Научная статья на тему 'Услуги бизнес-образования как особый сегмент рынка дополнительного профессионального образования'

Услуги бизнес-образования как особый сегмент рынка дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
573
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СЕГМЕНТ РЫНКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УСЛУГИ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ / ECONOMIC CONTENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / SEGMENT OF THE MARKET OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / SERVICE OF BUSINESS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонгардт Валерия Анатольевна

Изменение условий деятельности и появление новых требований к функционированию организаций актуализирует проблему подготовки квалифицированных управленцев для системы образования. В статье рассматривается сущность понятия «дополнительное профессиональное образование» и обосновывается необходимость выделения особого сегмента рынка интеллектуальных услуг бизнес-образования для руководителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонгардт Валерия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SERVISES OF BUSINESS EDUCATION AS A SPECIAL SEGMENT OF THE MARKET OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Variation of conditions of activity and occurrence of new requirements to functioning of the organizations make the problem of training qualified managers for educational system actual. In the article the essence of the concept «additional professional education» is considered and the necessity of allocation of a special segment of the market of intellectual services business education for heads is proved.

Текст научной работы на тему «Услуги бизнес-образования как особый сегмент рынка дополнительного профессионального образования»

ИНСТИТУТУ КАДРОВОГО РАЗВИТИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА — 30 ЛЕТ

УДК 37.014.54 ББК У49

В. А. Леонгардт

Екатеринбург

УСЛУГИ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСОБЫЙ СЕГМЕНТ РЫНКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГСНТИ 06.71.45; 14.37.01

Код ВАК 08.00.05; 13.00.02

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экономическое содержание дополнительного профессионального образования; сегмент рынка дополнительного профессионального образования; услуги бизнес-образования.

АННОТАЦИЯ. Изменение условий деятельности и появление новых требований к функционированию организаций актуализирует проблему подготовки квалифицированных управленцев для системы образования. В статье рассматривается сущность понятия «дополнительное профессиональное образование» и обосновывается необходимость выделения особого сегмента рынка интеллектуальных услуг - бизнес-образования для руководителей.

V. A. Leongardt

Ekaterinburg

THE SERVISES OF BUSINESS EDUCATION AS A SPECIAL SEGMENT OF THE MARKET OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

KEY WORDS: economic content of additional professional education; segment of the market of additional professional education; service of business education.

ABSTRACT. Variation of conditions of activity and occurrence of new requirements to functioning of the organizations make the problem of training qualified managers for educational system actual. In the article the essence of the concept «additional professional education» is considered and the necessity of allocation of a special segment of the market of intellectual services - business education for heads is proved.

Одним из приоритетных направлений государственной политики РФ стало развитие новой экономики, базирующейся на опережающем росте знаний и представляющей сферу образования как самостоятельную отрасль экономики. Система образования в России за короткий вре-

© Леонгардт В. А., 2011

менной период пережила целый ряд изменений: совершенствование законодательной базы, внедрение современных экономических инструментов управления, государственную стандартизацию образовательных услуг, отказ от государственной монополии в области образования и его коммерциализа-

цию, интеграционные процессы в европейское образовательное пространство.

Однако руководители системы образования не готовы квалифицированно действовать в новых экономических условиях. Это обусловливает модернизацию образовательной политики и изменение требований к профессиональной компетентности руководителей. В частности, в соответствии с новыми «Квалификационными характеристиками должностей работников образования», руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения должен иметь «Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки „Государственное и муниципальное управ-ление“, „Менеджмент“, „Управление персоналом“ и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет» [2].

Если в части опыта управленческой деятельности большинство руководителей соответствует установленным требованиям, то что касается наличия управленческого и экономического образования, — только 9% руководителей

До настоящего времени в сфере образования как виде экономической деятельности было занято: в 2007 г. — 6016 тыс. чел., 2008 — 5980 тыс. чел.,

имеют высшее профессиональное образование и 22% прошли программы профессиональной переподготовки.

Проанализируем ситуацию с точки зрения численности занятых в отрасли образования, а также осуществляющих управленческую деятельность [3]. Общее количество / доля руководителей (представителей) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций, предприятий и их структурных подразделений (служб), составляет: в 2007 г. — 2710 тыс. чел. (4,15% от общей численности занятых в экономике), 2008 г. — 4805 тыс. чел., 2009 г. — 5322 тыс. чел. (7,54% аналогично). Таким образом, отмечается общая тенденция к увеличению количества управленцев в различных отраслях экономики.

