УДК 69.06:658.012.2
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОПТИМИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА БАЗЕ ЛОГИСТИКИ
И. Д. Павлов*, д.т.н., проф., И. А. Арутюнян*, к.т.н., доц.,Ф. И. Павлов, к.т.н.
*Запорожская государственная инженерная академия
Ключевые слова: организационно-техническое развитие производства, организационно-технические мероприятия, логистика, строительное производство, сетевая модель.
Постановка проблемы. При планировании технического развития непременным этапом работы является экономическое обоснование использования ограниченных ресурсов и определение решения, максимизирующего экономический результат.
Современные условия сделали капитальное строительство более восприимчивым к требованиям логистики и ужесточили задачи, связанные со снижением стоимости, сокращением сроков строительства при обеспечении высокого качества строительно-монтажных работ.
Анализ проблемы. Разработка плана организационно-технических мероприятий (ОТМ) производства является актуальной проблемой для любой строительной организации. Это означает предвидение широкого комплекса мероприятий по совершенствованию строительного производства, повышению обоснованности и улучшению разработки планов, их сбалансированности с ограниченными материальными ресурсами и мощностями строительно-монтажных организаций.
Анализ организационно-технической проблематики строительной науки и направлений развития инноваций в области строительства и информационных технологий позволил выявить потребность в новых теоретических и методологических предпосылках (новой парадигме) к разработке оптимальной стратегии организационно-технического развития (ОТР) строительного производства (СП) в условиях ускоряющихся изменений внешней среды и отнести это направление исследований к актуальным. Поиск адекватных методов управления логистизацией СП представляет научный и практический интерес.
Практика СП нуждается в адекватном организационно-техническом и экономическом инструментарии (логистике), который позволяет более эффективно использовать научные результаты, а также в последующем развитии и разработке методов и моделей формирования ОТР СП.
Исследованиям усовершенствования ОТР СП посвящены труды А. И. Белоконя, Е. К. Ивакина, В. Н. Стаханова, Е. П. Жаворонкова, В. Т. Вечерова, В. М. Кирноса, В. Р. Младецкого, А. В. Радкевича, В. И. Торкатюка, Р. Б. Тяна, В. Т. Шаленного и других ученых. Не смотря на большой круг решенных задач, все же еще существует широкий комплекс проблем относительно усовершенствования управления ОТР СП на базе логистики.
В совершенствовании методологии планирования ОТР СП основная идея заключается в ориентации при определении заданий на обобщающие экономические показатели, отражающие конечный результат производства. К ним относится снижение себестоимости и относительное уменьшение числа исполнителей в результате внедрения прогрессивных разработок и технологии (экономия затрат труда).
Применение обобщающих оценок позволяет уменьшить число показателей и задач, освободить организацию от опеки в отборе и апробации объемов внедрения конкретных научно-технических и технологических мероприятий.
Исследования посвящены проблеме формирования оптимальных планов организационно-технических и логистических мероприятий управления строительным производством, что связано с достижением цели организации - максимизировать прибыль в результате производственно-хозяйственной деятельности. Это требует обеспечить рост производства и снижение себестоимости благодаря разработанному, обоснованному и продуманному плану ОТР. Осуществление объемов работ ОТР связано с привлечением дополнительных капиталовложений, которые всегда ограничены. Поэтому при планировании ОТР обязательно проводят экономическое обоснование и определяют решения по максимизации экономических результатов с учетом материальных, финансовых, информационных и трудовых потоков.
Основной материал. Необходимым этапом плановой регуляции рационального потребления материальных ресурсов (материальных потоков) является программа внедрения организационно-технических мероприятий (ОТМ) по экономии расходов ресурсов строительно-монтажных
организаций на основе принципов логистики: синергизм, системность, адаптивность, которые «смягчают» на стыках и в «ничейных зонах» сбои производственных систем, связанных с отсутствием гармоничности, информационности, неразборчивости, закрытости, дублирования, несопоставимости, враждебности и др. Общим подходом может быть модель, основанная на потоковых алгоритмах теории графов [5]. Она обеспечивает единство протекания производственных процессов, сквозную информационную поддержку, совместимость, позволяет согласовывать работу автономных частей ОТР.
На основе обобщенных заданий организация более целенаправленно формирует план ОТР с учетом конкретной обстановки. Здесь расширяется диапазон вариантной разработки плана и его оптимизация, усиливается заинтересованность в расширении объемов внедрения НТД (научно-технических достижений).
