Научная статья на тему 'Услуги сми и экология личности: к истории вопроса'

Услуги сми и экология личности: к истории вопроса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
606
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / MASS MEDIA / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ПРЕССА / PRESS / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / SOCIAL INSTITUTION / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ПЕ-ЧАТ / PRINTING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ефимова Людмила Владимировна

СМИ оказывают сильное влияние на общественную жизнь в целом, а также на нравственный и со-циально-психологический образ каждого члена общества в частности, потому что любая новая ин-формация, транслируемая СМИ, определённым образом направлена и содержит в себе повторяемые стереотипы политических ориентаций и ценностных установок, самостоятельно закрепляющихся в сознании индивидов. СМИ обладают мощнейшим воздействием на сознание каждого члена обще-ства, являются эффективным фактором влияния на эмоции индивида, средством оперативной до-ставки избранной информации в различные «территориальные закоулки» любых регионов планеты. Наиболее показательно это прослеживается на примере электронных СМИ. Сегодня во много раз возросло воздействие средств массовой информации на личность. Интернет и телевидение домини-руют среди других средств массовой информации по степени влияния, они вошли в быт практически каждой семьи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ефимова Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERVICES OF MASS MEDIA AND PERSONAL ECOLOGY: ISSUE HISTORY

The media have a strong influence on public life in general, as well as on moral and socio-psychological im-age of every member of society in particular because any new information, broadcasted by media, directs in a certain way and contains repeated stereotypes of political orientations and values, self-reinforcing in the minds of individuals. Mass media has a powerful impact on the consciousness of every member of society, and is an effective influence on emotions of the individual, means of operative delivery of the selected information in different “territorial nooks” of any regions of the planet. The most demonstrative example is electronic media. Today, the impact of the media on the individual has increased much more. The Internet and television domi-nate other media in terms of impact; they have become the life of almost every family

Текст научной работы на тему «Услуги сми и экология личности: к истории вопроса»

УДК 316.1 DOI: 10.12737/ 14572

услуги сми и экология личности: к истории ВОПРОСА

Ефимова Людмила Владимировна, старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных знаний, 11elv@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

СМИ оказывают сильное влияние на общественную жизнь в целом, а также на нравственный и социально-психологический образ каждого члена общества в частности, потому что любая новая информация, транслируемая СМИ, определённым образом направлена и содержит в себе повторяемые стереотипы политических ориентаций и ценностных установок, самостоятельно закрепляющихся в сознании индивидов. СМИ обладают мощнейшим воздействием на сознание каждого члена общества, являются эффективным фактором влияния на эмоции индивида, средством оперативной доставки избранной информации в различные «территориальные закоулки» любых регионов планеты. Наиболее показательно это прослеживается на примере электронных СМИ. Сегодня во много раз возросло воздействие средств массовой информации на личность. Интернет и телевидение доминируют среди других средств массовой информации по степени влияния, они вошли в быт практически каждой семьи.

Ключевые слова: СМИ, информация, пресса, коммуникация, социальный институт, общество, печать

В современном мире, при всё возрастающей зависимости жизни общества от качественного использования информационных технологий, вопросы о степени свободы СМИ от власти и государства (в особенности претендующего на статус демократического), от общества приобретают особое значение. Средства массовой информации выполняют разные социально-политические роли, некоторые из которых, в зависимости от социально-политических нюансов, обретают смысл особой общественной значимости. Это объединительные, организующие, консолидирующие и просвещающие общество роли. Вместе с тем, СМИ могут играть и разъединительную, дезинтегрирующую роль [1].

СМИ обладают сильным влиянием на общественную жизнь в целом, а также на нравственный и социально-психологический образ каждого члена общества, потому что любая новая информация, транслируемая СМИ, определённым образом направлена и содержит в себе повторяемые стереотипы политических ориентаций и ценностных установок, самостоятельно закрепляющихся в сознании индивидов.

История журналистики свидетельствует о том, что одним из основных направлений её

развития являлось наиболее полное удовлетворение потребности человека в необходимой социально значимой информации, то есть в коммуникации. Даже в доисторическом обществе человек сам являлся средством коммуникации в ролях шамана, оракула, предсказателя, а средством её сохранения служили наскальные рисунки, глиняные дощечки, пергамент и пр. [2; 3].