Образование как отрасль развивается достаточно динамично (таблица): появляются новые типы и виды учреждений, осуществляется переход на альтернативные организационно-правовые формы, развивается частное образование. Сократилась общая численность учреждений, однако штат управления имеет тенденции к увеличению, так как появились новые функциональные сферы деятельности — общее управление, учебная, научно-методическая, административно-хозяйственная, маркетинговая, правовая и экономическая деятельности.

2009 г. — 5944 тыс. чел. (105 тыс. чел. — руководители учреждений; 17,67% от общего количества работников). По состоянию на 1.01.2010 г. — 48,2% ра-

Таблица

Численность образовательных учреждений в отрасли (образование), 1970—2009 гг.

Образовательные учреждения 1970 1980 1990 2000 2009

Число дошкольных образовательных учреждений, тыс. 65,0 74,5 87,9 51,3 45,3

Число общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений), тыс. 96,9 68,88 67,6 67,0 51,7

Число вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, тыс. 6,9 6,0 2,1 1,7 1,4

Число образовательных учреждений начального профессионального образования 3257 4045 4328 3893 2658

Число образовательных учреждений среднего профессионального образования 2423 2505 2603 2703 2866

Число образовательных учреждений высшего профессионального образования 457 494 514 965 1114

ботников системы образования имеют высшее профессиональное образование; 1,2% — послевузовское; 29,4% — среднее профессиональное; 7,4% — начальное профессиональное образование; 13,8% — не имеют профессионального образования; основная специализация профессионального образования — педагогическое образование.

В высшем профессиональном образовании с переходом на ФГОС ВПО в вузах реализуются образовательные программы по направлениям «Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление», «Экономика», но среди них востребованы действующими руководителями только магистерские программы. Потребительские предпочтения руководителей — это программы дополнительного профессионального образования, которые являются практикоориентированными, позволяют совмещать профессиональную деятельность и обучение, через консультирование решать актуальные проблемы управления и находятся в доступной ценовой линейке.

Дополнительное профессиональное образование работников системы образования традиционно имело педагогическую направленность. В 1981 г. по решению Министерства просвещения были созданы первые факультеты повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в Москве и Барнауле, в 1983 г. — в Свердловске (Екатеринбурге) на базе Свердловского государственного педагогического института [4]. Однако уже в то время осуществлялась дифференциация образовательных программ дополнительного профессионального образования — для руководителей (зам. руководителей) и педагогов. В настоящее время назрела необходимость сделать подготовку и переподготовку руководителей для системы образования более содержательной и углубленной. Содержание управленческой деятельности предполагает, что для осуществления функций управления руководитель должен быть компетентным по вопросам управления образованием (основной процесс), персона-

лом, маркетингом, инновациями, финансами и ресурсами.

В то же время считаем необходимым подчеркнуть, что в современных условиях дополнительное профессиональное образование (ДПО) занимает особое место. Так, в соответствии со ст. 1 Закона РФ «О дополнительном образовании» [6] мы можем видеть, что дополнительное образование — это система разных видов образовательной деятельности, различающихся по продолжительности и содержанию, где ДПО представляет собой «дополнительное образование, направленное на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям, и способствующее развитию деловых и творческих способностей этих лиц, повышению их культурного уровня. Профессиональное дополнительное образование включает в себя повышение квалификации и профессиональную переподготовку». С нашей точки зрения, ДПО — это образовательная услуга в системе профессионального образования, осуществляемая юридическим или физическим лицом, заключающаяся в процессе передачи взрослому человеку (потребителю) определенной информации, умений и навыков, направленная на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующая развитию деловых и творческих способностей, а также повышению культурного уровня индивида.

В структуре дополнительного профессионального образования выделяется особый сегмент рынка — бизнес-образование руководителей. Анализ доступной нам литературы в области экономической теории, маркетинга и управления бизнес-образованием показывает, что, хотя в данной области и имеются определенные наработки, как

в нашей стране, так и за рубежом, научная школа в данном направлении в РФ еще только складывается. Более того, публикации от лица Российской и региональных ассоциаций бизнес-образования имеют основной целью преимущественно практическое предназначение: предоставление информации руководителям о предлагаемых образовательных программах (тренингах), анализ обзоров рынка и его отдельных сегментов, дискуссии по поводам эффективного согласования интересов производителей и потребителей услуг бизнес-образования.