В модель вводятся ограничения, касающиеся сокращения трудозатрат и снижения себестоимости работ и логистических затрат. Ставится условие: суммарная экономия трудозатрат и снижение себестоимости работ с учетом логистических затрат должна быть не меньше заданий, предусмотренных планом ОТР [6].
В модель вводятся и другие ограничения, учитывающие реальные возможности внедрения НТД, обусловленные лимитами материально-технических, технологических и финансовых ресурсов. Ограничения, учитывающие область рационального внедрения мероприятий в соответствии с объемами и структурой работ, установлены в виде границ объемов внедрения (минимальной и максимальной). В их пределах в процессе оптимизации плана определяется объем внедрения каждого мероприятия. При этом допускается и нулевая нижняя граница. Это позволяет установить перечень ОТМ, исключая те из них, которые не эффективны в сложившейся ситуации [1].
Для оптимизации плана организационно-технического развития используют метод оптимального программирования с применением пакета прикладных программ. Критерием оптимальности расчетов служит при этом максимум годового экономического эффекта, получаемого от внедрения всей совокупности мероприятий плана.
Переход к рыночным отношениям с учетом логистических подходов расширяет права и обязанности организации, которая увеличивает возможности для проявления инициативы в выборе форм и средств повышения технического уровня производства.
В результате выполнения плана ОТР организация достигает роста качественных показателей -роста производительности труда (сокращения затрат труда), снижения себестоимости (с учетом логистических затрат), что увеличивает прибыль. Эффективность от внедрения оптимальных объемов ОТМ определяется по формуле:
Ь(х) = £ (АС,. - Ен АК, )й1Х1 ® тах;
,=1
£ АСРХ< * Со6щ, £ * , £ АКОХ, < кд0п, 0 < X,. < 1 , 1=1 1=1 1=1
где, С! - экономия от снижения себестоимости (с учетом логистических расходов) на единицу измерения в результате внедрения >го мероприятия; АК - капитальные вложения на единицу измерения при внедрении >го мероприятия (дополнительного вложения); АQ1 - снижение расходов труда на единицу измерения в результате использования >го мероприятия, 01 -максимально возможный объем данного вида работ (на который предусматривается использовать >е мероприятие); х1 - уровень использования >го мероприятия в плане [5,6].
Алгоритм задачи определения эффективности оптимальных объемов ОТМ представлен на (рис. 1).
Начало
I
План ОТМ на микроуровне (внутрипроизводственный
процесс) >
Финансовый поток Материальный поток Информационный поток Поток трудовых ресурсов
нет ^^ Сокращение себе- ^^ да
^^ стоимости (с уче- ^^
Рис. 1. Алгоритм задачи
Задача ставится таким образом, чтобы обосновано определить объем внедрения каждого ОТМ, но их суммарный эффект (экономия трудозатрат и прирост прибыли) должен быть не меньше задания.
При значительных размерах задачи появляются трудности в ее реализации и анализе. Поэтому в таких случаях используется идея двойственности в задачах линейного программирования. Все методы вычислений основаны на соотношении двойственности.
Решение двойственных задач часто дает большое преимущество в вычислительном аспекте, имеет ясную физическую и экономическую интерпретацию на основе определения переменных прямой задачи и двойственных переменных. Из имеющегося перечня ОТМ организация должна
обосновать в проекте плана экономически выгодные объемы, исходя из заданий по экономии затрат труда и снижения себестоимости работ. Для внедрения ОТМ требуются дополнительные усилия в виде капвложений, удельный размер которых на единицу измерений определен. Общие ограничения по привлечению инвестиций установлены.
Анализ статистических показателей существующих предприятий и экономики производства позволили выявить следующие факторы, способствующие снижению трудозатрат, себестоимости и логистических затрат ОТМ [2,3].
Самый главный фактор - экономический стимул. Сокращение себестоимости ОТР дает предприятию двойную выгоду: во-первых, снижается себестоимость продукции за счет внедрения оптимальных объемов ОТМ и экономии общепроизводственных расходов, а также снижение логистическиих затрат. Это основной источник дополнительной прибыли сверх той, которая заложена в цене продукции.
Постоянный рост механовооруженности и фондовооруженности труда, использования мощных и производительных машин и механизмов, естественно, ускоряют работы и совершенствуют технологию строительных процессов [1,5].