Большинство исследователей едины во мнении, что появление прессы можно отнести к V в. до н.э., именно тогда в Риме вышли первые газеты, напоминающие современные, ещё при Юлии Цезаре — в 60 г до н.э. Самый известный — это бюллетень-ежедневник Acta diurna (События дня). Имеются сведения и о наличии в Азии похожих доисторических изданий: к примеру, в VIII в.н. э. в Китае выпускалась «Кибелч-жи» (Хроникальная газета), «Дибао» (Придворная газета), а в Японии издавалась на глиняных дощечках «Иомиури каварабан» (Читать и передавать), бывшие по своей сути предгазетными примерами.

В средние века широкое распространение получили так называемые «летучие листки» (ревю, куранты, реляции и т.п.), имевшие довольно яркий прикладной и информационный характер.

Изобретённый И. Гуттенбергом в 1440 г. процесс печати при помощи подвижных литер придал мощный стимул развитию журналистики и прессы. Именно Западную Европу можно считать родиной прессы как социального института. Первой газетой именно в таком смысле принято считать бельгийскую Niewe Tydingen (Новые новости), издававшуюся в то пору в Антверпене в типографии Авраама Вергевена с 1605 г. Первая ежедневная газета Daily Courant (Ежедневный вестник) стала выходить в Англии (в Лондоне) с 11 марта 1702 г.1

Средства массовой информации обязаны были предоставлять информацию, отделяя её от комментариев и других мнений, побуждать к выражению общественного мнения.

Основными этапами развития СМИ являются:

1) предгазетные явления — до начала нашей эры;

2) период рукописных выпусков — с начала нашей эры до XV в.н. э.;

3) изобретение и распространение книгопечатания, становление газетного и журнального дела — с XV в. до XVII в.;

4) распространение журналистики как социального института, развитие базы полиграфии, установление прессы как одной из основ демократии — с XVIII в. до начала XX в.;

5) признание за печатью функций «четвертой власти» — с 1900 г. по 1945 г.;

6) монополизация и концентрация СМИ в структуре развития общества — с 1945 г. по 1955 г.;

7) период утверждения средств коммуникации в электронной форме — с 1955 г. по 1990 г.;

8) образование нового информационного порядка в мире — с 1990 г. по настоящее время.

В современном мире СМИ — это учреждения, образованные для публичной и открытой передачи посредством специальных технических приёмов и средств всевозможной информации любому лицу, т.е. это практически отдельная система с множеством составляющих элементов, таких как свойства, содержание, методы, формы и определённые уровни организации (региона, страны, производства). Особые черты СМИ — это массовость, а именно: наличие специальных техсредств, безграничный круг пользователей, изменяющийся объём доступной аудитории, зависящий от заинтересованности в представлен-

1 Средства массовой информации [Электронный ресурс] / Электронная энциклопедия. — Режим доступа: http//ru.wikipedia.org/

ной к восприятию статье, сообщению или передаче [5; 6].

Представляется, что само понятие СМИ не должно приравниваться к понятию СМК (средства массовой коммуникации), потому что СМК включают в себя более широкий спектр массовых средств. СМК включают театр, цирк, кино и т.п., другие схожие зрелищные представления, отличающиеся регулярностью общения с массовой аудиторией, кроме того, такие средства технической коммуникации, как телеграф, телетайп, телефон и т.п. [7].

Сама по себе журналистика тесно связана с применением высокоразвитых технических средств общения — прессы как средства для распространения информации при помощи печати изображений и текста, телевидения — путём передачи видео и звуковой информации с помощью электромагнитных волн, радио — передачей звуковой информации также с помощью электромагнитных волн. Для теле- и радиовещания необходимо обязательное использование соответствующих приёмников.

Использование этих коммуникационных средств способствовало появлению трёх подсистем СМИ: радио, телевидения и печати, которые состоят из многочисленных каналов — самостоятельных журналов, газет, альманахов, программ телевидения и радио, книжной продукции, способных автономно распространяться как в пределах местных регионов (округах, областях, районах), так и по всей планете [13].

Важнейшим моментом теории существования любой системы социальной коммуникации является рассмотрение и анализ её функций. Связано это с тем, что происходящие в любой системе общественной деятельности процессы в конечном счёте определяются осуществлением ею определённой функции в более широком общем понимании целого. СМИ способны представлять великое множество функций в совершенно различных сферах.