Тем не менее мы можем отметить, что в РФ на текущий момент известны и некоторые теоретико-методологические подходы к услугам бизнес-образования [1]. В частности, бизнес-образование как важнейший элемент современного образовательного комплекса, а также подходы к проблеме разработки его различных аспектов в современных условиях рассмотрены в работах следующих отечественных и зарубежных авторов: Г. В. Астратова, В. В. Годин, Л. И. Евенко, А. М. Зобов, Э. М. Коротков, Р. Мейер, К. Мор, М. Пилгрим, Б. Т. Пономаренко, А. Г. Поршнев,

Н. Скарамутцо, С. П.Семенцов, Л Ю. Ше-мятихина и др. Вместе с тем необходимо подчеркнуть относительно слабую изученность в отечественной литературе вопросов содержания услуги бизнес-образования для руководителей, вытекающего из сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта организации и управления бизнес-образованием.

Анализ нормативно-правовых актов показывает, что законодательство РФ на текущий момент не выделяет такого понятия, как «услуга бизнес-образования». Соответственно, к услугам бизнес-образования применимы общие положения ГК РФ, касающегося договора на оказание услуг. Согласно ст. 27, п. 5 Закона РФ «Об образовании» бизнес-образование не находит отражения при классификации образовательных уровней.

Ст. 26, п. 1 закона гласит: «В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей допол-

нительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов». Таким образом, можно сделать вывод, что возникшая под воздействием рынка необходимость широкомасштабной переподготовки управленческих кадров для системы образования в действующей редакции практически выводится за скобки закона [5]. Однако мы считаем, что поскольку гражданское законодательство РФ в основе своей диспозитивно, то применительно к услугам бизнес-образования контрагенты могут и должны регулировать свои отношения договором, что дает широкие возможности для сторон, хотя и обязывает их добросовестно и внимательно подходить к составлению условий договора. Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на отсутствие легальной дефиниции, услуга бизнес-образования существует как доктринальное понятие, образовавшееся на основе сложившейся практики. С позиций педагогических и экономических наук услуги бизнес-образования — это частный случай услуг образования в целом, профессионального образования, в частности, и дополнительного профессионального образования, в особенности. В этом контексте важно, что услуги бизнес-образования оказываются учреждениями, имеющими лицензию на ведение профессиональной образовательной деятельности. Вместе с тем, с позиций нашего исследования, важно и то, что в современных условиях услуги бизнес-образования представляют собой частный вид услуг консалтинга и, соответственно, интеллектуальных услуг. Следовательно, услуги бизнес-образования могут оказывать частные лица и отдельные консалтинговые компании, как имеющие, так и не имеющие лицензии на образовательную деятельность.

В данной связи считаем уместным привести определение, представленное в электронной энциклопедии «Википедия»: бизнес-образование — это «профессиональное образование и обучение людей, участвующих в выполнении

функции управления на предприятиях и в хозяйственных организациях, которые действуют в условиях рынка и ставят своей главной целью получение прибыли». Близкие подходы высказывают и другие авторы [1]. Так, М. И. Гаврилова, Т. О. Григорьева (гАСИС), В. В. Шеметов утверждают, что применительно к российским реалиям: «Дополнительное

бизнес-образование (ДПБО) есть образовательная деятельность по подготовке менеджеров на предприятиях и в хозяйственных организациях, которые действуют в условиях рынка и ставят своей главной целью эффективность экономики предприятия, оцениваемой объемом полученной прибыли. ... Общие цели бизнес-образования, его принципиальное содержание и требования к нему со стороны фирм и индивидов показывают, что это весьма специфическая область образования, в природе которой заложен внутренний конфликт между собственно образовательной функцией (передачей знаний — академических) и функцией подготовки к работе, т. е. к практическому осуществлению определенных видов деятельности (активное освоение практических методов, приемов и процедур)».