Высокая концентрация людских, материальных и машинных ресурсов. На всех объектах должны быть сосредоточены трудовые и технические ресурсы, сколько требует процесс рационального совмещения работ (принцип поточности).
Реализация ОТР предполагает выполнение комплекса взаимосвязанных мероприятий, которые характеризуются трудозатратами и стоимостью их выполнения. Актуальным на сегодняшний день является вопрос выявления оптимальных объемов ОТМ. Таким образом, задача заключается в том, чтобы найти такой объем применения ОТМ, при котором затраты будут минимальными при выполнении всех мероприятий. Т.е. необходимо определить какие работы следует выполнить с высокой интенсивностью (соответственно с максимальной скоростью), а какие с нормальной, для того чтобы получить максимальный экономический эффект от внедрения объемов ОТМ. Задача состоит в оптимизации стоимости мероприятий и её решение осуществляется универсальным методом на графах и сетях с применением «алгоритма исключения дефекта» (АИД).
С учетом указанных ранее факторов, была разработана программа планирования ОТМ, которая при выработке решений использует критерий себестоимости мероприятий с учетом ограничений по трудозатратам.
Цель решения задачи заключается в определении объемов внедрения ОТМ (неизвестные), исходя из условий снижений затрат труда - Q, снижение себестоимости (с учетом логистических затрат) СМР - С (многопродуктовая задача). Для реализации ОТМ необходимы дополнительные капиталовложения, удельный размер которых на единицу измерения внедряемых ОТМ приведен в табл. 1.
Результаты определены для строки 1 следующим образом: Э = (А С1 - Ен А К1) = (А Сг - 0,15 А К1) = (120 - 0,15 • 90 ) = 106
Из исходных условий, приведенных в таблице 1, видно, что для того чтобы строительная организация смогла внедрить все организационно технические мероприятия на полный объем их в соответствии с производственной программой, необходимо 33700 грн. дополнительных капитальных вложений, при этом будет достигнута экономия от снижения себестоимости в размере 28300 грн. и экономия затрат труда в размере 5050 чел-дн., (годовой) экономический эффект - 23140 грн .
Составлена систему ограничений на основе исходных данных табл. 1. Целевая функция задачи имеет вид:
¿ (АС,. - E А*,. )O,X1 ® max (1)
i=1
106 • 40 X1 + 45 • 55 X 2 + 43 • 20 X 3 + 57 • 85 X 4 + 67 • 90 X 5 + + 67 • 70 X 6 ® max
Задача решается универсальным методом линейного программирования. Формализация условия задачи:
Фрагмент программы определяемых ОТМ на микроуровне
Таблица 1
Наименование мероприятий
к
(D
а
(D
S §
л я
S
и
S
ч W
л и
Й
и &
X и
к §
и й
<D
н S
о 00
S S
§ I
<D Щ
И &
Sí 5
и о
л и н о
ю ¡jj л в а & s
н s о S о и
к &
О
н S
о эт
Я ?
8 EÍ
<D S
* |
и о
а и
Л а
и сг
^ S
(D Я
ч и
(D
Л И Л
ч
(D
ЁЗ
и ч о
а £
а и
£
■е & « §
§ и 3 Я й & Ь s
^ оо
3 s
И §
г> «
о
S
_ Ч « D о ч о
1-4
S
и
S
ч
(D
g
гз * в $
<D О
ч
& S
оо
а —
К
и
<ч
и о
«
о и
Л
ч
(D
ЁЗ
о
о «
н о ю л а л
Э §
Эффективность мероприятий на максимально возможный объем работ
S н о о S S о н о
(D Ю (D О
45 В я
Й н
а ^ о о g о
ч
о
и §
Í0
03
4 &
а
ЁЗ
а
S
(D
и
Л
ч
(D
ё и ч о а
£
1
10
Усовершенствование методов и способов производства железобетонных работ нулевого цикла
100 м
3
50
70
90
106
15
40
4800
600
Резервирование наиболее необходимых материальных ресурсов (плит перекрытия) для осуществления непрерывного технологического процесса_
3600
тыс шт
20
40
95
45
10
55
3300
550
5225
Осуществление своевременной и комплексной подготовки производства работ по возведению монолитного каркаса здания_
100 м
3
20
35
80
43
21
20
1100
420
1600
Совершенствование управления снабженческой деятельностью - поставками железобетонных изделий на строительные площадки
тыс. шт
20
50
85
57
18
85
5950
1530
7225
Усовершенствование управленческой диагностики рынка спроса и предложений строительных железобетонных штучных материалов с учетом рассмотрения логистических подходов_
тыс. шт
30
50
85
67
10
90
7200
900
7650
Повышение роста технического и технологического потенциала производства надземных работ
тыс. шт
25
60
120
67
15
70
5950
1050
8400
Итого
28300
5050
33700
2
3
4
5
6
7
8
9
<
X А С1в1Х1 > С ,
г=1
X А О.О.Х. > 0 общ 1 = 1
X А КО.Х, < К бщ
1 = 1
0 < X , < 1 .
