Научная статья на тему 'Усовершенствование методов ликвидации аварий сопровождающихся масштабными эмиссиями нефтепродуктов на железнодорожном транспорте'

Усовершенствование методов ликвидации аварий сопровождающихся масштабными эмиссиями нефтепродуктов на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Зеленько Ю.В., Чжу Жуй

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Усовершенствование методов ликвидации аварий сопровождающихся масштабными эмиссиями нефтепродуктов на железнодорожном транспорте»

УДК [628.52]:502/504

Зеленько Ю.В., к.т.н., доцент (ДНУЖТ) Чжу Жуй, аспирант (ДНУЖТ)

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ СОПРОВОЖДАЮЩИХСЯ МАСШТАБНЫМИ ЭМИССИЯМИ НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ

ТРАНСПОРТЕ

В условиях современной интеграции Украинских железных дорог в ЕС вопросы экологической безопасности занимают все более приоритетные направления.

Анализ экологических ситуаций, складывающихся в системе «транспорт - природа - человек» свидетельствует об обострении экологических проблем в отрасли и усилении негативных тенденций во многих звеньях транспортных технологий сточки зрения их влияния на природу. Эти проблемы обусловлены опережающими темпами развития транспорта и особенностями его взаимодействия с объектами биосферы.

Одной из важнейших проблем техногенной безопасности является загрязнение окружающей среды во время транспортных аварий. Особенно это касается аварий на железнодорожном транспорте, при которых эмиссии токсичных и взрывопожароопасных веществ в окружающую среду весьма значительны[1].

Экологические последствия аварий, которые случаются при перевозках опасных грузов являются одной из наиболее масштабных и значимых проблем транспортной экологии. Во время таких аварий происходят залповые эмиссии больших количеств токсических веществ, представляющих серьезную опасность для людей и окружающей среды.

Статистика показывает, что, несмотря на значительные усилия по предупреждению транспортных аварий, они продолжают иметь место. Так, даже по неполным данным Организации Содружества железных дорог только крупных железнодорожных аварий в этих странах происходит несколько десятков в год, при этом средние потери опасных грузов составляют около 130 тонн на аварию. Это связано с трудностями прогнозирования стихийных бедствий, например землетрясений, ураганов, наводнений и т.п. В последние годы к этим причинам добавились

локальные военные действия и террористические акты.

Нефтепродукты являются одними из наиболее распространенных грузов, транспортируемым по железным дорогам. Украина - транзитная страна и наряду с большим количеством внутренних потребителей увеличивается число грузополучателей на этот вид продуктов на Западе, в результате нарастает поток российских составов в направлении Азия-Европа. Однако и число аварий с этими видами грузов имеет тенденцию к росту, некоторые из них достаточно масштабны и опасны.

Главными причинами аварийных ситуаций являются неудовлетворительное состояние основных производственных фондов, постоянные нарушения установленных требований (правил и норм) по безопасному ведению работ, низкая производственная, технологическая и трудовая дисциплина на предприятиях нефтегазового и транспортного комплексов.

Хотя нефтепродукты (за исключением этилированного бензина) не относятся к числу высокоопасных веществ, попадание их в окружающую среду приводит к серьезным нарушениям биоценозов гидросферы и еще в большей степени литосферы. По этой причине разработки технологий ликвидации экологических последствий транспортных аварий с нефтью и продуктами ее переработки выдвигаются в разряд достаточно актуальных. Следует учесть также, что в результате массовых проливов нефтепродуктов во время аварий теряются значительные количества дорогостоящих энергоносителей и таким образом соответствующие технологии, включающие утилизацию этих энергоносителей, следует отнести к разряду энерго- и ресурсосберегающих.

Кроме того, значительное количество загрязненных нефтепродуктами подземных вод вынужденно используется для удовлетворения питьевых потребностей, несмотря на угрозу здоровью человека; это создает проблему в экологической безопасности многих государств и может привести к национальной катастрофе. В связи с этим возникла проблема предотвращения загрязнения, локализации и ликвидации загрязненных нефтепродуктами участков. Для того чтобы ее решить, необходимо знать формы нахождения и законы распространения нефтепродуктов в геологической среде, определять их содержание в грунтах, воде и подземном воздухе, объемы и контуры накопления, параметры взаимодействия с составляющими среды, параметры удержания и проникновения, а также управлять перемещением нефтепродуктов, прогнозировать их «поведение», и затем разработать технологии очистки и восстановления грунтов различными методами [23].

Прежде всего, следовало выяснить, с какой скоростью пролитые нефтепродукты фильтруются через почвы и какие факторы в наибольшей степени влияют на эти процессы. Учитывая, что ассортимент производимых и перевозимых по железным дорогам нефтепродуктов весьма широк, и естественно он не мог быть охвачен в рамках одной работы, мы остановили свой выбор на дизельном топливе марки Л, бензинах А-76 и А-95, вакуумном масле ВМ-6.

При выборе типа грунта мы исходили из их распространенности в зонах максимального риска аварий и опасности глубокой миграции пролитого нефтепродукта вплоть до подземных водоносных горизонтов. Исследования выполнялись, как в лабораторных (по ГОСТовским методикам), так и в полевых условиях.

При изучении процессов фильтрации нефтепродуктов через грунты нами было изучено влияние следующих факторов: температуры окружающей среды и грунта, дисперсности, влажности, плотности сложения и химического состава грунтов.