Важным является и то, что характерными принципами при оказании услуг бизнес-образования в российских бизнес-школах, центрах управленческого образования, вузах являются следующие: прагматизм как ориентация на развитие предпринимательства и бизнеса, практическая конкретность и индивидуальная значимость программного материала; междисциплинарный характер обучения, предусматривающий освоение экономико-управленческих и правовых дисциплин, тематических спецкурсов; теоретическое и эмпирическое осмысление экономической системы, ситуационный подход, моделирование реальных процессов; гибкость программ, блочно-модульная организация дополнительного профессионального образования; многообразие уровней, форм и методов обучения, включая подготовку преподавателей и консультантов для бизнес-школ и учебно-деловых центров. Эти принципы позволяют сегментировать рынок услуг

бизнес-образования, классифицировать его на различные виды. На текущий момент известно несколько подходов к классификации мероприятий бизнес-образования (семинаров и тренингов) в зависимости от целей и задач. В самом общем виде бизнес-тренинги можно подразделить, в зависимости от следующих факторов по: тематике; составу участников (руководители, зам. руководители); уровню проблем: индивидуальный уровень (относится к потребностям, которые связаны с навыками конкретных руководителей), системный уровень (потребности, связанные с взаимодействием внутри образовательного учреждения), стратегический уровень (потребности, относящиеся к стратегическому развитию учреждения, его положению в социально-экономической среде); по характеру аудитории: открытые — тема обучения объявляется заранее, руководители из разных учреждений проходят совместное обучение; корпоративные тренинги — обеспечиваются штатными или приглашенными специалистами, которые проводят комплексное обучение руководителей и зам.руководителей, руководителей направлений.

Значимыми атрибутами услуг современного бизнес-образования яв-ляяются форма проведения и методы обучения. Среди наиболее распространенных форм обычно называются следующие: практические семинары, лекции, консультационные семинары, деловые игры. Менее распространенными на российском рынке являются такие формы, как конференции, экспертные семинары, инновационные игры.

Таким образом, резюмируя содержание статьи, считаем необходимым сделать следующие выводы:

1. Бизнес-образование является особым сегментом рынка дополнительного профессионального образования. Услуги бизнес-образования ориентированы на повышение квалификации взрослых людей, практикующих в сфере управления.

2. Услуги бизнес-образования недостаточно изучены в экономической литературе. Считаем целесообразным предложить собственную трактовку:

«Услуга бизнес-образования — это особый вид услуги в системе дополнительного профессионального образования, осуществляемой юридическим или физическим лицом, заключающейся, с одной стороны, в услуге консалтинга, состоящей в процессе передачи потребителю — реальному или потенциальному представителю бизнеса — определенной информации, а с другой стороны, — в образовательной услуге, состоящей в процессе передачи потребителю знаний, умений и навыков, направленной на повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующей развитию деловых и творческих способностей, а также повышению культурного

уровня индивида». В отличие от известных дефиниций, трактовка рассматривает данные услуги в неразрывном дуализме образовательного процесса и процесса консалтинга. Кроме того, мы полагаем, что услуги бизнес-образования являются частным случаем услуг дополнительного профессионального образования. Бизнес-образование руководителей как процесс нуждается в структурировании и описании.

3. Выявлено, что в научной литературе отсутствует осмысление проблематики развития услуг бизнес-образования с позиций маркетинга. Не наблюдается единства мнений ни по содержанию, ни по количеству составляющих комплекса маркетинга услуги бизнес-образования, что свидетельствует о необходимости научной разработки проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

1. ЛЕОНГАРДТ В. А. Тенденции развития рынка российского бизнес-образования // Компетентности и компетенции персонала отраслевых организаций: структура и содержание, технологии развития : сб. науч. ст. 2 Междунар. науч.-практ. конф. / под науч. ред. Э. Э. Сыманюк, Л. Ю. Шемятихиной ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2011.

2. ПРИКАЗ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26.08.2010 г. № 7б1н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

3. РОССИЙСКИЙ статистический ежегодник. 2010.

4. САЙТ Уральского государственного педагогического университета. История // URL: http://www.uspu.ru/universitet/history.

5. ФЗ РФ «Об образовании». 1992.

6. ФЗ РФ «О дополнительном образовании». 2001.

Статью рекомендует д-р. псих. наук, проф. Э. Э. Сыманюк

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.