К примеру, Е.П. Прохоров [9], представляя журналистику как полифункциональную систему, определяет следующие функции журналистики:

1) коммуникативную — как функцию налаживания контактов, общения, называемую автором исходной;

2) непосредственно-организаторскую, наиболее демонстративно проявляющую роль «четвёртой власти» в обществе и государстве;

3) идеологическую (социально-ориентирующую), связанную с намерением оказать глубокое влияние на ценностные предпочтения социума, его мировоззренческие основы, стремления, идеалы и самосознание индивидов, не исключая мотивацию их поведенческих актов;

4) культурно-образовательную, по мнению автора, включающую и участие в распространении и пропаганде в общественной жизни высоких культурных ценностей, воспитание людей на высоких образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

5) рекламно-справочную, направленную на удовлетворение утилитарных запросов в мире увлечений различных слоёв населения (игры, туризм, коллекционирование, сад—огород и т.п.);

6) рекреативную (получение удовольствия, снятия напряжения, развлечения).

К примеру, С.Г. Корконосенко [4] обозначает следующие функции журналистики:

- информационно-коммуникативную;

- производственно-экономическую;

- духовно-идеологическую;

- регулирующую.

В экономической области журналистика приобретает качества товара и превращается в элемент системы производства. В социальном понимании основным становится получение, накопление, сбор, хранение, переработка и распространение информации.

Духовная сфера предполагает выполнение прессой образовательной, познавательной, воспитательной функций, присущих всем идеологическим институтам.

Различные авторы по-разному рассматривают функции средств массовой информации. Однако общепринято самое простое разделение функций СМИ, предлагаемое современными исследованиями:

1) гуманитарное, включающее образование, информирование, развлечение и т.п.;

2) политико-идеологическое, направленное на формирование общественного сознания у отдельных групп населения разных социально-нравственных характеристик.

Интенсивное развитие теории массовых коммуникаций началось сравнительно недавно — с 1952 г. Г. Лассауэл создал первую и наиболее принятую модель процесса коммуникации для придания различных направлений в коммуникационных исследованиях. Каждый её элемент представляет собой самостоятельную область

анализа процесса коммуникации: «что говорит» — контент-анализ информации; «кто говорит» — изучение передающего; «кому» — исследования аудитории; «по какому каналу» — изучение СМК; «с каким результатом» — измерение эффективности коммуникации. Для знакомства с опытом исследований коммуникации эта схема и сегодня является наиболее актуальной, потому что наглядно представляет связь элементов между собой (кроме того, и потому, что большинство исследований следующих лет проводилось уже на её основе). В образовании современной европейской теории коммуникаций эволюционно можно вычленить понятие феномена коммуникации.

Принимая во внимание, что исследования, относящиеся сегодня к коммуникативным, проводились в течение всего двадцатого столетия в границах совершенно различных социальных наук, после окончания второй мировой войны, одновременно с распространением информационных технологий и наук, стали образовываться новые подходы в изучении коммуникации. Общим для этих подходов являлось рассмотрение коммуникации как распространения информации, при котором необходимыми составляющими являлись сообщение, источник информации, канал передачи, получатель сообщения и звуковые помехи. Модель была преобразована в тематической литературе и получила широкое признание как модель информационной трансмиссии. До сегодняшнего дня, несмотря на общепризнанные ограничения, именно эта модель широко применяется в коммуникативной практике и теории [14].

В 50-60-е годы ХХ в. создаётся раздел рассматриваемой в статье дисциплины, известный сегодня как межличностная коммуникация. Значительный вклад в совершенствование этого направления внесли Грегори Бейтсон и калифорнийская группа Palo Alto Group, возглавляемая психотерапевтом Полем Вацлавиком. В предложенных подходах коммуникация определяется как взаимодействие. Предполагается, что она представляет собой не просто приём и передачу информации, но одновременно создаёт новую общность, некую новую ступень взаимопонимания участников.

