Научная статья на тему 'УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БОРТОВОГО КОМПЛЕКСА АВТОМАТИЧЕСКОГО ЗАВИСИМОГО НАБЛЮДЕНИЯ НА БАЗЕ НАВИГАЦИОННОЙ АППАРАТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЯ '

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БОРТОВОГО КОМПЛЕКСА АВТОМАТИЧЕСКОГО ЗАВИСИМОГО НАБЛЮДЕНИЯ НА БАЗЕ НАВИГАЦИОННОЙ АППАРАТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система CNS/ATM / навигационная специфика / переход с радио на спутниковую навигацию / CNS / ATM system / navigation specifics / transition from radio to satellite navigation

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Н.Д. Титович, Д.Л. Потылицын, Р.А. Акзигитов

Изложено преимущества перехода с радио навигации на спутниковую навигацию и дальнейшее ей развитие, тем самым повышая точность позиционирования местонахождения ВС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Н.Д. Титович, Д.Л. Потылицын, Р.А. Акзигитов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF ONBOARD COMPLEX OF AUTOMATIC DEPENDENT OBSERVATION ON THE BASIS OF THE NAVIGATION EQUIPMENT OF THE CONSUMER

The paper outlines the advantages of switching from radio navigation to satellite navigation and its further development, thereby increasing the accuracy of the position of the aircraft.

Текст научной работы на тему «УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БОРТОВОГО КОМПЛЕКСА АВТОМАТИЧЕСКОГО ЗАВИСИМОГО НАБЛЮДЕНИЯ НА БАЗЕ НАВИГАЦИОННОЙ АППАРАТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЯ »

УДК 629.7.05

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БОРТОВОГО КОМПЛЕКСА АВТОМАТИЧЕСКОГО

ЗАВИСИМОГО НАБЛЮДЕНИЯ НА БАЗЕ НАВИГАЦИОННОЙ АППАРАТУРЫ

ПОТРЕБИТЕЛЯ

Н. Д. Титович, Д. Л. Потылицын, Р. А. Акзигитов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: potilicin-dl@yandex.ru

Изложено преимущества перехода с радио навигации на спутниковую навигацию и дальнейшее ей развитие, тем самым повышая точность позиционирования местонахождения ВС.

Ключевые слова: система CNS/ATM, навигационная специфика, переход с радио на спутниковую навигацию.

IMPROVEMENT OF ONBOARD COMPLEX OF AUTOMATIC DEPENDENT OBSERVATION ON THE BASIS OF THE NAVIGATION EQUIPMENT

OF THE CONSUMER

N. D. Titovich, D. L. Potylitsyn, PA. Akzigitov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail:potilicin-dl@yandex.ru

The paper outlines the advantages of switching from radio navigation to satellite navigation and its further development, thereby increasing the accuracy of the position of the aircraft.

Keywords: CNS / ATM system, navigation specifics, transition from radio to satellite navigation.

Спутниковая навигация как основной метод по усовершенствованию бортового комплекса автоматического зависимого наблюдения на базе навигационной аппаратуры потребителя является перспективным направлением решения проблемы по точности, наблюдения и организации воздушного движения.

Целью работы является анализ целесообразности перехода с радионавигации на спутниковую систему навигации в ближайшем будущем.

В статье изложены принципы развития аэронавигационных систем гражданской авиации согласно концепции Международной организации гражданской авиации ИКАО CNS/ATM. Представлена структура блочной модернизации авиационной системы, которая в свою очередь направлена на рассмотрение оптимизации по четырем основным характеристикам операций в аэропортах: функционирует в глобальной системе данных; оптимальная пропускная способность, гибкость маршрутов полёта ЛА и точности построения траекторий. Основные вопросы навигации основаны на изучение характеристик (PBN), основные положения - опираются на 4-е основных блока составляющие понятие PBN. Рассмотрим возможные пути создание общих блоков с учетом особенностей использования воздушного пространства РФ. На основании проведённых работ по анализу вопроса об навигации был сделан вывод о переходе навигационной специфики RNAV на специфику RNV, а именно,

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 2

повышение точности маршрутов ВС путем усовершенствования наземных средств радионавигации в маршрутном и воздушном пространстве на территории аэродрома. Необходимость развития, продолжение разработки схем неточных заходов с использованием ОКББ с переходам на схемы точных заходов на посадку при помощи дополнений ГЛОНАСС - ОБАБ, ББЛБ, а также о дальнейших возможностей усовершенствования отечественной системы ББКМ для повышении точности полёта на всех этапах полёта[1].

