевна, Князюк Надежда Феофановна

В настоящее время активной конкурентной борьбы компании прибегают к различным методам стимулирования продаж. Одним из таких методов являются маркетинговые акции. Процесс разработки акции и её реализации требует участия сотрудников разных функциональных подразделений. Нами применен процессный подход для описания, анализа и совершенствования межфункциональных процессов. Использованы технологии функционального моделирования процесса (DFD-диаграмма).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MPROVEMENT OF THE CROSS-FUNCTIONAL PROCESSOF CREATING AND IMPLEMENTING A MARKETING ACTION

Currently, active competition, companies resort to various methods of stimulating sales. One of these methods is marketing actions. The process of developing a marketing action and its implementation requires the participation of employees of different functional units. We have applied a process approach for describing, analyzing and improving cross-functional processes. Technologies of functional process modeling (DFD-chart) are used.

Текст научной работы на тему «Усовершенствование межфункционального процесса создания и реализации маркетинговой акции»

3. Мы хотим назвать его «Победа» [Электронный ресурс] // Газета «Восточно-Сибирская правда» - URL http://www.vsp.ru/2014/10/03/my-hotim-nazvat-ego-pobeda/ (Дата обращения: 28.12.2017)

4. Динамика цен фьючерсный контракт на нефть Brent [Электронный ресурс] // Яндекс Новости - URL: https://news.yandex.ru/quotes/1006.html (Дата обращения: 28.12.2017)

5. Рожденственская Я. М. Американские нефтегазовые компании все больше банкротятся [Электронный ресурс] // Газета «Коммерсант» - URL: https://www.kommersant.ru/doc/2979476 (Дата обращения: 28.12.2017)

6. Поляков А. А., Мурзин Ш. М. Международный опыт анализа геологических рисков // Нефтегазовая геология. Теория и практика. - 2012. - Т.7. - №4.

7. «Роснефть» начнет бурение в Карском море в августе, скважина стоит $1 млрд. [Электронный ресурс] // Газета «Ведомости» - URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2014/04/15/rosneft-nachnet-burenie-v-karskom-more-v-avguste (Дата обращения: 28.12.2017)

8. Щербакова Ю. В. Теория вероятностей и математическая статистика, конспект лекций. - М.: ЭКСМО, 2008. - 160 с.

9. Шаклеин С. В., Рогова Т. Б. Оценка риска пользования недрами Учебное пособие. — Кемерово: ГУ КузГТУ, 2009. — 122 с.

10. Краснов О. С. Теория и практика вероятностной оценки геологических рисков и неопределённости при подготовке запасов нефти и газа // Нефтегазовая геология. Теория и практика. - 2009. - Т.4. - №1.

11. Прорыва в переговорах с КНР по «Силе Сибири -2» к весне 2018 года не ожидается [Электронный ресурс] // ТАСС - URL: http://tass.ru/ekonomika/4834015 (Дата обращения: 28.12.2017)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«Роснефть» начнет бурение в Карском море в августе, скважина стоит $1 млрд. [Электронный ресурс] // Газета «Ведомости» - URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2014/04/15/r osneft-nachnet-burenie-v-karskom-more-v-avguste (Дата обращения: 28.12.2017)

Ампилов Ю. П., Герт А. А. Экономическая геология. - М., Геоинформмарк, 2006. - 400с.

Динамика цен фьючерсный контракт на нефть Brent [Электронный ресурс] // Яндекс Новости -URL: https://news.yandex.ru/quotes/1006.html (Дата обращения: 28.12.2017)

Краснов О. С. Теория и практика вероятностной

оценки геологических рисков и неопределённости при подготовке запасов нефти и газа // Нефтегазовая геология. Теория и практика. - 2009. -Т.4. - №1.

Мы хотим назвать его «Победа» [Электронный ресурс] // Газета «Восточно-Сибирская правда» -URL http://www.vsp.ru/2014/10/03/my-hotim-nazvat-ego-pobeda/ (Дата обращения: 28.12.2017)

Поляков А. А., Мурзин Ш. М. Международный опыт анализа геологических рисков // Нефтегазовая геология. Теория и практика. - 2012. - Т.7. - №4.