Дальнейший этап развития теории коммуникации, продлевающийся и по настоящее время, включает развитие систематического подхода к изучению коммуникации. Она начинает рассматриваться как некий социальный процесс

[11]. Выделяется не только её интерактивный, но и транзакционный характер, определяющийся тем, что каждый её участник является и получателем, и отправителем информации не поочерёдно, а одномоментно, каждый коммуникативный процесс имеет не только настоящее в конкретном ситуационном общении, но и прошлое в виде испытанного опыта, одновременно проецируемого в будущее.

Учёные, рассматривающие коммуникацию как социальный процесс, причисляют себя к разным исследовательским научным направлениям и течениям в области коммуникации. На сегодняшний день представительство этих течений и направлений весьма широко: социальный конструктивизм и социальный конструкцио-низм, критическая теория, теория систем, постмодернизм, культурология, символический ин-теракционизм и ряд других. Общими и наиболее важными положениями, принимаемыми этими школами, касающимися процессов социальной коммуникации, являются следующие.

1. Коммуникация как главное общественное действо создания, изменения социальных реальностей, их поддержания и сохранения [15].

2. Смысловое генерирование понятийного создания его понятия, поскольку коммуникация не просто обмен информацией, но и процесс созидания определённой общности, в которой мы принимаем информацию и соотносим собственные смыслы и смыслы наших коммуникативных собеседников, создавая взаимопонимание определённой степени.

3. Ролевое значение контекста к коммуникации и культура как обобществлённый контекст. Процессы коммуникации происходят и принимают для нас определённый смысл лишь в заданном контексте.

4. Социально-культурный конструкт в значении восприятий своего «Я». Коммуникация как процесс, в котором именно мы воссоздаём не только собственное «Я», но и свою собственную социальную реальность.

5. Символизм как природа коммуникации, то есть процесса созидания обобществлённых смыслов средствами применения символов, включающих язык с его первоочередной ролью.

6. Взаимовлияние исследуемой коммуникативной практики с самим исследователем. Сторонники общественных подходов едины во мнении, что коммуникативная теория — это «практическая теория», а коммуникация — это «практическая дисциплина» [12].

СМИ (средства массовой информации) могут являться дезорганизованной или же организованной системой. Процессы дезорганизации и организации такого системного объекта определяют его оптимальное функционирование и структурную упорядоченность. Вместе со структурами экономической упорядоченности и редакционными структурами существуют социальные институты, государственные функциональные органы как участники этого организационного процесса. Его изменения связаны с общими тенденциями перехода к демократическому обществу, с существенно выраженным сокращением сферы отношений подчинённости, подчинения государственным структурам и с развитием сотрудничества, отношений координации между СМИ и всевозможными субъектами управленческой, организационной деятельности.

Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в системе СМИ осуществляет именно организационные функции. И основными задачами министерства являются:

— регистрация рекламных агентств и СМИ;

— проработка и осуществление в сфере СМИ государственной политики;

— получение лицензии на телерадиовещание;

— осуществление контроля за исполнением законов РФ, применением взысканий, получением лицензий, правилами регистрации, определённых законодательством РФ, аннулирование и приостановление лицензий и регистрации, вынесение предупреждений в строго установленном порядке;

— разработка проектов законов и нормативно-правовых актов, касающихся СМИ;

— проработка и осуществление мер в сфере эксплуатации, развития, стандартизации, реконструкции и сертификации технических стандартов и нормативов, а также технической базы и пр.

Суды принимают решения:

— о прекращении и приостановлении деятельности СМИ;

— о признании свидетельств о регистрации СМИ недействительными;

— о возложении ответственности за нарушение законодательства о СМИ;

— о прекращении распространения продукции СМИ;

— о возмещении морального вреда.

В Государственной думе как системе зако-

нодательной власти работает созданный ею Комитет по информационной политике и связи. В Думе обсуждаются и принимаются законы о СМИ. Совет Федерации принимает решения по одобрению и внесению на подпись Президенту. Этими законами регулируются и отношения между СМИ и властью. Указы Президента и акты правительства также воздействуют на организационную деятельность в СМИ [12].

Информационная политика государства в периоды реформ может характеризоваться как негативными, так и позитивными тенденциями. Расширяется и правовое регулирование СМИ. Создаются новые условия для возникновения множество иных СМИ и других изданий, сориентированных на различные потребности разных аудиторий для их независимого автономного существования, опирающегося на правовые процессы. Проявления попыток властного произвола сужается. Набирают силу на территории Российской Федерации нормы международного права, относящиеся к регулированию деятельности СМИ, защиты информационных прав и др. [10].