На основании полученных данных было проведено математическое моделирование с целью дальнейшего прогнозирования поведения нефтепродуктов в грунтах ненарушенной структуры.

Следующим этапом выполнения данной работы была непосредственная разработка ликвидационных мероприятий по двум основным направлениям, отличающимся характером протекания эмиссии, распространения нефтепродукта и, соответственно, особенностями подхода к их проведению.

Акцентировалось внимание на:

- ликвидации экологических последствий аварий при перевозке тяжелых нефтепродуктов;

- ликвидации экологических последствий аварий при перевозке легких нефтепродуктов.

Основным принципом ликвидации разливов тяжелых нефтепродуктов является общепризнанная схема:

Локализация места разлива ^ Откачка жидкой фазы нефтепродукта ^ Засыпка места аварии поглотителями ^ Сбор отработанных поглотителей и срезка нефтезагрязненного грунта ^ Отправка собранного поглотителя и срезанного грунта на утилизацию ^ обработка места аварии ферментами и биопрепаратами-нефтедеструкторами для глубокой доочистки грунта.

При этом центральной концепцией технологии является ориентация на использование в качестве сорбентов-поглотителей отходов металлургических, строительных деревообрабатывающих производств,

тепловых электростанций и некоторых природных материалов. С целью возможности рекомендации использования того или иного материала мы изучили также влияние основных физических факторов (температура, влажность, гранулометрический и химический составы).

Основным принципом ликвидации аварийных разливов легких нефтепродуктов являются:

Отдувка легких фракций разогретым до оптимальных температур воздухом (конвекция) с параллельной регенерацией нефтепродукта ^ Закачка ферментов и биопрепаратов-нефтедеструкторов для глубокой доочистки грунта.

Для проведения выше описанных восстановительных работ нами разработана схема размещения рабочего оборудования и специальное устройство для извлечения легких фракций нефтепродуктов из грунтовой массы.

Принцип работы устройства заключается в нагнетании в зону разлива воздуха, разогретого на термоэлементах, сквозь которые он пропускается и под давлением подается в нагнетающие перфорированные трубы. Разогретый воздух распределяется в грунтовой массе зоны аварии и испаряет бензиновые фракции нефтепродукта. Подача воздуха направлена к центру зоны аварии, где расположена центральная разгружающая перфорированная со всех сторон труба, через которую собирается и отводится воздух с парами бензина. Бензиново-воздушная смесь пропускается через рефрижераторное оборудование, на котором конденсируются пары бензина. Конденсат бензина собирается в специальную емкость.

Графическая часть объясняет принцип размещения оборудования для термической конвекции почвы, где на рисунке 1 изображено устройство для очистки почвы от легких нефтепродуктов, общий вид с расположением в почве.

Представим описание устройства в статическом состоянии. Устройство состоит из центральной разгружающей трубы 1, предназначенной для отведения паров бензиново-воздушной смеси из подземной части разгружающей трубы 2; подземная часть трубы 2 имеет перфорированную поверхность вдоль грунтовой массы для принятия потока бензиново-воздушной смеси; обсадные трубы 3 расположены по диаметру зоны разлива, имеют перфорированную сторону, направленную к центру разлива для направления потока разогретого воздуха к центральной разгружающей трубы сквозь грунтовую массу.

Рисунок 1 - Схема размещения устройства для извлечения легких фракций нефтепродуктов 1 - насосы; 2 - термоэлементы; 3 - обсадные трубы; 4 - центральная разгружающая труба; 5 - холодильное оборудование; 6 - емкость для сбора конденсата.

Эксперимент производился в такой последовательности: в модель зоны разлива бензина А-95 при температуре поверхности 20±°С по кругу разлива забивали обсадные трубки диаметром ё (на глубину больше глубины разлива) с перфорированной внутренней поверхностью, которую разместили в направлении зоны разлива. В центре разлива забивали трубку диаметром 2ё с перфорированным окончанием (со всех сторон), глубина ее забивки не превышала 80% глубины разлива. По обсадным трубкам под давлением подавали разогретый воздух, разогревающий загрязненную зону аэрации. Легкие фракции нефтепродукта испаряются под действием температуры и отводятся центральной трубкой на холодильное оборудование, где он конденсируется и собирается в специальные емкости.

Эффект очистки по такой схеме расположения устройства достигает 83% от начальной концентрации, что превышает современные показатели аналогичных устройств.

Предложенное устройство представляет собой мобильную сборную облегченную металлическую конструкцию, соединенную фитингами со вспомогательным оборудованием (насосами, рефрижераторами и емкостями).

Основным достоинством предложенного устройства является возможность проведения восстановительных работ непосредственно на месте аварии по принципу не требующему срезки и нарушения структур грунтовых массивов.

Список литературы

1. Зеленько Ю.В., Плахотник В.Н., Ярышкина Л.А. Ликвидация экологических последствий железнодорожных аварий с нефтепродуктами // Залiзничний транспорт Украни. -Кив, 2005, №2, С. 59-62.

2. Карпачевский Л.О.Жизнь почвы: Монография. - М.: Знание, 1989. - 61 с.

3. Пиковский Ю.И. Природные и техногенные потоки углеводородов в окружающей среде: Монография. -М.: Знание,1993.-196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.