Прорыва в переговорах с КНР по «Силе Сибири - 2» к весне 2018 года не ожидается [Электронный ресурс] // ТАСС - URL:

http://tass.ru/ekonomika/4834015 (Дата обращения: 28.12.2017)

Рожденственская Я. М. Американские

нефтегазовые компании все больше банкротятся [Электронный ресурс] // Газета «Коммерсант» -URL: https://www.kommersant.ru/doc/2979476 (Дата обращения: 28.12.2017)

Шаклеин С. В., Рогова Т. Б. Оценка риска пользования недрами Учебное пособие. — Кемерово: ГУ КузГТУ, 2009. — 122 с.

Щербакова Ю. В. Теория вероятностей и математическая статистика, конспект лекций. - М.: ЭКСМО, 2008. - 160 с.

Risks in geology from the point of view of management

© Astakhov A., Unzhakova E., 2018

Nowadays, plenty of producer companies face risks in the field production of mineral deposits. These risks are caused by a high degree of uncertainty in the geological, technological, economic and political aspects. That is why incorrect solution on the development of a field is a sign of large capital losses and staff efforts.

Whereas modern economic conditions, this article is an attempt to minimize the impact of risks at the stage of analysis and decision-making on the development of deposits.

Keywords: economic geology, risk management, risk analysis

УДК 005.6

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ АКЦИИ

© Ветрова Ю. А., Князюк Н. Ф., 2018

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В настоящее время активной конкурентной борьбы компании прибегают к различным методам стимулирования продаж. Одним из таких методов являются маркетинговые акции. Процесс разработки акции и её реализации требует участия сотрудников разных функциональных подразделений. Нами применен процессный подход для описания, анализа и

совершенствования межфункциональных процессов. Использованы технологии функционального моделирования процесса (DFD-диаграмма).

Ключевые слова: бизнес процесс, маркетинговая акция, межфункциональный процесс, блок-схема

При разработке и реализации маркетинговой стратегии организации необходимым условием является координация деятельности подразделений, участвующих в данном процессе. Бизнес процесс создания и реализации маркетинговой акции является важным как для организации, так и для конечного потребителя. Особое значение имеет управления данным бизнес-процессом в отрасли торговли строительными материалами и инструментами, а также товарами для дома, сада и огорода. С каждым днём увеличивается количество торговых точек с разным ассортиментом, ценовой политикой, с разным уровнем сервиса. В условиях жесткой конкуренции инструментом реализации

маркетинговой стратегии являются планы маркетинга, в которых ключевым звеном выступают различного рода маркетинговые акции. Акции способствуют стимулированию продаж, позволяют компании поднять уровень выручки в краткосрочный период за счёт активных клиентов-покупателей.

Процесс разработки и реализации акции требует участия не только сотрудников одного функционального отдела маркетинга, но и отдела сбыта и финансового отдела. То есть данный процесс является межфункциональным. Сквозной (или межфункциональный) бизнес-

процесс представляет собой деятельность, выполняемую разными структурными

подразделениями организации, имеющими различную функциональную

подчиненность [3]. Процесс можно считать сквозным (межфункциональным), если его участниками являются сотрудники различных подразделений организации. Если один руководитель контролирует оперативную деятельность в рамках процесса и анализирует полученные результаты, если результаты выхода процесса важны для всей организации и направлены на создание ценности для потребителей, а также, если выявляется значительный потенциал для совершенствования деятельности за счет улучшения

межфункционального взаимодействия в рамках осуществляемого процесса.

Исследование проводилось на базе компании, занимающейся торговлей строительными материалами и инструментами, а также товарами для дома, сада и огорода. В рамках проведенного нами исследования выполнен стратегический анализ компании. Для лучшего представления слабых и сильных сторон, возможностей и угроз компаниимы воспользовались методом SWOT-анализ:

Низкая текучесть кадров

Удовлетворённый персонал

Высокий показатель конверсии

Весомая доля постоянных клиентов

Компания быстро расплачивается с контр агентами

Конкурентная цена

Свой логистический центр

Недостаточное количества новопривлечённых покупателей

Недостаточное количество новых поставщиков

Не р егламентнр ован рр оцесг

разработки II реализации маркетинговой стр атегип. как следствие, бессистемные мар к етннг ое ы е акции