Разработка концепция СЫБ/АТМ была принята ИКАО в начале 21 века. Основным разделами документа являются следующими:

1) телекоммуникация;

2) навигация;

3) наблюдение;

4) организация воздушного движения.

В работе изучаются, анализируется вопросы усовершенствование систем в РФ, следуя основным концепциям наблюдения.

Предусматривается развитие следующих направлениях навигации:

- использование всемирных глобальных спутниковых системы ОКББ с применением функциональных дополнений;

- использование зональной навигации КЫАУ с применением навигационных характеристики КЫР.

В настоящие время на территории Российской Федерации методично вводится КЫАУ в рамках ОКББ, которая обеспечивает навигацию на маршруте движения ЛА и устранять проблемы с неточным заходом на посадку [2].

Аэронавигационный план предполагает, как наиболее приоритетное направление введения блочной модернизации всей авиационной системы. Как показано в документе ИКАО, ролью блочной модернизации является поддержание и повышением уровня безопасности полётов ВС, усовершенствования согласования программ улучшение организации воздушного движения. Нейтрализация препятствий на маршруте, а также дальнейшего увеличения эффективности деятельности авиации и устранение воздействия окружающей среды на ВС. Основой является четыре области совершенствования характеристик:

1) операция в аэропортах;

2) взаимодействия в глобальном масштабе систем и данных;

3) оптимальная пропускная способность и мультинаправленность маршрутов полёта;

4) эффективность проложенных траекторий полётов.

Для совершенствования первой характеристики - операция в аэропортах предусматривается следующие:

1) оптимизация схем захода на посадку, применяя наведение в вертикальной плоскости -является первым шагом в направлении повсеместного введения посадки по ОКББ;

2) повышение пропускной способности ВИН за счет оптимизированной ноги эшелонирования с учётом турбулентности в смутном следе, с помощью пересмотра действующих минимумов и процедур эшелонирования ИКАО;

3) стабилизации потоков движения на ВПП на основе установленной очередности, синхронизированное по времени установление очередности движения и прибывающих ВС;

4) безопасность и эффективность использования систем управления наземного контроля А-ЗМОСБ;

5) оптимизация операций в аэропортах на основе применения принципов совместного решения (СОМ) и совместной работы эксплуатационных подразделений в аэропортах.

Для исполнения второй характеристики - взаимодействие в глобальном масштабе систем и данных предусматривается следующие:

1) повышение эффективности взаимодействия и пропускной способности путём внедрения систем связи "земля-земля". Координация передачи данных по линии связи "земля

- земля" и передача данных между службами УВД;

2) использование цифровой навигации для повышения уровня навигации, обработки и распределение информации с помощью САИ/УАИ. Переход к AIP, улучшения качества и степени доступности данных;

3) применение метеорологических данных для поднятия уровня эксплуатационной эффективности и безопасности полётов.

Для исполнения третей характеристики - оптимальная пропускная способность и мультинаправленность маршрутов полёта предусматривается следующие:

1) совершенствование производства полётов благодаря улучшению траекторий полета на маршруте;

2) общесетевой анализ воздушного движения путём планирования и распределения авиатранспорта во избежание загруженных районов авиадвижения;

3) предупреждение о воздушном движении при необходимости;

4) модернизация комплексов наземного наблюдения с целью повышения безопасности рейсов;

5) усовершенствование бортовых сетей предупреждения столкновений.

Для использования четвертой характеристики - эффективность проложенных траекторий полётов предусматривается следующие:

1) оптимизация движения в режиме непрерывного снижения и набора высоты для наиболее эффективного использования воздушного пространства;

2) применение каналов передачи данных для оптимизации и повышения безопасности полётов.

В дальнейшей работе планируем изучения возможностей внедрение в аэропортах стандартных маршрутах вылетов и прибытий с использованием специфики RNAV для летательных аппаратов, имеющие DME/DME и GNSS.

Библиографические ссылки

1. Концепция и системы CNS/ATM в гражданской авиации / В. В. Бочкарев, В. Ф. Кравцов, Г. А. Крыжановский и др. // М.: Академкнига 2003. 414 с.

2. Бакулев П.А., Сосновский А. А Радионавигационные системы. Учебник для вузов. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Радиотехниа, 2011. 272 с.

3. Приложение 10 к Концепции о международной гражданской авиации (SA RPS) Т. 1 Радионавигационные средства. 6-е издание. Монреаль: ИКАО 2016.

4. Логвин А.И., Орлов O.E. Спутниковые системы навигации и связи для УВД. М.: МГТУ ГА, 2002. 64 с.

5. Соловьев Ю.А. Системы спутниковой навигации. М.: Эко-Трендз, 2000. 267 с.

© Титович Н. Д., Потылицын Д. Л., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.