где АС! - экономия от снижения себестоимости на единицу измерения в результате внедрения >го мероприятия;
АК - капитальные вложения на единицу измерения при внедрения >го мероприятия (дополнительного вложения);
АQ1 - снижение затрат труда на единицу измерения в результате использования >го мероприятия;
Еп - нормативный коэффициент эффективности капиталовложений;
А01 - максимально возможный объем данного вида работ (на котором предлагается использовать >е мероприятия);
Собщ - снижение себестоимости работ с учетом логистических расходов на максимально возможный объем работ;
Qобщ - экономия расходов труда на максимально возможный объем работ;
Кобщ - дополнительные капитальные вложения на максимально возможный объем работ .
Здесь через Хь..Х6 обозначены объемы ОТМ (неизвестные), обеспечивающие заданную эффективность производства.
Подставляем исходные данные в систему ограничений:
-<
120 • 40X1 + 60 • 55Х2 + 55 • 20Х3 + 70• 85Х4 + 80 • 90Х5 + 85 • 70Х6 > 15000;
15• 40X1 +10• 55Х2 + 21-20Х3 +18• 85Х4 +10• 90Х5 +15• 70Х6 > 3000; 90 - 40X1 + 95 - 55Х2 + 80 - 20Х3 + 85 - 85Х4 + 85 - 90Х5 +120 - 70Х6 > 30000
(3)
Для решения реальной строительно-производственной задачи воспользуемся разработанной экономико-математической моделью управления организационно-техническим развитием строительного производства на базе универсального АИД (аналогичен в теории ЛП симплекс-методу), позволяющего находить оптимальное решения в потоковых задачах. Его использование связано с идеей теории двойственности в задачах оптимального программирования [8,9].
Так как задача является многопродуктовой, а сетевой метод позволяет решать только однопродуктовую задачу, то, вводятся весовые коэффициенты, что расширяет возможность применения задачи и не требует нового приведения ее к каноническому виду, что является сложной процедурой в задачах большого масштаба.
Обосновать выбор коэффициентов невозможно без глубокого анализа общей экономической ситуации в стране, регионе, области деятельности, что проявляется во внутренней структуре весовых коэффициентов.
На первом уровне достаточно умозрительной оценки с точки зрения «нравится - не нравится».
Факторы, влияющие на внутреннюю структуру весовых коэффициентов можно разбить на две большие группы - внешние, отражающие общую экономическую ситуацию, и внутренние -отражающие состояние конкретной строительной организации.
К внешним можно отнести весь набор макроэкономических показателей - курс валюты, состояние финансовых рынков, состояние рынка труда, уровень оплаты труда, спрос и предложение на аналогичную продукцию (услуги).
Среди внутренних следует отметить уровень модернизации строительной организации, степень изношенности основных фондов, наличие производственных запасов, скорость оборота оборотных средств, структура себестоимости, отдачу от внедрения тех или иных мероприятий и т.п. Но также стоит иметь в виду, что на современном этапе строительного производства необходимо учесть определенный объем логистических затрат.
Основными функциями логистики зон строительных ресурсов (СР) являются: обоснование необходимости в их формировании, определение их видов и назначения, разработка методов нормирования, контроль за их состоянием, управление.
Стоимость всех видов материально-технического обеспечения составляет более 30 % от общей суммы издержек производства. При этом на перемещение приходится более 40 % указанных затрат, на хранение - более 20 %, на собственно материальные затраты - 20-25%; на административные расходы - 10-15 %; на маркетинговые исследования - 10-12 %.
Управление зонами СР - это и целенаправленное формирование, внутрипроизводственное распределение и потребление ресурсов. Основной целью логистического управления зонами СР является качественное обеспечение ресурсами, необходимыми для выполнения заданного производственного цикла ОТР. Эта цель успешнее достигается при создании логистической системы управления и обеспечении СР [2,3].