Социальная активность личности как самостоятельный субъективный фактор оказывает всё большее позитивное влияние на решение экономических, политических и социальных задач на современном этапе развития российского общества. СМИ играют важную роль в создании такой активности социума. Всё возрастаю-

щая роль телевидения, радио и печати в общественной жизни государства подтверждается их бурным ростом, доступностью и распространённостью самой информации. Телевизионная картинка, устное или печатное слово практически мгновенно могут быть доставлены в любую географическую точку на Земле, в любую аудиторию [16].

СМИ являются мощнейшей силой влияния на сознание каждого члена общества, эффективным фактором влияния на эмоции индивида, мощным средством оперативного достижения выбранной информации в различные «территориальные закоулки» любых регионов планеты. Наиболее показательно это прослеживается на примере электронных СМИ. Их роль возрастает с расширением технических возможностей. Эмоциональное влияние на сознание и чувства человечества СМИ несравнимы ни с какими другими, поэтому СМИ могут собирать огромные аудитории. СМИ, в особенности телевизионные, вопросы качественного повышения эффективности трансляций связывают с уровнем применения творческого процесса, средств и форм политико-социального воспитания художественного, журналистского и технического персонала. Это касается, прежде всего, вопросов отбора тех проблем, решение которых подсказывается и поддерживается самой аудиторией и созданием включающих их первоочередных планов деятельности СМИ [4].

Литература

1. Ефимова Л.В. Аксиологические проблемы СМИ // Сервис plus. 2014. № 2.

2. Зорина Н.М. К вопросу о презентации теории дискурса в рамках речеведческих дисциплин // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2009. № 3. С. 93—98.

3. Краснова О.Н. Развитие гражданских инициатив в политическом процессе (на материалах ФРГ). Автореф. дис. ... канд. полит. наук / Мос. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. М., 1998.

4. Коргоносенко С.Г. Социология журналистики. М.: Аспект Пресс, 2004.

5. Коршунов В.В. Человек между реальностью и киберпространством // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 1 (21).

6. Коршунов В.В., Шелекета В.О. К вопросу о философско-культурологическом обосновании гуманитарной экспертизы социально-политических процессов // Сервис plus. 2014. Т. 8. № 4. С. 9—14.

7. Марков Е.А. Кому служат российские средства массовой информации? // Власть и властные отношения в современном мире: в 2-х т. Т. 1. Екатеринбург. Изд-во Урал.ун-та. 2006. С. 598—601.

8. Миронов С. Информационная культура предполагает ответственность СМИ// Деловая пресса. № 23-24 (438-439) от 20.06.2008.

9. Прохоров Е.П. Свобода СМИ в журналистской деятельности. М., 2001. С. 42-44

10. Солодухин Ю. Н. Российские средства массовой информации: являются ли они «четвертой властью»?: СМИ в политических технологиях. М.: Энигма, 2005.

11. Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика. M.: Издательство МГУ. 2008.

12. Чичановский А. СМИ и власть // Диалог. 1995. № 5-6. С. 32-38.

13. Efimova L. V. Axiological Problems of the Mass // Media Middle-East Journal of Scientific Research. 22(2): 97-101, 2014.

14. Kortunov V. Modernization of Russia in the Context of Cultural Experience of the East and West // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. T 14. № 1. C. 41-46.

15. Kortunov V.V., Platonova N.A. Philosophical and Socio-Cultural Aspects of the Economic Type of Thinking // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. T 16. № 2. C. 296-303.

16. ZorinaN.M., Kortunov V.V. The Issues of Methodology of a Discourse-Analysis in Teaching of Professional Speech to the Students of Non-Philological Specialties // Middle East Journal of Scientific Research. 2014. T. 19. № 4. C. 554-559.