Активное развитие оп1те-канала продаж

Рост спроса на сети

Вхождение нарынок России -географическое расширение

Усовершенствование торговых точек

Упрощение процесса обслуживания

а нал из

.Ховышение цен у поставщиков

Снижение лояльности клиентов

Сокращение объёмов строительства способно повлиять на развитие рынка строительных материалов

Вхождение нарынок торговой сети ЛеруаМерлен

Экономический кризис, неплатежеспособное

население

У

Рис.1. SWOT-анализ

Воспользовавшись методом SWOT-анализа, мы выделили проблемную зону, связанную с бессистемной разработкой и реализацией

маркетинговой стратегии. Маркетинговая стратегия включает в себя формулировку стратегических

целей, задач, которые реализуются путём проведения маркетинговых акций.

Таким образом, для подробного анализа будет выбран процесс 2 уровня, а именно процесс создания и реализации маркетинговой акции, который изначально представлен нами в виде линейной блок-схемы (Рис.2). Простая линейная блок-схема описывает процесс доступно. Но данный процесс 2 уровня имеет ряд существенных минусов таких, как:

• долгий и неудобный процесс согласования акций. Результат, акции проводятся не тогда, когда они необходимы для выполнения планов продаж;

• неэффективное использование рабочего времени из-за отсутствия регламентированного бизнес-процесса

Отсутствие полноценной оценки результатов процесса отделом финансов — не выявляются недочёты в расчёте эффективности. Результат — отсутствует усовершенствование существующей модели оценки эффективности маркетинговых акций.

потребность е - п имулиршвмив продаж

отдел маркетинга

финансовый отдел

Придумка акции

методом мозгового

штурма и а«

описание

1

Выбор

(поргимбер)

гоодроа

1

Расчет

□ ффиш иГ.пйсГИ

прогьгдииин

и&рНйШпГОШп

аьцик

(прргнвзи росы нил)

1

Сворна: ч

роктзЬолыно пи

проводомно акции?

Хда

Утииржд&ни пи ш.|(3р.|цп..1п

кшлри?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инфйрми роин не сотруднике« го ргсаык гочо к

Рсапрэаигн акции

отлег сйнта

отдел маркетинга Состаппёмио ОГч#гв по результату, клноир аткл-анонна фактический показателей от прогнозируемых

нвпЦЬСПшмупирваанныи продажи

Рис.2. Простая линейная блок-схема процесса создания и реализации маркетинговой акции

Рассматривая данный процесс в контексте цикла Деминга (см. рис. 3), можно сделать вывод, что проблемы существуют из-за отсутствия усовершенствования данного процесса, а именно из-за частичного или полного неосуществления

шагов «проверка» и «корректировка». А для того, чтобы эти шаги реализовывались, необходимо данный бизнес процесс 2 уровня грамотно описать, а затем регламентировать.

ЧссйсршН ксш еКОррОГЩМвМи Н1-

осужестшшггся. Мидели, оценки зффохтшюгч маркстигшых акиий шскик не улучшшетт:», ни совЕршеиству ггся

АЛ

СИеск

Грспгн Г11ВТ «пропер«!» » рачкнл ималн:шрусмо(и бнинсе ггроцесеа исущл^'шиезчя тасгечнй, Сафудичсн этлеля маркетинга сисг&ялякп йпёт, в котором прописывается, какие похалателн процесса били лосшпгут , Но епппння) агдйляфиниисоа НС соепшмяп" окончательный и

яито|Н1м фншидомЯС* недочеты. на ОСнеданннн ЦЩирыХ ЫЮСЯТСЯ 1Л)ррСК111|ЮЕ1КН вхвд процесса.

Первый шит «планирование» в рлмкач анллшнрусмиго бизнес процесса осу рлсСппял ск. Отдел «ЦМВГлиг» рЯ'Чй&гм вас г ШИШ проведения маркктннгсиюП акции.

Р[ап

Оо

Второй шаг «выполнение» в рликях

анализируема:?) бизнес процесса псушссгвлястся. Савдштхи охаем маркстквп реализую? (грпасуигг) мор кстингоную шешпо.