Вероятные различия в затратах ресурсов предполагают определение вариантов их оптимизации в системе 'снабжение - производство' - минимизацию издержек на закупку строительных ресурсов (при ограниченной вероятности нарушения поставок) или максимизацию качества поставок СР (при ограничениях на затраты). Это возможно при решении задачи по определению общих логистических издержек при таком ограничении, как на вероятность удовлетворения спроса. При этом нужно учитывать, что в затратах, связанных с приобретением СР, составляющих от 50 до 70 % себестоимости производства готовой строительной продукции, особенно значимы цена на СР, затраты на транспортировку и на управление запасами (складирование, грузопереработку, хранение) Для сокращения этих затрат необходим целый комплекс мероприятий:
- совершенствование планирования потребности и нормирования расхода СР для производственных подразделений строительных организаций;
- минимизация (устранение) потерь от брака в производстве и потерь ресурсов при их поставке;
- максимальное сокращение отходов производства и эффективное использование вторичных ресурсов;
- доставка СР от поставщиков большими партиями с максимальным использованием грузоподъемности транспортных средств и при минимальных тарифах;
- исключение промежуточного складирования СР при доставке;
- минимизация запасов ресурсов на всех уровнях складской системы [2].
В связи с этим учет весовых коэффициентов расширяет возможность применения задачи и не требует нового приведения ее к каноническому виду.
Введем весовые коэффициенты а, Р и у, которые характеризуют степень важности показателей (капитальные вложения, трудозатраты, себестоимость с учетом логистических затрат) получим следующие зависимости:
90 95 80 85 85 оп 120 ос (4)
-а-40х.-а-55х,-а-95х3-а-45х, —а-80х5-а-85х6 ®тах У*/
30000 1 30000 2 30000 3 30000 4 30000 5 30000 6
Ь—— 40х. + Р-^55х, + Ь~~~95х, + Р-^45х4 + +Р-1^80х5 + Р-^85х6 ® тах (5)
3000 1 3000 2 3000 3 3000 4 3000 5 3000 6
120 60 .. 55 70 80 85 0. (6)
у-40х. + у-55х2 +у-95х, + у-45х4 + +у-80х5 +у-85х6 ®тах (6)
15000 1 15000 2 15000 3 15000 4 15000 5 15000 6
Исходя из выражений (4 - 6) получим следующий вид целевой функции:
п Ч ( 90 _ 15 120 ^ ( 95 я 10 60 ^ „
Ь(х) = I -а-+р-+ у-I-40х. +1 -а-+р-+ у-I-55х, +
^ 30000 3000 15000] 1 ^ 30000 3000 15000^ 2
( 80 20 55 ^ „ ( 85 18 70 ^ (7)
+1 -а-+р-+ у-I-20х, +1 -а-+р-+ у-I-85х4 +
^ 30000 3000 15000] 3 ^ 30000 3000 15000^ 4
( 85 а 10 80 ^ ( 120 _ 15 85 ^ пп +1 -а-+р-+ у-I-90х5 +1 -а-+р-+ у-I-70х6 ® тах
I 30000 3000 15000] 5 I 30000 3000 15000] 6
Запишем формулу (7) в общем виде:
L(x) = (a-a1 + b-b1 c1 )• 40x1 +(a-a2 + fi-b2 c2 )• 55x2 + + (a• a3 +b-b3 + g- c3 )• 20x3 +(a-a4 +fi-b4 + g- c4 )• 85x4 + b5 + y • c5 )• 90x5 +(a • a6 +b• b6 + y • c6 )• 70x6
+ (a• a5 + b• b5 + g• c5)• 90x5 +(a• a6 +$• b6 + y• c6)• 70x6 ®max Формула (8) примет вид:
4
L(x) = £ Wt ® max, W = (a • a, )Ot xt + (b • b )Ot xt + (y • ct )Ot xt
i=i 4
L(x) = £ (a• at + b• b + y• ci) ■Oixi ® max
(9)
i=1
где а, Ь, у - весовые коэффициенты, характеризующие степень важности показателей;
a
a
b = ~.
a+b'+Y b
- весовой коэффициент, определяющий степень важности показателя по
капитальным вложениям; - весовой коэффициент, определяющий степень важности показателя по
а' + Ь' + У
трудозатратам;
/
у =-у- - весовой коэффициент, определяющий степень важности показателя по
/ а' + р+У
себестоимости. а', Ь' , у' - исходные (начальные) значения;
а, - показатель капитальных вложений; Ь - показатель трудозатрат; с, - показатель себестоимости,
х, - объемы ОТМ, обеспечивающие заданную эффективность производства.