SERVICES OF MASS MEDIA AND PERSONAL ECOLOGY: ISSUE HISTORY

Efimova Lyudmila Vladimirovna, Senior Lecturer at the department of philosophy and social-humanitarian knowledge, 11elv@mail.ru,

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

The media have a strong influence on public life in general, as well as on moral and socio-psychological image of every member of society in particular because any new information, broadcasted by media, directs in a certain way and contains repeated stereotypes of political orientations and values, self-reinforcing in the minds of individuals. Mass media has a powerful impact on the consciousness of every member of society, and is an effective influence on emotions of the individual, means of operative delivery of the selected information in different "territorial nooks" of any regions of the planet. The most demonstrative example is electronic media. Today, the impact of the media on the individual has increased much more. The Internet and television dominate other media in terms of impact; they have become the life of almost every family.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: Mass media, information, press, communication, social institution, society, printing

References

1. EfimovaL.V., Aksiologicheskie problemy SMI [Axiological media problems]// Servis plus. 2014. № 2.

2. ZorinaN.M. K voprosu o prezentatsii teorii diskursa v ramkakh rechevedcheskikh distsiplin [On the question of the presentation of the theory of discourse within speech disciplines]// Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2009. № 3. pp. 93—98.

3. Krasnova O.N. Razvitie grazhdanskikh initsiativ v politicheskom protsesse (na materialakh FRG). Avtoref. dis. ... kand. polit. nauk [The development of civil initiatives in the political process (on materials of the Federal Republic of Germany). A Candidate of Politics thesis] / Mos. gos. un-t im. M.V. Lomonosova [Lo-monosov Moscow State University]. M., 1998.

4. Korgonosenko S.G. Sotsiologiya zhurnalistiki [Sociology ofjournalism]. M.: Aspekt Press, 2004.

5. Kortunov V.V. Chelovek mezhdu real'nost'ju i kiberprostranstvom [Person between reality and cyberspace] // Sovremennye issledovanija social'nyh problem (jelektronnyj nauchnyj zhurnal) [Modern research of social problems (electronic scientific journal)]. 2013. № 1 (21).

6. Kortunov V.V., Sheleketa V.O. K voprosu o filosofsko-kul'turologicheskom obosnovanii gumanitarnoj jek-spertizy social'no-politicheskih processov [To the question of philosophical and cultural justification of humanitarian examination of socio-political processes] // Servis plus. 2014. V. 8. № 4. pp. 9—14.

7. Markov E.A. Komu sluzhat rossiiskie sredstva massovoi informatsii? [Whom do the Russian media serve?] // Vlast' i vlastnye otnosheniya v sovremennom mire [Power and power relations in the modern world]: two volumes. V. 1. Ekaterinburg. Izd-vo Ural.un-ta. 2006. pp. 598—601.

8. Mironov S. Informatsionnaya kul'tura predpolagaet otvetstvennost' SMI [Information culture implies the

responsibility of the media]// Delovaya pressa [Business press]. № 23—24 (438—439) dated 20.06.2008.

9. Prokhorov E.P. Svoboda SMI v zhurnalistskoi deyatel'nosti [Media freedom in journalism]. M., 2001. pp. 42-44

10. Solodukhin Yu. N. Rossiiskie sredstva massovoi informatsii: yavlyayutsya li oni «chetvertoi vlast'yu»?: SMI v politicheskikh tekhnologiyakh [Russian media: are they the "fourth estate"?: Media in political technology]. M.: Enigma, 2005.

11. Fedotova L. Sotsiologiya massovoi kommunikatsii: teoriya i praktika [Sociology of mass media: theory and practice]. M.: Izdatel'stvo MGU. 2008.

12. Chichanovskii A. SMI i vlast' [Mass media and power]// Dialog. 1995. № 5-6. pp. 32-38.

13. EfimovaL.V. Axiological Problems of the Mass // Media Middle-East Journal of Scientific Research. 22(2): 97-101, 2014.

14. Kortunov V. Modernization of Russia in the Context of Cultural Experience of the East and West // Middle East Journal of Scientific Research V. 14. № 1, 2013. pp. 41-46.

15. Kortunov V.V., PlatonovaN.A. Philosophical and Socio-Cultural Aspects of the Economic Type of Thinking // Middle East Journal of Scientific Research V. 16. № 2, 2013. pp. 296-303.

16. ZorinaN.M., Kortunov V.V. The Issues of Methodology of a Discourse-Analysis in Teaching of Professional Speech to the Students of Non-Philological Specialties // Middle East Journal of Scientific Research V. 19. № 4, 2014. pp. 554-559.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.