Рис.3. Цикл Деминга (РОСА)

В рамках данного исследования нами разработаны предложения по усовершенствованию межфункционального процесса (см. рис.4). То есть мы разработали не простую блок-схему процесса, а межфункциональную. В схему включены: отдел маркетинга, финансовый отдел и отдел сбыта. В ходе описания межфункционального внедрены недостающие шаги «проверка» и «корректировка». То есть теперь составлять отчёт по результатам процесса будут не только сотрудники отдела маркетинга, но и сотрудники финансового отдела, в

ответственности который буде оценка экономической эффективности. На основании итогового отчёта будет корректироваться существующая модель проведения маркетинговых акций.

Для упрощения и ускорения процесса, а также для эффективного использования рабочего времени сотрудниками, мы предложили получать согласование от вовлеченных в процесс отделов на том этапе, когда это необходимо.

Рис.4. Межфункциональная блок-схема процесса 2 уровня создания и реализации маркетинговой акции

В рамках проведенного исследования нами предложен новый взгляд на процесс создания и реализации маркетинговой акции. Был усовершенствован процесс 2 уровня, который на начальном этапе был описан с помощью простой линейной блок-схемы. В ходе его анализа и совершенствования процесс представлен в виде

межфункиональной блок-схемы, учитывающей деятельность всех подразделений в реализации процесса. Для полного решения проблем мы рекомендуем регламентировать бизнес-процесс. Прототип регламента анализируемого бизнес процесса 2 уровня представлен в таблице 1.

Таблица 1. Прототип регламента анализируемого бизнес процесса 2 уровня

Раздел Содержание раздела

Общие положения Назначение регламента: описать последовательно процесс 2 уровня создания и реализации маркетинговой акции и документировать его. Область применения: сотрудники отдела сбыта, финансового и маркетингового отделов, которых касается регламент. Нормативные документы, на основании которых разработан регламент (если есть). Порядок утверждения, внесения изменений и отмены регламента.

Термины, определения, сокращения В качестве источников определений желательно использовать законодательные акты, государственные стандарты, международные стандарты (ISO) .

Описание процесса Пошаговое описание процесса, разбиение одного процесса на подпроцессы. Необходимо: Описать то, что мы графически представили (Рис.3) Составить матрицу ответственности Определить оптимальное время выполнения каждого из подпроцессов Определить границы бизнес процесса 2 уровня Определить требования к отчётности Обозначить все документы, используемые в бизнес процессе

Ответственность Ответственность участников процесса за исполнение регламента: дисциплинарная, административная.

Контроль Укажите Ф.И.О. должностного лица, ответственного за контроль исполнения регламента (владельца процесса), а также, при необходимости, средств контроля: Чек-лист и др.

Так как отсутствие четкого регламента приводит к несоблюдению технологии процесса, а это влечет за собой рост затрат, увеличение длительности выполнения процессов, рост ошибок и несоответствий. Формальная разработка регламента бизнес-процесса или отсутствие контроля со стороны руководства приводит к тому, что на практике выполняемые процессы не соответствуют требованиям регламента, и существующие стандарты не работают. Применение методики моделирования

межфункционального процесса позволяет рассматривать его с позиции создания ценности для конечного потребителя и обеспечить предсказуемое качество выполнения процесса за счет его регламентации и последующего соблюдения всеми участниками. ■

Репин В. В. «Сквозные» процессы в системе управления: миф или реальность? / В. В. Репин. - Ж-л «Методы менеджмента качества».- № 6.- 2003.-С. 14-18.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Репин В. В. «Сквозные» процессы в системе управления: миф или реальность? / В. В. Репин. -Ж-л «Методы менеджмента качества».- № 6.- 2003.-С.14-18.

Improvement of the cross-functional processof creating and implementing a marketing action

© Vetrova I., Knyazyuk N., 2018

Currently, active competition, companies resort to various methods of stimulating sales. One of these methods is marketing actions. The process of developing a marketing action and its implementation requires the participation of employees of different functional units. We have applied a process approach for describing, analyzing and improving cross-functional processes. Technologies of functional process modeling (DFD-chart) are used.

Keywords: business process, marketing action, cross-functional process, flowchart

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.