Разобьем на части формулу (8) для того, чтобы выделить стоимость и верхнюю пропускную способность для расчета на сети по программе АИД: Стоимость:
Г „ и 90 й 15 120 а-а1 + р- Ь1 + у- с1 =-а-+ р-+у-
30000
3000 15000
да 95 г, 10 60 .
aa +b• b2 + c2 =-a-+b-+ У-.
2 и 2 ' 2 30000 3000 15000
b i 80 b 21 55
a a3 +b^b3 + /• c3 =-a-+ b-+ У-
3 30000 3000 15000
85 0 18 70 a• a4 + p • b4 + c4 = -a+ b+ Y '
(10)
30000 ' 3000 ' 15000
85 10 80
a • a5 + b • b5 + y • c5 = -a-+ b-+ y-
55 30000 3000 15000
о U 120 _ 15 85 a • a6 + b • b6 + y • c6 = -a-+ b-+ У
30000
3000
15000
Верхняя пропускная способность: Ха-а1 + р-Ь + у-с1) ■ 40; (а- а2 + р- Ь2 + у-с2) ■ 55 (а- а3 + Ь - Ь3 + у - с3) К (а- а4 + р- Ь4 + у-с4) - 85 (а- а5 + р-Ь5 + у-с5) -90 (а-а6 +р-Ь6 + у- с6) - 70
20;
(11)
Рассмотрим следующею ситуацию, при анализе экспертной оценки выяснилось, что большее предпочтение отдается себестоимости. Поэтому начальные весовые коэффициенты равны a'=0,055, ß'=0,05, g' =0,9;
Весовые коэффициенты рассчитываются в программе Microsoft Excel входящую в пакет MICROSOFT OFFICE с использованием функции «Макрос» (см. табл.2)
Таблица 2
_Расчет весовых коэффициентов_
Исходные весовые коэффициенты Исход. данные Весовые коэффициенты (расчетные) Коэф.
a (alfa) ß (beta) Y (gama) ц (nu) Ф (fi)
a (alfa) 0,055 0,05
ß' (beta) 0,05 0,05
Y (gama) 0,9 0,90
ц' (nu) 0 0,00
Ф' (fi) 0 0,00
коэф 1,00
После ввода исходных данных в программу Поток были получены следующие таблицу 3).
Анализ
результатов по программе Поток
результаты (см. Таблица 3
№ Стоимость Нач. узел Конечн. Верхн. пр. Нижн. пр. Поток
работы Cost узел способность HI способность LO
1 0 1 2 2920 0 2920
2 0 1 3 1985 0 1985
3 0 1 4 703 0 703
4 0 1 5 3705 0 3705
5 0 1 6 4343 0 687
6 0 1 7 3605 0 0
7 0 2 8 М = 9999 0 1609
8 0 2 9 М 0 674
9 0 2 10 М 0 0
10 0 2 11 М 0 637
11 0 2 12 М 0 0
12 0 2 13 М 0 0
13 0 3 8 М 0 0
14 0 3 9 М 0 0
15 0 3 10 М 0 0
16 0 3 11 М 0 1757
17 0 3 12 М 0 228
18 0 3 13 М 0 0
19 0 4 8 М 0 0
20 0 4 9 М 0 0
21 0 4 10 М 0 0
22 0 4 11 М 0 0
23 0 4 12 М 0 703
24 0 4 13 М 0 0
25 0 5 8 М 0 0
26 0 5 9 М 0 0
27 0 5 10 М 0 0
28 0 5 11 М 0 0
29 0 5 12 М 0 2098
30 0 5 13 М 0 1607
31 0 6 8 М 0 0
32 0 6 9 М 0 0
33 0 6 10 М 0 0
34 0 6 11 М 0 0
35 0 6 12 М 0 0
36 0 6 13 М 0 687
37 0 7 8 М 0 0
38 0 7 9 М 0 0
39 0 7 10 М 0 0
40 0 7 11 М 0 0
41 0 7 12 М 0 0
42 0 7 13 М 0 0
43 73 8 14 М 1609 1609
44 36 9 14 М 674 674
45 35 10 14 М 0 0
46 44 11 14 М 2394 2394
47 48 12 14 М 3029 3029
48 52 13 14 М 2294 2294
49 0 14 1 10000 10000 0
Таблица 4
Значения П (узловые числа):
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
узла
Р1 0 0 0 0 0 0 0 73 36 35 44 48 52 0
Целевая функция: 511737.
Целевая функция прямой задачи х) = ^ С у • /
Ь(х) = 73-1609 + 36 • 674+35 • 0 + 44 • 2394 + 48 • 3029+52 • 2294 = 511737 грн. Целевая функция двойственной задачи 2(/) = ^ Р у — ^ Ь уу8у .
2(/) = —511737 грн.
где:
Бу - верхняя пропускная способность дуги (1, _)); Ьщ - нижняя пропускная способность дуги (1, _));
ау - двойственная переменная, соответствующая Бц в прямой задачи;
8^ - двойственная переменная, соответствующая Ьу в прямой задачи.
При интерпретации выражений (4-6) получим:
экономию от снижения себестоимости с учетом логистических затрат
1609 674 0 2394 3029 оп 2294 ос ^^ 1СППП
--8 +--60 + — • 55 +--70 +--80 +--85 = 16375 > 15000 грн.
73 36 35 44 48 52
экономию от снижения трудозатрат
1609 674 0 2394 3029 2294
1609• 15 + — 10 + — • 21 + 2394 18 + —10 + 2294• 15 = 2880 < 3000 чел-дн.
73 36 35 44 48 52
экономию по капитальным вложениям
1609 674 0 2394 3029 2294
— • 90 + — • 95 + — • 80 + — • 85 + 3029 • 85 + 2294 120 = 20000 < 30000 грн. 73 36 35 44 48 52
Расчет эффективности при подстановке в систему уравнений (3).
X! = 0,551 Х2 = 0,339 Х3 = 0 Х4 = 0,646 Х5= 0,697 Х6= 0,636
где Хь Х2, Х3, Х4, Х5, Х6 - уровень использования объемов ОТМ, обеспечивающих заданную
эффективность производства.
Общий эффект по формуле (1) составляет:
106 • 40 • 0,551 + 45 • 55 • 0,339 + 43 • 20 • 0 + 57 • 85 • 0,646 + 67 • 90 • 0,697 + +67 • 70 • 0,636 = 13490 ,89грн
Себестоимость:
120 • 40 • 0,551 + 60 • 55 • 0,339 + 55 • 20 • 0 + 70 • 85 • 0,646 + 80 • 90 • 0,697 + +85 • 70 • 0,636 = 16409 > 15000Ж.
Трудозатраты:
15-40-0,551+10-55-0,339+ 21-20-0 +18-85-0,646+10-90-0,697++15-70-0,636 = 2801< 300(кел-дн.
Капитальное вложение:
90 - 40 - 0,551 + 95 - 55 - 0,339 + 80 - 20 - 0 + 85 - 85 - 0,646 + 85 - 90 - 0,697 + +120 - 70 - 0,636 = 20000 < 30000грн.
Решение данной задачи позволяет выбрать тот вариант ОТМ (организационно-технических мероприятий) при котором выполняются необходимые условия: снижение трудозатрат, себестоимости и логистических затрат при ограниченном объеме капитальных вложений.
Выводы. В результате выполненного исследования предложен новый подход к разработке модели в составе подготовки строительного производства. С учетом факторов (материальные потоки, трудовые ресурсы, информация, финансовые ресурсы) при разработке системы ОТР СП получен результат эффективного распределения объема ОТМ с учетом логистизации.
Решение поставленной задачи позволяет выбрать вариант организационно-технического развития производства, при котором выполняются необходимые условия функционирования системы - снижение материальных потоков (трудозатрат и себестоимости СМР) при ограниченном объеме капитальных вложений (финансовые, потоки).
Предложен высокоэффективный метод решения задачи на основе АИД, который позволил получить одновременно с неизвестными прямой задачи переменные двойственной задачи, что дало возможность оценить правильность решений путем сравнения целевых функций, значения которых всегда должны совпадать.
Основные составляющие выводов сводятся к следующему:
1. Разработана модель управления ОТР СП, которая позволяет решать проблему в единой системе, охватывающей связи всех ее участников, т.е.учитывает межсистемные связи.
2. Предложенный метод решения задачи на базе АИД имеет преимущества и достоинства в сравнении с использованием процедуры симплекс-метода, транспортного алгоритма, обладает физической и экономической интерпретацией, отличается тем, что способствует перераспределению потоков в сети.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гусаков А. А. и др. Организационно-технологическая надежность строительства. - М.: SVP Apsys, 1994. - 427 с.
2. Гаджинский. А. М. Логистика: Учебник. - 11 - е изд., перераб. и доп. - М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2005. - 432с.
3. Логистика: Учебник / Под ред. Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 368 с.
4. Логистика: Тренинг и практикум: учебное пособие / Под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 448 с.
5. Павлов И. Д., Радкевич А. В. Модели управления проектами: Учебное пособие. -Запорожье, ГУ «ЗИГМУ», 2004. - 320 с.
6. Павлов И. Д., Радкевич А. В., Павлов Ф. И. Исследование систематических и логистических условий по интеграции участников сложных проектов // Вюник Придншровсько1 державно1 академи будiвництва та архтоктури. - Дншропетровськ: ПДАБА, 2007. - № 4. с. 38 -44.
7. Стаханов В. Н., Ивакин Е. К. Логистика в строительстве: Учебное пособие. - М.: «Изд. Приор», 2001. - 176 с.
8. Форд Л. Р., Фалкерсон Д. Потоки в сетях. - М.: Мир, 1966. - 276 с.
9. Филлипс Д., Гарсиа-Диас А. Методы анализа сетей. - М.: Мир, 1984. - 496 с.
УДК 69.06:658.012.2
Усовершенствование методов оптимизации организационно-технического развития производства на базе лопстики / И. Д. Павлов, И. А. Арутюнян, Ф. И. Павлов / В1сник Приднiпровськоi державноТ академп будiвництва та архiтектури. - Днепропетровск : ПГАСА, 2009. - № 11 . - С. 31 - 40. - рис. 1, табл. 4 - Библиогр. : (9 назв.).
Рассматривается проблема оптимизации организационно-технического развития строительного производства. Необходимым этапом плановой регуляции рационального потребления материальных ресурсов (материальных потоков) является программа внедрения организационно-технических мероприятий по экономии расходов ресурсов строительно-монтажных организаций на основе принципов логистики. В качестве модели логистических систем организационно-технического развития рекомендуется сетевая модель.
Ключевые слова: организационно-техническое развитие производства, организационно-технические мероприятия, логистика, строительное производство, сетевая модель.
Вдосконалення методiв оптимiзацiт оргашзацшно-техшчного розвитку виробництва на базi лопстики. / I. Д. Павлов, I. А. Арутюнян, Ф. I. Павлов // Вкник Придншровськот державнот академп будiвництва та арх^ектури. - Дншропетровськ : ПДАБА, 2009. - № 11 . -С. 31 - 40. - рис. 1, табл. 4 - Бiблiогр. : (9 назв.).
Розглядаеться проблема оптимiзацil оргашзацшно-техшчного розвитку бущвельного виробництва. Необхщним етапом планово! регуляци рацюнального споживання матерiальних ресуршв (матерiальних потоюв) е програма впровадження органiзацiйно-технiчних заходiв щодо економи витрат ресурсiв будiвельно-монтажних органiзацiй на основi принципiв лопстики. Як модель логiстичних систем оргашзацшно-техшчного розвитку рекомендуеться мережева модель.
Ключовi слова: оргатзацтно-техтчний розвиток виробництва, оргатзацтно-техтчт заходи, лог1стика, буд1вельне виробництво, мережева модель.
Improvement of methods of optimization of technical-organizational development of the production on the base of logistic. / I. D. Pavlov, I. A. Arutunyan, F. I. Pavlov // Visnyk of Pridneprovsk State Academy of Civil Engineering and Architecture. - Dnipropetrovsk: PSACEA, 2009. - № 11 . - P. 31 - 40. - fig. 1, tab. 4. - Bibliogr.: (9 names.).
The problem of optimization of technical-organizational development of a build production is examined in the article. The necessary stage of the planned adjusting of rational consumption of material resources (material flows) is the program of introduction of technical-organizational measures on the economy of resources charges of building organizations on the basis of logistic principles. As a model of the logistic systems of technical-organizational development a network model is recommended.
Keywords: organizational-technical development of production, organizational-technical measures, logistic, build production, network model.